Ребенок 4 года не наедается

Ребенок 4 года не наедается thumbnail

Родители всегда радуются, когда их чадо хорошо кушает, съедая все, что было положено на тарелку. Но чувство восторга и удовлетворенности моментально исчезает, когда только что поевший малыш снова голоден. Многие самостоятельно пытаются понять, почему ребенок не чувствует меру сытости что делать, если ребенок много и часто ест? Что делать в такой ситуации, подскажет только врач, после комплексного обследования.

Причины постоянного чувства голода

Наличие постоянного чувства голода у ребенка и отсутствие меры насыщения, чаще всего является следствием нарушения естественной последовательности процессов в организме. В нормальном состоянии ощущение сытости возникает по строгому принципу: возникновение импульса о необходимости пополнения запасов энергии, прием пищи, сигнал о сытости, устранение чувства голода.

Точная причина нарушения работы организма может быть определена только врачом, после тщательного обследования. Однако к наиболее распространенным причинам, вызывающим подобные отклонения у детей, относятся:

  • кардинальные перемены в режиме питания и стрессовые ситуации;
  • завышенные умственные нагрузки;
  • проявления заболеваний.

Родителям стоит отличать внезапно проявившееся постоянное чувство голода и присутствие такого состояния с младенчества. Если малыш всегда страдал отсутствием меры сытости, то чаще всего объяснением ситуации служит выработанный психофизиологический рефлекс. При постоянных кормлениях грудничка в случае плача по любой из причин, у крохи постепенно вырабатывается логическая цепочка, в которой любая проблема должна «заедаться».

Опасность явления в том, что систематически успокаивая и поощряя малыша едой, вырабатывается стойкая психологическая ассоциация еды с любовью.

ребенок много ест

При этом мозг во время перегрузки желудка пищей переходит в состояние покоя, поскольку все силы и основной приток крови переходит для обеспечения пищеварения. После того как работа желудка окончена, кровь активно приливает к мозгу и возникает ощущение беспокойства, требующее снятия стресса через еду.

Кардинальные перемены в режиме питания и стрессовые ситуации

Возникновение чрезмерного аппетита и отсутствие насыщения возникает после внезапного переезда, резкой смены режима дня и питания. Часто такими расстройствами страдают дети, впервые идущие в детский садик или школу и не подготовленные заранее к соблюдению предстоящего режима дня. Внезапный переход к абсолютно новым способам готовки и использование только незнакомых ранее ребенку продуктов, также способен вызвать подобные расстройства.

Кроме этого, к таким причинам может относиться:

  • Резкая перемена отношений в семье, ссоры родителей;
  • Стрессом может служить испуг малыша;
  • Завышенные умственные нагрузки.

При активных интеллектуальных занятиях, для любого ребенка важно пополнять запасы углеводов. Система перекусов сладостями и орешками и печеньем дает непродолжительный эффект прилива сил. Но ввиду своих приятных вкусовых качеств, вызывает формирование логической связи, где стресс побеждается пищей.

Кроме того, питание сладостями постепенно значительно усиливает аппетит, поскольку глюкоза сжигается достаточно быстро.

ребенок много ест не чувствует меру сытости

Проявления заболеваний

Причинами по которым ребенок много ест и не чувствует меру сытости также могут служить весьма серьезные заболевания. К ним относятся:

  • сахарный диабет;
  • панкреатит;
  • тиреотоксикоз;
  • наличие в организме глистов, особенно ярко выражаются подобные симптомы при заражении ленточными гельминтами.

Помимо этого, постоянный голод возникает у детей с нарушениями в работе эндокринной системы и при патологиях желудочно-кишечного тракта. Если врач посчитает нужным, он отправит вас к эндокринологу, или к гастроэнтерологу. Возможны такие типы реакций и при наличии воспалительных процессов в мозгу.

Что делать родителям ребенка с безмерным чувством голода

Какой бы ни была основная причина того, что ребенок много ест и не чувствует меру сытости, ее обязательно необходимо устранить. Это возможно, лишь после посещения ряда специалистов, которые и назначат эффективное консервативное или медикаментозное лечение.

ребенок много ест без меры

В первую очередь малыша должен осмотреть терапевт, который направит ребенка на прохождение комплексного обследования. Минимальным набором в данном случае является сдача общего анализа мочи и крови, проба на сахар для исключения диабета. При необходимости малыша направят на УЗИ желудка.

Нередко проблема отсутствия чувства меры в еде является глубоко моральной. Потому посещение детского психолога в таких ситуациях, чаще всего обязательно.

Источник

Обычно родители рады, если замечают, что у их сына или дочери хороший аппетит. Но как быть, если еда стала для ребенка не способом утоления голода, а смыслом существования? Что делать, если его фигура расплывается, а цифры на весах неуклонно растут? Данная статья поможет понять, как лучше поступить в этой ситуации.

Основные возможные причины переедания

  • Психологические проблемы. А именно отсутствие друзей, ощущение своей ненужности и никчемности, однообразная жизнь, отсутствие хобби, увлечений, интересов. Едой он пытается утешить себя.
  • Неблагоприятный климат в семье – частые ссоры, наказания, отсутствие эмоциональной близости и взаимопонимания
  • Семейные привычки питаться калорийной пищей, склонность к перекусам между основными приемами пищи, преобладание в рационе мучного, сладкого, фастфуда
  • Культ еды у членов семьи.
  • Отсутствие физической нагрузки – прогулок, подвижных игр, занятий спортом. Такие дети любят сидеть дома
  • Гиперопека или наоборот полное отсутствие участия в жизни ребенка.

Ошибки в воспитании, провоцирующие склонность к перееданию

Это происходит, когда родители не привыкли уделять внимание сыну или дочери, проводить вместе время, решать его проблемы, а вместо этого стремятся хорошо накормить, купить что-то вкусное, приготовить любимое блюдо. Поэтому ребенок усваивает, что проблемы нужно не решать, а вместо этого лучше хорошо покушать.
Аналогичным образом влияют награждение или наказание едой, поскольку так еда начинает выступать для ребенка не способом утолить голод, а источником положительных эмоций.

Читайте также:  Интересный день рождения ребенку 4 года

Прямой дорогой к перееданию станет воспитание по принципу – чем больше накормить ребенка, тем лучше и здоровее он станет. При таком подходе количество употребляемой пищи почти не ограничивается.

Повлиять может и излишняя любовь мамы или бабушки к приготовлению пищи. Для любимого сына или дочки ей хочется готовить все больше калорийных блюд, тем самым развивая у него ожирение.

Эта проблема нередко возникает из-за гиперопеки и чрезмерного страха за ребенка. Подсознательно желая защитить от опасностей, его пытаются накормить. Таких детей редко выпускают из дома. Поэтому у них почти нет занятий физкультурой, спортом, подвижных игр и единственным источником удовольствия становится еда.

Часто в семьях, где рос ребенок с ожирением, мать играет доминирующую роль, а отец отходит на задний план. Чрезмерная привязанность к матери, ощущение своей беззащитности косвенно провоцирует ожирение. Когда ребенку страшно, он лишними килограммами подсознательно пытается создать видимость защиты, утешения.

Но случается и так, что отношение членов семьи к еде адекватное, они не делают из нее культа, не пытаются насильно накормить, а ребенок все равно не видит других вещей, кроме еды.

В этом случае дело именно в психологических проблемах. Мальчик или девочка ощущают себя ненужными миру, сверстникам, возможно, у них очень узкий круг общения или вообще нет друзей, у них нет хобби или дела, которое было бы им интересно. Едой он пытается утешить себя, заглушить одиночество, гнев, страх. Такие дети начинают потихоньку развлекать себя вкусностями. Потому что во время еды вырабатывается гормон удовольствия, насыщения – дофамин, нехватку которого они ощущают. После еды они временно утоляют эту потребность, но потом психологический «голод» наступает снова.

Может быть и так, что родители привыкли наказывать ребенка лишением прогулок или общения с друзьями. Взамен у него приходит увлечение компьютерными играми, длительным просмотром телевизора или просто лежанием на диване, подъедая чипсы, печенье, бутерброды, чтобы хоть чем-то себя занять и развлечь. В результате накопленные питательные вещества не тратятся на движение, а накапливаются в виде жировых отложений. Потому что ребенок больше потребляет энергии, чем тратит.

Бывает и так, что ребенок испытывает внутреннюю агрессию, но не может её выразить. Или ее выражение быстро подавляется. В таких случаях возникает аутоагрессия – ребенок направляет ее на самого себя. В таком случае еда становится средством для самонаказания.

Ребенок много ест: поощрять или бороться?

Как можно исправить эту ситуацию?

Чтобы исправить ситуацию, нужно придерживаться нескольких правил.

  1. В первую очередь, поменять рацион питания не ребенка, а всей семьи. Потому что если посадить на диету только его, а самим продолжать питаться котлетами, тортами, пирожными, эффекта не будет. Потому что ребенок будет доедать по ночам или сам покупать себе сладости, которых его решают.
    Поэтому если у сына или дочери диагностировали ожирение, переходить на здоровую пищу нужно всей семье. Потому что именно личный пример поможет изменить ситуацию.
  2. Не нужно запрещать ребенку есть или наказывать его за это. Это только вызовет агрессию. В результате он станет есть еще больше.
  3. Не нужно высмеивать его комплекцию. Это не подтолкнет его к тому, чтобы меняться, а спровоцирует новый приступ переедания.
  4. Полезно завести себе новые привычки. Например, раз в неделю гулять по парку. Или совершать длительные пешие прогулки. Делать утреннюю зарядку. Начать посещать новый кружок или секцию. Найти новое хобби. Последнее будет занимать ребенка и ему уже не захочется тянуться к еде.
  5. Стоит говорить с ребенком о его проблемах и переживаниях. Если он сам осознает проблему и хочет похудеть, изменить свою жизнь, найти друзей, это прекрасно. Ведь осознание своей проблемы и желание действовать – это уже половина гарантии успеха.
  6. Чаще хвалить ребенка. Обращать внимание на его достоинства. Если по каким-то причинам он не может похудеть, пусть примет себя таким, какой он есть.
  7. Нужно стараться красиво оформлять на столе фрукты, овощи, салаты, диетические блюда, чтобы ребенок захотел попробовать эти продукты.

Особенности обмена веществ (метаболизма) у детей

Чтобы контролировать вес ребенка, нужно знать об особенностях детского обмена веществ. Именно от него зависит количество избыточной жировой ткани.

У новорожденных есть большой запас жира. Он нужен для активного роста. Потому что малыш должен постоянно увеличивать массу своего тела. Это не является патологией.

У детей дошкольного возраста обмен веществ зависит от подвижности. У подвижных ребят он быстрый, поэтому питательные вещества сгорают, а не накапливаются в виде жира. А у спокойных, малоподвижных детей он медленный, поэтому жир накапливается. Особенно если его привыкли часто баловать вкусной едой.

А в возрасте 7-10 лет набирается основная масса лишних килограммов. Они откладываются на бедрах, ягодицах. И избавиться от них можно только помощью опытного специалиста.

Стоит учитывать, что если ребенка с пеленок привыкли усиленно кормить, то в дальнейшем будет достаточно сложно избавиться от накопившейся жировой ткани.
Но в любом случае нужно помнить, что занятия спортом и правильное питание усиливают метаболизм, а жирная пища, фастфуд и лежание на диване – замедляют.

Читайте также:  Если ребенку 4 года в армию меня возьмут

Опасность детского ожирения

Пухлый ребенок выглядит мило. Но за детским ожирением скрывается немалая опасность.

Ближе к подростковому возрасту он столкнется с насмешками сверстников, одноклассников. Это спровоцирует комплексы по поводу своей внешности, снижение самооценки, непринятие себя, позже – проблемы с личной жизнью. Это все будет заглушаться очередной порцией пищи, уходом в видеоигры, а потом и вредными привычками.

На физическом плане ждут гипертония, проблемы с сердцем, сосудами, сахарный диабет II типа.

Ребенок с лишним весом – Школа доктора Комаровского

Вывод: Если ребенок ест слишком много, нужно, участвовать в решении проблем ребенка, если он об этом просит, понять, чего ему не хватает в эмоциональном плане, менять культуру семейного питания, режим физической нагрузки, психологический климат в семье.

Статья обновлена: 13.05.2020

Источник

Условно можно выделить две группы проблем с приёмом пищи:

Ребёнок не ест самостоятельно: мало ест и приходится докармливать; умеет пользоваться ложкой, но всё время просит, чтобы его докормила мама или бабушка.

Ребёнок играет с едой: переливает или разливает по столу напитки, размазывает еду или кидается ей.

Рассмотрим на примерах наиболее частые случаи.

Как научить ребёнка есть самостоятельно?

Первое, что нужно сделать — замедлиться. Выделите достаточно времени на приёмы пищи. Да, если подолгу есть, это сокращает время на другие пункты расписания, но это не навсегда. Вы вот взяли курс по воспитанию, тратите на него время. А малышу сейчас актуален курс по самообучению самостоятельной еде. Дайте ему столько времени, сколько нужно.

Если ребёнок не истощён и у него нет других медицинских проблем, то нужно дать ему возможность получить честную обратную связь, чтобы он действительно почувствовал голод.

Посадите ребёнка за стол. Причём так, чтобы он сам мог встать и уйти, и дайте ему что-то поесть. Скорей всего, первое время ребёнок будет то уходить из-за стола, то снова возвращаться. Первые пару раз можно позволить ему покружиться.

Потом убираем еду и говорим: «Если ты закончил, я убираю со стола, в следующий раз будем есть в обед». И если он говорит: «Я закончил», то вы ему верите, даже понимая, что он принял не совсем взвешенное решение. Он отказался, хорошо, к обеду ребёнок уже более заинтересован, чтобы что-то съесть.

Включайте в рацион в первую очередь те блюда, которые получается съедать лучше, и не предлагайте сразу большие порции. Дайте на обед то, что он может легко съесть, даже рукой — картошку, макароны, пирожок, а на десерт, например, банан. На ужин можно сделать калорийный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель. То, что можно выпить и получить калории, не прилагая много усилий. Пожевал, запил, пошёл сытый спать. На завтрак можно предложить шарики из полезных завтраков, которые ребёнок сможет заливать молоком, размешивать ложкой и вылавливать из тарелки.

Предлагайте калорийную пищу и напитки (только не из бутылки или поильника, а всё-таки взрослыми способами). Так как действительно, пока меткость и результативность в еде далеки от совершенства — съедается меньшая порция в единицу времени.

Придумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно и бог знает как делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет вам отвлечься и не вмешиваться. Я не шучу. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и упорство ребёнка на его пути к умелой самостоятельной еде.

Ребенок уже умеет пользоваться ложкой, но поев немного сам, просит его докормить. А наевшись, закрывает рот. Как сделать так, чтобы он ел самостоятельно?

У ребёнка уже сформировалась привычка, что вы его докармливаете. С одной стороны, ему так легче, а возможно, он просто сдался, видя ваше большое желание его накормить и тревогу, что он мало ест и просто позволяет вам его кормить. Хорошая новость в том, что он чувствует своё тело и когда наедается, даёт вам об этом сигнал, закрывая рот.

Начать следует с того, чтобы довериться ребёнку, его чувству голода и насыщения. Попробуйте давать ему съесть столько, сколько он съедает сам и не докармливать. Если ребёнок будет следовать за своим чувством голода, то увидев, что вы не настаиваете, не пытаетесь докормить, будет есть сам. Тут можно ещё подстраховаться, готовя на первых порах его любимые блюда.

И ещё можно попробовать во время его еды заняться своими делами или начать есть, подавая ему пример. Чтобы он видел, что ваши руки заняты и кормить его вы не можете.

Как быть, если ребёнок, съев пару ложек убегает из-за стола?

Как вы определяете, что ребёнок голодный? Отбросив собственные стереотипы о еде, важно понаблюдать за ребёнком, чтобы понять, а действительно ли наше понятие голода совпадает с реальностью. Дети могут быть разные — есть те, которые едят меньше, но часто.

Читайте также:  Второй ребенок разница 4 года

Что вы делаете, когда считаете, что ребёнок голоден? Важно понять, что вы в такой ситуации чувствуете и как себя ведёте. Вот ребёнок поел, вышел из-за стола, побежал и у вас есть тревога, что он не наелся. Что вы делаете? Пытаетесь ли вы его уговорить, привлечь различными способами (например, мультфильмами), обещаниями? Или, смирившись, пытаетесь накормить его хоть чем-нибудь? Например, идёте на уступки и даёте печеньки и облегчённо вздыхаете «ну хоть что-нибудь съел»?

Ребёнок с одной стороны следует за своими потребностями, с другой — действует в тех рамках, которые вы ему ставите. Он к этим рамкам адаптируется, если они, конечно, поставлены вовремя и грамотно. Здесь важна ваша последовательность: «Хорошо, я вижу, что ты наелся. Можешь выходить из-за стола и идти играть».

В следующий раз, когда он приходит и говорит, что хочет есть, вы не предлагаете ему печенье, перекусы или сладкие напитки, а предлагаете полезную еду. Если он отказывается, говорите: «Значит, ты не голоден».

Ещё вариант — предложить ребёнку еду на выбор. Что ты хочешь — кашу или котлету? Но это зависит от того, что принято в вашей семье. Некоторые действительно учитывают пожелания каждого члена семьи, но есть семьи, где у мамы нет возможности готовить несколько блюд на выбор. Поэтому готовится одно блюдо и оно предлагается всем. В этом случае попробуйте составить меню, которое ребёнок любит, чтобы снять лишнее сопротивление и напряжение.

Если вы будете последовательны, сами для себя решите и убедитесь в том, что голодный ребёнок будет есть то, что вы предлагаете, то всё получится. Ребёнок, у которого нет медицинских случаев, никогда не будет действовать себе во вред. То, что он привык есть, играя с едой, или привык бегать туда-сюда — это последствия того, что но уверен рано или поздно ему дадут ту пищу, на которой он настоит. Это всё про границы.

Ребёнок только тем и занимается, что за столом размазывает еду ложкой. Что можно сделать?

В первую очередь речь идёт о границах. Мамы, которые дают ребёнку ложку, могут воспринимать его игры как нечто забавное или то, что он получает сенсорный опыт. Но нельзя забывать, что время идёт, ребёнок растёт и воспринимает сложившуюся ситуацию как норму. Это вряд ли поменяется само собой, и потребуется время, чтобы ситуацию поменять.

Дожидайтесь момента, когда ребёнок действительно очень голоден. Пусть это будет после сна или прогулки, когда он действительно голоден.

Накладывайте ребёнку немного еды. И обратите внимание на посуду и место, за которым ребёнок ест, чтобы всё стимулировало его к самостоятельной еде.

После этого можно переходить к установлению границ. Как только ребёнок начал баловаться с едой, вы его мягко останавливаете и даёте альтернативу: «Если хочешь есть, то ешь как принято — ложкой или вилкой. Если наелся, можешь пойти поиграть или помочь мне убрать посуду».

Как переучить ребёнка есть с играми, если его внимание не удаётся удержать больше пяти минут?

Еда — это не игра и нет потребности удерживать на ней внимание. И здесь вопрос не в том, чтобы удерживать внимание, ведь когда ребёнок голоден, он будет есть сосредоточено столько времени, сколько нужно для насыщения. Здесь вопрос в правильной организации процесса.

Важно выбрать удачный момент, когда ребёнок действительно голоден и сосредоточен на этой своей потребности. Предоставьте ребёнку удобное место, удобные инструменты и немного еды, покажите пример.

В тот момент, когда дети начинают баловаться с едой, важно пресечь это поведение и предложить выбор: либо ребёнок продолжает есть и делает это, как принято в семье, либо он не голоден и может выходить из-за стола. И здесь придётся какое-то время проявить терпение и настойчивость, так как со стороны ребёнка может быть и возмущение, и попытки проверить ваши границы и твёрдость правил, которые вы хотите ввести: «Действительно ли мама не разрешает баловаться с едой? А если я покричу, потребую, поплачу?»

Важно, чтобы вы были заодно с папой и бабушками. Поговорите с ними, объясните важность того, что именно сейчас закладывается правильное поведение и нормы. Что потом привычки очень сложно изменить, просто так с возрастом они не изменятся. Придерживаетесь единой линии поведения и во время баловства детей твёрдо, но спокойно пресекайте нежелательное поведение: «Если ты наелся, давай уберём посуду, а ты можешь пойти поиграть». Только так ребёнок примет это правило и почувствует облегчение: правило действует, нет такого, что сегодня одно, а завтра другое или что мама говорит одно, а бабушка другое.

Анастасия Кузнецова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт курса Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет

Статьи по теме установления ниц с ребёнком:

Как установить границы дозволенного

Устанавливаем границы: запреты и наказания

Источник