Ребенок 4 года не слышит звуки

Ребенок 4 года не слышит звуки thumbnail

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха. Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук. Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Школьник пишет в тетради

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

  • Гиперактивность

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Ребенок у логопеда

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

  • Дифференциация слогов

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

  • Дифференциация фонем

“Хлопни в ладоши”

Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.

Например, найди в звуковом ряду М.

  • Звуковой анализ

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Обследование у врача

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

  • Пантогам
Читайте также:  Ребенок 4 года отстает в детском саду

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

  • Глицин

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

  • Фенибут

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

  • Кортексин

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

  • Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

Логопед играет с ребенком

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • “Узнай слово”
  • “Повтори за мной”
  • “Поставь правильно ударение”

Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.

Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Источник

Нарушение фонематического слуха у детей

Если ребенок плохо говорит, его сложно понять, он коверкает звуки, заменяет один звук на другой, не стоит игнорировать это, оправдывая дефекты возрастом или другими причинами. Не исключено, что у малыша нарушен фонематический слух, и это состояние требует коррекции.

Что это такое

Физиологический слух — это способности слышать, а фонематический — это способность различать определенные фонемы родного языка, анализировать, узнавать их, воспроизводить. Физиологический слух есть у крохи еще в материнской утробе, а вот становление фонематического слуха происходит после рождения малыша — от реакции на звуки в период новорожденности до умения узнавать их, разделять слово на слоги и отдельные фонемы в дошкольном возрасте.

Считается, что основные этапы становления фонематического (фонетического) слуха у ребенка завершаются к 3-4 годам. Если после 3 лет речь невнятная, скудная, неразборчивая, стоит предположить возможные нарушения фонематического слуха (дислалию).

Симптомы

Не каждый речевой дефект у детей можно считать дислалией. О нарушении фонематического слуха можно говорить при наличии следующих симптомов:

  • нарушено произношение отдельных звуков — звонкость подменяется на глухость, твердость на мягкость, звуки заменяются на похожие;
  • ребенок пропускает согласные в слове, переставляет согласные местами петушок — кепушок, тепушок, дерево — дерела);
  • ребенок с трудом отличает или не отличает схожие по звучанию фонемы (крыса — крыша, сажа — саша);
  • ребенок не может определить слоги в составе слова.

Ребенок 4 года не слышит звуки

Ребенок 4 года не слышит звуки

Дети с нарушенным фонематическим слухом пишут неграмотно, путаются с ударениями, поскольку просто не слышат правильного ударения, не дифференцируют место ударения в конкретном слове. У них есть проблемы с согласными на конце слова.

Причины

Причины нарушений могут быть как медицинскими, так и педагогическими. К первой группе относятся многочисленные проблемы с центральной и периферической нервными системами. Именно они отвечают за формирование речи, за ее реализацию на протяжении жизни человека. Отрицательно повлиять на нервную систему могут:

  • острые инфекционные заболевания, особенно протекающие тяжело;
  • заболевания органов пищеварительного тракта — нехватка в организме витаминов и минералов приводит к апатии, торможению нервной системы;
  • эндокринные нарушения — работа головного мозга во многом обусловлена гормонами, а потому превышение или низкий уровень определенных активных веществ может вызвать не только нарушение речи, но и умственную отсталость, психические нарушения;
  • тугоухость — нарушение физиологического слуха неизбежно ведет за собой снижение темпов развития фонематического;
  • травмы головного мозга, в том числе родовые, а также нейроинфекции, перенесенные в раннем возрасте (энцефалит, менингит, менингоэнцефалит).

К причинам педагогического и психологического свойства относятся:

  • неблагополучная социальная обстановка в семье;
  • негативный пример (кто-то из родственников говорит с грубыми дефектами);
  • невнимание со стороны взрослых, отсутствие общения.

Ребенок 4 года не слышит звуки

Учитывая многообразие возможных причин, ребенка в первую очередь нужно показать неврологу, отоларингологу — эти специалисты смогут исключить поражения нервной системы и проблемы с физическим слухом. А потом следует показать ребенка логопеду. Этот специалист сможет определить характер и выраженность дислалии.

Нужно отметить, что все без исключения дети перед началом посещения школы должны проходить обследование для выявления уровня фонемного восприятия. Дети, посещающие садик, проходят такое обследование в плановом режиме несколько раз, в том числе и в подготовительной группе. У дошкольников с 5 лет и старше должны быть навыки распознавания речевых и неречевых звуков, обнаружения определенных звуков в слове, деления на слоги, сформировавшаяся фонетическая ритмика.

Ребенок 4 года не слышит звуки

Лечение и коррекция

Вопрос родителей, что пропить, чтобы исправить дефекты речи у ребенка, некорректен. От речевых нарушений нет лекарств, а то, что им может назначить доктор, предназначено не для речи, а для улучшения мозгового кровообращения (при патологиях нервной системы) либо для лечения тугоухости (при плохом физиологическом слухе) и т. д. То есть лекарство назначает врач, если обнаруживает, что к нарушению фонематического слуха привели некие биологические причины.

Если у ребенка восприятие фонем и их воспроизведение нарушено по социальным, психологическим причинам, лекарствами проблему не решить, а потому в них нет смысла. И если в первом случае оказывают комплексное лечение (медикаментозное и логопедическое), то во втором — только логопедическое, правда, иногда, без помощи детского психолога или дефектолога не обойтись.

Читайте также:  Ребенок мало кушает в 4 года

Детям нужны систематические занятия с логопедом и родителями по программе, которую предложит специалист (занятия проводятся в игровой форме, малышу должно понравиться). Также специалист покажет, как делать логопедический массаж и гимнастику, которая целенаправленно тренирует мышцы речевого аппарата.

Ребенок 4 года не слышит звуки

Занятия с родителями должны стать ежедневными. Они включают в себя игры на распознавание звуков, которые издают предметы (шум воды, шуршание бумаги, звон ключей), постановку правильных ударений в словах. Полезны упражнения на разделение слов на слоги, позднее — с определением ударного. Дошкольника также важно научить слышать отдельные звуки в составе каждого слога. Для каждой из этих задач существуют большие и разнообразные комплексы упражнений, которым обязательно нужно уделять не менее получаса в день.

Полезные советы

Проблем с нарушениями распознавания и воспроизведения фонем обычно не бывает в семьях, где с ребенком разговаривают. С самого его рождения. Нет разницы, о чем говорить с младенцем — о погоде, природе или квантовой физике. Не столь важно, поймет ли он сказанное. Важно, чтобы с рождения ребенок слышал и воспринимал человеческую речь, ее богатые интонации, ритмический рисунок.

Ребенок 4 года не слышит звуки

По мере взросления малыша ему нужно показывать и рассказывать (обязательно озвучивать), как устроен мир вокруг, как называют те или иные интересующие его предметы, явления, вещи.

Родителям рекомендуется отказаться от «сюсюканья» – если мама коверкает слова с обилием уменьшительно-ласкательных суффиксов (бибичка — машина, манюнька — малыш), то ребенку просто негде взять правильного примера нормального говорения.

О том, как выявить у ребенка нарушение фонематического слуха, смотрите в следующем видео.

Источник

Гульнара Ахматгалиева
«Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя-логопеда группы для детей с ТНР

Методическая разработка учителя-логопеда группы ТНР «Колокольчик»

«Как научить ребенка слышать звуки«

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научитьсяслушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Итак, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения родного и иностранным языкам.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Цель предлагаемых игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки.Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа,сходные слова: Маша — Даша — каша; тень — день; день — пень; бек — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук.Предложите выбрать нужную картинку: жук — сук; бом — сом; мишка — миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематиче-ского слуха.

Игры для развития фонематических процессов.

«Услышишь — хлопни».Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. «Какой звук есть во всех словах

Взрослый произносит три—четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Кто больше?»Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание. Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Внимательный слушатель» или «Какой звук начинает слово

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук.Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Игра, похожа на предыдущую,но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

«Что за звук в конце слова

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Правила те же, только гласный звукнадо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.

Читайте также:  Безмолочная диета для ребенка 4 года

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки.Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят.Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.

«Нужное слово».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.,например:

сад—сани

сок—шок

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

«Бусы»

Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход игры.После слов ведущего:

— Рассыпались бусы. Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов,например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло —.

«Повтори и прибавь»

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов,например: на звук [Ж] —

жук

жук, жаба

жук, жаба, ужи

жук, жаба, ужи, ежи и т. д

«Звуковые песенки»

Цели: развивать фонематический анализ, синтез.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова,например: [П], [А] — ПА; [Н], [О], [С] — НОС.

«Скажи наоборот».

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.

Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А; И, О —. (О, И) У, О, А — А, О, У; Э, Ы,И—. (И,Ы, Э)

2 вариант — с твердыми согласными звуками

Па. ап, по-…оп и т. д.

3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками

Па –. пя, по -. пё и т. д.

«Цепочка».Цели: развивать фонематические представления, анализ и синтез. Ход игры. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.

«Назови лишнее слово»Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, гора, нора, гора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов. Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.

«Футбол»Цели: развивать фонематические представления, слоговой анализ.

Ход игры. Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем)слова:

no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спеши, у-ра.

Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов, учим сравнивать слова по слоговому составу.

Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний».

«Третий лишний»Цели:развивать фонематические представления, слуховое внимание,

Ход игры. Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.

• Мак-бак-банан

• Сом-индюк-ком

• Лимон-вагон-кот

• Так-рак-веник

После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.

«Доскажи словечко»

Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).

Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).

Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке. (жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки).

Не полезет Влад на ель: у него в руках. (портфель).

То назад, то вперед может плыть. (пароход).

Вот такими несложными игровыми упражнениями можно достичь абсолютного состояния развития фонематического слуха. Ведь в ходе этих игр ребенок учится выделять первый и последний звуки в словах, расширяет свой словарный запас, улучшает память, внимание и мышление.

Таким оброзом, для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше начнутся занятия, тем больше шан-сов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Источник