Ребенок 4 года и мама

Ребенок 4 года и мама thumbnail

Российский педагог-психолог Людмила Петрановская, автор большого количества интересных книг по психологии ребенка, начиная с трехлетнего раннего возраста,  разработала новое направление в этой сфере, назвав его «контейнированием».

Малыш в три-четыре года больше смеется, грустит, плачет, то есть проявляет эмоции. Возраст от трех лет – это период колоссального сдвига в сторону  укрепления психики.

Для мамы настало трудное время, предстоит длительная учеба по сублимированию эмоций ребенка в позитив, умение грамотно помочь переработать их и убирать негатив. В статье мы расскажем об этой методике.

От трех до четырех лет

Мама – «рабочая ёмкость»

Не удивляйтесь – родители должны быть приемниками детских ощущений, «складом» для их переработки. Ребенок в три-четыре года постоянно демонстрирует свои чувства, потому «ключик» к нему подобрать сложно. Но психологи отмечают – не переработанные  эмоции крайне опасны и непредсказуемы по последствиям.

Людмила Петрановская подчеркивает – мамы не понимают своей роли в позитивном направлении психической деятельности, роли проявления ощущений в жизни, их разделение на позитивный и негативный аспекты.

Именно мамы должны помогать трехлетним детям в проявлении чувств и не считать их несущественной частью жизни.

Исключите из лексикона в общении  определенные фразы

  • Опять плачешь? Надоел своим ревом. Это мелочь! Ерунда!
  • Пора быть серьезным, не прятаться под маминой юбкой!
  • Мальчикам плакать стыдно!
  • Успокойся, не манипулируй мною!
  • Сопли распустил. А почти взрослый!
  • Тебе уже говорилось – не лезь туда!
  • Выйди из комнаты и ной за дверью!

Важно. Будьте для малыша «контейнером», вместилищем его проблем всякого рода. Помогите справиться с психологическим накалом. Не оценивайте никакими словами состояние малыша, только принимайте, впитывайте его в себя.

Предназначение

Эмоции – груз, невыносимый и тяжелый. Важно научиться легко и быстро освобождаться от него. Помогите ему не прятать внутренний мир в твердой форме клише – «можно», «нельзя», то есть здесь надо смеяться, а здесь хмурить брови.

Дайте шанс не стать автоматом, роботом. Пусть малыш всегда проявляет свои чувства! Он не обязан повторять  за вами ваши слова, делать вид, что ощущает то же, что и вы.

Ваша задача – поддерживать искренность малыша и его желание быть самим собой.

Примечание. Эмоциональные реакции на события и явления – их остаточный продукт. Пережив определенные чувства, ребенок должен отпустить их на волю. Нельзя делать из психики взрывной «склад» воспоминаний. Существует опасность накопления негативного прерывистого фона и дальнейшей его трансформации в постоянную агрессивность. Мимолетная грусть не должна превращаться в депрессию.

Характерная психоэмоциональная база закладывается в раннем детстве

Что важно знать мамам?

  1. Обратите внимание – не стоит категорически разделять детские переживания на «плохие» и «хорошие», так как все они необходимы – важны лишь их пропорции и отношение к ним.
  2. Помогите справиться ему с сильными чувствами в начальный момент их возникновения. Необходимо исключить трансформацию детских негативных переживаний во взрослую жизнь. Малыш будет бояться проявлять эмоции, будучи взрослым, особенно в присутствии своей жены, которая у него ассоциируется с матерью. Неспособность защищаться от проявлений настроения других людей приведет в длительное состояние агрессии или депрессии.
  3. Помните, бурные материнские эмоции – взрывоопасны для детей!

Сложные последствия

Представим себе – мужчина, переживший множество необузданной агрессии со стороны  своей матери, стал отцом. В результате он будет избегать чувственного мира своих дочерей и сыновей, на каждом шагу «затыкая» им рот.

Мы слышим жалобы от женщин, что мужчины никого не любят, отстраняются от дел, не переносят слезы, проявляют черствость и находятся вечно в плохом настроении. Ведь так?

А если растет девочка?

Будьте уверены – видя агрессивную натуру своей матери, она станет в будущем идеальной, правильной женой, но ее «продуктивности» будут избегать все вокруг.

Девочка трех лет вырастет и превратится в женщину-невротика, внешне позитивную и внутренне опустошенную, депрессивную, с постоянным чувством вины. Таким женщинам не знакомо ощущение «полета» и удовлетворенность собой и близкими людьми.

Напоминаем – проблема заключается в непонимании роли и места в жизни каждого человека чувственных проявлений. Женщина, которую в детстве воспитывала жесткая мать, не умеет пользоваться ими, поэтому наносит нескончаемый вред себе, мужу и своим детям.

Для нее характерны крики, истерики и большой список болезней. Подобное тянется к подобному. Такая женщина выйдет замуж за мужчину, не терпящего женские капризы. Вместе получится смесь всего самого негативного и неподходящего для воспитания нового молодого поколения.

«Контейнирование» как процесс

Приведем пример, как работает методика.

Ваш трехлетний ребенок споткнулся, упал и заревел на весь двор. Посмотрите, какая гамма чувств на его лице, его боль невыносима! Он ищет глазами вас, а увидев, «поддает жару».

Что вы делаете?

Правильно – успокаиваете. Берете на руки, обнимаете, дуете на ушибленное место. Малыш перестает плакать и через полчаса он забудет о происшествии. Это и есть «контейнирование». Вы забираете излишки негативного проявления у трехлетнего малыша и гасите их в себе.

Читайте также:  Ребенок 4 года боится горшка что делать

Неправильное поведение

Нельзя кроху в три-четыре года отчитывать за то, что он упал, разлил что-то, разбил и так далее, наказывать, напоминать, что ему сто раз было сказано, как следует вести себя дома и на улице.

Результат такого поведения матери – малыш затягивает «волынку», не забывая «больше подкрутить звук». Раздражение обоих нарастает. Мама злится, ребенок плачет, ноет.

Существует два вида реагирования:

  • спокойствие, благодушие;
  • напряженность, раздражение.

Это еще и разные виды чувств!

Правильный метод требует усилий, работы над собой, умения гасить внутренний «пожар».  «Контейнером» быть нелегко.

Мама – вместилище детских чувств

Причины неумения впитать в себя проблемы детей до трех-четырех лет:

  • Родители перегружены собственными впечатлениями и не способны справляться с нагрузками. Необходимо учиться управлению своими чувствами.
  • Родители в возрасте трех-четырех лет сами не имели «контейнера».
  • Неумение грамотно «переварить» впечатления. Наш внутренний мир зачастую никого не интересует. В семьях отсутствуют гармоничные отношения и «перетекание» впечатлений от детей трех лет к старшим членам семьи. Детский опыт неутешителен, взрослый – также, а учиться не у кого. Культура отношений отсутствует, люди просто живут, как умеют.
  • Патологическая тяга к негативу. Собирание нежелательных впечатлений, так как люди программируют себя на восприятие «тяжелой» информации из телевизора, интернета, газет, ввязываются в выяснения. «Склад» перегружается «не переваренным» чувственным грузом.

Исходный подобный материал – удел большинства взрослых людей. Кто похвастается  мудрыми родителями?

Как стать «контейнером»

Разберитесь с информацией, накопленной за жизнь.

Используйте:

  • письма;
  • дневники;
  • детские рисунки, тетради;
  • воспоминания;
  • тренинг;
  • мистические практики;
  • опрос родственников.

Расслабьтесь и займитесь «уборкой» души. Проживите события снова и «переварите» их.

Никогда не передавайте детям свой негатив.

Ваши проблемы, беспокойства – табу.

Делитесь страхами:

  • с подругами;
  • мужем;
  • бумагой;
  • родственниками;
  • деревьями и т.д.

Используйте молитвы, медитируйте. Ребенок же пусть растет в позитивной атмосфере!

Не впитывайте чужие впечатления.

Особенно это касается родительских переживаний.

Люди пытаются «сливать» негатив на окружающих. Зачем вам лишние трудности в отношениях? Переводите негативную информацию в шутку, учитесь менять тему разговора или резко прекращайте общение. Думайте о детях! Содержимое вашего «сосуда» выльется потом на детей.

Найдите собеседника для раскрытия своих чувств.

Вам необходимы люди, с которыми можно советоваться:

  • родители;
  • друзья;
  • наставники.

Найдите способ передачи части своих внутренних проблем  супругу. Не накапливайте в себе «душевный шлак». Пусть душа несет в себе запас прочности.

Научитесь воспринимать позитив.

В мире много горя, зачем вам занимать ум страхами и переживаниями? Ликвидируйте источники поступления нежелательной информации.

Дайте ребенку трех-четырех лет заботу.

«Грузить» детский мозг необязательно. Малыш провинился? Не открывайте рот для нотаций. Привыкнете – увидите раскрытие возможностей.

Проникнитесь важностью родительских забот.

Станьте идеальным «контейнером». Не будьте биороботом, психика человека нуждается в проявлении чувств.

Запомните – «сливать» свои страхи и переживания детям от трех до четырех лет категорически не разрешается. Направьте свои силы на решениепроблемы – результат будет. Необходимо наладить односторонний процесс передачи впечатлений от младших к старшим. От этого выиграют все.

Разберемся в понятии «слив негатива»

Ситуация – ссора с супругом.

Вы раздражены и беспокоитесь. Подходит малыш трех-четырех лет с просьбой найти игрушку. Вы не выдерживаете и начинаете вначале кричать, а затем рассказывать об отце неприятные вещи. Информация подчеркивает тяжесть ваших мучений с мужем.

Неприятность на работе.

Начальство «достало», работы много, коллеги – «звери», напряжение растет. Вечером вы орете на трехлетнего ребенка, вываливаете на него дневные проблемы, рассказываете о своих переживаниях.

Вам поставили диагноз опасного заболевания.

Вам страшно. Вы делитесь опасениями. Показываете место боли, высказываете страх перед смертью.

Вы не любите одного из родственников.

И рассказываете в подробностях детям о своем отношении к нему.

Проблема развода.

Ребенок трех-четырех лет спрашивает об отце. Вы негативно отзываетесь о нем, рассказываете о его пьянстве, любви к другим женщинам и нелюбви к нему, своему малышу.

Нежелательное поведение

Ваши проблемы не связаны с самим сыном или дочерью. Вам просто необходимо избавиться от стресса, и вы используете детей для этого, так как им просто некуда деться.

Трехлетний ребенок не может решить ваши проблемы! Он бессилен и не способен вам помочь, беда воспринимается им, как вселенская катастрофа. Результат – депрессия, тревога, негативное восприятие мира.

Важно! Слив негативных впечатлений от старших – деструкция для психики ребенка трех-четырех лет, накопление будущих проблем.

Нельзя пугать детей наказанием за их проступки, говорить, что из-за неправильного их поведения вы умрете, что у вас остановится сердце и т д. и т.п.

Мама — друг и помощник

Научите малыша справляться с чувствами. Покажите, что вам тоже  бывает нелегко, но вы выходите из положения. Вы радостны и готовы любить мир дальше. Детям нужна живая мама, не робот. С механизмом отношения невозможны!

Читайте также:  Ребенок 4 года не говорит совсем

Ребенок все видит, он знает, когда у вас плохое настроение. Вам не удастся скрыть свои проблемы, потому скрывать их вообще – нет смысла.

Правильное проявление эмоций

Я что-то замоталась. Полежу, отдохну.

Сыночек, я немного расстроилась. Не сори, будь добр, в комнате.

У меня немного болит голова. Может, полежим вместе на диване?

Почему мне грустно? Потому что ты меня нечаянно ударил.

Мама отдохнет, и тогда мы поиграем.

Я полежу, немного нездоровится. Погладишь меня по головке? Принесешь водички?

Внимание! Вы делитесь со своими проблемами мудро, направляя детское внимание на помощь, а не на накопление негативных чувств!

Ваше раздражение не связано с ребенком, в этом случае вы должны это продемонстрировать, ведь он вполне может изменять свое поведение и тут отсутствует личностный момент.

Если же виноват малыш, необходимо убрать акцентирование и лишние подробности, так как детализирование проблемы – путь в усугубление ее. Чувства бывают разные, их не надо подавлять – их необходимо грамотно «проживать».

Плюс методики в том, что малыш трех-четырех лет наблюдает и учится жизни, но не попадает под «раздачу». Однако не доводите свои отношения с детьми до состояния «закадычной» дружбы.

Слишком близкое расстояние не дает возможности быть авторитетом и примером в жизни. Не забывайте о вашей прямой обязанности быть сливом для детских проблем даже тогда, когда детям будет за сорок.

Женщина и гормональный баланс

Современная женщина активно борется с гормональными проблемами, изучая симптомы ПМС и менопаузы, используя философию природы, лунные циклы. Ее интересует восстановление гормонального баланса безопасным способом.

Характер питания и образ жизнедеятельности влияют на здоровье и психику молодой мамы. А ведь ей, возможно, еще предстоит рожать.

Количественный и качественный показатели гормонов зависят от работы гипофиза. Не пытайтесь «обмануть» его таблетками. Врачи во всем мире стали обращать внимание на то, что контрацептивы нарушают естественный баланс гормонов и влияют на активность гипофиза.

Что делать?

Доверяйте своему телу, попробуйте дать ему право самостоятельной коррекции гормонального фона. Попробуйте использовать натуральные методы восстановления баланса гормонов, питайтесь правильно. Принимайте гормональные  таблетки только в крайних случаях.

Естественный механизм борьбы за нормализацию гормонов

Обработанные пищевые продукты — табу

Откажитесь от:

  • изделий из муки – кексов, булочек, пирожных;
  • белого сахара;
  • обработанного риса, белой муки, алкогольных напитков.

Введите в свой рацион питания:

  • качественные мюсли;
  • легкие овощные закуски;
  • сытные бобовые блюда;
  • изделия из муки грубого помола;
  • муку из гречихи;
  • нут;
  • орехи;
  • миндаль.

Больше Омега-3 и Омега-6

Это жизненно необходимые жирные кислоты.

Задача кислот:

  • поддержка жизнедеятельности клеток,
  • снижение количества нежелательного холестерина;
  • выведение из организма лишних гормонов.

Содержатся в семенах льна, орехах, масле травы первоцвета.

Ксеноэстрогенам – нет!

Ксеноэстрогены – гормоны искусственного происхождения, которые получает организм из продуктов питания.

Проблема в том, что рецепторы организма принимают эти гормоны за эстроген.

Откажитесь от таких изделий:

  • бутылок из не пищевого пластика;
  • синтетических контейнеров и упаковок;
  • чистящих и гигиенических средств с парабенами и фталатами.

Суперпродуктам – да!

Покупайте в магазине:

  • спирулину;
  • перуанскую маку;
  • натуральный мед и его производные.

В спирулине содержатся важные кислоты, способствующие очищению печени и нормализующие количество эстрогена.

Перуанская мака:

  • регулирует гормональный баланс;
  • положительно влияет на фертильность;
  • смягчает симптоматику ПМС.

Пыльца, мед и маточное молочко:

  • дают организму биофлавоноиды;
  • высвобождают гормоны;
  • нормализуют гормональный фон.

Потребляйте суперпродукты высокого качества вместе с соками, муссами, смузи и сырыми продуктами.

Больше волокон и жиров

Назначение растворимых волокон – помощь организму в устранении переизбытка гормонов,  «сброс» в кишечник ненужного балласта.

Употребляйте распространенные источники растворимых волокон:

  • производных от чиа и льна;
  • овсянки;
  • чечевицы;
  • апельсинов.

Употребляйте с пищей больше высококачественных насыщенных жиров:

  • авокадо;
  • масло из кокоса;
  • масло-какао.

Зеленый смузи – друг гипофиза

Смузи – смесь волокон, насыщенных жиров, жирных кислот. Это отличный механизм восстановления баланса гормонов.

Состав продукта:

Вода – 400 грамм

Очищенные семена конопли – две ложки.

Семена кунжута – одна ложка.

Спирулина – две чайные ложки.

Мака, семена чиа – две чайные ложки.

Кокосовое масло – одна чайная ложка.

Один большой банан.

Приготовление:

Делаем молоко из воды, семян кунжута и очищенной конопли. Используем блендер (одна минута на большой скорости).

Добавляем остальные ингредиенты. Перемешиваем на небольшой скорости до полного перемешивания.

Употребляем коктейль на голодный желудок.

Правильный гормональный баланс – ваш позитивный взгляд на мир.

Желаем вам здоровья!

Последнее изменение: 2020-12-18
Дата написания: 2016-06-16

Источник

4 года – это тот возраст, когда малыш все лучше начинает понимать, что происходит в окружающем его мире, приобретает новые знания, умения и навыки. Многие родители желают знать, что должен уметь ребенок в 4 года – представляем их вниманию памятку.

Фото:pixabay.com

Читайте также:  Что дать ребенку для снятия температуры ребенку 4 года

Мелкая моторика

  • Запускать маленькие волчки.
  • Демонстрировать отдельно 1 палец (указательный, потом 2 (указательный/средний).
  • Кистями рук показывать «фонарики».
  • Нанизывать большие пуговки/бусы на нить.
  • Завязывать узелки на веревке/шнурке.
  • Застегивать пуговицы/крючки/молнии.
  • Демонстрировать в воздухе кольца, по очереди соединяя каждый из пальцев с большим.
  • Чертить линии в точности по точкам без отрыва карандашика от бумаги.
  • Штриховать фигурки четкими прямыми линиями без выхода за контуры.
  • Аккуратно красить картинки без выхода за контуры.
  • Делать прямые линии посередине дорожки без выхода за края.
  • Делать вертикальные/горизонтальные/наклонные линии требуемого размера.

Математика

  • Демонстрировать предметы, те что по одному, и те, которых несколько.
  • Демонстрировать предметы, по форме походящие на круг/квадрат/треугольник/прямоугольник/овал.
  • Демонстрировать правую/левую руку.
  • Демонстрировать предметы, что справа/слева от него.
  • Демонстрировать то, что сверху/снизу от него.
  • Отыскивать вокруг множество предметов и 1 предмет.
  • Сопоставлять группы предметов посредством наложения/приложения; разъяснять в словесной форме, каких предметов больше/меньше/поровну.
  • Сопоставлять 2-3 предмета по величине/длине/ширине/высоте;
  • Говорить, какой предмет больше/меньше/длиннее/короче/шире/уже/выше/ниже.
  • Узнавать/называть квадрат/круг/треугольник/прямоугольник/овал.
  • Понимать такие понятия как верхняя/нижняя/слева/налево/справа/направо.

Фото:pixabay.com

Развитие речи

  • Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и пр.
  • Что делают данные животные (рыба плавает, змея ползает, лягушка прыгает, человек ходит).
  • После рассматривания предмета/сюжетной картинки/игрушки уметь составить стандартный рассказ из нескольких предложений об этом.
  • Говорить все звуки за исключением шипящих/сонорных.
  • Согласовывать слова в роде/числе/падеже.
  • Понимать общие слова, такие как мебель/транспорт/игрушки/посуда/обувь/одежда.
  • Верно использовать существительные с предлогами: в/на/под/за.
  • Использовать предложения с однородными членами.
  • Давать ответы на простые вопросы.

Окружающий мир

  • Знать свои имя/фамилию, имена мамы/папы/бабушек/дедушек.
  • Знать, сколько ему лет.
  • Знать город, где он проживает; свой домашний адрес.
  • Знать, когда выпадает снег, расцветают цветы, летают бабочки, лепятся снеговики, тает снег, на деревьях возникают листочки.
  • Знать несколько деревьев и цветущих травянистых растений.
  • Отличать/называть обычные предметы быта, их величину/цвет/форму/назначение/важные детали/части.
  • Отличать/называть явления природы.
  • Знать ряд профессий.
  • Отличать на вкус несколько видов овощей/фруктов.

Фото:pixabay.com

Внимание

  • Повторить за родителем простое движение в нужной последовательности.
  • Хлопнуть в ладоши в момент произнесения некоего слова.
  • Складывать по заданному образцу обычные постройки из конструктора.
  • Видеть признаки сходства/отличия между 2 игрушками.
  • Самому называть сходства/отличия в картинках.
  • Отыскивать одинаковые предметы самостоятельно.
  • Складывать разрезанную на несколько частей картинку.
  • Делать определенное задание не отвлекаясь в течение нескольких минут.
  • Держать в поле зрения несколько предметов.

Мышление

  • Делать пирамидку из 7 колец самостоятельно в верном порядке.
  • Выбирать самому фигурки в те отверстия, в которые нужно.
  • Обобщать одним словом группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; (домашние животные) 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса (дикие животные); 3) роза, ромашка, колокольчик (цветы); 4) стол, стул, кровать, кресло (мебель).
  • Искать лишний предмет в группе и верно разъяснять выбор.
  • Находить пару предмету.
  • Давать ответы на вопросы: «Сколько лап у кошки? Зачем необходимы стрелки на часах? Почему есть окна в домах? Что следует делать, чтобы чай был сладким?»
  • Выбирать противоположные по значению слова: днем светло, а ночью темно; зимой холодно, а летом тепло; перо легкое, а камешек тяжелый; камешек твердый, а подушка мягкая; дерево высокое, а пень низкий; река широкая, а ручей узкий; медведь большой, а кошка маленькая.
  • Находить решение стандартных логических задач.
  • Отыскивать на картинке с нелепицами несколько несоответствий и разъяснять, что не так, почему не так и как было бы правильно.

Память

  • Повторять на слух ряд слогов по порядку.
  • В точности делать задание из нескольких команд: прийти на кухню, усесться на стульчик, подать чашку.
  • Определить с 1 попытки, какого предмета нет. Для чего вы можете установить перед ним несколько предметов, назвав все, а потом попросить малыша закрыть глаза, в следующий момент спрятать один предмет; ребенок должен определить, какой предмет отсутствует.
  • Повторить на слух несколько простых слов.
  • Повторить на слух цифры в некоем порядке: 3 – 1 – 5; 1 – 4 – 2 – 6.
  • Запомнить/назвать самостоятельно несколько предметов.
  • Рассказать наизусть 5-6 стихов/загадок. Пересказать содержание сказки.
  • Запомнить содержание сюжетного рисунка.
  • Воспроизвести в памяти недавние интересные события из жизни.

P.S. Ребенку требуются и женские, и мужские ролевые модели, однако они не обязательно должны быть в одном доме. Более всего нужны ему забота и любовь, непрерывное участие в жизни со стороны тех, кто дает им поддержку в эмоциональном смысле и ведет ко вступлению в жизнь. Ребенок, который проживает только с одним родителем, который способен дать ему все названное выше, будет более гармонично развит, нежели тот, чьи родители игнорируют его потребности/нужды в результате несчастливой совместной жизни. Большая часть детишек из неполных семей отыскивают ролевые модели за пределами дома – это могут быть родные дядя/тетя либо кто-нибудь из друзей семейства.

Дети по природе имеют отличную приспособляемость: так предоставьте им то, что требуется – и они станут развиваться.

Оригинал статьи: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-4-goda-pamyatka-dlya-roditeley/

Источник