Ребенок 4 года часто задает одни и те же вопросы

Ребенок 4 года часто задает одни и те же вопросы thumbnail

От природы малыши очень любопытны, наступает период, когда мамы и папы (бабушки и дедушки более терпимы) жалуются, что ребенок спрашивает или повторяет что-то много раз и даже очень спокойные и терпеливые мамы начинают возмущаться: «Он спрашивает одно и тоже много раз!», «Повторение одного и того же (сказка, мультик, слова из мультика) приводят меня в недоумение»…

Попробуем разобраться, почему ребенок от года и до 2,5 или 3 лет так нуждается в повторении и что это значит, когда нужно начинать беспокоится.

Дети любят повторения, потому что для них это лучший из способов научиться чему-либо новому. Прослушивание чего-либо много раз помогает им запоминать информацию на более длительное время. Маленькие дети в возрасте от 12 до 18 месяцев больше нуждаются в повторении, чем более старшие, 2.5-летние дети, чтобы выучить и запомнить новую информацию.

Многие мамы сталкиваются с ситуациями, когда ребенок просит включить любимую серию мультфильма или прочитать одну книжку несколько раз подряд. И взрослым часто это кажется странным — сюжет и диалоги малышу уже давно известны, а некоторые он проговаривает наизусть. «Неужели ему не надоедает?» задаемся мы вполне (как нам кажется) логичным вопросом. Но практически всегда родители получают категорический ответ – «Нет» и настойчивую просьбу – «Включи или почитай!»

Детские психологи определяют роль повторения в жизни ребенка как способ развития.

Повторение развивает память ребенка и формирует способность к анализу, что составляет основу его дальнейшего развития.

После того как кроха выучит что-нибудь, он получает удовольствие от повторения, ведь он может знать, что будет дальше. После множества прочтений любимой сказки, ребенок запоминает ее так хорошо, что может закончить большинство предложений. Это позволяет ему быть более активным, когда мама читает сказку. Именно поэтому простые песни и прибаутки оказывают на маленьких детей большое влияние: они не только тренируются использовать свои речевые навыки и словарный запас, напевая куплет простой песни который раз подряд, но и испытывают чувство удовольствия оттого, что добавили что-то конкретное в свой репертуар.

Когда ребенок приобретает новый навык, его многократное повторение служит напоминанием о приобретенном умении. По такому же принципу в основе жажды повторения одной и той же сюжетной линии может лежать желание напомнить себе о сделанных ранее выводах.

Также это способ напоминания себе.

Для маленького человека такие повторения — это подтверждение надежности мира.

Дети испытывают потребность в определенных ритуалах, это дает им ощущение стабильности и надежности мира вокруг – засыпания, пробуждения, прогулки в понравившемся месте.

Кроме этого ритуал – это понятный, установленный порядок и ощущение стабильности и надежности мира вокруг — засыпания, пробуждения, прогулки в понравившемся месте.

Поскольку дети чувствуют, что контролируют ситуацию (это дает им чувство безопасности и комфорта), когда они могут предсказать дальнейшие события, поэтому следование неизменному ритуалу успокаивает их

Родители могут использовать любовь детей к повторению, чтобы облегчить их отход ко сну, прием пищи и другие действия, когда естественное сопротивление ребенка часто превращается в игру. Если вы будете повторять одну и ту же последовательность действий каждый вечер – ужин, ванна, чистка зубов, чтение сказки и кровать – обыденность событий будет успокаивать ребенка и позволит ему принимать в них участие.

Повторение — это стремление познать что-то полностью

Психологи выяснили, что для того, чтобы ребенок смог полноценно усвоить сюжет, подходящий по возрасту и уровню развития, а также сделать свои собственные выводы из этого, необходимо воспроизвести для него этот сюжет не менее 30 (!) раз. С каждым новым воспроизведением сюжетной линии ребенок открывает для себя все больше деталей, дополняя свою картину мира. Со мной такое тоже часто бывает, особенно в сложные периоды жизни, когда хочется забыть о проблема и отстраниться — я включаю любимый фильм, слушаю музыку, иногда даже несколько раз.

Также же это связано с желанием воспроизводить положительные эмоции.

Произведение, которое так любит ребенок, безусловно, приносит ему индивидуальные положительные эмоции – радость за любимого героя, восстановление справедливости, восприятие смешных событий и др. Главное читать правильные книжки, ставить аудиокниги, предлагать мультфильмы, которые способны вызвать положительные эмоции и научить доброте и справедливости.

Таким образом малыши освобождаются от тревоги

Чувство предсказуемости ситуации, возможность которого дает многократное повторение сюжета, может снимать тревогу, связанную с неизвестностью. В этом возрасте — это хорошо, ведь очень часто детские страхи и ночные кошмары возникают на фоне неопределенности и страха. Малыши бояться не только выдуманных героев, которыми их пугают взрослые, но и неприятного персонажа, которого он увидел на экране телевизора, на картинке в книжке. Мой брат в детстве очень боялся щуку из сказки про Емелю, на картинке она вроде была красочной, но с раскрытым ртом и относительно большими зубами. Этот страх возникал перед засыпанием — ему казалось что она заглядывает в форточку. В этом возрасте нужно быть крайне осторожными — никто не знает какой персонаж покажется вашему крохе злым или опасным.

Привязанность к любимому герою

Этот факт также провоцирует малыша часто смотреть один и тот же мультфильм или слушать сказку. Ребенок выделяет для себя какого-то конкретного персонажа, который затронул его сердце и может идентифицировать себя с ним, восхищаться какими-то важными для себя качествами или просто испытывать к нему личную эмоциональную привязанность. И тогда повторяющихся просьб посмотреть именно этот мультик или почитать ему именно эту сказку не избежать.

Читайте также:  Ребенку противовирусное 4 года

Когда нужно беспокоится

В речевом развитие есть период, когда ребенок повторяет слова и фразы по много раз. Он как бы играет со словами и звуками. В норме это до 3-х — 4-х лет.


Если ребенок может повторять одну и ту же фразу, когда он в эмоциональном возбуждении, как бы успокаивая себя.

Часто это наблюдается у детей с различными задержками или нарушениями в развитии, механические повторения услышанных фраз: эхололии.

В большинстве случаев эхолалии является нормальным явлением для детского возраста, так как малыш экспериментирует с навыками произношения слов, построения предложений и учиться общению. Эту  стадию  речевого развития проходят  почти все дети в возрасте до 2 лет.

К 3 годам дети способны выражать свои мысли через предложения, чтобы общаться с окружающими, поэтому эхолалия  в их речи практически отсутствует.

Психологи выделяют две основные функции у эхолалий это общение и саморегуляция.

Общение для поддержания разговора, обдумывания ответов, уточнение значения слов, игры и веселья.

Саморегуляция для того, чтобы спланировать собственные действия, привести себя в спокойное состояние, получать удовольствие от произносимых звуков и слов. Дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда повторяет услышанные ранее слова,  это помогает «поймать» нить разговора и настроиться на дальнейшее общение.

Иногда дети могут ходить и повторять звуки их сочетания,  слова или фразы для того, чтобы послушать как они звучат. Они получают удовольствие от самого произношения звуков.

Если же рассматривать эхолалию как проблему, то она появляется у детей с трудностями в развитии.

В каких случаях эхолалия затрудняет общение:

  1. Когда она мешает усвоению новых учебных навыков.
  2. Когда она мешает общению.
  3. Когда эхолалия используется ребенком для самостимуляции.

У детей старше четырех лет эхолалия уже не является нормой и нужно обязательно обратиться к узкому специалисту, чтобы проконсультироваться по поводу предполагаемого заболевания.

Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи:

  • повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
  • неврологические и психические патологии;
  • умственная отсталость;
  • проявление аутизма и шизофрении;
  • синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
  • имбецильность (олигофрения);
  • опухоль головного мозга;
  • дислексия;
  • дисфазия.

Источник

Ребенок 4 года часто задает одни и те же вопросы

Терпение мамы безгранично: она может выдержать любые слезы и капризы своего карапуза. Но даже самые спокойные мамочки в какой-то момент сдаются, когда их кроха без конца повторяет один и тот же вопрос.

«Почему ребенок спрашивает одно и то же? Он же даже не слушает ответ!» — жалуются родители врачам. Иногда маме кажется, что ребенок делает так из вредности. Однако психологи уверяют, что тоддлер вовсе не хочет досадить тебе. Ответ врача, почему дети задают один вопрос 100 раз подряд, очень прост: твой малыш так учится!

Повторенье — мать ученья

Ты, конечно, знаешь, что от природы карапузы невероятно любопытны. Именно благодаря этому качеству они прекрасные ученики: детишки сами прилежно составляют себе «учебный план» на день и следуют ему, не ленясь. А теперь вспомни собственные уроки в школе: как можно выучить заданное по литературе стихотворение и освоить сложный параграф в учебнике? Конечно, прочитать его вслух и повторить это несколько раз! Только так материал отложится в голове.

Малыш смеется

Родной язык как иностранный

Именно этим и занимается твое чадо, когда задает один и тот же вопрос. Да, иногда твой ответ он уже не слушает, ведь малыш практикуется в грамматике и фонетике! Для карапуза все внове. Представь, как ему сложно удержать в голове столько информации! Ребенок учится одновременно правильно шевелить языком, подбирать верные слова и расставлять их в нужном порядке, заботиться о вопросительной интонации… Все равно что пробовать говорить на иностранном языке! Поэтому не обижайся на него, когда он слушает тебя вполуха: сейчас он упорно трудится над развитием речи!

Читай также: Топ-10 лучших мультсериалов для изучения английского языка 

Как правильно отвечать на детские вопросы

Мальчик держит баклажан и поварешкуВрачи утверждают, что мама в ответ на повторяющееся любопытство малыша может дать ему больше информации, чем он просит. По-простому это звучит так. Когда тоддлер показывает тебе на поварешку и спрашивает, что это такое, то сначала ты можешь просто назвать ему этот предмет. Если же интерес не угасает, расскажи, что этой длинной ложкой ты наливаешь крохе в чашку сладкий компот, а в тарелку вкусный суп с фрикадельками. Спроси, может ли твое чадо выговорить слово «поварешка»? Заодно расскажи, что оно произошло от слова «повар» и доверь малышу какое-нибудь простое дело на кухне. Так тоддлер будет учиться незаметно и с огромным удовольствием!

Посмотри на меня, мама!

Порой малышу просто нужно твое внимание. Ребенок спрашивает почему много раз подряд? Так он просит тебя оставить твои дела и заняться исключительно им.

Мама с ребенком читаютПочитай книжку или поиграй с ним в магазин: так ты остановишь поток вопросов! Кстати, со временем детки спрашивают одно и то же все реже и реже, а к школе и вовсе оставляют эту привычку. И если твой семилетка задает вопрос «почему» часто, как и раньше, это повод поговорить с психологом.

Читайте также:  У ребенка на попе красное шершавое пятно 4 года

Читай также: Как распознать опасные состояния у ребенка и правильно оказать первую помощь

Поэтому будь для своего маленького упрямца самой терпеливой учительницей, повторяй ему один и тот же урок много раз и никогда не ставь плохие оценки. А вечером, когда ученик наконец сладко заснет, дай себе заслуженный отдых! 

Фото: depositphotos

Источник

Галина, вы абсолютно верно заметили, что игнорировать детские вопросы нельзя, и надо на них отвечать, учитывая при этом возраст ребенка. Вообще, детские вопросы — важный показатель интеллектуального и коммуникативного развития ребенка Выделяют два типа (и соответственно, два периода) детских вопросов. Первый период начинается с появлением назывательной (номинативной) функции речи и связан с речевым обозначением окружающих предметов (вопросы типа «это что?») В этот период (около 2 лет) происходит слияние линии развития мышления и речи, слово становится одним из свойств обозначаемой вещи.

Второй период детских вопросов охватывает середину дошкольного возраста (4-5 лет). Он связан с преодолением зависимости речи от наглядной ситуации и с появлением способности устанавливать причинно-следственные связи (вопросы типа «почему?»). Появление вопросов. этого типа свидетельствует о расширении познавательных интересов ребенка, которые начинают включать предметы и явления, не представленные в наглядной ситуации и в чувственном опыте ребенка.

Кроме познавательной, детские вопросы имеют коммуникативную функцию: они всегда адресованы взрослому и предполагают ответ. Самого факта наличия ответа (часто независимо от его содержания), как правило, достаточно для удовлетворения познавательных интересов ребенка. Детские вопросы являются главным показателем внеситуативно-познавательного общения дошкольников со взрослым, при котором доминируют познавательные мотивы общения, а взрослый становится источником новой информации.

Правда, следует отметить, что при ряде заболеваний (в частности, при шизофрении) у ребенка может наблюдаться т.н. синдром «пытливых вопросов». Данное состояние обычно наблюдается у детей дошкольного возраста и характеризуется стремлением задавать одни и те же отвлеченные вопросы необычного содержания, не свойственные детям этого возраста. Это болезненное состояние может отражать нарушения мышления — резонерство, «мудрствование». Ребенок по много раз задает вопросы: «Сколько лет Земле?», «Почему солнце наверху?», «Сколько лет люди могут жить?», «Зачем небо?» и рассуждает по этому поводу.

Повторение одних и тех же вопросов может носить навязчивый характер, сопровождается аффективным (эмоциональным) напряжением и некоторым успокоением при получении ответа. Навязчивое стремление задавать одни и те же вопросы часто скрывает навязчивый страх — боязнь, опасение чего-то неприятного, сочетается и с навязчивыми движениями и действиями. Такое состояние при сохранной эмоциональности, активности ребенка характерно для невроза навязчивых состояний. Упорство навязчивых явлений, наклонность к болезненному мудрствованию, аутистические интересы, непродуктивность (бесцельность) деятельности дают основания думать о шизофрении.

Вопросы могут носить и сверхценный характер. От «стадии вопросов» здорового ребенка они отличаются не свойственным возрасту интересом к абстрактному, связаны с устойчивыми однообразными представлениями, надолго задерживаются в сознании (повышенный интерес к выключателям, электроприборам, шлангам, устройству поливальной машины, лифта и т. д.). «Пытливые вопросы», чрезмерный
интерес к абстрактному сочетаются и получают продолжение в полностью захватывающих ребенка играх. У ряда больных расстройство приближается к паранойяльному состоянию: в дальнейшем отмечается стремление логически разрабатывать изолированную идею, детализация мышления в направлении определенных интересов, патологическая творческая активность, патологически приподнятый аффект. Подобные расстройства также характерны для шизофрении.

Если вопросы вашего ребенка носят слишком абстрактный, не свойственный для дошкольного возраста характер, являются устойчивыми, навязчивыми, то мы рекомендуем вам показать его специалистам.  

Источник

Санцевич Диана Владиславовна

Санцевич
Диана Владиславовна

Содержание:

Введение

Источник: Санцевич Д.В. Психология под ред. Т.Н. Ковалёвой – Минск, 2010. — № 4, с.38 – 46.

3. Игра ребёнка с органическим поражением мозга

3.1 Характерные черты игры ребёнка с органическим поражением мозга

Игра ребёнка с органическим поражением мозга может отличаться рассмотренными выше чертами дизадаптивности, двигательной неуклюжестью, плохим моторным контролем, гиперактивностью, нарушениями речи, персеверацией, социальной и эмоциональной неадекватностью, а также однотипными, повторяющимися сюжетами игр. Встречаются игры, которые похожи на обрывки снов, где кусочки различного содержания причудливо смешаны, нагромождены или наполнены страхом. Такие дети, как правило, чувствительны к физической боли: незначительный ушиб может повлечь за собой оглушительный рёв.

Пример: Мать Светланы (8 лет) обратилась за психологической помощью в связи с трудностями девочки во взаимодействии как с детьми, так и со взрослыми. Она отмечала импульсивность дочери, приступы злости, деструктивность. В ходе работы была подтверждена гипотеза о том, что минимальная микроцефалия является прецедентом для развития эмоциональных и поведенческих нарушений. Исходя из полученных данных, основные усилия психолога были направлены на стимулирование эмоционального отреагирования у Светланы. Неструктурированный игровой процесс, большой выбор художественных материалов и игрушек позволили девочке выражать себя свободно. Ярче и дольше всего проигрывались злость и страх. Острота проявлений этих чувств снижалась постепенно. Мать девочки, проникшись первым, не медикаментозно полученным результатом, занялась организацией творческой среды для Светланы дома.

3.2 Афазия

Афазия выражается в нарушении понимания речи и её использования в общении и в мышлении. Например, в процессе игры ребёнок сказал «домик», но через 1-2 секунды не может вспомнить это слово. Бoльшая часть речи автоматизирована. Может рассказать наизусть стихотворение, но во время разговора не в состоянии использовать те слова, которые произносил в стихах. Когда мы читаем заученное наизусть стихотворение или поём выученную песню, то не подбираем слова с подходящим значением, в отличие от творческого использования слов в спонтанной речи.

В игре такой ребёнок может издавать звуки, произносить слова, которые не имеют отношения ни к игрушке, ни к процессу игры. Он в состоянии понять звуковые стимулы, не являющиеся речью. Например, он может понимать смысл звонка будильника, но не в состоянии понять смысл предложения «Будильник звонит».

Встречаются случаи эхолалии. В процессе игры ребёнок подражает речи других детей и взрослого, но не понимает смысла сказанного. Например:

Взрослый: «Спроси у мамы».

Ребёнок в ответ повторяет: «Спроси у мамы».

3.3 Гиперактивность

Повышенная двигательная активность ребёнка провоцирует хаотичные выплески огромного количества энергии. Он импульсивен, невнимателен. Ему трудно сконцентрироваться, даже если его направляют, поэтому его активность часто бесцельна. Такой ребёнок постоянно отвлекается и реагирует с равным вниманием на события различной значимости. Например, на хлопки в ладоши во время игры и на карканье ворон за окном. Ребёнок не в состоянии отвлечься от несущественных деталей. В групповых играх часто является инициатором конфликта. Настроение переменчиво. Характерен негативизм.

Пример: Илья (6 лет), с «живой» мимикой и быстрой речью, с самого порога подвижен, не совсем чётко «вписывается» в ряды между столами учебной аудитории. Очевиден недостаток пространственной координации движений. Обследуя помещение вприпрыжку и бегом, приседая и заглядывая, Илья без паузы переключился на открывающуюся дверь кабинета.

В ходе первичной консультации, мальчик «перескакивает» с одного дела на другое: немного порисовал, покачался на стуле, осмотрел все в комнате, опять немного поиграл, вернулся к столу. Очевидно, что одним видом деятельности он пресыщается быстро. Во время рисования то болтает ногой под столом, то встаёт, то вертит в руках карандаш, то рисует почти лежа на своём рисунке. В других видах деятельности свобода передвижения также поддерживает интерес Ильи к тому, чем он занят в данный момент.

Задание психолога выполняет, не пытаясь понять инструкцию. Много ошибается, но не замечает этого. Продолжает бесцельные действия. Получает более простое задание и инструкцию. Начинает манипулировать предметами, не дослушав, что именно надо сделать. Ощущение, что ребёнок пропускает сказанное взрослым «мимо ушей». Как и во время рисования, в ходе выполнения задания задействованы все части тела и органы чувств. Несколько раз отвлекается на не относящиеся к деятельности обстоятельства, как бы «выпадая» из процесса. После ошибки пытается понять «как нужно». Помощь психолога не воспринимает как средство достижения результата, продолжает хаотично действовать и переспрашивать.

3.4 Особенности двигательной активности, слабость моторного контроля

Часто имеющая место недостаточность моторного контроля проявляется в том, что ребёнку трудно сохранять равновесие, точно оценить расстояние и направление, поэтому он часто натыкается на предметы и роняет их. У такого ребёнка плохая координация, неуклюжая походка. Могут проявляться неконтролируемые двигательные импульсы (непроизвольные искривления, мышечные судороги). Данная особенность влечёт за собой некоторые ограничения в выборе игр и игровых материалов. Напряженность движений, скованность, частые моменты неподвижности, очевидные усилия контролировать свои движения, неуклюжесть – провоцируют социальную неадекватность, трудности во взаимодействии с другими людьми.

3.5 Персеверация

Ребёнок не способен спонтанно переключаться с одного сюжета на другой, продолжает совершать игровое действие после того, как оно потеряло своё значение. Например: продолжает прижимать одну деталь к другой, хотя они уже приклеились. Постоянно возвращается к одной и той же мысли, многократно повторяет одни и те же слова, фразы. При этом содержание и структура слов не изменяются в отличие от повторения новых слов в процессе освоения речи. Например: ребёнок задаёт один и тот же вопрос, несмотря на то, что уже получил на него ответ.

3.6 Социальная неадекватность

Ребёнку трудно приспособиться к социальным требованиям, трудно участвовать в коллективных играх, т. к. трудно понять и соблюдать правила игры. Как правило, такие дети стремятся к взаимодействию с другими. Чаще всего данная потребность проявляется через телесный контакт от попытки дотронуться вплоть до ударов. Некоторое время ребёнок взаимодействует в игре, но в любой момент может проявить деструктивность, агрессию по отношению к детям, игрушкам, взрослому или встать и уйти без предупреждения.

Часто не включает психолога в игру. Например, повернувшись спиной и не отвечая на обращённую к нему речь или играя так, чтобы психолог не видел, прячась. Может игнорировать предложения, замечания психолога: разговаривает громче взрослого, топая, барабаня и пр. так, чтобы заглушить его голос; пропускает сказанное взрослым «мимо ушей» или отказывается завершить игру, проявляет агрессию в ответ на замечание о нарушении правил и т.д.

3.7 Эмоциональная неадекватность

Может проявить все выше перечисленные черты эмоциональной неадекватности. Кроме того, ребёнок с органическим поражением мозга периодически неадекватно ситуации громко смеётся, плачет, поёт, заканчивая это делать так же неожиданно, как и начал. Его сильно впечатляют мелочи, незначимые детали.

Литература

1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М., 1993.

2. Колодич Е. Н. Дифференциальный и функциональный диагноз в психологической практике // Материалы международного научно-практического семинара — Мн.: 1999.

3. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., 2001.

4. Лэндрет Г., Хоумер Л. Игровая терапия как способ решения проблем ребёнка. — Москва-Воронеж, 2001.

5. Оклендер В. Окна в мир ребёнка. – М., 1997.

Ребенок 4 года часто задает одни и те же вопросы

Источник