Ребенок 4 года постоянно двигается

Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Кулагина Любовь Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 227»

Мотовилихинского района г Перми.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК.

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Многих родителей беспокоит, что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенкасосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет.Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)

Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный «ребенок-баловник» или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок, имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенокнаверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с тестом на гиперактивность. Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»

Активный ребёнок:

Большую часть дня не «сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок:

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.

Рекомендации родителям:

Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Читайте также:  Наказание ремнем ребенка 4 года

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.).

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» — неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал.

Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше, чем другим детям,необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещёодно правило: если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!

И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми. Предлагаем Вам некоторые из них.

«КЛУБОЧЕК» (Черепанова Г. Д.)

Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

Содержание. Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, то сразу же успокаивается.

«АРХЕОЛОГИЯ»

Цель: развитие мышечного контроля.

Содержание. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает её. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно,чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

Гиперактивный ребёнок – особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.

Читайте также:  Ребенок 4 года стал долго засыпать

Источник

Практически все дети в в возрасте 4-5 лет и старше очень активны, это не является чем-то необычным. Многие родители в шутку называют детей гиперактивными, но в некоторых случаях в таких шутках есть немалая доля правды.

Что же такое гиперактивность: симптомы и признаки

На сегодняшний день на каждый 15 ребенок (от 4 до 9 лет) является гиперактивным. Заметить это удается не всем, точнее многие спихивают это на чрезмерную неусидчивость детеныша.

В некоторых случаях определить это можно с первых дней жизни. В это время нужно вспомнить о возможной гиперактивности если ваш ребенок:

  • трудно засыпает, беспокойно спит;
  • часто плачет, причем довольно голосисто и долго;
  • чувствителен к звуку, пусть даже негромкому;
  • очень подвижен — это может показаться естественным в таком-то возрасте, но чрезмерную активность заметить вполне возможно даже тем, кто стал родителями впервые;
  • не может спокойно дослушать колыбельную или сказку, ему просто не хватает терпения, такой ребенок будет делать что угодно, но не сидеть на месте.

Именно такие дети чаще всего чудят что-то, переворачивают дом с ног на голову, не дают родителям покоя ни на минуту.

Стоит осознать, гиперактивный ребенок — это двойная ответственность, так как он гораздо больше подвержен риску опрокинуть на себя кастрюлю с кипятком или сделать что-то в этом роде.

Иногда родители видят в таком неизмеримом запасе энергии нечто положительное, но минусов все же оказывается больше чем плюсов и в большой степени это замечается когда ребенок идет в школу.

Движение — жизнь?

Проблема гиперактивности популярна среди школьников. Большой заряд бодрости отнюдь не значит, что ваш ребенок будет отлично учиться и совершенно не будет уставать.

Гиперактивным детям в школе не просто дискомфортно, им там плохо! И вот почему:

  • усидеть на одном месте целых 45 минут — непостижимая задача для гиперактивного малыша, он будет в шоке от того, что рядом нет родителей, которые носятся за ним, а есть только строгая учительница, которая ругает за каждое движение;
  • от таких детей добиться внимания практически невозможно, их внимательность рассеивается быстрее чем они успевают сесть за парту, от этого в большой степени страдает успеваемость гиперактивных детей, при этом их интеллект вполне может быть высоким;
  • режим — нет ничего хуже для гиперактивного детеныша, нежели когда его заставляют следовать каким-то строгим правилам, ребенок тогда начинает попросту свирепствовать;
  • отношения с одноклассниками у гиперактивных детей чаще всего не складываются, потому что из-за желания двигаться ребенок вовлекает в это и других детей, а потом получают все, соответственно, остальные делают вывод, что с таким ребенком дружить не нужно;
  • именно такие дети больше всего страдают от учебы, потому что школа фактически лишает их радости жизни — движения!

Выходом может быть частное обучение, но лучше позаботиться о том, чтобы научиться успокаивать и смирять гиперактивного ребенка без ущерба его личности. Как? Об этом поговорим чуть позже.

Причины возникновения СДВГ

Прежде всего стоит заметить, что гиперактивность — это не просто черта характера или что-то подобное, это синдром, который по научному называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Зачатки его появляются еще во время беременности. Причиной СДВГ может быть:

  • курение во время беременности;
  • нарушения в период беременности (угроза выкидыша и другие нарушения, связанные с нехваткой плоду кислорода);
  • тяжелые роды — слишком длительные или слишком быстрые;
  • использование при родах дополнительных средств, к примеру, щипцов;
  • имеет место и генетика.

Большинство этих причин можно ликвидировать путем заботы о своем здоровье. Причем речь идет о том, чтобы делать это не только в период беременности.

Как понять, что у вас гиперактивный малыш. Наши невнимательные дети.

Теперь более подробно поговорим о том, как распознать гиперактивного ребенка в разном возрасте и что не свойственно для таких детей:

  • если вы думаете, что гиперактивный ребенок — это такой себе почемучка, вынуждены вас разочаровать, такой детеныш не задает сто один вопрос каждые полчаса, он вообще редко отвлекается на разговоры, для него гораздо важнее движение;
  • вспыльчивость — одна из выразительных черт детеныша, имеющего синдром гиперактивности, его действия часто спонтанны и необдуманны, никогда не знаешь чего ожидать от такого ребенка в следующий момент;
  • неловкость движений, у таких детей часто все выпадает из рук, они запросто могут опрокинуть весьма надежно расположенную на полке вазу или нечаянно вылить на себя тарелку с супом;
  • агрессивность — также неизменное проявление гиперактивности, особенно острые проявления можно наблюдать когда родители пытаются успокоить ребенка и наконец усадить его на место;
  • играть с игрушками — нет, это не для них, гиперактивным детям больше по душе ломать игрушки или рвать их, если речь идет о мягких мишках/слониках/утятах;
  • заниженная самооценка, таким детям постоянно недостает внимания, потому что они требуют абсолютного внимания, а родители не могут 24 часа в сутки неизменно играть с ребенком и выполнять его капризы;
  • даже сон у гиперактивных детей беспокойный, часто снятся кошмары.
Читайте также:  Ребенок 4 года перестал кушать

Если эти признаки имеются у вашего ребенка, стоит задаться вопросом — нет ли у него СДВГ?

Процесс диагностирования гиперактивности у детей

Родители могут наблюдать лишь признаки синдрома, диагностировать СДВГ должен врач.

  • Признаки гиперактивности у детей до года выражены неярко, и диагностировать расстройство в этом возрасте практически невозможно
  • У детей дошкольного возраста. Для того, чтобы определить — действительно ли такой ребенок страдает гиперактивнотью, доктор должен собрать данные о том, как проходил период беременности и роды, также он должен быть уведомлен о всех болезнях малыша.

Как правило, врач также просит родителей составить некую характеристику их ребенка.

  • У детей после 5-6 лет. В таком возрасте ребенок уже может выполнять различные тестовые задания, которые помогут доктору более подробно изучить сложившуюся ситуацию.

Существуют специальные приборы для того, чтобы рассмотреть синдром на физическом уровне. Такие обследования не несут для ребенка никакой опасности, но их результативность бесспорна.

После диагностирования доктор подберет методику лечения и медицинские препараты.

Что делать чтобы успокоить гиперактивного непоседу — советы психолога родителям

Как бы ни пугал родителей этот синдром, стоит помнить — выход есть всегда! Даже ребенка с явным переизбытком энергии можно успокоить.

Несколько рекомендаций родителям  как  вести себя с ребенком с СДВГ:

  • Обнять. Довольно часто родители находятся просто вне себя от бешенства от очередной выходки детеныша, но ребенка можно и нужно понять, одним из лучших решений в напряженной ситуации будет просто обнять кроху — нежности много не бывает.
  • Превратить жизнь в игру. Поиграйте с детенышем в игру, в которой создайте команду «Стоп!». Как только прозвучит команда «Стоп!», ребенок, что бы ни делал в этот момент, должен замереть на месте. Потом объявите, что такая команда будет действовать всегда, таким образом вы сможете предотвратить нежелательное действие ребенка одним лишь словом, просто нужно выработать привычку и сделать это интересным для детеныша.
  • Интересные, но спокойные игры. Вы можете поиграть с детенышем в «Тигра на охоте», то есть ребенок должен сидеть тихо, выжидая жертву. И пусть даже это будет игра без четко оговоренных правил, главное, чтобы малыш увлекся.
  • Поиграть с завязанными глазами. Предложите ребенку сделать что-либо с завязанными глазами, например, сложить пирамиду из кубиков или собрать эти же кубики в мешок. Завязанные глаза усложняют и замедляют действия, но в то же время занятие будет увлекательным. Включите свою фантазию и вы обнаружите что существует огромное количество предметов чем занять вашего непоседу. В 2 года им все в новинку и интерес ко всему огромнейший.
  • Запеленать кроху. Возьмите одеяло и попробуйте запеленать ребенка, его возраст не имеет значения. Обмотайте его одеялом, смейтесь с ним, целуйте, покачайте, главное, чтобы ребенку понравилось.

Что стоит знать о том, как воспитывать гиперактивного ребенка

При воспитании гиперактивного ребенка следует учитывать некоторые особенности работы с ними. Родители должны понять, что им достался необычный ребенок, поэтому и подход к нему нужен неординарный.

Рекомендации, которые помогут в воспитании такого малыша:

  • Правильно формулировать ограничения. Строго говорить с гиперактивным ребенком нельзя, ведь он все это воспринимает слишком остро. Вместо привычного «не ходи по лужам» можно сказать «давай пойдем по сухой дороге».
  • Следить за временем. У гиперактивных детей плохо развито чувство времени, поэтому если перед ребенком стоит какая-то задача, за временем ее выполнения должны следить родители.
  • Не давать сразу много заданий. Всему свой черед. Не стоит говорить ребенку сразу же «убери игрушки, помой руки, иди кушать», его рассеянное внимание не воспримет этого и скорее всего ни одно из заданий не будет выполнено.

Эффективность лечения СДВГ

Не существует единственно верного способа как лечить гиперактивность. К каждому ребенку нужен разный подход.

Существуют, конечно, успокоительные медицинские препараты, но они не универсальны и должны назначаться врачом.

В некоторых случаях такие лекарства не оказывают влияния вовсе, а иногда наоборот делают ребенка более возбужденным.

Самым эффективным методом в лечении гиперактивности является придерживание определенных правил воспитания ребенка, соблюдение малышом четкого режима.

Родителям часто приходится нервничать из-за маленьких проказников, из-за этого взрослые иногда теряют над собой контроль, чего допускать ни в коем случае нельзя.

Дети с СДВГ особенно чувствительны, поэтому воспитывая такого ребенка, родители воспитывают и себя, учась терпению, мудрости и, конечно же, любви.

Источник