Ребенок 4 года аккуратность

Ребенок 4 года аккуратность thumbnail

Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш любил чистоту и порядок, был опрятным и аккуратным. Но маленькие непоседы не всегда готовы исполнять наши желания: они не боятся грязи и ищут самую глубокую лужу, разбивают коленки, ломают игрушки, рассыпают крупу, пачкаются в краске. Это поведение нормально для детей раннего и дошкольного возраста, ведь так они исследуют мир и узнают о свойствах предметов. Тем не менее, воспитывать в ребенке аккуратность нужно. О том, как это сделать, мы расскажем Вам в сегодняшней статье.

Беспорядок – первый шаг к порядку

Малышей до 1,5 лет приучать к аккуратности практически бессмысленно. Во-первых, дети это возраста еще не понимают разницу между порядком и беспорядком, чистота не имеет для них никакой ценности. Во-вторых, их движения еще недостаточно скоординированы, поэтому малышам сложно сделать что-то аккуратно. На этом этапе очень важно позволить ребенку проявить самостоятельность, несмотря на то, что потом, скорее всего, родителям придется потратить время на уборку. Пачкаясь и устраивая беспорядок, годовалый кроха познает мир, устанавливает причинно-следственные связи. Например, только разбив чашку, ребенок узнает, что она хрупкая, а пролив воду – поймет, что она жидкая и не оставляет следов в отличие от краски. Хвалите ребенка, когда он сделал что-то сам, и не ругайте за медлительность и неуклюжесть. Ошибки и беспорядок – важный шаг на пути к формированию аккуратности.

«Помоги мне сделать это самому» — это основополагающий принцип системы Марии Монтессори. А наша задача, как взрослых – создать для малыша пространство, которое соответствует его потребностям.

Беспорядок – первый шаг к порядку

Лучший возраст для воспитания аккуратности

Возраст от 2 до 4 лет — это идеальное время для приучения ребенка к аккуратности и порядку. В этот период дети обычно являются настоящими консерваторами: у малышей как никогда обостряется необходимость в постоянстве и предсказуемости мира. Введите в обиход правило: брать новую игрушку только после того, как ребенок уберет вещи, с которыми он уже наигрался. Уборка не должна быть для малыша наказанием, пусть она станет для него естественным завершением игры. Можно выделить несколько видов самостоятельной деятельности ребенок, каждый из которых по-своему учит аккуратности:

  1. Утоление жажды (кувшин и стакан с водой должен быть в свободном доступе малыша);
  2. Уборка (пусть у малыша будет свой веник, совок, ведро, щетка, тряпочка, губка);
  3. Уход за растениями (для этого нужна лишь небольшая лейка и пульверизатор);
  4. Переодевание (желательно, чтобы малыш имел доступ к части своей одежды и обуви);
  5. Соблюдение гигиены (чтобы ребенок мог самостоятельно помыть руки или умыться, поставьте под раковину специальный приступок);
  6. Накрывание на стол (ребенку нужно знать, где хранятся его посуда);
  7. Готовка (малыш с радостью поможет Вам в приготовлении пищи);

Выполняя несложные действия самостоятельно, ребенок поймет, что их результат зависит только он него. Видя реальные последствия своих действий, малыш постепенно осознает прелесть чистоты и порядка, научится бережно относить к хрупким вещам.

Раннее приучение малыша к порядку позволит избежать проблем с развитием ответственности и аккуратности в старшем дошкольном возрасте.

Лучший возраст для воспитания аккуратности

На пути развития встречаются и кризисные периоды. Многие дети на пороге трехлетнего возраста перестают слушаться взрослых, на все говорят «нет», проявляют своеволие и упрямство. Они нарушают запреты и устраивают беспорядок. Для малыша, который находится на кризисном этапе развития, очень важна поддержка взрослых. Несмотря на его желание быть независимым, он все еще ребенок, который только узнаёт себя и мир вокруг, прощупывает границы дозволенного. Не ругайте малыша за то, что он не слушается. Ребенок трехлетнего возраста ведет себя так не специально, он просто не может иначе. Так как в полемику с малышом вступать бесполезно, вернее всего позволить ему устроить «конструктивный» беспорядок: побрызгаться водой в ванне, вдоволь порисовать красками на большом отрезке обоев, поиграть с песком и так далее.

Как приучить к порядку ребенка 4-7 лет?

В дошкольном возрасте у детей уже достаточно хорошо развита мелкая моторика. Развить аккуратность помогают несложные прописи, в которых нужно обвести рисунок по контуру, а также раскраски, лепка и аппликация. Чем больше опыта в выполнении различных заданий, тем лучше и аккуратнее ребенок их выполняет. Важно отмечать успехи малыша, говорить ему, что сегодня что-то получилось лучше, чем вчера. Не стоит требовать от дошкольника аккуратности во всем, ведь творческие виды деятельности предполагают определенный беспорядок. Достаточно озвучить ребенку общие правила, которые он вполне способен соблюдать (например, не выходить за контур при раскрашивании, стараться не пачкать себя и окружающее пространство и так далее). Помните, что чрезмерная зацикленность на чистоте и порядке может подавить творческие порывы. Приучая малыша к порядку, будьте настойчивыми и терпеливыми. Введите правило, что ребенок всегда сам складывает свои игрушки по местам и помогает взрослым убираться, если он что-то пролил или испачкал.

В дошкольном возрасте необходимо уделить внимание развитию гигиенических навыков, а также навыкам бережного отношения к вещам.

Как приучить к порядку ребенка 4-7 лет?

Для дошкольников на первый план выходит общением со сверстниками, им важно, что о них думают друзья. Неряшливость может оттолкнуть детей от ребенка, поэтому необходимо научить малыша следить за своим внешним видом. Расческа и зеркало для него должны быть в свободном доступе. В этом деле также важен правильный пример, который подают малышу взрослые. Поведение ребенка может меняться в зависимости от его окружения. В 6 лет дети хорошо понимают разницу между поведением на людях и у себя дома. В детском саду и на развивающих занятиях малыши часто стараются проявиться себя с лучшей стороны, а то время как дома они расслабляются и дают волю чувствам. Очень важно, чтобы требования, которые предъявляются к ребенку, были едины, несмотря на то, как он реагирует на них (дома чаще возникают капризы и непослушание).

Читайте также:  Ребенок 4 года агрессивен огрызается

Выводы

Аккуратность – это черта характера, которая пригодится ребенку во взрослой самостоятельной жизни. Обстановка дома и пример родителей оказывает наибольшее влияние на ее формирование. Взрослым необходимо систематически прививать детям гигиенические навыки и приучать их к порядку: дошкольники могут самостоятельно убирать игрушки, умываться, помогать убирать со стола и так далее. Чтобы добиться успеха, проявите терпение и настойчивость, ведь следить за чистотой и правильностью в различных делах должно войти у ребенка в привычку. Однако не требуйте от малыша лишком многого. Болезненное стремление к идеалу может в будущем привести к нервозности и педантичности.

Выводы

Заключение

На занятиях в Монтессори-центре «Созвездие» у Вашего малыша будет множество возможностей проявить свою самостоятельность. У нас существует единое для всех правило, выполняя которое дети приучаются к порядку: можно брать любые предметы, но после обязательно нужно вернуть их на место. Мы часто имеем дело с водой, красками, сыпучими материалами, делаем творческие работы, а это значит, что в ходе занятий ребенок постоянно совершенствует точность и координацию движений, становится аккуратнее. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия 

Источник

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок не пачкал одежду на прогулке, убирал свою комнату, был чистым и опрятным. Но как развить в ребенке аккуратность без принуждения, чтобы порядок в своем уголке и помощь родителям доставляла радость? И когда следует начинать?

К аккуратности стоит приучать… с рождения. Пусть малыш с самого начала привыкает, что его умывают «по утрам и вечерам», купают, вовремя меняют подгузник. Что он сухой, лежит на чистой проглаженной пеленке и не чихает от кружащейся в воздухе пыли. Если родители следят за чистотой и порядком в доме, то и ребенок с самого рождения будет привыкать к этому. Наглядный пример – самая лучшая возможность приучить к чему-то малыша. Если же вокруг навалена одежда, пол давно не мыт, а на полках скопилась пыль, то трудно будет объяснить ребенку, зачем ему нужно следить за собой и быть аккуратным.

Когда маленький помощник уже достаточно подрастет, можно начинать приучать его к уборке и помощи родителям. Только помните: в каждом возрасте у ребенка есть свои стимулы помогать и следить за порядком.

До 2 лет

Малыш еще с трудом держится на ногах, и его помощь в уборке сводится только к тому, чтобы подать вам игрушку или не противиться умыванию. При этом он не всегда может понимать смысл действия. В этом возрасте лучше всего использовать стишки и потешки, в которых рассказывается, что именно происходит. Дети легче воспринимают рифмованные простые слова.

При умывании
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Заплетая косички, причесывая
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.

От 2 до 3 лет

В этом возрасте у ребенка уже должен быть свой уголок с полочками и ящиками, куда малыш будет убирать игрушки. Лучше всего уборку представить в форме игры или сказки. Мол, куклы устали и хотят спать – кто же им поможет добраться до кроваток, если не добрый волшебник(ца). Большие куклы лягут в ящики, а маленькие игрушки заберутся на полки (при этом постарайтесь повесить полки так, чтобы ребенок мог до них дотянуться). Если ребенок не хочет класть маленькую игрушку на полку, а норовит засунуть ее в ящик – не мешайте ему. Это его пространство, и он должен научиться его осваивать.

От 3 до 4 лет

В этот период у детей появляется желание копировать взрослых. Если мама моет посуду, то и малыш лезет с тряпкой в раковину, если папа выносит ведро, то и ребенку надо тоже срочно выкинуть какую-нибудь бумажку. Постарайтесь поддержать рвение малыша – выделите ему небьющуюся кружку или дайте тряпочку для пыли. Не важно, что он разбрызгает воду по всей кухне или просто размажет пыль по полке. Главное – не переделывайте за ним его работу, а наоборот, похвалите.

От 4 лет

Ребенок уже достаточно самостоятельный, чтобы убирать за собой игрушки. У него появляется чувство красоты, поэтому он следит, чтобы его уголок выглядел опрятно. Главное для родителей – не вторгаться в его личное пространство, иначе слез и криков не оберешься. Лучше всего заранее предупредить, что «через 10 минут пора ложиться» или «скоро идем гулять», чтобы у него было время доиграть и убрать за собой.

В этом возрасте уже можно давать поручения – вытереть пыль, полить цветы, протереть стол. Старайтесь поручать ребенку разные дела – во-первых, малыши устают от однообразия, а во-вторых – чем больше действий они освоят, тем лучшими помощниками станут.

Читайте также:  Ребенок не жует пищу 4 года

Осторожно, кризис!

Если в три года ребенок перестал вас слушаться и превратился в буяна и капризулю, не стоит паниковать. Подобный кризис трех лет проходят 99% детей. Защита своего «Я», своей самостоятельности, противопоставление себя взрослым, отказ от помощи – в этот период следует поддержать самостоятельность ребенка, свободу его выбора (в разумных пределах). Если родители смогут увидеть в малыше самостоятельного человека, прислушаться к его мнению и сквозь пальцы смотреть на грубость и капризы, то все закончится к радости обеих сторон. Помните, ваш малыш ведет себя плохо не потому, что он плохой, а потому, что иначе не может.

Приучая детей к аккуратности и давая им поручения, помните, что следует избегать:

  • однообразия – если ребенок выполняет все время одно и то же, то ничему другому он не научится;
  • выполнения заново уже сделанной малышом работы – это воспринимается как недоверие, ребенок перестает верить в свои силы;
  • скучных поручений;
  • контроля и комментариев – по поводу разбитой кружки или пролитого супа; если у малыша что-то не получается – поддержите его, ведь никакое умение не приходит сразу;
  • принуждения – ребенок и так рад вам помочь, особенно, если превратить поручение в игру или совместную работу, поэтому нет необходимости требовать от него помощи или немедленной уборки, потому что «нельзя быть таким грязнулей» и «ты уже большой — пора помогать родителям».

Юлия Асланова

Источник

«Мой ребенок – грязнуля. Сыну уже 12 лет, но он совершенно не умеет следить за собой. Не успеет надеть новую вещь — или пятно неотстирываемое, или дыра. В комнате беспорядок — повсюду учебники, скомканная одежда, какой-то мусор. Безалаберно относится к учебе — листы тетрадей загнуты, а то и вовсе без обложки. Я даже поставила в комнату сына мусорное ведро, но это не помогло. Иногда спрашивает, можно ли пригласить домой друзей. Я отвечаю, что в такой бардак просто неприлично приводить друзей. Сын понимает, но все равно ничего не предпринимает.  И ладно бы только беспорядок, так еще и гигиена «хромает» — постоянно приходится напоминать об элементарных вещах, что нужно помыться и причесаться. Мне стыдно за сына, не знаю, как приучить мальчика к опрятности. Разговариваю, ругаю, наказываю –— все бесполезно».

— Елена, мама 12-летнего Саши

У взрослого полезные привычки чистить зубы по утрам и следить за своим внешним видом дошли до автоматизма. А маленькому ребенку только предстоит всему этому научиться. Аккуратность и опрятность — не «встроенные опции», которые по умолчанию должны быть у малыша. Эти навыки необходимо воспитывать, ведь они очень пригодятся ему во взрослой жизни. В статье поговорим о том, как приучить ребенка к аккуратности и опрятности?

Содержание:

  • Почему ребенку важно быть опрятным?
  • Неряшливый ребенок: причины
  • Опрятность и аккуратность — это полезные привычки
  • Как приучать детей разного возраста к порядку и чистоте
  • Как помочь ребенку стать опрятным и аккуратным в подростковом возрасте?

Почему ребенку важно быть опрятным?

как приучить ребенка к аккуратности

Опрятность как качество личности — способность всегда выглядеть ухоженно, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать личные вещи и личное пространство в чистоте. Сюда можно отнести и гигиенические процедуры, и уборку, и уход за одеждой. [1]

Сформированная еще в детстве привычка следить за собой не дает проявиться в дальнейшем таким качествам характера как:

  • безалаберность,
  • необязательность,
  • непунктуальность,
  • небрежность.

Многие дети-неряхи растут одинокими, поскольку их неопрятность и нечистоплотность вызывают негативные эмоции у сверстников. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте. Неприятный запах изо рта, грязная одежда и неухоженный вид могут становиться причинами буллинга в школе. Неряшливый ребенок, как правило, хуже учится. Ему сложно сконцентрироваться на выполнении домашних заданий, когда рабочее пространство не организовано должным образом. Малыш, постоянно пребывающий в хаосе разбросанных по комнате вещей, непременно забывает взять на занятия нужные тетради и учебники. [2]

А личная гигиена, которая является главным правилом опрятного внешнего вида, позволит избежать множества проблем со здоровьем:

  • кожных заболеваний (акне в подростковом возрасте, дерматитов);
  • заболеваний зубов и десен;
  • заболеваний мочеполовой системы;
  • кишечных расстройств.

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин [3]:

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения[2]:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  •  характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.
Читайте также:  Ребенок 4 года ангина

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Опрятность и аккуратность — это полезные привычки

полезная привычка аккуратность

Как приучить ребенка к опрятности? Личная гигиена и поддержание порядка в комнате — это привычки, которые нужно вырабатывать не один год. Крики, наказания, выполнение ряда дел за малыша — не выход. Приучая неаккуратного, неопрятного ребенка к порядку, родителям важно действовать в соответствии с этапами формирования любой полезной привычки:

1. Осознание важности

Ребенок должен понять, почему нужна привычка соблюдать чистоту и опрятно выглядеть. Взрослому будет достаточно теоретического обоснования, а вот детям важны неоспоримые доказательства. Если ребенок не хочет по утрам чистить зубы, можно рассказать ему о том, как легко возникает кариес, и что потом придется лечить зубы у стоматолога.

2. Планирование

Воспитание любой привычки вносит коррективы в повседневную жизнь. Не помешает составить четкое расписание дня, чтобы у ребенка хватало времени не только на учебу, но и на уборку комнаты.

3. Правильный настрой

Позитивный настрой и вера в себя позволят ребенку воплотить желаемое в жизнь. Родителям тоже придется участвовать — напоминать, объяснять, показывать, подбадривать, хвалить. Уборка в комнате и содержание личных вещей в чистоте не должны становиться для ребенка наказанием.

4. Воплощение

После осознания важности привычки и грамотного планирования дня, зарядившись позитивными эмоциями, можно приступать к воплощению задуманного. Ребенок должен выполнять поставленные перед ним задачи с оговоренной периодичностью.

Как приучать детей разного возраста к порядку и чистоте

Формировать привычку быть опрятным и аккуратным нужно начинать с раннего детства. Помогут следующие советы:

Дети 2-4 лет

Малыши в 2-3 года начинает активно «копировать» действия взрослых. Именно в этот период родителям следует всерьез задуматься над тем, как приучить ребенка к аккуратности и как сформировать у него привычки личной гигиены. Можно начать с уборки игрушек за собой и письменных принадлежностей после развивающих занятий, научить аккуратно складывать свои вещи. Задача родителей — объяснять и показывать правильный порядок действий. Особенно сложные для ребенка задачи можно превращать в интересную игру.

Дети 5-8 лет

В идеале ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен уже сам убирать за собой вещи и заботиться о личной гигиене. Важно объяснить ребенку, что порядок в комнате поможет сосредоточиться на домашних заданиях, что в убранной комнате приятнее находиться, можно приглашать гостей.

Как приучить ребенка к чистоте?  Уже сейчас можно привлекать малыша к посильной помощи в быту. Важно, чтобы ему было комфортно выполнять поставленные задачи. Собственное рабочее место, шкафы и коробки для детских игрушек, одежды и школьных принадлежностей — ребенку должно быть удобно следить за порядком.

Дети 9-14 лет

Ранний подростковый период характеризуется становлением собственного «Я» ребенка. Часто дети воспринимают стремление родителей к их совершенствованию как попытку подавления индивидуальности. Возможно, с помощью «рабочего» беспорядка в комнате ребенок пытается донести до родителей, что «это МОЙ стол, не трогайте!».

Что делать если уже в сознательном возрасте ребенок растет грязнулей? Важно без скандалов и затяжных конфликтов оговорить границы дозволенного. Что приемлемо в доме, а что — нет. Личная гигиена, застеленная кровать, опрятный внешний вид, отсутствие завалов на столе — обязательные пункты для выполнения. Все остальное можно оставить на усмотрение ребенка.

Как помочь ребенку стать опрятным и аккуратным в подростковом возрасте?

По мнению многих психологов, ребенку 10-15 лет довольно трудно привить какие-либо привычки. В этом возрасте активно развиваются приобретенные в раннем детстве навыки, а все новое может вызывать неприятие. Что делать, если неряшливому ребенку «хронический» беспорядок в комнате и несоблюдение правил гигиены мешают учиться и наладить отношения со сверстниками? Важно не упустить время и помочь малышу стать более организованным.

Курс модификации поведения 7Spsy привьёт вашему ребёнку чистоплотность и аккуратность, поможет развить навыки личной гигиены.

Это запатентованный, подтвержденный научно метод, основанный на теориях поведенческой психологии. Программа рассчитана на 2-6 недель. Ребенок, самостоятельно занимаясь с психологами, изменит патологическую модель поведения, которая мешает ему быть опрятным и аккуратным. Позитивные установки помогут ребенку пересмотреть свое отношение к чистоте и личной гигиене. Он поймет, что неряшливость только осложняет жизнь. А родителям консультации психолога помогут приучить ребенка к опрятности без упреков и строгих наказаний.

Одно из главных преимуществ курса — дистанционные занятия. Работу можно осуществлять в удобное время, не выходя из дома. Гарантируется полная конфиденциальность. Ребенок и его родители получают поддержку и помощь психологов — по телефону и e-mail, в онлайн-чатах.

Источники:

  1. «Дошкольная педагогика», 2001 г., С. А. Козлова
  2. «Возрастная психология: учебник для вузов», 2007 г., Л. Ф. Обухова
  3. «Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации», 2017 г., А. Фромм

Источник