Ребенок 5 лет часто падает

Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.

Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:

  • порезы
  • вывихи
  • переломы и трещины
  • ушибы, синяки
  • сотрясения мозга
  • сильные ранения

Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.

Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.

Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.

Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.

Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность

Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.

В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».

Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».

Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.

Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.

Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.

Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).

Читайте также:  Как рассказать ребенку 5 лет о войне

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма

За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.

  • Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
  • Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
  • Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
  • Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
  • Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
  • Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
  • Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.

Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.

Автор статьи: Вашкевич Юлия Борисовна

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк!

Мы рассказываем о детской и взрослой психологии, семейных взаимоотношениях, психологических проблемах и способах борьбы с ними.

Свежие, интересные и полезные статьи в нашем Журнале

Источник

  • Дочке 4,5. Были проблемки первый год по неврологии. Осталась неуклюжесть небольшая, проблема с координацией, отсутствие полное чувства опасности . Зрение ок.
    2 раза уже ломала руку( оба раза с разницей 3 года ,упав с дивана на кухне, прыгая по нему. Часто спотыкается, ударяется в день раз по 20. Все углы ее.
    Постоянно твердим смотри под ноги. Аккуратнее аккуратнее аккуратнее. Ругать не хочется, но ооочень сложно сдерживаться(( а она падает ударяется и падает. На танцы ходили -бросили, тк болеем много. Пошли на айкидо -руку сломали вот, теперь до след года. Просто отчаяние какое то. Ребенок затюкан замечаниями , но как этого не делать? И что вообще делать???

  • Координация, ловкость и равновесие тренируются так же, как и другие физические качества- сила, ловкость и выносливость. На улице ходить по всем поребрикам, бревнам и скамеечкам. Ловить и бросать все предметы небъющиеся, ходить по пску и траве, босиком и в обуви. Стоять и прыгать на одной ноге. Вернитесь в спорт как только залечите руку.

  • Я с детства неуклюжая, все углы мои, до сих пор помню, какие картинки на стене в травмпункте)) но чтобы меня за это РУГАЛИ????? в шоке от вашей темы((((
    Как развивать ловкость вам выше написали уже.
    Ну а в остальном — только стараться быть рядом в опасные моменты.

  • За что ругать, если ребёнок не виноват??? Сами же пишете, что это у дочки проблемы, а не умысел.
    Терпение, мамочка, только терпение. Персенчик и всё такое)
    И отмените пока всякие танцы-айкидЫ, успеете ещё, а сейчас ребёнку от них не польза, травматизм только!

  • У меня младшая просто стихийное бедствие, за день сто раз ушибется, упадет, уронит что то, при этом очень активна и подвижна. Но вот с координацией беда. При этом ее сестра двойняшка аккуратна и осторожна, старшая тоже без особенностей. Но я сама до сих пор все углы собираю когда иду. синяки не проходят. то на ногах, то на руках)) Ругать ребенка за ЭТО нет смысла. Только жалеть когда упал, и ограждать по максимуму дома от углов. острых вещей, порожков и ковриков о которые можно запнуться. А на улице наоборот все бордюры проити, на одной ножке попрыгать,лазалки облазить. конечно родители страхуют, с учетом особенностей)

  • Проблема еще в том, что дочка постоянно куда то лезет, куда люди то не ходят или куда не надо. Вчера вот приехали в гости. Стоим все на улице. 2 сек и не вижу дочку. Пошла за дом искать ее, слышу рев-решила одна пойти в дом (ведь в чужой без хозяев!) и упала с лестницы((( понимаю что она не виновата, ругать нельзя, но ругаю именно за то, что текла то полезла куда нельз было. За факт падения конечно жалею

  • Автор, ну вы что???
    Как можно ругать ребенка за такое? Блин!
    Вот у моего ребенка руки «кривые». Никогда не умел не лепить, не рисовать, не мастерить — вообще ничего! Ну выросли у него ручки не из того места, что ж поделать?
    Но даже очень строгий учитель труда в 6 классе сказал про моего сына на собрании родителей: «У Алекса «четверка» по моему предмету только потому, что остальные ребята оказались очень способными».
    Понимаю, что пожалел и пощадил, ибо работы моего сына с помощью лобзика я имела счастье видеть дома — это жесть!!
    Меж тем, мне и в голову не приходит ругать ребенка за его криворукость, ибо я люблю его таким, какой он есть! А растить в нем комплексы за то, в чем он по сути не виноват…. Ну не знаю…. Так нельзя, как мне кажется.
    Племянник мой, такой же травмоопасный, как ваша дочка. Он сам себя давным-давно называет «ребенок-катастрофа». И руку уже ломал, и ногу, и палец. Но никто его за это не ругает и не обижает. Уследить невозможно, но ругать?

    Читайте также:  Изменение цвета мочи у ребенка 5 лет

  • Хм. А почему у вас дочка в 4,5 года сама по чужим домам разгуливает? Вы то где были в это время, тем более зная о склонности к «авариям»? (((

  • Имхо проблемы по неврологии не «были», это они и есть. Самое время заняться, иначе это не пройдет так быстро, как хотелось бы. Нейропсихологическая коррекция вам в помощь.

  • Круто, ребенок болен, а его за это ругать. Гриппом заболеете — попросите мужа наорать на Вас как следует, вдруг поможет?
    Ребенка к неврологу и на занятия по развитию координации.

    Везде лезть — это нормальное детское поведение.

  • а если бы «чужой добрый дядя» за домом был? вы уж научитесь за ребенком следить… в незнакомых местах можно и за руку держать. И уж в чужих дворах не упускать из виду…

  • Блин, я вообще в шоке от евских тем в последнее время… То мамаша дубасит 5-летку за учебу до крови, то ругают за то что ребенок маленький и не может что-то делать в силу своих особенностей…. Это же ваши дети!!!
    Ну как можно ругать ребенка за то, что он ребенок? Знаете что дочка везде лезет (а это нормально абсолютно для детей) — так следите за ней, не отпускайте одну в незнакомых местах! В 90% описываемых на еве случаев виноваты взрослые. Понятно, что везде соломки подстелить невозможно, ни для ребенка, ни для родителя, предвидеть и предугадать многое мы не в силах. Но и ругать-бить ребенка за то, что мы где-то не доглядели или ошиблись — верх кретинизма!

  • заниматься спортом, тренировать равновесие и вестибулярный аппарат — он явно слаб
    батуты — ваше место тренировок ))) там падать не больно
    хотя синяки бывают
    и гимнастика думаю подошла бы — равновесие тренировать

  • а почему вы ругаете ее за собственное разгильдяйство? ва должны следить куда идет ваш ребенок

  • заняться здоровьем ребенка.
    во-первых, частые переломы, даже у часто падающих-бесящихся детей их не бывает как правило, максимум ушиб!
    проверять что с состоянием костей.
    во-вторых, такая раскоординация может быть признаком мозгового кровообращения (последствие родов как вариант), внутричерепного давления.
    у моей сестры вечно то под одним глазом то под другим были синяки в детстве — у нее было ПВЧД.
    как человек давно не видящий результата в обычной медицине, могу предложить только хороших остеопатов (уж сами прочитайте инфо как они лечат и решите надо ли оно вам).
    а себе найдите какую-то психологическую поддержку и помощь, чтобы не раздражаться, не ругать ребенка, обычно только кажется что раздражающий фактор внешний, а он как правило у нас внутри.

  • О, как мне это знакомо, у меня такая барышня 10 лет, были выбитые зубы, перелом, масса растяжений всего чего только можно, синяки и раны даже перестала считать, травмпункт наш дом родной, весной этого года упала с лестницы в результате ушиб одного позвонка и компрессионный перелом одного позвонка. Зрение плохое, но пользуется линзами, невролог говорит здорова, занимается плаваньем, в школе учится хорошо. Вся проблема в том, что дочка постоянно куда-то бежит и совершенно не смотрит под ноги. Что с этим делать я не знаю.

  • Круто! Даже не врачу понятно, что у вас проблемы с ребенком не были, а есть. А вы о какой-то ругани спрашиваете?

  • Ничего не поняла. Как не ругать — когда ребенок упал, ему больно и плохо? Представьте, что вы долбанулись, у вас кости торчат наружу, конечности переломаны, а муж: «Ну ты корова, сколько можно падать, когда под ноги сомотреть научишься?!» Ну а как ему иначе, правда?

  • Проблема в том, что вы считаете, что вашей дочке не 4, а 24, похоже. Какого хрена она ходит по опасным местам, а вы неизвестно где в это время?! В этой семье точно кому-то давно надо уши надрать и познакомить с правилами этой реальности. но точно это не 4летняя девочка, а кое-кто другой.

  • А у ортопеда были? Может с ногами проблемы?

  • вот +мульон вообще в шоке от автора.

  • офф Подскажите, пожалуйста, где вы подбирали линзы для 10-летки?

  • в Гельмгольца, ночные линзы, пользуется уже почти год, зрение не падает

  • Зрение не падает — проблемы с глазами нарастают. Проходили мы эти ночные линзы, последствия потом полгода лечили..

  • а какие проблемы возникли у ребенка с глазами?

  • Кератит. Когда приехали лечить, выяснилось, что это довольно частое последствие (при том, что уход за линзами был идеальным, надевалиснимали правильно).
    А самый главный аргумент для меня — если эти линзы так чудесны, почему основная масса офтальмологов — в очках?

  • так нет причины для ругани.

  • Расслабиться самой)) мне 35, все углы мои, вся в синяках вечно),все время все роняю, разливаю. В детстве тоже не было чувство опасности, с божьей помощью выжила, чувство самосохранения появилось. С ребенком моим все еще хлеще(скоро четыре) но у него к природной неуклюжести прибавилось отсутствие бинокулярного зрения (вы проверяли? При обычном осмотре не проверяют, надо попросить). Вот мне кажется, хуже чем у нас быть не может)) погуляем вместе? Может вам полегче станет)) и что самое удивительное, при том, что он падает на прямой дороге, условно, через каждые 20метров, на самокате он устраивает что то феерическое. Не падает практически никогда и придумывает и воплощает множество трюков. Невролог посмеиваеться над моими переживаниями и говорит следующая ваша ступень — паркур) собственно из всего этого делаю вывод, что все наши падения именно от невнимательности, рассеянности, потому как в экстремальной ситуации ребенок собирается. Что делать? Самой не психовать, зная любимые места возможного падения, соломку постелить предупредить, поймать, ну и объяснять. Ну и я пока, на площадках не отхожу от ребенка и стараюсь быть максимально спокойной)

    Читайте также:  Ребенок перестал расти 5 лет

  • то же самое, самокат, ролики и коньки освоила быстро и легко, на машинках и мотоциклах в парке развлечений гоняет как заправский гонщик, но может врезаться в холодильник или косяк на ровном месте

  • Иксов нет? Меня предупредил врач что дочка из за них будет спотыкаться.

  • +1
    у меня сын с теми же проблемами — плохая координация, все углы сшибает и т.д.

  • +1 тоже неплохо проверить.
    Но это все-таки скорее неврологическое

  • плюс миллион! к примеру, наш ортопед говорит,что дети с подвижностью суставов часто спотыкаются!

  • +1 Проблемы с координацией движений и вестибулярным аппаратом — это она самая, неврология и есть

  • !!! Я тоже в шоке!!! В 4 года два перелома?!!! Автор — бегом к врачу!!! (а я по жизни вообще не паникёр).

  • Проверьте ребенка у ревматолога обязательно! С 7 до 11 лет я ломалась с периодичностью 2-3 раза в год, руки, ноги, пальцы, из гипса в гипс.А в 12 лет поставили ювенильный ревматоидный артрит, те переломы были первыми звоночками И, кстати, меня тоже ругали за неуклюжесть…

  • упражнения на координацию делайте, пусть сама кружится каждые полчаса

  • С ногами есть проблема -вальгус.

  • Кости проверили
    Извините конечно, но мозговое кровообращение и внутричерепное давление это не диагноз)) нарушение и повышение -это да, давление ок, кровообращение подправляли
    К психологу начала ходить

  • Да понятно что они остались. А как нейропсихолог повлияет на равновесие?

  • Как Вы себе представляете что я буду круглосуточно за ней смотреть в квартире?! Ей почти 5. Мне ее в комнате не оставить? Она ударятся дома вы таких местах, где невозможно удариться((
    На улице я всегда рядом конечно же.

  • Дом не чужой, а близких родственников. Дочка сказала что пойдет вокруг дома гулять, а пошла в дом по лестнице ((

  • На координацию движений очень хорошо влияет.

  • Э-э-э… Та лестница — это было в вашей квартире?
    Круглосуточно смотреть за детьми — вообще-то обязанность родителей.

  • Вот вам и ответ, не ругайте ее, хотя я понимаю иногда раздражает это.
    У меня двойняшки, у одного ребенка в 2 года поставили диагноз вальгус, падала на ровном месте реально, 2 раза лбом ударялась сильно. К 3 годам вальгус стал лучше (врач тоже подтвердила), почти перестала падать. Но у другого из двойняшек в 3 года стал намечается вальгус, ортопед тоже подтвердила, и о ужас, тоже стал падать, а до этого нормально ходил.
    Так что все это от вальгуса, ноги заплетаются как бы.
    На велике пусть катается, помогает от вальгуса.

  • Ну как, как сильно вряд ли, а немного подправить всегда можно. Можете даже сами почитать в сети, погуглите «нейропсихологическая коррекция». К неврологу тоже загляните, возможно коррекцию какую посоветуют. В игры всякие, где движения по какому-то условию, очень советую играть почаще. Классики, съедобное-несъедобное, кегли, прятки, жмурки, это все учит контролю над движениями, поэтому вам полезно, лазалки она не просто так любит. Это и с коррекцией может уходить очень медленно, а если не заниматься — так вообще. Я вас понимаю — неуклюжесть, которая длится годами, раздражает, даже нас, родителей- представьте теперь, как она будет раздражать учителей — все время как на пороховой бочке, каждый момент в ожидании ЧП. С такими детьми очень сложно, и в любимчиках они редко бывают) поэтому все, что с ваших силах, лучше делать уже сейчас.

  • У моей тоже вальгус. Падала до 3-х лет постоянно. Сейчас 5 лет. Не падает, но 2 года у нас был упорный труд: два раза в нед.гимнастика художественная, 4 раза в нед- плавание, 4 раза в нед-горные лыжи, по 2 курса массажа, электрофареза и электростимуляции в год. Будете это делать на ор сил не будет)))

  • Мамаша…..ну как можно ругать больного ребенка. Лучше причину ищите и помогите реб.

  • у меня старшая неуклюжая,когда играет вообще ничего не видит,может идти прямо в столб или в косяк дверной и не видит его, потому что на птичек смотрит и тд, я постоянно за ней слежу буквально, ну а прыгать на диване это вообще только зА руки с мамой!!! и она знает что одной нельзя,приучила, говорю хочешь попрыгать позови меня.

  • Выше почитайте тоже самое пишут мамашки. Падают от этого дети реально.

  • Вы дура? Выше уже написали все.

  • А как вы себе представляете оставлять без присмотра всего лишь 5летнего ребенка????? Тем более такого? Вы ее должны за руку держать 24 часа в сутки, а не только смотреть. Между прочим ваши действия под статью УК попадают.

  • вспомнилось

  • Пипец, ругать ребёнка за то что она бедняга не уклюжая. Сами то понимаете что написали?

  • Застрахуйте ребенка и тратьте деньги от страховок на реабилитацию- будет польза. А ругать- это дикость какая-то, это все-равно что слепого ругать за то, что он не видит. Ведь у ребенка по какой-то причине это происходит, не назло ж вам руки ломает.

  • Хороший нейропсихолог повлияет вам на ВСЁ.

  • +1000
    господи, бедный ребенок при такой дуре матери…

  • Источник