Ребенок 4 года неправильно произносит звук с

Ребенок 4 года неправильно произносит звук с thumbnail

На чтение 6 мин. Обновлено 20.12.2016

Довольно часто родители жалуются на то, что дети сталкиваются с проблемами при произношении сложных для них звуков. Как правило, наибольшую трудность для них представляют шипящие звуки; в частности вопросы родителей, связаны с тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы «с», «к» и другие. Отработке этого навыка нужно уделить должно внимание еще в детстве.

Звук С – проблемный в произношении

Несмотря на то, что большинство родителей обращается за логопедической помощью чаще всего тогда, когда ребенку уже исполняется 5 лет, большинство педиатров сходится во мнении – начинать работу над звукопроизношением нужно гораздо раньше.

Это не позволит неправильному произношению звука закрепиться. Для осуществления таких занятий вовсе не обязательно иметь специальные навыки – достаточно усвоить лишь несколько простых приемов.

Советы по произношению звука С

Как правильно проводить логопедические занятия с ребенком? Советы и рекомендации родителям

Как научить ребёнка говорить шипящие, в том числе – букву с? Оказать простую логопедическую помощь ребенку вполне может любой родитель. Однако успех мероприятий во многом будет зависеть от того, насколько правильно они проведены.

В случае если у ребенка не имеется сложных речевых нарушений и может выговаривать большинство звуков, домашних коррекционных занятий с родителем будет вполне достаточно для приведения звукопроизношения в норму. В этом случае правильная постановка звука будет достигаться за счет автоматизации произношения.

Логопедические занятия надо начинать чем раньше

Упражнения на развитие навыков звукопроизношения полезны не только детям, имеющим те или иные проблемы с речью, но и вполне здоровым, благодаря тому, что отлично развивают артикуляционный аппарат, делая его более подвижным и гибким.

В том случае если ребенок имеет более серьезные нарушения звукопроизношения, а в речи он допускает большое количество грамматических ошибок, решать проблему собственными силами все же достаточно рискованно. И, чем раньше родители обратятся за помощью в решении проблемы к логопеду, тем больше пользы это принесет ребенку. И тем легче будет научить его звукопроизношению и правильно говорить.

Как строится работа над звукопроизношением?

  • Для начала необходимо выяснить, какие именно органы речи участвуют в произношении звуков, вызывающих проблемы у ребёнка. Над ними нужно будет работать в первую очередь при помощи артикуляционной гимнастики на ту или иную букву.
  • Этап непосредственной постановки звука.
  • Этап усиления звука и его разучивание в специальных логопедических стихах, текстах, песенках и т.д.

Фонетическая зарядка на звук С

Рассмотрим более детально, как научить ребёнка легко и свободно выговаривать букву с.

Артикуляционная гимнастика и ее особенности

Как правило, трудности в произношении звука «с» связаны с недостаточной подвижностью органов артикуляционного аппарата. Делать это необходимо при помощи специально организованной гимнастики. Как лучше всего проводить занятия?

Артикуляционное занятие перед зеркалом

  1. Строгая последовательность упражнений и регулярность – вот главные принципы, обеспечивающие эффективность упражнений для органов речи. Лучше всего использовать уже готовые комплексы упражнений, учащих выговаривать те или иные звуки. Они подобраны с учетом возрастных и других особенностей ребёнка
  2. Для того, чтобы ребенок охотнее участвовал в проведении занятия, его лучше всего учить его говорить в игровой форме, дополняя интересными для него загадками на нужную букву, песенками, потешками и прибаутками
  3. Не стоит перегружать ребенка упражнениями. За одно занятие лучше сделать не более 2-3, но с многократными повторениями – так легче научить ребенка новому.
  4. Вводить новые упражнения на букву «с» можно только после того, как ребенок уже как следует усвоил все предыдущие и справляется с ними без особых усилий
  5. Для того чтобы ребенок имел возможность видеть и правильно понимать технику предложенных ему упражнений и выговаривать звуки, для занятий лучше всего использовать зеркало
  6. При выполнении упражнений важно следить за симметрией лица ребёнка, точностью и плавностью движений, правильным темпом. Без этого эффективность упражнений будет сведена к минимуму.

Занятия на произношение звука С

Полезный совет: Перед тем, как приступить к артикуляционной гимнастике, нужно сделать несколько упражнений для того, чтобы «разогреть» органы речи: простая улыбка, вытягивание губ трубочкой или колечком, подъемы языка хорошо подготовят их к упражнениям, и улучшат результаты вашего ученика.

После этого можно начинать саму артикуляционную гимнастику (в данном случае мы рассмотрим комплекс Фомичевой М. В.). Научить ребенка правильному звукопроизношению должны такие упражнения.

Перечень упражнений на свистящие звуки

«Загнать мяч в ворота»

Упражнение учит ребёнка направлять струю воздуха и выговаривать шипящие звуки. На столе устанавливаются импровизированные «ворота» из кубиков. Задача ребенка – загнать в них ватный шарик («мяч»), вытягивая губы вперед и направляя на него поток воздуха. Важно чтобы при этом ребенок не надувал щеки, а действие производилось в один прием.

«Непослушный язычок»

Упражнение позволяет расслаблять язык, а также формировать направленный воздушный поток. Ребенок кладет язык на нижнюю губу и, держа рот слегка приоткрытым и произносит «пя-пя-пя». Важно, чтобы губа, на которой лежит язык не подворачивалась, а струя воздуха шла максимально плавно, без перерывов.

Непослушный язычок – описание игры

Широкий язычок

Широкий край языка укладывается на нижнюю губу и удерживается в таком положении до 5-10 секунд. Органы артикуляционного аппарата при этом должны быть максимально расслаблены, а улыбка лишена напряжения.

Совет родителям: Наберитесь терпения и постарайтесь отнестись к этим занятиям как к увлекательной игре.

Помните, что ваш малыш совершенствуется, для него это что-то новое, что он делает впервые в своей жизни. Постарайтесь понять, что для него это связано с серьёзными усилиями, и чем интересней для него будет это занятие, тем больше ваши шансы на скорый результат.

Стишки и загадки на букву С для повторения

Читайте также:  Развитие ребенка в 4 года по дням

Упражнения артикуляционной гимнастики, учащие выговаривать звуки, достаточно сложны и непривычны для ребенка. Именно поэтому не стоит ожидать, что он выполнит их с первого раза и совершенно без ошибок. Для того, чтобы научить ребёнка правильно говорить, нужно продумать план занятия-игры. И в случае неудачи не стоит ругать его – лучше поддержать его и предложить повторить попытку. Со временем ребенок выучит и букву, и соответствующий ей звук.

Оставить комментарий

Источник

Звук С является одним из самых простых в произношении звуков. Появляется он довольно рано. И если у ребенка нарушено его произношение, то с большой вероятностью будут проблемы с другими группами звуков.

Кроме того, нарушение этой группы чаще всего встречается, если у ребенка фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Артикуляция свистящих − одна из самых простых для ребенка, поэтому работу всегда начинают с этой группы.

Правильная артикуляция и нарушения произношения

Правильная артикуляция С аналогична артикуляции И. Только зубы сомкнуты, язык за ними и находится внизу, по его центральной части проходит воздушная струя. Выдох получается сильным и холодным. Если органы артикуляции принимают неправильное положение, тогда получается искажение звукопроизношения. Поэтому при диагностике логопед обращает внимание на состояние артикуляции и речевое дыхание.

Ребенок не умеет произносить звук С.

Неправильное произношение свистящей группы называется сигматизмом, а их замена в речи на другие – парасигматизмом.

Основные типы нарушения:

  • У ребенка отсутствует звук в речи.
  • Межзубный − когда ребенок говорит С, язык находится между зубов. Появляется свистящий звук с призвуком как в слове «that». При этом нарушении воздушная струя не холодная, а теплая.
  • Боковой − во время произношения язык занимает положение сбоку или поднимается. Воздушная струя направлена вбок, один уголок губ может быть опущен, а щель между зубами становится больше.
  • Носовой − при данном виде сигматизма получается гнусавый звук, больше похожий на Х. Артикуляция при этом следующая: губы не растянуты в положении улыбки, язык отодвинут вглубь рта, а выдыхает ребенок через нос, что придает звуку гнусавый оттенок.

Чаще всего в речи свистящие заменяют на шипящие, может быть озвончение. В таких случаях большое внимание следует уделять этапу дифференциации.

Причины нарушений

Одна из причин появления сигматизмов − это нарушение артикуляции. Оно может быть обусловлено анатомическими особенностями, например, неправильный прикус. Тогда вам нужно посетить ортодонта. Или это может быть наличие аденоидов, которые нужно удалить.

Нарушения звукопроизношения С могут быть обусловлены следующими особенностями работы артикуляционного аппарата:

  • слабый мышечный тонус языка;
  • тремор кончика языка.

Отсутствие или нарушение произношения С может быть проявлением дислалии (простой и сложной форм) или быть частью более сложных речевых нарушений: дизартрии, ринолалии, алалии. Исходя из причины нарушений, логопед составляет план коррекционной работы.

Логопедическая диагностика

Логопед смотрит на состояние артикуляционного аппарата: состояние прикуса, мышечный тонус языка и губ. Для этого он просит дошкольника выполнить упражнения на удержание определенного положения и динамические задания. Кроме этого, логопед оценивает речевое дыхание: смотрит, как малыш делает вдох-выдох, просит сыграть на дудочке.

Ребенка просят играть на дудочке.

Для диагностики звукопроизношения специалист подбирает речевой материал, в котором С находится в начале, середине и конце слова. При этом в словах не должно быть смешиваемых звуков. Это З, Ц и шипящая группа. Сначала логопед просит сказать звук изолированно, затем в слогах, словах, фразовой речи и предложениях. Потом он просит ребенка составить рассказ или описать то, что нарисовано на картинке и обращает внимание на то, как звучит С в обычной речи.

Затем делают диагностику фонематических процессов. Логопед называет звуки, а ребенок должен сделать определенное действие, когда услышит нужный. Постепенно специалист усложняет речевой материал, называя слоги и слова. Затем пациенту предлагают назвать нужное слово из пары паронимов, выбрать из списка слова с нужным звуком.

Диагностика фонематических процессов.

На основе данных диагностики логопед составляет план коррекционной работы. Если речевое нарушение сложное, то малышу необходимо оказать комплексную помощь. Она включает совместную работу логопеда, невролога, дефектолога.

Подготовительный этап

Поставить С можно самостоятельно дома, если вы будете выполнять специальные упражнения. Подготовка к постановке состоит из артикуляционной гимнастики и формирования правильного речевого дыхания. Если у языка нарушен мышечный тонус, то необходимо делать массаж. В аптеке вы можете приобрести специальный набор для логопедического массажа.

Ребенок может делать самомассаж языка:

  • «Непослушный язычок» − широкий язык на нижней губе. Ребенок проговаривает «пяпяпяпя», язык не убирает.
  • Положение языка аналогичное, только теперь ребенок должен слегка его покусывать − кончик и серединку.

Кроме такого массажа, на подготовительном этапе делают комплекс артикуляционных упражнений. Основное положение для губ во всех заданиях − улыбка, а язык занимает нижнее расположение. Ваша задача − научить делать язык широким и расслабленным и удерживать в таком положении внизу за зубами. Хорошее упражнение «Горочка»: кончик языка упирается в нижние зубы, а его серединка и боковые края выдвигаются вперед − получается горка.

Кроме гимнастики для артикуляционного аппарата, вам нужно выработать сильный выдох.

  • «Кто забьет гол». Для этого вам понадобится два маленьких кусочка ваты и предметы, которые будут воротами. Вытянуть губы трубочкой, сделать вдох носом и на выдохе задуть мячик из ваты. Выполняя это упражнение, ребенок должен, не надувая щек, сдвинуть ватку на одном выдохе.
  • Делайте все то же самое, только теперь губы в положении улыбки, а широкий язык находится на нижней губе. Ребенок сдувает ватку, произнося удлиненный Ф.

Подготовительный этап нужен для формирования основы для постановки правильного произношения С. Также упражнения для свистящих являются основой для постановки других групп звуков. Именно поэтому, если нарушено звукопроизношение нескольких групп, работу начинают со свистящих.

Читайте также:  Ребенок 1 год 4 месяца рецепты

Способы постановки

В домашних условиях взрослые могут самостоятельно поставить С. В качестве опоры можно использовать артикуляцию И. Попросите несколько раз ребенка длительно произнести И, а после выполните артикуляционные и дыхательные упражнения. Есть два способа постановки С:

  1. Попросите ребенка улыбнуться как при произношении И. Зубы должны быть вместе, а язык находиться за ними. Затем малыш дует на ватку перед ним. Вы можете услышать легкий свист. Чем сильнее ребенок будет выдыхать, тем более четким получится звук.
  2. Механический способ − для его выполнения вам понадобится ватная палочка. Исходное положение как при артикуляции И. Только посередине языка поместите кончик ватной палочки и слегка надавите, чтобы получился желобок. Ребенок дует на язык − вы услышите С. Обязательно поднесите тыльную сторону ладони: на выдохе струя получается холодная, сильная и узкая.

Механический способ можно использовать на этапах автоматизации изолированного произношения и отработки звука в слогах. Когда органы артикуляции «запомнят» нужное положение, ватную палочку можно убрать.

Многие родители спрашивают: «Как научить ребенка выговаривать букву С?» Ставят звук, а буквы изучают на занятиях по обучению грамоте. Человек слышит и произносит звуки, а читает и видит буквы. Эту разницу нужно объяснять ребенку, чтобы ему было легче усвоить звуковой анализ слова.

Рекомендации родителям

Автоматизацию начинают с изолированного произнесения, постепенно усложняя речевой материал от слогов к самостоятельному составлению рассказов по картинке. В начале работы речь должна быть максимально насыщена звуком С, затем постепенно приближайте ее к обычной разговорной речи. Ребенку можно предлагать учить небольшие стихотворения. Также вначале выбирайте слова, в которых не будет похожих по акустическим признакам звуков.

Тренировка речи с ребенком.
В русском языке звук С − согласный глухой. Поэтому следите за тем, чтобы при его произнесении у ребенка голосовые связки не работали. Для этого тыльную сторону ладони приложите к голосовым связкам − они не должны вибрировать. Эта особенность вам пригодится, если ваш ребенок путает С и З. Именно на тактильном ощущении вы сможете показать ему различие между этими звуками.

Как быстро происходит постановка и закрепление правильного произношения? Чем старше возраст, тем дольше может проходить работа. Например, у подростка этап автоматизации звука в разговорной речи может длиться дольше, потому что неправильное произношение закрепилось прочнее, чем у трехлетнего малыша, который только осваивает речь. Поэтому заниматься речевым развитием нужно с раннего возраста, тогда у вашего ребенка речь будет правильной и красивой.

Источник

22.01.2019

Очень важно знать правила, как научить ребенка выговаривать букву «с», так как у многих детей страдает произношение именно этого звука. Отрабатывать навыки необходимо, начиная с раннего возраста. Для этого существует множество разнообразных методик, которые предполагают упражнения в игровой форме.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Проводить занятия можно в домашних условиях, но если на протяжении длительного периода времени родителям не удается добиться положительного результата, тогда придется обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Чаще всего это логопед, невролог или психолог в зависимости от причины невозможности произнести букву «с». Иногда требуется помощь хирурга (если причина кроется в неправильном анатомическом строении артикуляционных органов).

Свистящий звук «с» дети начинают произносить примерно к 2-ум годам. В 5 лет ребенок должен хорошо уметь его проговаривать. Причем как в твердом, так и мягком произношении. Если к этому возрасту малыш не говорит «с», посещение логопеда является обязательным.

Ребенок с логопедом проговаривает букву "С"

Если человек правильно произносит свистящий звук, положение артикуляционных органов должно быть следующим:

  • слегка оттягиваются уголки рта;
  • зубы смыкаются или слегка раскрыты;
  • самый кончик языка должен упираться в нижние зубы;
  • спинка языка с передней части должна приближаться к альвеолам и образовывать с ними небольшую щель;
  • по средней части языка должен выходить воздух через образовавшийся желобок.

Постановка звука «С»

Чтобы поставить звук «с», необходимо понять, какие речевые органы участвуют в процессе разговора. В первую очередь, это язык, нёбо, губы, то есть артикуляционная система. Для разработки применяются разные методы.

Артикуляционная гимнастика

Данные занятия предполагают укрепление артикуляционных органов, так как при плохой их подвижности ребенку трудно выговаривать те или иные звуки. Перед зарядкой необходимо провести разминку – для этого достаточно построить гримасы и рожицы перед зеркалом, вытягивая язык и губы в трубочку, делая колечко и т. д.

Какие упражнения проводятся:

  1. Вытянуть губы в трубочку, после чего растянуть их в широкую улыбку. Проделать так минимум 7 раз.
  2. Упереть кончик языка в верхние зубы. Делать чистящие движения по всем внутренним сторонам зубов.
  3. Открыть рот, высунуть язык. Двигать им из одного уголка рта в другой.
  4. Слегка приоткрыть рот, вытянуть язык, уложить его на нижнюю губу и максимально расслабить. Не подворачивая нижнюю губу произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя». При этом должна выходить струя воздуха.
  5. Сделать открытую улыбку, покусывать язык, произнося слог «та-та-та-та-та».
  6. Слегка прикусить кончик языка и начать движение вперед-назад, прилагая усилие.
  7. Снова уложить язык на область нижней губы в легкой расслабленной улыбке. Зафиксироваться на 10 секунд.

Больше рекомендаций и упражнений артикуляционной гимнастики — найдете здесь.

Упражнения и игры

Чтобы заинтересовать малыша, занятия проводятся в форме игры. Упражнений существует множество:

  1. Футбольный матч. Возьмите кубики небольшого размера, сделайте из них воображаемые ворота на поверхности стола. Из ваты, пенопласта или просто бумаги сформируйте мячик. Поставьте его вдалеке от ворот, попросите ребенка дуть на мяч так, чтобы загнать его в искусственно созданные ворота. Главное требование – выпускать воздух без раздува щек. Эта игра позволит быстро поставить свистящие звуки.
  2. Снова сформировать шарики из легкого материала. Их должно быть столько, сколько и участников игры. Уложить мячи на край стола и дуть на них, продвигая вперед. Условие – необходимо сделать широкую улыбку с открытым ртом. Кончик языка должен касаться нижней губы. Далее выдувается длинная струя, наряду с чем протяжно произносится «ф-ф-ф-ф-ф». Это помогает создать узкую воздушную струю, которая способствует выговариванию звука «с».
  3. Объясните малышу, что его язык – это кисточка маляра, а внутренняя часть зубов – заборчик, который нужно покрасить. Растянуть улыбку с приоткрытым ртом. Уложить язык на один из краёв нижнего ряда зубов и начать движения по типу окрашивания. Изначально надо двигаться слева направо, после – сверху вниз. Категорически запрещено отводить язык от нижних зубов.
  4. Теперь упражнение-игра на расслабление. Ребенок должен знать, что после усиленной тренировки необходимо отдохнуть. Открыть ротовую полость, положить расслабленный язык на губу. Держать в таком положении около минуты.
  5. Подготовьте специальные карточки, на которых есть звук «с» и все гласные буквы. Перед ребенком поднимите карточку с «с» и попросите протяжно её произнести. Далее усложняем задачу, подставив к свистящей букве гласную. Снова нужно произнести протяжно, но уже слог. Например, «с-с-с-со», «с-с-с-се», «с-с-с-са» и т. д.
Читайте также:  Причины обморока у ребенка 4 года

В этом видео представлены некоторые эффективные логопедические упражнения для постановки звука «с»:

Другие методики

Используются и другие методы-упражнения для коррекции свистящего звука:

  1. Плотно закрыть рот, стиснув зубы. Поставить язык на внутреннюю сторону верхнего ряда и интенсивно двигать им из одной стороны в другую.
  2. Можно научить ребенка играть в «тишину». Для этого он должен проговаривать звук «т-с-с-с».
  3. Обязательно малыш должен повторять за мамой слова с буквой «с»: «сова», «санки», «слово», «семена», «стог», «коромысло», «колбаса» и пр.
  4. Попросите малыша придумывать фразы с буквой «с»: «слива скоро поспеет», «семена сажают весной».
  5. Используйте скороговорки, которые ребенок должен заучить. Изначально повторяйте их в медленном темпе, постепенно увеличивая его. В итоге Ваше чадо должно научиться быстро произносить эти словосочетания.
  6. Инсценируйте сказку, но еще лучше ‒ придумайте собственную, где в ролевой речи будет изобиловать свистящий звук. Главная роль достается ребенку.
  7. Существует множество интереснейших для детей прибауток и потешек, песенок и стишков, которые можно применять во время занятий.
  8. Дыхательная зарядка – важная часть, которая применяется на начальных этапах. Дайте ребенку надуть воздушный шарик, сделайте вместе с ним бумажный кораблик и пустите его в дальнее плавание в ванной (корыте). Можно попросить ребенка остудить горячий чай струей воздуха и согреть паром изо рта замерзшие руки.

Для каждой возрастной категории разработаны определенные игровые комплексы, поэтому обязательно проконсультируйтесь у логопеда, который дополнительно поможет выявить причину неправильного произношения «с».

Советы родителям

Секрет успеха обучения малыша свистящим буквам зависит от многих факторов, поэтому обязательно воспользуйтесь следующими полезными рекомендациями:

  1. Упражнения должны проводиться в определенной последовательности, поэтому предварительно составляйте план каждого занятия. Помните, что важной частью является разминка.
  2. Следите, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук, которая сильно влияет на качество развития речи. Подробней об этом — расскажет данная статья.
  3. Постоянство и регулярность – обязательные спутники уроков. Нельзя пропускать занятия, устраивая выходные. Ежедневно заниматься по 10-15 минут 3-4 раза.
  4. Если ребенок быстро устает, отложите урок и проведите его через час. Но лучше будет, если Вы его заинтересуете игрой.
  5. Не стремитесь с первых уроков использовать сразу все игры-упражнения. Это может быстро надоесть. Сначала осваивайте один комплекс и только после того, как малыш научится выполнять упражнения максимально правильно, переходите к другому.
  6. При артикуляционных тренировках используйте зеркало. Но помните, что малыш должен принять удобное положение и видеть отражение себя и обучающего человека.
  7. Особое внимание обращайте на симметричность лица во время упражнений – на нем не должно быть искажений.
  8. Буква «с» произносится преимущественно на выдохе, поэтому не брезгуйте дыхательной гимнастикой.
  9. Если Вы ранее не сталкивались с логопедическими упражнениями, специалисты советуют изначально освоить технику занятий. Для этого встаньте перед зеркалом и потренируйтесь. При необходимости проконсультируйтесь с логопедом, чтобы научиться правильно и точно придавать положение артикуляционным органам.
  10. Перед занятиями кроха должен находиться в приподнятом настроении, поэтому повеселитесь с ним заблаговременно.
  11. Категорически запрещено ругать малышей, если у них сразу не все получается. Будьте максимально терпеливыми, относитесь к ним с любовью, поощряйте и хвалите, подбадривайте и придавайте им уверенность.
  12. Каждый ребенок имеет любимую игрушку, поэтому используйте её в обучающих играх.
  13. Если до буквы «с» малыш успел освоить другие звуки, то обязательно проводите занятия для закрепления этих навыков.
  14. Когда произносятся свистящие звуки, воздух со рта должен выходить прохладный. При разговоре шипящими – теплый. Вы можете проверить правильность постановки «с», приложив руку ко рту ребенка при произношении буквы. Этот момент может заинтересовать кроху, после чего он будет самостоятельно экспериментировать, оттачивая мастерство.
  15. Когда Вы показываете ребенку действия артикуляционными органами, делайте это не спеша и четко, чтобы малыш понял смысл движения языка.

Ребенок с логопедом проговаривает букву "С"

Почему ребенок не выговаривает букву «С»?

Причин невыговаривания буквы «с» множество:

  • нарушенный прикус;
  • психологическая нестабильность – ссоры в семье, испуг и подобное;
  • неврологические причины;
  • плохой слух;
  • наличие 2-язычных родителей;
  • неправильное анатомическое строение артикуляционных органов;
  • генетическая предрасположенность;
  • сюсюканье;
  • нехватка общения со взрослыми и сверстниками.

Определить истинную причину возможно только у квалифицированного специалиста после проведения комплексных диагностических мероприятий.

Если Вы точно освоили технику, как научить малыша правильно произносить «с», не рассчитывайте на то, что он научится делать это за 2-3 занятия. Иногда во время логопедической игры у ребенка получается произносить свистящий звук, но в словах и фразах применить его он не может. Не беспокойтесь, это нормальное явление. Просто проявляйте терпение и заботу.

Источник