Ребенок 5 лет ковыряет ногти
Добрый вечер, Алена! Тревога Ваша понятна.
Попытаемся разобраться в причинах.
1. Очевидной причиной может явиться
терапия и стационарное лечение. Это совсем неприятные моменты. Следовательно,
это могло оставить след в психике.
2.
Возможны и другие причины: семейные, социальные, личные (дефицит внимания: таким
образом ребенок пытается его к себе привлечь, а если не получает, это действие
помогает ему успокоиться).
3. Ребенку может
быть просто приятно грызть или ломать ногти, это доставляет ему физическое
удовольствие. Очень возможно, что это удовольствие как бы суррогат других более
приятных действий, ему недоступных.
4. Эта
привычка вновь возвращает его в детство. Иными словами, держа палец во рту, ребенок
производит знакомое с младенчества движение. Он как бы хочет сказать, что
период младенчества до сих пор очень важен для него и в каком-то смысле он еще
не готов к более взрослой жизни.
5. Привычка грызть или ломать ногти дает выход
агрессивности ребенка. Он злит тем самым родителей, даже если иногда делает
себе больно. Поэтому зачастую сам по себе по добный поступок — проявление
враждебности. Глагол «грызть» выражает именно это понятие.
6. В душе
его заложен мощный импульс, побуждающий его грызть или ломать ногти, чем он и
освобождает себя от груза агрессивных стимулов. Насколько легко возникает у
малыша подобная привычка, настолько же трудно ему избавиться от нее. Угрозы,
награды, наказания и все другие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются!
Желание грызть ногти – следствие, задача
родителей – найти и устранить причину проблемы. Другими словами, важно понять,
что вызывает у ребенка тревогу, стресс, депрессивные состояния.
Можно попытаться проанализировать в
какой момент он начинает это делать. Ругать и наказывать бессмысленно, это
очень сильное влечение.
Постарайтесь следить за состоянием ногтей
ребенка более тщательно: стригите их, как только они отрастут. Таким образом, у
ребенка не будет соблазна грызть ногти.
В борьбе с вредной привычкой будет полезна сказкотерапия. Придумайте историю о двух персонажах,
один из которых не любил мыться и часто грыз ногти, и о втором – опрятном и
добром. С первым героем никто не хотел дружить, пока он не стал аккуратным.
После этого важно найти
альтернативное занятие
для малыша. Желательно, чтобы руки при нем были максимально заняты. В этом помогают
настольные игры, конструирование, рисование или лепка.
Если у малыша тревожное
настроение, у него стресс, важно уделять ему больше внимания, проявлять больше
заботы и ласки. Если ребенок достаточно взрослый, то можно придумать общее
дело, которое будет нравиться малышу. Занятие должно быть связано с рукоделием
– рисование, вышивание, лепка, бисер и прочее. Благодаря этому, нервная система
перенаправлена на другую цель, о привычке ребенок просто забывает.
Малышам можно подарить
специальные антистресс-игрушки с наполнителем, они достаточно приятные на
ощупь. Кроме того, набирают популярность игрушки-трансформеры, из которых можно
сделать многое. Принцип действия таких игрушек похож на рукоделие – малыш
увлечен игрой, и о привычках нет времени вспоминать.
В некоторых случаях
необходима помощь и работа психолога: во время сеанса психолог учит ребенка
заменять привычку грызть ногти на другую, более полезную привычку – например,
рисовать свои тревоги и ощущения. По ходу рисования доктор задает наводящие
вопросы, и ребенок, сам того не понимая, рассказывает свои тревоги и опасения.
Легковозбудимым детям врач может назначить гомеопатические успокоительные препараты, травяные
отвары. Они устраняют чувство тревоги, страха, снимают психологическое
напряжение у малышей.
Крики и родительский запрет – малоэффективный способ борьбы с обкусыванием
и обламыванием ногтей. Чтобы отучить ребенка от этой привычки потребуется
немало времени и терпения. Малыш будет сопротивляться, поскольку данная
привычка для него является приятным
антидепрессантом. Родителям нужно сохранять самообладание, терпеливо применять
различные способы в попытке свести вредную привычку на нет. Помните, крики
только усугубят ситуацию! Вы можете потерять авторитет в глазах малыша, он
замкнется в себе и своих переживаниях. При таком сценарии нейтрализовать
привычку не удастся.
Источник
Достаточно сложно найти ответ на ваш вопрос заочно, так как вредная привычка может быть одна, а причины, ее вызвавшие, разные. Я назову вам некоторые возможные причины появления такой привычки, вы ориентируйтесь сами, что вам больше подходит.
Во-первых, вы делаете акцент на том, что привычка проявляется в детском саду и, если я вас правильно поняла, то источник видите там же. Так ли это на самом деле? Дома это совсем никак не проявляется? Детский сад – это как лакмусовая бумажка, которая ярко проявляет все проблемы и недостатки семейного воспитания.
Привычка обрывать ногти и кожу на пальцах – это признак повышенной тревожности. Поэтому обратите внимание на следующие моменты:
- Стиль семейного взаимодействия с ребенком – повышенная требовательность, постоянный контроль, гиперопека, высокая тревожность со стороны родителей в отношении ребенка («Ах, упал, ох, поцарапался, ой, заболеет»), строгие правила дома, требования неукоснительно их выполнять, что достаточно трудно для ребенка 4-х лет, так как у него еще не сформировались механизмы, отвечающие за волю, жесткий режим, минимум похвалы и ее надо обязательно заслужить. Таким образом, ребенок невольно боится что-то сделать не так, неуверен в себе, постоянно «грызет» себя за недостатки.
Сюда же можно добавить низкий уровень удовлетворения потребности ребенка в тепле, внимании – это совместные игры, не занятия по обучению чтения и письму (сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошколном возрасте), совместные прогулки, свободные разговоры «просто так», эмоциональная поддержка ребенка, настрой на позитив, минимум критики, особенно неконструктивной. Обратите внимание, я не говорю об обилии игрушек и сладостей, это все неплохо, но это не главное. - Или прямо противоположный стиль, когда ребенок в семье «маленький божок», когда все крутится только вокруг его желаний, интересов, удовлетворяется малейшая потребность, нет никаких правил, режимов, запретов, границ. Тогда, попадая в ситуацию, где надо быть самостоятельным, выполнять правила, режим, считаться с другими детьми, взрослыми, где к ребенку предъявляют определенные требования, есть ограничения, ребенок испытывает сильный стресс, одна из реакций на который — повышение общей тревожности, нервозности, а как следствие, как внешние проявления – это вредные привычки.
- Обратите внимание, умеет ли ваша дочь играть (например: в «Дочки-матери»), занять себя в течение 20 – 30 минут (не телевизором), насколько она общительна, самостоятельна, заводила среди сверстников, любит рисовать, лепить, вырезать, слушать сказки и т.д.
- Вспомните группу здоровья своего ребенка, есть ли у него диагнозы неврологического характера, стоял ли ребенок на учете у невролога, может быть в первый год жизни, как развита речь (ребенок 4-х лет говорит грамотно, полными предложениями), во сколько начала говорить. Если есть проблемы с речью, обратитесь за консультацией к логопеду. Если есть или была неврология, то еще и к неврологу. Обратите внимание на сон и аппетит дочери, если есть проблемы, это тоже могут быть признаки общей нервозности.
- Понаблюдайте, как ведет себя ваша дочка в стрессовых ситуациях, как добивается своего – плачет, просит о помощи, замыкается в себе или, наоборот, громко требует своего, умеет злиться, кричать, выражать свои эмоции – это говорит о силе или слабости характера.
- Есть ли у вас еще дети? Если дочь старшая, то появление младшего брата или сестренки в дошкольном возрасте так же является сильным стрессом.
- Конечно, обратите внимание на стиль воспитателя в группе, если вас что-то настораживает, обязательно разберитесь, не оставляйте без внимания.
Теперь, кратко, что можно сделать.
Во-первых, начать с себя, посмотреть со стороны на свое общение с дочерью, на общение с ней домочадцев и изменить его в ту или иную сторону. Кстати, противополжный стиль воспитания в семье так же расшатывает нервную систему ребенка. Опять же, во-первых, поискать причину и начать работать над ней. Набраться терпения, чтобы привычка сформировалась нужно три недели, а вот чтобы ее искоренить, на это нужны порой месяцы.
Во-вторых, как можно меньше делать акцент на привычке дочери. Не ругать и не дергать ребенка. Отвлекать, вовлекать, не говорить об этом вслух, молча дать что-нибудь в руку, позвать играть, читая книжку, держать ласково за руку. Купить массажный мячик и давать ребенку в руки, переключая привычку с пальцев на предмет или маленькую игрушку, браслет, часы. Те же рекомендации дать воспитателю в детском саду.
Играйте с ребенком в ролевые игры, давая возможность проявлять свои проблемы. Как можно больше учить делать руками: выкладывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, клеить, выкладывать узоры из биссера, бусинок, пуговиц, круп и т.п.
Больше гуляйте с дочерью, ходите в лес, в бассейн – все это расслабляет, укрепляет нервную систему.
Почаще хвалите ребенка просто так, признавайтесь ему в любви, обнимайте, спрашивайте совета, просто будьте рядом (если, конечно, у вас не переизбыток этого до такой степени,что на себя времени совсем не остается).
С уважением, Анна Перель, детский психолог.
Источник
Воспитатель в саду говорит, либо просто дурная привычка (как крутить волосы, грызть ногти, сосать палец и т.д.) либо психологическая проблема у малыша.
Привет!
Ну начнем с того, что подобные проявления (как крутить волосы, грызть ногти, сосать палец и т.д) НИКОГДА не являются и не считаются просто дурной привычкой, и очень важно это понять и осознать!
А причин может быть много:
1. Ребенку просто приятно грызть ногти, это доставляет ему физическое удовольствие. Очень возможно, что это удовольствие как бы суррогат других более приятных действий, ему недоступных (не сосал грудь в младенчестве или сосал, но мало, например). Чтобы избавить ребенка от этой привычки, надо предложить ему другое занятие, более удовлетворяющее его.
2. Этот процесс вновь возвращает его в детство. Иными словами, держа палец во рту, ребенок производит знакомое с младенчества движение. Он как бы хочет сказать, что период младенчества до сих пор очень важен для него и в каком-то смысле он еще не готов к более взрослой жизни.
3. Склонность грызть ногти дает выход агрессивности ребенка. Он злит тем самым родителей, даже если иногда делает себе больно. Поэтому зачастую сам по себе подобный поступок — проявление враждебности. Глагол «грызть» выражает именно это понятие.
4. В душе его заложен мощный импульс, побуждающий его грызть ногти, чем он и освобождает себя от груза агрессивных стимулов. Насколько легко возникает у малыша подобная потребность, настолько же трудно ему избавиться от нее. Угрозы, награды, наказания и все другие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются!
Не делайте никаких замечаний ребенку. Не потому, что они вообще совсем не нужны, а потому, что прежде необходимо понять причины, породившие эту так называемую «привычку». Они же кроются в чувствах ребенка, привычка грызть ногти — это попытка избавиться от напряженности и психологического дискомфорта с помощью какого-то незначительного действия. Это как бы выход задавленной агрессивности, в то же время доставляющий удовольствие.
Если мы хотим исправить положение, мы должны сделать все возможное, чтобы изменить отношение ребенка ко всем привлекательным моментам, связанным с грызением ногтей.
1. Приятный момент. Хотя мы не всегда в состоянии «переключить» пальцы ребенка на другие, не менее приятные занятия в ту самую минуту, когда он собирается грызть ногти, мы все-таки можем сделать его жизнь более веселой, если устраним некоторые из самых главных причин напряженности, угнетающей малыша. Возможно, в последнее время мы сами были слишком нервозны, или чересчур суровы с ним, либо очень строго наказали его. Вероятно также, что мы излишне требовательны к нему. Не исключено, что отношения с братиком или сестренкой, какие-то недоразумения во время игры, тысячи всевозможных событий дня могли взволновать ребенка, вызвать у него раздражение, но ему не представилась возможность отвести душу. Нужно поэтому постараться снять его нервное напряжение и добавить в его жизнь веселья,
2. Момент ребячества. Факт возвращения ребенка к детским привычкам должен подсказать нам, что мы не сумели вызвать у него желание расти. Конечно, мы ПОБУЖДАЛИ ЕГО расти, но, несомненно, ему чего-то недоставало — скорее всего, нашего одобрения. В этой ситуации все, что необходимо сделать,— это подчеркнуто вознаграждать ребенка за более взрослое поведение. Иногда достаточно ласкового слова или же просто погладить малыша по головке. Важно, чтобы ребенок понимал, что мы видим его заслуги и одобряем его поступки. Мы не должны наказывать его за ребяческое поведение: на эти моменты в его поведении следует как можно меньше обращать внимания.
3. Агрессивный момент. Здесь нужно, во-первых, не придавать большого значения агрессивности ребенка, а это означает, что надо изменить и собственное поведение; во-вторых, позволять ему иногда свободно выразить свой гнев и свою враждебность. Другими словами, не переживать по поводу каждой такой вспышки. Ведь мы тоже иногда отводим душу. Если же будем постоянно лишать его возможности свободно выражать свои чувства, то добьемся только одного — они будут копиться в
нем и переполнять его. В-третьих, поощрять социально приемлемые формы проявления враждебности и при случайных домашних ссорах и вовремя игр в «воров и полицейских», «ковбоев» и «индейцев», на спортивных соревнованиях.
4. Принудительный момент. Если следовать предлагаемым выше рекомендациям, сам собой найдется выход из положения.
Отучить ребенка грызть ногти гораздо легче, когда эта привычка только появилась, чем спустя несколько лет. К сожалению, большинство из нас слишком хорошо понимает это и потому спешит что-то предпринять как можно быстрее. Но тут самое главное — не переусердствовать, а действовать правильно, то есть не спеша, спокойно и в полной уверенности, что все будет хорошо.
Разумеется, если бы мы и во всех других отношениях вели бы себя столь же разумно, очень возможно, дурная привычка и не появилась бы у ребенка. Но поскольку мы не можем переделать себя даже из любви к своему ребенку, попытаемся хотя бы сделать следующее по значимости усилие—умерим нашу склонность наказывать ребенка.
Лесёк , все же попробуйте пересмотреть свои взгляды на общение с ребенком, эти ваши новые манипуляции однозначно- сигнал, очень хорошо, что Вы его увидели, поняли, что что-о не так и сейчас ищите способ разобраться. Проанализируйте ваши отношения, способы общения, совместные игры, количество проводимого времени вместе и главное — качество вашего взаимного общения.
Общие рекомендации взяты из «Возрастная психология. Проблемы развития»
Источник
Предыдущая тема :: Следующая тема | |||||||
Автор | Сообщение | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Черемушка Студент На сайте с 02.09.09 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
АнечЬка Семейный консультант На сайте с 15.10.04 |
| ||||||
Вернуться к началу |
| ||||||
Черемушка Студент На сайте с 02.09.09 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
АнечЬка Семейный консультант На сайте с 15.10.04 |
| ||||||
Вернуться к началу |
| ||||||
katushkaa Академик На сайте с 18.12.06 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
АнечЬка Семейный консультант На сайте с 15.10.04 |
| ||||||
Вернуться к началу |
| ||||||
katushkaa Академик На сайте с 18.12.06 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
АнечЬка Семейный консультант На сайте с 15.10.04 |
| ||||||
Вернуться к началу |
| ||||||
Екатерина30 Аспирант Сибмамы На сайте с 23.11.09 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
АнечЬка Семейный консультант На сайте с 15.10.04 |
| ||||||
Вернуться к началу |
| ||||||
Екатерина30 Аспирант Сибмамы На сайте с 23.11.09 |
| ||||||
Вернуться к началу | |||||||
АнечЬка Семейный консультант На сайте с 15.10.04 |
| ||||||
Вернуться к началу |
| ||||||
|
| Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах |
Источник