Ребенок 4 года боится рисовать

Ребенок 4 года боится рисовать thumbnail

Если Вашему ребенку предложить кисточку и краску, то он отказывается рисовать и начинает возмущаться, а то и плакать? Говорит: «Я не умею рисовать!» или «Мне не интересно рисовать»? В этой статье я расскажу, что может быть причиной такой нелюбви и страха, а также как можно помочь ребенку полюбить рисование.

Вообще, зачем рисование ребенку? Почему нам важно, чтобы он рисовал?

Рисование развивает мелкую моторику, а про ее пользу уж, думаю, здесь не стоит пояснять? Рисование развивает дисциплину и усидчивость. Рисуя, ребенок учится планированию (ставит цель, продумывает что, куда и в какой последовательности разместить, в какой очередности раскрашивать). Рисование развивает наблюдательность, память, фантазию, а также эстетическое чувство. Рисование улучшает психологическое состояние ребенка, помогает справиться со стрессом. В общем польза для детского развития колоссальная!

Вообще рисовать для ребенка — это так же естественно, как и играть. У большинства детей с этим нет никаких проблем. Своими рисунками они выражают себя, свои эмоции, «отыгрывают» различные сюжеты из свой жизни.

Но бывает такое, что ребенок отказывается рисовать. Почему же это происходит?

Причин может быть множество. И прежде, чем решать проблему, нужно выяснить причину у конкретного ребенка. Разговаривать на эту тему с ребенком желательно не в момент возмущения и противления, а в момент, когда Вы с ним максимально расслаблены, в хорошем настроении и просто общаетесь на разные темы, в том числе и обсудите эту тему.

Из моей практики самые частые причины отказа следующие:

✔️ Первая по распространенности и значимости — ребенок боится, что у него ничего не получится, не верит в свои способности. Это бывает как с детьми, которых часто критикуют или недооценивают (бывает и сами родители, а бывает воспитатели, учителя или педагоги изо), так и с «прирожденными» перфекционистами.

Что делаем в этом случае?

Поддерживаем ребенка. В похвале делаем упор на процесс, на старания ребенка, не исправляем, если нам что-то не нравится, отмечаем прогресс. Если Вам кажется, что все совсем плохо, попробуйте найти хотя бы что-то, что у ребенка получилось в рисунке и похвалите его за это.

Перфекционисту объясняем, что если всё получается с первого раза, то значит мы ничему не учимся, в любом деле очень важны регулярные тренировки, и чтобы добиться идеала, которого он так жаждет, нужно нарисовать много картин. И что если ему не понравится первый результат, это не будет означать, что ребенок плохой и его не будут любить (именно этого перфекционисты и боятся), а будет лишь означать, что он делает что-то впервые.

✔️ Еще очень частый страх у детей (да и у взрослых, да и не только в рисовании) — страх белого листа. Как его преодолеть, напишу позже.

✔️ Еще одна причина — у ребенка рисование связано с каким-то сильным негативным эмоциональным моментом. Например, у меня была девочка, которую однажды сильно отругали за то, что она расходует много краски. Девочка эта была очень чувствительная, этом момент ей врезался в память и крепко связался с темой рисования красками. Когда я ей впервые дала кисточку в руки, она расплакалась. Я выяснила причину и смогла убедить, что в новых условиях никто её не будет ругать, показала кучу коробок и банок с краской и дала понять, что мне этих красок совсем не жалко для неё.

В этом случае обязательно нужно выяснить у ребенка, какой именно негатив связан с рисованием и убедить, что в этот раз такое не повторится.

✔️ Есть еще одна причина. Просто рисование — это не то, что входит в сферу интересов ребенка. Конечно, нужно обязательно попробовать заинтересовать ребенка, в том числе игровыми моментами, расширением спектра используемых техник, совместным рисованием. Но нужно быть готовым, что ребенок не воспылает любовью к этому вида творчества.

В любом случае любому ребенку не помешает освоение множества техник, чтобы у него рождались собственные идеи для творчества. А также очень важно, чтобы творческие материалы были доступны ребенку в любой момент.

Обещанные техники, которые помогают детям преодолеть страхи и заинтересуют ребенка рисованием.

???? Первый — делаем красивый фон гуашью. Если сразу за первые минуты закрасить весь лист краской, то исчезает страх белого листа, а если этот фон будет еще красивым и необычным, то у ребенка сразу появится вера в себя и свои способности.

Как мы это делаем: закрашиваем весь лист белой гуашью (грунтуем). Ставим смачные пятна 2-3 цветов. Берем толстую плоскую кисть или губку и размазываем эти пятна по листу (по одному месту стараемся проводить 1 раз, тогда получаются потрясающие переливы).

Пара минут и потрясающий фон гуашью готов. На нем у же не так страшно рисовать, как на белом листе.

Примеры работ, которые Вы можете нарисовать, используя эту технику:

Волшебные котики. Рисование для детей от 5-7 лет (гуашь).

Несложная весенняя картина гуашью для младших школьников.

Читайте также:  Чем занять ребенка дома 4 года консультация для родителей

Рисуем с детьми кошку, любующуюся рассветом.

???? Второй приём тоже связан с фоном. Но уже рассмотрим акварель.

Губкой хорошо намочим лист (берем акварельную бумагу). Набираем на кисточку краски и ставим пятнами на этот мокрый лист. Так берем 3-5 разных красок, следим, чтобы лист всегда оставался мокрым, а на кисточке всегда много воды. Посыпаем солью и даем высохнуть, чтобы ускорить процесс и дополнительно увлечь ребенка, можно сушить феном. Более подробно почитать и посмотреть можно по этой ссылке.

С этим фоном для детского рисунка акварелью и солью придется подольше повозиться и хорошо бы первые разы это делать с небольшой помощью или поддержкой взрослых.

Еще простая идея для акварельного рисунка — Рисуем подводный мир.

???? Третий прием помогает развивать творчество ребенка, его фантазию, качественно провести совместное время, а также это отличное занятие в дороге, очереди или в любом месте, где нужно скоротать время. Мы с детьми это называем «Дорисовашки». Этот способ помогает увлечь детей рисованием через игру.

Один человек рисует произвольную простую фигуру или каракулю, второй участник пытается дорисовать. Ограничений нет. Эта каракуля может быть частью большого рисунка, а может быть его основой. Иногда меняемся ролями.

Красные закорючки рисовала я, синие рисунки от этих закорючек рисовал 4-летка с хорошим воображением.

Надеюсь Вам оказалась полезной эта информация. Спасибо, что дочитали! Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и я буду больше и чаще делиться полезными статьями и своими наработками из практики педагога по детскому развитию и творчеству!

Источник

Что делать если ребенок не хочет рисовать — попробуем разобраться, как поступить. Рисование нужно малышу для полноценного развития. Все дети любят рисовать! Если посмотреть вокруг, то везде можно увидеть малышей, которые что-то рисуют. Кто мелом на асфальте, кто палочкой по песку, а кто дома или детском саду в свободное время просит фломастеры, краски, карандаши и бумагу.   

Но, встречаются и такие дети, которые наотрез отказываются рисовать, отвечая: «Не хочу»! что же делать в этoй ситуации? Первое, чтo нужно сделать – это успокоиться самим. Нужно разобраться с причинами такого поведения детей и попробовать вернуть им интерес к рисованию.

Что делать если ребенок не хочет рисовать

Что делать если ребенок не хочет рисовать

Андрей Немидов любит только обводить

Почему же кроха отказывается от рисования? Причин отказа от этой деятельности в единичных случаях, может быть много. Например, сегодня ребенок плохо себя чувствует, или у него не подходящее настроение. Или охота заниматься другими занятиями перевешивает на данный момент.

Но, если ребенок отказывается от рисования периодически, либо постоянно, то здесь имеются совершенно иные причины. Попробуем в них разобраться.

Есть и такая причина, по которой ребенок отказывается рисовать. Что делать если ребенок не хочет рисовать — иногда ему бывает просто не интересно рисовать тему, которую ему задали. Особенно тогда, когда взрослый даже не пытается заинтересовать ребенка.

Родители говорят: «ну займись хоть чем-нибудь, порисуй хоть что ли»! Но зачем крохе отвлекаться от другого занятия, чтобы пойти к краскам и фломастерам?

Когда рисуют в детском саду, для детей должны предоставляться сюрпризные и игровые моменты, но они тоже не всегда заинтересуют ребенка.

Например, если воспитатель говорит детям: «к нам пришла маленькая лисичка, давайте нарисуем ей цветочки», то это вряд ли покажется забавным малышу. Если даже педагогу не всегда удается заинтересовать малыша той или иной темой рисования, а уж постоянно занятым родителям, тем более.

Достаточно часто дети отказываются от рисования из-за страха неудач или неуверенности в своих силах. Такие дети на любые предложения что-нибудь нарисовать отвечает отказом, при этом почти всегда начинает плакать. У него постоянно звучат одни и тe же слова: «я нe умею, у меня ничего не получится!»

Для того, чтобы решить эту ситуацию, нужно взрослому сесть рядом с ребенком и попробовать порисовать вместе, показать какие-нибудь новые приемы. Тогда малыш быстро успокоится и вытрет слезы, спокойно возьмет кисточку, либо фломастер и начнет рисовать, ничуть не хуже других детей.

Такой ребенок, без сомнения может рисовать, но просто боится неудач. Он думает, что взрослые или другие дети будут смеяться над его рисунком и ругать его, если что-то не получится.

Малыши очень часто самоуверенны в своих фантазиях и готовы на любые подвиги. Если спросить ребенка: «умеешь ли ты водить автобус?» или «можешь ты летать на самолете? Ребенок непременно ответит: «Да!» маленькие дети уверенны, что смогут все, даже не попробовав.

Но если их достижения будут постоянно игнорироваться или получать отрицательную оценку, то они быстро бросаются в крайность и отказываются выполнять какие-то действия. Или выполняют задание плохо, ведь зачем стараться, если взрослый все равно будет недовольным.

Третья причина нежелания рисовать, встречается намного реже, чем две предыдущие. Однако все дети разные. Поэтому встречаются и такие крохи, которым вообще не нравится рисование. Что делать если ребенок не хочет рисовать — как только не старайся заинтересовывать такого ребенком, чтобы он пошел и порисовал, он предпочтет почитать книгу или собирать пазлы например.

Читайте также:  Агрессия ребенка 4 года

Что делать если ребенок не хочет рисовать — ответ прост – ничего!

Это сложно, но достаточно разумно оставить ребенка в покоe и дать ему возможность зaниматься делами, которые ему нравятся. И только изредка предлагать ему карандаши и краски, но при этом, ни на чем не настаивая. Возможно, пройдет время, и ребенок заинтересуется рисованием, а может и нет. Ведь сами взрослые тоже не любят какие-то дела, например, готовить. И, если вам всегда говорят о плюсах готовки и дарят кулинарные книги, вы ведь от этого не полюбите готовку больше, а может и вообще, будете сильнее ненавидеть ее.

Но все же почти в каждом ребенке можно пробудить любовь и интерес к рисованию, только нужно время и желание!

Как же попробовать пробудить в ребенке тягу к рисованию?

Для начала, нужно действовать правильно и сохранять при этом спокойствие. Дети всегда чувствуют настроение родителей, и если вы будете переживать, то ребенок тоже станет испытывать напряжение.

Чтобы ребенка втянуть в рисование, можно попробовать нетрадиционные техники. Например: рисование пальцами, через трафареты, брызганье красок и так далее. Предложите нарисовать ребенку то, что он больше всего любит.

Не нужно ребенка заставлять рисовать. Можно просто ненавязчиво предложить. Если ребенок откажется, больше не предлагайте, а перейдите на другое занятие.

Если ребенок начал рисовать, то не вмешивайтесь. Очень часто у взрослых возникает желание подсказать ребенку, исправить или улучшить рисунок. Постарайтесь себя сдержать. Пусть ребенок рисует так, как ему вздумается. Если вас уж сильно будет смущать синяя трава или семиногая кошка, то поговорите с крохой об этом только после того, как он закончит свой шедевр.

При этом делать замечания не нужно. Все, что нам кажется неправильным, с точки зрения ребенка все так и должно быть. Задайте ребенку вопрос: «почему он нарисовал именно так»? может он рисовал траву, которая растет на другой планете, а кошка – это совсем не кошка, а волшебное животное, которое бывает только в сказках.

Обязательно хвалите ребенка за добившиеся успехи. Но родители должны учитывать то, что дети легко распознают фальшь, поэтому хвалить нужно только то, что реально хорошо в рисунке, что действительно достойно похвалы.

Следуя этим не сложным правилам, можно развить у ребенка любовь к такому замечательному искусству, как рисование!

Что делать если ребенок не хочет рисовать — а вы сами-то хотите рисовать???

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Источник

Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.

Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх — это составляющая инстинкта самосохранения.

Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.

Откуда берутся страхи

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

— Большое количество запретов.

— Предоставление полной свободы.

— Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.

— Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.

— Одиночество, нехватка общения с родителями.

— Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.

— Боль.

— Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.

— Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.

— Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.

— Плохие взаимоотношения со сверстниками.

— Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» — это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

«Невидимки» — это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Читайте также:  Нарукавники для ребенка 4 года

Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.

Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном — живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. Воды;

21. Огня;

22. Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу);

2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.

3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.

4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.

Как преодолеть страхи

Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.

Способы преодоления страха.

— Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.

— Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.

— Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.

— Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).

— Общение со сверстниками на тему общего страха.

— Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.

— Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.

— Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.

Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).

Источник