Ребенок 3 года убегает на улице что делать
Самое главное – согласиться, что это очень серьезная проблема. Не делать вид, что ее не существует.
Мы часто слышим жалобы родителей о том, что ребенок убегает на улице. Убегают совсем маленькие дети, дети постарше, убегают подростки. Подростки могут убежав некоторое время бродяжничать, если у них есть деньги, могут уехать на электричке или другом транспорте довольно далеко.
Нам следует помнить, что ребенок может не только убежать, а уехать от нас на беговеле, роликах, самокате. Если при этом у нас нет с собой велосипеда или роликов, то догнать ребенка почти невозможно.
Убегание на улице и в общественных с точки зрения специалистов относится к опасному поведению, причем при выборе целей работы такое поведение имеет высший приоритет, так как может привести к гибели ребенка. Это значит, что даже если проблем очень много, начать работу следует с решения проблемы убегания.
Давайте попробуем разобраться в том, какими бывают побеги и как с таким поведением справиться.
Убегание может выглядеть по-разному, и разными могут быть его причины:
- некоторые дети бегут к чему-то интересному,
- другие убегают, чтобы просто «поиграть в догонялки»,
- ребенок может побежать, испугавшись или оказавшись в стрессовой ситуации,
- иногда ребенок, убегает с цельно побродить по улицам.
Любой из видов побега относится к ОПАСНОМУ поведению. Дети находятся в опасности, покидая приспособленные дворы и площадки и оставаясь без присмотра. Побеги вызывают у родителей панику, что очень понятно и обосновано.
Согласно исследованиям, среди всех причин смерти у детей с РАС смерть, наступившая в связи с побегом от родителей или уходом из безопасного места, является одной из самых распространённых.
В 2012 году было проведено исследование, в котором приняли участие 1218 детей с РАС и 1076 нормотипичных детей, исследователи получили следующие данные:
- 49% детей с аутизмом убегали как минимум один раз;
Из них:
- 26% детей отсутствовали достаточно долго
- 24% попали в опасную ситуацию на воде,
- 65% — в опасные ситуации на дороге.
Итак, становится очевидным, что поведение «убегать» является серьезной проблемой не только для семьи ребенка, но и для всего общества. Но что же можно сделать в такой ситуации?
6 шагов, которые помогут Вам начать работу с побегами:
УСЛОВИЕ УСПЕХА — ЗАПИСИ.
Ведите записи: записывайте дату, время «побега», с кем гулял ребенок, чем закончился побег. Обязательно отмечайте прогулки без побегов. Отмечайте также попытки, которые не удались. Например, если ребенок попробовал убежать, но папа успел схватить его за руку – отмечайте это как попытку. Ведение записей поможет вам вместе со специалистами разобраться в том, что происходит, если ваш случай окажется сложным.
ШАГ 1. Установите причину. Почему ваш ребенок убегает? Он идет в какое-то определенное место или исследует новую местность? Понимание причин убегания поможет вам разработать стратегию, которая может снизить риск побега.
Если ребенок убегает в конкретное место …
Научите ребенка просить. Помните, что форма просьбы должна быть максимально простой, так, чтобы ребенок предпочел попросить, а не убегать.
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: ПОПРОСИТЬ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОСТО. ОЧЕНЬ ПРОСТО.
Для любителей «вызывать речь» отметим особенно: работа с поведением убегать значительно важнее вызывания звуков. Поэтому для детей с затруднениями в артикуляции запрещено работать над вызыванием звуков в момент работы с опасным для жизни ребенка поведением «убегать».
Если ребенок не говорит или говорит неразборчиво, носите с собой небольшие фотографии тех мест, которые ребенок любит и куда он может в принципе убежать. Желательно научить ребенка носить эти карточки в кармане и показывать одну из них, когда он хочет попасть в определенное место (например, на детскую площадку или в торговый центр).
Если ваш ребенок – исследователь…
Научите ребенка просить пойти с ним в ту или иную сторону. В данном случае иногда достаточно того, что ребенок научится показывать рукой в ту сторону, куда он хочет пойти.
Если это игра в догонялки…
Научите ребенка просить побегать с вами. Еще раз: не нужно «вызывать речь». Пусть ребенок покажет самый простой жест или похлопает вас по руке определенным образом.
Научите ребенка, что есть определенные места, в которых можно играть и бегать, а есть места, в которых бегать нельзя и нужно идти, держа взрослого за руку. Для этого используйте сортировку: подготовьте две большие планшетки с надписью «МОЖНО» и «НЕЛЬЗЯ» и 50 карточек с изображением опасных и безопасных мест. Расположитесь удобно, возможно за столом, назовите карточку с изображением места, например: «Детская площадка бегать…», помогите ребенку положить карточку на поле «МОЖНО» и закончите фразу.
Выходите на улицу в спортивной одежде и удобной обуви без каблука и с закрытой пяткой. Выйдя на улицу, СРАЗУ предложите ребенку побегать, повторно предложите ребенку побегать через 20-30 минут.
Если ребенок пытается убежать из неприятной ситуации…
Подумайте, можете ли вы как-то изменить эту ситуацию, сделав ее не такой тяжелой. Например, некоторые дети убегают, когда им нужно стоять в очереди и ждать. Иногда достаточно дать ребенку спиннер или небольшую музыкальную игрушку, чтобы снизить или исключить вероятность побега.
Научите ребенка просить обойти страшный предмет или животное, чтобы необходимость убегать отпала. Научите его показывать простыми жестами, что ему нужна помощь или что он хочет пойти другой дорогой.
Может помочь, если вы научите ребенка отказываться. Некоторые мамы и папы переживают, что если научить ребенка отказываться, он перестанет слушаться и они не смогут с ним справиться.
Исходя из нашего клинического опыта и многолетних наблюдений за поведением, ребенок, который отказывается от чего-то приемлемым образом (жестом, позицией тела) на самом деле гораздо послушнее ребенка, который валится на пол, кричит или убегает. Вам точно хватит авторитета, чтобы позже, после того, как ребенок перестанет убегать, научить его, что иногда нужно делать что-то, даже если не хочется.
Также можно поработать над тем, чтобы снизить уровень страха у ребенка. Посмотрите нашу статью о стрижке ногтей – прием будет тот же, систематическая десенсибилизация. Этот метод может сработать и с другими страхами!
В любом из этих случаев помните, что вам необходимо учить ребенка таким видам поведения, которые решат существующую проблему приемлемым образом (специалисты ПАП называют такие виды поведения альтернативными или замещающими). Сначала необходимо выполнять ВСЕ просьбы ребенка, которые будут замещать поведение «убегать». И только тогда, когда побеги и даже попытки побегов полностью прекратятся, можно будет постепенно научить ребенка, что не всегда и не все его просьбы могут быть выполнены. Действуйте при этом не спеша и аккуратно: если вчера выполнялись все просьбы ребенка, то сегодня отказывайте в одной просьбе из десяти и ни в коем случае не наоборот. При проведении такого обучения планируйте прогулки и иные перемещения, оставляя запас времени на тот случай, если ребенок попросится на площадку или начнет исследовать местность.
ШАГ 2. Найдите, выявите сигналы (триггеры).
Сигнал, триггер – это какое-либо событие или изменение окружающей среды, которое «запускает» то или иное поведение. Например, вы можете заметить, что ребенок пытается убежать на определенном перекрестке или начинает бежать, когда мимо него проезжает велосипед, когда в его сторону бежит собака. Каким бы ни был этот сигнал, если вы его нашли, вам будет значительно легче контролировать ситуацию. Во-первых, при приближении сигнала вы сможете заблаговременно подсказать ребенку, что ему нужно попросить или сделать. Во-вторых, вы сможете упредить побег, вовремя взяв ребенка за руку или за капюшон куртки. В таком случае даже если ребенок попытается побежать, вы сможете оперативно предотвратить побег и не дать ребенку подвергнуть себя опасности.
Найти эти сигналы вам помогут ваши записи. Если выявить сигналы и причины не удается – обратитесь за помощью, попросите еще кого-то понаблюдать вместе с вами, обратитесь к специалистам. Вокруг вас точно есть люди, готовые вам помочь.
ШАГ 3. Наблюдение в целях безопасности.
Даже если ребенок никогда не убегал, имеет смысл озаботиться его безопасностью. В современном мире существует множество прекрасных технологичных решений, которые покажут вам, где находится ваш ребенок. Некоторые из них даже позволяют осмотреться. Для отслеживания можно использовать GPS часы или телефон.
ШАГ 4. Научите ребенка как себя вести если он все-таки потерялся.
Среди всех убегающих детей с РАС примерно 35% детей не могут назвать свое имя, домашний адрес и номер телефона.
Научите ребенка называть свое имя и фамилию, имена родителей, адрес проживания и, желательно, номер телефона.
Если ребенок не может этому научиться, положите во все карманы одежды визитки и научите ребенка давать такую карточку полицейскому, врачу или пожарному. Желательно учить ребенка сообщать информацию о себе именно государственным служащим, таким образом вы сможете снизить вероятность возникновения опасных ситуаций, связанных с общением с незнакомыми людьми. Другой совет – обращаться за помощью к женщине с коляской. Во-первых, она скорее всего живет неподалеку и знает окрестности. Во-вторых молодые мамочки и няни часто более добры и отзывчивы, чем, скажем, молодые мужчины, которые вечно куда-то спешат.
Также следует научить ребенка безопасности на дороге.
ШАГ 5. Если ребенок посещает детское учреждение.
Если ребенок посещает детский сад, школу или иные места, поговорите с сотрудниками, воспитателями, нянями. Вместе с ними проверьте безопасность учреждения, предложите свою помощь в ремонте ворот, установке видеодомофона, что-то еще. Не вставайте в позицию строгого проверяющего — понятно, что безопасность должно обеспечить учреждение. Но если вы можете помочь, почему бы не сделать этого…
ШАГ 6. Запишитесь в бассейн.
Одна из главных причин смерти детей с РАС – гибель на воде. Запишите своего ребенка в бассейн, а когда он научится плавать, научите его держаться на воде в одежде и обуви. В этом случае если ребенок окажется в воде, его шансы на спасение значительно вырастут.
И помните, что чем больше этих шагов вы проработаете, тем лучше станет ситуация с побегами.
А если после прочтения статьи вы все еще не решили, с чего начать, или задача, которая перед вами стоит, кажется вам слишком сложной, попробуйте начать с протокола «иди сюда».
Источник
Убегание ребёнка в общественных местах крайне нежелательное поведение, с которым часто сталкиваются родители преимущественно детей с РАС. По статистике в США с бегством ребёнка с аутизмом хотя бы раз в жизни сталкивались почти 50% родителей. Однако манера убегать без оглядки присуща не только аутистам.
Мой сын-алалик не давал мне руку и убегал практически до 3 лет. Наши прогулки регулярно становились источником стресса для меня — мне приходилось постоянно вертеть головой, потому что пока я оплачивала покупки на кассе или оформляла что-нибудь из документов, Лёва ни в какую не хотел ждать и всё время норовил совершить побег.
фото из открытых источников
От знакомых родителей особят, знаю, что с бегством часто сталкиваются также родители детей с СДВГ и ЗПР, то есть, проблема совсем не редкая.
По опыту скажу, что пока мозг ребенка не перейдёт определенную черту зрелости и не осознает опасность такого поведения, так и будет сохраняться вероятность, что он куда-то сбежит, но это не значит, что с проблемой побега и связанными с ней рисками нельзя ну вообще ничего сделать. Нужно знать причины, триггеры и если не полностью устранять, то хотя бы минимизировать их — это и уменьшит вероятность побега.
Причины убегания у особых детей
Аутисты, алалики, СДВГшки убегают не потому, что родители у них плохие или чтобы привлечь внимание, как это могут делать дети с обычным развитием.
Во-первых, практически у всех особых детей нарушается привязанность к родителям. Вот вспоминая Леву, я могу сказать, что всё до тех же трёх лет, он относился ко мне как к обслуге: есть мама — хорошо. Нет мамы — ну как бы тоже неплохо.
Вторая причина побега связана с незрелой эмоционально-волевой сферой. Незрелость может выражаться по-разному: от истерик из-за сенсорной перегрузки до тотальной невнимательности. Но все они связаны одним и тем же: ребёнок идёт на поводу у своих ЭМОЦИЙ, потому что не может остановить их ВОЛЕВЫМ усилием.
Что делать?
В долгосрочной перспективе стоит работать над привязанностью. Формировать тёплые отношения, при любой возможности обнимать и гладить ребёнка, хвалить его и создавать доверие.
А для работы над бегством прямо здесь и сейчас надо выделить триггеры — то, что заставляет ребёнка убегать.
Понаблюдайте за малышом. Как он себя ведёт перед очередной попыткой бегства, какая ситуация обычно происходит перед побегом.
У разных детей триггерами могут быть разные ситуации.
- Сенсорная перегрузка
Например, вы знаете, что малыш склонен к истерикам из-за скопления большого количества людей, новых вещей и мест. И в таких ситуациях он от вас уже убегал. В таком случае надо по возможности уменьшать сенсорную нагрузку, так как очевидно, что ребёнок просто пытается спастись от избытка впечатлений.
Если надо в магазин — быстро зайти, купить всё по списку и выйти. Если планируется выход в людное место или к врачу, делайте иногда остановки — пусть ребенок побудет пару минут в тихом дворе или закоулке поликлиники.
- Гиперактивный «исследователь»
Бывает побег ради самого процесса, когда малышу прям жизненно необходимо куда-то бежать. Особенно часто это происходит в очереди, где такому ребёнку очень скучно. Мой сын убегал как раз по этой причине. До 2 лет я не могла и мечтать о том, чтобы он хоть на секунду остановился — ему постоянно надо было куда-то идти, хоть туда-сюда ходить, главное двигаться и ни в коем случае не стоять!
Меня выручали специальные игрушки «на выход». Я закупила несколько хороших, красивых игрушек из области интересов сына (он обожает транспорт) и давала их ему только когда мы стояли в очереди. Это срабатывало практически всегда — сын отвлекался на них и забывал про потребность бежать. Конечно надолго их не хватало, но на 10-15 минут вполне.
- Страх
Особого малыша могут пугать обыденные шумные объекты — велосипеды, трамваи, собаки.
Если ребёнок убегает от страха, во-первых, следует выявить страшные для него вещи и стараться, завидев издалека, обходить их на улице. Если обойти не получается, берите ребёнка крепко за руку, за рукав или капюшон.
Во-вторых, нужно заняться уменьшением тревожности по отношению к объекту страха. Например, ребёнок боится велосипедов. Сначала показывайте дома фотографии велосипедов, видео с ними. Потом можно купить игрушечный велосипед и дать с ним поиграть. Затем можно показать настоящий велосипед и дать его потрогать. Это позволит понемногу и без стресса показать малышу, что ничего страшного в велосипедах нет.
Что ещё может помочь в борьбе с побегами?
1. Утяжеление
Одной моей знакомой психолог посоветовал решить проблему бегства ношением на прогулке тяжёлого рюкзака. И это сработало!
Её сын с аутизмом действительно перестал носиться как электровеник и начал ходить спокойнее, медленнее и рядом с ней. Со временем он привык к размеренной манере передвижения и спокойно передвигался уже без рюкзака.
Кроме рюкзаков существуют другие варианты утяжеления: спортивные повязки-утяжелители на ноги, шарфы и жилеты с утяжелением (на прохладную погоду).
2. Выгул на площадке
А вот это хорошо работало у нас. Я планировала любую вылазку так, чтобы у сына был час выбегаться на площадке. А потом мы уже шли по моим делам.
Уставшим от беганья/лазания ребёнком намного проще управлять, так как ему уже не особо хочется куда-либо бежать.
3. Приучение сидеть на месте, стоять и ходить рядом
Можно приучить, используя элементы ABA-терапии.
Начинайте дома. Пусть ребёнок на простую просьбу «Посиди» посидит с вами на диване минуту пока не прозвенит таймер. Высидел — получает поощрение. Дальше увеличивайте до 2 минут, потом до 3 и так далее. Когда малыш начинает достаточно долго сидеть на одном месте, убираем звонки с таймера. А затем сводим поощрение на нет.
Потом с дивана можно перенести обучение на лавочку в парке. Добиваемся таймером и поощрением такой же способности сидеть какое-то время, как дома.
Такой же трюк можно провернуть с ходьбой и стоянием рядом с вами. Сначала отрабатываем навыки с таймером и поощрением дома, потом на улице.
Если совсем ничего не помогает
При сильном отставании бывает так, что ребёнок не поддаётся уловкам и обучению и продолжает убегать. С учётом того, что особые дети начинают говорить очень поздно и часто имеют проблемы с пониманием речи, они не смогут сообщить другим взрослым своё имя и где они живут.
Поэтому ради безопасности стоит:
- Снабдить бирками с именем и адресом одежду и вещи ребёнка;
- Одеть на малыша GPS-трекер. Сейчас есть разные опции: если ребёнку не нравятся браслеты на руках, можно купить брелки и цеплять их на одежду.
Также помните, что несмотря на то, что бегство несомненно вызывает сильное беспокойство, не стоит ругать ребёнка, так как чрезмерная эмоциональная реакция часто действует парадоксальным образом на особых детей. Вместо того, чтобы испугаться и больше так не делать, такие малыши наоборот могут начать делать что-то специально, чтобы просто посмотреть ваш «концерт». Допустимая реакция — спокойное, немногословное проговаривание «Так делать нельзя — опасно».
Спасибо всем, кто дочитал!
Не забывайте подписываться и ставить лайк — так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как научить ребёнка указательному жесту (для родителей детей с аутизмом, алалией и другими нарушениями развития)
Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)
Навязчивые действия (стимы) у детей с аутизмом и алалией. Стоит ли бороться с этим и как?
Источник
Бывает, что ребенку просто не хватает движения в течение дня. Сами предложите малышу сыграть в догонялки в парке или на огороженной площадке. Согласно британским рекомендациям, тоддлерам нужно минимум три часа физической активности в день: прыгать, бегать, карабкаться, бросать мячик, кататься на велосипеде, играть в прятки, и так далее.
Если можно, не кричите и не останавливайте малыша, как только он стал убегать — ребенку нужно учиться самому контролировать свои порывы. По той же причине не стоит использовать детские вожжи. Когда ребенок прибежит назад к вам, не ругайте его, а, наоборот, обнимите или поцелуйте. Так он запомнит, что возвращаться это всегда хорошая идея. Но, разумеется, безопасность важнее всего – нельзя рисковать вблизи проезжей части.
Тоддлер начинает ощущать себя самостоятельной личностью, но у него пока нет развитого чувства опасности. Это не значит, что не нужно говорить с ребенком о безопасности. Читайте вместе — например, о правилах дорожного движения для детей. Обсуждайте. Обращайте внимание ребенка на «опасное» поведение других. Скажем, если другой ребенок едет на велосипеде без шлема, скажите: «Надеюсь, он не упадет. А то он может больно удариться головой. Как думаешь, как можно защитить голову?»
Объясняйте простыми словами, какие у вас с ребенком планы на ближайшее время и какого поведения вы хотите от него. Например: «Мы сейчас поедем в магазин за подарком. На парковке и в торговом центре надо будет держать меня за руку, а потом ты сможешь попрыгать в игровой комнате». Избегайте абстрактных требований, вроде: «Веди себя осторожно/Будь хорошей девочкой». Ребенок просто не поймет, чего именно вы от него хотите.
Не нужно запугивать ребенка («Тебя сейчас задавит машина» или «Если залезешь на эту лестницу, ты упадешь и умрешь»), вместо этого можно сказать: «Ты можешь удариться и тогда тебе будет больно/грустно». Также лучше заменять отрицательный императив («Не убегай!») на позитивное предложение («Ты можешь бегать здесь»). Можно предлагать ребенку выбор («Или держишься за руку, или поедем дальше в коляске»).
Уважайте желания ребенка: «Я понимаю, что ты хочешь идти сам, но я беспокоюсь о твоей безопасности, поэтому держу тебя за руку». Хвалите, когда он соглашается. Возможно, убегая, ребенок хочет привлечь ваше внимание. Так пусть он получает больше внимания, когда ведет себя кооперативно. Говорите: «Спасибо, что вернулся ко мне, когда я позвала».
На улице вместо «Стоп!»/ «Не беги!» попробуйте говорить «Замри!» (предварительно потренируйтесь в безопасном месте). Можно попробовать перевернуть ситуацию: сказать «Спорим, не догонишь маму!» и сделать пару шагов в противоположном направлении. Ребенок будет рад «поймать» вас и обняться.
Если вы пошли куда-то по делам вместе с ребенком, придумайте для него посильное занятие — тоддлеры обожают помогать. В магазине малыш может катить тележку или искать продукты по списку в картинках. Чтобы помощь вошла в привычку, вовлекайте ребенка и в работу по дому: например, попросите помочь с одеждой из стиральной машины.
Какой бы ни была причина того, что ребенок постоянно «вырывается на свободу», лучшее решение — создать пространство, где он может это делать без опасности для жизни и здоровья. Такую безопасную среду удалось создать в миниполисах компании «Сити-XXI век» — жилых комплексах нового поколения. Там нет машин, собаки гуляют только на специальных площадках, велосипеды ездят по велодорожкам. А еще тут есть зеленые парки и множество детских площадок для разных возрастов и интересов.
В миниполисе «Рафинад» создан целый остров развлечений, огороженный от опасного мира. Там много лужаек, а также игровые зоны. Малыши могут перебирать шишки и камешки, а дети постарше — сыграть в бадминтон или настольный теннис.
В «Дивном», как и в остальных миниполисах, действует электронная пропускная система и круглосуточная охрана с видеонаблюдением. Еще там есть зоны для барбекю, палисадники и места для прогулок на свежем воздухе.
В миниполисе «Серебрица» есть даже трассы для радиоуправляемых машинок! Кроме того, там работает «Соседский клуб», куда можно отвести ребенка на йогу, танцы или рисование. Он находится прямо внутри жилого комплекса, поэтому нет необходимости пользоваться метро и подолгу ждать автобуса (ожидание утомляет ребенка и вызывает желание вырваться и убежать). Ездить в детский сад тоже не придется — он есть на территории каждого миниполиса.
Большинство детей с возрастом начинают понимать, где нужно идти за руку, а где можно вдоволь побегать. Взрослым нужно набраться терпения и объяснять детям правила безопасности, стараясь предупреждать порывы малышей — говорить: «Я знаю, что ты любишь убегать, но сейчас мы придем в парк/на площадку, там мы с тобой побегаем». С миниполисами «Сити-XXI век» таким парком или площадкой может стать собственный двор.
Источник