Ребенок 3 года не слышит

Ребенок 3 года не слышит thumbnail

Почему ребенок стал плохо слышать и что делать?

Чем раньше у ребенка будут обнаружены проблемы со слухом, тем более благоприятными будут прогнозы для лечения и реабилитации. А потому за способностью слышать у малыша родители должны внимательно наблюдать. Появление первых признаков слуховой дисфункции должно быть сигналом к быстрым и решительным родительским действиям.

Признаки нарушений

Поскольку нарушения слуха бывают врожденными и приобретенными, контролировать слуховую функцию у чада важно в любом возрасте. Внимательные родители легко заметят, что ребенок стал плохо слышать. Конкретные тревожные симптомы зависят от возраста малыша.

У грудных детей снижение слуха определить сложнее всего, поскольку они еще не говорят. Но хорошо слышащие младенцы с трехмесячного возраста реагируют на новые, особенно громкие звуки – они пытаются обнаружить источник звуков глазами, поворотами головы. Неожиданные звуки заставляют крох вздрагивать, рефлекторно вскидывать ручки и ножки.

Ребенок 3 года не слышит

Если ребенок по результатам медицинских осмотров в роддоме и поликлинике успешно прошел аудиотестирование, это еще не значит, что патология не проявится позднее.

Поэтому родителей карапузов первого года жизни должны насторожить такие симптомы, как отсутствие адекватного реагирования на звуки различной громкости (есть реакция только на очень резкие звуки и игнорируются тихие, нет реакции ни на какие звуки).

У детей более старшего возраста тревожные признаки ухудшения слуховой функции проявляются в отсутствии быстрой реакции на обращенные слова, замечания. Конечно, все зависит от степени потери слуха, но в целом дети начинают часто переспрашивать, уточнять. Ребенок напряжен, он вглядывается в губы собеседника, чтобы не пропустить сказанное. Ребенок может жаловаться на странный шум в ушках, не реагировать на слова, произнесенные с нормальной разговорной громкостью или шепотом.

Поскольку состояние слуха напрямую отражается на речи, то дети, которые по каким-то причинам стали хуже воспринимать звуковую информацию, начинают говорить в более медленном темпе, а также часто прибавляют громкость телевизора, если там идет что-то им весьма интересное. Ребенок может теребить уши, а также оттопыривать ушные раковины, оттягивать их, пытаясь уловить звуки.

Ребенок 3 года не слышит

Ребенок 3 года не слышит

Как проверить?

Заподозрив у ребенка проблемы со слухом, важно как можно скорее обратиться к врачу. Несмотря на советы тестировать его на слух в домашних условиях, лечить народными средствами, есть распространенные отопатологии, в которых ответ на вопрос, вернется ли слух, зависит от времени оказания помощи, и время это ограничивается несколькими неделями или даже днями.

Не стоит пытаться искать причину снижения слуха самостоятельно. Лучшим решением будет обращение к ЛОР-врачу.

Если к соответствующему доктору запись, то нужно пойти к педиатру на срочный прием. С жалобами на внезапное снижение слуха отоларинголог примет с пометкой «cito» (срочно) от детского врача вне очереди.

Методов диагностики существует множество. В первую очередь доктору нужно будет исключить воспалительные заболевания органов слуха, а также ЛОР-патологии, при которых теоретически может снижаться слух – отит, аденоидит, ушные серные пробки, патологии барабанной перепонки, инородные предметы в ухе (иногда дети заталкивают в ушки самые разнообразные мелкие детали).

При помощи отоскопа ребенка осматривают прямо при обращении в кабинете. После этого при отсутствии механических или иных объективных причин для снижения слуховой функции ребенку назначается посещение кабинета сурдолога – этот специалист оценивает степень потери слуха, проводит тональную аудиометрию. Это исследование показывает не только степень утраты, но и характер потери. Детям до 3-4 лет проводят игровую тональную аудиометрию.

Ребенок 3 года не слышит

Детям старше 4 лет проводят дополнительно исследование восприятия шепотной и разговорной речью – если малыш не слышит обращенных шепотом слов с 6 метров, переспрашивает или не реагирует на них, определяют порог слышимости (с какого расстояния он их все-таки улавливает и различает). При подозрении на повреждение слухового нерва отправляют малыша на прием к детскому неврологу.

Ребенок 3 года не слышит

Среди исследований назначают не только аудиометрию, но и тимпанометрию (исследование подвижности барабанной перепонки и состояния среднего уха), рентгенографию височных костей. Только после этого можно говорить о точных причинах снижения слуха и возможных прогнозах на будущее.

Ребенок 3 года не слышит

Причины

Причины снижения слуховой функции могут быть разными – от механических преград в виде инородного тела или серной пробки до врожденных аномалий развития органов слуха.

Врожденные тугоухость и глухота у детей часто бывают наследственными. При этом хорошо слышащие мама и папа – не преграда для формирования плода с патологией слуха, ведь передается проблема и от бабушек, и от дедушек, и по доминантному, и по рецессивному типу. Повлиять на слух ребенка могут разные неблагоприятные внутриутробные факторы. Особенно это опасно в период формирования и закладки органов слуха, анализаторов и отделов мозга, отвечающих за слуховые навыки. К опасным факторам относятся ОРВИ и грипп, краснуха, токсоплазмоз и паротит, перенесенные мамой в первом и начале второго триместра беременности, резус-конфликт, курение, прием спиртного и наркотиков будущей мамой.

Читайте также:  Энтерол ребенку 3 года

Причиной отсутствия или снижения способности слышать у крохи могут быть родовые травмы.

Врожденные патологии слуха обычно обнаруживаются в первые 2-3 года жизни малыша, хотя незначительные недочеты в функционировании слухового аппарата ребенка могут обнаружиться значительно позднее.

Ребенок 3 года не слышит

Ребенок 3 года не слышит

Приобретенное нарушение слуха – наиболее распространенное явление в детском возрасте. Снизиться слух может временно, например, во время отита или насморка, и в большинстве случаев такое снижение обратимо, способность нормально слышать возвращается через 3-4 недели после болезни самостоятельно. Но также грипп, ОРВИ, гнойный отит, отит внутреннего уха вполне могут быть причиной развития стойких нарушений слуха.

Необратимая или прогрессирующая тугоухость нередко развивается после менингита, скарлатины, кори, инфекционного паротита (свинки). Инфекции, осложнившиеся нарушениями слуха, наиболее часто приводят к поражению слухового нерва. А воспалительные заболевания ушей – к поражению звукопроводящих отделов.

При хронических аденоидах, если врач рекомендует их удаление, а родители настаивают на лечении народными средствами, нередко развивается стойкая тугоухость на одно или оба уха.

Ребенок 3 года не слышит

Ребенок 3 года не слышит

Причиной снижения слуха может стать и черепно-мозговая травма, и прием антибактериальных препаратов стрептомицинового ряда (неомицина, мономицина, гентамицина). Эти антибиотики ототоксичны.

Как лечить?

После обследования станет понятна клиническая картина. В зависимости от причины назначается лечение.

  • При ушной пробке ее извлекают, ушко промывает доктор, слух восстанавливается в полной мере. Инородные предметы, обнаруженные в ухе, извлекают, после чего слух также восстанавливается без какого-либо лечения.
  • Но в большинстве своем, к сожалению, проблема снижения слуха связана с развитием тугоухости. Она бывает кондуктивной, при которой страдает звукопроводящий аппарат. Чаще всего она связана с патологиями в наружном или среднем ухе. Чаще обнаруживается сенсоневральная (нейросенсорная) тугоухость, связанная с поражением звукопринимающего аппарата, в который входят слуховой нерв, внутреннее ухо. Иногда выявляется смешанная тугоухость.

Нарушение может развиться стремительно и быть обнаруженным медиками уже через несколько часов.

  • Острые формы – нарушение слуха не более чем на протяжении 28 дней.
  • Подострые – до 3 месяцев.
  • Хронические патологии – это нарушение слуха на протяжении более 3 месяцев.

Ребенок 3 года не слышит

Ребенок 3 года не слышит

Лучше всего поддаются лечению внезапная и острая формы, именно поэтому родителям и рекомендуется обратиться к врачу как можно быстрее.

Чем больше времени проходит с момента начала ухудшения слуховой функции, тем менее оптимистичными будут прогнозы врачей – при хронической тугоухости вернуть слух помогают только слухопротезирование слуховыми аппаратами и операция кохлеарной имплантации, которая показана не всем и помогает не всегда.

  • Для лечения острой и подострой кондуктивной тугоухости обычно назначают медикаменты, физиотерапию. Проводится пневмомассаж барабанных перепонок, делают электрофорез, продувают слуховую трубу.
  • При сенсоневральной тугоухости начинают срочное лечение препаратами, улучшающими кровообращение внутреннего уха. Хорошо помогает введение «Преднизолона» в определенных дозировках, если потеря слуха внезапная или острая. При хронической форме болезни эти меры, увы, неэффективны.
  • При 2-3 степени тугоухости назначают ношение слуховых аппаратов. Если это оказывается малоэффективным и разборчивость речи не улучшается, ребенок и в аппаратах постоянно переспрашивает, рекомендуется кохлеарная имплантация.

Ребенок 3 года не слышит

Ни одна из методик, которые помогают реабилитироваться ребенку со слабым слухом при хронической тугоухости, не приводит к полному выздоровлению. Утраченный слух не возвращается. Большим успехом медики считают остановку падения слухового восприятия на стабильном уровне. А потому большое внимание родители должны уделить профилактике такого рода проблем:

  • вовремя и правильно лечить все ЛОР-заболевания, не заниматься самолечением при гриппе, ОРВИ;

  • регулярно следить за поведением и реакциями ребенка, чтобы вовремя заметить возможные нарушения;

  • избегать нахождения малыша там, где есть громкие и резкие звуки, чтобы исключить развитие акустической травмы;

  • научить ребенка бережно относиться к своим ушам – не заталкивать в них игрушки и детали, не чистить их острыми предметами, следить за гигиеной органов слуха.

Ребенок 3 года не слышит

Источник

– Очень часто в своей работе детского психолога я сталкиваюсь с жалобами родителей на сложности воспитания, в частности такими: почему нужно десять раз повторять одну и ту же просьбу? Почему ребенок слышит и выполняет мое требование только тогда, когда я уже начала кричать? Почему часть моих просьб вообще игнорируется, как будто я и не просила ни о чем? – говорит Виттория.

Читайте также:  Ребенок 3 года плачет как просыпается

Во время загрузки произошла ошибка.

Все подобные вопросы касаются одного явления, которое называется «избирательная глухота». Конечно, речь не идет о физическом нарушении слуха у ребенка, ведь приятные просьбы, ласковые слова, интересные беседы взрослых ребенок прекрасно слышит и правильно реагирует на них. Однако нарушение все же есть, но оно лежит совершенно в другой области – области коммуникаций. Оказывается, что не всегда бывает просто донести свою просьбу до ребенка так, чтобы он ее услышал и сразу же начал исполнять.

Причины

Одной из причин игнорирования ваших просьб ребенком является его возраст и особенности нервной системы. Понаблюдайте за малышом, который занят крайне интересным для него делом. В этот момент для него действительно не существует ничего вокруг. И если в этот момент озвучить просьбу, каковы у родителя шансы быть услышанным?  Они практически равны нулю. Кроме того, быстро, как взрослый, переключаться с одного вида деятельности на другую ребенок просто не в состоянии, поэтому указание закончить игру на планшете и идти мыть руки перед обедом, скорее всего, останется без ответа.

Мама четырехлетней Иры жалуется, что девочка никогда не слышит с первого раза ее просьбы. На приеме выясняется, что в основном проблема касается ситуаций, когда Ирочка сидит у телевизора или играет на планшете. Прямо в моем кабинете устраиваем эксперимент – мама включает ребенку мультик. Иришка полностью погружается в просмотр. Через небольшое время по ее отрешенному виду становится понятно, что действие на экране полностью поглотило ребенка.

Договариваемся с мамой, что в следующий раз перед началом просмотра Ире будет сказано, до какого места она может смотреть мультфильм, а также мама должна рассказать ей, что они будут делать после того, как просмотр будет закончен – идти за стол, собираться на улицу и т.д. Эффект от таких простых действий оказался очень результативным.

Простые правила

Правила помогут вам легче доносить до ребенка дошкольного возраста свои пожелания. Если ребенок занят чем-то увлекательным, а вам требуется, чтобы он закончил свое дело и выполнил вашу просьбу, не кричите из другой комнаты в надежде, что будете услышаны. Для начала дойдите до малыша. Посмотрите, что его так увлекло. Если есть время, задайте ему пару вопросов, относящихся к его занятию. Ваше внимание настроит ребенка на позитивный лад.

После этого постройте свою фразу следующим образом: «Я вижу, ты очень увлечен постройкой гаража. Ты уже сложил два этажа, а впереди еще столько работы – нужно построить пандус для заезда машин, организовать здесь мойку и заправку! Ты все так здорово придумал! Давай не будем разбирать эту постройку, она очень классная. Но сейчас пришло время обеда, и пора заканчивать игру. Тебе нужна еще пару минут, чтобы достроить третий этаж, или ты уже сейчас можешь прерваться, чтобы идти мыть руки?»

Таким образом взрослый показывает ребенку, что его игра – это важное и интересное дело. Он дает возможность закончить ее, а не бросать тут же, предупреждает о дальнейших событиях заранее. Все эти действия увеличивают шансы на послушание многократно!

Во время загрузки произошла ошибка.

Конечно, далеко не всегда мы располагаем достаточным временем, чтобы вести длинные беседы с ребенком перед тем, как озвучить свою просьбу. Возьмите на вооружение следующий способ: обнимите ребенка за плечи или дотроньтесь до руки, посмотрите в глаза, назовите по имени и начните свою просьбу словами: «Маша, сейчас очень важно, чтобы ты меня послушала. Мы опаздываем в поликлинику, поэтому прямо сейчас нужно отложить игрушки (ты сможешь доиграть в эту игру вечером) и надевать платье и носки. Они уже ждут-не дождутся тебя на диване».

Очень важно похвалить ребенка, если он сразу послушался. Причем лучше всего сказать: «Как здорово, что у меня растет такая внимательная девочка! Мне не нужно было повторять десять раз свою просьбу: я всего один раз попросила, а ты сразу услышала. Какая же ты молодец! Теперь мы наверняка успеем к врачу, а по дороге я расскажу тебе интересную историю».

Читайте также:  Земля за 3 ребенка в 2017 году в татарстане

Если «глухота» сопровождает непослушание

Ко мне на развивающие занятия для малышей ходит няня с двухлетним Даней. Это очень смышленый мальчик, привыкший всегда добиваться от взрослых желаемого. Когда какое-то из заданий кажется ему не очень интересным, он начинает бегать вокруг общего стола и опрокидывать детские стульчики. Няня бросается за ним в погоню, выкрикивая: «Даня, перестань! Даня, так нельзя!», при этом умиляясь его детской непосредственности и улыбаясь. Так продолжается до тех пор, пока все стульчики не улягутся ножками вверх или пока няня все же не догонит Даню. При этом малыш воспринимает данную ситуацию как веселую игру и даже не собирается слушаться.

Понаблюдав за этим поведением несколько занятий, я договорилась с няней, что отныне она больше не будет гоняться за мальчиком (таким образом, мы исключаем элемент игры и веселья). Вместо этого она объявит Дане, что тот должен будет сам поднять каждый стул, который уронит (так ребенок столкнется с последствиями собственных действий).

Первый раз Даня искренно не понимал, почему никто не обращает на него внимания и уложил на пол всего три стула из шести. И сначала очень не хотел ставить их на место. Однако няня с моей помощью была настойчива. К слову сказать, Дане потребовалось еще два занятия для полного преодоления привычки к опрокидыванию стульчиков. А няня приобрела важный опыт: для того чтобы ребенок услышал просьбу, важно самому относиться к ней серьезно, а также всегда сталкивать малыша с последствиями собственного непослушания. Этот способ всегда эффективнее нравоучений.

Напоминания, которые не работают

Как быть с просьбами, которые относятся к выполнению ежедневных бытовых действий, например, мытье рук после прогулки, чистка зубов перед сном, уборка игрушек? Порой родители прикладывают поистине титанические усилия для того, чтобы приучить детей делать это без напоминаний, и уж тут избирательную глухоту можно встретить чаще обычного.

Чтобы не повторять ежедневно бытовые просьбы, заведите карточки с картинками, на которых будут изображены необходимые действия. Так, в коридоре можно повесить карточку с ровно стоящей обувью, аккуратно висящей одеждой и изображением ребенка, моющего руки. В игровой – карточку с игрушками, расставленными по местам и т.д. Такие изображения помогают дошколятам не забывать домашние правила. И вместо «Я сколько раз говорила, что нужно мыть руки после прогулки!» можно обойтись просто указательным жестом в сторону висящих картинок.

Во время загрузки произошла ошибка.

Доходчивые просьбы

Как часто вы используете такие общие указания как: «Уберись здесь!», «Прекрати!», «Веди себя прилично!» или просто окрик по имени? Подобные формулировки звучат очень смутно и расплывчато – ребенок не всегда может точно понять, что вы хотите от него в данный момент. Поэтому ему проще всего их просто проигнорировать, включив «избирательную глухоту», нежели пытаться исполнить неясную инструкцию.

Конкретные простые указания помогают ребенку легче сконцентрироваться и понять, что от него в точности ожидают. Вместо «Уберись тут!» произнесите: «Сложи эти машинки в коробку, а книжки поставь на полку». Вместо «Веди себя прилично!» скажите: «Пожалуйста, разговаривай обычным голосом и тише». Окрик по имени замените фразой: «Я хочу, чтобы ты подошла и взяла меня за руку».

Еще один способ борьбы с «тугоухостью» – предупреждение о последствиях. Например: «Сейчас я хочу запустить посудомойку. Тот, кто не принесет мне свою посуду, будет мыть ее вручную». Или: «Время убирать игрушки. А кто не услышит, что пришло время уборки, вечером будет сидеть без игрушек. Потому что у нас есть правило – кто игрушки не убирает, тот с ними больше не играет». Подобные формулировки лишают вас необходимости сто раз повторять одну и ту же просьбу.

Чтобы дошкольник мог сам контролировать время, когда ему заканчивать игру, просмотр мультфильмов или любое другое интересное занятие, подарите ему песочные часы – на них наглядно видно течение времени. Имея перед глазами это полезное устройство, ребенок уже не сможет «забыть», что время игры подходит к концу и скоро нужно будет заняться чем-то другим по вашей просьбе.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник