Ребенок 5 лет не говорит что делать занятия упражнения

Ребенок 5 лет не говорит что делать занятия упражнения thumbnail

По статистике, с каждым годом становится больше детей, страдающих от задержки речевого развития, начинающих поздно говорить. Специалисты связывают явление с экологией, увеличением случаев тяжелых родов, перинатальных дефектов в развитии плода. Когда ребенок не говорит в 5 лет из-за психологических, социальных факторов, исправить ситуацию легче. Если причина кроется в биологических, патологических факторах, вылечить ребенка, провести коррекцию смогут только медики.

Причины отсутствия речи в 5 лет

Ребенок в пять лет не говорит

Трехлетний возраст − рубеж, когда стоит бить тревогу, если ребенок не заговорил. К 5 годам малыш должен иметь словарный запас до 3000 слов, понимать речь взрослого, рассуждать, пересказывать небольшие произведения, состоящие из 30-50 предложений.

Психологические

В 70% случаев психологические причины основаны на взаимодействии малыша с родителями, системе воспитания в семье, окружающего социума. Ребенок может разговаривать внутренне, но не произносить ни слова вслух. Это связано с нежеланием мальчика или девочки вступать в речевую деятельность. Иногда для этого нет стимула, например, когда родители сами всё выполняют за дитя. Если окружение не взаимодействует с ребенком, он живет собственной жизнью, сидит за мультиками, гаджетами, нет мотивации к активному говорению. Общаться с малышом нужно с перинатального (внутриутробного) развития крохи.

Аутизм

Патология связана с нарушением коммуникации с социумом. Дети, больные аутизмом, не контактируют с ближайшим окружением, с опаской относятся к незнакомым. В 70% случаев страдает речевая деятельность. В зависимости от стадии и вида патологии бывает самостоятельное нежелание детей говорить, либо из-за нарушения ЦНС, речевого аппарата. В большинстве случаев родители приходят к дефектологам, неврологам и логопедам из-за отсутствия речи у ребенка с ранним аутизмом. Это первый признак болезни, на который обращают внимание взрослые.

Заподозрить ранний детский аутизм можно по признакам:

  • малыш с ранних лет не говорит о себе, не задает вопросы, несмотря на то, что есть минимальный словарный запас;
  • может говорить, но не использует данную функцию для связи с окружающим миром;
  • для речи детей, больных аутизмом, характера игра слов, перестановка местоимений, неологизмы, отсутствие реакции на разговор других людей, шепотная, редкая речь;
  • интеллект у детей-аутистов в среднем ниже, чем у здоровых детей;
  • обучение дается с трудом, но имеется активная познавательная деятельность;
  • детям-аутистам свойственны ритуалы, стереотипное поведение, привязанность к постоянству, аутоагрессия или гетероагрессия.

Соска, современные гаджеты

Нередко речевая деятельность задерживается из-за использования пустышки. Когда малышу предлагают соску с рождения, убрать приспособление необходимо максимум в 1,5 года, чтобы не тормозить речевую деятельность, наступающую в возрасте 1,5-3 лет. Если родители продолжают использовать пустышку для успокоения малыша в 2-3 года, процесс говорения может затормозиться на несколько месяцев, лет. Малыш пропускает период, когда происходит естественное активное развитие говорения от букв, слогов к словам и предложениям. Крик, плач − тоже этапы становления речи, не нужно их устранять с помощью подручных средств.

Компьютер, телефон, планшет, телевизор в современном обществе становятся первопричиной задержки речевого развития к пяти годам, когда малыш должен уже рассуждать, говорить предложениями. У ребенка, постоянно находящегося за просмотром мультиков, игр, не формируется стимул к речевой деятельности, нет живого общения.

Злоупотребление гаджетами отрицательно сказывается на развитии речи

Гиперопека

Проявляется в несамостоятельности детей. Родители часто решают всё за ребенка, не дают ему возможности ответить на вопрос, общаться со сверстниками. Проблема заключается в отрешенности от социума, ведь он, по мнению взрослых, опасен. У ребенка нет мотивации, возможности для развития процесса говорения.

Повышенная тревожность, испуг

ЗРР (задержка речевого развития) происходит на психосоматическом уровне. Ребенок в 5 лет не говорит вообще из-за психологической травмы, полученной в детстве или незадолго до молчания. Стать травмирующим фактором может любая ситуация:

  • неприятное общение со взрослым;
  • недопонимание со стороны родителей;
  • жесткое воспитание;
  • сильный напор родителей в научении говорению (когда ребенок постоянно слышит: «Скажи!», «Повтори!»);
  • над ребенком посмеялись во время говорения.

Не говорить малыш может в результате сильного испуга: набросилась собака, умер кто-то из родственников, падение и т. д.

Медицинские

Тугоухость как причина ЗРР

Связаны с органическими нарушениями, патологиями в ЦНС, речевом аппарате. Необходима помощь не только логопеда, но и медика. Говорение может отсутствовать изначально, быть врожденным дефектом или появиться после. Причиной отсутствия речи становятся:

  • тугоухость, отсутствие слуха;
  • аутизм тяжелой степени;
  • умственная отсталость;
  • афония (патология речевых связок);
  • афазия;
  • нарушения мозгового кровообращения и пр.

Список может содержать больше пунктов, когда дело касается неврологических, психиатрических проблем. Если нарушены процессы в головном мозге, нервной системе, затрагивается и речевой аппарат. Прогноз в большинстве случаев зависит от времени диагностики. Чем раньше родители заметят нарушения, тем легче помочь малышу.

Логопедические

Если девочка или мальчик не говорят в 5 лет, в 60% случаев причиной патологии становятся дефекты речевого аппарата. Родители замечают нарушения в период обучения в дошкольном учреждении, при изучении букв. Малыш не может произнести простые слоги, звуки, меняет их местами, путает, говорит неверно.

Различные формы алалии

Занятие с логопедом-дефектологом при алалии

Алалия бывает нескольких видов: сенсорная, моторная. Относится к недоразвитию речи I уровня, исправить которую под силу логопеду-дефектологу. Сенсорная форма патологии заключается в непринятии речи взрослого. Малыш не может ответить на вопрос взрослого, разговаривает на придуманном «своем» языке. При моторной алалии ребенок разговаривает при помощи отдельных звуков, телодвижений. Производит впечатление эмоционального, умного малыша, которого можно понять без слов. Кроха всё отлично запоминает, но не воспроизводит вслух.

Читайте также:  В какой дозировке дать ребенку парацетамол 5 лет

Задержка речевого развития

Когда ребенок не говорит, не успевает за сверстниками по нормам говорения, это называется ЗРР. Он не может сказать предложения, слова, иногда общается с помощью отдельных звуков, мимики и жестов.

Развивается в результате:

  • длительного соматического расстройства;
  • педагогической запущенности (когда родители не уделяют развитию ребенка достаточного внимания);
  • родовой травмы;
  • неблагоприятной речевой среды;
  • дефицита общения.

Анартрия, дизартрия

Относятся, как и алалия, к общему недоразвитию речи. Нередко являются следствием другого заболевания − ДЦП. Проявляются в виде невозможности ребенка произносить звуки, жевать, дуть, улыбаться. Симптоматика зависит от степени поражения органов речи.

Формы дизартрии

Причиной анартрии и дизартрии становится:

  • воздействие неблагоприятных факторов внешней среды при беременности;
  • тяжелая родовая деятельность;
  • гемолитическая болезнь;
  • родовая травма;
  • синдром Мёбиуса;
  • наследственность.

Афазия

Выражается в отсутствии речи в результате травмы родовой или приобретенной, возникшей болезни. Афазия появляется из-за нарушений мозгового кровообращения, тромбоэмболии, опухолей, инсультов, инфекционных заболеваний головного мозга. Дети, страдающие афазией, не могут произносить слога, имеют «телеграфный» стиль общения, делают длительные паузы перед следующим словом.

Лечение, диагностика

Логопедическая диагностика

Чтобы понять причину ЗРР, следует пройти специальную диагностику. Малыша необходимо показать неврологу, психиатру и отоларингологу, чтобы исключить медицинские патологии. Если болезней не выявлено, обращаются за помощью к логопеду-дефектологу, психологу. Нередко заниматься коррекцией и терапией приходится нескольким специалистам. Медики не советуют самостоятельно искать причину отсутствия речи, делать что-либо в домашних условиях, чтобы не навредить ребенку. ЗРР в 5 лет − серьезная проблема, заниматься которой должны квалифицированные люди.

Понять, к кому обратиться при определенном диагнозе, поможет таблица, представленная ниже.

ПатологияКто занимается проблемой
Афония, отсутствие слуха, тугоухостьЛОР, логопед-дефектолог, фониатр
РинолалияЛогопед-дефектолог, хирург
ЗРРЛогопед-дефектолог, невролог, психолог
ОНР (общее недоразвитие речи)Невролог, логопед-дефектолог, ЛОР
АутизмПсихиатр, психолог, невролог
АфазияЛогопед-дефектолог, невропатолог
АлалияЛогопед-дефектолог
Умственная отсталостьОлигофренопедагог, невропатолог, психолог

Вовремя диагностированная патология позволит начать комплексное лечение как можно раньше. При таком подходе в большинстве случаев удается добиться качественной речи к периоду школьного обучения. Поэтому при отсутствии или нарушениях речи у дошкольника следует обращаться к логопеду, неврологу, которые проведут диагностику и выявят причину патологии.

Источник

Ребенок не говорит в 5 лет или говорит, но плохо. Что делать, когда развитие речи значительно отстает от нормы?

Если вы столкнулись с такой проблемой, то надеемся, что наша статья в удобном формате вопросов и ответов будет вам полезна.

Как должна звучать речь ребенка в 5 лет

Ребенок в этом возрасте умеет:

Норма развития речи в 5-6 лет

К пяти годам словарный запас увеличивается до 3000 слов. Все звуки в составе слов родного языка произносятся четко, однако могут остаться самые сложные “р”, “л”, а также шипящие, произношение которых нормализуется ближе к шести годам.

Уже контролируется громкость голоса, воспроизводится нужная интонация, регулируется темп речи. Становится меньше пропусков и перестановок в словах, но не всегда правильно ставится ударение, допускаются ошибки при склонении существительных по падежам.

Пятилетки хорошо запоминают наизусть стихи, могут сами составить развернутый рассказ по картинке. Они используют все части речи, подбирают синонимы. Их речь уже похожа на речь взрослого.

Каковы признаки психического и речевого отставания в развитии

Если есть нарушения в развитии, то об этом говорят следующие признаки:

  • повышенное слюноотделение;
  • гиперактивность, быстрая утомляемость, агрессивное поведение, рассеянность;
  • слабое воображение, недостаточность эмоциональных проявлений;
  • затруднения в общении с другими людьми и, как результат, неконтактность и некоммуникабельность;
  • сложности в составлении предложений, непонимание простых обращений;
  • неразборчивая и несвязная речь: слишком быстрая, либо чересчур медленная; качественное и количественное недоразвитие словарного запаса.

Отставание в психическом развитии сказывается на развитии речи. И наоборот, неразвитость речи влияет на состояние психики ребенка. Речевые проблемы, затянувшиеся во времени, влекут за собой запаздывание психического и умственного развития.

Испытывая трудности в обмене информацией с окружающим миром, ребенок отстает в своем развитии. Помощь ему — это как можно раньше начатое лечение.

Какие могут быть причины отсутствия речи у ребенка 5 лет

Если ребенок не разговаривает в 5 лет, причинами этого могут быть:

  • нарушение работы головного мозга и нормального темпа психического развития;
  • последствия родовых травм, перенесенные мамой во время беременности инфекционные заболевания;
  • патологическое нарушение слуха;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • наследственная предрасположенность;
  • воздействие стресса, перенесенная психологическая травма.

Плановые осмотры у педиатра выявляют нарушение в развитии ребенка, в том числе и речевое, задолго до пятилетнего возраста.

Комплексные обследования с привлечением таких специалистов как невропатолог, психоневролог, логопед, отоларинголог, дефектолог, психолог позволяют своевременно начать лечение и последующую коррекционную работу по исправлению неправильного звукопроизношения.

Что делать, если ребенку 5 лет, а он плохо говорит

Прежде всего родителям малыша, имеющего речевые проблемы, следует запастись терпением и настроиться на кропотливую и долговременную работу.

Читайте также:  Почему толстеет ребенок 5 лет

Вместе с лечением основного заболевания, повлекшего за собой отставание речевого развития, можно и нужно:

  1. Наполнить домашнюю атмосферу теплом и уютом. Доброжелательность друг к другу всех членов семьи, отсутствие ссор и чересчур эмоционального выяснения отношений, благотворно скажутся на самочувствии ребенка.
  2. Создать речевую среду для малыша, в которой ему будет легче наверстывать отставание. Что это значит? Направить на него свое внимание, комментировать все свои действия, вовлекать его в диалог, рассказывать о том, что происходит вокруг.
  3. Совершать прогулки на природе. Наблюдая за жизнью растений, насекомых, птиц, являясь свидетелем природных явлений, ребенок познает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать.
  4. Организовать общение с другими детьми. Это необязательно должны быть сверстники, главное — чтобы у вашего малыша было желание с ними общаться.
  5. Выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Стимулируя те отделы головного мозга, которые отвечают за речевую функцию, гимнастика для пальчиков рук является необходимой составляющей работы при проблемах с речью. Тем более, что такие занятия как лепка, рисование, конструирование, шнуровка, мозаика, застегивание пуговиц и замков, пересыпание круп очень любимы детворой.
  6. Практиковать артикуляционную и дыхательную гимнастики. Это нужно для развития мышц речевых органов, их подвижности и гибкости, а также для правильного дыхания при произнесении звуков.
  7. Научиться простым приемам логопедического массажа. Растирание щек, похлопывание подушечками пальцев по подбородку и губам, бережное разминание мышц лица нормализует их тонус и координирует артикуляционные движения.
  8. Читать детскую литературу. Сказки, стихи, рассказы будят воображение, позволяя проживать жизнь своих героев, которые побеждают зло, преодолевают трудности, помогают в беде, умеют прощать и любить. Это помогает в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка, формировании коммуникативных навыков.
  9. Заниматься логоритмикой, выполняя движения под музыкальное или речевое сопровождение.

Логоритмика развивает речевые навыки

Существуют ли дополнительные методы коррекции речи

Да, дополнительные практики существуют. Это дельфино- и иппотерапия.

Дельфинотерапия при ЗПРР

Общение с лошадьми и дельфинами приносит много удовольствия и хорошо зарекомендовало себя при лечении детей с задержкой психического и речевого развития.

Иппотерапия как метод лечения ЗПРР

Это также арт-терапия. Лечебное воздействие через средства изобразительного искусства, восприятие музыки, создание театрализованных образов, игровые приемы, использование кукольных персонажей мобилизует творческий потенциал ребенка, активизирует внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Ребенок 5 лет не говорит что делать занятия упражнения

При психическом и речевом отставании хорошие результаты дает остеопатия. Мануальное воздействие на определенные зоны позволяет сбалансировать деятельность нервной системы, улучшить психическое состояние малыша.

Что можно сказать о прогнозах лечения, если в 5 лет ребенок не говорит

Задержка речевого развития, если ее своевременно обнаружить и начать исправлять, не перерастет в серьезную проблему. Начинать коррекцию в 5 лет довольно поздно — процент благоприятного исхода падает стремительно к 7 годам.

Ответственность, которую несут родители, заключается и в том, чтобы вовремя заметить у своего малыша сильное отличие в развитии речи от возрастной нормы и принять меры.

Если ребенок плохо говорит в 5 лет, но лечение начато гораздо раньше, возможность выздоровления зависит от степени отставания и от применяемых методов коррекции. Благоприятный возраст для начала активных действий — это 2-3 года. В этом случае самая большая вероятность полного выздоровления.

Надеемся, что в нашей статье вы нашли ответы на волнующие вас вопросы. Пусть ваш малыш каждую минуту чувствует вашу любовь, поддержку и заботу. Терпения вам и веры в то, что вместе вы все преодолеете.

Источник

Нормы развития речи малышей

Нормативы — с одной стороны, спорная вещь, а, с другой, они объективно существуют, созданы на основе исследований, наблюдений за детьми. Здесь мы предложим данные Кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

Когда ребенок заговорит? Спросите у себя!

3-6 месяцев — ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.

1 год — произносит первые слова «мама», «дай». В активном словарном запасе 1-10 слов, в пассивном — 30-60 слов.

2 года — конструирует простые фразы из 3-4 слов; словарный запас от 100 слов.

Эти ужасные двухлетки: как уживаться с непоседой

3 года — строит распространенные фразы, много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.

4 года — использует для построения фраз грамматически верные конструкции, все части речи.

4-5 лет — речь приобретает форму короткого рассказа.

6 лет — речь сформирована.

В общем, когда ребенку год, и он плохо говорит, повода для сильного волнения быть не должно. Даже наличие одного слова в этом возрасте уже считается нормой. Впрочем, каждый родитель имеет право проверить свои опасения, посетив врача.

Rebenok-ploho-govorit-k-kakim-vracham-obrashatsya

К какому врачу обращаться?

Если родители видят отставание от норм их «молчуна», стоит начать с педиатра. Возможно, он порекомендует обратиться к неврологу, отоларингологу, сурдологу, психиатру. Назначить лечение (ноотропные препараты, физиопроцедуры, оперативное вмешательство) может только врач. Логопед — это педагог, а не доктор, и он не в силах установить причину проблем с развитием речи. К тому же весьма распространена практика, что логопеды занимаются с детками постарше. Случается, необходима совместная работа логопеда и медиков.

Читайте также:  Невыносимый ребенок 5 лет

7 видов нарушений речи

1Для исправления дислалии (неправильное произношение отдельных звуков), как правило, достаточно усилий логопеда. На занятиях педагог «научит» мышцы губ и языка правильному положению для создания звука.

2 При ринолалии (неправильное произношение всех звуков) речь невнятна, монотонна; скорее всего, нарушено строение артикуляционного аппарата, и нужна консультация ЛОРа.

3 Моторная алалия — это состояние, когда малыш все хорошо понимает, однако плохо произносит некоторые звуки, у него маленький для своего возраста словарный запас, ошибки в согласовании рода, числа, падежа. Причина — поражение некоторых центров головного мозга.

4 Из поражений речевых центров возможна и сенсорная алалия. В этом случае ребенок не понимает смысла обращенной к нему речи. Он повторяет слова, предложения и даже целые стихотворения, не понимая, однако, их смысла. Для диагностики обращаются к неврологу.

5 Афазия — редкое явление, когда до определенного возраста речь развивалась нормально, а потом в результате болезни или травмы начался регресс. Требуются экстренные меры диагностики у невролога.

6 Дизартрия — тяжелое нарушение, которое обычно сопутствует неврологическим заболеваниям и органическим поражениям головного мозга. Как правило, для ее исправления логопед и невролог объединяют свои усилия.

7 Реактивный мутизм — полная немота, возникшая у ребенка, владеющего речью. Отличить это невротическое проявление от психиатрического заболевания может только доктор.

gadjety-meshaut-pravilnomu-razvitiu-rechi

Причины возникновения проблемы

Итак, среди наиболее распространенных причин можно назвать такие:

  1. Родовые травмы.
  2. Дефицит личного общения (начиная с внутриутробного развития).
  3. Медленное созревание нервной системы.
  4. Поражение слуха.
  5. Общее расстройство развития нервной системы.
  6. Отсутствие мотивации говорить.
  7. Педагогическая запущенность.
  8. Психологическая травма.

Как помочь ребенку заговорить?

1 Общаться. Это банально, но с малышом нужно говорить буквально с момента, когда ты узнала, что беременна. С новорожденным — тоже, но внятно, не спеша, с четкой артикуляцией, интонациями, повернувшись лицом к лицу с ребенком, чтобы он видел мимику, «считывал» положение головы и тела. Можно комментировать собственные действия, рассказывать о том, что вы оба видите в данный момент, рассматривать картинки и описывать их.

2 Слушать и понимать. Интонации грудничка часто окрашены смыслом (страх, просьба, нетерпение), и мама, которая разгадала их и озвучила, проговорила эмоцию, делает очень много для речевого развития малыша. Когда маленького человека слышат, это дает стимул «говорить» больше — сначала криком, потом лепетом, словами.

3 Читать вместе. В зависимости от возраста чтение может быть более или менее сложным. Важно, чтобы мама читала наизусть, глядя на ребенка, а не в книгу. Не исключено, что малыш ее захлопнет, если заметит, что внимание мамы направлено не на него.

! Притворное, демонстративное «непонимание» детских жестов, лепета или слов иногда работает, стимулирует речь, однако чаще приводит к слезам и истерикам. Будь осторожна с такими лукавыми трюками.

4 Стать интереснее гаджетов. Неверно думать, что слушая аудиосказки или просматривая мультфильмы, малыш заговорит в большем объеме, чище и лучше. Обучение происходит только тогда, когда он видит лицо говорящего человека, положение его тела, слышит интонацию — все это он подсознательно запоминает. Отбирать ли гаджеты, решай индивидуально, однако лучше стать для своего малыша интереснее гаджетов.

5 Добавить общения со сверстниками. Игра на детской площадке, в парке, игровом центре — все это замечательные стимулы начать говорить. Игра расслабляет, добавляет эмоций, и возникает желание поделиться радостью.

6 Создать доброжелательную атмосферу. Дети чувствительны, поэтому они наверняка поймут беспокойство мамы и папы по поводу плохой речи или ее отсутствия. Постарайся умерить тревогу, не обсуждать в присутствии ребенка его «недостаток», пресечь попытки родственников отнести сына или дочку в разряд «плохо говорящие дети».

zanyatiya-dlya-razvitiya-rechi

Развивающие занятия для детей

Занятия, направленные на развитие речи ребенка, проходят в игровой форме. Желательно сделать так, чтобы игра нравилась и взрослому. Так оба играют с удовольствием, и не создается ощущения, что вы «занимаетесь» специально. Играть можно с крупой и макаронами, веревочками (нанизывать бусины, завязать бантик), рисовать пальчиковыми красками. Можно учить скороговорки, стихи, предлагать маленькому продолжить фразу, начатую взрослым.

8 необычных детских игр и экспериментов

Пальчиковые игры. В современном мире ладошки малышей получают мало полезной работы. А именно на пальцах находятся окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Поэтому развитие мелкой моторики улучшит речь. С самыми маленькими играем в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Кулачок» (загибаем пальцы по одному, называя их).  С детьми постарше изображать пальцами и ладонями цветы, домик, птиц, собачку, имитировать движения волн и так далее.

Лепка. Для малышей подойдет масса для моделирования — мягка и безопасная. В домашних условиях его заменит соленое тесто (по 1 стакану муки и соли, столовая ложка растительного масла и ½ стакана воды): не страшно, если кроха попробует его на зуб, а храниться оно в холодильнике и долго не портится.

Артикуляционная гимнастика. Пример упражнений ты найдешь в этом видео:

Фото: Pixabay.com

Источник