Ребенок 5 лет боится детского сада

Ребенок 5 лет боится детского сада thumbnail

Малыш всю дорогу с удовольствием шагает рядом с вами, но перед дверью в дошкольное заведение упирается, начинает плакать и говорит, что боится заходить в группу. Вы в растерянности: с одной стороны — надо спешить на работу, а с другой — сердце разрывается, видя, насколько ребенок боится идти в детский сад.

Видя его неподдельный испуг, зареванное и искаженное страхом личико, возникает одно желание — бросить работу, забрать его домой и продлить декрет. Но что делать, если это невозможно? Как понять причину детского страха и решить проблему без ущерба для психики любимого чада? Получить ответ на этот вопрос можно с помощью знаний, которые дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

ребенок боится идти в детский сад изображение

Почему ребенок боится идти в детский сад

Взрослый человек не всегда адекватно воспринимает детские страхи и реагирует на них. Иногда они просто кажутся капризами. Одни мамы пытаются разобраться в этом, а другие продолжают — несмотря на то, что ребенок боится — водить его в детский сад: «Пусть приучается к слову “надо”!» Решив таким образом свою проблему, родители не задумываются, что послужило причиной страха.

Зачастую мама сама не готова расстаться с малышом, сильно переживает, боится, и это состояние передается ребенку. Кроме того, мы, взрослые, привыкли воспринимать детские страхи «текущими проблемами» и не придавать значения тому, что способно внушить ребенку ужас. «Подумаешь, с мужем очередной раз поругались!» А малыш чутко реагирует на малейшее изменение настроения мамы — для него это вопрос выживания.

Иногда детей в младших группах пугают сами воспитатели, убивая на корню желание идти в детский сад. За разбитую чашку — за ухо и в темную комнату: «Не будешь слушаться, закрою одного, будешь знать!» А страшные сказки перед обеденным сном — это вообще отдельная тема.

Но все ли дети пугаются подобных «методов воспитания»? На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан объясняет, что чувство страха, а иногда и панического ужаса, испытывают люди, наделенные от природы зрительным вектором. Именно им присуща природная способность переживать сильные чувства и эмоции от любви до страха в зависимости от развитости природных свойств психики.

Страхи детей

Можете себе представить ребенка со зрительным вектором, которого закрыли в темной комнате. Ведь страх темноты в зрительном векторе связан, в первую очередь, со страхом смерти. В темноте малыш чувствует себя беззащитным и уязвимым, будучи не способным воспользоваться зрением — основным «каналом связи» с внешним миром. Тогда бурное воображение дорисовывает страшных монстров, которые, по его мнению, могут жить в темной комнате. После пережитого вряд ли захочется еще раз идти в детский сад.

Кроме этого в период адаптации в детском саду страх у детей может возникать и по другим причинам:

ребенок боится картинка

  • Например, страх, что оставят и не заберут домой, может появиться у ребенка, если в семье он не получает чувство защищенности и безопасности. В первую очередь это ощущение ребенку обеспечивает мама, но и общая атмосфера в семье влияет на то, чувствует ли ребенок себя в безопасности. Если родители часто ругаются, обзывают ребенка, он может решить, что его просто бросили в саду.
  • Страх остаться без мамы или расстаться с ней на долгое время могут испытывать и дети, у которых есть анальный вектор, ведь такие малыши очень сильно к ней привязаны.
  • Страх перед новым и неизведанным также может возникнуть у детей с анальным вектором. Они дольше других привыкают к смене обстановки. В данном случае ни врач, ни психолог вам не поможет — необходимо только время и терпение.
  • Страх детского коллектива может испытывать ребенок, у которого есть звуковой вектор. В силу психических особенностей, ему больше нравится находиться одному в тишине, думать о своем. А при виде оравы детей может возникать страх и нежелание идти в детский сад.

Если родитель, видя, что ребенок боится, оставит это без внимания, не будет помогать, отмахнется со словами: «Перерастет» или «Мы пережили, и он переживет», страхи зрительного вектора перерастут в фобии, с которыми справиться труднее. В таком случае малыш не только будет бояться идти в детский сад, он начнет бояться всего на свете, и простые советы уже не помогут.

Идти в детский сад с удовольствием

Если ребенок по возрасту и развитию готов идти в детский сад, особых проблем с адаптацией не будет. Бывают ситуации, когда ребенок утром идет в детский сад со слезами, а вечером его невозможно забрать — это просто период адаптации. В течение года ребенок привыкнет к новой обстановке и коллективу, будет с удовольствием бежать, ожидая новой порции игр и общения со сверстниками.

Но если все-таки ребенок боится идти в детский сад, то ни в коем случае нельзя стоять и смотреть, как его в слезах забирает воспитатель. В первую очередь необходимо выяснить причину страха. Если она связана с конкретной ситуацией — воспитателями или другими детьми — необходимо поговорить об этом сначала с воспитателем, а если проблема не решится, то с заведующей ДОУ.

А если ребенок не может объяснить, почему боится идти в детский сад, проблема лежит гораздо глубже. У детей со зрительным вектором появление чувства страха зависит еще и от правильности развития. Если ничего не делать в этом направлении, страхи только усилятся.

Чтобы правильно развить ребенка со зрительным вектором, нужно больше времени проводить с ним, больше разговаривать, спрашивать, что его волнует. Читать малышу литературу на сострадание, развивая его чувственное восприятие, а не сказки-страшилки «про серого волчка», который придет ночью и укусит, рождая новые страшные фантазии.

Научитесь понимать и чувствовать своего малыша, постройте с ним эмоциональные, доверительные отношения, и когда придет время, он с удовольствием и без страха сам согласится идти в детский сад.

«…Если надо было идти в сад, это была целая истерика, в машине ездить она тоже не могла, брыкалась, била ногами по окну и по сиденьям, отстегивалась, кричала истошно, мешала вести машину… Если ей не давали то, что она хочет (новую игрушку или конфеты), закатывались «падучие» истерики. 
Мне было очень сложно с ней общаться, даже когда мы общались всего 2-3 часа вечером после сада, мне было это выше крыши, я от нее уставала ужасно, про выходные и говорить нечего, это был кошмар.
Не могу точно сказать каким образом СВП повлияла на поведение ребенка, но она очень изменилась, стала нормально разговаривать без крика и плача, стала нормально реагировать на отказы (например сладкого), с ней стало возможно и даже очень легко договориться!..»
Надежда У., переводчик, Москва

«…Кажется, что прошло 100 лет. А на самом деле полтора месяца. Отношения с ребенком поменялись полностью! Я теперь постоянно говорю ему, что я его люблю, что вечером мы обязательно встретимся, что он под моей защитой.
Я ожила. Свидетелями моих перемен были, как ни странно звучит, люди в автобусе, на котором я ездила на работу. Каждый день в одно и тоже время одни и те же люди…»
Оксана Б., Горловка

Читайте также:  Где в красноярске можно отметить 5 лет ребенку

Как упоминали выше, состояние ребенка напрямую зависит от мамы. Уже на бесплатном онлайн-тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» вы сможете понять те значимые моменты, что определяют поведение вашего ребенка: врожденные свойства психики, потенциальные таланты, желания и страхи. Вы разберетесь, как помочь ребенку сейчас и заложить основу для максимально удачного сценария его жизни.

На бесплатный онлайн-тренинг регистрируйтесь по ссылке.

Автор Алла Жалковская

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Просмотров:
2 954

Поделитесь этим с другими:

Источник

Причем впервые повела в садик в полных 3 года, болеть начала сразу, дольше 3-х дней ни разу не ходили — ни месяца без антибиотиков отит за отитом. А к весне начались нервные тики. На следующий год та же история — 2-3 дня в саду — 3 недели дома, тут уже после нового года забрала. Сейчас ей 5 лет, ходили в садик мелкого оформлять, оставила на 15 минут с воспитателем на прогулке, прихожу — рыдает!! и ведь с братом, знает, что я сейчас вернусь. Через 2 года ей в школу, не знаю, как пойдет. Девушки, у кого-нибудь были такие проблемы? Не знаю, стоит ли силком вести ее в сад, хотя бы перед школой, или это может вызвать еще большее отторжение, а потом проблемы в школе?

03.12.2013 23:37:17, Alpachina

12 комментариев

Когда вы перестанете дочку водить в сад вообще!! Когда!!!
09.03.2017 22:50:15, bhgr1234

Не мучайте ребёнка, я так ходила в сад, плакала постоянно. В школу пошла отлично в 6 лет. Видимо дозрела, проблем не было.
06.12.2013 00:09:51, 251,1

вот и мне ее жалко. просто я сама в сад с удовольствием ходила, ну раз у нее не пошло..будем ждать школу и надеяться на лучшее:)
07.12.2013 09:08:21, Alpachina

Не было у нее в раннем детстве больниц, ссылки к бабушке? Как прошел первый год жизни? К 7 годам страх по идее должен пройти. Я бы пообщалась с психологом, мне интересно почему так, и как лучше вести себя с ребенком.
05.12.2013 00:11:12, lenalar

в том-то и дело, что не было ни больниц ни долгих отлучек: первый год жизни, как и второй ни дня без меня не провела. тоже надеюсь, что к школе пройдет страх
07.12.2013 09:11:07, Alpachina

у нас с садиком было очень печально, если не вдаваться в подробности. Из сада забрали.
На кружки ходит прекрасно и пошел на них без слез. Правда на первом занятии в школе искусств чуть не разревелся, когда учитель их уводил (5 лет), но следующее уже пошло отлично. Ходит на много кружков, сейчас еще и подготовка к школе с этого года, летит туда и очень хочет стать школьником, первоклассником и т.д. Сад ненавидит до сих пор, когда проходим мимо его сада — отворачивается ))) Искренне удивляется моим рассказам о садике, как можно ЛЮБИТЬ сад???? Для него это самое страшное в жизни.
Так что Ваши опасения про школу скорее всего напрасны. Сад и школа — две очень большие разницы и возраст тут делает свое дело.
Если есть возможность не водить в сад, я бы не водила.
04.12.2013 23:38:14, мама шестилетки

спасибо большое за ответ, а то я с кем ни разговариваю, либо никогда не водили и не собираются, либо удивляются: как в садик не ходит, а как же в школу пойдете? я тоже надеюсь, что к школе дозреет, это единственное, что меня беспокоит, т.к. возможность не водить в сад есть, а дома она уже в 5 лет бегло читает, сама берет книжки.
07.12.2013 09:06:12, Alpachina

мой плохо читает, зато хорошо решает )))
Но я не думаю, что в школе будет нечем заняться ))) Отдадите в сильный класс и все.
07.12.2013 15:42:51, мама шестилетки

Мой пошел в три года и первые две недели исправно рыдал. Уж как традиция у него завелась ), минут 10 — 15 поплачет — мама потерялась и идет играть. Потом привык.
04.12.2013 15:54:48, Настя09

А она ни на какие занятия не ходит, без вас не остается совсем?
Просто один раз совсем не показателен, кмк. Мало ли из-за чего она расплакалась. Может, просто недопоняла, что происходит, подумала, что вы их обоих решили в сад отправить, или что уже оставили тут. Может кто-то успел что-то сказать из детей садовских. Может воспитательница «пригласила» и ее в сад походить, а ребенок испугался, т.к. мама-то другое говорила!

В общем, с садом я бы не спешила уже, тем более после такого инцедента. Разве что с ней вместе ходить забирать братика из сада — когда все играют-гуляют и радостные )) Ну и ее саму на какие-то занятия отдать, наверное, хорошо бы.

04.12.2013 13:46:02, УникаЛьнаЯ

Ходит на занятия, и на хореографию и на кружки. Но она же знает, что я ее скоро заберу, и с ней все это время кто-то занимается. А в садике особо не рыдала, и воспитатели говорят — идеальный ребенок, послушная и т.д. Но спустя пару недель, когда задумается, начинает нервно качать головой. Я как в первый раз увидела, мне плохо стало. И болеет так жестко, думаю, тоже из-за стресса. Обидно, садик — один из лучших в нашем районе. Она боится, что я за ней не приду, хотя я ее одну из первых всегда забирала. Ведь не раз и не два пыталась. За 2 года попыток не было и месяца, чтоб не болела, причем с очень высокой температурой и редко без антибиотиков. Нас к иммунологу направляли, но я так и не повела. Просто перестала водить в садик и даже говорить про него, и она перестала так сильно и часто болеть. ТТТ. Но надвигается школа, и я думаю, как ее социализировать, а этот случай с 15-минутным пребыванием в саду и истерикой меня просто в тупик поставил. Может перерастет..
04.12.2013 17:09:25, Alpachina

Читайте также:  Как давать мотилиум ребенку 5 лет

я бы не стала в таком случае ребенка водить в садик. У меня ребенок ходил в ГКП, все было отлично, нравилось. Я радостно (ребенку было 5 лет) перевела его на полный день. Начал болеть, но я думала, что просто из-за нового коллектива. Потом появилась сильная сыпь на коленках и попе. Дерматолог сказала, что типа дерматит появился, у многих бывает неизвестно отчего.
Но я все-таки послушала своего ребенка, который говорил, что ему не нравится новая группа, и вернула его обратно в нашу ГКП.
Позднее, уже через несколько лет, я попала с ребенком к хорошему гомеопату. И она мне объяснила, что эта сыпь не была дерматитом. Это была психо-соматика, т.е. сыпь от нервов. С пяти и до десяти лет (а началось впервые в саду, как я написала выше) у ребенка периодами появлялась сыпь. Начиналось все после 1 сентября , далее то сильнее, то пропадало. Летом не было вообще.
Сейчас с помощью гомеопата мы практически избавились от сыпи. Редко от сильных нервов пара прыщей выскакивает (ттт).
Кстати, гомеопат нам сказала, что от нервов у детей и приступы астмы бывают, и тики, и еще куча всего. Некоторых детей даже на дом. обучение переводят. Так что лучше не доводить до этого!
Я для себя поняла одну важную вещь. Надо прислушиваться к ребенку и быть внимательнее к проявлениям его организма.
Кстати, я сама в сад никогда не ходила. А со школой проблем никогда не было, на пятерки училась.
Пусть ваш ребенок растет в комфорте. Школа — это в 1-м классе поначалу всего 4 или даже 3 урока. Как в кружок сходить (ну или почти, как). Это же не на целый день, как в садик.
18.01.2014 01:44:11, SAnni

Источник

Ребенок не хочет идти в детский сад: 5 причин

Детский и семейный психолог Людмила Свешникова рассказывает, почему дети иногда не хотят идти в детский сад, и как эту проблему можно решить.

Хочу сразу отметить: я против посещения сада до трех лет. Это моя профессиональная точка зрения. Поэтому все, о чем мы будем говорить дальше, применимо для детей старше трех лет.

Итак, вот какие могут быть причины:

Дом не отпускает

Первый вариант – страх родителей за ребенка (будет болеть, слишком слабый физически, воспитатели о нем там не будут заботиться, как нужно, и тому подобное). Второй – отрицательный родительский опыт посещения сада в детстве. И это внутреннее восприятие родитель подсознательно посылает ребенку. «Это ужасное место, но тебе придется туда ходить», – как бы транслирует ребенку мать. «Не пойду!» – кричит здоровая психика ребенка. Третий – страх аутентичности мамы. Часто в случае с младшими детьми, когда в семье заканчивается этап досадовского детства, мама начинает бояться, неосознанно. Все это время она была молодой мамой, которая заботилась о маленьком ребенке, а теперь он идет в садик, и у нее возникают страхи – а будет ли она нужна («кем я буду без ребенка»).

Все это может повлиять на внутреннее решение ребенка. «Лучше я останусь дома, маме так будет спокойнее», – чувствует ребенок. «Мама не будет за меня переживать, я не пойду в страшное место, если я уйду из дома, случится беда» – последний страх свойственен чрезмерно ответственным детям.

Дом подталкивает

Но как активное желание родителя отдать ребенка в сад может помешать ему хотеть этот сад посещать? А все то же самое. И в этом случае ребенок вынужден справляться не только с собственными эмоциями и переживаниями, а еще и с переживаниями родителей. По сути, бессознательно родители транслируют ребенку: расти скорей, докажи всему миру, что мы – хорошие родители. Когда родительская самооценка напрямую связана с достижениями и успешностью ребенка, это становится для малыша непосильной задачей. Часто такое случается со старшими или единственными детьми. Младшим в этом смысле живется проще. Когда возникает такое давление, у ребенка от происходящего теряется ощущение безопасности, растет тревога, ему хочется спрятаться в привычном безопасном месте. «А вдруг я не справлюсь? Лучше дома посижу», – чувствует он.

Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Нет? Тогда просто постарайтесь представить. Есть разница между тем, когда ты прыгаешь сам, и тем, когда вас выталкивают из самолета. Вот представьте это себе. «Невинный» толчок в спину может очень серьезно сказаться на всем развитии ребенка. Есть простое правило: звать – можно и нужно, толкать – нельзя. Для начала нужно разобраться с собственными мотивами и не навешивать свои переживания на ребенка. Иногда просто осознание того, что это есть, «это мои тараканы, они есть, но ты не обязан реагировать», – спасает ситуацию. Тогда у ребенка появляется выбор.

Стоит иметь пути отступления: бабушки, няни, подруги. Ситуация безвыходности ухудшает состояние ребенка. Если вы планируете выйти на работу, то сначала адаптируйтесь к саду, а потом уже выходите на работу. Самому общительному ребенку нужно время на адаптацию. Важно помнить, что для ребенка сад – новый уровень отношения. Это время, когда ребенок получает ответ на вопросы: «как я буду относиться к миру и самому себе?». Малыш берет паттерны поведения у взрослых, но усваивает их в общении с детьми. И тут важно не забывать об этой значимости, нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом, и мы, взрослые, это понимаем. Это не «мамочка занята, поэтому ты пойдешь в сад» – так неправильно. Правильно – «пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».

Читайте также:  Коляска на зиму для ребенка 1 5 лет

Ребенок не готов к саду

История из практики. Аня, 5 лет, наотрез отказывается ходить на любимое занятие – танцы – в саду. В день, когда есть танцы, она вообще не хочет идти в сад. Я весь сад практически наизнанку вывернула, чтобы узнать причину – и воспитателя, и преподавателя, и директора. Все шли навстречу, все хотели помочь. Оказалось, у Анюты не получалось… застегнуть новые красивые туфельки. Просить помочь гордость не позволяла, а желание блистать – не позволяло надеть старые. Отсюда и слезы. Вывод: чем лучше ребенок владеет навыками самообслуживания, тем проще проходит адаптация. Ключевое слово тут «удобно» – надевать, убирать, застегивать. Плохо застегивающаяся молния вызывает агрессию у воспитателя. Взрослый злится на молнию, а не на ребенка, но малыш-то не видит разницы! Для него это «тетя меня не любит». И воспитателя можно понять: проблемы с молнией один раз – не проблема, а 15 раз у 15-ти детей – проблема. Одна воспитательница рассказывала мне о шарфике от кутюр на девочке, который вызывал у нее образ Айседоры Дункан. Ребенок бегает в развевающемся длинном шарфе по площадке, а воспитательница переживает, что шарф сейчас за что-то зацепится и удушит малышку.

Помните, ребенок без вас – другой, ведет себя иначе, чем с вами. Малышка, чинно выступающая в белом комбинезоне с бабушкой по правую руку, и с мамой – по левую, в их отсутствие с разбегу с удовольствием ныряет в первую попавшуюся грязную лужу. Помните, одежда класса люкс – не для сада. Выделите один день и понаблюдайте за ребенком с точки зрения его готовности делать все самому (как в саду). Постарайтесь сделать все удобно. Надо, чтобы ему ничто не мешало, ничего не царапало. Ваш сын может рваться домой, потому что в новой футболке ему некомфортно, и он хочет ее снять и надеть старую, домашнюю, мягкую.

Сад не готов к особенностям ребенка

Проблемы с отказом ходить в сад могут быть связаны с самим садом. Потому что сад не готов к особенностям вашего ребенка. Возьмем, к примеру, гиперчувствительность к шуму. Есть дети (и не только дети, но и взрослые люди), плохо переносящие высокий уровень шума. Знаю нескольких руководителей, стремительная карьера которых объяснялась желанием поскорее получить отдельный кабинет и перебраться из open space.

Также, например, есть особенность – непереносимость несанкционированных прикосновений. Если сотрудник фирмы, где вы работаете, начнет вас толкать, хватать или кусать, вы как минимум удивитесь. Во взрослом мире такое недопустимо, а в детском – это обыденность. И слова воспитателя «не подходите к нему, он у нас нежный» не помогают ребенку наладить отношения с другими детьми. Он готов и хочет играть и толкаться, и участвовать в играх, но контролируя процесс. Он не против общения, он против того, что прикосновения и такие действия случаются внезапно и без его согласия. С таким ребенком нужно воспитателю проговаривать правила поведения в игре: хватать за руку можно, за косу – нельзя. И ребенок должен быть готов к тому, что сейчас будет происходить.

Как подготовить ребенка к выходу в детский сад: 16 советов

Есть дети, которые не могут спать в садах. Есть взрослые люди, которые в чужих домах не спят – из каких детей они выросли, как вы считаете? Им нужно свое безопасное пространство. Для них сон – интимный процесс. Такие дети охотно будут играть, гулять и так далее, но спать в саду не будут.

Еще одна периодически встречающаяся особенность некоторых детей, которая может вызвать проблемы с садом, – есть дети, постоянно испытывающие когнитивный голод. Им нужно, чтобы вокруг постоянно что-то происходило, нужна ситуация активного развития – спектакли, игры и так далее. И если это не организуют взрослые, они сами себе это организуют (смотрите «Трудный ребенок 1 и 2»). «Мы не успеваем за вашим ребенком», – говорят в таких случаях воспитатели. Эти дети не дерутся, просто они постоянно вовлекают других детей в разные активности, за которыми воспитатели не успевают следить.

Родителям таких детей нужно помнить: это – не проблема, а особенность ребенка. Не нужно его переделывать, чтобы приспособить малыша к саду. Нужно искать такой сад и таких воспитателей, которые готовы будут принимать и учитывать эти особенности.

Ярлыки

Будьте аккуратнее с любыми оценочными суждениями в отношении ребенка. Если дразнилки и какие-то негативные клички или определения ребенка – это всем понятно, что плохо, но столь же опасны и положительные оценки («помощник, спокойный мальчик, серьезная девочка, хороший организатор и так далее»).

История из практики. Ваня, 6 лет. Наотрез отказывается идти в сад. Мама подводит меня к стене славы у них дома, завешанной грамотами, заставленной кубками. Ребенок везде лидер, успешен, все его любят. Мама в недоумении: «У других проблемы, но у нас-то какие?» Действительно, мальчик обладает качествами лидера, организовывает интересную жизнь для группы в саду, игры и тому подобное. И все, включая воспитателей, от него этого ожидают в обязательном порядке. Ребенок в сад практически ходил, как на работу. Еще раз напомню, что для гармоничного развития ребенок должен пробовать себя в областях и сферах, в которых он несилен, и развивать их. А как можно пробовать что-то новое, в чем ты еще не успешен, когда тебя постоянно просят демонстрировать успешность? В случае с Ваней оказалось, что Ваня влюбился и попробовал сделать то, чего еще не делал и не умел, – написать стихи. Писать стихи в саду ему не давали – от него ждали активных игр, организаторства, следили за тем, что он делает, он все время был на виду, а он смущался. Потому он сел дома, закрылся в комнате, обложился Пушкиным и начал писать стихи. Представьте: шестилетний мальчуган заперся в комнате, задвинул шкафом дверь, и отказался идти в сад.

И я скажу вам, какой совет я дала его маме: ну дайте уже ребенку написать стих! Дети имеют право быть разными.

Статья Chips Journal

Источник