Ребенок 4 года и мама
Российский педагог-психолог Людмила Петрановская, автор большого количества интересных книг по психологии ребенка, начиная с трехлетнего раннего возраста, разработала новое направление в этой сфере, назвав его «контейнированием».
Малыш в три-четыре года больше смеется, грустит, плачет, то есть проявляет эмоции. Возраст от трех лет – это период колоссального сдвига в сторону укрепления психики.
Для мамы настало трудное время, предстоит длительная учеба по сублимированию эмоций ребенка в позитив, умение грамотно помочь переработать их и убирать негатив. В статье мы расскажем об этой методике.
Мама – «рабочая ёмкость»
Не удивляйтесь – родители должны быть приемниками детских ощущений, «складом» для их переработки. Ребенок в три-четыре года постоянно демонстрирует свои чувства, потому «ключик» к нему подобрать сложно. Но психологи отмечают – не переработанные эмоции крайне опасны и непредсказуемы по последствиям.
Людмила Петрановская подчеркивает – мамы не понимают своей роли в позитивном направлении психической деятельности, роли проявления ощущений в жизни, их разделение на позитивный и негативный аспекты.
Именно мамы должны помогать трехлетним детям в проявлении чувств и не считать их несущественной частью жизни.
Исключите из лексикона в общении определенные фразы
- Опять плачешь? Надоел своим ревом. Это мелочь! Ерунда!
- Пора быть серьезным, не прятаться под маминой юбкой!
- Мальчикам плакать стыдно!
- Успокойся, не манипулируй мною!
- Сопли распустил. А почти взрослый!
- Тебе уже говорилось – не лезь туда!
- Выйди из комнаты и ной за дверью!
Важно. Будьте для малыша «контейнером», вместилищем его проблем всякого рода. Помогите справиться с психологическим накалом. Не оценивайте никакими словами состояние малыша, только принимайте, впитывайте его в себя.
Предназначение
Эмоции – груз, невыносимый и тяжелый. Важно научиться легко и быстро освобождаться от него. Помогите ему не прятать внутренний мир в твердой форме клише – «можно», «нельзя», то есть здесь надо смеяться, а здесь хмурить брови.
Дайте шанс не стать автоматом, роботом. Пусть малыш всегда проявляет свои чувства! Он не обязан повторять за вами ваши слова, делать вид, что ощущает то же, что и вы.
Ваша задача – поддерживать искренность малыша и его желание быть самим собой.
Примечание. Эмоциональные реакции на события и явления – их остаточный продукт. Пережив определенные чувства, ребенок должен отпустить их на волю. Нельзя делать из психики взрывной «склад» воспоминаний. Существует опасность накопления негативного прерывистого фона и дальнейшей его трансформации в постоянную агрессивность. Мимолетная грусть не должна превращаться в депрессию.
Характерная психоэмоциональная база закладывается в раннем детстве
Что важно знать мамам?
- Обратите внимание – не стоит категорически разделять детские переживания на «плохие» и «хорошие», так как все они необходимы – важны лишь их пропорции и отношение к ним.
- Помогите справиться ему с сильными чувствами в начальный момент их возникновения. Необходимо исключить трансформацию детских негативных переживаний во взрослую жизнь. Малыш будет бояться проявлять эмоции, будучи взрослым, особенно в присутствии своей жены, которая у него ассоциируется с матерью. Неспособность защищаться от проявлений настроения других людей приведет в длительное состояние агрессии или депрессии.
- Помните, бурные материнские эмоции – взрывоопасны для детей!
Сложные последствия
Представим себе – мужчина, переживший множество необузданной агрессии со стороны своей матери, стал отцом. В результате он будет избегать чувственного мира своих дочерей и сыновей, на каждом шагу «затыкая» им рот.
Мы слышим жалобы от женщин, что мужчины никого не любят, отстраняются от дел, не переносят слезы, проявляют черствость и находятся вечно в плохом настроении. Ведь так?
А если растет девочка?
Будьте уверены – видя агрессивную натуру своей матери, она станет в будущем идеальной, правильной женой, но ее «продуктивности» будут избегать все вокруг.
Девочка трех лет вырастет и превратится в женщину-невротика, внешне позитивную и внутренне опустошенную, депрессивную, с постоянным чувством вины. Таким женщинам не знакомо ощущение «полета» и удовлетворенность собой и близкими людьми.
Напоминаем – проблема заключается в непонимании роли и места в жизни каждого человека чувственных проявлений. Женщина, которую в детстве воспитывала жесткая мать, не умеет пользоваться ими, поэтому наносит нескончаемый вред себе, мужу и своим детям.
Для нее характерны крики, истерики и большой список болезней. Подобное тянется к подобному. Такая женщина выйдет замуж за мужчину, не терпящего женские капризы. Вместе получится смесь всего самого негативного и неподходящего для воспитания нового молодого поколения.
«Контейнирование» как процесс
Приведем пример, как работает методика.
Ваш трехлетний ребенок споткнулся, упал и заревел на весь двор. Посмотрите, какая гамма чувств на его лице, его боль невыносима! Он ищет глазами вас, а увидев, «поддает жару».
Что вы делаете?
Правильно – успокаиваете. Берете на руки, обнимаете, дуете на ушибленное место. Малыш перестает плакать и через полчаса он забудет о происшествии. Это и есть «контейнирование». Вы забираете излишки негативного проявления у трехлетнего малыша и гасите их в себе.
Неправильное поведение
Нельзя кроху в три-четыре года отчитывать за то, что он упал, разлил что-то, разбил и так далее, наказывать, напоминать, что ему сто раз было сказано, как следует вести себя дома и на улице.
Результат такого поведения матери – малыш затягивает «волынку», не забывая «больше подкрутить звук». Раздражение обоих нарастает. Мама злится, ребенок плачет, ноет.
Существует два вида реагирования:
- спокойствие, благодушие;
- напряженность, раздражение.
Это еще и разные виды чувств!
Правильный метод требует усилий, работы над собой, умения гасить внутренний «пожар». «Контейнером» быть нелегко.
Мама – вместилище детских чувств
Причины неумения впитать в себя проблемы детей до трех-четырех лет:
- Родители перегружены собственными впечатлениями и не способны справляться с нагрузками. Необходимо учиться управлению своими чувствами.
- Родители в возрасте трех-четырех лет сами не имели «контейнера».
- Неумение грамотно «переварить» впечатления. Наш внутренний мир зачастую никого не интересует. В семьях отсутствуют гармоничные отношения и «перетекание» впечатлений от детей трех лет к старшим членам семьи. Детский опыт неутешителен, взрослый – также, а учиться не у кого. Культура отношений отсутствует, люди просто живут, как умеют.
- Патологическая тяга к негативу. Собирание нежелательных впечатлений, так как люди программируют себя на восприятие «тяжелой» информации из телевизора, интернета, газет, ввязываются в выяснения. «Склад» перегружается «не переваренным» чувственным грузом.
Исходный подобный материал – удел большинства взрослых людей. Кто похвастается мудрыми родителями?
Как стать «контейнером»
Разберитесь с информацией, накопленной за жизнь.
Используйте:
- письма;
- дневники;
- детские рисунки, тетради;
- воспоминания;
- тренинг;
- мистические практики;
- опрос родственников.
Расслабьтесь и займитесь «уборкой» души. Проживите события снова и «переварите» их.
Никогда не передавайте детям свой негатив.
Ваши проблемы, беспокойства – табу.
Делитесь страхами:
- с подругами;
- мужем;
- бумагой;
- родственниками;
- деревьями и т.д.
Используйте молитвы, медитируйте. Ребенок же пусть растет в позитивной атмосфере!
Не впитывайте чужие впечатления.
Особенно это касается родительских переживаний.
Люди пытаются «сливать» негатив на окружающих. Зачем вам лишние трудности в отношениях? Переводите негативную информацию в шутку, учитесь менять тему разговора или резко прекращайте общение. Думайте о детях! Содержимое вашего «сосуда» выльется потом на детей.
Найдите собеседника для раскрытия своих чувств.
Вам необходимы люди, с которыми можно советоваться:
- родители;
- друзья;
- наставники.
Найдите способ передачи части своих внутренних проблем супругу. Не накапливайте в себе «душевный шлак». Пусть душа несет в себе запас прочности.
Научитесь воспринимать позитив.
В мире много горя, зачем вам занимать ум страхами и переживаниями? Ликвидируйте источники поступления нежелательной информации.
Дайте ребенку трех-четырех лет заботу.
«Грузить» детский мозг необязательно. Малыш провинился? Не открывайте рот для нотаций. Привыкнете – увидите раскрытие возможностей.
Проникнитесь важностью родительских забот.
Станьте идеальным «контейнером». Не будьте биороботом, психика человека нуждается в проявлении чувств.
Запомните – «сливать» свои страхи и переживания детям от трех до четырех лет категорически не разрешается. Направьте свои силы на решениепроблемы – результат будет. Необходимо наладить односторонний процесс передачи впечатлений от младших к старшим. От этого выиграют все.
Разберемся в понятии «слив негатива»
Ситуация – ссора с супругом.
Вы раздражены и беспокоитесь. Подходит малыш трех-четырех лет с просьбой найти игрушку. Вы не выдерживаете и начинаете вначале кричать, а затем рассказывать об отце неприятные вещи. Информация подчеркивает тяжесть ваших мучений с мужем.
Неприятность на работе.
Начальство «достало», работы много, коллеги – «звери», напряжение растет. Вечером вы орете на трехлетнего ребенка, вываливаете на него дневные проблемы, рассказываете о своих переживаниях.
Вам поставили диагноз опасного заболевания.
Вам страшно. Вы делитесь опасениями. Показываете место боли, высказываете страх перед смертью.
Вы не любите одного из родственников.
И рассказываете в подробностях детям о своем отношении к нему.
Проблема развода.
Ребенок трех-четырех лет спрашивает об отце. Вы негативно отзываетесь о нем, рассказываете о его пьянстве, любви к другим женщинам и нелюбви к нему, своему малышу.
Нежелательное поведение
Ваши проблемы не связаны с самим сыном или дочерью. Вам просто необходимо избавиться от стресса, и вы используете детей для этого, так как им просто некуда деться.
Трехлетний ребенок не может решить ваши проблемы! Он бессилен и не способен вам помочь, беда воспринимается им, как вселенская катастрофа. Результат – депрессия, тревога, негативное восприятие мира.
Важно! Слив негативных впечатлений от старших – деструкция для психики ребенка трех-четырех лет, накопление будущих проблем.
Нельзя пугать детей наказанием за их проступки, говорить, что из-за неправильного их поведения вы умрете, что у вас остановится сердце и т д. и т.п.
Мама — друг и помощник
Научите малыша справляться с чувствами. Покажите, что вам тоже бывает нелегко, но вы выходите из положения. Вы радостны и готовы любить мир дальше. Детям нужна живая мама, не робот. С механизмом отношения невозможны!
Ребенок все видит, он знает, когда у вас плохое настроение. Вам не удастся скрыть свои проблемы, потому скрывать их вообще – нет смысла.
Правильное проявление эмоций
Я что-то замоталась. Полежу, отдохну.
Сыночек, я немного расстроилась. Не сори, будь добр, в комнате.
У меня немного болит голова. Может, полежим вместе на диване?
Почему мне грустно? Потому что ты меня нечаянно ударил.
Мама отдохнет, и тогда мы поиграем.
Я полежу, немного нездоровится. Погладишь меня по головке? Принесешь водички?
Внимание! Вы делитесь со своими проблемами мудро, направляя детское внимание на помощь, а не на накопление негативных чувств!
Ваше раздражение не связано с ребенком, в этом случае вы должны это продемонстрировать, ведь он вполне может изменять свое поведение и тут отсутствует личностный момент.
Если же виноват малыш, необходимо убрать акцентирование и лишние подробности, так как детализирование проблемы – путь в усугубление ее. Чувства бывают разные, их не надо подавлять – их необходимо грамотно «проживать».
Плюс методики в том, что малыш трех-четырех лет наблюдает и учится жизни, но не попадает под «раздачу». Однако не доводите свои отношения с детьми до состояния «закадычной» дружбы.
Слишком близкое расстояние не дает возможности быть авторитетом и примером в жизни. Не забывайте о вашей прямой обязанности быть сливом для детских проблем даже тогда, когда детям будет за сорок.
Женщина и гормональный баланс
Современная женщина активно борется с гормональными проблемами, изучая симптомы ПМС и менопаузы, используя философию природы, лунные циклы. Ее интересует восстановление гормонального баланса безопасным способом.
Характер питания и образ жизнедеятельности влияют на здоровье и психику молодой мамы. А ведь ей, возможно, еще предстоит рожать.
Количественный и качественный показатели гормонов зависят от работы гипофиза. Не пытайтесь «обмануть» его таблетками. Врачи во всем мире стали обращать внимание на то, что контрацептивы нарушают естественный баланс гормонов и влияют на активность гипофиза.
Что делать?
Доверяйте своему телу, попробуйте дать ему право самостоятельной коррекции гормонального фона. Попробуйте использовать натуральные методы восстановления баланса гормонов, питайтесь правильно. Принимайте гормональные таблетки только в крайних случаях.
Естественный механизм борьбы за нормализацию гормонов
Обработанные пищевые продукты — табу
Откажитесь от:
- изделий из муки – кексов, булочек, пирожных;
- белого сахара;
- обработанного риса, белой муки, алкогольных напитков.
Введите в свой рацион питания:
- качественные мюсли;
- легкие овощные закуски;
- сытные бобовые блюда;
- изделия из муки грубого помола;
- муку из гречихи;
- нут;
- орехи;
- миндаль.
Больше Омега-3 и Омега-6
Это жизненно необходимые жирные кислоты.
Задача кислот:
- поддержка жизнедеятельности клеток,
- снижение количества нежелательного холестерина;
- выведение из организма лишних гормонов.
Содержатся в семенах льна, орехах, масле травы первоцвета.
Ксеноэстрогенам – нет!
Ксеноэстрогены – гормоны искусственного происхождения, которые получает организм из продуктов питания.
Проблема в том, что рецепторы организма принимают эти гормоны за эстроген.
Откажитесь от таких изделий:
- бутылок из не пищевого пластика;
- синтетических контейнеров и упаковок;
- чистящих и гигиенических средств с парабенами и фталатами.
Суперпродуктам – да!
Покупайте в магазине:
- спирулину;
- перуанскую маку;
- натуральный мед и его производные.
В спирулине содержатся важные кислоты, способствующие очищению печени и нормализующие количество эстрогена.
Перуанская мака:
- регулирует гормональный баланс;
- положительно влияет на фертильность;
- смягчает симптоматику ПМС.
Пыльца, мед и маточное молочко:
- дают организму биофлавоноиды;
- высвобождают гормоны;
- нормализуют гормональный фон.
Потребляйте суперпродукты высокого качества вместе с соками, муссами, смузи и сырыми продуктами.
Больше волокон и жиров
Назначение растворимых волокон – помощь организму в устранении переизбытка гормонов, «сброс» в кишечник ненужного балласта.
Употребляйте распространенные источники растворимых волокон:
- производных от чиа и льна;
- овсянки;
- чечевицы;
- апельсинов.
Употребляйте с пищей больше высококачественных насыщенных жиров:
- авокадо;
- масло из кокоса;
- масло-какао.
Зеленый смузи – друг гипофиза
Смузи – смесь волокон, насыщенных жиров, жирных кислот. Это отличный механизм восстановления баланса гормонов.
Состав продукта:
Вода – 400 грамм
Очищенные семена конопли – две ложки.
Семена кунжута – одна ложка.
Спирулина – две чайные ложки.
Мака, семена чиа – две чайные ложки.
Кокосовое масло – одна чайная ложка.
Один большой банан.
Приготовление:
Делаем молоко из воды, семян кунжута и очищенной конопли. Используем блендер (одна минута на большой скорости).
Добавляем остальные ингредиенты. Перемешиваем на небольшой скорости до полного перемешивания.
Употребляем коктейль на голодный желудок.
Правильный гормональный баланс – ваш позитивный взгляд на мир.
Желаем вам здоровья!
Последнее изменение: 2020-12-18
Дата написания: 2016-06-16
Источник
4 года – это тот возраст, когда малыш все лучше начинает понимать, что происходит в окружающем его мире, приобретает новые знания, умения и навыки. Многие родители желают знать, что должен уметь ребенок в 4 года – представляем их вниманию памятку.
Фото:pixabay.com
Мелкая моторика
- Запускать маленькие волчки.
- Демонстрировать отдельно 1 палец (указательный, потом 2 (указательный/средний).
- Кистями рук показывать «фонарики».
- Нанизывать большие пуговки/бусы на нить.
- Завязывать узелки на веревке/шнурке.
- Застегивать пуговицы/крючки/молнии.
- Демонстрировать в воздухе кольца, по очереди соединяя каждый из пальцев с большим.
- Чертить линии в точности по точкам без отрыва карандашика от бумаги.
- Штриховать фигурки четкими прямыми линиями без выхода за контуры.
- Аккуратно красить картинки без выхода за контуры.
- Делать прямые линии посередине дорожки без выхода за края.
- Делать вертикальные/горизонтальные/наклонные линии требуемого размера.
Математика
- Демонстрировать предметы, те что по одному, и те, которых несколько.
- Демонстрировать предметы, по форме походящие на круг/квадрат/треугольник/прямоугольник/овал.
- Демонстрировать правую/левую руку.
- Демонстрировать предметы, что справа/слева от него.
- Демонстрировать то, что сверху/снизу от него.
- Отыскивать вокруг множество предметов и 1 предмет.
- Сопоставлять группы предметов посредством наложения/приложения; разъяснять в словесной форме, каких предметов больше/меньше/поровну.
- Сопоставлять 2-3 предмета по величине/длине/ширине/высоте;
- Говорить, какой предмет больше/меньше/длиннее/короче/шире/уже/выше/ниже.
- Узнавать/называть квадрат/круг/треугольник/прямоугольник/овал.
- Понимать такие понятия как верхняя/нижняя/слева/налево/справа/направо.
Фото:pixabay.com
Развитие речи
- Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и пр.
- Что делают данные животные (рыба плавает, змея ползает, лягушка прыгает, человек ходит).
- После рассматривания предмета/сюжетной картинки/игрушки уметь составить стандартный рассказ из нескольких предложений об этом.
- Говорить все звуки за исключением шипящих/сонорных.
- Согласовывать слова в роде/числе/падеже.
- Понимать общие слова, такие как мебель/транспорт/игрушки/посуда/обувь/одежда.
- Верно использовать существительные с предлогами: в/на/под/за.
- Использовать предложения с однородными членами.
- Давать ответы на простые вопросы.
Окружающий мир
- Знать свои имя/фамилию, имена мамы/папы/бабушек/дедушек.
- Знать, сколько ему лет.
- Знать город, где он проживает; свой домашний адрес.
- Знать, когда выпадает снег, расцветают цветы, летают бабочки, лепятся снеговики, тает снег, на деревьях возникают листочки.
- Знать несколько деревьев и цветущих травянистых растений.
- Отличать/называть обычные предметы быта, их величину/цвет/форму/назначение/важные детали/части.
- Отличать/называть явления природы.
- Знать ряд профессий.
- Отличать на вкус несколько видов овощей/фруктов.
Фото:pixabay.com
Внимание
- Повторить за родителем простое движение в нужной последовательности.
- Хлопнуть в ладоши в момент произнесения некоего слова.
- Складывать по заданному образцу обычные постройки из конструктора.
- Видеть признаки сходства/отличия между 2 игрушками.
- Самому называть сходства/отличия в картинках.
- Отыскивать одинаковые предметы самостоятельно.
- Складывать разрезанную на несколько частей картинку.
- Делать определенное задание не отвлекаясь в течение нескольких минут.
- Держать в поле зрения несколько предметов.
Мышление
- Делать пирамидку из 7 колец самостоятельно в верном порядке.
- Выбирать самому фигурки в те отверстия, в которые нужно.
- Обобщать одним словом группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; (домашние животные) 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса (дикие животные); 3) роза, ромашка, колокольчик (цветы); 4) стол, стул, кровать, кресло (мебель).
- Искать лишний предмет в группе и верно разъяснять выбор.
- Находить пару предмету.
- Давать ответы на вопросы: «Сколько лап у кошки? Зачем необходимы стрелки на часах? Почему есть окна в домах? Что следует делать, чтобы чай был сладким?»
- Выбирать противоположные по значению слова: днем светло, а ночью темно; зимой холодно, а летом тепло; перо легкое, а камешек тяжелый; камешек твердый, а подушка мягкая; дерево высокое, а пень низкий; река широкая, а ручей узкий; медведь большой, а кошка маленькая.
- Находить решение стандартных логических задач.
- Отыскивать на картинке с нелепицами несколько несоответствий и разъяснять, что не так, почему не так и как было бы правильно.
Память
- Повторять на слух ряд слогов по порядку.
- В точности делать задание из нескольких команд: прийти на кухню, усесться на стульчик, подать чашку.
- Определить с 1 попытки, какого предмета нет. Для чего вы можете установить перед ним несколько предметов, назвав все, а потом попросить малыша закрыть глаза, в следующий момент спрятать один предмет; ребенок должен определить, какой предмет отсутствует.
- Повторить на слух несколько простых слов.
- Повторить на слух цифры в некоем порядке: 3 – 1 – 5; 1 – 4 – 2 – 6.
- Запомнить/назвать самостоятельно несколько предметов.
- Рассказать наизусть 5-6 стихов/загадок. Пересказать содержание сказки.
- Запомнить содержание сюжетного рисунка.
- Воспроизвести в памяти недавние интересные события из жизни.
P.S. Ребенку требуются и женские, и мужские ролевые модели, однако они не обязательно должны быть в одном доме. Более всего нужны ему забота и любовь, непрерывное участие в жизни со стороны тех, кто дает им поддержку в эмоциональном смысле и ведет ко вступлению в жизнь. Ребенок, который проживает только с одним родителем, который способен дать ему все названное выше, будет более гармонично развит, нежели тот, чьи родители игнорируют его потребности/нужды в результате несчастливой совместной жизни. Большая часть детишек из неполных семей отыскивают ролевые модели за пределами дома – это могут быть родные дядя/тетя либо кто-нибудь из друзей семейства.
Дети по природе имеют отличную приспособляемость: так предоставьте им то, что требуется – и они станут развиваться.
Оригинал статьи: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-4-goda-pamyatka-dlya-roditeley/
Источник