Ребенок 3 года как воспитать жалость и сочувствие

Жалею дочку: «У Маши не боли, пусть у мамы болит!», вскоре слышу, играет с куклой – «У куклы не боли, пусть у мамы болит»

Перлы деток с форума

Есть в психологии такое красивое слово, как эмпатия – способность понимать и разделять чувства другого человека, умение ставить себя на его место. В нашем мире, где много критики и осуждения, так не хватает умения сочувствовать и сопереживать. Ее еще называют добротой, отзывчивостью. Однако, можно уйти в крайность, где проблемы другого человека становятся чересчур важными и своя жизнь уходит на второй план. Как научить детей эмпатии, доброте, но не «перегнуть палку» и оставить собственные чувства в приоритете?

Узнайте самое главное о возрастных кризисах ребенка, скачав наш чек-лист, и действуйте правильно в это непростое время.

С самого рождения малыш знает, что такое боль – животик болит, зубки режутся, страх, что мама ушла и не вернется, т.д. Постарше это будут ушибы, ранения, прищемления, множество непонятных плачей, где основное – что-то происходит не так, как хочет кроха. Он кричит и просит избавить его от этого страдания.

Уже на таком раннем этапе ребенок будет фиксировать – как ему «помогают» справиться. Если это постоянные оставления наедине («покричит и успокоится») – то, вырастая, для себя он возьмет уроком, что страдающего нужно не трогать – » сам отойдет».

Детки, чьи родители их жалели, дули на ранку, приговаривали ласковые слова, с бОльшим пониманием относятся к чужой боли. Они подходят – гладят, дуют, обнимают расстроенного человека.

Однажды наблюдала такую картину – дочь включила телевизор, где шел сериал, в котором женщина плакала. Дочь еще плохо говорила, но я слышу, она переживает «тетя, хны-хны» и… гладит экран!!! Незнакомая женщина вызвала в ней жалость!

Пока ребенок маленький, очень важно показать ему, что страдает не он один. Не стесняйтесь своих эмоций, если вам больно, неприятно, страшно, ведь вы тоже – живая. Делитесь с ребенком, что вы стукнулись, вам больно от его укусов, вы расстроились от чего-то и т.д. Конечно, это будут механические поглаживания, специальные объятия, и ребенок будет ждать «скорейшего выздоровления», НО! Это уже понимание того, что другому сейчас плохо. Более того, ребенок «помогает» от этого избавиться. Так, как умеет.

Вы, наверняка, и сами замечали – если вы плачете, то и ребенок расплачется. Если вы смеетесь, то и малыш расхохочется, хоть и не понимает, чем вызван этот смех. Умение отражать чувства других – у нас есть изначально. Очень важно этот навык не «потерять» и не увеличить чрезмерно.

Смотрите запись вебинара «Народная педагогика: как дать малышу самое лучшее» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Игры с животными

Все детки в какой-то степени «мучают» животных. Ведь это такая интересная игрушка! К тому же живая. Но если куклу еще можно бросить, наступить на нее, вертеть ей голову в разные стороны и т.п. – то с животными это уже настоящая жестокость!

Конечно, то, что ребенок «проделывает» над насекомыми и животными – это интерес. Что будет дальше? Если я оторву мухе крылья, как она будет себя вести? Если я раздавлю букашку – что она сделает? Если кота дернуть за хвост, как он отреагирует? Не ругать же дите за любопытство!

Чувство вины и стыда. Нужно ли их прививать ребенку?

Только на ВТОРОМ году жизни у ребенка приходит понимание, что чувствуют окружающие. Очень сложно объяснить малышу до года, что он делает что-то не то по отношению к другому. Учитывайте это.

Показывайте и рассказывайте, что так делать нельзя, проговаривайте, что чувствует кошка, собака или муха в этот момент. Что может их погубить или разозлить! Почему они убегают или царапаются. Что можно с ними делать, а чего нельзя. Не игнорируйте моменты, когда ребенок делает больно животному – показывайте, что вам не нравится, когда малыш ведет себя так (спокойно, без криков). Уже зная, что родители не одобряют такое поведение – ребенок поймет, как делать не стоит.

При явном и частом проявлении агрессии к братьям нашим меньшим – обращайтесь к психологу (за таким состоянием кроются не выраженные негативные эмоции, результатом которых стала окружающая обстановка)

Смотрите курс «Периоды развития ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Игрушки и сказки

Игрушки тоже можно «оживить» и показывать, как с ними нужно обращаться. Что они чувствуют, что им нравится. При благоприятной атмосфере – дети дружат и любят свои игрушки – обнимают их, кормят, выносят на прогулку. Периодически будут ими швырять, наступать и «забывать» о них. Это нормальное состояние – ребенок понимает, что они не такие живые, как он.

В сказках разворачивается круг событий, где герои испытывают какие-то чувства. Как и с игрушками очень важно проговаривать ребенку, что является благоприятным. «Вот видишь, Лис злой, он обижал Котика, поэтому с ним никто не дружил», «Маша пришла на помощь Ване, и Ваня поделился с ней игрушкой» — где отзывчивость, умение прийти на помощь, сочувствие очень ценится и «дарит» герою много положительных моментов (не только игрушки и сладости, но и эмоциональные проявления).

Дети очень хотят, чтобы их любили, с ними дружили, ими восхищались, гордились, ставили в пример. И каждого положительного персонажа «примеряют» на себя. Прочитав сказку, поговорите с ребенком – что правильного сделал герой? А как поступил бы он? Также? Молодец! Рассказывайте, как добрые поступки помогают другим людям и как это здорово, когда мир дружелюбен.

Читайте также:  Супрастинекс ребенку 3 года

Смотрите запись вебинара «Пять ключиков к детскому счастью!» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Другие дети

То, что и здесь нужно рассказывать и показывать, что чувствует другой ребенок, я думаю, понятно.

Поощряйте и учите ребенка играть в игры несоревновательного типа. Т.е. игры, где нет соревнование, но есть взаимодействие. Это «дочки-матери», «больничка», совместная постройка «домика»/конструктора или поиск сокровищ — когда один помогает другому. Дети учатся слушать друг друга, делятся своими навыками, подсказывают и чувствуют себя в команде.

Конечно, у соревновательных игр есть свои плюсы, но, как правило, дети чаще чувствуют враждебность и зависть к выигравшему. Здесь можно привести такой пример – «Ведь ты же не хочешь, чтобы, когда выиграл ты – на тебя все обиделись и перестали дружить? Ты же хочешь, чтобы все радовались твоему выигрышу?».

Узнайте самое главное о возрастных кризисах ребенка, скачав наш чек-лист, и действуйте правильно в это непростое время.

На примере взрослых

Особенно важным будет пример взрослых в сочувствии и сопереживании. Проявляйте сами доброту и отзывчивость по отношению к миру. В первую очередь к близким – мужу, маме, свекрови, подругам и т.д. Рассказывайте примеры из жизни, когда вы или вам (это тоже очень важно – умение ПРИНИМАТЬ доброту) помогали справиться с какой-то проблемой – поддерживали, выручали, спасали. Пусть это станет неотъемлемой нормой! Передайте ребенку знание о том, что кто-то из его предков помогал людям (может даже совершил геройский поступок). Если таковых нет – всегда можете обратиться к великим людям – Мать Тереза, Далай Лама и т.д.

Проговаривайте, что идете к бабушке, чтобы помочь ей по хозяйству. Что зайдете к сестре (тете), чтобы помочь ей – посидеть с малышом. Что папа помогает маме – несет тяжелую сумку. И т.д.

Хвалите ребенка за проявления отзывчивости и желании помочь!

Личная территория ребенка или уважение с малых лет

Ограниченная помощь

Как бы остро люди не нуждались в нашей помощи, всегда важно помнить, что это все-таки ПРОБЛЕМА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. И скатываться в депрессию от чужих переживаний не стоит. Невозможно всем помочь.

Есть теория о том, что мы все приходим на Землю для того, чтобы познать свои уроки – а проблемы и несчастья – есть ключ к пониманию, что нам нужно постичь или преодолеть.

Однако, наша задача в том, чтобы научить ребенка не быть жестоким. Кто-то приходит в этот мир уже больным, без родителей или в семью, где над ним будут издеваться… Объясняйте и на своем примере показывайте, что вы сочувствуете другому человеку. Помогаете ему по мере своих сил (не в ущерб себе и своей семье!) НО! Не делаете все за него, а только помогаете. Тем самым, давая ему возможность справиться с проблемой САМОМУ. В этом очень много уважения. Вы можете помочь старой женщине перейти через дорогу, но вы не можете вернуть ей молодость, чтобы она легко бегала и радовалась жизни (также как исправить поведение ее мужа или детей).

Где-то важно сказать ребенку, что это ВЫБОР человека (например, малооплачиваемая работа или желание стать БОМЖом) и не стоит его жалеть. Что всегда есть возможность изменить свою жизнь. Те, кто только плачут – на самом деле не хотят ничего менять. Им просто нравится, когда их жалеют. Такие вещи, конечно, стоит говорить уже в возрасте постарше, чтобы ребенок ПОНЯЛ вас.

Смотрите курс «Позитивная безопасность ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)

Отказ от помощи тоже может стать благоприятным исходом. Рассказывайте об этом (только аккуратно, точно зная, что ребенок вас поймет ПРАВИЛЬНО) и показывайте, почему это будет положительным моментом.

Недетская ответственность. Когда ребенку плохо?

Если ребенок не научится отказывать – на нем будут «ездить». «Бесхребетность» — это неумение слушать СВОИ потребности, желание угодить другому.

Да, ребенка можно научить эмпатии, доброте и отзывчивости. Не забывайте сами практиковать этот полезный навык, но так, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным (вы помогаете всем подругам, а муж в это время обделенный остался). Особенно не ущемляйте в доброте ребенка. Вы устанете от всех проблем мира, домой будете возвращаться злой – малыш будет понимать, что либо – на семью не стоит тратить свое время, другие – важнее, либо – проблемы других – это зло. А значит нужно быть жестким, чтобы тебя не «перенапрягали».

Будьте в гармонии с собой, не причиняйте вреда кому-то самостоятельно, учитесь видеть приоритеты и ваш малыш обязательно станет отзывчивым и дружелюбным. Настолько, насколько поймет о важности сего.

Как вы говорите ребенку о чувствах других? Поделитесь, как учите малыша доброте?

Источник

Содержание:

  • Звездный мальчик
  • Против большинства
  • Помочь и отпустить

Каждый хочет видеть своих детей счастливыми и успешными. Они должны быть самодостаточными, идти к цели, но не любой ценой. При этом они не должны с презрением относиться к слабым и беспомощным. А еще — не быть хлюпиками и слюнтяями, вечно ожидающими помощи и снисхождения. Причем тут чувство жалости? А вот причем…

Чем старше те, кому задаешь вопрос о жалости, тем более многообразно они толкуют это чувство. Тут и снисходительное отношение к тому, кого жалеешь, и пресловутое «жалость унижает человека», и желание самоутвердиться за счет «жалкого». Мы откликаемся на просьбу, либо проявляем участие, жалость, когда переживание, проблема просящего для нас имеет личное значение. Нам часто жалко стариков, возможно, мы думаем о своих дедушках и бабушках, родителях. Дети же часто говорят о жалости к животным, особенно к детенышам. Безусловно одно: жалость делает нас человечнее.

Читайте также:  Почему ребенок кусает губы в 3 года

В моей памяти всплыл такой эпизод. Мы с мужем чудесным летним днем гуляли по Нескучному саду. И вдруг заметили около бассейна, неподалеку от Москвы-реки, двух суетящихся детей. Мальчика и девочку лет десяти. Рядом валялись наспех брошенные велосипеды. Дети пытались вытащить из бассейна маленького черного утенка. Как он попал туда, оставалось загадкой, но неподалеку, между Москвой-рекой и бассейном, металась мама-утка. В реке плавал целый выводок маленьких утят. А один горемыка барахтался в бассейне и никак не мог выбраться: бортики были высокие и скользкие. Мама-утка прыгнула к нему, затем ловко вскочила на бортик, но он не смог за ней повторить. До нашего прихода дети, пробуя ему помочь, положили к бортику бассейна горку веток, чтобы утенок мог взобраться, но и это не помогло. Мальчик был готов на крайнюю меру: собирался, сбросив джинсики, уже залезать в воду и отлавливать несчастного утенка руками. Увидев взрослого мужчину, готового нырнуть в бассейн, он очень обрадовался. А муж тем временем забрался в воду. Поймать беглеца было сложно. Бедный утенок изо всех сил пытался скрыться от своего потенциального спасителя.

В конце концов он был пойман. Детям дали погладить его, ощущая трепетно бьющееся сердечко. И наконец маленький взъерошенный утенок был возвращен к маме и остальным утятам под восторженные выдохи нашей небольшой группы. Теперь, проезжая мимо Москвы-реки, мы высматриваем нашего утенка. Он уже большой! А у меня перед глазами до сих пор стоят этот мальчик и эта девочка. Неравнодушные!

Звездный мальчик

У Оскара Уайльда есть такая сказка. Главный герой был украден у матери разбойниками (то есть перенес травму и был лишен любви и нежности). Он был брошен в лесу, но его подобрал добрый дровосек. Мальчик вырос гордым и красивым. Но красота не сделала его добрым. В нем не было ни капли жалости к нищим, слепым, убогим. Он с презрением отверг собственную мать, которая обошла полмира в его поисках и предстала перед ним в виде нищенки. И был за это жестоко наказан. И только когда он, пройдя через тяжелые испытания, научился проявлять жалость к животным, нищим и больным, то был прощен и стал добрым и справедливым королем.

Взрослые обычно ставят знак равенства между детской безжалостностью и неблагодарностью. Но если ребенку совсем незнакома жалость, истоки надо искать в отношении к нему родителей. Ребенок должен сначала вырасти, затем отделиться от мамы с папой — стать самостоятельным. Когда тот, кого очень жалели (любили, у нас часто эти понятия подменяют и путают), сталкивается с внешним миром, этот мир к нему не так лоялен, как родители. Оказывается, он требователен или просто равнодушен. И тогда ярость ребенка обрушивается на тех, кто рядом, — на родителей. Именно поэтому особенно ярко безжалостность проявляется у подростков.

Против большинства

У каждого ребенка есть так называемая зона ближайшего развития. Ее создают значимые взрослые. И если в этом ближнем круге малышу оказывалось уважение и доверие, тогда растет зрелый и ответственный человек, способный относиться с заботой и жалостью и к родителям, и к другим людям.

На перемене пятиклашки играли, бросая друг другу мягкую игрушку. Темп игры нарастал. И вдруг бежавшему во весь дух мальчишке подставили подножку, и он смешно растянулся на полу во весь рост. Ребята галдели и смеялись, а он все не вставал. И вдруг в гуще играющих появилась маленькая девочка, наверное, из 3-4-го класса. «Ему ведь больно», — громко сказала она. Прозвенел звонок. Все разбежались по классам. Встал и пошел в свой класс, прихрамывая, пострадавший. Есть те, кто способен пожалеть, когда остальные смеются. Так важно не вносить свой голос в общий жестокий хор!

Помочь и отпустить

На приеме довольно интересная женщина с измученным лицом и жалобным выражением в глазах. С нею сын, разбитной молодой человек 13 лет. Учителя требуют домашнего обучения, на уроках мальчик создает хаос. Мама с любовью и жалостью смотрит на сына. И, преисполненная негодования, рассказывает, как неправы учителя. Жизненный путь человека начинается с любви, заботы, жалости. Здесь таится первая опасность. Младенца нужно приучать к режиму (спать, есть) и правилам (засыпать в своей кроватке). Родителям жалко, он ведь такой маленький. И такая любовь-жалость способна привести в дальнейшем к манипуляциям и тирании ребенка над мамой и папой. Никто не говорит, что должна быть армейская дисциплина. Без любви, ласки и жалости ребенок вырастает либо отгороженным, либо безграничным, а то и вовсе с психическими расстройствами.

Но ребенок взрослеет, расширяются его физические и душевные возможности. И его надо не жалеть, а увеличивать нагрузки. А жалеть — только когда не получилось, когда устал, осваивая что-то новое, «споткнулся» и растерялся. Тогда, опираясь на руку помощи, он переходит на новый уровень. Постепенно доберется и до этапа отделения. Начинается самое главное. Впереди большой мир. Там его не пожалеют, а вам его особенно жалко. И вы, во-первых, подрываете его неокрепшие силы своей жалостью. Во-вторых, осуждая при нем жестокий мир, провоцируете самого ребенка. Он и так осознанно или неосознанно боится, и ваше отношение усиливает его опасения. Кроме всего прочего, нарушаются границы между взрослыми и детьми. И мы получаем агрессию к учителям, конфликты с ровесниками, а главное — претензии и безжалостность к родителям. Поэтому поддержите, пожалейте своего ребенка, а как только справился — пожелайте попутного ветра, не тяните назад своей жалостью!

Ученики московских школ по просьбе психолога нарисовали, какой им видится жалость. И по тому, сколько в этих рисунках неба и света, понятно: жалость — чувство, которое делает жизнь светлее.

Источник

Главная>>Дети
и семья>>Дошкольники>>Часть
2>>Жалость
к ребёнку

Жалость и сочувствие к ребёнку Жалость
и сочувствие к ребёнку
чувствуют почти все взрослые в различных ситуациях,
но нужно ли жалеть детей и сочувствовать им? «Конечно, нужно, ведь
они такие маленькие и беззащитные», — воскликнут многие из родителей. Но,
не всё так однозначно. Почему-то многие люди объединяют эти понятия — жалость
и сочувствие. Но эти понятия — далеко не синонимы. Это разные, по своей сути
чувства. В том числе жалость и сочувствие к ребёнку.

Жалость и сочувствие к ребёнку — это не одно и то же

Действительно, это разные чувства, которые вызывают различные эмоции в том
человеке, на которого они направлены. Как бы резко это ни звучало, но жалость
— это, в большинстве случаев отрицательное чувство. А, вот, сочувствие — положительное.
Давайте, вспомним, такое унизительное выражение: «Ты просто жалок».
Это выражение унижает того, на кого оно направлено, с этим, вряд ли кто-то будет
спорить.

Жалок тот человек, которого жалко. Т.е., если нам жалко ребёнка, значит, он
жалок для нас. Согласитесь, мы не хотим иметь ввиду это выражение, когда жалеем
своего ребёнка. Но он воспринимает это именно так. Раз мама папа его жалеют,
значит, он начинает жалеть сам себя и принимает это чувство родителей.

Читайте также:  Велосипед для ребенка 3 года без педалей

Жалость, которую мы принимаем от других людей, делает нас слабыми и уязвимыми,
а детей — тем более. Ребёнок, которого родители жалеют очень часто, привыкает
к этому и пытается вызвать это чувство у других людей по отношению к себе. И
надо препятствовать развитию такого поведения у ребёнка. Ведь согласитесь, капризный
ребёнок-нытик, постоянно пытающийся разжалобить других людей — это не то,
что мы стремились воспитать в ребёнке. Кроме того, став взрослым, такой ребёнок
становится очень уязвимым для различных неврозов, депрессий и других психических
расстройств.

Почему родители жалеют ребёнка?

Нужно ли жалеть детей и сочувствовать имОсобенно
чувство жалости развито у женщин. И это вполне логично, ведь девочек часто балуют
и жалеют родители. Чаще, чем мальчиков. И вырастая, он уже сами начинают генерировать
в себе эти качества и проецировать их на своего ребёнка. Получается замкнутый
круг, который просто необходимо разорвать.

Когда у ребёнка случается какая-либо неприятность, мы считаем необходимым его
пожалеть, и, тем самым, даём ему почувствовать, какой он слабый и ранимый. Казалось
бы, ведь он ещё маленький, как он справится с этим. Мы считаем, что своей жалостью
мы выполняем свой родительский долг. От этого наша жалость и стремление оградить
малыша от неприятностей, а если они, всё-таки, произошли с ним, то окружить
вниманием, лаской, и жалеть, жалеть, жалеть…

Почему не нужно жалеть своих детей

Жалость развивает в ребёнке чувство собственной беспомощности и желание спрятаться
от трудностей «под крылом» у родителей. Ведь это проще, чем преодолевать
эти трудности самому. Поэтому к жалости дети очень быстро привыкают, становясь
избалованными
детьми. Когда такой ребёнок попадает в сложную ситуацию, у него опускаются,
руки, он перестаёт действовать и неспособен адекватно реагировать на сложившуюся
ситуацию. Ведь выход он нашёл для себя один — искать защиты «под крылом»
у родителей. Если это сделать невозможно — то он остаётся беспомощным и самостоятельно
справится с трудностями не в состоянии.

Ребенок 3 года как воспитать жалость и сочувствиеРассмотрим
такой пример. Семилетняя Таня очень тяжело болела, перенесла операцию и находилась
на лечении в больнице. Врачи и медсёстры настраивали её на выздоровление, разговаривали
с ней, убеждали её, что она молодец, она девочка сильная, и у неё отлично получается
справляться с болезнью. Девочка медленно, но верно поправлялась, её состояние
улучшалось. Таня уже начала вставать с кровати, выполнять какие-либо действия.
Вскоре стала выходить гулять на улицу.

Наконец, настал день, когда девочку выписали из больницы и отправили долечиваться
домой. Дома её уже ждала взволнованная мама, обеспокоенная состоянием Тани.
Она, уверенная, что девочка очень слаба и ничего не может, и окружила такой
гиперопекой
ребёнка, что дежурила у её кровати, всё делала за неё, выполняла любые её
просьбы. Женщина считала, что её роль, как матери в семье, обеспечить дочь вниманием
и всем необходимым.

Девочка вскоре почувствовала, что «быть беспомощной» не так уж и
плохо. Мама её жалеет, мама всё для неё делает. И девочка быстро к этому привыкла
и становилась всё требовательнее к себе. Мама сильно уставала, это видел и её
муж, глава семьи. По этому поводу у него с матерью случались семейные
конфликты. Мужчина не разделал подобной жалости, которую мама выказывала
Тане.

Девочка постоянно лежала, ничего не делала, постоянно что-то требовала от матери
и сильно её измотала. В один день между ними произошла семейная
ссора. Тогда Таня заплакала и сказала матери: «Я так сильно болею,
мне даже шевелиться тяжело, а ты не хочешь ничего для меня делать». Через
день мама раскаялась в своём поведении и несдержанности.

Вскоре состояние Тани, из-за малоактивного образа жизни и пессимистичного настроя
начало ухудшаться. Врачи, обследовав её, заявили, что ей необходимо стационарное
лечение. И лечение она будет проходить без присутствия матери. Естественно,
мама попыталась воспротивится, но ситуацию спас отец Тани, который настоял на
госпитализации дочери.

В больнице врачи вновь начали «поднимать на ноги» Таню. В этой семье
мужчина должным образом исполнил роль
отца в воспитании ребёнка. Хотя это надо было сделать ещё раньше. Тогда
бы не пришлось повторно госпитализировать дочь.

Жалеть или сочувствовать ребёнку?

Можно порекомендовать родителям один простой совет: «Не жалейте времени
на ребёнка, но не тратьте это время на жалость». Жалеть ребёнка нужно как
можно меньше, в идеале полностью заменить жалость сочувствием. Сочувствие —
черта положительная. Сочувствующий родитель поможет преодолеть трудности ребёнку,
но не сделает это за него. Сочувствующий родитель даст понять ребёнку, что он
сильный и справится, но не даст ему почувствовать себя слабым и беспомощным.

Хороший родитель — это не тот, кто постоянно причитает над ребёнком: «Ой,
маленький, какая беда приключилась, иди, скорее, я тебя пожалею», а который
скажет: «На самом деле, страшного ничего нет. Я тебе помогу, давай, вместе
подумаем, как тебе действовать, чтобы разрешить эту ситуацию». Хороший
родитель — это тот, кто всегда придёт на помощь ребёнку. Именно, придёт на помощь,
поможет и словом и делом, а не станет выплёскивать свою жалость на ребёнка,
заставляя его, тем самым, почувствовать себя ещё хуже и несчастнее. Ведь, как
известно, слезами горю не поможешь.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Источник