Ребенок 4 года не может повторить предложение
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник
Рву и мечу
1
Рву и мечу
06 сентября 2016 в 11:23
Учите стихи, песенки, считалрчки и т.п. Пусть пытается пересказать сказку.
нам так и не удалось выучить ни одного стишка до школы. Ни в какую.
Пошла в школу, все на ура. Память фотографическая. Запоминает с первого прочитывания.
Рву и мечу
3
Рву и мечу
06 сентября 2016 в 11:24
Мне кажется, больше ленится. Иначе, как ребенок составляет слова в предложения (если бы действительно у него была такая плохая память)
4
Boks
06 сентября 2016 в 11:25
Память тренируется регулярным запоминанием. Учите стихи, которые легко рифмуются, с простыми словами. Читайте короткий текст и просите пересказать.
Просите выполнить задание из нескольких действий: зайди в комнату, возьми то-то и принеси мне.
Буквы, цифры знает?
Если все это вызывает сложности, покажите ребенка психологу, неврологу
Дикая Роза
(автор)
5
Дикая Роза
(автор)
06 сентября 2016 в 11:26
Ответ для Рву и мечу
Цитата:
Мне кажется, больше ленится. Иначе, как ребенок составляет слова в предложения (если бы действительно у него была такая плохая память)
Может и ленится
забыла сказать — у ребенка лого проблемы + гиперактивность
Дикая Роза
(автор)
6
Дикая Роза
(автор)
06 сентября 2016 в 11:28
Ответ для Boks
Цитата:
Память тренируется регулярным запоминанием. Учите стихи, которые легко рифмуются, с простыми словами. Читайте короткий текст и просите пересказать. Просите выполнить задание из нескольких действий: зайди в комнату, возьми то-то и принеси мне.Буквы, цифры знает?Если все это вызывает сложности, покажите ребенка психологу, неврологу
буквы знает
цифры до 10
несколько действий НЕ выполнит — забудет
у невролога мы на контроле, посещаем логопеда, у психолога — раз-две консультации
Рву и мечу
7
Рву и мечу
06 сентября 2016 в 11:29
Ответ для Дикая Роза
Цитата:
Может и ленитсязабыла сказать — у ребенка лого проблемы + гиперактивность
А Вы занимаетесь с логопедом?
Просто, когда мы занимались, то логопед как-то все прорабатывал:и звуки, и память, и логику, и абстрактное мышление, и последовательность действий и много чего еще.Я даже удивилась, что логопед так работает, лума, просто звуки ставит.
Техпаспорт на медузу
8
Техпаспорт на медузу
06 сентября 2016 в 11:30
А у него была необходимость запоминать? Я помню в детстве отец гулял со мной по городу и просил найти дорогу к определенному месту — самой, даже не помню со скольки лет — наверно с 2-3. Это настолько помогло в жизни — и даже первые места погороду брала по ориентированию потом, так зрительная память развивается и сообразительность по месту. Свою точно так же учила — с 2 лет — пошли на стадион, ты ведешь, идем в кинотеатр — ты ведущий. В 4.5 года первый раз отвезла ее во Львов, так я просто поразилась, что в старом городе она точно помнила где карамельная мастерская, а где ее любимая бусярня (она так называет магазинчик с бусами Монпасье) а ведь в старом Львове и взрослому туристу трудно понять где что найти.
9
dub923
06 сентября 2016 в 11:30
К невропаталогу срочно и делайте сразу ЭГГ — это возможно заболевание. Пить лецитин, Омегу.
10
Boks
06 сентября 2016 в 11:35
Ответ для Дикая Роза
Цитата:
буквы знаетцифры до 10несколько действий НЕ выполнит — забудету невролога мы на контроле, посещаем логопеда, у психолога — раз-две консультации
У гиперактивных детей рассеянное внимание. Начинайте с простого и двигайтесь к сложным заданиям.
Главное, верьте в своего ребенка, что он справится. Хвалите.
П.С. моя в 5 лет попросилась со мной лепить пельмени. Первая мысль — о, нет…не надо. В голове картина — все поверхности, пол в муке и фарше. Но вслух сказала, да, конечно!
В итоге все было отлично, пельмени дочери ни чем не отличались от моих.
Дикая Роза
(автор)
11
Дикая Роза
(автор)
06 сентября 2016 в 11:36
Ответ для Рву и мечу
Цитата:
А Вы занимаетесь с логопедом?Просто, когда мы занимались, то логопед как-то все прорабатывал:и звуки, и память, и логику, и абстрактное мышление, и последовательность действий и много чего еще.Я даже удивилась, что логопед так работает, лума, просто звуки ставит.
да, у нас лого сад + занятия с огопедом
Дикая Роза
(автор)
12
Дикая Роза
(автор)
06 сентября 2016 в 11:38
Ответ для Техпаспорт на медузу
Цитата:
А у него была необходимость запоминать? Я помню в детстве отец гулял со мной по городу и просил найти дорогу к определенному месту — самой, даже не помню со скольки лет — наверно с 2-3. Это настолько помогло в жизни — и даже первые места погороду брала по ориентированию потом, так зрительная память развивается и сообразительность по месту. Свою точно так же учила — с 2 лет — пошли на стадион, ты ведешь, идем в кинотеатр — ты ведущий. В 4.5 года первый раз отвезла ее во Львов, так я просто поразилась, что в старом городе она точно помнила где карамельная мастерская, а где ее любимая бусярня (она так называет магазинчик с бусами Монпасье) а ведь в старом Львове и взрослому туристу трудно понять где что найти.
кстати, потребностей нет — спасибо за идею!
п.с. во Львове ж все-все просто :))))))))))))))))
Дикая Роза
(автор)
13
Дикая Роза
(автор)
06 сентября 2016 в 11:38
Ответ для dub923
Цитата:
К невропаталогу срочно и делайте сразу ЭГГ — это возможно заболевание. Пить лецитин, Омегу.
какое заболевание?
у невролога на учете стоим, пойдем вот с сентября
ЭГГ делаем дважды в год
14
dub923
06 сентября 2016 в 11:39
Ответ для Дикая Роза
Цитата:
какое заболевание?у невролога на учете стоим, пойдем вот с сентябряЭГГ делаем дважды в год
И что невролого говорит что все нормально? меняйте тогда
Дикая Роза
(автор)
15
Дикая Роза
(автор)
06 сентября 2016 в 11:40
Ответ для dub923
Цитата:
И что невролого говорит что все нормально? меняйте тогда
проблемы с памятью я обнаружила буквально на днях — до этого разгребали другие вопросы и не парились с памятью
на невролога ИМХО нареканий нет — это специалист из Богатырской, центра
Дикая Роза
(автор)
16
Дикая Роза
(автор)
06 сентября 2016 в 11:40
Ответ для dub923
Цитата:
И что невролого говорит что все нормально? меняйте тогда
о каком заболевании говорите? скажите плиз -почитаю
Мао_Мяо
17
Мао_Мяо
06 сентября 2016 в 11:41
Ответ для Техпаспорт на медузу
Цитата:
А у него была необходимость запоминать? Я помню в детстве отец гулял со мной по городу и просил найти дорогу к определенному месту — самой, даже не помню со скольки лет — наверно с 2-3. Это настолько помогло в жизни — и даже первые места погороду брала по ориентированию потом, так зрительная память развивается и сообразительность по месту. Свою точно так же учила — с 2 лет — пошли на стадион, ты ведешь, идем в кинотеатр — ты ведущий. В 4.5 года первый раз отвезла ее во Львов, так я просто поразилась, что в старом городе она точно помнила где карамельная мастерская, а где ее любимая бусярня (она так называет магазинчик с бусами Монпасье) а ведь в старом Львове и взрослому туристу трудно понять где что найти.
Дикая Роза
(автор)
18
Дикая Роза
(автор)
06 сентября 2016 в 11:45
Кстати, а если выложить пару предметов, а после забрать 1 или поменять местами — покажет что изменилось
тоетсть визуальная память есть
20
dub923
06 сентября 2016 в 11:48
Ответ для Дикая Роза
Цитата:
о каком заболевании говорите? скажите плиз -почитаю
Здесь может быть много заболеваний и нарушение мозговой деяткельности и нехватка витаминов и кислот. тут уже только невролог может сказать что именно. У нас, например, была в 4 года плохая речь, а невролог после ЭГГ выписала таблетки (пантокальцин и еще что-то не помню) и мы сразу стали выговаривать нормально буквы и памят до сих пор отличная ( выезжает теперь на ней в школе), но пили долго
Дикая Роза
(автор)
21
Дикая Роза
(автор)
06 сентября 2016 в 11:52
Ответ для dub923
Цитата:
Здесь может быть много заболеваний и нарушение мозговой деяткельности и нехватка витаминов и кислот. тут уже только невролог может сказать что именно. У нас, например, была в 4 года плохая речь, а невролог после ЭГГ выписала таблетки (пантокальцин и еще что-то не помню) и мы сразу стали выговаривать нормально буквы и памят до сих пор отличная ( выезжает теперь на ней в школе), но пили долго
ясно, спасибо
Техпаспорт на медузу
22
Техпаспорт на медузу
06 сентября 2016 в 12:03
О точно — я помню что цинк для улучшения памяти — поспрашивайте в аптеках
Кастрюлька
23
Кастрюлька
06 сентября 2016 в 12:31
у нас сосед до 5 лет почти не говорил,теперь подросток и рот не закрывается,ничего не делали и не лечили
мой кстати пошёл в школу, тоже в одно ухо влетело в другое вылетело, но то что ему нужно- помнит даже очень хорошо, даже бывает я уже забыла-а он мне напоминает
Да_Я_ТакаЯ_
24
Да_Я_ТакаЯ_
06 сентября 2016 в 12:35
Ответ для Дикая Роза
Цитата:
Кстати, а если выложить пару предметов, а после забрать 1 или поменять местами — покажет что изменилосьтоетсть визуальная память есть
Автор. Все это фигня на постном масле, пантокальцин, ээг… У нас такая же проблема, ребенок онр 2, занимаемся с 3,11, сейчас 4,8- конечно стало лучше, но стихи вообще не запоминает, сказки правда повторяет, предложения целиком как и у Вас не запоминает, пять раз можно повторить что листья желтые осенью — и повтор не получить. Основное- занятия с логопедом + дома. Таблетки — туфта, пили и пантокальцин и ноофен, результаты есть, но без занятий это ноль. Как Вам логосад? Вы от него видите результат?
25
Арина85
06 сентября 2016 в 13:03
Ответ для Дикая Роза
Цитата:
Может и ленитсязабыла сказать — у ребенка лого проблемы + гиперактивность
решайте основные проблемы — и запоминание решиться, это звенья одной цепи
Дикая Роза
(автор)
26
Дикая Роза
(автор)
06 сентября 2016 в 13:40
Ответ для Да_Я_ТакаЯ_
Цитата:
Автор. Все это фигня на постном масле, пантокальцин, ээг… У нас такая же проблема, ребенок онр 2, занимаемся с 3,11, сейчас 4,8- конечно стало лучше, но стихи вообще не запоминает, сказки правда повторяет, предложения целиком как и у Вас не запоминает, пять раз можно повторить что листья желтые осенью — и повтор не получить. Основное- занятия с логопедом + дома. Таблетки — туфта, пили и пантокальцин и ноофен, результаты есть, но без занятий это ноль. Как Вам логосад? Вы от него видите результат?
мне лого сад нравится тем, что там системный подход и минимум детей
но занятия индивидуальные должны быть — однозначно
Автопортрет нурофена
27
Автопортрет нурофена
06 сентября 2016 в 13:58
автор попробуйте ребенку показать разные комбинации пальцев,пусть повторит,я была у психолога по причине развода и тестировала сына,нам почти 6,очень активный.неусидчивый,так вот эти действия он не мог повторить,я была в шоке,нам назначил сенсомоторную коррекцию,почитайте в интернете,можно дома заниматься чтобы развить память,внимание
Источник