Ребенок 5 лет боится неудач

Ребенок 5 лет боится неудач thumbnail

Страх делать ошибки или страх неудачи может возникнуть как результат слишком критичного отношения взрослых к ребенку, или, наоборот, слишком равнодушного отношения.

Такой страх бывает у детей, родители которых слишком тревожны и не позволяют ребенку действовать самостоятельно.

Еще один вариант воспитания, формирующий такой страх – это «родители знают лучше». Слишком авторитарный стиль воспитания и гиперопека приводят к формированию страха совершить ошибку.

Усугубляет ситуацию школа. К сожалению, часто в школах ошибки высмеиваются, особенно со стороны учеников, но иногда и со стороны учителей. Ребенок испытывает букет негативных чувств, что в будущем заставляет его бездействовать под влиянием страха совершить ошибку, нежели попробовать что-либо сделать.

Что делать если ребенок боится делать ошибки

Родители должны понимать, что некоторые их действия или отношение к ребенку могут усугубить ситуацию.

Частые ошибки родителей:

1. Не стоит отрицать проблему. Например, «этого не может быть» или «что за ерунда?». Обычно, родители так говорят из «благих намерений», хотят показать ребенку, что его страхи напрасны. Но, к сожалению, такие фразы приводят к обратному эффекту. Ребенок начинает чувствовать, что его не понимают и он остается совершенно один со своей проблемой.

2. Также нельзя осуждать, высмеивать страх и принуждать преодолеть страх.
Может показаться, что я пишу то, что всем и так понятно и очевидно. Но, на самом деле, часто на прием приходят родители, которые делают именно так. Например, некоторые папы не хотят признавать страхи своих сыновей, «настоящий мужчина не боится такой ерунды». В итоге страх загоняется еще глубже и усугубляется.

Что можно сделать до обращения к психологу:

1. Признать страх ребенка, как бы «позволить» ребенку испытывать его. Можно сказать «делать ошибки – это, на самом деле, может быть страшно», «иногда у тебя что-то может не получиться, поверь, и у меня такое бывает».

2. Побольше узнать у ребенка, чего именно он боится. Пусть расскажет подробно о своем страхе, помогайте ему наводящими вопросами. Такой разговор уже способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» того что пугает.

3. Родители должны изменить своё родительское программирование и установки на более позитивные. Например, «Ты сумеешь!», «Справишься!», «Не робей!», «Ещё чуть-чуть…», «Получилось!», «У тебя выйдет, я верю!», «Без неудач не бывает удач!», «Попробуй и делай дальше!»…

4. Родителям следует постоянно корректировать свои ожидания и стандарты, согласуясь с природой своего ребенка, т. е. учитывать особенности своего ребенка. Слишком большое количество упреков заставляет ребенка чувствовать себя крайне несчастным, недостойным, заставляет его верить в то, что «с ним что-то не так».

5. Ребенок до 9 лет не имеет полного осознания себя как отдельной личности, ему во многих вопросах нужна поддержка. Если, совершая ошибку, ребенок не получает поддержки, никто не помогает ему взять на себя ответственность за эту ошибку, то ребенок может начать считать «я сам есть ошибка». Родители должны принимать часть ответственности за ошибки ребенка на себя (но только часть). Это очень важно. Если слишком рано начать воспитывать в ребенке ответственность за свои ошибки, то он вырастает психологически незащищенным и неуверенным в себе человеком.

6. Чаще говорите фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Мягко, без давления внушите ребенку, что ошибаться – это нормально, все люди ошибаются. Приводите свои личные примеры. Это сделает вас ближе.

7. Родители, разрешите сами себе совершать ошибки. В некоторых семьях стремление к перфекционизму является главной чертой у всех членов семьи. Учите ребенка не критиковать ошибки других.

8. С помощью различных приемов (игра, рисунок, сказка) придумать и обыграть ситуацию победы над страхом. Здесь можно предоставить инициативу именно ребенку. Дети с богатой фантазией легко с этим справляются. Не торопите ребенка, пусть на первых порах его победа над страхом будет совсем не очевидна. Ваша вера в него и поддержка обязательно принесут свои плоды.

9. Необходимо акцентировать внимание ребёнка на сильных сторонах его личности. Дети часто спрашивают – «А какой у меня талант?», они не всегда могут понять свои способности. Поэтому ответственность за это в большей степени лежит на родителях и педагогах, понимающих особенности ребёнка, его талант или таланты, которые необходимо развивать. Причём эти таланты необходимо развить так, чтобы ребёнок понял себе «цену» в этой деятельности, и убедился, что он в ней чем-то отличается от других детей. Т.е ребёнка необходимо научить компенсировать свои слабые стороны личности более сильными, которые смогут вызвать к нему интерес со стороны сверстников и взрослых. Под словом талант имею в виду любые способности, которые нравятся самому ребенку и развиты у него. Это может быть: рисование, лепка из пластилина, умение танцевать, петь, хорошо плавать и другие умения, а также аккуратность, чуткость, желание придти на помощь и т.д.

Читайте также:  Ребенок стал сильно потеть 5 лет

10. Отмечайте даже самые маленькие успехи. А если не можете найти успехи, найдите способ похвалить его за что-то другое. Например, «Ошибся, зато внимательно, красиво писал», «Ошибся, зато видно, как ты старался».

11. Не сравнивайте ребенка с другими. Покажите ему, что Вы любите его таким, какой он есть, что Ваша любовь не зависит от его успехов или неуспехов, иначе ребенок сделает вывод, что успешного его любят, а неуспешного нет. Это приводит к большому напряжению, которое тормозит развитие ребенка, сковывает его.

Надеюсь, что эти простые рекомендации помогут Вашим детям преодолеть страх совершать ошибки. В любом случае проблемную ситуацию лучше не затягивать, а вовремя обратиться к специалисту.

Источник

ребёнок боится неудачВсе родители хотят вырастить счастливого, уверенного в себе, успешного человека. Но иногда естественное желание взрослых натыкается на серьёзную преграду в виде детского страха совершить ошибку. Что делать, если ребёнок боится неудач? «Эврика» расскажет!

Почему дети боятся неудач

Страх совершить ошибку присущ каждому человеку. И это не является проблемой, пока он не диктует своих условий и не снижает качества жизни. Обеспокоиться стоит, когда ребёнок:

  • отказывается действовать, если заранее не уверен в абсолютном успехе;
  • становится тревожным в непривычных для него обстоятельствах;
  • избегает новых знакомств.

Обычно атихифобия (страх действовать из-за возможности неудачи, ошибки) расцветает пышным цветом уже в школьные годы, но предпосылки для неё зарождаются ещё в раннем детстве. И, как и подавляющее большинство прочих детских страхов, страх неудач питается от ошибок воспитания:

  • чрезмерная опека, желание выстелить соломкой каждый детский шаг;
  • чрезмерный контроль со строгим оцениванием каждого детского поступка;
  • завышенные ожидания, требования, не соответствующие возможностям ребёнка;
  • привычка сравнивать своего малыша с другими;
  • отсутствие в системе семейного воспитания согласованности, чётких и понятных принципов;
  • преувеличение значимости неудач и ошибок;
  • зависимость самих родителей от мнения окружающих.

Как бороться со страхом неудач у ребёнка: 7 советов родителям

Совет 1. Будьте внимательны

Для любого человека очень важно быть понятым и принятым. Особенно это важно для ребёнка. Переживания, которые с позиций взрослого выглядят мелкими, не стоящими внимания, для малыша могут представлять серьёзную проблему. Проявите чуткость и признайте право крохи испытывать тот или иной страх. Не отмахивайтесь от детских волнений и не стыдите за них своего наследника.

Совет 2. Будьте честны

Ошибки делают все. Это часть нашей жизни, и это совершенно нормально. Некоторые взрослые так увлекаются созданием образа идеальных родителей, что тщательно маскируют от малыша собственные промахи и неудачи. Но тем самым они оказывают ему медвежью услугу: на фоне таких «правильных» родственников собственные ошибки ребёнок будет воспринимать ещё болезненнее.

Совет 3. Будьте примером

Вы можете регулярно беседовать с ребёнком на тему здорового отношения к неудачам, но если сами каждый раз драматизируете любые неприятности, эмоционально реагируете на проигрыши и ярко переживаете последствия неверного решения, то слова ваши пройдут мимо детских ушей. Показывайте на собственном примере, как полезен здоровый оптимизм, как закаляют волю ошибки, как правильно преодолевать разочарования.

Совет 4. Будьте терпимы
  • Сколько можно возиться, дай я сам сделаю.
  • Опять ты всё перепутал!
  • Что ж ты неумеха-то такой!

ребёнок боится неудачТем или иным способом высказывая своё недовольство детской неудачей, вы вселяете в малыша комплексы. Вместо того чтобы в очередной раз разразиться сердитой тирадой, вспомните, как долго вы сами учились завязывать шнурки, мыть посуду или решать примеры по математике. Позвольте ребёнку ошибаться снова и снова. Его ошибки, его проигрыши и просчёты — это его опыт, без которого нельзя выложить надёжный путь к успеху.

Совет 5. Будьте щедры

Не жалейте слов любви и поддержки для ребёнка, столкнувшегося с неудачей. Помогайте малышу справиться с разочарованием, не усугубляя его тяжёлое психологическое состояние упрёками и нотациями. Предлагайте варианты решения проблемы, если ситуацию можно исправить. Ищите слова, мотивирующие пробовать снова и снова, пока не получится достичь хороших результатов. Именно в умении преодолевать трудности, несмотря на все неудачи, проявляются волевые качества личности, необходимые во всех сферах человеческой жизни.

Совет 6. Будьте находчивы

Если ваш ребёнок пасует перед любыми трудностями, опасаясь потерпеть фиаско, проявите находчивость. Покажите чаду, что каждую ошибку можно воспринимать как удачу. Каждое неверное решение приближает к верному, даёт бесценный опыт, тренирует и закаляет. Что-то не получается? Важно понять почему — и, откорректировав свои действия, все же добиться желаемого результата.

Читайте также:  Kar ребенка 5 лет
Совет 7. Будьте дальновидны

Когда ребёнок довольствуется тем, что есть, чтобы не пробовать новое и не познать разочарования, он лишается определённых возможностей. Уже в 6–7 лет дети способны понимать, что такое упущенные выгоды. Будьте убедительны, объясняя осторожному малышу, что его ждёт в случае успеха. Важно, чтобы он понял: награда стоит риска.

На что следует обратить внимание:

  1. Столкнувшись с детским страхом, ищите его причину.
  2. Учите ребёнка проигрывать. Тот, кто достойно принимает проигрыш, знает, что неудачи неизбежны, но не трагичны.
  3. Не подавляйте один страх другим. Ни в коем случае нельзя наказывать за проявление страха. Так вы можете загнать проблему глубже, а это обернётся серьёзными неприятностями, решить которые без профессиональной помощи будет крайне затруднительно.
  4. Не оценивайте детские переживания по своей шкале. То, что кажется вам мелочью, может лишить малыша покоя.
  5. Иногда то, что воспринимается сегодня как неудача, завтра оказывается великой победой. Беседуйте с детьми на эту тему, находите примеры в детской литературе, рассказывайте истории успеха знаменитых людей.

Будьте счастливы. Ведь в счастливых семьях вырастают счастливые, уверенные в себе и успешные дети.

Источник

Каждый малыш дошкольного возраста хочет побеждать всегда и во всем. Но на пути к успеху нельзя обойтись без поражений. Некоторые дети реагируют даже на малейшие неудачи очень болезненно. Им трудно справиться со своими эмоциями, поэтому они начинают плакать, кричать, обижаться и злиться. Чтобы проигрыш не становился для крохи настоящей катастрофой, необходимо научить ребенка справляться с трудностями.

Причины острого реагирования детей на неудачи

Неспособность принимать проигрыши и неудачи может иметь под собой несколько причин, связанных как с возрастными психологическими особенностями ребенка, так и со стилем воспитания, которого придерживаются в семье.

  1. Особенности самооценки. У большинства детей дошкольного возраста самооценка является завышенной. Малыши искренне считают себя правыми во всех ситуациях, не замечают своих «недостатков», не считаются с чужим мнением. Им важно быть во всем первыми. Причем ради победы ребенок может пойти на любые хитрости: обвинить соперника в обмане, поменять правила игры, пожаловаться на нечестность и вовсе отказаться играть.

  2. Зависимость от похвалы. Многие психологи склонны считать «Молодец!» словом-паразитом. Согласитесь, что часто родители произносят это слово по привычке, не вкладывая в него особой смысловой нагрузки и своих личных чувств по поводу действий малыша. Такая похвала не только не приносит ребенку пользу, но и вредит ему. Формальная похвала мотивирует детей не на самосовершенствование, а на получение новой порции одобрения. И чтобы не потерпеть неудачу, малыш, скорее всего, будет избегать сложных заданий, что замедляет процесс развития. Кроме того, если ребенка хвалят слишком часто, он привыкает полагаться только на мнение взрослых и становится от него зависимым.

Маленькие дети часто устраивают истерики из-за поражений, потому что еще не научились выражать свои чувства и эмоции при помощи слов.

Причины острого реагирования детей на неудачи

  1. Пример родителей. Некоторые специалисты выделяют два типа мировоззрения: фиксированное и подвижное. Люди с фиксированным мировоззрением, сталкиваясь с неудачей, обычно либо сильно переживают по этому поводу, либо делают вид, что ничего не произошло. Людей с подвижным взглядом на мир отличает направленность на преодоление трудностей и желание извлечь из неудачи урок. Мировоззрение малыша во многом зависит от того, как относятся к миру его родители. Дети копируют поведение взрослых, поэтому взрослым, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, какой пример они подают своему крохе.

  2. Чрезмерная забота. Иногда родители, стремясь оградить малыша от ошибок и неприятностей, излишне опекают его. Кроха быстро привыкает к тому, что все проблемы решаются сами собой и всегда получается так, как он пожелает. В результате ребенок, выросший в «тепличных условиях», рано или поздно сталкивается с реалиями жизни (например, на площадке, в детском саду или в гостях) и испытывает настоящий шок. Он начинает сравнивать себя с другими детьми и понимает, что далеко не во всем он самый лучший.

  3. Сравнение ребенка с другими детьми вырабатывает у крохи желание быть конкурентоспособным и превзойти окружающих, но при этом ребенок теряет внутреннюю мотивацию достижения. Для ребенка становится особенно важным то, что он нем скажут другие люди.

  4. Амбиции родителей, их желание, чтобы малыш был всегда впереди своих сверстников, формируют у дошкольника так называемый «комплекс отличника». Маленький перфекционист воспринимает проигрыши как катастрофу, ведь по его мнению, мама и папа перестанут им гордиться.

Расстраиваться из-за неудачи – это нормальная реакция любого человека. Родителям не стоит игнорировать или приуменьшать значимость проигрыша для малыша, ведь то, что взрослым кажется незначительным, для детей может быть очень важным.

Как помочь ребенку преодолеть страх ошибок?

Как помочь ребенку преодолеть страх ошибок?

Отношение дошкольника к собственным неудачам сильно зависит о того, каких принципов воспитания придерживаются в его семье, а также от отношения к малышу близких людей. Чтобы ребенок перестал бояться ошибок, мы рекомендуем придерживаться следующих «правил»:

  • Не ограждайте ребенка от ошибок. Неудача – это возможность для развития.
  • Не сравнивайте малыша с другими детьми. Гораздо полезнее делать акцент на том, что сегодня у крохи что-то получилось лучше, чем вчера. Только так он научится стараться и оттачивать свое мастерство.
  • Не хвалите ребенка за легкие достижения, если это не требуется для поддержания его самооценки. Тотальная похвала не может научить дошкольника критически относиться к своим действиям и оценивать свои усилия.
  • Похвала должна быть конкретной и содержательной. Обобщенная похвала («Молодец!», «Как здорово!», «Очень красиво») дает оценку ребенка как личности и является менее полезной, чем конкретная. Старайтесь как можно точнее описать то действие, за которое Вы хотите похвалить кроху (например, «сегодня ты раскрашиваешь аккуратнее, чем вчера» или «ты мне так помогла тем, что сама убрала игрушки»).
  • Хвалите не за способности, а за усилия, прилагаемые в процессе выполнения задания. Если постоянно восхищаться умом и смекалкой малыша, он может начать избегать новые или сложные задания, боясь неудачи.
Читайте также:  Гипертрофия правого желудочка у ребенка 5 лет

Хвалите не за способности, а за усилия,

  • Зачастую у родителей возникает бессознательное стремление реализовать собственные амбиции через свое чадо. Напоминайте себе о том, что ребенок – это самостоятельная уникальная личность, которая имеет собственные желания и стремления.
  • Принимайте малыша таким, какой он есть. Кроха должен быть уверен, что его не любят не за его достижения, а просто за то, что он есть.
  • Признавайте собственные поражения. Ребенку гораздо проще воспринимать неудачи, если родители рассказывают ему о своих переживаниях.

Малыш должен понять, что все люди ошибаются и расстраиваются из-за этого, но нужно учиться преодолевать трудности и идти вперед. Вместе с крохой придумайте сказку о том, как кто-то очень сильно боялся потерпеть неудачу, и обсудите, как можно помочь герою.

Что делать, если кроха расстроился из-за неудачи?

Дети довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда другие делают что-то лучше или быстрее них. Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с переживаниями по поводу проигрыша в соревновании или поражения в игре. Чаще всего малыши бурно реагируют на неудачи: плачут, обижаются, теряют интерес к занятию. Задача взрослого помочь крохе успокоиться и отнестись к проигрышу как к полезному опыту. Если Ваш ребенок сильно расстроился из-за неудачи, поможет следующий алгоритм действий:

  • Сохраняйте спокойствие. Малыш наблюдает за Вашей реакцией и поймет, что ничего страшного не произошло.
  • Озвучьте ребенку его чувства. Родители – проводники детей в мир эмоций. Самостоятельно им тяжело справиться с нахлынувшими чувствами. Лучше всего поддержать кроху, давая понять, что Вы разделяете его грусть.
  • Когда малыш немного успокоится, объясните ребенку, что каждый человек иногда терпит неудачи, но от этого он не становится хуже, и уж тем более это никак не влияет на отношение к нему его близких людей.
  • Предложите крохе вместе продумать, что в его действиях можно изменить или улучшить, чтобы добиться успеха.

Научите малыша выражать свои эмоции конструктивным способом (например, если кроха злится, он может топнуть ножкой, а если ребенок умеет говорить, то лучше всего попробовать выразить свое требование словами).

Что делать, если кроха расстроился из-за неудачи?

Выводы

Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Чтобы научить ребенка справляться с неудачами и извлекаться из них урок, родителям необходимо показывать малышу свой положительный пример, поддерживать его и принимать кроху таким, какой он есть. Ребенок должен быть уверен в том, что близкие любят его безусловно, вне зависимости от успехов или поражений.

Заключение

В Монтессори-группах детского центра «Созвездие» к каждому малышу относятся как к индивидуальной личности. На занятиях исключены любые сравнения ребенка с другими детьми. В то же время, чтобы способствовать развитию самостоятельности, внутренней мотивации и умения полагаться на свои силы, педагоги отмечают динамику крохи («Сегодня у тебя получилось сделать это лучше, чем в прошлый раз»). Наша задача – бережно направлять малыша на его пути. Счастливый блеск в глазах детей – для нас лучшая награда!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник