Ребенок 3 года не может уснуть

Ребенок 3 года не может уснуть thumbnail

Содержание:

  • Засыпание: как помочь ребенку
  • Как уложить ребенка спать: 3 приема

Мы уже рассказали все самое важное о сне детей до года и о том, как спят дети от 1 года до 3 лет. Сегодня поговорим о том, как уложить ребенка спать в более старшем возрасте. Возможно, он уже ходит в детский сад, но проблемы засыпания все равно остаются.

— Что делать, если ребенок не хочет спать? Ну, никак не засыпает!

А что делаете вы, когда не хотите спать или не можете заснуть? Есть два варианта: либо вы продолжаете бодрствовать, чем-то активно заниматься, пока естественная усталость не возьмет свое, либо создаете себе условия для засыпания.

Но прежде анализируете ситуацию: «Что мне мешает уснуть? Как исправить? Может, душно? Может, шумно? Может, жестко? Может, жарко? Может, мысли мешают?».

Засыпание: как помочь ребенку

В случае с ребенком нужно задаться теми же вопросами. И устранить причину.

  1. Слишком короткое время бодрствования, предшествующее ночному сну. Например, ребенок поздно встал после дневного сна. Тогда логично время ночного сна немного сдвинуть. Определенного режима дня, конечно, придерживаться нужно, но не следуйте ему фанатично. Не стоит держать в кровати ребенка, который по известным вам причинам совсем не хочет спать. В том, что ребенок уснет на час позже, никакого криминала нет. Важнее, чтобы он уснул с удовольствием.
  2. Трудность в переключении от активной деятельности ко сну. Если ребенка, который скачет по комнате на мяче, с этого мяча снять и поместить в кровать, то ребенок будет скакать и там. Это примерно как выдернуть взрослого с важных переговоров и сказать: «Спи!». Нет ведь, не уснет. Будет прокручивать в голове аргументы оппонентов и просчитывать последствия сорванных переговоров.

То, что пора спать, — это понятно взрослому, а ребенку непонятно. Для ребенка фраза «Пора спать!» — полная неожиданность. А неожиданность — это стресс: не успел, не закончил. Дайте ребенку возможность закончить игру. Предупредите заранее, что скоро спать. Учите ребенка заканчивать игру, проигрывая сюжет вместе с ним: «Машинки уехали в гараж», «Куклы ушли спать». Заранее переключите ребенка с активных игр на спокойные, так как от спокойных игр переход ко сну легче. Продумайте ритуал засыпания — привычную последовательность действий, которая будет настраивать на сон.

  1. Наличие внешнего раздражителя, мешающего засыпанию (свет, звук). Постараться убрать раздражитель или уменьшить его воздействие.
  2. Раздражитель внутри — навязчивая мысль, страх, сомнение. Поговорите с ребенком на эту тему. Просто задайте какой-нибудь вопрос, а потом внимательно слушайте. Малыш сам расскажет, что его беспокоит.
  3. Физический дискомфорт (новая подушка непривычной высоты, колючая пижама, жарко, душно). Выход самый простой — создать комфортные условия.

Правда, уставший ребенок способен заснуть, сидя на пороге в верхней одежде или на коврике возле дивана, свернувшись калачиком поверх деталей Лего, или даже с ложкой в руке над тарелкой супа… Если ребенок не хочет спать, может, ему не хватает физической активности?

  1. Стрессовая ситуация, новые условия (приходится засыпать в новом месте, в доме присутствуют новые для ребенка люди, не выполнен привычный ритуал засыпания). Такое бывает в путешествиях. Дайте ребенку время, чтобы адаптироваться, привыкнуть к непривычной для него ситуации. Пусть освоится на новом месте, пообщается с незнакомыми прежде людьми, поисследует все, что представляет для него интерес, убедится в безопасности. А потом постарайтесь соблюсти ритуал засыпания — если не весь, то хотя бы некоторые элементы.
  2. Напряжение, перевозбуждение. Умойте ребенка. Сделайте расслабляющий массаж. Можно при этом что-то тихо приговаривать. Спокойная, размеренная, монотонная речь действует успокаивающе. Почитайте книгу сказок. В любом народном фольклоре есть «усыпляющие» произведения.
  3. У ребенка сформирована негативная установка на сон, и он «включает» сопротивление. Чтобы улизнуть из кровати, ребенок может придумать тысячу и одну причину. Он может активно саботировать просьбу идти спать или манипулировать вами. Про подобное поведение шутники говорят: «При слове „спать“ на ребенка нападают жажда, голод и запор…»

В этом случае сделайте так, чтобы кровать вызывала у ребенка только положительные эмоции. Придумайте вместе с ним, как ее украсить, выберите вместе постельное белье, желательно с рисунком, навевающим сон (у меня есть детское белье со спящими медвежатами в пижамах, с совами на фоне звездного неба — расцветки темные, сдержанные). Пусть в кровати будет «сонная» игрушка, которая уже соскучилась и зовет малыша присоединиться.

При достаточной дневной активности, при спокойных играх перед сном, при соблюдении ритуала перехода ко сну и положительном отношении к месту сна ребенок легко засыпает. Не заставляйте его спать. Создавайте условия для засыпания.

Как уложить ребенка спать: 3 приема

«Моему сыну три года, и укладываемся мы иной раз вечером по полтора часа. Я пробовала не укладывать его, и в итоге он мог просидеть до двух ночи. Пробовала не укладывать днем, но тогда он сам отключался в четыре часа, потом просыпался в семь, и „да здравствует веселая ночка“… О самостоятельном засыпании и не мечтаю, в моем бы присутствии засыпал…»

Бывает, заснуть мешает повышенная нервная возбудимость. Когда я работала воспитателем в детском саду, мне встречались такие дети. То есть в каждой группе были такие, кто спокойно ложился и засыпал, и такие, к кому требовался особый подход. Некоторые дети даже лежать спокойно не могут: теребят одеяло, чешутся, ковыряют в носу, накручивают волосы на палец, дергают брови.

Я садилась на стульчик рядом с кроваткой. Одной рукой мягко фиксировала ноги малыша, положив руку на бедро, вторую руку клала на плечико. Далее делала очень легкие покачивающие движения. Это элемент из телесно ориентированной терапии, позволяющий быстро снизить тонус напряженных мышц, оказывающий расслабляющее действие на нервную систему.

Читайте также:  Заложенный нос у ребенка 3 года

Кроме этого я использую технику подстройки дыхания. У возбужденного ребенка дыхание частое и поверхностное. У спящего — равномерное, глубокое. Значит, чтобы ребенок уснул, нужно перевести его дыхание в другой режим.

Удерживая свои руки на теле ребенка, я присоединяюсь к его дыханию, некоторое время дышу, как он, — наши вдохи и выдохи совпадают. Через некоторое время я начинаю дышать более глубоко и медленно, так, как дышит человек в состоянии расслабления. Дыхание у ребенка тоже становилось более глубоким.

Эту технику можно применять одновременно к двум детям (у меня же две руки). То есть я ставлю стульчик между кроватками, правую руку кладу на плечико одного ребенка, а левую — на плечико второго. Потом начинаю тихонько раскачиваться вперед и назад, в такт своему дыханию. Колебательные движения передаются детям. Вскоре наступает мышечное расслабление, дыхание замедляется, и малыши засыпают. Требуется для этого от трех до пяти минут. Максимум десять.

Еще один прием, после которого у меня мгновенно засыпала половина группы, — чтение сказки. Но читать нужно не артистично, с выражением, а мелодично, даже монотонно, постепенно замедляя темп речи. Предложения надо произносить протяжно, на выдохе, а затем делать паузу для плавного вдоха, это приводит к тому, что у слушателей дыхание замедляется.

Еще я бессовестно нарушала оригинальный текст, вставляя в него фразы про расслабление, отдых, сон: «И подумал тогда медведь (вдох, после чего плавно, на выдохе произносится следующая фраза), сяду-ка я на пенек (вдох), съем пирожок (вдох), лягу на травку (вдох), подремлю чуток (вдох). А Маша ему из короба (вдох): «Поспи чуток (вдох), но не ешь пирожок…»

У Маршака есть замечательное «засыпательное» стихотворение: «Сказка о глупом мышонке». И ритм подходящий, и часто повторяющаяся фраза про сон. Главное, не начать читать с выражением, имитируя ржание лошадей и хрюканье свиней; читать это стихотворение нужно «трансовым» голосом, с паузами, покачиваясь, а если знаете его наизусть, то и с закрытыми глазами. (Тут бы не уснуть раньше ребенка.)

Описанные приемы очень эффективны, но обратите внимание: прежде чем применять их, нужно самому быть спокойным и расслабленным. Самое сложное для мам, после того как дети уснули, соскребать себя со стульчика, выводить из сонного транса и бодренько идти делать свои взрослые дела, завидуя спящим детям…

И еще один важный момент. К вопросу перехода ко сну нельзя подходить механистически. Даже тем детям, которые в принципе неплохо засыпают, иногда требуется помощь. Наблюдательные родители способны уловить настроение ребенка и понять, может ли он сам заснуть или ему нужно помочь снять дневное напряжение: посидеть рядом, погладить спинку, потеребить волосы, покачать.

Источник

Не менее половины всех мам хотя бы один раз обращались к врачу с вопросом, почему их ребенок долго не может уснуть. Причем речь шла не о младенцах, а о малышах, которым уже исполнился год, два и даже три. Врачи рекомендуют разделять отказ ребенка засыпать, когда он устал, капризничает и хочет спать, и просто его нежелание ложиться в кровать.

Почему ребенок не хочет ложиться спать?

Обычный отказ малыша закрывать глазки, когда он уже умылся, переоделся и лег, но не желает засыпать, продиктован причинами, скорее, психологического плана, которые заключаются в некоторых моментах.

Малыш находится в состоянии стресса. Обычно в этом случае мама знает истинную причину отказа ребенка ложиться спать:
— он напуган;

— он находится в непривычной для него обстановке (к примеру, после переезда),

— он только что получил какие-то новые для него впечатления.

Ребенок просто не успел устать за день. Такая ситуация встречается, когда с малышом мало занимаются и играют, предоставляя его телевизору или компьютеру. Отсутствие физической и умственной нагрузки часто чревато нарушением сна.

Манипулирование родителями. Так происходит в тех случаях, когда ребенок привык, что его уговаривают лечь спать и материально поощряют согласие. Обычно это случается с детьми, которым уже больше двух лет, и они способны делать выводы.

Однако не всегда нарушение сна продиктовано нежеланием спать. Часто бывает так, что ребенок не может заснуть, хотя определенно этого хочет. И на это есть свои причины.

Почему ребенок не может заснуть, даже если хочет спать?

Когда ребенок становится вялым, капризным, зевает и трет глаза, ни одна мама не ошибется — ее кроха хочет спать. Но если при этом на попытки отнести его в кровать или на фразу «пора спать» (для детишек постарше) он реагирует бурным протестом со слезами, то причины такого поведения лежат совершенно в иной плоскости.

Почему обычно так происходит?

  1. Малыш очень не хочет расставаться с интересным ему обществом (к примеру, с родителями, которые еще не ложатся спать) или с какими-то увлекательными занятиями.
  2. Ребенок боится засыпать. Страх перед засыпанием — это серьезная проблема, которая связана с детскими кошмарами и боязнью темноты. В таких случаях придется запастись терпением, ведь невозможно за один день избавить ребенка от страха.
  3. Возможные проблемы со здоровьем или физически дискомфортные состояния:
    • неудобная одежда для сна или сама постель;
    • некомфортная температура воздуха в помещении,
    • малыш голоден или хочет пить;
    • прорезывание зубов;
    • дискомфорт в животе и прочие болезненные состояния.

Трудности с дневным сном у детей до трех лет

Ребенок может не хотеть спать не только вечером, но и днем. И часто бывает, что родители после серии безуспешных попыток уложить чадо после обеда просто оставляют эту затею. Некоторые даже могут решить, что в этом случае малыш проще и быстрее пойдет спать вечером. Однако это не так.
Нервная система маленького человека не способна выдержать 10 или 12 часов бодрствования. Малыш перевозбудится, если не отдохнет днем, и вечером его будет еще труднее уложить. Поэтому обязательно после обеда надо выделить время на сон:

  • годовалый ребенок должен спать днем около 3 часов;
  • двухлетний — 1,5-2 часа;
  • трехлетний — 1-1,5.
Читайте также:  Беспокойный ребенок 3 года что делать

Чтобы уложить малыша в кровать днем, можно воспользоваться теми же способами, что и для ночного отдыха.

Как помочь маленькому ребенку уснуть?

Разумеется, дети, строго соблюдающие режим, будут засыпать быстрее и охотнее, чем те, чей распорядок нарушен или вовсе отсутствует. Но если ребенок, привыкший к режиму, отказывается засыпать, то сначала исключают все возможные проблемы со здоровьем, а потом уже исправляют его поведение.

Как исключить проблемы со здоровьем?

  1. Проверить, не режутся ли у малыша зубки.
  2. Исключить:
    • больное горло;
    • насморк (затруднение дыхания через нос);
    • воспаление ушек (как правило, ребенок в этом случае плачет, закрывает уши, не дает к ним прикасаться и резко отдергивает голову при легком надавливании на козелок);
    • газообразования в кишечнике.
  3. Можно проконсультироваться с неврологом, если есть подозрение, что проблема гораздо глубже, чем обычное недомогание.

Теперь, если к всеобщему облегчению подозрения не подтвердились, проблему засыпания можно попробовать решить самостоятельно.

Для начала надо «проанализировать» все внешние факторы:

  • температура в комнате должна быть около 20 градусов, а воздух достаточно увлажнен;
  • пижама и постель должны быть мягкими на ощупь, это можно проверить, прикоснувшись к материалу щекой;
  • проследить за взглядом ребенка или спросить у него, не напуган ли он чем-то; возможно, простая тень от цветка на подоконнике или одежда, висящая на крючке, стали причиной беспокойства;
  • оценить обстановку: если семья недавно переехала или сделала ремонт, то ребенку потребуется время, чтобы привыкнуть к изменениям.

Когда будут устранены внешние раздражители, можно переходить к налаживанию режима. Педиатры и детские психологи рекомендуют создать определенный ритуал, который будет повторяться изо дня в день. Он должен быть обязательно приятным для ребенка, чтобы создать позитивные ассоциации с отдыхом.

Как создать «сонный ритуал»?

  1. Игрушка. Купите игрушку, которая будет с малышом только во время сна, назовите ее интересно, скажем, Звездный Зайчик или Пижамный Медвежонок. Ее появление сразу будет указывать на то, что пора спать.
  2. Музыка. Попробуйте петь колыбельные, а если сомневаетесь в том, что ребенку они нравятся, то можно включить тихую, спокойную музыку. Это может быть классика, где преобладают звуки фортепиано, скрипки и флейты.
  3. Питье. За 30 минут до сна дайте малышу теплого молока, травяного сбора или просто теплой воды.
  4. Купание. Если добавить в ванночку отвары лаванды, мяты, пустырника, то водные процедуры будут еще и успокоительными. Однако не стоит усердствовать с играми в воде — малыш может развеселиться и потребовать продолжения после купания.
  5. Освещение. Если ребенку некомфортно спать в темноте, можно оставить ночник, но источник света должен находиться вне зоны видимости.
  6. Чтение. Сказка, прочитанная перед сном, завершит ритуал. Только надо читать ее монотонным голосом, а сюжет должен быть хорошо известен ребенку и не пугать его.

Если повторять одни и те же действия каждый день и не сдаваться, даже если малыш продолжает капризничать, то рано или поздно этот ритуал станет привычным для всех. Когда все действия доведены до автоматизма, то и у ребенка момент засыпания станет логическим продолжением «вечерней церемонии».

Поделитесь с друзьями:

Источник

Вопрос психологу:

Здравствуйте!

Моей дочери 3 года, она очень хорошо развита для своего возраста — ходит в детский сад, на занятия танцами, очень хорошо разговаривает, поёт песни, знает много стихов и сказок. Однако, с годовалого возраста она засыпает только ковыряя локоть мамы, папы или бабушки. В своей кроватке отказалась спать с самого рождения, спала со мной, папу отселили на диван. В возрасте примерно 2 лет удалось переложить ее в детскую кроватку, но только рядом с большой кроватью, со снятым бортиком — в общем, чтобы всегда можно было схватить за локоть. Через полгода построится наша новая квартира, мне хотелось бы организовать детскую и отселить дочку вместе с ее сестренкой (1,6 лет) в отдельную комнату, потому что сейчас я сплю с младшей в одной комнате, папа со старшей — в другой. Мне эта ситуация не кажется нормальной, решили с мужем, что надо как-то все изменить, но как? Есть ли шанс, что со временем эта тяга к локтю пройдёт сама? Или это просто плохая привычка, которую нужно искоренять? Или какая-то более глубокая и сложная зависимость?

Читайте также:  Ребенку 3 года ночью поднялась температура

Спасибо!

Автор вопроса: Ольга Возраст: 34

Здравствуйте, Ольга!

Для ребенка очень важно чувствовать доверие к миру. Оно позволяет ему начинать самостоятельно его изучать, когда для этого настанет время, сделать процесс сепарации от родителей менее болезненным.

Формируется такое доверие через отношение ребенка с родителями и с матерью в первую очередь.

Если потребности ребенка в контактах с матерью удовлетворялись без травмирующих для него ситуаций и по требованию, если тактильный контакт при его необходимости ребенку был достаточным, то такое доверие формируется легко и практически без проблем.

Иногда именно недостаток тактильного контроля становится той травмой, которая еще долгое время заставляет ребенка в минуты тревоги искать его с близкими ему людьми.

В этом возрасте все это еще легко можно корректировать. Например, обнимать ребенка при каждой возможности, делать какие-то совместные дела вместе – лепить, рисовать, играть в подвижные игры на свежем воздухе.

Но и заниматься установлением границ для собственного пространства и пространства, которое ребенок может расценивать как свое и безопасное тоже необходимо.

Для этого хорошо подойдет как раз Ваши преобразования, связанные с перебазированием семьи в новый дом. Постарайтесь, чтобы пространство, которое Вы планируете отвести для детей им тоже нравилось и они непосредственно принимали участие в его обживании и оформлении. Позаботьтесь о создании атмосферы, которая бы формировала у ребенка спокойствие и уверенность в безопасности в любое время нахождения в нем. Начните формировать ритуалы, которые бы подготавливали ребенка к самостоятельному сну. Сюда хорошо впишутся вечерние сказки или рассказы, например, о том, что зубные феи приходят к детям только, если дети находятся без родителей. Ведь скоро у Вашей старшей начнут меняться зубы и это поможет ей подготовиться к этому ритуалу взросления. Неяркий и интересный детский ночник в детской комнате тоже может помочь в создании безопасного интерьера.

Даже Ваши совместные дела в течении дня, например, совместное приготовление какого-нибудь простого блюда или помощь в сервировке семейной трапезы поможет ребенку ощутить свое полноценное участие в жизни семьи и придаст желание быть более самостоятельным.

Вы написали, что Ваша старшая дочь хорошо развита для своего возраста. Приобщите ее к рассказыванию совместных сказок, когда Вы с нею будете придумывать новые истории или менять знакомые сюжеты, дополняя их в совместном творчестве.

Все эти мероприятия помогут ребенку почувствовать больше спокойствия, приобрести больше уверенности в собственной безопасности и Вашей надежности как значимых для нее фигур.

Иногда такое поведение у ребенка может наблюдаться из-за того, что сама кроватка тоже была для нее неудобной, либо она о нее травмировалась, находясь в ней. Это может быть и из-за отлучек родителей по своим делам, например, мама рано вышла на работу или была занята подготовкой к появлению другого малыша, а затем заботой о нем.

Старший ребенок очень часто ощущает такое отвлечение мамы как состояние брошенности, ненужности и тяжело переживает такую потерю внимания со стороны мамы и других взрослых. Сейчас, когда фокус Вашего внимания уже может быть более равномерно распределен между детьми, постарайтесь показать и старшей, что она также значима для Вас, как и сестра. Возможно, даже давайте ей сейчас больше внимания при удобном случае, поскольку его недостаток мог быть именно в период, когда он ей был наиболее необходим, а понимание происходящего не всегда воспринималось ею так, как думали об этом Вы и другие взрослые.

Все «острые углы» первых дней жизни родители могут смягчить своим дальнейшим проявлением безусловной любви к своим детям. Если ребенок чувствует любовь, то даже небольшая конкуренция с братьями и сестрами не способна разубедить его в надежности мира вокруг него.

С уважением, Елена Гладкова

Оцените ответ психолога:

психолог Гладкова Елена Николаевна

Источник