Ребенок 4 года просит жалеть его

Ребенок 4 года просит жалеть его thumbnail

12 Фев24407

zhalost-k-rebenku

Марина Озерова, педагог, психолог:

1. Каждый раз, когда ребенок приходит к маме с горем, или не приходит, но мама видит это горе, она должна разделить его и поучаствовать. Нет, я не говорю о том, что надо «сюсюкать», устраивать театр или истерику. Нет! Но надо ПРИЗНАТЬ горе ребенка! Даже если с вашей точки зрения это пустяк. НО С ЕГО ЭТО НЕ ПУСТЯК, А НАСТОЯЩЕЕ ГОРЕ. Он находится сейчас на данном этапе развития, и вот эта ерудна вызывает вот такую бурную эмоциональную реакцию. Знаете, у взрослых людей тоже горе очень разное.

Каждый раз, когда малыш с ревом бежит к маме, мама его «жалеет» — обнимает, гладит, целует, уговаривает. Это дает ему уверенность в том, что свои самые тяжелые переживания он может поверить своим близким. Хорошо, сейчас для него самая ужасная трагедия — упасть со стула или потерять машинку. Но подождите, ему будет и 10, и 15, и так далее. И трагедии могут быть уже не те.

Нет. ребенок не будет всю жизнь бежать к маме с плачем. Это умение выражать эмоции и справляться с ними растет так же, как остальные сферы развития — мы не ставим трехмесячного ребенка на ножки и не требуем, чтобы он бегал. Так же и с эмоциями — слишком жестоко заставлять малыша самому справляться с таким непонятным клубком! Но постепенно ваша родительская роль в этом будет уменьшаться.

2. Каждый раз, когда ребенок проявляет негативную эмоциональную реакцию, мы подтверждаем его право на нее. То есть — мы не поощряем выражать негативные эмоции, но мы их принимаем. «Да, я понимаю, тебе сейчас очень обидно. Тебе очень неприятно.

Ты очень расстроился» и т.п. Я ПОНИМАЮ И ПРИНИМАЮ ТЕБЯ ТАКИМ!

3. Если ребенок привыкает к тому, что для близких его «великое горе» (камушек в луже утонул, с горки упал, кузнечика не догнал) просто ерунда, он не будет воспринимать это горе меньше. Он будет воспринимать себя недостойным сочувствия и поддержки окружающих.

4. Если ребенок привыкает к тому, что он недостоен поддержки и сочувствия — он проецирует это на окружающих. Так вырастают черствые, бездушные и жестокие люди. Их учат этому с детства — тогда, когда малышу было хуже всего, он не получал поддержки, он вырос и усвоил этот закон.

5. Как написано в первом пункте — с ребенком растут и его проблемы. Если он с начала усвоил, что проблемы хорошо выговаривать близким и вместе позитивно и конструктивно решать, ему легко в пубертатный период и далее. Если он сызмальства приучен к тому, что для близких его горе — ерунда, он найдет средства утешения, но видите ли, он будет искать не там, где ожидают родители. Может, родители будут думать, что он поболтает с друзьями и все разрешится? Но это не так. Нерешенные эмоциональные проблемы, загнанные вглубь — самый частый мотив раннего секса (дети ищут любви таким путем) и наркомании (им необходимы сильные эмоциональные переживания). Может, лучше пересилить себя и попытаться научиться проявлять эмоции уже сейчас, пока ребенку год-два?

6. Если ребенок специально кричит, хотя ему явно не больно (слегка задел за предмет, а кричит так, будто там открытый перелом). Это вымогание внимания. Нужно учесть, что вымогание внимание появляется там, где ВНИМАНИЯ НЕ ХВАТАЕТ. Значит, в какие-то моменты родители проявили эмоциональную холодность, или просто недодают любви и ласки своему ребенку, и он пытается получить это хотя бы таким путем. Речь не идет о том, когда любая незначительная царапинка воспринимается как близкая смерть, вызывается «неотложка» и приглашаются все родственники ахать. Я имею в виду, если есть адекватные реакции на действия ребенка, а он при этом специально «просит пожалеть» — думайте, где ему не хватало эмоциональных контактов? Старайтесь проявить эмоциональное тепло тогда, когда ребенок не ожидает, чаще выражать свои чувства, особенно невербально. (Вернее — лучше больше невербально).

7. Что делать, если окружающие ведут себя не так, как вам хотелось бы? Мама адекватно реагирует на ушиб коленки, и на другие боевые раны, а бабушка сразу начинает театральное представление? Если нет никакой возможности договориться с родственниками, договоритесь с ребенком — «малыш, пойми, бабушка старенькая, у нее очень старенькие и больные ножки. когда она видит, как ты падаешь, она страшно боится, потому что для нее это может быть очень тяжело и больно, она за тебя очень переживает.» и т.п. выходите «жалеться» адекватно подальше от всех слишком чувствительных родственников.

Читайте также:  Норма мяса ребенку 4 года

8. Мы знаем, что дети усваивают нашу любовь не столько через слова, сколько через действия. Как раз тогда, когда ребенок испытывает трудности, неудачу, боль — он рассчитывает на нашу любовь. Вот тогда по-настоящему закрепляются отношения, и самое время показать ему, насколько он любим, и что мама надежный и верный человек. Сейчас ребенок усваивает отношение мира к нему через действия мамы. Будет ли он думать, что мир незыблем и дружелюбен — зависит от нее.

PS: забыла о наказании предметов. это совершенно пустое действие, учащее ребенка перекладывать ответственность на что угодно, кроме себя самого. Лучше пройти вместе «трудный участок» и закрепить — смотри, этот угол ближе, чем ты думал. потрогай ручкой. и т.п. помните, что у детей другое восприятие, они не видят дальности предметов и отношений между ними, как мы.

Оригинал

Фото Юлии Зальновой

Источник

Малыш упал, а мама, вместо того, чтобы пожалеть его, прикрикивает: «Смотри, куда идешь!» или «Сам виноват, я же тебе говорила: не лезь на горку!» Знакомая картина? Почему-то нам бывает так сложно заставить себя пожалеть, обнять и приголубить кроху, когда ему плохо или больно, когда жалость неуместна, а когда — нужна и полезна? Не жалею, не зову, не плачу.

Пожалеть споткнувшегося ребенка – естественно. Но почему тогда первой реакцией мамы часто становится резкий окрик или нравоучения? Причин тому несколько.

Мы по-другому не умеем.

Мы часто копируем стиль общения с детьми, который усвоили на примере собственных родителей. Если мама в детстве в случае синяков и ссадин выдавала вам дополнительные оплеухи или нравоучения, высока вероятность повторения «сценария» и в вашем родительском опыте. Но сваливать все на мам и пап, объявляя их причиной всех наших бед, – неконструктивно и бессмысленно. Для взрослых самостоятельных людей такое поведение – признак инфантилизма. К тому же есть и иные корни нашей «жестокости».

Нам страшно за ребенка.

Причины, мешающие нам обнять и приголубить чадо, когда ему плохо, кроются в наших страхах. И первый – страх за ребенка. Первая мысль после того, как малыш упал, – насколько он пострадал и каковы будут последствия? Эта паника выражается эмоционально и моментально: страх матери порождает агрессию – а страдает малыш. Причем не столько от полученной царапины, сколько от гнева самого близкого человека.

Мы боимся осуждения.

Наши дети – индикаторы нашей родительской состоятельности. Если чадо умыто, опрятно одето и весело вышагивает по площадке, наше родительское «эго» бодро и радостно марширует рядом с ним. Но тут вдруг малыш падает! Нарушается гармония мира нашего внутреннего цензора. Подсознательно мы чувствуем себя виноватыми, корим себя за недосмотр, родительская самооценка падает. Эмоции, не справляясь с негативом, выливаются в гневные окрики, шлепки и критику в адрес ребенка.

Мы чувствуем себя виноватыми.

А это – очень неприятное чувство. Конечно, по большому счету в том, что малыш упал, пролил чай или порезал палец, скорее всего, вообще никто не виноват. Всякое бывает. Чашки падают, ступеньки скользят, ножи не вовремя подворачиваются под неловкую и неумелую руку. Но установить эту простую логическую цепочку в момент происшествия трудно. Эмоции берут верх, и вот уже мама вместо сочувствия кричит или отчитывает ребенка, чтобы мгновенно избавиться от гнетущего чувства вины.

Мы хотим воспитать стойкость.

Агрессивная реакция со стороны родителей бывает и сознательной. Таким способом некоторые мамы и папы пытаются подготовить чадо к жизни в реальном мире: закалить, научить быть сильным. «Этот мир не всегда будет к тебе добр, не всегда найдутся те, кто пожалеют. Привыкай!» – как бы констатируют родители. Намерения их при этом самые добрые: они не желают чаду зла, просто хотят приучить его к мысли, что надо уметь справляться со своими эмоциями и сложными ситуациями самому и не быть нытиком. Рациональное зерно в этом, конечно же, есть. Однако, реагируя криком на падение малыша, достичь обозначенной цели весьма сложно. А вот взрастить в крохе кучу комплексов – легко и просто. Поэтому все-таки рекомендуется научиться жалеть своего ребенка, когда ему плохо. Вопрос только в том, как это делать правильно.

Читайте также:  Тесты для ребенка 4 года распечатать

ОПАСНЫЕ «ПЕРЕГИБЫ»

Жалея, важно избегать и противоположной крайности. Если после падения с качелей не посмеяться над легким испугом, которым, к счастью, отделался кроха, а навсегда вычеркнуть качели из списка детских развлечений – вреда будет не меньше, чем от гневных окриков. Конечно, тем самым мама максимально оградит чадо от опасности. Но заодно и лишит его шанса научиться справляться со страхами, преодолевать трудности, лишит одной из чудесных детских радостей – ощущения полета. Сопереживая и ставя себя на место ребенка, надо тоже знать меру. Вспоминая, как в детстве вам не нравилось наводить порядок в игрушках, вы сами ежедневно рассортировываете в детской конструкторы и фломастеры? Есть все шансы вырастить несамостоятельного, неприспособленного и не умеющего следить за собой и своими вещами взрослого. Спасибо за это он вам точно не скажет! Лучше вспомнить поговорку про то, что голодному лучше предложить не рыбу, а удочку – и придумать для ребенка какой-то новый, увлекательный способ раскладывания конструкторов и машинок в коробки. При таком подходе малыш не будет жалеть сил на наведение порядка. А маме останется только радоваться за любимое чадо, не дающее ей поводов для жалости.

КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛЕТЬ РЕБЕНКА

Все дети разные, но всем одинаково необходимо знать, что их любят. И сочувствие, сопереживание, поддержка со стороны родителей в трудный момент – один из способов продемонстрировать любовь.

• Если вашему ребенку плохо, больно, грустно – постарайтесь его успокоить и приободрить. Обнимите, поцелуйте, прижмите к себе. И переключите внимание на что-то еще.

• Можете чем-то объективно помочь и облегчить состояние? Сделайте это! Наклейте пластырь, подуйте на ранку, поцелуйте ушибленный пальчик. Но делайте это спокойно, ненавязчиво и без причитаний.

• Представьте себя на месте малыша. Вы порезали палец или споткнулись о бордюр. Вам захочется, чтобы к вам немедленно бросались с утешением или, наоборот, обвинениями? Вряд ли. Ребенку, как и взрослому, нужно некоторое время, чтобы прийти в себя и справиться с эмоциями, осознать собственные ощущения. Потребность в сочувствии появляется чуть позже.

• Прежде чем бросаться к крохе с обвинениями или, наоборот, утешением – выждите немного, проследив краем глаза за его реакцией. Возможно, ребенок уже и сам в состоянии справиться со своими эмоциями без вашей помощи. Это важный этап в формировании его личности – умение справляться с трудностями, преодолевать препятствия, проживать собственные негативные эмоции и выходить из них не раз пригодится ему в будущем.

• Постарайтесь не концентрироваться на ситуации, если, конечно, не случилось ничего серьезного. Избегайте оханья и аханья и не впадайте в истерику сами. Дети очень четко считывают родительский настрой, и если вы сами пугаетесь каждого ушиба, то и ваш ребенок будет всего бояться, а это создаст ему серьезные преграды на пути к нормальному развитию. Все-таки синяки и замазанные коленки – неотъемлемый атрибут нормального детства, и нужно относиться к ним спокойнее.

• Отложите обсуждение того, почему так произошло, на пару минут, пока ребенок успокоится. Из фразы: «Я тебя предупреждала, ступеньки скользкие» расстроенный ребенок скорее сделает вывод «я сам виноват», чем «в следующий раз нужно проверить ступеньки и быть осторожнее». То есть урок усвоен не будет, зато комплекс вины получит благодатную почву для роста. Проанализировать ситуацию можно позже, лучше даже на чужом примере: «Маша однажды залезла на скользкую ступеньку и упала!» Тут малыш, вероятнее всего, и сам припомнит: «Точно как я сегодня». В спокойном состоянии он сделает правильные выводы.

Радмила Киевская

Источник

Содержание:

  • Звездный мальчик
  • Против большинства
  • Помочь и отпустить

Каждый хочет видеть своих детей счастливыми и успешными. Они должны быть самодостаточными, идти к цели, но не любой ценой. При этом они не должны с презрением относиться к слабым и беспомощным. А еще — не быть хлюпиками и слюнтяями, вечно ожидающими помощи и снисхождения. Причем тут чувство жалости? А вот причем…

Чем старше те, кому задаешь вопрос о жалости, тем более многообразно они толкуют это чувство. Тут и снисходительное отношение к тому, кого жалеешь, и пресловутое «жалость унижает человека», и желание самоутвердиться за счет «жалкого». Мы откликаемся на просьбу, либо проявляем участие, жалость, когда переживание, проблема просящего для нас имеет личное значение. Нам часто жалко стариков, возможно, мы думаем о своих дедушках и бабушках, родителях. Дети же часто говорят о жалости к животным, особенно к детенышам. Безусловно одно: жалость делает нас человечнее.

В моей памяти всплыл такой эпизод. Мы с мужем чудесным летним днем гуляли по Нескучному саду. И вдруг заметили около бассейна, неподалеку от Москвы-реки, двух суетящихся детей. Мальчика и девочку лет десяти. Рядом валялись наспех брошенные велосипеды. Дети пытались вытащить из бассейна маленького черного утенка. Как он попал туда, оставалось загадкой, но неподалеку, между Москвой-рекой и бассейном, металась мама-утка. В реке плавал целый выводок маленьких утят. А один горемыка барахтался в бассейне и никак не мог выбраться: бортики были высокие и скользкие. Мама-утка прыгнула к нему, затем ловко вскочила на бортик, но он не смог за ней повторить. До нашего прихода дети, пробуя ему помочь, положили к бортику бассейна горку веток, чтобы утенок мог взобраться, но и это не помогло. Мальчик был готов на крайнюю меру: собирался, сбросив джинсики, уже залезать в воду и отлавливать несчастного утенка руками. Увидев взрослого мужчину, готового нырнуть в бассейн, он очень обрадовался. А муж тем временем забрался в воду. Поймать беглеца было сложно. Бедный утенок изо всех сил пытался скрыться от своего потенциального спасителя.

Читайте также:  Рецепты блюд на день рождения ребенка 4 года

В конце концов он был пойман. Детям дали погладить его, ощущая трепетно бьющееся сердечко. И наконец маленький взъерошенный утенок был возвращен к маме и остальным утятам под восторженные выдохи нашей небольшой группы. Теперь, проезжая мимо Москвы-реки, мы высматриваем нашего утенка. Он уже большой! А у меня перед глазами до сих пор стоят этот мальчик и эта девочка. Неравнодушные!

Звездный мальчик

У Оскара Уайльда есть такая сказка. Главный герой был украден у матери разбойниками (то есть перенес травму и был лишен любви и нежности). Он был брошен в лесу, но его подобрал добрый дровосек. Мальчик вырос гордым и красивым. Но красота не сделала его добрым. В нем не было ни капли жалости к нищим, слепым, убогим. Он с презрением отверг собственную мать, которая обошла полмира в его поисках и предстала перед ним в виде нищенки. И был за это жестоко наказан. И только когда он, пройдя через тяжелые испытания, научился проявлять жалость к животным, нищим и больным, то был прощен и стал добрым и справедливым королем.

Взрослые обычно ставят знак равенства между детской безжалостностью и неблагодарностью. Но если ребенку совсем незнакома жалость, истоки надо искать в отношении к нему родителей. Ребенок должен сначала вырасти, затем отделиться от мамы с папой — стать самостоятельным. Когда тот, кого очень жалели (любили, у нас часто эти понятия подменяют и путают), сталкивается с внешним миром, этот мир к нему не так лоялен, как родители. Оказывается, он требователен или просто равнодушен. И тогда ярость ребенка обрушивается на тех, кто рядом, — на родителей. Именно поэтому особенно ярко безжалостность проявляется у подростков.

Против большинства

У каждого ребенка есть так называемая зона ближайшего развития. Ее создают значимые взрослые. И если в этом ближнем круге малышу оказывалось уважение и доверие, тогда растет зрелый и ответственный человек, способный относиться с заботой и жалостью и к родителям, и к другим людям.

На перемене пятиклашки играли, бросая друг другу мягкую игрушку. Темп игры нарастал. И вдруг бежавшему во весь дух мальчишке подставили подножку, и он смешно растянулся на полу во весь рост. Ребята галдели и смеялись, а он все не вставал. И вдруг в гуще играющих появилась маленькая девочка, наверное, из 3-4-го класса. «Ему ведь больно», — громко сказала она. Прозвенел звонок. Все разбежались по классам. Встал и пошел в свой класс, прихрамывая, пострадавший. Есть те, кто способен пожалеть, когда остальные смеются. Так важно не вносить свой голос в общий жестокий хор!

Помочь и отпустить

На приеме довольно интересная женщина с измученным лицом и жалобным выражением в глазах. С нею сын, разбитной молодой человек 13 лет. Учителя требуют домашнего обучения, на уроках мальчик создает хаос. Мама с любовью и жалостью смотрит на сына. И, преисполненная негодования, рассказывает, как неправы учителя. Жизненный путь человека начинается с любви, заботы, жалости. Здесь таится первая опасность. Младенца нужно приучать к режиму (спать, есть) и правилам (засыпать в своей кроватке). Родителям жалко, он ведь такой маленький. И такая любовь-жалость способна привести в дальнейшем к манипуляциям и тирании ребенка над мамой и папой. Никто не говорит, что должна быть армейская дисциплина. Без любви, ласки и жалости ребенок вырастает либо отгороженным, либо безграничным, а то и вовсе с психическими расстройствами.

Но ребенок взрослеет, расширяются его физические и душевные возможности. И его надо не жалеть, а увеличивать нагрузки. А жалеть — только когда не получилось, когда устал, осваивая что-то новое, «споткнулся» и растерялся. Тогда, опираясь на руку помощи, он переходит на новый уровень. Постепенно доберется и до этапа отделения. Начинается самое главное. Впереди большой мир. Там его не пожалеют, а вам его особенно жалко. И вы, во-первых, подрываете его неокрепшие силы своей жалостью. Во-вторых, осуждая при нем жестокий мир, провоцируете самого ребенка. Он и так осознанно или неосознанно боится, и ваше отношение усиливает его опасения. Кроме всего прочего, нарушаются границы между взрослыми и детьми. И мы получаем агрессию к учителям, конфликты с ровесниками, а главное — претензии и безжалостность к родителям. Поэтому поддержите, пожалейте своего ребенка, а как только справился — пожелайте попутного ветра, не тяните назад своей жалостью!

Ученики московских школ по просьбе психолога нарисовали, какой им видится жалость. И по тому, сколько в этих рисунках неба и света, понятно: жалость — чувство, которое делает жизнь светлее.

Источник