Ребенок 3 года отвечает вопросом на вопрос

Ребенок 3 года отвечает вопросом на вопрос thumbnail

Отсутствие вопросов в речи — одна из «фишечек» аутичных детей. Наша нейротипичная соседка уже в два годика постоянно волновалась: «Мама где?», а трехлетка этажом выше умучал родителей своими «почему».

Мой ребенок только в 4 годика начал что-то спрашивать у родителей. Причем вопрос «Что это» заменялся суррогатом «Это…», без вопросительной интонации. Я не сразу догадалась, что ребенок меня именно спрашивает. Еще недавно он начал говорить: «Мама-папа, идем куда?».

Наши попытки это исправить потерпели фиаско. Если я говорила сыну: «Скажи: Что это?» Сын автоматически отвечал на вопрос. Если предмет ему был незнаком, то придумывал ему название/назначение. Креативно, но бесполезно.

На днях логопед подогнала нам интересную игру: «Спроси у мамы/папы?»

В игру играют ребенок и двое взрослых (можно одного взрослого, но так обучение пойдет медленнее). Мама и папа берут незнакомые ребенку предметы. У нас это были подсвечник, ледовый крюк, штопор, фибула, значок, сережка и штангенциркуль…

Один родитель демонстрирует предметы ребенку, спрашивая: «Что это?» Если ребенок не может ответить/отвечает неправильно, ему говорят: «Спроси у мамы/у папы…» и дают подсказку: «Папа/мама, что это?» Второй родитель немедленно отвечает на вопрос. В конце игры можно оставить ребенку вещи на поиграть. Это будет поощрением.

Периодически, можно побрасывать ребенку в игру знакомые предметы. Так мы щадим самооценку ребенка и страхуемся от закрепления нежелательного поведения: «на каждый вопрос: «что это?» требовать помощи у папы/мамы».

Наш ребенок пытался хитрить. По его словам, слева — молоток, а справа — духи.

В игру «Кто это?» мы играли вдвоем с ребенком при помощи такой книжки из Фикспрайса:

Книга с окошками. 199 рублей

Книга с окошками. 199 рублей

Книжка с окошками, за окошками — разные морские гады. Я не открывала окошко, пока ребенок не спросит: «Кто это?»

Эффект от занятий потрясающий. На третий день игрищ папа наступил на какую-то деталь на ковре. Деталь сказала предсмертный : «кряк»- папа завопил от боли.

— Что сломал? — спросил сын у отца.

Аутичные дети:

— могут вообще не задавать вопросов;

— делать это грамматически неправильно;

— не выделять вопрос вопросительной интонацией.

Причин несколько:

— дети не догадываются, что можно просить не только игрушку, но и информацию, предпочитают добывать ее сами, окольным путями;

— круг интересов сужен, некоторые вещи, волнующие других детей, им безразличны;

— речь не развита на надлежащем уровне;

— есть просодические нарушения.

Когда учить ребенка задавать вопросы?

— во-первых, у ребенка должно быть базовое понимание речи и связанная речь, т.е. предложения хотя бы из двух слов. Если речь односложна, с вопросами вы поторопились;

— ребенок должен уметь отвечать на вопросы, т.е. сначала учим ребенка отвечать на вопрос:»Что это» и только потом его задавать;

— лучше начинать с вопросов в соответствии с онтогенезом речи.

Онтогенез вопросительных слов

до 1 года — Что? Кто? (без вопроса, ребенок показывает пальцем)

до 2,5 года — Где? Куда?

около 3-х лет — Как?

старше 3-х лет Почему? Когда?

Как учить ребенка задавать вопросы?

1. Мы искусственно моделируем ситуации, в которых ребенок вынужден задать вопрос.

2. Даем полную речевую подсказку: «Мама/папа что/кто/где/куда/как/почему/когда …

3. Ребенок задает вопрос.

4. Ребенок получает ответ на вопрос и поощрение, которое возникает как бы само собой, в результате его вопроса, например, спросив, «Где ложка?» / «Где стул?»/ «Где мой мишка?» ребенок получает и ответ, и предмет. Здесь особенно дорогой будет ложка, которой едят десерт, стул, на котором голодный ребенок сядет обедать и т.п.

5. После такой тренировки мы улавливаем естественную мотивацию ребенка, заставляя его задавать вопросы там, где это уместно. постепенно этот навык закрепится в речи.

В следующем посте я расскажу, какие именно ситуации вы можете смоделировать, чтобы ваш ребенок действительно захотел получить ответ и поощрение.

Поговорим о вопросах: что? кто ? где? почему? как? какой? когда?

Продолжение темы: вопросы: что? где? почему?

Материал по теме: Учим ребенка говорить: с чего начать?

Источник

Keti

Keti   

Пользователь   

28 Июнь 2012
9597
10

Девочки, подскажите что делать? Девочка 2,11 месяцев, когда задаешь ей вопрос она молчит или повторяет твой вопрос. Например Я говорю » Ты хочешь кушать?» дочка говорит Ты хочешь кушать. Может у кого-то такое было»

Ксюшище

Ксюшище

VIP пользователь

   28 Июнь 2012

Цитата: #9007 Keti 28 Июнь 2012, 23:16

Девочки, подскажите что делать? Девочка 2,11 месяцев, когда задаешь ей вопрос она молчит или повторяет твой вопрос. Например Я говорю » Ты хочешь кушать?» дочка говорит Ты хочешь кушать. Может у кого-то такое было»

Возрастное. Не переживайте. Она просто не понимает, что вы ее спрашиваете и надо отвечать а не повторять.

Читайте также:  Ребенок видит отца в 3 года

Ребенок 3 года отвечает вопросом на вопрос

ХА-ХА

ХА-ХА

VIP пользователь

   28 Июнь 2012

я уже тоже немного переживать начала, хотя смотрю потихоньку это проходит.

Зимние итальянские сапоги р.39 продажа или обмен на детскую коляску/велосипед
https://www.mama.mk.ua/market/vzroslaya-odezhda-obuv_aksessuary/obuv_muzhskaya/420681.html

mamatanya

mamatanya

VIP пользователь

   29 Июнь 2012

нам без двух недель три года и похожая проблема. тоже ребенок часто не понимает вопрос, но отвечает всегда «да!»)) а еще всегда говорит «да», если ей предлагаешь что-то на выбор. например «кашу будешь или суп?» — «да!»
что меня во всем этом смущает, что очень трудно понять, что она понимает, а что нет. она часто вообще на вопросы не отвечает — ну не любит, когдаа ее пытают ))) если по делу, то да (кушать, гулять и т.д.) а так может просто проигнорировать.

*Elena*

*Elena*

Активный пользователь

   29 Июнь 2012

у меня со старшем тоже самое было (папа его даже иногда Равшаном называл )приходилось по несколько раз спрашивать и буквально на пальцах обьяснять если реч ишла о выборе, перерос

Ногтевой сервис, Ресницы. Работаю с 2003 года, принимаю район пл. Победы (на дом не выезжаю). Благодарю за Ваше доверие.
https://vk.com/elena_zelenina
https://odnoklassniki.ru/alesyapti4ka.zeleninaosadchaya

Селеночка

Селеночка

VIP пользователь

   17 Июль 2012

У нас такое тоже есть))) Нам почти 4 года? Причем таким образом: Яся, мы идем гулять. — Гулять? или Что будешь кушать? — Кушать?
Надеюсь что это пройдет))) А то иногда нервы не выдерживают)

Curly

Curly

Silver

   17 Июль 2012

Это называется эхолалия, может быть как периодом в нормальном развитии речи, так и симптомом задержки речевого развития. Смотрите по общему развитию ребенка и по тому, есть ли прогресс, для успокоения можно проконсультироваться с невропатологом и логопедом, правда, если вменяемые логопеды у нас встречаются, то невропатолога нормального еще не видела.

— С чего вы взяли, что я сумасшедшая? — спросила Алиса.

— Это должно быть так, — сказал Кот, — иначе ты бы сюда не попала.

iriskaaa

iriskaaa

Пользователь

   04 Сентябрь 2012

пройдет , у нас было такое, только при этом дочка смеялась…

almandin

almandin

Активный пользователь

   04 Сентябрь 2012

Цитата: #9007 Селеночка 17 Июль 2012, 11:42

У нас такое тоже есть))) Нам почти 4 года? Причем таким образом: Яся, мы идем гулять. — Гулять? или Что будешь кушать? — Кушать?
Надеюсь что это пройдет))) А то иногда нервы не выдерживают)

Моему сынишки 4,5 года и тоже такое)) Иногда думаю,что я тихо или невнятно говорю,а иногда думаю,что он издевается над мамой. В целом мальчик толковый,поэтому даже в голову дурного себе не беру))

Мои дети — мое вдохновение!!!

lisaalisia

lisaalisia

Пользователь

   05 Сентябрь 2012

Цитата: #9007 Keti 28 Июнь 2012, 23:16

Девочки, подскажите что делать? Девочка 2,11 месяцев, когда задаешь ей вопрос она молчит или повторяет твой вопрос. Например Я говорю » Ты хочешь кушать?» дочка говорит Ты хочешь кушать. Может у кого-то такое было»

Это называется эхолалией, само по себе это не опасно, но часто является симптомом эмоциональных расстройств. Я бы советовала консультацию детского психиатра. Особенно, если есть какие то другие трудности эмоционального плана. Если ничего другого не беспокоит и не настораживает, то можно не торопиться, а понаблюдать.

Источник

Были у логопеда (карту в сад делаем).
Она обратила внимание, что Федя иногда повторяет вопрос, обращенный к нему. Типа:
Она: Какого это цвета?
Федя — Какого цвета?
Сказала, что это не оч.хорошо 🙁 Я стала уточнять, она сказала, что не будет уточнять, т.к. в принципе к Феде это не относится (?),
скорее всего это просто особенность развития речи.
В карте написала — развитие соответствует возрасту, т.е. вроде как всё хорошо, но всё же последите (?)
Ну, я напряглась конечно, почитала. Судя по всему, она имела в виду эхолалию, а она признак много чего 🙁
Не знаю… он вопрос повторяет, если растерян или не знает что ответить. Т.е. не то, чтоб он постоянно за мной всё бессмысленно повторяет. Обычно на вопросы отвечает нормально, ну а у врача — я вообще удивилась, что он стал что-то говорить, обычно он с порога плачет 🙁
Люди, скажите мне что-нибудь 🙁 Я ужасно расстроена почему-то…у кого-нибудь тут такое есть?

26.03.2012 13:58:16, oleo

15 комментариев

у нас такое есть.
если не знает как ответить, или отвечать не хочет — повторяет вопрос.
относилось к более сложным, «абстрактым» вопросам — т.е. на вопрос «что это», «какого цвета», и тп как правило отвечал, если спросить где был-что видел-с кем гулял — ответа нет, повторяет)
Сейчас меньше, раньше практически всегда.
Т.е. достаточно рано начал разговаривать, но разговаривал сам по себе, а вот в диалог не вступал.
Логопед сказала развитие по возрасту даже лучше, перерастет и тп.
Невролога тоже спрашивала — почему так, говорит но не разговаривает — тоже сказала — ничего страшного. Отчасти особенности развития, отчасти характер, мб еще сказывается что общался только в семье. Пошел в сад — начался прогресс.
Вобщем, я начала было переживать, но тк прогресс есть, все налаживается — переживать перестаю
26.03.2012 22:32:32, Ёж в Сумраке

Читайте также:  Что делать если ребенок мало пьет в 3 года

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
На вопрос «какого цвета?» он стормозил, т.к. логопед тут же сказала Зееееее…. (типа подсказала). Вот он и задумался — какого же это цвета зеееее? 🙂
И про «не знает как ответить» — верно, в этом случае тоже повторяет вопрос. Если знает — отвечает без повтора. И Что делал? и Почему? и Зачем? тоже отвечает, если знает.
Про «общался только в семье» — тоже Да.
Диалоги инициирует сам иногда. Фразы строит. Умеет шутить и шутки понимает. До сегодняшнего дня считала, что всё нормально идёт.
Просто перепсиховала, наверное, спасибо ещё раз!
26.03.2012 22:52:07, oleo

Да, давайте считать что у нас все идет нормально, ведь наверняка так оно и есть)
Я со старшей сравниваю — говорить — слова, фразы, предложения — она начала позже мелкого. Он как-то быстрее соображает, запоминает стихи-песни-цвета-формы.
А вот сравнивая их в 2 года в плане общения — она гораздо взрослее, на любом уровне развития речи поддерживала диалог)
А Шар.. Как радио)
Инициировать-спросить он тоже давно мог, но это если ему надо) А не надо — молчит или повторяет)
Отчасти характер — вот в саду поначалу жаловались что от него практически невозможно ничего добиться — делает что хочет-идет куда хочет и при этом болтает без умолку. Но ничего, привыкает-сглаживается)
Так что все у нас будет хорошо!
26.03.2012 23:09:06, Ёж в Сумраке

У нас девочка знакомая есть (2 мес старше) — нам до неё, как до Луны в плане общения. Но она одна такая 🙂 Я к девочкам даже и не приравниваюсь…
26.03.2012 23:31:55, oleo

У мальчиков вообще речь не сильное место. Поверьте матери проблемноречевого ребенка, и прекращайте читать, вам оно ни к чему.

ЭХОЛАЛИЯ — автоматическое повторение чужих слов, наблюдаемое при некоторых психических заболеваниях (шизофрении, поражении лобных долей мозга и пр.) у взрослых и детей. Как ОДИН ИЗ маркеров. Самостоятельно НИКОГДА не определяет НИКАКИХ отклонений.

К Л Ю Ч Е В О Е:
Встречается у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов становления речи.

26.03.2012 15:05:10, СинептицаЯ

Да, я это прочитала уже, спасибо.
И про мальчиков с речью знаю.
И повторение у него не автоматическое, а такое как-бы … раздумчивое, типа он переспрашивает. Что это?…..мммм…(не знает) Что это?
Просто вокруг меня мало мальчиков говорящих. Один старше нас, он говорить стал поздно, я от него слышу только Дя или название машин.
Другой тоже чуть старше, говорит не оч.понятно, заикается, но как-то общается.
А остальные младше и не говорят, так что мне особо и сравнить не с кем 🙁
А Федя говорит очень понятно, но вот тоже какие-то заморочки, оказывается…
26.03.2012 15:19:26, oleo

НЕТ у вас заморочек, у ребенка в смысле. маме «100 грамм фронтовых», чтоб тоже заморочек не было :))))
26.03.2012 15:24:38, СинептицаЯ

Да, спасибо, нужно принять 100г :-)))
26.03.2012 15:32:12, oleo

я думаю у вс просто этап развития такой. В вашем возрасте это еще нормально. Кста, я знаю одну ученую мадам, много лет работающую преподавателем в вузе, так с ней общаться вообще невозможно она как эхо повторяет все окончания фраз…. Но это не мешает ей читать супер-обалденные ленкции!!!!

Мой сейчас может повторять когда «дурку» включает, т.е. не желает отвечать на мой вопрос, судорожно ищет чего бы придумать и выкрутится, и начинает попугайничать, просто тянет время, типа или маме надоест и отстанет или чего придумается за это время, но мама зануда попалась, так что мальчик научился виртуозно с ходу придумывать отмазки)

Так что не волнуйся заранее)

26.03.2012 14:31:11, Свет-ОК

Да я даже и не думала, что это проблема. Вот и мой тоже когда ленится, то «зависает», именно время тянет…
Свет, а когда твои дети стали Я говорить? Федя пока про себя «Федя» говорит.
26.03.2012 14:42:23, oleo

Свет, извини, ещё поспрашиваю (можешь в личку ответить)
Старшие поздно начали говорить?
С логопедией какие проблемы были, в произношении?
Я просто сейчас сижу, читаю и расстраиваюсь, инет иногда зло 🙁
26.03.2012 14:52:11, oleo

ну тогда наливай чаек и слушай)
Иван заговорил очень поздно, гораздо после трех лет, как сейчас стало модно говорить у него были все признаки аутизма, нет вру, он умел смотреть в глаза. В остальном сейчас бы его быстренько записали в «особые» дети. Тогда на это особо внимания не обращали и просто врач говорила -ну у вас наверное кто то в родне есть позднозаговоривший. Все остальные его странности вообще объясняли особенностями характера (это воспитатели в садике так говорили). Ну мы тоже просто любили и воспринимали как обычного малыша со сложным характером. Про него могу писать очень много, но на главный твой вопрос я думаю ответила — Иван заговорил по человечески (нормальными предложениями а не фразами и словами) ближе к 4 годам. Проблемы были в школе с русским языком, он просто «не слышал» многие зуки, диктант это был просто кошмар. Изложения, сочинения, списывание — практически без ошибок, но под диктовку он писать не мог. Если сюда прибавить еще его супербезобразный почерк, то начальные классы стали испытанием для всей семьи! Учительниа просила чтобы он знал правила и все разборы. Что мы и делали. Теорию он знал на пятерки, диктанты на двойки в среднем получалось от 3 до 4 баллов в четверти)
Но мальчик хорошо закончил школу и что меня удивило сдал ЕГЭ по русскому на очень даже приличную оценку (хотя чего удивлятся, диктантов там не было), сейчас уже на 4 курсе, учится отлично, повышенная стипендия почти всегда. Так что нет ничего непреодалимого)

с Ксенькой было еще интереснее, она заболтала как и Витя рано, года в полтора уже были фразы из 5-6 слов. Но в 2 года мы сделали дополнительную прививку от полиомиелита, тогда всем их делали, но как оказалось именно на моей девочке эти так называемые «безвредные» капельки выстрелили….. на замолчала. Практически вообще. На мои походы к врачу вердикт — накапливает пассивный запас слов, так у детей бывает…. В 3 года нам поставили аллалию, это полное отсутствие речи. Хотя дома я с ней занималась, говорить она пыталась, но в кабинете у логопеда вообще не пошла на контакт. Невролог без всяких дополнительных обследований назначила очень сильнодействующие препараты. Сказать что я была в шоке, не сказать ничего. Так меня там запугали и сказали что быстрее всего ребенок и не восстановится….
Но я человек действия, сидеть и плакать — не мое, я подняла на ноги всех и нашла выход на завотделения неврологии в детской областной больнице. Когда та увидела назначения нашего врача она сама оторопела. Потом послала нас на обследование. В итоге 2 года постоянных занятий с логопедом, питье пантогама и девочку уже не хотели брать в логопедическую группу в садике, сказали что желать ей там нечего! Но я настояла и не пожалела, там чудесные были воспитатели и отличная подготовка к школе. Сейчас она уже в 8 классе. Учится хорошо. Вот только математика -ну явно не ее предмет) но эта проблема с речью не связана)

Так что с младшим болтунишкой мы сейчас отдыхаем) и наслаждаемся. ттт, но хоть один малыш надеюсь не клиент логопеда

26.03.2012 15:20:10, Свет-ОК

Ох, Свет, спасибо большое!
Про аутичные черты — какие-то и у нас есть…не весь набор, но что-то есть. А чего бы им не быть, если оба родителя с такими чертами?
А с другой стороны я очень боюсь чего-то проглядеть 🙁
Мне мама всё время говорит Ты не такая была, он у тебя другой какой-то! 🙁 Ну и я начинаю психовать медленно…
26.03.2012 15:31:34, oleo

гыыыы, не психуй, маму которые бабушки он все такие, она ж ревнует внука, ревнует именно то что он похож не только на вашу семью но и на ТУ))))
А проглядеть не бойся, слишком у нас много доброхотов вокруг — обязательно ткнут если деть будет чем отличатся. Мало того аутичные черты в той или иной степени есть у каждого из нас, это нормально. И жить это не мешает!
Так что расслабся и просто наслаждайс мамством, а еще неплохо — заведи себе еще парочку детей))) для коллекции))) тогда на пустяки научишься внимания не обращать!!!!!
26.03.2012 15:40:02, Свет-ОК

Источник