Ребенок 5 лет боится нового

Ребенок 5 лет боится нового thumbnail

Мамы и папы со стажем знают, что малыш должен жить в постоянстве.  Именно постоянство дарит ощущение безопасности любому ребенку.  Однако очень тяжело всегда поддерживать эту стабильность. И перед родителями встает вопрос: «Что же делать, если  ребенок негативно реагирует на различного рода изменения, его пугает новизна, вызывая в нем страх и панику?».

В первую очередь не следует забывать, что когда малыш появляется на свет, его характер уже предопределен. Родители замечают, что каждый ребенок по-своему  реагирует на ту или иную ситуацию. Одни малыши весьма восприимчивы, часто капризничают, и успокоить их — задача не из простых. Они негативно реагируют на изменения, не желают делать что-то неизвестное им, боятся незнакомых мест, а при виде чужих людей впадают в панику.  Другие детки, наоборот, любят новости, без труда адаптируются к изменениям, обожают знакомиться  и общаться с новым людьми.  Кажется, что они бесстрашны, и успокоить их  можно всего за несколько минут. Особенно эти различия заметны у детей более старшего возраста.

Желание родителей изменить ребенка.

Следует знать, что на поведение малыша помимо воспитания  воздействует его природа. Нет смысла сопоставлять трусливого малыша с его настырным ровесником, а тем более стремиться перевоспитать его, чтобы он стал душой компании. Это не даст никакого результата, наоборот, вы можете усугубить ситуацию, поскольку малыш почувствует, что его не понимают. Ребенок должен осознавать, что его любят и ценят таким, какой он есть, и ему не нужно что-то менять, чтобы заслужить это отношение к себе.

Родители должны понимать, что тактичность, уязвимость, спокойствие, робость — это черты, которые совершенно не должны осложнять жизнь ребенка. А мамы и папы как раз об этом и думают. Происходит же все по-другому — именно эти черты характера позволят малышу легче сходиться с людьми. Его будут воспринимать, как человека, которому можно доверять.

По этой причине не нужно пытаться внести какие-то коррективы, важно понимать потребности и возможности малыша.  Родители должны поддерживать свое чадо, а не придумывать для него задачи, с которыми он не сможет справиться.

Помощь родителей и результат.

У малышей, которые не выносят новых ситуаций, изменения вызывают волнение, они просто стараются не попадать в такие ситуации. Если же избежать их не получается, то новизна провоцирует сильный стресс, который сопровождается плачем, напряжением, замкнутостью, смущением.  Без сомнения, родители желают помочь ребенку. Известны два самых распространенных варианта такой помощи.

1. Стремятся оградить ребенка от того, что вызывает страх. Раз ребенок так негативно относится к чему-то новому, то, возможно, следует просто избегать подобных ситуаций.  Мамы и папы думают, что с возрастом это пройдет, а на данный момент не стоит волновать малыша.

Результат.

К сожалению, все происходит иначе. Данное действие только подкрепляет страх малыша. Он видит, что если родители делают все возможное, чтобы уберечь его от всего нового, то в этом есть какая-то опасность. Ребенок должен понять, что страх можно искоренить и побороть его в сложной ситуации.  Справившись со страхом хотя бы один раз, малыш убедится, что в этом нет ничего сложного.

2. Стремятся «переломить» боязнь крохи и заставляют его испытывать что-то новое. Приучат его быть пробивным, инициативным и сильным.

Результат.

Данные ожидания родителей переходят границы возможностей ребенка. Он пробует стать таким, но в большинстве случаев терпит неудачу. Иногда после этого ребенок перестает доверять родителям, с жестокостью относится к ним. Ему не нравится, что его не воспринимают таким, каков он есть. Замыкаясь в себе, он не желает с ними общаться, что в результате приводит к тому, что ребенок живет с постоянным напряжением и эмоциональными переживаниями.

Не стоит пытаться переделать малыша. Если все серьезно обдумать, то родители могут прийти к выводу, что малышу совсем и не трудно переживать новые ситуации, особенно если их немного. Пусть он постепенно привыкает к новизне, не наваливайте на него все и сразу. В противном случае это может негативно сказаться на ваших отношениях в будущем.

Источник

приведу Вам отрывок из одной очень хорошей книги (если многое описанное — про Вашего сына, не нужно никаких психологов, просто он такой, примите и любите таким):

Людмила Перельштейн «Осторожно: дети!»

«… Особенно я переживал другую сказку, про зайца. Это короткая такая сказочка, вроде считалки, ее все на свете знают:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять,
Вдруг охотник выбегает…
И вот тут у меня уже начинало пощипывать в носу, и губы разъезжались в разные стороны, верхняя направо, нижняя налево, а сказка в это время продолжалась… Охотник, значит, вдруг выбегает и…
Прямо в зайчика стреляет!
Тут у меня прямо сердце проваливалось, я не мог понять, как же это получается. Почему этот свирепый охотник стреляет прямо в зайчика? Что зайчик ему сделал? Что он, первый начал, что ли? Ведь нет! Ведь он же не задирался? Он просто вышел погулять! А этот прямо без разговоров:
Пиф-паф!
Из своей тяжелой двустволки! И тут у меня начинали течь слезы, как из крана. Потому что раненый в живот зайчик кричал:
Ой-ой-ой!
Он кричал:
Ой-ой-ой! Прощайте, все! Прощайте, зайчата и зайчиха! Прощай, моя веселая, легкая жизнь! Прощай, алая морковка и хрустящая капуста! Прощай навек, моя полянка и цветы, и роса, и весь лес, где под каждым кустом был готов и стол и дом!
Я прямо своими глазами видел, как серый зайчик ложится под тоненькую березку и умирает… я заливался горючими слезами и портил всем настроение, потому что меня надо было успокаивать, а я только ревел и ревел…»
В.Драгунский «Денискины рассказы»

Читайте также:  Как повысить иммунитет часто болеющего ребенка 5 лет народные рецепты

Уважаемые родители, вам досталось тонко чувствующее и легко ранимое создание природы. Ваш ребенок долго будет нуждаться в любви, защите, поддержке.
Эти дети ласковы, привязчивы, долго ходят за ручку и боятся потеряться. А еще боятся засыпать в темной комнате, оставаться дома одни, боятся привидений, баб-ёг, чудовищ, страшных фильмов и всего остального страшного и не очень страшного. Для этих детей хорош прием детских психологов — рисование страшных снов.

«Леночка, нарисуй, пожалуйста, свой самый-самый страшный сон. Это — баба Яга. А это кто такой ужасный с рогами и бородой? Кащей Бессмертный? Молодец, замечательно нарисовала! Давай сожжем этот рисунок. Вот и нет больше никаких страшилищ. Теперь тебе будут сниться только хорошие сны».
Лена поверит и успокоится, не будет больше вскакивать среди ночи и кричать от страха.

Иррациональность мышления у них от природы, верят в чудеса, приметы, мыслят образами, легко вживаются в них. Часто перевоплощение в роль героя помогает «художникам» защитить свой тонкий уязвимый внутренний мир от грубой действительности.
Утром она проснулась принцессой: томная, грациозная, повелительный тон, с капризами перебирает свой гардероб и выбирает лучший наряд, двигается плавно, с восхищением рассматривает себя в зеркало.
А через час уже иное настроение: никто меня не любит, такая я несчастная-разнесчастная и в слезы… Слезы потоком, без всякой причины, без остановки. Бывает, что и смех, и слезы одновременно. Не пугайтесь их неудержимого плача. «Художникам» просто необходимо таким образом разрядить свои эмоции, не только девочкам, но и мальчикам. А ведь как часто можно услышать такую тираду.

«Вася, ты что разревелся, как девчонка! На тебя все смотрят. Мужчины не плачут, надо терпеть. Ты же будущий воин (пожарный, космонавт, гонщик). Отойди, я не люблю плакс. Может тебе еще и бантики завязать, платьице одеть? Нытик, хлюпик, маменькин сыночек…»

Можно продолжить, дополняя многими обидными для мальчишки словами. Да никакой Вася не гонщик и, тем более, не солдат. Он мечтатель и фантазер, любит повертеться перед зеркалом, иногда и в куклы поиграть. Часто вы можете застать его за ничегонеделанием, так считают слишком деловые и занятые взрослые, на самом деле мальчик (или девочка) созерцает мир, творит в своем воображении. Дайте такому ребенку краски пораньше, но, пожалуйста, не учите рисовать. Назойливо повторяя «точка, точка, запятая, вот и рожица кривая…», вы, возможно, губите великого художника. Пусть творит самостоятельно.
У «художников» врожденное чувство цвета, пропорции, гармонии, они удивительно наблюдательны. Глаза для них — основной инструмент познания мира. ВИЖУ — ЗНАЧИТ ЗНАЮ.
Поскольку любопытство — одно из основных качеств «художников», есть грех: любят подсматривать. Услышать для них мало, непременно хочется все увидеть своими глазами. Если что услышали, вычитали в книге, обязательно нужно посмотреть, в крайнем случае, представить.
Они обычно тяжело запоминают даты, результаты измерений и прочий цифровой материал. Действительно, в каком образе представить 2х2=4? Увиденное фотографируется ими и запоминается во всем объеме. Пишут грамотно, если хотя бы раз увидели слово написанным. Почерк у них красивый и необычный, заглавные буквы с завитушками и строчные с украшательными элементами. Как в речи, так и в письме используют красочные определения и ласкательные слова.
Когда что-либо рассказывают, понять бывает трудно, особенно, если вы не обладаете таким же образным мышлением.

«Мы были в парке, ну там еще дерево изумрудно-салатное у входа. Ну, вот с такими ветками, развеваются, как волосы на ветру. А ветер еще сильнее подул, листья закружились. Золотисто-оранжево-огненный ураган поднялся… А облако, облако, да совсем даже не облако, а белый медведь на задние лапы встал и как зарычит, голова у него отлетела и превратилась в птицу с огромными крыльями, а в клюве у нее венок, красивый бирюзовый с лиловыми искринками, и лепестки разлетаются, и превращаются в звездочки…». При этом Наташа размахивает руками — крыльями, вот-вот сама взлетит. Превращается то в медведя, то в птицу.

Переживания порой так захватывают маленького человечка и продолжают жить в нем, что ночью во сне возвращаются. Лунатизм свойственен именно «художникам». Эмоции требуют выхода. Каждый «художник» находит свой способ: слезы, смех, рисование, театральное представление.
Они крайне обидчивы и мнительны, тонко чувствуют отношение к себе других людей. Даже случайно брошенный недобрый взгляд, неосторожное обидное слово могут стать причиной перемены настроения, поводом к слезам и глубокой тоске.

Эти дети склонны к истерикам. Без зрителей ребенок успокоится быстрее. Позвольте ему привести себя в эмоциональное равновесие.

Сами они деликатны и вежливы, хорошо чувствуют настроение окружающих, умеют сопереживать и сочувствовать. Им жалко птичек с подбитыми крылышками, бездомных собачек и кошечек. Младших сестер и братьев они окружат опекой и заботой. Ваш дом имеет шанс превратиться в ветеринарную лечебницу или приют для бездомных животных.
«Художники»» не любят донашивать чужие вещи, у них рано формируется собственный стиль одежды. Стоит прислушаться и доверять их вкусам, а, может, и поучиться у них.

«Мама, ну что ты не видишь: красные туфли ну никак не подходят к этому зеленому платью. Ни за что не одену, лучше дома останусь. И банты я сама выберу. Мам, а ты лучше надень бежевое платье вот с этими бусами. Видишь, как элегантно, и серьги смени. Ну-ка померь вот эти. Посмотри в зеркало, губы чуть-чуть подкрась. Мамочка, ты такая у меня красивая! Я тебя так люблю, ну просто очень, очень».

Читайте также:  Ребенок 5 лет сильно потеет

Девочки часто увлекаются шитьем одежды, сначала для кукол, потом для себя. А уж у бумажных кукол такой богатый гардероб, любой дом моделей позавидует.

Мальчик Алеша долго играл с девчонками и ходил с длинными вьющимися волосами, пока дразниться не начали. Еще у него был любимый медведь, которому он шил рубашки и штанишки, и который был постоянным участником игр в дочки-матери, вернее в сыны-отцы. Алеша дружил с соседскими сестрами, и медведь Миша каждый день ходил в гости к их куклам.

Мальчики-«художники» дружат с девочками. Много внимания уделяют своей внешности, любят наряжаться и вертеться перед зеркалом. В семье они больше привязаны к маме, бабушке или сестре. Как девчонки обидчивы, бывает, что даже от похвалы у них выступают слезы. Хорошо, если в семье поощряют их театральные способности. Вообразит этот нюня себя «фантомасом», попробуй, подступись, любому обидчику отпор даст.

Подросток, «гадкий утенок», конечно же, превратится в прекрасного лебедя, но пока он не может проходить мимо зеркала без слез. Большие страдания доставляют ему эти неуклюжие изменения внешности. Подбодрите, похвалите глаза, прическу, губы, уши, хоть что-нибудь. Для этих детей существует опасность заболеть «дисморфофобией» — неприятием своего тела.

«Художники» страдают от грубости в любых ее проявлениях. Они плачут от резкого слова и грубого взгляда. Унылый серый вид из окна дома может стать для них причиной невроза. Им не заснуть на жесткой постели. Мешковатая одежда, купленная родителями на вырост, принесет невыносимые страдания, потому что и носить это не возможно, и родителей обидишь, если откажешься. Аляпистая, безвкусная обстановка дома наводит тоску, лучше тогда спать побольше и смотреть волшебные цветные сны. Неряшливо накрытый стол отбивает аппетит, которым и так-то не похвастаться.
И наоборот, «художники» расцветают в атмосфере любви, ласки, подбадривания. Красота природы, уютный дом, картины, изящные вещи, красивая одежда, театр, выставки, книги с картинками, красиво сервированный стол — такое окружение формирует гибкость мышления, интеллект, обогащает духовную сферу, способствует развитию творческой личности.

Для них хороши профессии, связанные с созданием красоты: дизайнеры, модельеры, вышивальщицы, кружевницы, рисовальщики и, конечно, художники всех уровней.

Источник

КонсультацииОтношения родителей и детей

08 мая 2018

Добрый день, сыну 5 лет, 2 месяца назад мы развелись с мужем, но на мой взгляд он это переживает спокойно, отец общается с ребенком.

Данная проблема началась еще давно, то есть я сначала думала, что это может из за развода. Мой ребенок боится всего нового, в частности новых людей ну и как вытекающее новой обстановки. Пример, я хотела отдать его на секцию, мы сходили на танцы и каратэ на пробное занятие, туда шел он со слезами, там успокаивался, но говорил больше не хочу, потому что я не знаю эту тетю (дядю тренера). Я подобрала другой кружок (музыка), там родитель может находиться на занятии, сына это устраивает и ходит с удовольствием, но только чтобы я сидела рядом.

В сад ходит нормально без слез, однако не так давно вечером на прогулке увидел, что в саду в дежурной группе гуляют дети, сказал, что он не хочет в дежурную группу (хотя он никогда не ходил туда, однажды только на время родительского собрания он там побыл час) и теперь 2 дня он со слезами идет в сад, постоянно твердит, чтобы я не оставляла его в этой группе, я пытаюсь объяснить, что я его заберу рано, но бесполезно, он как будто не слышит меня, 100 раз переспрашивает «ты точно не оставишь меня в дежурной группе?» и даже когда я говорю по много раз, что не оставлю, все равно плачет. Воспитатель говорит пока в саду тоже много раз подходит и спрашивает ее, когда же мама придет.

Это как будто какая то маниакальная идея, я не понимаю откуда она взялась и как с этим справиться.

08 мая 2018

Юлия1988, добрый день. Психолог ответит в теме через некоторое время. Как давно заметили такую реакцию? До развода какими были отношения в семье?

08 мая 2018

Плохими, муж бывший пил, домой не приходил, ребенок был свидетелем наших ссор, не могу сказать, что скандалы прям были, но на повышенных тонах.

Заметила тогда, когда повела первый раз на кружок, не захотел идти, на музыку вот ходит, но чтобы я была рядом

08 мая 2018

Юлия1988, есть несколько причин такого поведения у ребенка, я опишу их Вам, а Вы напишите какие мысли они вызвали у Вас.
1. Ребенок примерно в этом возрасте начинает осознавать конечность жизни. Т. е. впервые сталкивается с темой смерти. Это может быть смерть близкого, смерть домашнего животного, смерть персонажа мультфильма Или фильма, сказки. Так как для ребенка самые значимые люди это родители, то может возникнуть страх при даже мимолетном расставании с ними. Ребенок чаще всего не говорит открыто о том что его беспокоит, и родители не связывают его страхи с темой смерти как таковой. Попробуйте вспомнить были ли какие то мелочи, разговоры, которые могли бы свидетельствовать об актуальности этой темы для ребенка.
2. Действительно развод может так же спровоцировать страх потери и того родителя, который остался рядом с ребенком. Как Вы объяснили малышу, то что папа теперь не будет жить с вами вместе? Что предшествовало разводу, ссоры, разногласия, уходы папы на некоторое время из дома?
3. Насколько Ваши действия, решения предсказуемы для ребенка? Одна из функций родителей давать ребенку ощущение стабильности, предсказуемости. Объяснять ему как все устроено, соблюдать какие-то привычные действия, рассказать об изменениях и помочь с ними справиться. Если у родителей по каким-либо причинам это не вполне получается дать ребенку, то он пытается взять все под свой «контроль». А так как объективно ему это не по силам, то возникает напряжение и тревога. Его тревога может приводить к истерикам при перемене каких-то привычных вещей, подозрительности, многочисленным вопросам, «а ты точно…?»
Что из этого Вам откликается, совпадает с Вашим видением?

Читайте также:  Игры с ребенком 5 лет в дороге на машине

08 мая 2018

1. Он как то спрашивал меня «когда я вырасту ты станешь старенькой и умрешь?»я не нашлась что ответить, перевела тему и сказала, что давай не будем об этом говорить, позже он спрашивал «все люди упирают и я тоже?»я честно не знаю что отвечать на эти вопросы, а возникли они как я думаю после случая, когда умер наш друг и я ходила на кладбище, он ждал в стороне меня, но видимо это было моей ошибкой, ему было 4 года, я не думала, что это так повлияет на него

2. Ребёнку сказали, что Папа переехал жить потому что ему так ближе ехать на работу, но Папа будет приезжать в гости, и мама и Папа тебя любят, но Папа будет жить в другом месте, он кивнул головой и все. Однажды бывший муж хотел взять его к себе на ночь, ребёнок сел в машину помахал мне рукой и спустя 5 мин они вернулись, сын сказал, что не хочет меня оставлять, лучше будет дома, после этого некоторое время (полчаса где то) унего было плохое настроение, слезы на глазах. Пока жили с мужем отношения были натянутые задолго до развода, он выпивал, ребёнок слышал наши крики (кричала я в основном, потому что просто не было сил уже так жить), плакала от обиды, но старалась чтобы сын не видел. А самое страшное, что я виню себя за эти теперь страхи его, иногда я кричу на ребёнка за что ещё больше себя ненавижу, я надеюсь сейчас после развода моя нервная система тоже успокоится и надеюсь от этого и ребёнок будет спокойнее в своих переживаниях

По поводу стабильности могу сказать, что как мне кажется в этом проблем нет, ребёнок всегда со мной, у нас образ жизни для него привычный, никаких непредсказуемых ситуаций не бывает, потому мне и не понятно почему он так боится, что я вдруг отведу на продленку, он там никогда не был, даже не знает, что это такое!

09 мая 2018

1. Не думаю, что это было ошибкой, мы не можем оградить ребенка от столкновения с темой смерти. А вот оставлять его без объяснений с этой темой наедине не стоит. Основной страх ребенка на тему смерти как правило связан со страхом потери родителей. Поэтому стоит рассказать ему о том, что все в этой жизни проходит цикл рождения, взросления и умирания. Когда-то это случится со всеми, но это произойдет еще не скоро. Если родитель говорит об этой сложной теме спокойно и нейтрально, признавая смерть, как часть жизни, то ребенок получает некоторое понимание и поддержку и оставляет мысли об этом до поры, если эта тема избегается, то ребенок чувствует тревогу, развивает фантазии, стремясь справиться с тревогой, которые могут быть пугающими.
2. Иногда родители выбирают стратегию избегания неприятных тем в разговоре с ребенком, это часто не лучший выход. Поверьте, ребенок очень хорошо чувствует напряжение и ссоры между родителями. Если при этом родители делают вид, что все в порядке и ничего не происходит, ребенок попадает в некоторый конфликт между тем, что он чувствует и тем, что говорят взрослые, это добавляет ему переживаний. Лучше сказать ему простыми словами, что мы с папой к сожалению часто ссоримся, иногда так бывает, что взрослым людям бывает сложно понять друг друга, можно сказать о том, что Вы переживаете из-за ссор с отцом, потому что Вам грустно, обидно или Вы сердитесь. Таким образом родитель учит ребенка на собственном примере, что можно справляться с неприятными чувствами и переживаниями и снимает с ребенка ответственность за происходящее в семье, потому что страх, что родители ссорятся из-за того что я плохой, также нередкая реакция ребенка на распад брака мамы и папы.
И, как Вы правильно заметили, Ваша первостепенная задача сейчас заботится о собственном благополучии, ведь от него напрямую зависит благополучие Вашего ребенка.
Если ребенок боится чего то, где он никогда не был, я бы порекомендовала почаще рассказывать ему о том, что Вы сегодня собираетесь делать, о планах на завтра, неделю или дольше. Формируйте у него положительные ожидания будущего, чтобы он ждал например субботы, потому что вы пойдете гулять вместе, или завтра, потому что вы устроите с ним веселые опыты, игры и т. д.

Получите консультацию психолога

Не откладывайте решение вопроса!

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!

Источник