Ребенок 5 лет не идет на контакт со взрослыми

Ребенок 5 лет не идет на контакт со взрослыми thumbnail

Ох, как же я переживала – привели ребенка на консультацию, а он стоит-молчит, прячется за маму. Уже и так и этак, и мыльные пузыри и танцы с бубнами, а он молчит. Чувствуешь себя клоуном-неудачником и бесталанным психологом в одном лице.

Когда-то, по молодости, каждую такую ситуацию я воспринимала мучительно – старалась заинтересовать ребенка, анализировала из-за чего все пошло не так и судорожно искала возможность провести все необходимые методики.

А потом это как-то прошло… Заходит мальчик или девочка – смотрит в пол, за маму уцепился, что-то ей на ушко шепчет… Да и ладно. Спокойно общаюсь с родителями, жду, когда ребенку надоест стоять, когда подойдет и игрушкам, и, как бы ненароком, не отвлекаясь от разговора с родителями, предлагаю лист бумаги, карандаши. Как правило, и это не помогает. Не хотят эти дети рисовать, а снова начинают за маму прятаться, дергать ее за рукава, всячески привлекать ее внимание. Вплоть до того, чтобы залезть маме на руки, сесть спиной к тетке-психологу и тихонько хихикая закрывать маме рот рукой или пытаться любым другим способом отвлечь ее от беседы.

Что касается основных жалоб родителей, то они, как правило, типичны – ребенок не разговаривает (или практически не разговаривает) с незнакомыми людьми, избегает шумных мест, не знакомится с детьми на площадках, а общается только с теми немногими детьми, которых хорошо знает и вообще «очень застенчив».

Впрочем, эта «застенчивость» имеет несколько странный характер – ребенок, который с дурашливым выражением лица отворачивается от вопрошающего его взрослого из-за маминой спины может показать язык или скорчить рожицу, без разрешения полезть в шкаф с игрушками.

В целом это поведение больше похоже на игру, на баловство – «а ну-ка, взрослые, побегайте вокруг меня, помучайтесь, упросите меня слово вымолвить».

Однако, проблема эта довольна серьезна и имеет свое название – ЭЛЕКТИВНЫЙ МУТИЗМ. Этим термином называют явление, когда ребенок вполне нормально владеет речью, но не использует ее для общения с определенными людьми или в определенных ситуациях. Он бывает разной степени выраженности: в легких случаях, ребенок по мере привыкания идет на контакт или не разговаривает только с определенной узкой категорией людей, например пожилыми женщинами. В тяжелых случаях – никто кроме мамы и папы никогда не слышал от ребенка ни одного слова.

Элективный мутизм, может быть в структуре детской шизофрении, психоорганического синдрома. Однако, нередко, никаких специфических нарушений, указывающих на наличие вышеназванных синдромов, не обнаруживается ни при стандартном патопсихологическом обследовании, ни с помощью аппаратных методов обследования. В таком случае, можно говорить об элективном мутизме, как самостоятельном нарушении. Иными словами, во многих случаях элективный мутизм, является проявлением целого комплекса индивидуальных особенностей ребенка.

Эти дети довольно специфического склада – с очень ярко выраженной незрелостью эмоционально-волевой сферы и социальной тревожностью, капризные и несамостоятельные – они буквально втягивают мам в симбиотические отношения, демонстрируя свою неспособность оставаться без них, «не отлипая» и «не отпуская». В то же время, в домашней обстановке, они могут быть весьма настойчивы в достижении своих целей и нытьем или истерикой добиваться своего.

Как правило, родители недооценивают проблему, считая, что ребенок «просто еще маленький», «просто мамин сынок», «просто перерастет».

Однако, есть достоверные данные, свидетельствующие, что люди, имевшие в детстве такие особенности, во взрослом возрасте пополняют ряды пациентов, с так называемыми пограничными состояниями. Их основной проблемой становятся социофобические реакции, панические атаки, созависимые отношения. А другая часть детей, и в более старшем возрасте, и будучи взрослыми, не начинает говорить так, как это принято в социуме.

Поэтому, если родители, педагоги, психологи увидели такую проблему, стоит внимательно отнестись к диагностике и ее решению, пока эти поведенческие реакции не закрепились настолько, что начали оказывать свое негативное влияние на жизнь ребенка – ведь «молчащий» человек лишает себя возможности обучения в школе, институте, и в конечном итоге, нормальной полноценной жизни.

Источник

(Гость) прохожая 13.10.2008 11:05

Не знаю, может вам поможет. Говорят, я сама в детстве была жуткая бука. Придем в гости, все за стол, а по пол вечера стою в коридоре одетая, ни с кем не разговариваю, снять пальто отказываюсь. Бедная мама тоже ходила к врачу, ей тоже сказали, что у меня задержка в развитии. Хорошо, моя бабушка не поверила. Знаете, и я очень долго была букой. было это 30 лет назад. Сейчас нормальный взрослый человек.
Я к тому, что у каждог ребенка свои особенности. В саду и в школе у меня были подружки. Но вот устно ответить — пролема. Подойти к учительнице что-то спросить — проблема. Спросит взрослый о чем-то — молчу, игноринрую. как-то это переросла.
И по себе помню: когда слишком настаивали на моем общении, напирали на меня, обращали внимание: что это она стоит, молчит — я только больше замыкалась в себе и молчала из принципа. Может, надо оставить ребенка в покое? Еще слышала от психологов термин: детский негативизм. Это пройдет с возрастом. Удачи вам.

(Гость) Алена 25 06.11.2008 01:02

Анастасия, а зачем ребенку лекарство давать, если он не захотел разговаривать с врачем это еще ничего не значит.
Может быть дело не в ребенке, а во взрослых с которыми он не разговаривает, дети очень хорошо чувствуют взрослых, если есть несоответствие эмоций, жестов и того, что человек доносит до нас при помощи речи,то ребенок может просто впасть в ступор, например, врач говорит что-либо ласковым голосом, но внешне не проявляет никакой заинтересованности к ребенку. А есть взрослые люди с которыми он может заговорить?

(Гость) Марина 14.01.2011 12:32

Здравствуйте. У нас с сынулей такая же ситуация, не в какую не хочет общаться со взрослыми . Точнее сказать с некоторыми взрослыми. С детками без проблем идёт на контакт. Сначало переживала. Сейчас отношусь к этому спокойно, просто детки чувствуют энергетику взрослого человека, что-то вот ему не нравится и я полностью доверяю его выбору. Воспитатели в саду говорят мне, что ни в какую общаться и исполнять прозьбы не хочет. Значит так надо и я не щитаю это проблемой. Сердце матери не обманиш.

Читайте также:  Устроить праздник ребенку на день рождения 5 лет

Наталья | (Жен., 34 лет, Уфа, Россия) | 31.08.2011 13:51

Здравствуйте!Марина у меня аналогичная проблема с сыном!Как мать я его понимаю,но как убедить врачей в том что ребенок не хочет с ними идти на контакт!Они ведь сразу делают выводы и ставят диагнозы!!!!

(Гость) lesj 13.12.2011 13:53

Здравствуйте, у меня дочка 5 лет такая же проблема с детьми играет общается в садике,а как подходит воспитательница молчит но то что она попросит все выполняет также комиссия была поставили зпрр наверное потому что опять она молчала.как же с этим бороться?но бывает едем в автобусе может чужому человеку рассказать все о себе,наверное потому что я рядом.

(Гость) Жанна 20.07.2013 13:17

Девочки, здравствуйте, у нас аналогичная проблеме, через месяц дочке будет 5 лет, она не идет на контакт с воспитательницами, были у логопеда не произнесла и звука. Дома очень активная, с детьми общается как в садике, так и во дворе хорошо, говорит на двух языках на нашем родном и на русском. Не знаю, что и делать логопед сказала, что это психологическое развитие соответствует детям 3 лет, это они с посторонними молчат.

ольга | (Жен., 51 лет, Петрозаводск) | 28.05.2014 22:32

Жанна,здравствуйте.Прочитала ваше сообщение годовалой давности по поводу того,что дочка не разговаривает со взрослыми,у меня с сыном та же проблема.Ему скоро пять лет,с детьми общается,с чужими взрослыми ни в какую,и с воспитателем в детском саду в том числе.Вы как-то справились с этим?Ответьте,пожалуйста,не знаю,что делать.

ольга | (Жен., 65 лет, Армавир, Россия) | 02.12.2015 12:34

Девочки,здравствуйте.Я бабушка,у меня 6 внуков,трое ходят уже в школу,отличники,а трое пойдут на следующий год,ходят в сад.И вот у одного внука такая же проблема,нет контакта со взрослыми.Пишет,читает,считает,а на вопросы не отвечает,а как же в школе будет?Родители считают

Девочки,здравствуйте,у нас такая же проблема,внуку 6 лет,пишет,считает,читает,а на вопросы и устно не отвечает.Что делать не знаем.Подскажите,может кто-то справился с этой проблемой,психологи не помогли.
.

(Гость) Ната 12.01.2017 13:23

Здравствуйте!Моей дочери 2,8.Не идет на контакт со взрослыми.Только узкий круг,с которыми часто общается.Если кто- то начинает настойчиво обращаться,она замирает и опускает голову,может и заплакать.Отставания в развитии нет.У кого такое было и как с этим справились?


СОЗДАТЬ НОВОЕ СООБЩЕНИЕ.

Но Вы — неавторизованный пользователь.

Если Вы регистрировались ранее, то «залогиньтесь» (форма логина в правой верхней части сайта). Если вы здесь впервые, то зарегистрируйтесь.

Если Вы зарегистрируетесь, то сможете в дальнейшем отслеживать ответы на свои сообщения, продолжать диалог в интересных темах с
другими пользователями и консультантами. Помимо этого, регистрация позволит Вам вести приватную переписку с консультантами и другими пользователями сайта.

Зарегистрироваться   Создать сообщение без регистрации

Источник

Комментарий к посту «Подслушано Мамочки»

Милые мамочки, помогите советом. Дочке 4 года, при виде чужих людей она прячется за спину родителей. Стоит только нам встать и заговорить на улице с кем то из знакомых, она прячется и ни как не идёт на контакт. Это касается и взрослых и сверстников. С воспитателями в детском саду ведёт себя хорошо, разговаривает, но мы не можем пойти в секцию, к логопеду и т.п.
Может нам к психологу обратится, или это норма в поведении детей в этом возрасте?

Уважаемая мамочка, вашей дочери уже! 4 года. Поведение, которое вы описываете (прячется за спину родителей при виде посторонних, не взаимодействует с логопедом и тренером) не является нормативным для детей после 4-х лет.

Если реакция избегания контакта с новыми людьми типична для вашей девочки и проявляется не только во взаимодействии с одним конкретным человеком, а многими, то стоит поискать причины такой реакции самостоятельно или совместно с психологом.

В возрасте 4-х лет ребенок начинает активно осваивать мир людей и отношений. Поэтому новый взрослый и тем более сверстник должен вызвать естественный интерес. Новый человек будет ребёнком «осмотрен» и «оценен» на предмет «опасен/не опасен», «интересен/не интересен».

Взрослый с которым мама дружелюбно разговаривает, которому она улыбается, с которым обнялась при встрече, естественно должен быть ребёнком оценен как «безопасный». Конечно малышу нужно некоторое время, чтобы понаблюдать и за реакцией мамы на этого человека, и за самим человеком. Обычно для этого достаточно нескольких минут.

Вторую проверку «на интерес» пройдет не каждый взрослый. И это нормально. В этом случае малыш через пару-тройку минут переключит свое внимание на более интересные вещи. Например, пойдет мерить глубину ближайшей лужи. А если вы будете его крепко держать за руку, то будет ныть или каким-либо другим образом протестовать.

Конечно, дети разные. Одни смелые и коммуникабельные, другие — не очень.

«Она (он) у нас просто стеснительная(ый)» — могут сказать некоторые родители и ничего не предпринимать.

Чтобы принять верное решение, стоит ответить на вопросы:
— То, что наш ребёнок такой стеснительный (неуверенный, не доверяющий миру) помогает или мешает ему развиваться и осваивать мир?
— Такая особенность в поведении и восприятии мира делает его жизнь лучше, интереснее?

Мой ответ: «Нет!».

Представьте на сколь богаче был бы опыт ребёнка, если бы он был более открытым и смелым! На сколько больше бы умел, на сколько больше бы знал и понимал! Представьте на сколь богаче был бы опыт ребёнка, если бы он был более открытым и смелым! На сколько больше бы умел, на сколько больше бы знал и понимал! Одни только занятия с логопедом и занятия в секции сколько ему могут дать! Я уже не говорю про игры со сверстниками на детских площадках! И насколько ребенок был бы более счастлив!

Ведь в те моменты, когда человек испытывает тревогу и страх, он не познаёт мир и не чувствует радости.

Помогите своему ребёнку стать более смелым. Разберитесь в причинах его стеснительности. Обратитесь за помощью к специалисту, чтобы понять причины и выбрать эффективную стратегию помощи своей малышке.

Ведь за такой, с виду приятной характеристикой, как «застенчивость», стоит недоверие, тревога и страх.

Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте, Одноклассники, Facebook.

Читайте также:  Норма сладкого в день для ребенка 5 лет

Светлана Цуркан

Другие статьи этого же автора:

Низкая самооценка ребёнка. Откуда она взялась?

Лидер или выскочка?

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).

Источник

Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.

Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.

«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать. Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь. Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Какой хороший я!

Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».

Читайте также:  Интересная история для ребенка 5 лет

Стратегия и тактика ваших действий

  • Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
  • Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
  • Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
  • Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.

Комментарий психолога:

«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.

Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером. И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность».

Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Инесса Смык

По материалам журнала «Кутузовский проспект»

Источник