Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия thumbnail

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Читайте также:  Плаванье для ребенка в 3 года

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Советы доктора

  • Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
  • Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Ребенок 3 года не разговаривает какие занятия

Прогноз

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

Источник

Мамы и папы с самого рождения малыша начинают общаться с ним, различая интонации плача и мимику, предугадывая желания. Родители с нетерпением ждут обращённой к ним улыбки, робких шагов, а потом и первых слов. Как правило, к 9–12 месяцам речь ребёнка ограничивается простыми звуками и слогами. При этом понимает кроха намного больше, но из-за неразвитости речевого аппарата ему пока сложно связывать между собой и выговаривать длинные слова. В норме малыш должен составлять небольшие рассказы из нескольких предложений и запоминать детские стишки к трём годам. Если этого не происходит, большинство родителей начинают бить тревогу и задаваться вопросами: что делать и как научить ребёнка разговаривать.

Страхи родителей: что делать, если ребёнку 3 года, а он почти не разговаривает

Не существует определённых критериев речевого развития детей до трёхлетнего возраста. По мнению доктора Комаровского, ребёнок может общаться жестами, звуками, отдельными слогами и это не будет считаться патологией при динамике развития. Например, если звуков, которые произносит малыш, становится больше, слоги начинают складываются в слова, пускай и непонятные для окружающих, а жесты сопровождаться «мычанием» — поводов для тревоги нет, просто ребёнок развивается по своей программе.

Все нормы развития, в том числе и формирование речи у детей до трёх лет, — ориентировочные, поскольку каждый ребёнок имеет свой характер, индивидуальные и генетические особенности.

Доверять коррекцию задержки речевого развития у ребенка лучше профессионалам. Мы рекомендуем обращаться к специалистам клиники «Алвиан».

Какие признаки должны насторожить

Если ситуация с ребёнком соответствует хотя бы одному из пунктов, описанных ниже, нужно обратиться к специалистам для выяснения причин проблемы и способов её решения:

  • отсутствие реакции на громкие звуки и улыбки при общении со взрослыми в младенчестве (позже проявляется в том, что ребёнок не смотрит на человека, взаимодействующего с ним);
  • непонимание к полутора годам речи взрослых, невыполнение простых просьб («иди ко мне», «дай руку», «покажи на картинке кошку»);
  • повышенное слюноотделение, полуоткрытый рот, малыш часто давится пищей;
  • произношение слов и даже предложений совершенно не к месту, воспроизведение слышанных ранее фраз без понимания их значения (в 2–3 года);
  • смазанная невнятная речь, скачкообразный тембр, дополнение или пропуск звуков в словах;
  • нежелание издавать подражающие звуки во время игр, например, «би-би», «вж-ж-ж» (в 1,5 года);
  • неумение использовать падежи, неправильные окончания слов (к 3 годам);
  • отсутствие динамики в произношении звуков или слов в течение 2–3 месяцев.

Ставить какой-либо диагноз до достижения малышом трёх лет (при отсутствии явных патологий) нельзя.

Уровень речи 3–4 летнего ребёнка: предложения и активный словарный запас

Признаками возрастной нормы в речи трёхлетнего ребёнка являются:

  • умение проговаривать собственное имя и фамилию и имена домочадцев;
  • постоянное пополнение активного словарного запаса;
  • переход от простых предложений, к сложным;
  • короткие рассуждения;
  • присутствие смены интонации (вопросительных, утверждающих фраз);
  • умение пересказывать события, сказки, мультфильмы;
  • выделение свойств предметов (каша горячая, снег холодный, свитер колючий, арбуз сладкий);
  • правильное употребление времён глаголов;
  • активный словарный запас, состоящий примерно из 1000 слов.
Читайте также:  Рецепт овсяного печенья для ребенка 3 года

К 3,5–4 годам речь стремительно развивается, появляются новые понятия, иногда придуманные самим ребёнком. Словарный запас увеличивается до 2000 слов. Малыш способен подолгу рассуждать, поддерживать беседу, сочинять стихи и сказки или пересказывать события дня. В этом возрасте такие проблемы, как нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш» на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют корректировки.

Дети в возрасте 3–4 лет должны точно называть предметы на картинках и уметь классифицировать их (посуда, одежда, овощи, фрукты, игрушки)

Медицинские причины проблем с речью у трёхлетних детей

Медицинские (или биологические) причины проблем с речью могут быть связаны с нарушением работы центральной нервной системы и головного мозга, органическими дефектами периферического артикуляционного аппарата, патологиями органов слуха.

Дизартрия

Это заболевание представляет собой расстройство артикуляции вследствие нарушения передачи импульсов от головного мозга. Оно характеризуется слабостью или, наоборот, повышенным тонусом мышц речевого аппарата. Основная причина патологии — поражение периферической и центральной нервной системы при родовых травмах, перенесении инфекционных заболеваний внутриутробно.

Нарушения речи при дизартрии разнообразны и зависят от того, какой из отделов головного мозга был затронут. Тяжёлая степень возникает при ДЦП (детском церебральном параличе) и диагностируется ещё в младенческом возрасте, лёгкая — сопровождается нарушением дыхания, укороченной подъязыковой уздечкой, тремором подбородка. Ребёнок может путать звуки, переставлять слоги местами, темп речи переходит от монотонного к скандирующему, слова произносятся неразборчиво или, наоборот, чётко и по слогам.

Дислалия

Дислалия характеризуется нарушением произношения группы звуков при условии нормального слуха и отсутствий патологий со стороны речевого аппарата. Различают несколько форм заболевания:

  • физиологическая — обусловлена недостаточным развитием артикуляции (трудно произносить свистящие и шипящие звуки, а также твёрдое «р») и проходит самостоятельно после 3–4 лет (иногда после 5–6);
  • механическая — дефект речи возникает в результате неправильного строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, высокое нёбо, выдвинутая нижняя челюсть). Такая патология может быть врождённой, приобретённой и наследственной.

Алалия

Это затруднённое развитие или полное отсутствие речи, возникающее при нарушении соответствующего центра в коре головного мозга. Факторы развития алалии различны:

  • внутриутробная инфекция;
  • токсикоз;
  • травмы при инструментальных родах и наркоз;
  • воспаление головного мозга в раннем возрасте;
  • длительное отсутствие дыхания (более 5 минут).

Различают два основных вида патологии: моторная и сенсорная.

При моторной алалии ребёнок понимает речь окружающих, но не может воспроизводить слова правильно. Интеллект малыша сохранен, но в силу отсутствия или ограничения возможности общаться кроха отстаёт от сверстников. Для таких детей характерны слабое развитие мелкой моторики (неумение держать ложку, трудности с завязыванием шнурков), отсутствие лепета. Речь формируется к 5 годам со стойкими нарушениями грамматического строя — перестановка и замена звуков и слогов внутри слова (чашка — «чакша», мо-ло-ко — «мо-ко-ло»), несогласование падежа, рода, числа.

Сенсорная алалия — это нарушение восприятия речи при нормальном слухе. Ребёнок не понимает окружающих при этом может повторять услышанные слова правильно (эхолалия). При сенсорной форме интеллект ребёнка неразвит, наблюдается повышенная чувствительность к шуму. Речь напоминает непонятные, часто повторяющиеся и бессмысленные звуки и выкрики.

В зависимости от того, насколько повреждены отделы мозга, алалия бывает слабовыраженной (после корректировки дети могут обучаться в школе), ситуативной (способность говорить затрудняется при стрессах), а также сопровождающейся полным отсутствием речи.

Нарушение слуха

Подобные нарушения в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:

  • врождённая форма;
  • приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года (в этом случае дети могут не различать отдельные звуки, но улавливают смысл сказанного благодаря словосочетаниям (например, «плюшевый мишка» и «пластмассовая миска») или движениям губ собеседника).

Аутизм

Аутизм — это нарушение общего развития ребёнка с сохранным интеллектом, слухом, речевым аппаратом и способностью анализировать звуки. Дети-аутисты не нуждаются в общении и социальном взаимодействии, мотивы и поступки окружающих им непонятны, а близкие люди воспринимаются как неодушевлённые предметы и часто пугают их своими попытками взять на руки или обнять. Задержка речевого развития обусловлена отсутствием потребности в общении.

При большинстве медицинских причин задержки речевого развития занятия с логопедом — неотъемлемая часть успешного преодоления проблемы

Психологические и социальные причины

К психологическим и социальным причинам задержки речевого развития относятся:

  • неблагоприятная ситуация в семье (малыш учится на примере родителей и других домочадцев, поэтому если в семье говорят очень быстро, нечётко, специально искажают слова, общаясь с ребёнком («вава», «жижа», «амать»), происходит неправильное формирование произношения;
  • синдром госпитализма — задержка физического, эмоционального и речевого развития у детей, вынужденных длительный период находится вдали от родителей (они теряют интерес к новому, становятся апатичными, неконтактными, часто замыкаются в себе. Речь таких детей развивается с опозданием, однообразна, в ней присутствует негативизм);
  • педагогическая запущенность (недостаток общения с ребёнком до года, при котором не формируется пассивный словарный запас, отсутствует мотивация к речи; гиперопека, когда родители всё решают за малыша, не давая ему высказываться самостоятельно);
  • психологические травмы на фоне неблагоприятной обстановки в семье;
  • функциональная дислалия — неправильное произношение звуков только в отдельных словах, тогда как в других они проговариваются чётко. Например, «мафынка» (машинка) и «шина», «жабор» (забор) и «забор».

Среди причин функциональной дислалии выделяют подражание речи взрослых (если они говорят слишком быстро, невнятно, «сюсюкают»), билингвизм (присутствие в семье двух и более языков), отсутствие заинтересованности со стороны родителей в формировании правильной речи, расстройство фонематического слуха.

Что делать и к кому обращаться

Если к трём годам речь развита на недостаточном уровне, следует посетить педиатра для выявления возможных проблем медицинского и психологического характера. Как правило, он не ставит диагноз, но выслушав жалобы, понаблюдав за ребёнком и изучив медицинскую историю малыша, может дать направление к специалистам различного профиля:

  • отоларинголог — занимается заболеваниями уха, горла и носа и может диагностировать патологии строения речевого аппарата (короткая уздечка под языком, тонус мышц языка и мягкого нёба);
  • логопед — проводит занятия для постановки правильного произношения;
  • невролог — определяет причины задержки речевого развития, связанные с патологиями отделов головного мозга;
  • психолог — выявляет немедицинские факторы, такие как детские страхи, нежелание общаться, неврозы, педагогическая запущенность.

Иногда причиной снижения слуха может стать серная пробка или катаральная форма отита. Однако если на осмотре врач не обнаружил физических нарушений, следует обратиться к узконаправленному специалисту — сурдологу

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года: советы родителям

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой в силах самих родителей.

Основные рекомендации:

  • диалог (даже если малыш не может полноценно ответить, во время разговора следует подталкивать его к стремлению выражать мысли. Например, собираясь на прогулку, спрашивать какие игрушки он хочет взять с собой, а чтобы предотвратить попытку указать жестом, диалог должен происходить вдали от предметов, которые обсуждаются. В беседе с малышом нужно ставить вопрос так, чтобы на него невозможно было ответить односложно — да или нет);
  • общение со сверстниками и другими взрослыми (дома дети могут лениться произносить слова тогда, когда родители понимают просьбу со звука или жеста. Но попадая в другую обстановку, кроха встречает непонимание со стороны окружающих, и ему приходится учиться говорить правильно);
  • расширение кругозора (называние предметов и их признаков во время прогулок, посещение новых мест);
  • упражнения на развитие ассоциативного мышления (играть можно на улице или просто выглядывая в окно. Загадав предмет в пределах видимости ребёнка, взрослый описывает его качества: «я смотрю на большую, красную, металлическую…что?». Ребёнок находит загаданный предмет и называет: «машину!»);
  • чтение книг (знакомит с новыми словами, построением фраз);
  • развитие мелкой моторики (центры, отвечающие за её развитие и формирование речи в головном мозге расположены рядом, поэтому при стимулировании одного из них задействуется и второй);
  • обучение родителей специальным упражнениям, которые можно выполнять дома (например, такие: пускать пузыри в стакане с водой, используя для этого коктейльную соломинку — для развития дыхания; намазать плоскую тарелку мёдом или шоколадом и дать ребёнку облизать — для разработки мышц языка.

По мнению доктора Комаровского, чтение детских книг пополняет словарный запас ребёнка. Дело в том, что просто рассказывая сказку, родители используют свой лексикон, а при чтении, произносят новые для малыша слова, повторяя их несколько раз, проговаривая по слогам и объясняя значение.

Как учить разговаривать детей 2,5–3 лет — видео

Игры на развитие мелкой моторики — фотогалерея

Пальчиковая гимнастика для развития речи — видео

Как проводить логопедические занятия с детьми

Гимнастика для свистящих звуков направлена на отработку произношения «с», «сь», «з», «зь» и «ц». Основой является артикуляция звука «с» — базового для этой группы.

Артикуляционная гимнастика свистящих звуков («с» «з», «ц») — видео

Ставить шипящие обычно начинают со звука «ж», так как для него (в отличие от произношения «ш») нужно участие голоса).

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков («ш», «ж», «щ», «ч») — видео

Артикуляция мягкого звука «л» отличается от твёрдого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны.

Артикуляционная гимнастика для звуков «л», «ль» — видео

Плохие примеры того, как учить ребёнка говорить: распространённые ошибки

Главная ошибка родителей при задержке речевого развития — отрицание проблемы. Если 3-летний ребёнок говорит мало, невнятно, путает слова и переставляет звуки — это свидетельствует о патологии, которая не разрешится сама по себе. Малышу нужно помочь, обследовать его у специалиста и заниматься с ним. Чем раньше это произойдёт, тем быстрее кроха догонит сверстников.

Самыми частыми причинами нарушения речи являются социальные факторы, которые родители могут устранить самостоятельно.

Чего не следует делать:

  • пытаться выполнять все рекомендации специалиста сразу — это может вызвать у малыша стресс или отрицание (даже если большую часть времени ребёнок проводил перед экраном телевизора, нельзя резко запрещать его просмотр; это лучше делать постепенно, выбирая развивающие мультфильмы);
  • заниматься без согласия ребёнка (все занятия должны проходить в игровой форме, заставить учиться — плохой способ мотивации);
  • раздражаться, если сразу ничего не получается или малыш отказывается играть, отвечать, слушать сказку (причиной молчания может быть обида на крики и обвинения);
  • унижать ребёнка (от родителей требуется поддержка, похвала даже за маленькие успехи);
  • ругать за неудачи и пугать походом к врачу (последствиями такого поведения может стать боязнь неверного произношения и намеренное пропускание определённого слова в речи, зацикленность на ошибочном варианте).

Поправлять речь ребёнка нужно мягко, в дружественной форме, но не от случая к случаю, а постоянно. Иначе ребёнок сам запутается, где он сказал верно, а где ошибся. Важно вовремя начать занятия, поскольку навыки, полученные в детстве, трудно поддаются корректировке в школьном возрасте.

Опыт родителей детей с задержкой речевого развития

Речь является неотъемлемым условием формирования личности ребёнка, развития его интеллекта, успешной адаптации в социальной среде. Задача родителей — своевременно заметить проблему и приложить все усилия к её преодолению.

Источник