Ребенок 4 года не боится наказаний

Ребенок 4 года не боится наказаний thumbnail

Девочке 8 лет и мы не можем ею управлять. Не то, что бы управлять, но она даже не прислушивается к взрослым советам. В любом случае сделает так, как хочет, даже «голобу расшибет», в прямом смысле, об стенку, упав со стула (хотя её об этом предупреждали)! И так во всем.
Естественно, мы стараемся присвоить ей определенные привычки (быть опрятной, убирать за собой), но она ленива и ничего не хочет делать. А наказания (не физические, а типа «мультики не смотришь», «игрушку не купим» и т.п.) не действуют. Стояние в углу тоже. У неё какой-то принцип: нет — и не надо. И живет себе спокойненько дальше. Мы уже не знаем как её зацепить, что делать… ведь не слушается и не собирается слушаться..
Подскажите, пожалуйста!

17.12.2003 22:43:08, Mylena

15 комментариев

А может быть у неё и нет стремлений, потому что до каких то пор она жила не своими стремлениями а Вашими? А сейчас выражает свой протест вот в такой форме? У меня когда идет такой процесс, я просто отхожу в сторону и наблюдаю ( иногда около двух) Ребенок обычно расслабляется и начинает оживать. Но у нас это происходит на фоне триязычия. Немного посмотрите на себя со стороны, не слишком ли Вы перегибаете палку?
20.12.2003 19:11:00, Картинка

Как все запущено у вас. У вас, а не у дочки. Уж простите. Дочка ваша -человек, причем равноправный, а не объект управления.
Привычки прививаются примером родителей и личной мотивацией, имхо. Приглашайте ей друзей. Ей может стать стыдно за бардак в комнате. Пусть сама ходит в гости, видит, как там убрано. Хотя, имхо, еще рано.
А насчет ошибок и собственного мнения -так это же прекрасно, что оно у нее есть! Я бы объяснила последствия (падение со стула) и предоставила действовать. Упала, не обращаем внимания, или целуем, если больно и НИ СЛОВА о том, что МЫ ЖЕ ГОВОРИЛИ, А ТЫ… ВСе сама поймет. После падения она сделала так еще раз? Нет? Вот видите, вывод сделан.
Насилие (моральное) может привести к закрытости и ненужным протестам в более позднем возрасте, имхо, оно вам надо? Пусть уже сейчас несет ответственность за свой выбор.
20.12.2003 17:28:20, Oazis

Насколько я знаю своего ребенока, вряд ли её будет очень стыдно, если к неё придут гости, а у неё — бардак. В этом-то вся и проблема, её ничего НЕ ЗАДЕВАЕТ, чем бы можно было исправить ситуацию.
А по поводу ошибок: мы всегда объясняем её последствия поступков (а в последнее время очень подробно), но только она не слушает, испытывает последствия на себе. Но это, я боюсь, черта характера…
21.12.2003 18:44:37, Mylena

У меня похожий мальчик. Я поступила таким образом. 2 листочка. Один — мамин, а другой — ребенка. Вместе определяем цели и их записываем. У нас: быть здоровым и хорошо учиться. Что нужно сделать, чтобы быть здоровым: утром — холодный душ, чистить зубы, гулять, делать зарядку, на ночь чистить зубы и т.д.. Что нужно сделать, чтобы хорошо учиться: каждый день читать 2 стр, считать, английский и т.д. — это все записывается в левую колонку, а сверху дни. Если в день все это выполнил, то ставиться красная звездочка, а если нет — черный кружочек. Затем как согласованный контракт, каждый листочек подписывается обеими сторонами. Мы, например, сделали на месяц. По истечении месяца организация выплачивает зарплату. Если у мамы больше звездочек, то ей зарплата, а если у ребетенка — то ему. В контракт нужно включать не только «обязательно-противные» вещи, но и приятные (50 на 50), или даже 70 на 30 (для начала).
Вечером бежим напрегонки, кому первому чистить зубы.
18.12.2003 11:35:10, Дианна

Было дело. Завели дневничок за неделю, где по 5-ти бальной шкале оценивались уроки, порядок, поведение. Каждая оценка определялась кол-вом очков (3-0 очков, 4-20, 5-50). В конце недели подсчитывалось общее кол-во очков и выдавался соответствующий «приз» в денежном эквиваленте. Не прошло и месяца… Мало заработала очков — ну и ладно. У неё нет стремления! Нет чтобы немного постараться! Не, лень… Всё, не нужен дневничок…
19.12.2003 22:32:00, Mylena

Несколько вопросов, если можно :-))))
В чем выражается «зарплата» (денежная или нечто другое :-)))
Принимал ли ребенок участие в определении целей
Договора — одинаковые для Вас и для него?
Нас обычно не хватает на письменный договор. Договариваемся устно, через пару дней забываем 🙂
18.12.2003 17:15:55, Олеандра

Зарплата выражается в денежном эквиваленте (кстати, если есть предубеждения, то можно денежки из «Монополии» или «Бизнес 2000» вырезать, а затем использовать их для дополнительной покупки предприятий). НО! Платит не мама, а некая организация. Ребенок ОБЯЗАТЕЛЬНО принимает участие в определении целей! В этом-то и соль. Причем он еще участвует в определении целей и для мамы (я еще поджуживаю, мол, ой, а я не смогу с утра делать зарядку или еще что-то). Конечно, здорво, если цели у мамы и у ребенка одинаковые (кое-какие вещи можно делать наперегонки).
Почему эффективно? Потому что НАГЛЯДНО. Каждый день можно сосчитать количество полученных звездочек, увидеть некие результаты.
19.12.2003 09:43:20, Дианна

Спасибо :-)) Симпатичный вариант 🙂
19.12.2003 13:26:53, Олеандра

Способ поощрений и наказаний потому и плох,что он перестает действовать в определенный момент. Какое — то время он может работать,но потом ребенок «забивает» на все- и делайте,что хотите .
ребенок у вас с характером,не дает собой «управлять» это большое достоиство .вам повезло.
18.12.2003 08:30:55, ИМА

По поводу лени: определите четкий круг ее обязанностей в доме и своих по отношению к ней. Она не выполняет свои обязанности (уборка комнаты, вынос мусора и т.п.) — вы не выполняете свои (не стираете ей , не гладите и т.п.). Думаю она выдержит пару-тройку дней , а потом никуда не деннеться будет «работать».
А вот с остальным все очень сложно. Почему у вас дошло до такого? Я могу понять когда 3-4летка идет на пролом. Но с 8милеткой можно уже договориться. Сходите к психиатору. Сначало одна , а потом и с девочкой , если понадобиться. Думаю сами вы эту ситуацию не разрулите. У вас потерян контакт с ребенком и сами вы не сможете докопаться до истоков такого поведения.
18.12.2003 02:02:52, masyanya

По поводу обязанностей в доме. Она и здесь действует по принципу: нет, и не надо.
Убираться не будет, а не гладить — пойдет в школу в мятом, без проблем.
19.12.2003 22:57:27, Mylena

Наверно для начала, достаточно психолога 🙂
Зачем же сразу к психиатру:-)
18.12.2003 15:21:34, Машенька Л.

Не хочу обидеть,но девочке надо же как-то от Вас защищаться,абсрагироваться.У Вас странный подход к взрослой уже девочке.»Управлять»,стояние в углу,»Игрушку не купим»-что это? И еще «ленивая»((
Она Вам только сейчас на голову свалилась такая? Раньше она какая была? Как Вы с ней общались раньше? Не сочтите за придирки,мне все это интересно и полезно,тоже дочка растет:)
17.12.2003 23:36:18, reina

Знаете, она довольно таки резко стала такой. Раньше её легко можно было переубедить, договориться с ней. Она все выслушивала, понимала: да мамочка, действительно, так. И не было проблем. Не ребенок — ангел.
Изменилась она за лето 2002 года. Сначало думали: всё лето в городе — устала, скучно, надоело, пойдет в школу в 1-й класс — пройдет. Не-а.
У неё наплывами как-то это происходит. То ничего, то все плачут от неё.
А то, что она ленива, я поняла только недавно. Поняла почему она никогда не повесит сарафан на стул, а как снимет так и бросит — лень, его же надо расправить, подойти к стулу, повесить. Хотя ей каждый день об этом говорят. Уже просто устали говорить.
Непробиваемая какая-то и не можем понять почему.
Ну она, конечно же, знает что делает неправильно — знает и делает. Даже знает, что не похвалят, отругают — все равно сделает так, как хочет.
Хотя в общем нормальный ребенок, просто страшно, что не верит нам, не слушает. Только на своём собственном опыте она что-то понимает. Так она за всю свою жизнь себе столько «шишек набьет», что жалко её очень. Хочешь её только хорошего, а она ни в какую, не слушает и все тут.
И говорим ей что-нибудь, взрослые ведь — знаем больше, так ведь она же ещё и спорит: нет, вы неправы, я лучше знаю! А потом — бац, а она и неправа.. Вот так.
19.12.2003 22:52:55, Mylena

Читайте также:  Что делать если ребенок 4 года начал врать

У кого-то прочитала, не помню у кого: неленивых людей не существует. А вы сами не стараетесь минимизировать усилия по неприятным обязанностям? Я стараюсь. Люблю мыть посуду. Мою много раз за день. Не люблю гладить -аккумулирую глажку и ускоряю процесс.
Вспомните, имела ли для вас значение, как лежит одежда в комнате, когда вы были маленькой? Для меня -никогда. Для мамы это имеет значение, согласна. Но пока не появится мотив для дочки, она не будет этого делать без напоминаний и будет в этом права, имхо.
20.12.2003 17:22:20, Oazis

Источник

Ребенок не слушается в 4 года: советы психолога

В возрасте 4 лет поведение многих детей меняется. Это в первую очередь связано с тем, что ребёнок уже преодолел кризис 3 лет, и он в принципе изменился психологически. В этот момент родителям нужно правильно перестроить свои отношения с малышом. Прочитав данную статью, вы узнаете, как найти общий язык с ребёнком и как лучше воспитывать своё чадо в этот период.

Ребенок 4 года не боится наказаний

Причины

Родители зачастую не понимают, как себя вести, когда их четырёхлетний ребёнок перестаёт слушаться. Так малыш испытывает, до какой степени предостережения взрослых опасны. Это позволяет ему уяснить меру своей дозволенности и понять, с какой погрешностью могут выполняться распоряжения мамы и папы.

Нельзя давать спуск непослушанию, так как в будущем ребёнку будет тяжело приспособиться к взрослому миру. Нужно объяснить крохе, что все требования должны исполняться безоговорочно, даже самые, на первый взгляд, строгие.

Возраст 4 лет – это старт новой фазы развития ребёнка. У детей появляются задатки осмысленного поведения, которые позволяют задуматься о своём поступке и его последствиях.

Что делать?

Ребёнок в четыре года уже созрел к самостоятельному решению и добивается позволения для реализации этой возможности. Часто предписания родителей заставляют чувствовать малышей зависимыми от них, а не самостоятельными, что подталкивает их к непослушанию.

Родителям нужно установить в доме определенные правила, и любое из них должно быть простым и понятным для ребёнка.

Ребенок 4 года не боится наказаний

Крики и истерики в диалогах исключить нужно полностью, и разговаривать с малышом невозмутимым голосом. Так легче донести до ребёнка, что родителей надо слушать. Вместо строгого выговора я рекомендую душевную беседу с выслушиванием мнения обеих сторон.

Разговор поможет выяснить, почему ребёнок отказывается слушаться. Возможно, причиной его поведения является неспособность выполнить данное ему поручение, а вовсе не нежелание. Поэтому так важно разобраться, что к чему, прежде чем наказывать своего ребенка.

Ребенок 4 года не боится наказаний

Наказание

Если ни беседа, ни уговоры взрослых не помогают, и ребёнок отказывается слушаться, тогда следует наказание. Иногда мамы и папы с крика переключаются на применение силы, не понимая, что так они только ухудшат ситуацию.

Такие действия не только не разрешат проблему, но еще и обидят малыша, или что еще хуже — разозлят, спровоцируя дальнейшее непослушание. Но и безнаказанным плохое поведение не должно оставаться. Но, в любом случае, вместо применения силы лучше наказывать психологическим воздействием, подобрав соответствующий способ.

Главное — ребёнок должен понимать, за что его наказывают. Помните, что частый «нагоняй» становится привычкой и своей цели не достигает. Ни в коем случае не наказывайте ребенка во время вспышки гнева — результат от такого «воспитания» может быть непредсказуемый и далеко не всегда положительный.

Ребенок 4 года не боится наказаний

Возраст 4 лет оправдывает непослушное поведение ребёнка. В этом возрасте малыш – маленький бунтарь, стремящийся отстоять свою самостоятельность. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны – такие действия служат лишь методом привлечения внимания, не достающего ребёнку.

Воспитывая своего непослушного малыша, помните, что хвалить нужно в пять раз чаще, чем наказывать. Слушая от родителей слова похвалы, у ребёнка появится стремление получать их ещё чаще, тем самым его поведение исправится в нужном вам направлении.

Запреты

Ребёнку в возрасте 4 лет необходимо регулярно напоминать, что можно, а что нельзя. В это время малыш начинает усваивать нормы поведения и морали.

«Нельзя» — слово, которое не рекомендуется к частому использованию. Множество запретов может сковать малыша и сказаться на замедлении его познавательного развития.

Для детей данного возраста требования должны быть беспрекословными и краткими:

  • запрещается сбегать от взрослых на дороге – это рискованно;
  • запрещается обижать животных – они живые;
  • запрещается кусаться – это плохо.

Ребенок 4 года не боится наказаний

Разумеется, список запрещённых действий может быть продолжен до бесконечности, всё индивидуально и зависит от устоев в вашей семье. Главное, помните: принятые правила должны соблюдать и знать все домочадцы.

Советы психолога

Часто бывает так, что детишки не слушают своих родителей и непослушание продолжается. Предположим, ребёнок не хочет убирать за собой игрушки, отказывается собираться куда-нибудь, портит книги. Как вести себя в такой ситуации? Рекомендуем следующую последовательность действий, подходящую для любого случая.

  1. Для начала следует сказать, что так делать запрещается, и позволить малышу самостоятельно исправить своё поведение.
  2. Если он не перестаёт баловаться, нужно предупредить его, что он будет наказан. Варианты наказания могут быть разными – например, отмена уличных аттракционов, запрет на просмотр мультфильмов. Важно не использовать отсроченных наказаний. В конце недели ребёнок может забыть о своем проступке.
  3. Если и эта мера не действует на ваше чадо, то нужно сообщить о наказании, закрепив словами: «Хорошо, ты разбрасываешь вещи, поэтому вечером мы не пойдем играть в песочнице».
  4. Вероятно, уже спустя два часа ребёнок не будет помнить про наказание. Повторяем ему, за что он наказан, спокойным голосом – без злорадства: «Днём ты вёл себя плохо, бросал вещи, а это не разрешено. Потому мы не идём в песочницу».

Ни при каких обстоятельствах уступать нельзя. Жалость в такой момент только усугубит ситуацию. Не нужно обращать внимания ни на слёзы, ни на просьбы малыша. Убедив вас сейчас, в дальнейшем он продолжит баловство, а вы потеряете свой авторитет. Вы же хотите, чтобы ребёнок прислушивался к вашему мнению?

Ребенок 4 года не боится наказаний

Психологами также рекомендуется пренебрежение лишь плохими поступками ребенка, а не самого малыша. Некоторые мамы и папы отказывают детям в общении, потому что они балуются. Это недопустимо. Можно разумно наказывать, но лишать любви неправильно.

И ещё одно замечание: если ваше чадо не повинуется вам, может, стоит пересмотреть ситуацию? Может оно того не стоит и ваше требование вовсе вам не нужно? Предоставьте ребёнку свободу выбора, и может тогда он не будет больше противиться вам и как вы хотите, будет безоговорочно выполнять ваши просьбы.

Развивающие занятия

Занятие с детьми 3-4 лет нужно предварительно спланировать, желательно на неделю вперед. Таким образом вы учтёте все значимые для ребёнка моменты, предотвратите перегрузку малыша и будете иметь в запасе время, чтобы к ним подготовиться. Составляя недельный план, первостепенно необходимо учесть посещение малышом детского сада. Если ребёнок целый день находится в саду, то важно учесть следующие аспекты:

  • Ребенок в садике ежедневно участвует в развивающих занятиях и регулярно получает физическую нагрузку;
  • Ваши занятия будут проходить только в вечернее время и на выходных;
  • На вечер не стоит намечать активных мероприятий;
  • Вечером у вас не так много времени, поэтому строить планы можно максимум на два занятия;
  • Нужно уточнить, какую программу используют с ребёнком в садике, чтобы не повторять, а грамотно дополнять ее;
  • Для малыша, не посещающего сад, расписание занятий будет более объёмным. План занятий составляется с учётом имеющихся навыков и интересов ребёнка.
Читайте также:  Ребенок 4 года рост 96см

Ребенок 4 года не боится наказаний

Советы

Ведущей деятельностью в данном возрасте является игра. Набор в некоторых спортивных секциях открыт уже в 4 года, поэтому если ваш ребёнок неусидчивый и подвижный, то спорт будет отличным решением для него. Такое занятие дисциплинирует и обучает различным навыкам.

Достаточное внимание и обильная похвала — вот что необходимо. Ребёнок стал взрослее, но родители ему ещё очень нужны.

В четыре года отличным вариантом будет посещение кинотеатра, цирка и подобных мест. В самый первый раз не стоит покупать билеты в первые ряды.

Ежедневные и многочисленные детские вопросы требуют терпения и мудрости от родителей. Не отказывайте в ответе, даже несмотря на его незнание. Совместный поиск ответа способен утолить детскую любознательность. Также в возрасте 4 лет хорошо начать изучение иностранных языков. Уроки следует проводить в игровой форме.

Заключение

Не устаю повторять, главное — это безусловная любовь. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности всегда. Это залог правильного и гармоничного развития. Даже если он постоянно капризничает, то не стоит злиться. Наоборот, нужно выяснить причину. Ваша обязанность — обеспечить ему комфортные условиядля развития. А если же ребенка что-то беспокоит, о каком развитии может идти речь?…

Ещё один очень важный момент: вы должны быть примером подражания для своих детишек. То, что вы требуете от них, обязаны и сами выполнять, показав на своем примере, как правильно делается все, о чём вы просите.

Любви, понимания, уважения вам и вашим детям.

Ребенок 4 года не боится наказаний

Источник

С детским непослушанием рано или поздно сталкиваются все родители без исключения. Бывает, что поведение любимого чада приводит в замешательство, а иногда просто ставит в тупик. И тогда взрослые задумываются о том, как наказывать ребенка правильно, чтобы не навредить детской психике и не развить в малыше ненужные комплексы.

Наказания: за и против

Споры о том, можно ли наказывать детей, давно ведут и родители, и специалисты. Противники подобных мер говорят о том, что с большой вероятностью ребенок, систематически испытывающий физическое и моральное воздействие, во взрослой жизни будет отличаться заниженной самооценкой и неуверенностью в себе. Это приведет к большим трудностям в отношениях с другими людьми и проблемам социальной адаптации.

Однако в процессе воспитания детей без наказаний не обойтись. Полное их отсутствие в жизни малыша может привести к тому, что он так и не научится нести ответственность за последствия своих поступков.

Если полностью исключить наказания, ребенок может посчитать, что родителям абсолютно все равно, что и как он делает. Такая снисходительность взрослых не изменит поведение малыша, но может привести к конфликтам. В семье обязательно должны существовать определенные правила, запреты и ограничения.

С какого возраста применять

Психологи и педагоги утверждают, что бесполезно наказывать детей до 2,5 лет. До этого возраста дети не в состоянии оценить, плохо или хорошо они поступают. Непослушание может быть следствием эмоциональных перегрузок, а также физической усталости. Если малыша накажут, он может это неправильно воспринять: кроха будет думать, что родители вдруг перестали его любить. Вместо наказания следует переключить внимание карапуза на что-либо более полезное и направить его энергию в нужное русло.

Понимание причинно-следственных связей и способность управлять своим поведением приходят после 3 лет, но не сразу, а постепенно. В этом возрасте психика еще продолжает формироваться. Не следует кричать на малыша, нужно строго, но спокойно объяснять ему, почему он не прав.

Самостоятельно отличать плохие поступки от хороших ребенок способен к 6–7 годам. Если до этого возраста меры воздействия со стороны взрослых были правильными, малыш не будет бояться признаться родителям в чем-либо, опасаясь последствий.

Что нужно учесть до применения наказания

До того, как выбрать меру воздействия за какой-либо детский проступок, родителям следует учесть:

  • Наказание должно быть действием нравственной направленности. Его цель — ограничение нежелательного поведения ребенка, а также предотвращение подобных действий в дальнейшем.
  • Необходимо учитывать возрастные нормы психики ребенка. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям.
  • Дети обычно готовы к взаимодействию с близкими людьми. Если они делают что-то наперекор взрослым, на это есть свои причины, за каждым детским поступком кроется мотив. Родителям следует разобраться в происходящем и только потом наказывать, если это необходимо.
  • Следует четко разделять наказания, являющиеся педагогическими мерами, и те, которые можно квалифицировать как жестокое обращение. Иначе ребенок, испытавший страх и даже злобу, в следующий раз просто скроет содеянное, чтобы избежать негативной реакции со стороны взрослых.

Эффективность воздействия

Наказание, при котором ребенок готов будет своими силами исправить последствия своего проступка, является наиболее эффективным. Нужно не заставлять, а побуждать малыша принять такое решение. Например, убедить его собрать раскиданные вещи или игрушки. Можно сказать крохе, что игрушкам холодно лежать на полу, они будут плакать. Или убедить ребенка постарше вымыть испачканную обувь, объяснив, что его любимые ботинки могут быстро прийти в негодность, если не ухаживать за ними, и их придется выбросить. Попросить склеить порванную книгу, объяснив, что с книгами нужно обращаться бережно и рассказав о значимости книг.

Родителям следует адекватно оценивать возможности своего чада. Если малыш не в силах самостоятельно исправить то, что он сделал, ему обязательно нужно помочь.

Виды наказаний

Перед тем, как наказывать ребенка, родителям следует учесть: любая из мер воздействия, помимо соразмерности проступку, должна применяться с учетом возраста, а также психологических особенностей малыша, его темперамента и эмоциональности.

  • Ограничения и запреты. К ним прибегают в случаях, когда требуется добиться от ребенка какого-либо действия. Например, если он не хочет убирать игрушки или делать уроки, то вводят ограничения, запрещая смотреть мультфильмы или играть в компьютерные игры. Длительность действия запрета должна соответствовать проступку, иначе ребенок может обвинить родителей в несправедливости.
  • Лишение удовольствий. Действеннее будет наказать ребенка, лишив его чего-либо, чем делая ему плохое. Родителям полезно будет заранее проговорить с малышом, за какие именно нарушения он может быть лишен любимых удовольствий. Тогда ребенок будет уверен в справедливости наказания. Иначе он может не увидеть связи между своим проступком и лишением, например, воскресного похода в кино.
  • Осуждение и порицание. Цель такого вида наказания — заставить ребенка почувствовать свою вину и сожалеть о плохом поступке. Эффективность такого метода заключена в возможности заложения определенной модели поведения в будущем. Ребенок не повторит того, за что ему было стыдно перед людьми, являющимися для него авторитетом и чье мнение для него важно (родители, учителя).
  • Извинение. Ребенок должен уметь просить прощения за те проступки, что он совершил, а также учиться исправлять нанесенный вред. Но и родителям следует уметь извиняться перед ребенком, демонстрируя это в определенной ситуации личным примером. Например, если мама резко ответила малышу, когда он прервал разговор, можно выразить свое сожаление и извиниться перед крохой за грубый ответ.
  • Игнорирование. Такой вид наказания применяется в каждом возрасте по-разному. С двухлетним крохой мама может отказаться играть, занявшись домашними делами. При каждом обращении она постоянно объясняет крохе, почему не идет с ним играть. С малышом 4 лет можно не разговаривать, но когда он сам обращается к родителям, ему объясняют, почему с ним не хотят общаться. И объясняют, что ему нужно сделать или исправить для того, чтобы мама с папой вновь с ним заговорили. Если ребенок старшего возраста, можно один раз объяснить ему, в чем он провинился, и после этого на него не реагировать.
    Метод игнорирования не должен применяться часто и длиться слишком долго. Для ребенка, особенно маленького, родители — главное в жизни, и если они его игнорируют, он испытывает стресс, чувствует себя ненужным. Когда малыш выполнит то, что от него требуют, обязательно нужно похвалить его и поцеловать.
  • Изоляция. Данную форму наказания применяют для детей до 5–6 лет, ставя их в угол или отправляя в отдельную комнату и оставляя в одиночестве. Нельзя выключать в комнате свет, усугубляя наказание детскими страхами. Предварительно следует успокоить ребенка, попросить его подумать над своим поведением. Наказание и проступок не должны быть разделены временным промежутком, они должны следовать друг за другом. Не следует надолго изолировать ребенка, достаточно будет нескольких минут. После этого можно еще раз объяснить малышу, за что его наказали.
  • Физическое наказание. Метод является самым противоречивым в процессе воспитания. Это не только пресловутая порка ремнем, но и любые шлепки, подзатыльники, удары по рукам. Такой вид воздействия может заложить в ребенке уверенность, что побеждает всегда тот, кто сильнее. Это знание он будет использовать и во взрослой жизни. Специалисты утверждают, что любая физическая расправа может привести к расстройствам психики. Если ребенок учится в школе, он может начать отставать по предметам, у него возникают проблемы в общении со сверстниками. И самое главное — физическое наказание порождает ложь. Чем сильнее давление оказывают на ребенка родители, тем хуже будет складываться ситуация с детской честностью. Ребенок предпочтет соврать в следующий раз, чем испытывать боль, которую причиняют ему самые близкие люди.
    Если нервы родителей напряжены до предела, лучше выйти из комнаты и на некоторое время переключиться на занятия, которые дадут возможность прийти в себя и трезво оценить ситуацию. Ребенок за это время, скорее всего, тоже успокоится, и можно будет объяснить ему, в чем именно он неправ.
Читайте также:  Панзинорм ребенку 4 года

Принципы наказания

  • Справедливость. К ребенку нельзя придираться и наказывать за то, что он попал под горячую руку и родители просто срывают на нем злость от ссоры друг с другом или из-за проблем на работе. В этом нет его вины. Наказание должно быть спокойным и взвешенным действием. Только так оно окажется эффективным.
  • Соразмерность содеянному. Нужно соизмерять степень вины малыша и тяжесть наказания. Не должно быть серьезных наказаний за мелкие промахи. Но и проявлять мягкость, наказывая за серьезные проступки, не стоит. Так, наказание за проступок, который ребенок ранее уже совершал, должно быть суровее предыдущего.
  • Временные рамки. Если ребенка лишают чего-либо на время, он должен знать, сколько продлится наказание. Например, запретить смотреть мультфильмы или пользоваться компьютером три дня.
  • Последовательность. Всем членам семьи необходимо соблюдать последовательность в воспитании и наказании. Если мама наказала, а папа пожалел, малыш просто не будет знать, как он должен поступать. К тому же он будет думать, что всегда сможет уйти от наказания.
  • Объяснение причины. Ребенок должен понимать, почему ему запрещено совершать то или иное действие. Родителям нужно спокойно поговорить с малышом, объяснить, чем плох совершенный им проступок и какие могут быть последствия.

Как не следует наказывать

  • Читать нотации и утомлять ребенка длительными рассуждениями Он их просто не поймет и не воспримет. Говорить нужно четко и кратко: «Нельзя дергать кошку за хвост. Ей больно».
  • Ругать ребенка за то, чего сами родители не исполняют. Это вызовет у малыша протест и может породить чувство неуважения к ним. Дети, особенно маленькие, часто повторяют действия взрослых. Поэтому, запрещая своему чаду произносить плохие слова, родители, прежде всего, должны исключить их из собственной речи.
  • Наказывать «для профилактики». Наказание должно быть только за конкретный совершенный проступок.
  • Повышать голос. Ребенок может просто впасть в ступор и перестать понимать кричащего на него родителя. Лучше успокоиться и сделать внушение ровным строгим тоном.
  • Откладывать наказание. Не нужно говорить, придя на детскую площадку: «Вчера ты плохо себя вел, поэтому сегодня ты не будешь кататься на качелях». Детская психика очень гибкая, и ребенок может не вспомнить, за что же именно он наказан. С его точки зрения наказание будет несправедливым и непонятным. Особенно это касается детей младшего возраста.
  • Действовать непоследовательно. Если сегодня ребенку что-либо запретят, а завтра разрешат это делать, он будет сбит с толку и окончательно запутается, что можно, а что нельзя.
  • Грозить заведомо невыполнимым. Не стоит говорить: «Никогда больше не пойдешь гулять!»
  • Принимать воздействующие меры во время приема пищи, игр или перед сном.
  • Использовать в качестве наказания физический труд или учебные занятия. В памяти ребенка останутся связанные с этим негативные впечатления, что может привести, например, к снижению мотивации к учебе.
  • Запугивать малыша тем, что мама и папа не будут его любить. Для ребенка нет ничего страшнее, чем отсутствие родительской любви. Ни при каких обстоятельствах он не должен сомневаться в том, что он нужен и любим.

Наказание детей от 6 до 10 лет: правила и особенности

Часто у подросшего малыша возникает «бунт на корабле», с помощью которого ребенок пытается заявить о своих правах. Дети старше 6 лет уже осознают свои проступки и прекрасно могут отличить плохое от хорошего. Эту особенность нужно учитывать, применяя меры воздействия.

  • Нельзя наказывать при свидетелях, это только унизит ребенка и спровоцирует дальнейшее упорство.
  • Нельзя проводить сравнение с друзьями и одноклассниками. Ребенку больно слышать, что кого-то родители считают лучше его. Плохое поведение такие сравнения не исправят, но обеспечат малышу неуверенность в себе и своих силах.
  • Нужно доводить наказание до логического конца. Если родители проявляют слабость (например, разрешают что-либо раньше установленного при наказании срока), проступки будут продолжаться, а эффективность наказания сведется к нулю.
  • Следует объяснять, что нужно делать, а не запрещать. Например, фразу «Нельзя садиться за стол с грязными руками» лучше сформулировать по-другому: «Перед тем, как сесть за стол, нужно обязательно вымыть руки». Так малыш поймет, что ему не запрещают, а дают совет, как лучше поступать.
  • За мелкие проступки ребенок тоже должен понести наказание. Иначе с каждым разом он все больше будет уверен в своей безнаказанности.

Когда меры воздействия недопустимы

Существуют ситуации, когда в любом возрасте применение каких-либо форм наказаний недопустимо:

  • Любопытство и тяга к познанию (изучая мир, кроха тянет в рот предметы, засовывает пальцы в различные отверстия, ломает вещи и игрушки, пытаясь понять принцип их действия).
  • Особенности возраста (непоседливость, невнимательность, плохая память).
  • Особенности физиологии (не складываются «отношения» с горшком, не хочет ложиться спать или садиться есть).
  • Неправильное поведение в связи с отсутствием опыта в жизненных ситуациях (отнимает чужие игрушки, боится и не хочет идти в поликлинику), когда родители не объяснили ему, что так делать нельзя.
  • Проявление эмоций, естественных чувств (не хочет отпускать маму на работу, ревнует к младшему ребенку и поэтому обижает его).
  • Неосторожное поведение (влез в лужу и испачкал одежду, случайно разбил или разлил что-либо).
  • Непреднамеренные поступки (забыл выполнить какую-либо просьбу родителей или не понял, что от него требуют).
  • Желание помочь (ребенок хотел сделать что-либо хорошее или полезное, но у него это не получилось).

Применяя наказание, следует соблюдать меру. Являясь в некоторых случаях необходимостью, наказание может быть лишь одним из средств, применяемых в качестве воспитания, но ни в коем случае не основным и не единственным. Неспособность родителей воздействовать на ребенка другими способами является демонстрацией их собственной несостоятельности и понижает родительский статус.

Источник