Ребенок 5 лет говорит что не помнит

Ребенок 5 лет говорит что не помнит thumbnail

У ребенка плохая память: причины и решение проблемы

Одни дети хорошо впитывают информацию и запоминают даже мелкие детали, другие периодически забывают где-то свои вещи, не записывают домашние задания, с трудом учат стихи и пересказывают тексты. Заметив проблему, родителям трудно сообразить, что делать, если ребенок очень плохо запоминает информацию. К примеру, почему ребенок никак не может запомнить цвета? Чтобы исправить ситуацию, стоит узнать, какие бывают причины плохой памяти, к какому специалисту обратиться и какие упражнения могут помочь.

Основные причины

Развитие памяти начинается в раннем возрасте и является постепенным процессом.

В большинстве случаев родители замечают, что у ребенка плохая память в дошкольном возрасте. Они обращают внимание, что некоторая информация плохо откладывается в памяти, например, малышу трудно запомнить имена других людей или цвета.

Также часто с проблемами сталкиваются в 1 классе, когда ребенку приходится запоминать много нового, к примеру, текст при чтении, который необходимо пересказать. Сложности могут обнаруживаться и у детей постарше (в 9-11 лет и старше) при усвоении большого объема информации в старшей школе. При этом причины плохой памяти бывают самые разные.

Ребенок 5 лет говорит что не помнит

Режим дня

Одной из распространенных причин проблем с запоминанием и прочими мыслительными процессами бывает нарушенный распорядок дня. Если в жизни ребенка много задач, он не успевает качественно отдохнуть в течение дня и плохо спит ночью, это может ухудшить память, внимание и другие функции мозга.

У дошкольника и младшего школьника не должно быть чрезмерной нагрузки в виде обучающих и развивающих занятий. Они ухудшают запоминание и уменьшают интерес к получению знаний. Ночной сон ребенка должен соответствовать возрастной норме.

Если количество часов отдыха ночью будет недостаточным, а утром ребенок с трудом поднимается в школу, психическая деятельность будет страдать, а вся новая информация будет восприниматься хуже.

Недостаток витаминов

Благодаря сбалансированному питанию дети получают все важные для их развития элементы, в том числе и полезные витамины, которые улучшают деятельность мозга. В меню ребенка обязательно должны присутствовать блюда из овощей, орехов, зелени, рыбы, фруктов, бобовых. Продукты с избытком сахара, а также соленую и жареную пищу дети должны потреблять по минимуму.

Ребенок 5 лет говорит что не помнит

Наладив питание, вы сможете быть уверены, что нехватка нужных витаминных веществ не привела к проблемам со здоровьем, в том числе и с памятью. Если же сомнения все еще остались, можно проконсультироваться с педиатром и подобрать ребенку оптимальный мультивитаминный комплекс.

Мало тренировок

Постоянные упражнения требуются не только для физического развития, но и для улучшения памяти. Если ребенок не владеет способами запоминания нужной информации, его следует им обучить. Для этой цели применяются разные пособия, представленные в книжных магазинах в большом ассортименте.

К тому же во многих городах функционируют обучающие группы для тренировки памяти, внимания и других важных навыков, которые пригодятся ребенку в будущем.

Неврологические нарушения

Ухудшенная память может выступать одним из симптомов энцефалопатии, невроза, синдрома гиперактивности и других заболеваний, которые диагностирует невролог. При таких проблемах врач порекомендует не только тренировки по запоминанию, но и специальные лекарства, которые активизируют работу мозга и влияют на умственное развитие.

Многие из них обладают побочными эффектами, поэтому применяются в крайних случаях и только по назначению специалиста.

Ребенок 5 лет говорит что не помнит

Другие причины

К проблемам с запоминанием могут приводить и прочие факторы, к примеру, у ребенка нет достаточной мотивации и интереса. В таком случае он отлично запоминает то, что его заинтересовало, а полученная в школе информация может остаться без внимания.

Нарушения памяти встречаются и вследствие психологических травм. Они развиваются через некоторое время после травмирующего события, например, после развода родителей или переезда в другой город.

Диагностика

Если проблемы с запоминанием обнаружились во время посещения занятий по подготовке к школе или в первом классе, родителям нужно уделить внимание поведению.

Выясните, действительно ли ребенок не в состоянии отвечать на вопросы и выполнять простейшие задания либо же ему просто не нравится коллектив, правила, ограничения, повышенные требования и подобные нюансы.

Проследите, в каких ситуациях еще проявляется невнимательность и забывчивость помимо школьных дел.

Для проверки общей памяти расспросите ребенка о его дне, прошлых выходных, событиях прошлых новогодних праздников и тому подобных моментах. Ведите разговор о том, что знает не только сын или дочка, но и вы сами, чтобы понимать, правильны ли ответы.

В большинстве случаев дети отвечают на такие вопросы. В случае провалов в памяти стоит задуматься о визите к неврологу, так как это может указывать на дисфункцию мозга.

Ребенок 5 лет говорит что не помнит

Далее оцените зрительно-предметную память, например, дайте младшему школьнику 5-6 картинок, на которых изображены понятные ему предметы, например, стул, автомобиль, кастрюля, книга, самолет и так далее. Предложите их запомнить и закрыть глаза, пока вы уберете 1 картинку или перевернете ее. В норме ребенок должен вспомнить, какой предмет «исчез», с одной или двух попыток.

Будет немного сложнее, если вы попросите не просто запомнить предметы, но и порядок расположения их изображений, но и с этой задачей 6-9-летние дети с нормальной памятью должны справляться без проблем.

Читайте также:  В какой дозе давать супрастин ребенку 5 лет

Отметим, что в случае затруднений или ошибок причиной бывает не только нарушение запоминания, но и низкий уровень внимания.

Для тестирования слуховой и речевой памяти ребенку называют 3 слова. Когда он дважды повторит заданный набор слов, ему называют еще 3 слова и снова дают возможность дважды их повторить. После этого просят сказать, какими были первые слова, а затем назвать вторые слова.

Еще одним тестом на слухо-речевую память является пересказ короткого рассказа. Трудности с такой задачей встречаются при недостатке памяти или образного мышления, слабом слухе, сниженном уровне внимания, плохом речевом развитии.

Какие упражнения делать?

Дошкольники хорошо запоминают информацию во время игровой деятельности, поэтому для развития памяти детей 4-6 лет лучше всего подойдут игры.

Ребенок 5 лет говорит что не помнит

Детям школьного возраста тоже рекомендуются интересные занятия с наглядными пособиями (фотографиями, предметами, пиктограммами), поскольку так любая информация будет запоминаться лучше.

Перед тем как начать занятие, объясните правила и убедитесь, что ребенок их понял.

Игры и упражнения подбираются в зависимости от вида памяти, которую требуется развить у ребенка.

  • Для стимуляции двигательной памяти хорошо подходят активные игры с повторением движений. К примеру, можно сказать ребенку присесть, встать, поднять руки вверх, а затем попрыгать на одной ноге. Показав движения по порядку, надо предложить повторить их по памяти.
  • Чтобы воздействовать на зрительную и образную память, часто используют дорисовку отсутствующих элементов. Можно показать ребенку картинку, а затем дать ему такой же рисунок, но без некоторых деталей и предложить восстановить рисунок таким, каким он запомнился. Еще одна популярная игра – положить на стол перед ребенком 5-10 предметов, предложить закрыть глаза, убрать 1-3 предмета и попросить ответить, какие предметы исчезли.
  • Для развития слуховой памяти и способности придумывать ассоциации можно предложить ребенку расшифровывать слова. Для такого упражнения нужно назвать любой предмет, попросив охарактеризовать его, например, назвать его цвет, свойства, внешний вид, предназначение.
  • Чтобы развивать долгосрочную память, расспрашивайте ребенка о событиях в течение дня. Пусть малыш расскажет, что он делал утром, в обед, после обеда, вечером. Задавайте наводящие вопросы, например «Что было на завтрак в саду?», «Какая новая тема была на уроке математики?».

Ребенок 5 лет говорит что не помнит

Рекомендации

Заметив, что дочка или сын постоянно что-то забывает, не стоит ругаться, а надо уделить больше внимания развитию и улучшению памяти. Если в поведении ребенка что-то настораживает, следует обратиться к врачу, чтобы убедиться в отсутствии заболеваний, которые могут влиять на запоминание информации.

В случае чрезмерной нагрузки и перенасыщенного графика нужно пересмотреть необходимость дополнительных занятий и кружков. Налаживание правильного режима дня, достаточный ночной сон и полноценное питание – на этих пунктах нужно акцентировать внимание в первую очередь.

И лишь после этого можно начать использовать методики и упражнения, которые совершенствуют умственную деятельность.

Составляя занятия, старайтесь воздействовать на все виды памяти, чтобы развитие ребенка проходило гармонично. Больше разговаривайте и читайте, анализируйте события дня, рассуждайте на интересные темы. Так вы не только простимулируете память, но и хорошо проведете время вместе, расширите словарный запас и поможете ребенку полюбить книги.

Хорошей идеей является и изучение иностранного языка, так как подобные знания никогда не будут лишними. Чтобы мозг успешно запоминал новую информацию, важно также обеспечить достаточное поступление кислорода. В этом помогут частые прогулки, спортивные секции, поездки за город. Здоровый образ жизни в целом благоприятно сказывается на деятельности мозга, поэтому пренебрегать его влиянием не стоит.

Ребенок 5 лет говорит что не помнит

Источник

Ребенок постоянно все забывает. Что ни попросишь — агакнет, но не сделает. «Забыл, не успел, не слышал» — знакомые отговорки? И как поступаете вы — раздражаетесь и ругаете свое чадо или пытаетесь понять и изменить ситуацию?  И что вообще делать, когда ребенок все забывает?

Кто из родителей не задумывался над подобной проблемой? Может быть только тот, кто родил супер–ребенка с головой–компьютером с памятью в несколько терабайт. Вот они могут не напрягаться и не рыть интернет вдоль и поперек в поисках правильных методик и решений. А мы поговорим о том, что нарыли–накопали, прожили и наработали опытным путем.

Полное погружение

Часто ребенок полностью погружается в сиюминутное занятие: игру, общение, мультики. Уходит туда с головой, забывая обо всем на свете. Эта увлеченность мешает ему  вспомнить, что нужно было сделать еще утром и что он обещал маме и папе.

Если вы замечали такое за своим малышом, то проблемы с памятью тут ни при чем.

Это обычное неумение правильно планировать, расставлять приоритеты и все успевать. Решение лежит на поверхности – научите ребенка составлять распорядок дня, по пунктам прописывать важные дела, ставить «напоминалку» на телефон или планшет.

Тренировка памяти: включаем воображение

Придумайте для ребенка вспомогательную игру: попросите нарисовать в своем воображении «комод памятных дел» с двумя рядами выдвижных ящичков. Пусть он каждую задачу, которую необходимо выполнить сегодня, мысленно положит в один из ящичков. Тот должен открыться в назначенный час и дать о себе знать. Попробуйте, у некоторых срабатывает!

Читайте также:  Ребенок 5 лет долго спит днем

Или попросите ребенка представить какой-нибудь красочный персонаж из мультфильма, например, симпатичный живой будильник, который будет выскакивать в мысленно запрограммированное время и звонить, напоминая, что пора сделать то, о чем мы договаривались. Учите фантазировать малыша, пока мозг его гибок – он на многое способен!

Тренировка концентрации внимания

Для развития внимательности поможет ежедневное прохождение от 5 до 10 тестов, таких как: отметь 10 отличий между парой картинок, найди енота среди котов и т.п. Их масса сейчас в интернете, легко подобрать и по возрасту, и по сложности.

Не обязательно каждый раз искать концептуально новый тест, можно использовать того же типа, но со сменой персонажей. Ведь всем известно,  что «повторение – мать учения»!

Чтение книг

Самое простое и эффективное упражнение для развития памяти у вашего ребенка – чтение хороших книг и пересказ их содержания. Но это не та масса пустого чтива, которая стаями роится сейчас на магазинных прилавках.

Берите произведения известных авторов, классиков — важен грамотный слог, правильные предложения, красочные персонажи.

Вам не надо искать подходящую литературу, опытные педагоги уже все подобрали и рассортировали по возрасту. В школьной программе есть список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных для развития вашего ребенка.  Также вас с удовольствием проконсультируют в городской библиотеке.

Читая классику, малыш развивает свое воображение, образно представляя героев и происходящие события. Прорисовываются все мелочи, идет детализация процесса.

Не менее важно после этого дать возможность ребенку пересказать то, что он прочитал. Спросите его, о чем была эта глава? Что нового произошло сегодня в жизни героев? Порадовало это или огорчило вашего карапуза? Пусть он вспомнит и расскажет.

Сначала ему может быть сложно, но со временем малыш втянется в процесс. Это помогает не только в тренировке памяти, но и в развитии ораторских навыков и аналитических способностей. Попробуйте, это работает!

Совместное чтение вслух и по ролям

Читайте книги вместе с ребенком — одну главу он, другую вы. Это очень хороший прием для тренировки памяти, так как помимо зрительного включается еще и слуховой канал . Мозг начинает работать в двойном режиме.

У меня есть знакомая, которая так пристрастила читать своего сына–подростка и его друзей. По программе проходили роман «Война и Мир», а ребята за общением и игрой на гитарах проводили очень много времени. Тогда Елена Александровна в перерывах на чай решила просто почитать им вслух, чтобы хоть что-то отложилось в памяти к завтрашнему уроку.
И так, главу за главой, сменяя друг друга, они осваивали школьную программу по литературе. Как известно, «аппетит приходит во время еды», и вот на каком-то этапе эти чтения вслух в тесном кругу друзей стали их традицией.

Пробуйте, экспериментируйте, подходите к процессу обучения творчески. Вы обязательно найдете свой стиль, и ваш ребенок начнет получать от него удовольствие.

Переписываем тексты правильно

Еще один из вариантов тренировки внимания – вдумчивое переписывание небольших рассказов. Тут главное делать все правильно, осознанно, а не абы как.

  • Во-первых, важна регулярность. Планируйте не более 1 листа интересного текста на каждый день.
  • Во-вторых, процесс необходимо разбить на части: сначала ребенок читает вслух первый абзац и только потом начинает переписывать его, проговаривая каждое слово или фразу. Что это дает? При таком подходе процесс идет обдуманно с полным погружением в текст. Ребенок запоминает и смысл, и правильность написания слов.

И так постепенно, абзац за абзацем, по одному небольшому рассказу в день. Такое переписывание текстов тренирует мелкую моторику ребенка, повышает его грамотность и благотворно влияет на память.

Важно привести все в систему, не бросить на полпути начатое, не сдаться лени. Начинайте с половины странички, а с появлением навыка увеличивайте объем текста и доведите его до оптимально удобного для вас и вашего ребенка. Побочный эффект такого занятия — хорошие оценки по русскому и литературе в школе.

Учите с ребенком стихи

Вспомните свое детство, как с вами занимались родители. Рекомендации педагогов с тех пор мало чем изменились. Учите с ребенком стихи. Можно начинать с раннего возраста,  с 3–5 лет. Подбирайте сначала небольшие произведения с понятным для малыша сюжетом. Хорошо подойдут для этого стихи Агнии Барто.

Начните с одного–двух четверостиший в день и раз в неделю увеличивайте их количество. При этом обязательно повторяйте ранее выученные строки перед тем, как идти дальше.

Любое надвигающееся на вас событие или праздник ( лето, осень, зима, весна, 8 марта, Новый год или 9 мая) встречайте партией из 5–6 выученных стихотворений.

Настольные игры

Научите ребенка играть сначала в шашки, затем в нарды и в шахматы. Устраивайте несколько раз в неделю сеансы из 3–6 партий. Такие занятия развивают не только комбинаторное и аналитическое мышление, но и память. А может ваш детеныш станет великим шахматистом, кто знает?..

Главное придерживаться основного правила – занятия должны быть регулярными. Это важно. Память, как функция головного мозга, нуждается в постоянной тренировке. Остановился, перестал развиваться – деградировал. Надо начинать заново.

А как вы решаете проблему забывчивости детей? Напишите в комментариях, нам интересно!

Читайте также:  Размеры щитовидной железы у ребенка 5 лет

Оригинал статьи находится здесь. Больше интересных статей на нашем сайте: rebenokrazvit.ru

Источник

Привычная картина: ребенок плохо себя ведет, справиться с ним не удается, и его приводят к психологу. А куда же еще — у психолога и знания о психическом развитии детей, и индивидуальный подход, и специальные техники выявления проблем и методики их решения. О главном же психологическом знании, которое ни от кого не засекречено, взрослые предпочитают не думать: сложное поведение ребенка — это всегда следствие аффективных переживаний. И возникают они от неудовлетворения жизненно важных потребностей ребенка. Детский психолог Нина ГУТКИНА на последних чтениях памяти Выготского поделилась своими наблюдениями и размышлениями на эту тему.

Случай самый безобидный

Первоклассника Сережу привела ко мне его учительница. Она с беспокойством говорила о том, что ребенок не в состоянии запомнить, что задали на дом, а дома он говорил родителям, что не помнит, что задавали. На уроке же он отвечал, что не помнит, что учил дома. Посмотрев на мальчика, я заметила, что он очень смущен и напряжен. Смятение мальчика подсказало мне, что дело тут не в памяти, так как дети с патологическим нарушением этой функции, как правило, спокойно относятся к обследованию. Понаблюдав за ним еще, я предположила, что ссылка на невозможность что-либо запомнить необходима мальчику для удовлетворения существующей у него потребности не быть плохим учеником. Но при этом ничего не делать. Мы встретились.

«Сережа, давай поиграем. Я сейчас назову тебе несколько слов, а потом ты попробуешь их повторить. Согласен поиграть?» — «Да». Мальчик хорошо справляется с заданием. «Очень хорошо. А что вам на дом по чтению задали?» — «Не помню». — «А что на уроке чтения делали?» — «Не помню». — «Не помнишь, ну ладно. Наверное, вы составляли рассказ по картинке». — «Нет, мы рассказ читали». — «О чем рассказ?» — «Не помню». — «Наверное, о животных?» — «Нет, о мальчике и девочке. Они яблоню и грушу сажали». — «А как звали мальчика и девочку?» — «Ваня и Таня». — «И что же было дальше, после того, как они посадили яблоню и грушу?» — «А больше ни о чем в рассказе не говорится». — «Хорошо, а что на дом задали?» — «Не помню». — «Наверное, рассказ по картинке, которая на этой же странице?» — «Нет, на той странице, где рассказ, никакой картинки нет». — «А где находится картинка, по которой вам задали рассказ?» — «На странице 21».

Тут он покраснел и опустил глаза. Тогда я наклонилась к нему и прошептала на ухо: «Я хочу сказать тебе кое-что по секрету. Знаешь, все уже догадались, что ты на самом деле всё помнишь». Ребенок посмотрел на меня внимательно и ответил: «Я подозревал это». Со следующего дня Сережа перестал говорить дома и в школе «не помню».

Надо отдать должное мальчугану, подметившему, что просто лень вызывает у взрослых порицание, а дефект развития (невозможность запоминания) — тревогу. Когда же под угрозой оказалась его репутация, которая, очевидно, была ему небезразлична, он сразу прекратил игру.

Просто практика

Я исхожу из того, что поведение ребенка обуславливается его переживаниями, а переживания определяются внешней ситуацией. Изменить поведение ребенка можно, изменив его переживания, а изменить его переживание ситуации можно, изменив саму ситуацию. Например, изменив стиль взаимоотношений взрослого и ребенка. Потому что жизнь ребенка зависит от взрослых, потому что мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, и возлагать на ребенка ответственность за решение существующих у него проблем нельзя.

Как я действую в проблемной ситуации? Узнав о ней, наблюдаю ребенка в спонтанном поведении. Стараюсь следовать за его мыслью, в каком бы направлении она ни шла, параллельно борюсь с искушением остановить, взять за руку и повести за собой, внушить свои мысли. Тут нужны опыт, находчивость и терпение. Порой мы не понимаем важные поведенческие реакции, не умеем их «читать».

Отбросив самомнение, начинаю «детективный» сюжет: собираю материал о ребенке. Кто что о нем говорит, как. И бывает, ты никак не выйдешь на решение вопроса без какого-то незначительного на первый взгляд момента. Когда появляется ощущение, что данных для гипотезы достаточно, можно встречаться с ребенком наедине. Это очень ответственный момент. Мы беседуем с ним «за жизнь», что-то рисуем (возможно, это методика «Несуществующие животные») и постепенно выходим на важную для него тему. Далеко не сразу. Поначалу у него «все хорошо», «никаких трудностей нет» — он закрыт крепко-накрепко и на контакт не идет. Но в какой-то момент все же приоткрывается — ну, разве что двойка по математике, но это не проблема. Тут я и предлагаю ему: «А хочешь, я расскажу тебе о тебе по твоим рисункам?» Хочет, а как же, это ведь как гадание. И я осторожно ввожу в рассказ то, о чем он, может быть, думает как о своей тайне. Вижу удивление и осторожно вбрасываю свою гипотезу — в формулировке «если… то тебя это обижает». И тут максимум внимания: нет реакции — значит, моя гипотеза неверна. Но любая, даже невербальная реакция (покраснел, заерзал, отвернулся…) говорит о том, что я попала в точку, аффективное переживание нащупала. После этого ребенок начинает разговаривать открыто.

Доверие и взаимность

Разговор заканчивается тем, что я спрашиваю у ребенка, как мне можно действовать, чтобы изменить ситуацию: я поговорю с родителями? С кем лучше, с мамой или с папой? С учителем? С кем-то из ребят? Допустим, он соглашается, и мы обговариваем, про что можно рассказывать, про что не надо. А на прощание: «И смотри, что будет, — потом расскажешь». Это повод встретиться повторно, обязательны повторные встречи и со взрослыми, которые согласились взаимодействовать для пользы ребенка.

А бывает, я бессильна изменить ситуацию. Например, такие вокруг ребенка взрослые, что разговор с ними усугубит травматичную для ребенка ситуацию. Тогда надо как-то видоизменить само%ADощущение ребенка в трудных для него обстоятельствах. Но для этого ребенка надо увлечь какой-то жизненно важной и значимой целью. Это более трудный путь.

Не забудем: от нас, взрослых, зависит самочувствие ребенка. В детстве именно силы среды имеют направляющее значение. И многое можно поправить, изменяя внешнюю ситуацию жизни ребенка.

Записала Варвара ЧКАНИКОВА

Источник