Ребенок 5 лет и дружба

Екатерина Тимофеева
Воспитание дружеских отношений детей 5–6 лет

Задача взрослого – определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Чтобы воспитать у ребенка то или иное нравственное качество, надо сформировать у него устойчивое стремление, потребность совершать такие поступки, действия, в которых воплощается это качество.

Сильные же эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в непосредственных жизненных ситуациях. Детский коллектив – это наиболее мощный источник эмоционально-положительного опыта ребенка, как необходимой почвы для развития нравственных качеств и представлений.

Первый опыт морального поведения складывается у ребёнка в процессе общения с взрослым. И воспитатель является источником, удовлетворяющим социальную потребность в общении. Нравственность – это внутренняя мораль, не показная, не для других – для себя.

Нравственную установку у ребенка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства, живой мир природы и художественное слово. Воспитание в человеке подлинного, доброго отношения к миру; то есть к своим близким, ко всем людям, ко всему живому, ко всей природе невозможно без художественных произведений для детей. Нравственное воспитание у дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице.

Систематическое целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе.

Дружба – один из видов личных отношений. В педагогике дружбу рассматривают в русле содержательных взаимосвязей между детьми, их межличностных взаимоотношений. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Содержание дружбы существенно меняется с возрастом.

На протяжении дошкольного возраста дружба претерпевает изменения,проходя четыре стадии развития: от эмпатического дистресса – (непроизвольного реагирования на болезненные эмоциональные состояния другого) к осмысленной симпатии, и от примитивной идентификации с другим ребенком – в понимание его.

Потребность в дружбе как нравственная потребность возникает в 5–6 лет. Именно этот период является наиболее благоприятным для формирования дружбы. Нравственные основы дружбы не родятся в душе человека сами собой. Чувство дружбы должны воспитывать в ребенке с самых ранних лет. Формирование дружеских взаимоотношений, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Работа по формированию дружбы должна быть целенаправленной, последовательной, комплексной, систематической, включающая повышение педагогической компетенции воспитателей в данном вопросе, взаимодействие с родителями и непосредственно работу с детьми.

Одним из основных средств в формировании дружбы у детей является детская книга. Книга, художественный рассказ помогают детям старшего дошкольного возраста осознать более сложные взаимоотношения и поступки людей.

Эмоциональный фон, как и в младшем возрасте, сохраняет свою силу, но теперь книга дает материал для переживаний уже более высокого порядка, поднимает на более высокий уровень нравственное сознание ребенка. Воспитателю необходимо внимательно отбирать книги по художественным достоинствам, содержанию, планируя чтение и беседы с детьми в определенной последовательности. Вторым важнейшим средством формирования дружбы у старших дошкольников является театрализованную деятельность. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это способствует формированию опыта социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей старшего дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет дошкольнику решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому педагог обязан создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. В первую очередь, необходима соответствующая организация работы.

Организация и проведение игр-драматизаций способствует рождению чувства «мы – одна команда», сопереживанию, единению детей и взрослых, педагогов и родителей. Игровые роли учат детей подчиняться правилам игры, сдерживать свои желания, вырабатывают умение координировать свои действия с действиями других детей, учат считаться с их мнением.

Исполняя роль актера, ребенок проигрывает разные роли персонажей сказок. Благодаря театральной роли дети могут ощутить в одних случаях заботу и внимание друзей, в других – несправедливое к себе отношение, могут почувствовать сострадание к товарищам, попавшим в беду, пожалеть их, выручить из беды. Воспитатели и родители должны работать сообща. Только в их взаимодействии возможны какие-либо результаты.

Участие родителей в проводимых мероприятиях детском саду очень значимо. Родители увидят своих детей в коллективе, их поведение вне дома, как они общаются, играют. Одной из основных задач детского сада, является установление положительных взаимоотношений между воспитателями, родителями и детьми.

Источник

Наталья Башкирева
Воспитательный досуг «О дружбе и друзьях» в группе детей 5–6 лет

Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии — дружба.

Задачи:

Образовательная: учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте, как едином неотъемлемом качестве человека, учить детей размышлять нравственной сутью поступков, обогатить опыт детей действиями и поступками, которые могут порадовать окружающих; расширять словарный запас детей: дружба, друг.

Развивающая: развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков межвозрастного общения.

Читайте также:  Ребенок боится остаться один в комнате 5 лет

Воспитательная: воспитывать справедливое отношение к друг другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.

Материал: музыкальный центр, аудиозаписи песен Б. Савельева «Насточщий друг»; «Вместе весело шагать», Д. Львова «Шире круг»; оборудование для препятствий (кубики, обручи, доски, стихотворение «Заяц и Ёж на горке»

Предварительная работа: Ознакомление с пословицами о дружбе;чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Отец приказывал сыновьям…»; С. Михалков «Дядя Стёпа»; Братья Гримм «Бременские музыканты»; З. Ежикова «Крот и его друзья»; индивидуальные беседы с детьми по теме занятия.

Ход:

Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь.

(Воспитатель и дети садятся на стульчики, образуя круг.)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим друг на друга ласково и нежно. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Точно также каждый из вас добрым и ласковым взглядом будет приветствовать своего товарища. (Дети выполняют задание) .

Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами.

Почувствуйте тепло друг друга через руки. Вам стало теплее? Это потому, что мы передаём друг другу тепло своей души.

Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».

Воспитатель: Я не случайно включила эту песню. Кто из вас уже догадался, о чём мы будем с вами сегодня говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить о дружбе.

Воспитатель: Да, сегодня мы с вами будем говорить именно об этом. Это удивительное и волшебное слово.

Воспитатель: Дети, как вы понимаете, что такое дружба?

Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем, помогаем кому-то…

Воспитатель: Дружба- это когда люди хотят быть вместе; когда вместе играют, не ссорятся, защищают слабых. Дружба-это улыбка друзей. Значит, друзья — это люди, с которыми нам приятно и интересно быть вместе. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. А вы знаете пословицы о друзьях, о дружбе? Давайте их вспомним.

Дети: Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга — ищи, а нашёл- береги.

Один за всех и все за одного

Друг за друга держаться — ничего не бояться.

Дружно за мир стоять — войне не бывать.

Друг познается в беде.

Старый друг, лучше новых двух.

Своя семья — самые верные друзья.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Воспитатель: Молодцы. Давайте возьмёмся за руки. Наши ладошки помогают нам играть друг с другом, давайте поиграем? Нужно встать парами, лицом друг к другу и повторять за мной.

Физкультминутка «Ладошки»

Вот у нас игра какая:

Хлоп, ладошка, (дети соединяют “зеркально” свою ладошку с ладошкой напарника, начинают с любой, по своему выбору).

Хлоп, другая.

Правой правую

Ладошку

Мы похлопаем немножко, (3 хлопка правой ладошкой по правой ладошке соседа)

А потом

Ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай. (3 хлопка левой ладошкой)

А потом, потом,

Потом

Левой правую побьем. (3 хлопка левой ладошкой по правой ладошке, и наоборот).

Вверх ладошки – хлоп, хлоп.

По коленкам шлёп, шлёп.

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай. .

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой.

Справа – можем, слева – можем!

И крест – накрест руки сложим.

Воспитатель: Молодцы! Я вам предлагаю отправиться на «Остров дружбы»… Как вы думаете, какой он должен быть?

Дети: Светлый, красивый, большой.

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Дети: Чтобы всем хватило места для игр, чтобы было интересно, радостно, весело

Звучит аудиозапись песни «Вместе весело шагать».

Спортивная игра «Змейка» — дети берутся за руки и проходят «змейкой» через обруч, перешагивают через кубики, проходят по гимнастической доске. Возвращаются,становятся в круг и произносят девиз победы:

Раз, два, три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

Кто шагает дружно в ряд?

Самый дружный наш отряд.

Дружба всем нужна на свете.

Будьте дружными все дети.

(Дети садятся на стулья)

Игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».

Цель. Активизация внимания, создание положительного эмоционального настроя группы.

Будем крепко мы дружить?

(да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(да-да-да)

Мы научимся играть?

(да-да-да)

Другу будем помогать?

(да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(да-да-да)

Друга стоит обижать?

(нет-нет-нет)

Чай с друзьями будем пить?

(да-да-да)

Молодцы! Справились с заданием.

(Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдаёт соответствующие шапочки зверей, детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.)

Инсценировка стихотворения «Заяц и Ёж на горке»

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Зайчик и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне горку нашли.

Ёжик навстречу горке шагнул

Заяц горку к себе потянул

Заяц: «Я первый!»

А Ёжик: «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья.

Заяц обиделся: «Значит ты Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош!»

Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком? (ответы детей)

— Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (ответы детей)

— Как помирить друзей, сделать так чтобы так, чтобы ссоры не было? (ответы детей)

Давайте я ещё раз прочитаю стихотворение, ну уже с весёлым концом, когда зайчик и ёжик договорились.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Зайчик и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

Читайте также:  Запор ребенок 5 лет свечи

И на поляне горку нашли.

Ёжик на встречу горке шагнул

Заяц горку к себе потянул

Заяц сказал: «Прокачу я тебя, мы ведь с тобою Ёжик друзья»

Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться? (ответы детей : уметь договариваться) А как вы считаете каким должен быть друг? (ответы детей: добрым, внимательным, отзывчивым) Давайте прикрепим на Цветок дружбы лепесток доброты и отзывчивости в виде сердечка.

А теперь проверим, сможете ли вы узнать своего друга. Дети встают парами. Звучит аудиозапись песни «Шире круг». Дети под музыку танцуют в разных местах зала. Как только музыка затихает, они должны быстро найти своего друга.

Танец парами.

Воспитатель: Дети, вам понравилось на нашем «Острове Дружбы»? А что вам особенно запомнилось в нашем путешествии?.

Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг», дети возвращаются назад в детский сад.

Воспитатель: Лучшими друзьямив вашей жизни могут стать и наши близкие: родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки. Они любят вас. Вы дороги им. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретёте настоящих друзей.

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ: а теперь я предлагаю вам угостить конфетами того, с кем вы сегодня танцевали в паре.

Источник

Наталья Марунич
Конспект занятия для детей группы ОН от 5 до 6 лет «Дом дружбы»

Конспект занятия для детей группы ОН от 5 до 6 лет

«Дом дружбы».

Цель: формирование гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста.

Образовательные задачи: Обобщение и расширение знания детей о дружбе; закрепить знание детей пословиц о дружбе; учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей; объяснять свои суждения.

Развивающие задачи: Развивать доброжелательное отношения, способность к сопереживанию, желание прийти друг другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, умения участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения.

Воспитывающие задачи: Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук; обруч, стулья по количеству детей, клубок.Музыкальное сопровождение: песня кота Леопольда «Если добрый ты», видеоролик «Звуковое письмо кота Леопольда», релаксационная музыка – звуки ручья, герои мультфильмов.

Ход занятия:

Приветствие.

— Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня нам предстоит вместе поиграть, но сначала давайте поприветствуем друг друга, а сделаем мы это необычно. Поздоровайтесь за руку, а теперь нежно прикоснитесь друг к другу плечами, локтями, коленями. Вот мы и поздоровались. Какое у вас сейчас настроение? Замечательно.

— Сегодня мы поговорим о дружбе.

Дружба – какое прекрасное слово. Произнесите это слово все вместе, хором. (дети произносят слово «Дружба» хором.)

— Ребята, а у вас есть друзья? Как вы считаете, какой он настоящий друг? Да, друг это тот, кто заботится и помогает, с ним интересно играть вместе.

— Я, совершенно согласна с вашими ответами. Послушайте, стихотворение «Дружба»

Что такое дружба? –

Спросила я у птицы.

— Это когда коршун

летает вместе с синицей.

А после спросила у девочки:

Дружба что такое?

— Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

все вместе играют.

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!».

Вот какие замечательные слова о ДРУЖБЕ. Для вас выучила стихотворение о дружбе и Карина.

Дружит все на белом свете,

Дружат взрослые и дети,

Дружат птицы меж собой,

Дружат змейки под горой,

Дружат зайки на лужайке,

Мишки, волки, дружат в стайке,

Дружат рыбы под водой,

Ты со мной, а с тобой!

— Поднимите руку, кто считает, что вы дружные ребята.

— Знаете, мне тоже хочется подружиться с вами. Я предлагаю вам игру, которая называется «Мы любим друг друга» Вы знаете её? Встаньте, пожалуйста, парами, лицом друг к другу. Я буду говорить слова, а вы нежно прикасайтесь сначала к себе, а потом к своему товарищу.

Я-дрозд, и ты – дрозд,

У меня нос, и у тебя нос,

У меня румяные щечки, и у тебя румяные щечки,

У меня алые губки, и у тебя алые губки.

Я – друг, и ты – друг

Мы любим друг друга.

(играют 2-3 раза, в завершении игры встают в один общий круг, берутся за руки и поднимают их вверх). Вот мы и подружились.

«Паутинка добрых слов». Давайте присядем в круг на ковер.

— Ребята, кто из вас любит слушать что-нибудь приятное в свой адрес? А кто любит и умеет говорить приятные слова своим друзьям? У меня есть «клубочек дружбы». Я обмотаю два раза свободный конец нити вокруг ладони и направлю клубок в сторону одного из вас, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Тот, кто получит клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку. У клубочка дружбы есть три условия: он хочет побывать у каждого из вас; хочет, чтобы вы при разговоре смотрели друг другу в глаза и не забывали благодарить товарища за добрые слова, ведь мы не только дружные, но и вежливые дети.

— А теперь посмотрите, какая паутинка добрых слов получилась? Какое у вас сейчас настроение? Давайте уберем нашу паутинку в корзинку.

Читайте также:  Ребенок 5 лет не может повторить предложение

— Встаньте, пожалуйста, в круг. Мы сделаем с вами небольшую зарядку. Я буду рассказывать стихотворение, а вы выполняйте движения вместе со мной.

Встаньте дети, встаньте в круг!

Ты мой друг и я твой друг!

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали

И к груди своей прижали!

С этим лучиком в груди,

Ты на мир добрей гляди!

— Ребята, сегодня я получила видеописьмо от кота Леопольда и сейчас мы его посмотрим.

Здравствуйте, ребята!

Я строю дом для добрых сказочных героев. Но строить одному трудно, мне очень нужны помощники. Помочь в строительстве могут только дружные ребята. Для того,чтобы достроить дом вам нужно выполнить задания: вспомнить пословицы о дружбе, покорить крутую горную вершину, составить герб «Дружбы» и помочь заселить дом друзьями. За каждое успешно выполненное задание вы сможете добавить кирпич на стену дома дружбы.

— Ребята, Вы готовы помочь коту Леопольду в строительстве дома для друзей?

Первое задание. Игра «Доскажи пословицу»

1. Не имей сто рублей, а имей… (сто друзей).

2. Друга ищи, а найдешь… (береги).

3. Дерево сильно корнями, а человек… (друзьями).

4. Один за всех и все за одного.

5. Дружба- самое дорогое сокровище.

6. Без друга в жизни туго.

7. Друзья познаются в беде.

8. Нет друга -ищи, а нашел- береги.

— Молодцы, ребята! Задание выполнили отлично! Можем добавить первый кирпич на стену. Кому вы поручите это важное дело? (в случае затруднения выбрать по считалке)

«На дороге, на развилке, повстречались две дразнилки,

Повстречались, подразнились, не сдержались – помирились!»)

— Помните, кот Леопольд говорил, что нам надо еще покорить горную вершину. Вы готовы к восхождению? Тогда отправляемся в путь (идут «змейкой» по залу). Вставайте, беритесь за руки. А чтобы нам было веселее идти давайте споем песенку «Вместе весело шагать». Кто знает – подпевайте. Мы с вами поднимаемся все выше и выше, там внизу остался наш детский сад. А над нами светит яркое солнце. Оно так сильно сияет, что даже глаза слепит. Зажмурьтесь посильнее. Открывайте глаза. Вот, наконец, мы и на вершине.

— Ребята, посмотрите, как мало здесь места, но нам надо обязательно всем вместе уместиться на вершине. (Дети вместе с воспитателем встают в обруч). Держите крепче друг друга, чтобы никто не упал. Ведь в трудных ситуациях друзья всегда помогают друг другу.

-А теперь нам надо осторожно спуститься вниз.

— Ребята, как вы считаете, мы справились с этим заданием? Замечательно! Кто готов внести свой вклад в строительство и добавить следующий кирпичик?

Подъем и спуск были сложными. Предлагаю присесть, немного охладиться и отдохнуть возле ручейка.

Релаксация «Отдых у ручья» (музыка «Ручей»)

Присаживайтесь поудобнее, давайте возьмемся за руки, расслабимся. Мысленно представьте себе, что внутри каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним мысленно поиграем. Представим, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Представьте, что вместе с водичкой мы передаем друг другу радость.

Какое у вас сейчас настроение? Замечательно, вы позаботились друг о друге и подарили друзьям радость. А это значит, что мы выполнили следующее задание Леопольда. Итак, чья же теперь очередь добавить свой кирпичик?

Для выполнения следующего задания нужно разделиться по парам. Кот Леопольд приготовил картинки из которых вам необходимо составить герб «Дружбы». Ребята будьте внимательны при выборе картинок.

— Таня и Лиза почему ты выбрали эту картинку? Задаю аналогичные вопросы другим детям.

— Давайте выложим герб на основу. Подумайте, как лучше расположить картинки.

А теперь приклеем картинку на основу. (Дети наклейвают) Напоминаю правила наклейвания.

Помотрите какой герб у нас получился.

— Ребята, наш дом почти готов. Осталось поставить крышу. И мы с вами выполнили еще одно задание кота Леопольда?

— А вы помните, для кого Леопольд строил его? Конечно, для добрых сказочных геров? Сейчас мы выполним последнее задание кота Леопольда и проведем викторину «Кто с кем дружит

Задания:

1. Зеленый добрый крокодил Гена и… (Чебурашка).

2. Смешной мишка Винни- Пух и… (Пятачок).

3. Карлсон бухнулся на кровать и,схватившись за голову произнес: «Я самый больной в мире человек» Потребовал лекарство. Кто и какое лекарство ему дал? (Малыш, малиновое варенье)

4. Том и (Джери)

5. Спанч Боб и его лучший друг (Патрик)

6. Маша и (Медведь)

7. Лунтик и его друзья (Кузя,Мила и Пчеленок)

Ребята, мы с вами выполнили все задания кота Леопольда, и дом для друзей готов. А что помогло нам достроить дом? Конечно, дружба.

— Скажите, что вам понравилось сегодня больше всего? А какие задания было выполнять сложно?

— Вот и подошла к концу наша встреча. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей.Давайте завершим встречу словами терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно

— На память о нашем занятии я приготовила вам медальки- символы дружбы, чтобы вы не когда не ссорились,всегда были дружными. Спасибо. До свидания

Источник