Ребенок 5 лет боится выступать

Ребенок 5 лет боится выступать thumbnail
  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток

Что делать, если ребенок боится публичных выступлений?

Многие родители часто сталкиваются с ситуацией, когда ребенок дома ведет себя очень активно – декламирует стихи, танцует, поет, активно общается с родственниками и пришедшими в гости друзьями, но в садике или школе совершенно теряется, когда дело доходит до выступления перед публикой. Почему так происходити как помочь ребенку побороть свой страх, расскажет «Я – Родитель».

Откуда берется страх публичных выступлений?

Публичное выступление, будь то доклад, поздравительная речь, спортивные соревнования или творческий конкурс – событие, перед которым волнуется абсолютно любой человек, вне зависимости от его возраста. Взрослые умеют контролировать свои эмоции, в отличие от детей, у которых еще не развито самообладание.

Боязнь проиграть в соревнованиях, забыть слова во время чтения стихов на детском утреннике, неправильно ответить у доски возникаету ребенка еще и потому, что перед глазами всегда находится положительный пример – его родители, которые ничего не боятся и у которых все всегда получается. Дети очень чувствительны, и если у малыша что-то не выходит, он сильно расстраивается и приходит к выводу, что он недостоин своих мамы и папы. Чем теснее эмоциональная связь между ребенком и родителями и чем больше они стремятся его успокоить после очередной неудачи, тем сильнее малыш ругает сам себя за то, что не смог оправдать ожиданий мамы и папы.

Иными словами, боязнь совершить ошибку перед публикой является социальным страхом, и в его корне лежит стремление соответствовать требованиями и нормам, которые диктует окружающий социум, а также желание не огорчать своих близких и соответствовать их ожиданиям.

Побеждаем страх вместе!

Чтобы помочь ребенку избавиться от страха публичных выступлений, придерживайтесь нескольких простых рекомендаций.

  1. Никогда не заставляйте ребенка выступать на мероприятиях, в которых он категорически не хочет принимать участие! Не стоит и шантажировать кроху, обещая ему новую игрушку или поход в кино взамен на согласие выступать. Забудьте и про угрозы из разряда «Если ты не примешь участие, то я лишу тебя сладкого на неделю или не разрешу смотреть мультики». Это еще больше усугубит детский страх. Лучше предложите малышу альтернативный вариант: не участвовать в мероприятии самому, но посетить его и просто посмотреть на выступления других участников. Пусть ребенок понаблюдает за своими ровесниками со стороны, особенно если речь идет о первом в его жизни коллективном мероприятии. Он увидит, как проходит конкурс (праздник, соревнования и т.д.) и поймет, что ничего по-настоящему страшного в этом нет.

  2. Объясните ребенку, что волнение перед выступлением на публике – естественное чувство, которое испытывают абсолютно все, и не только дети, но и взрослые. Просто кто-то умеет его хорошо маскировать, поэтому внешне может быть не видно, что человек волнуется. Научите его расслабляться перед выходом на сцену или к доске: в этом могут помочь несколько глубоких вдохов и выдохов, и мысли о чем-то приятном для ребенка.

  3. Всегда будьте рядом с ребенком во время его публичного выступления. Дети, выступающие перед большим количеством людей, всегда ищут среди зрителей в первую очередь своих родителей, поскольку их присутствие дает им ощущение безопасности и уверенности в себе. Если речь идет не о конкурсах и соревнованиях, а об ответе в школе у доски, где присутствие родителей исключено, научите ребенка представлять вместо одноклассников знакомых ему людей: маму, папу, бабушку с дедушкой и других родственников. Объясните вашему чаду, что несмотря на то, что вы не присутствуете непосредственно на его выступлении, в это время вы будете морально его поддерживать и думать о его успехе.

  4. Помочь в борьбе со страхом публики могут домашние концерты и представления. Возьмите за правило хотя бы раз в неделю устраивать творческие вечера в теплой компании родных и друзей. Это могут быть поэтические чтения, интересные конкурсы, исполнение песен или домашний театр. Ребенок привыкнет выступать перед большим количеством людей, и появиться на сцене перед незнакомцами ему будет намного легче.

  5. Не забывайте и о пользе репетиций перед выступлением на публике. Если ребенку предстоит читать стихи, танцевать, исполнять песню или зачитывать доклад у доски, позвольте ему потренироваться в домашней обстановке, где в качестве зрителей будете выступать вы сами, бабушки и дедушки или приглашенные друзья.

  6. Помогите своему чаду настроиться на успешное выступление. Говорите ему слова поддержки – это очень помогает справиться с волнением. Не скупитесь на похвалы, но и не захваливайте ребенка. Вместо фраз «Ты будешь лучше всех», «Твое выступление затмит все остальные» лучше говорить просто «Ты молодец», «Ты справишься», «У тебя отлично получится».

  7. Если ребенок боится, что его выступление может не понравится аудитории, объясните ему, что четко выученные слова стихотворения или песни, или технически верно исполненные танцевальные движения – это еще не все, что требуется для успеха. Научите малыша находить контакт с публикой: взгляд на зрителей, а не в дальнюю стену зала, жестикуляция руками при декламации, открытая улыбка – все это поможет расположить публику к себе.

  8. Никогда не ругайте ребенка, если его выступление прошло не слишком удачно. Не говорите малышу, что разочаровались в нем, что он выступил плохо, поскольку это только усилит его страх перед следующими попытками. Лучше скажите ребенку, что вам очень понравилось его выступление, что вы им гордитесь, что участие порой намного важнее победы и что у него будет еще множество шансов проявить себя. Это успокоит и поддержит ребенка.

Читайте также:  Признаки пищевого отравления у ребенка 5 лет

Виктория Котлярова

Ребенок 5 лет боится выступать

Дети испытывают стресс не реже, чем взрослые. И задача родителей – подготовить ребенка к стрессовой ситуации. Как это сделать? Пройдите тест и получите рекомендации психологов

Пройти тест

Источник

Боязнь публичных выступлений – та проблема, которая становится актуальной для родителей именно с началом школьного периода в жизни ребенка. С каждым учебным годом количество подобных выступлений только возрастает. И если многих из них еще можно избежать, то отвечать у доски так или иначе придется всем.

Конечно, родителям очень хочется гордиться своими детьми, наблюдая за их выступлениями на школьных праздниках, отчетных концертах во всевозможных кружках и студиях. Да и на успеваемости сказывается: «Как же так? Дома все так хорошо знал, а за ответ у доски оценка ниже ожидаемой». Их беспокойство вполне понятно, однако эта проблема гораздо шире и глубже, если смотреть на нее с точки зрения того, что происходит с самим ребенком.

Необходимость выступления перед другими людьми, т. е. момент предъявления себя миру, является ситуацией, наполненной очень интенсивными переживаниями. Такое состояние сильного психического напряжения, вызванного взаимодействием между человеком и окружающим миром, носит название психологического стресса. 

Что может быть причиной страха

Начальной фазой стресса является тревога – негативное эмоциональное переживание, которое связано с ожиданием чего-то неопределенного, но опасного. Это состояние может быть очень различным по интенсивности: от ощущения напряженности, сопровождающегося внутренним дискомфортом, до тревожно-боязливого возбуждения, когда исчезает любая способность к целенаправленной деятельности. Тревога запускает целый комплекс эмоциональных переживаний: отчаянье, печаль, подавленность, уныние, надежду или, наоборот, безнадежность, апатию, агрессию. Справиться с таким потоком не всегда под силу и взрослому, не говоря уже о ребенке. 

Случается, что тревога сопровождается страхом – эмоциональной реакцией на реальные события. Страх всегда конкретен. Ребенок может бояться физического или эмоционального насилия со стороны сверстников или взрослых, насмешек, которые последуют за выступлением. 

Боязнь выступлений может носить ситуативный характер: например, возникать от случая к случаю (на это может влиять изменчивость как внутренних, так и внешних факторов, о которых мы поговорим ниже) или же в какие-то определенные моменты. Например, ребенок, чувствующий себя свободно и уверенно в центре внимания сверстников, может испытывать сильное волнение при наличии взрослого в аудитории. Ситуация понятна, если у ребенка имеется конфликт с конкретным взрослым. Непонимание возникает, когда ребенок волнуется перед незнакомой взрослой публикой и тем более перед любимым педагогом. Дело в том, что для младшего школьника характерно появление чувства вины за свои неудачи перед авторитетными людьми, от оценки которых все еще зависит их отношение к себе. Только теперь в круг таких авторитетных взрослых входят не только родители, но и учителя, тренеры, педагоги дополнительного образования. Глубокий внутренний конфликт между желанием быть успешным в глазах взрослого и страхом совершить ошибку порождает в ребенке чувство безнадежности или даже отчаянья. А это усиливает тревогу перед ситуацией оценки. Поэтому взрослым так важно иногда «спускаться с пьедестала», принимая участие в совместных играх, не боясь показаться смешным или проиграть детям, делиться своим «ошибочным» опытом.    

Если же состояние достаточно выраженного дискомфорта повторяется часто и в самых разных ситуациях (при ответе у доски, в общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), то следует говорить о тревожности как индивидуальной особенности, проявляющейся в склонности к частым и интенсивным переживаниям тревоги. Тревожность как устойчивое состояние негативно влияет на процессы получения и усвоения новых знаний, общения, творческого самовыражения, создает трудности при знакомстве с новыми людьми. Повышенная тревожность вызывает переутомление, т. к. организм тратит всю энергию на подавление тревоги, почти ничего не оставляя на другие сферы деятельности, в том числе и на учебу. А это уже может привести к серьезным проблемам со здоровьем. При этом для формирования тревожности достаточно того, чтобы ребенок часто сталкивался со стрессовыми ситуациями, не сумев выработать успешный способ их преодоления, а это значит, что боязнь публичных выступлений совсем не безобидная проблема и требует особого внимания со стороны взрослых.

Почему же так происходит, что одни дети с легкостью справляются с выступлением на публике или испытывают незначительный дискомфорт, а для других эта ситуация становится настоящим испытанием? Дело в том, что на способность приспосабливаться к различным стрессовым ситуациям, в том числе и к существованию в обществе, влияет множество факторов. Их условно можно разделить на природные (первичные) и социально-психологические (вторичные).  Природные предпосылки – свойства нервной и эндокринной систем – являются основой для развития последующих индивидуальных особенностей. Здесь в зоне риска находятся дети со слабым типом нервной системы. Взрослым стоит обратить внимание на детей, которые быстро утомляются, сложно переключаются с одного вида деятельности на другой, имеют трудности с усвоением учебного материала, детей с соматическими заболеваниями. Важно также отметить, что речевые, когнитивные и поведенческие трудности, обусловленные особенностями протекания нервных процессов, могут влиять на отношение к публичным выступлениям как прямо, так и опосредованно. Испытывая неуспешность в одном виде деятельности, дети с легкостью примеряют ее и на остальные.  

К социально-психологическим факторам относят самооценку, уровень социальной поддержки (ощущение значимости среди окружающих), способность разрешать конфликты, опыт общения (его разнообразие и положительная окраска), стремление соответствовать нормам и требованиям общества и т. д. 

Как помочь ребенку

Как же помочь ребенку, если, имея вроде бы конкретную проблему, мы сталкиваемся с большим количеством влияющих на нее переменных? Для этого мы можем предложить несколько рекомендаций, учитывающих основные значимые факторы, пользуясь которыми родители могут помочь ребенку справится с такой непростой ситуацией. Тем самым способствуя сохранению его психологического и соматического здоровья. 

Читайте также:  Ребенок 4 5 лет на 23 февраля

Первое, что обычно спрашивают родители: принуждать ли ребенка к выступлениям на публике или старательно избегать таких ситуаций. Эти две стратегии поведения, хоть и лежат на разных смысловых полюсах, являются не только самыми неэффективными, но и могут способствовать усугублению состояния ребенка. С принуждением вроде бы все ясно, хотя стоит отметить, что здесь имеются в виду не только угрозы, но и попытки «подкупа» ребенка обещанием награды, уговоры, различные манипуляции. Что касается старательного избегания, то оно порождает зону дополнительного напряжения, что усиливает тревогу, провоцируя «страх самого страха». К тому же ребенок лишается опыта разрешения сложных ситуаций, заучивая модель «избегания трудностей». 

Как же тогда поступить? Следует спокойно придерживаться золотой середины. Главное для ребенка – нейтральная, понимающая и принимающая позиция взрослых. Предлагайте ребенку различные варианты участия в выступлениях как в школе, так и за ее пределами. Не хочет играть ведущую роль в спектакле, но, может быть, «третьим пеньком» постоит на сцене с удовольствием. Интересная тема на уроке – почему бы не подготовить доклад или презентацию? Ребенок может согласиться или отказаться, задача взрослого – предложить различные варианты и с уважением принять выбор ребенка. 

Следующим моментом является работа над самооценкой. Ребенок младшего школьного возраста смотрит на себя глазами значимых взрослых. Помогите ребенку видеть его сильные стороны и не упускать из виду даже самые маленькие победы и достижения. Чаще обсуждайте с ним, как можно использовать свои умения в различных ситуациях. Это будет хорошей опорой ребенку в будущем, научит его использовать свои внутренние ресурсы. 

Для умения преодолевать стрессовые ситуации ребенку также необходим опыт успешности, принятия и положительной оценки социумом. Зоной такой успешности могут стать кружки, внеклассные занятия. Даже если они на первый взгляд не несут в себе какой-либо полезной нагрузки. «Прививка» уверенности в себе поможет в дальнейшей жизни ничуть не меньше, чем дополнительные занятия по «важным» предметам.

Снизить тревогу также помогут предварительные знакомства с возможными неприятными ситуациями и проигрывание различных способов справиться с ними. Предложите ребенку не просто репетировать свои выступления, но и пофантазировать на тему: «А что, если…». Предложите свою помощь, если ребенок не может придумать выход из трудной ситуации самостоятельно. Попробуйте в процессе меняться ролями. Такие репетиции расширят его представление о возможных способах поведения, что повысит уверенность в себе.  

Часто перед выступлениями дети могут чувствовать скованность. Страх действительно парализует. Справиться с мышечными зажимами помогут различные техники релаксации. Их очень много, и найти их в интернете не составит труда. Важно, чтобы родители, особенно в первое время, выполняли их вместе с детьми. Ну а самым простым и эффективным упражнением являются… объятия. Не бойтесь гладить и обнимать своих детей. Этого «витамина родительской любви» никогда не бывает слишком много. Семейные взаимоотношения вообще оказывают огромное влияние на ребенка. Дети живут в контексте семьи, а то, что происходит с одним из ее членов, неизбежно действует на всех остальных. И самые младшие, как правило, наиболее восприимчивы ко всему, что переживают взрослые. Заметили, что у ребенка появились трудности в учебе или он стал более тревожным? Это повод задуматься о том, какой эмоциональный климат на данный момент в вашей семье, не появились ли зоны напряженности во взаимоотношениях и не нужна ли кому-то из членов семьи дополнительная поддержка. 

Эти основные моменты необходимо учитывать родителям, чтобы помочь своему ребенку преодолеть боязнь выступления на публике. Но важно также понимать, что в ее основе могут лежать другие, более глубокие проблемы. Если вы видите, что вашей поддержки недостаточно, если проявления тревоги носят слишком выраженный характер и выходят далеко за определение легкого волнения, если вы можете предположить, что существуют природные предпосылки для развития тревожности у вашего ребенка, это повод обратиться к специалистам. Для помощи вашему ребенку могут понадобиться консультации не только детского, но и семейного психолога (помним о том, что любые стрессовые ситуации в семье ребенок переживает сильнее остальных, и о грамотной организации помощи такому ребенку со стороны всех ее членов), а также невролога (при сильных вегетативных проявлениях волнения: дрожи, затрудненном дыхании, учащении пульса, потливости, слабости и т. д.) и нейропсихолога (например, при трудностях в сферах внимания, памяти, мышления, речи)

Источник

Дорогие родители! Ваш ребенок боится выступать при большом количестве посторонних людей? Он боится принимать участие в соревнованиях? Тогда предлагаю обсудить этот вопрос и подумать, как помочь юным талантам и спортсменам преодолеть этот страх и чувствовать себя уверенно на людях.

Страх публичных выступлений

Как же так, дома малыш такой храбрый – бойко декламирует вам стихи, поет, танцует, а в саду или школе на утреннике или любом мероприятии он закрывается, боится и не хочет показывать свои таланты. Что же делать? Почему ребенок боится?
Для начала давайте начнем с себя: а так ли легко на самом деле выступить на публике? Скажу по себе: достаточно сложно, но если нет панического страха, то вполне возможно. Ведь умение выступать на публике – это навык, которым можно овладеть, делая это часто. Но это при условии, когда не страшно. А вот когда есть страх, его нужно научиться преодолевать.

Почему возникает боязнь плохо выступить, проиграть в соревнованиях и так далее? Можно объяснить это тем, что ребенок видит перед собой пример успешных родителей, у которых все получается, они ничего не боятся. И это здорово, конечно, что у него есть такой пример. А вот промежуточный этап того, как родители пришли к успеху, детям часто недоступен. Малыш любит своих маму и папу, гордится ими и изо всех сил старается быть таким же, однако у него не всегда это получается. Часто в таких случаях после двух-трех неудач ребенок начинает ошибочно считать себя недостойным своих родителей и в его душе поселяется я страх.

Читайте также:  У ребенка чешется писюшка и красная 5 лет мальчик

Вы можете сказать, что никогда не ругаете, а также не наказываете своего ребенка за неудачи и ошибки. И это правильно, но малыш сам себя наказывает. И чем сильнее между вами психо-эмоциональная связь, тем больше корит себя ребенок за поражение или ошибки в случае неудачи. Добавьте к этому его тонкую душевную организацию – и вы поймете, почему он вдруг стал неуверенным в себе и боится выступать публично или же волнуется перед соревнованиями.

Страх совершить ошибку на публике и вообще – это один из видов социального страха, ведь ребенок стремится соответствовать нормам и требования окружающего его социума, дабы не огорчить своих родителей. Как же правильно поступить родителям, как сделать так, чтобы ребенок поскорее избавился от этих ненужных страданий?

Учимся бороться со страхами вместе

Сразу скажу: универсальных советов, подходящих для всех детей, не существует. И даже психологи, работая с детьми, к каждому подбирают свой «ключик», индивидуальный, для того, чтобы можно было работать со страхами. И как быть? Есть несколько общих советов, которые могут помочь ребенку, если это не тяжелый случай. Предлагаю ознакомиться с ними.

Совет 1. Стоп насилие! Заставлять ребенка выступать, принимать участие в любых мероприятиях, если он отказывается категорически нельзя! Ни в коем случае не применяйте шантаж: «Если ты не выступишь, то …» или же «Если ты хорошо выступишь, то я тебе куплю…» В данном случае, особенно если это будет в жизни ребенка впервые лучше дать ребенку возможность понаблюдать за своими друзьями со стороны или принять участие в коллективных мероприятиях , обязательно объясните ему, что в таком страхе и волнении нет ничего страшного и в следующий раз он обязательно справится.

Совет 2. Будьте рядом. Каждый раз, а особенно впервые, присутствуйте на выступлении своего ребенка. Поверьте, он это делает для вас: и выступает, и глазами изо всех сил ищет для того, чтобы ощутить вашу поддержку. Ваше присутствие дает ему ощущение уверенности и безопасности, видя вас, он понимает, что у него обязательно все получится.

Совет 3. Если ваш малыш робкий и стеснительный, то ему можно помочь стать более уверенным, устраивая домашние концерты и представления. Дедушки, бабушки, братья и сестры пусть побудут первыми зрителями, своими аплодисментами и словами поддержки вы поможете ребенку приобрести уверенность в своих силах.

Совет 4. Донесите до своего ребенка, что волнение накануне выступления или ответственного мероприятия – вполне нормальное явление, его испытывают все: и взрослые, и дети. Покажите, как можно избавиться от этого: нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов перед выходом на сцену или спортивный ринг. Еще может помочь такая методика: пусть ребенок представляет не полный зал неизвестных ему людей перед собой, а вас – маму и папу, для которых он будет петь или танцевать. Если позволяет ситуация – можно и глаза закрыть.

Совет 5. Помогите ребенку правильно настроиться на успех. Слова поддержки, такие как «ты справишься», «ты умница», «я всегда помогу» и в таком же духе помогут ребенку справиться с волнением.

Совет 6. Иногда ребенок может испытывать страх из-за того, что его выступление не понравится зрителю. Очень важно донести до ребенка, что знать текст песни или танцевальные па – это замечательно, но нужно уметь себя подать, расположить аудиторию. А для этого можно использовать улыбку, легкие жесты руками при декламации и так далее. Главное – открыться зрителю и тогда в ответ обязательно услышишь бурные аплодисменты.

Совет 7. Хвалите. Не скупитесь на слова похвалы, но сразу оговорюсь: по делу. Просто так захваливать не стоит. Но и ругать, если что-то пошло не так тоже не нужно.

Страх перед публичными выступлениями, соревнованиями, ответственными контрольными пройдет – это дело времени, опыта и, конечно же, вашей поддержки!

***

Наше желание уберечь и защитить своего малыша, вполне обосновано и естественно , как для родителя. Мы хотим создать для него такую обстановку, чтобы ему было комфортно, не страшно, уютно. Однако, желая этого, часто совершаем ошибки, если малыш что-то делает не так. Например, плохо прочел стихотворение, забыл движения танца или проиграл на соревнованиях… Мы огорчаемся, словно это наш проигрыш, испытываем отрицательные эмоции, забывая, что ребенок все это чувствует, но понимает по-своему. Проводя разбор полетов после неудачи, вместо слов поддержки ребенок слышит, что родители разочаровались в нем. И дальше, вместо стремления к победе он будет стремиться не совершить очередную ошибку, тем самым еще больше углубляясь в свой страх.

Именно поэтому, дорогие мамы и папы, если ваш ребенок испытывает такой страх – запомните, что ругать и отчитывать за неудачу его нельзя. Слова поддержки, совместный анализ допущенных ошибок, участие в жизни ребенка – вот залог его будущих удач и побед!

Источник