Ребенок 3 года нет связной речи

Вопрос логопеду:Добрый день! Моему сыну три года, но связной речи у ребенка нет. С 2,5 лет мы прошли консультации и невропатолога, невролога, логопеда. Никаких отколнений от развития не было обнаружено, логопед не стал с нами заниматься, сразу направил к невропатлогу. Мы прокололи курс кортексина, пропили фенибут, прокапали капельки симакс, в общем, сделали все возможное на тот момент. но улучшения не наступило. В три года прошли консультацию у логопеда, который посоветовал не «бить тревогу», а подождать до 4-х лет. Но я боюсь, что к тому времени будет поздно, т.к. Повторюсь, связной речи у ребенка нет (он не строит предложений, но очень активно «болтает» на своем птичьем языке). Также нам и не светит детский сад (мы стоим на очереди,но она очень длинная). Что можно предпринять? Каким образом помочь ребенку? Не обращать внимание и успокоиться, или пытаться попасть в сад любыми способами? (На данный момент сына вожу к няне, ему очень нравится. (Евгения.)

Ответ: Помощь ребенку необходимо оказывать, причем со всех фронтов: логопедическую, медикаментозную, а так же физиолечение (парафиновые аппликации, электрофорез, массаж речевых зон, стоп и пр.). Эту работу надо вести комплексно и систематически. Но под руководством очень толкового невролога.

Так как я не медик, следовательно, не имею права Вам даже рекомендовать медикаментозные препараты. Давать оценку тому, что Вы уже пропили тоже не буду.

Как правило, логопеды поликлиники при осмотре ребенка отправляют его к неврологу. А на просьбы родителей позаниматься с ребенком логопеду, получают отказ и такую фразу: «С ребёнком логопед занимается только с 5 лет. Если же специалист предлагает Вам логопедические услуги раньше, чем ребенок достиг этого возраста, значит он просто шарлатан и хочет вытащить из родителей побольше денег.» Это всё неправда. Тут следует понимать и разделять, что логопед может вести работу не только по звукопостановке. Конечно, этим, просто бесполезно заниматься с ребенком до 4х лет. Но логопед может вести работу по развитию фонематического слуха, мелкой моторики, развитием активного и пассивного словаря. Всё это и является составляющими речи ребенка. Такую работу мама может вести самостоятельно, но не каждая имеет необходимое количество фантазии, терпения, времени, желания, и в конце концов материала. В таком случае следует прибегнуть к помощи профессионала.

Садик, возможно, мог стать помощником и толчком. Но это в случае благополучной адаптации ребенка к нему. Если же привыкание малыша к детскому саду и разлучению с мамой проходить слишком быстро, резко это может привести к регрессу в речи.

Няня тут не помощник, в смысле не помощник ребенку в его речевых трудностях. Ему нужно общение со сверстниками. Детям необходимо учиться не только действиями, но и словами объяснять о своих желаниях и трудностях. Мама же, как и другой взрослый, постарается понять ребенка как можно быстрее, в отличие от сверстников, у которых тоже, надо заметить, есть проблемы при изъяснении с себе подобными мальчуганами и девчушками при помощи слов. Для мамы она, конечно же, является палочкой-выручалочкой.

Так же хочется отметить, мальчику уже 3 года, а это значит что период активного пополнения словаря уже прошел, сейчас, в норме, должна формироваться и совершенствоваться связная речь, которой по вашим словам у ребенка нет совсем. Отставание налицо.

Желаю Вам и Вашему малышу сил, терпения и успехов.

С уважением, Анна Арнаутова.

Ответ консультанта опубликован 24.09.2009

Источник

Дома прошу — повтори, а он не повторяет, в садике все уже говорят, а он — нет… Логопед? А что он сделает?

Выполняю обещание ???? Пишу о том, что же такого необыкновенного делает логопед с неговорящими детьми, что говорить они все же начинают.

Что такого может и умеет логопед, чего не могут родители? Да, в общем, ничего особенного. Логопед не столько может, сколько знает. То, чего не знают родители-не логопеды и не педагоги.

  • Во-первых, хорошо знает так называемый речевой онтогенез — то есть закономерности и последовательность развития речи во времени.
  • Во-вторых, имеет представление о базе для речевого развития — о связи ведущей деятельности ребенка и его речи, а также о создании речевых предпосылок — то есть факторов, которые делают речь необходимой для человека
  • В третьих — могут диагностировать причину, то препятствие, которое мешает ребенку за вами повторять, и мешает ему подражать сверстникам.
  • И в четвёртых — знают и умеют применять в работе обходные маневры, те средства, которые помогут сформировать речь в обход того труднопреодолимого препятствия, которое мешает развивать речь естественными путями .

Пройдемся по всем четырем пунктам последовательно, в нескольких статьях ????

Онтогенез. Речь развивается последовательно. Гуление, лепет, первые слова, формирование переключаемости, первая фраза, связная речь… Нет связной речи без фраз, нет фраз без слов, не будет слов без этапа гуления. И это ещё самые крупные вехи, можно выделить и множество более мелких.

Важный момент здесь — этап правильного звукопроизношения — завершающий! Сначала — речь, потом — звуки! Точнее так — неправильные звуки связной речи не мешают!

Поэтому если ребенок не говорит — мы выясняем, разумеется, из чего же нам строить речь. Выясняем наличие кирпичиков — звуков. Но штука в том, что нам их нужно не так уж много. Коева мытит, тябака вает, осадь игого — в этих примерах в речи ребенка нет шипящих, свистящих звуков, л, р — и при этом его речь в контексте можно понять!

Читайте также:  Ребенок 3 года моча мутная

Поэтому — если логопед начнет неговорящему ребенку, который, тем не менее, что-то лепечет, ставить шипящие — этот логопед идиот. К сожалению такие тоже бывают, простите за неполиткорректность. Даже если ребенку уже шесть лет, и по возрасту шипящие уже должны быть. Точнее так — можно и ставить шипящие. И Р можно. Но эта работа ни в коем случае не должна быть основной! Лепечет. Вспоминаем онтогенез — и формируем первые слова. Из того, что уже есть. И пусть пока в речи будет юбаська, а не рубашка. Слово есть! Вы поняли! Ребенок говорит! А звуки — потом наживем.

Но и это не самое основное и не самое сложное. Есть дети, которые и не лепечут. И не гулят. Молчат. И в год, и в два, и в пять. Вызывание в речи звуков так называемого раннего онтогенеза — то есть звуков, которые появляются в норме уже в младенчестве — практически не описано даже в специальной литературе. Тем не менее приемы есть, но далеко не каждый даже логопед ими владеет. Это к вопросу о том, что логопед может. В частности, как раз эти приемы применить.

Но и это тоже не самое… Раньше, чем появляется собственная, активная речь — появляется ее понимание, речь пассивная. Видимость речи может быть и без ее понимания — например, дети в нарушением интеллекта часто отличаются хорошей механической памятью, и с лёгкостью выдают во вселенную дословный пересказ выпуска новостей, рекламных роликов, мультфильмов и тп, не понимая в своих монологах ни единого слова. Но истинная же речь, диалог, передача своих чувств и мыслей — без понимания невозможна. Поэтому — диагностика. Выявили у ребенка нарушение понимания речи — работаем в первую очередь именно над этим, а не над активом.

И это был всего лишь первый пункт нашего плана ???? Оставшиеся три — впереди!

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Источник

Речь — основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.

«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»

Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти — самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения

Как развивается речь

Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.

В становлении речи можно выделить три периода:

Первоначальный этап

Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых — гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.

Формирование активной речи

В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.

Монологическая речь

От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.

Речь — это сложный составной навык. Для его развития важна основа — правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому, сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй — с «тренировкой» артикуляционного аппарата

Задержка в развитии речи

Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение — специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.

Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения

Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.

Читайте также:  Список слов ребенок 3 года

Причины отставания в развитии речи

Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние причины

Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.

Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями — у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.

Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.

Внешние причины

Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.

Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?

Другая причина отставания развития речи — педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.

Еще одна проблема современности — подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.

Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.

Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.

Что предпринимать, если ребенок не говорит

Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.

Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.

Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.

Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.

1) Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.

2) Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».

Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.

Методики по развитию речи у детей

Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит», в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.

Читайте также:  Омлет ребенку 3 года

Отличное пособие для родителей — книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.

В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев — мелкой моторики.

Источник

Миляуша Хайруллина
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь — основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операция (анализ, синтез, сравнение., обобщение, абстракция, припоминание, запоминание) развиваются и совершенствуются только в процессе овладеванию речью.

От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции психического деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер,взгляды и убеждения:

Психические процессы:Речь:

Восприятие память внимание мышление фонетика фонематика лексика

Воображение произвольное внимание грамматика связная речь

В первые 3 года жизни ребенка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает большой словарный запас. Если же в первые три года жизни малыша взрослые не уделяли должного внимания его речи, то и в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут способствовать развитию нежелательных качеств характера (застенчивость, нерешительности, замкнутости, негативизма, вызывать нервозы и заикание.

Причины задержки развития речи.

Отсутствие речи в три года или значительная задержка в ее развитии должны насторожить родителей. В этом случае необходима консультация специалиста (психоневролога, логопеда). Причины задержки в развитии речи могут быть различными.

Органические причины возникают в связи с тяжелым течением беременности или трудными родами, родовыми травмами, гипоксией и асфиксией плода, перенесенными в первые годы жизни инфекционными заболеваниями, травмами головы. В этом случае наблюдается точечное или очаговое поражение коры головного мозга в области речевого и двигательных центров.

Механические причины вызываются дефектами костного и мышечного строения артикуляционного аппарата (недоразвитое мягкое нёбо, короткая подъязычная уздечка, «заячья губа», «волчья пасть», изменения формы и величины челюстей и т. д.) или приобретенными в результате травмы дефектами.

Функциональные причины вызваны невниманием родителей к детям, отсутствием полноценного общения либо гиперопекой над детьми, когда предвосхищается каждое их желание. Часто родители, общаясь с детьми, подражают детской речи («сюсюкаются»). На формирование правильной речи оказывает влияние и чрезмерная возбудимость ребенка, задержка психического развития

Особенности развития речи детей 3-4-го года жизни:

В 3 года ребенок пользуется словарем из 800-1000 слов. В течение года словарь возрастает до 1900-2000 слов. Это объясняется тем,что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее : он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает предметы по общим признакам. В состав активного словаря, которым пользуется ребенок, входят практически все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы).

У трехлетних детей наблюдается неправильное произношение ряда слов, особеннодлинных и малознакомых:

-сокращения слов («сипед»— велосипед, «атабиль»— автомобиль»);

-перестановки слогов и звуков в слове («замукальные»— музыкальные, «певрый»-первый);

-пропуски звуков при их стечении («басой мальчик»-большой мальчик);

— в ряде случаев для облегчения произношения трудных слов между согласными звуками дети вставляют гласные («корабель»-корабль).

Произношение звуков трехлетними детьми характеризуются некоторыми особенностями:

-согласные произносятся смягченно («лёзетька» — ложечка)

-свистящие звуки С,З,Ц произносятся недостаточно четко, пропускаются или заменяются другими звуками («абака», «фабака», «табака» -собака; «вамок», «дамок» — замок; «тветок» — цветок);

— шипящие звуки Ш,Ж,Щ,Ч произносятся недостаточно четко, пропускаются или заменяются («апка», «фабака», «табака» — собака; «вамок», «дамок» — замок; «тветок»-цветок);

— звуки Л,Р пропускаются или заменяются звуками «ль», «й» («юка», «люка» — рука).

Грамматический строй речи. Трехлетние дети говорят короткими фразами из 3-4 слов. Фраза постепенно удлиняется и усложняется.Порядок слов и их согласования могут быть неправильными : «я хочу нет» — я не хочу; «один колесо», «много окнов».

В течение четвертого года жизни у детей сокращается количество перестановок, пропусков звуков, исчезает смягченное произношение слов, улучшается произношение свистящих и шипящих звуков, исчезает их замена на другие звуки, хотя может сохраняться нечеткое произношение шипящих, отсутствие звуков Л и Р.

Роль родителей в развитии речи ребенка огромна. Маленький ребенок стремится к общению с близкими ему людьми, подражает им во всем. Взрослые должны уделять общению с детьми достаточно времени, т. к. дефицит внимания негативно сказывается на их всестороннем развитии. Поскольку развитие речи малыша тесно связано с развитием движений и формированием основных психических процессов, у детей очень важно развивать общую и мелкую моторику, для чего дома полезно иметь спортивный уголок, конструкторы, мозаику, набор пуговиц или крупных бусин для нанизывания и другие настольные игры, развивающие мышление, внимание, память. Постоянно читайте детям качественную и богато иллюстрированию детскую литературу, беседуйте с ребенком о прочитанном, пересказывайте сказки и рассказы вместе с детьми словами, близкими к тексту – это пополнит его словарь.

Источник