Ребенок 4 года говорит заученными фразами

Ребенок 4 года говорит заученными фразами thumbnail

Правообладатель иллюстрации
Teremok TV YouTube

Image caption

«Опять суп, что ли? Опять каша?», — это была фраза из мультика про царевну

Детей с аутизмом эхолалия сопровождает годами. Автоматическое повторение услышанного помогает Лизе постигать мир, и наблюдать за этим безумно интересно.

«Это — мое», — с восторгом выдыхает, растягивая слова, моя младшая дочка, двухлетняя Зоя.

«Ма-а-й-о-о», — Зоя прижимает к себе любимую игрушку, собачку по имени Скай из мультфильма «Щенячий патруль».

«Я — Скай, ты — Роки», — распределяет роли Зоя.

«Я — Роки, а ты — Скай, правильно?» — уточняю я, и малышка утвердительно кивает головой в ответ.

Я в очередной раз удивляюсь, как без малейшего напряжения в процессе игры обычный, или, говоря более научным языком, нейротипичный ребенок учится оперировать местоимениями, постигает концепцию принадлежности, обозначает свое и чужое.

Все это происходит на уровне подсознания: Зоя не задумывается о правилах, определяющих, когда «мое» становится «твоим» или «его», когда «я» меняется на «ты» и наоборот.

Правообладатель иллюстрации
Anna Cook

Image caption

«Я — Скай, ты — Роки», — распределяет роли Зоя, но Лиза так не может

В очередной раз мое сердце сжимается при мысли о том, насколько сложны и неочевидны эти понятия для моей старшей дочки Лизы, которая в два года еще не говорила ни слова, и конечно же не тыкала пальчиком в «мое» и » твое», а сейчас, в свои почти семь лет, выражается весьма своеобразно.

Отраженная речь

«Что ты хочешь: яблоко, банан или грушу?» — вкрадчиво спрашивает меня Лиза.

Нет, она вовсе не угощает меня. Наоборот, таким образом она дает понять, что непрочь подкрепиться, и приглашает меня задать ей этот вопрос.

«Что ты хочешь, Лиза: яблоко, банан или грушу?» — включаюсь я в наш ежедневный ритуал.

«Яблоко!» (на самом деле это звучит как «Ма-а-ба») — радуется Лиза, и сама бежит доставать себе яблоко из фруктовой корзины.

«Что ты хочешь: порезать или так будешь есть,» — опять «интересуется» у меня Лиза, и я повторяю ее вопрос.

«Порезать», — подскакивает она от радости.

«Лиза, скажи: «Порежь мне яблоко», — я пытаюсь исправить ее манеру просить.

«Лиза, скажи «порежь мне яблоко», — отзывается на мою просьбу дочка.

Это называется «эхолалия» — «отраженная речь», автоматическое повторение услышаных слов и фраз, а также звуков окружащей среды (например, рева пожарной сирены).

Вообще-то эхолалия — типичная стадия речевого развития, но обычные дети «проскаивают» ее в нежные годы практически незаметно, поэтому многие родители могут и не знать о таком явлении.

Немедленное и отсроченное повторение

Правообладатель иллюстрации
Lars Klinting

Image caption

Лиза месяцами просит читать ей одно и то же и впитывает все, что говорят герои

Детей с аутизмом эхолалия сопровождает годами, а некоторых — всю жизнь. Она может быть немедленной — когда человек с аутизмом сразу повторяет только что услышанное, и отсроченной — в этом случае повторение происходит спустя несколько часов, дней и даже недель.

С помощью эхолалии Лиза во многом постигает мир. Наблюдать за этим мне безумно интересно. Я заметила, что сразу она повторяет услышанное, когда волнуется или слышит что-то новое. Такое ощущение, что она еще раз «проговаривает» фразу, чтобы лучше ее понять.

С отсроченной эхолалией еще любопытнее. Лучшие учителя Лизы — книги, аудиосказки, мультфильмы и детские передачи. Месяцами она просит читать ей одни и те же книги (уже больше полугода наш лучший друг — бобер Кастор, который печет пироги, шьет фартуки и выращивает фасоль).

Лиза — как губка — впитывает все, что говорят герои ее любимых мультфильмов и передач. Видимо, многократный повтор позволяет ей не только запомнить фразы, но и проанализировать, в каком контексте они произносятся.

Часто услышанные ранее тексты «всплывают» в Лизиной речи, чтобы заполнить паузу. Когда обычные люди ведут непринужденный разговор, мы с Лизой, по ее инициативе, разыгрываем сценки из книжек и мультиков, поем песни, вспоминаем стихи.

Звучание знакомых последовательностей слов и звуков успокаивают дочку. Часто она просит ей подпевать или декламировать текст в очереди в магазине, перед тем, как я оставляю ее с няней, недавно нам пришлось петь за минуту до ее выступления на школьном концерте (и сразу же после него).

«Опять суп, что ли? «

Несколько месяцев назад заученные Лизой фразы стали появляться, что называется, «к месту».

Садимся обедать. Я ставлю перед Лизой тарелку с супом и через секунду чуть не падаю от неожиданности, потому что Лиза интересуется с хитрым видом:

— Опять суп, что ли? Опять каша?

Я понимаю, что это фраза из мультика «Жила-была Царевна» — несколько минут назад Лиза пересмотрела его в 110-й раз. Она запомнила оттуда фразу и ввернула ее в подходящий момент! И если бы не слова про кашу, можно было бы и не догадаться, что это эхолалия.

«Не хочу есть суп», — кривится моя средняя дочка Катя.

«Не хочешь — как хочешь, ходи голодный!», — парирует Лиза фразой из аудиосказки «Приключения в стране Мульти-Пульти», которую мы слушаем в машине.

После долгого дня в школе Лиза внезапно выдала на английском: «I’m tired» ( «Я устала»). «Ты устала, Лиза», — не могу поверить я.

Читайте также:  На какие секции можно отдать ребенка в 4 года девочку

«Me too» ( «Я тоже»), — тут же скорбно добавляет она уже от имени другого мультгероя.

Я очень рада, что хотя бы таким образом Лиза стала больше общаться и даже учиться что-то рассказывать о себе. Развивается ее словарный запас и понимание ситуаций, в которых произносятся какие-то конкретные слова.

«Я — Лиза»

Правообладатель иллюстрации
Irina Krasnikova

Image caption

Понимание того, что такое «я», пришло к Лизе внезапно

Хуже всего ей до сих пор дается употребление и понимание местоимений. С младенчества Лиза слышала, что к ней обращаются во втором и третьем лице ( «Ты хочешь гулять?», «Лиза идет гулять?»), и когда, наконец, она научилась немного отвечать на вопросы, то стала говорить в той же манере: «Хочешь!», «Лизина очередь!»

Понимание того, что такое «я», внезапно пришло к Лизе этим летом, и тоже благодаря мультфильму. Во время летнего отдыха из-за отсутствия в нашей съемной квартире в Греции интернета, Лиза со скуки бесконечно пересматривала сохраненный на планшете мультик «Приключения пчелки Майи», где эта самая пчелка эмоционально говорит какому-то зануде-шмелю: «Я — Майя, я живу на лугу».

На вторую неделю каникул, качаясь после моря на качелях, дочка внезапно выдала: «Я -Лиза!»

Для пущей убедительности она стала тыкать себя в грудь и чудом не свалилась с качелей.

Так мы стали разучивать: «Я — Лиза, ты — мама, это — Катя, она — Зоя».

Теперь Лиза говорит про себя во всех трех лицах, по-прежнему отдавая предпочтение второму и третьему. Я пытаюсь хитростью — призвав на помощь эхолалию — переучить дочку.

«Лиза, дать тебе айпад?», — спрашиваю я. Чтобы перебить знакомый ответ «Дать айпад», торопливо сама себе отвечаю: «Дай мне айпад».

«Дай мне айпад», — нетерпеливо повторяет Лиза, протягивая руки к вожделенному планшету.

Я заметила, что, ко всему прочему, Лиза не понимает, что не все вопросы обращены к ней, особенно если в них присутствует слово «ты».

«Катя, пойдем делать домашнее задание», — обращаюсь я к средней дочке.

«Не будешь домашнее задание, не будешь», — возмущается Лиза.

Если же вопрос перефразировать как «Катя будет делать домашнее задание», Лиза не станет возражать.

Мозг и местоимения

Американский журнал Sience News несколько лет назад опубликовал результаты исследования, в котором утверждается, что путаница с местоимениями у людей с аутизмом носит более глубинный характер, чем просто неверный выбор слова.

Оказывается, за определение себя как отдельного человека, этакого «Я» с большой буквы, отвечают сразу два участка головного мозга — один в переднем отделе и один в заднем.

Сравнивая работу мозга нейротипичных людей и людей с высокофункциональным аутизмом, ученые обнаружили, что у последних значительно слабее синхронизация между участками мозга, отвественными за употребление местоимений. Особенно, если им приходилось отвечать на вопрос, содержащий местоимение «ты» или «вы» (когда участников эксперимента спрашивали об их мнении по какому-то вопросу).

Лиза, хоть и поняла уже концепцию слова «я», до сих пор не вполне усвоила, что значит «мое», и уж тем более момент, очевидный для двухлетнего ребенка, — когда про «мое» говорят «твое» и наоборот.

Играем в лото.

«У кого банан?», — спрашиваю я, протягивая карточку с нарисованным бананом.

«У Лизы!», — радостно кричит Лиза.

Я не отдаю ей карточку. Повторяю свой вопрос и шепотом ей подсказываю: «У меня».

«У меня!» — радуется Лиза.

«Правильно, у тебя», — я даю Лизе карточку.

«У тебя? Не хочешь «у тебя», не хочешь», — кричит растерянная Лиза.

Я понимаю, что еще рано, играть в лото «как положено», она еще не готова. Вздыхаю, возвращаюсь к привычному: «У кого яблоко?»

«У Лизы».

«У кого шапка?» — у мамы.

Но мозг человека способен к обучению. Я верю, что с помощью постоянных упражнений мы улучшим эту необходимую синхронизацию отделов головного мозга. К тому же, имея сестер, которые постоянно твердят «это мое», «это не твое», «это тебе», «отдай мне», «забирай себе», у Лизы просто нет шансов со временем не выучить эти важные в жизни понятия.

Анна Кук — журналист, живет в Англии с 2007 года. У ее старшей дочери в три года был диагностирован аутизм.

Источник

Мой ребёнок начал говорить три месяца назад и с развитием речи, примерно месяц назад, он стал повторять за мной абсолютно всё. Например, я говорю ему:

«Сынок, иди кушать! «

Ребёнок повторяет за мной эту же фразу, но не полностью, а её часть:

«Иди кушать»

Когда я стала чаще слышать эти повторения, я, скажу Вам честно, напряглась очень сильно, потому что совсем недавно мы посетили психиатра и страшного ничего она не разглядела в моём ребёнке, а тут вроде как эхолалить начал.

Очень интересная игра из книжки, берите на заметку.

Рассудок мой мне говорил, что паниковать не стоит, потому что ребёнок повторяет, ну а как ему по другому развивать свою речь? Только методом повторения и тут я решила разобраться с вопросом как отличить эхолалию от обычного детского повторения и стоить ли вообще бить тревогу по этому поводу?

Что такое эхолалия?

Эхолалия — это повторение ребёнком слов, звуков или целых предложений за Вами, за другими людьми, а, возможно даже, за героями мультфильмов.Эхолалия бывает немедленная, то есть Вы сказали, а ребёнок тут же повторил, а бывает -отсроченная, то есть он повторил через какое-то время.

Читайте также:  Тримедат ребенку 4 года

Когда НЕ стоит бить тревогу по поводу эхолалии?

Самое первое, что я прочитала во всех источниках, что Эхолалия — это норма до трёх лет, именно с помощью этого способа ребёнок учиться строить предложения, развивать и пополнять свою речь. Он повторяет за Вами, он копирует Вас, но при условии, что он понимает о чём говорит и применяет её по ситуации, например, не должно быть такого:

«Сынок, ты пойдёшь кушать? «

А сынок Вам точный пересказ из мультика, который даже не в тему Вашего вопроса.

Нормой считается эхолалия такого типа, на тот же вопрос, ребёнок может ответить:

«Кушать… (Молчание и обдумыванин слова) , ДА!

То есть ребёнок повторил Ваше слово, чтобы его понять и ответил Вам на вопрос.

Так же нормой считается эхолалия- соглашение, когда ребёнок может сказать слово » Нет «, а » Да» у него не получается. Например, Вы у ребёнка что-то спрашиваете, а он не знает как ответить, поэтому повторяет за Вами (обычно последнее слово), выражая таким образом согласие, очень часто такая эхолалия сопровождается кивком, например:

«Ты будешь кушать?

Ответ ребёнка:

» Кушать (при этом он может кивать головой). «

Ещё одна норма- это многократное повторение слова ребёнком в течение дня.

«Муравей- слово, которое понравилось ребёнку из этой книги. И он его повторял целый день.

Эта ситуация очень напоминает обучение иностранному языку, когда Вы много раз повторяете одно и тоже слово, чтобы запомнить как оно произносится и его значение. Тоже самое делает и Ваш ребёнок.

А вообще загадки по типу «закончи предложение» очень нравятся детям и отлично подходят для развития речи.

Такая ситуация не длится долго, а потом слово прочно входит в активный словарный запас и применяется по назначению.

В норме речь у ребёнка формируется в два этапа: 6-12 месяцев и с 2-3 лет. В этом возрасте, детям свойственно подражать речи взрослых, копировать её и цитировать, чтобы пополнять свой словарный запас и учиться общению с другими людьми. Эхолалия — это способ научиться говорить, поэтому не стоит бить тревогу сразу,если Вы заметили её в речи Вашего ребёнка. Но если к четырём годам эхолалия не проходит, речь не развивается и ребёнок не применяет её по назначению, то стоит показать ребёнка специалистам. Это могут быть: психолог, психоневролог, логопед или коррекционный педагог.

__ __ __

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!

Источник

Аутизм или нет?

Добрый день. Очень нужна консультация, мы уже несколько месяцев посещаем разных специалистов (неврологов, психологов, психоневрологов), а они прийти к единому мнению не могут.

Отдельно прошу прощения за свое многословие

Дочке сейчас 5 лет. Беременность без проблем, роды в срок. Вес ребенка 3950, рост 54. По Апгар 9. Держать голову, переворачиваться, ползать стала в срок.
Гуление и лепет тоже в срок. До 1г.9 мес держался набор из 20-30 слов и звукоподражаний «иди», «дай», «ляля», «пить» и пр. Потом стала повторять все, что слышала, и достаточно быстро перешла к фразам и предложениям. Т.е. с речью серьезных проблем проблем не было (были небольшие нарушения, о них ниже напишу).
Неплохая память, знает много стихов.
Зрительный контакт был и есть. И в глаза смотрит, и за указательным жестом следит и у самой указательный жест очень активно используется.
Местоимение «Я» употребляет.
Ласковая, обниматься-целоваться любит. Привязана к маме, папе, бабушке и тете. Т.е. нет привязки к одному человеку. На приход-уход близких реагирует по ситуации. Может проявить эмоции (обрадоваться приходу, может и спокойно продолжать игру, если занята). К прикосновениям других относится спокойно. В свое пространство, в свою игру, как правило, пускает даже тех, кого видит впервые.
Ритуалов в игре никогда не было. Играла с разными игрушками, предметы использовала по назначению. Ролевые игры не очень любит, а вот в сюжетные играла с упоением. И сейчас любит играть с небольшими по размеру игрушками, преимущественно фигурками животных. Фантазирует активно. Играть может подолгу и сама, но может пригласить в игру родителей, бабушку, других детей. До 3-х лет к детям особенно не тянулась. Но на гостей реагировала всегда с радостью, игрушками делилась, совместно играла. После 3-х лет активно стала тянуться к детям. Совместная игра складывается, но дочка чаще играет по сценарию, который предлагается другими детьми (пасивный исполнитель).
Деятельность взрослых имитировать умеет – например, изображает, что говорит по телефону или домофону, гладит игрушечным утюгом, могла сделать себе макияж, утащив у меня косметику и пр.
Рисовать, лепить любила всегда. В рисунках появился узнаваемый сюжет примерно к 3-м годам.

У ребенка с раннего детства наблюдается переборчивость в еде. Дочка всегда капризничала за столом, ела мало и очень выборочно. Попробовать новый продукт для нее — большая проблема. Ест стандартный набор продуктов, к которым привыкла.
Временами были нарушения сна. Скажем, проснется в 4 утра и все – выспалась, больше спать не уложить. Но такие ранние подскоки были нечасты, может быть 1-2 раза в несколько месяцев.
И еще, с младенчества у дочки была привычка — теребить мою руку, перебирать пальцы моей руки пока не уснет.
Что касается речи — в 2 года дочке поставили дизартрию. Она не выговаривает Ш Ж и Р. На тот момент были еще проблемы с С и З, сейчас с этими звуками все чисто.
Она часто переставляет слоги местами «петерь» вместо теперь, «свегоник» вместо снеговик и пр. Таких слов у нее достаточно много. В целом словарный запас у нее хороший. Но ощущение, что ребенок говорит шаблонами, как бы заученными фразами-клише, присутствует При этом активно присутствует словотворчество. «Мама, принь меня на руки» Принь — значит возьми. И, наверное, таких собственных слов у нее десятка 2 точно наберется.
Часто повторяет одну фразу несколько раз.
Диалог она вести умеет, но исключительно на интересные для нее темы, избирательно. Именно на этом основании нам и ставят аутизм.
К, примеру, на приеме у врача может сказать, что разговаривать ни о чем не хочет. И действительно будет молчать. Просто игнорировать вопросы, которые ей неинтересны.
Интеллектуально развита весьма средне для своего возраста. Это при том, что ею достаточно много занимаются. Многие вещи просто не усваивает.

Читайте также:  Ребенку 4 года воняет изо рта

Мы живем в Москве. Есть куда обратиться, но нет единодушия у специалистов.
Может, сможете нам что-то посоветовать.
Спасибо.

Источник

Заикание у детей

Задержка речевого развития – это отставание от возрастной нормы развития речи у детей в возрасте до четырех лет. 

Психологи, неврологи, отоларингологи, логопеды, дефектологи бьют тревогу по поводу задержки развития речи, поскольку  это негативно влияет на общее психологическое развитие ребенка и овладения навыков межличностного взаимодействия. Также от темпов развития речи зависит формирование познавательных процессов у ребенка: мышление, воображение, память, внимание.

Ребенок 4 года говорит заученными фразами

Что должно насторожить родителей в развитии речи ребенка

1. Если в 4 месяца ребенок эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, а также не оживляется при обращении к нему родителей.

2. Примерно к 8 месяцам кроха должен активно «гулить», произносить различные звуки «а-а-а», «м-м-м», следить за губами взрослого и пытаться ему подражать. Если такого не происходит, следует незамедлительно обратиться к невропатологу. 

3. Если малыш к 1 году не оборачивается на голос, обращение к нему или звук, а для привлечения внимания использует плач.

4. Если у ребенка к 1,5 годам наблюдаются трудности с сосанием и жеванием пищи, если он давится даже маленькими кусочкоми.

5. Если в 1,5 года ребенок не может на слух различить предметы и показать их по картинке («Где мишка?», «Где кукла?», «Где глазки?»).

Детский гардероб

6. Если в 1,5-2 года малыш не может понять и выполнить элементарные просьбы взрослых («Возьми мяч и дай его мне», «Принеси машинку», «Подними кубик»).

7. Если в возрасте 2-3 лет ребенок не может произносить отдельных слов и составлять из них простые фразы («Мама, дай», «Пойдем гулять», «Давай играть»).

8. Если в 3-4 года малыш не способен произносить целые предложения, состоящие из подлежащего, сказуемого и дополнения («Мама пошла на работу, я иду играть»).

9.  Если в 3 года ребенок говорит в очень быстром темпе, глотает окончания слов (или наоборот, говорит слишком медленно, хотя в доме никто так не разговаривает).

10. Если в 3 года малыш говорит только заученными фразами героев из книжек, мультфильмов и т.д. и не строит самостоятельно предложений. Также должно насторожить, если вместо своих составленных фраз карапуз повторяет в точности сказанное взрослыми.

11. Следует незамедлительно обратиться к специалисту, если к 4 годам у ребенка произношение большинства звуков неправильное.

12. Если у малыша в любом возрасте постоянно приоткрыт рот, имеется обильное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

Ребенок

Причины задержки развития речи у детей

1. Речь формируется на основе услышанного, поэтому если у ребенка есть физиологические проблемы со слухом, то, следовательно, возникают трудности со словарным воспроизведением.

2. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывается все его желания, формируется невостребованость речи и отсутствие мотивации к выражению своих требований и эмоций словами. Обычно подобная картини анблюдаетсся в семьях, где ребенку отводиться центральная роль, когда родители, бабушки и дедушки незамедлительно выполняют все прихоти малыша по первому его крику или даже взгляду.

3. Проблемы с развитием речи могут возникнуть, если с ребенком мало занимаются и не уделяют должного внимания его развитию. Это, как правило, дети из неблагополучных семей. Однако, попадая в благоприятные условия, такие малыши быстро наверстывают упущенное и начинают говорить в соответствии с возрастной нормой. 

4. Нередко родители предпочитают усаживать ребенка в манеж или перед телевизором, чтобы заняться своими делами, а с карапузом разговаривают лишь скупыми односложными предложениями. В итоге малыш мало слышит человеческую речь, и ему просто не у кого учиться говорить.

Малыш

5. Задержка речи может быть связана с особенностями биологического созревания нервной системы, когда у ребенка наблюдается общая задержка развития, не только речевая, что довольно часто наблюдается у недоношенных детей.

6. Причиной задержки речевого развития может стать замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь, что зачастую заложено на генетическом уровне.

7. Поражения и заболевания головного мозга (травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, при родах или в первый год жизни) тоже влияют на темпы развития речи.

8. Задержка речи может быть следствием общего расстройства развития, к примеру, легкой степени умственной отсталости или олигофрении.
 

Подготовила Марьяна Чорновил

Источник