Ребенок 3 года готов ли к саду

Статья

«Несадиковский» ребенок: как помочь справиться с проблемой?

Для того, чтобы чувствовать
себя комфортно в садике, необходимо,
чтобы малыш немного изменился. Ему
придется менять некоторые привычки, а
также поведение, привыкать к тому, что
нужно считаться с другими. Чтобы адаптация
прошла спокойно, ребенку недостаточно
научиться кушать
ложкой, говорить и ходить на горшок.

Готов ли ребенок к детскому
саду

Безусловно, садик ребенку
необходим. Там он научится общаться,
дружить, поймет, что такое дисциплина.
Но нельзя отдавать малыша только потому,
что ему исполнилось три года и маме пора
идти на работу.

Готовность к детскому саду соткана из многих составляющих:
характера малыша, его темперамента,
основ родительского воспитания и уклада
жизни семьи, а также опыта общения со
сверстниками и взрослыми.

Чтобы определить, готов ли
ваш ребенок к детскому саду, внимательно
понаблюдайте за ним.

Это готовность
по характеру и темпераменту.

Быстрее
всего адаптируются дети-сангвиники и
холерики, их можно отдавать
уже в 2,5-3 года.

  • Сангвиники любознательны
    и открыты к общению, они с удовольствием
    познают новое, не боятся и с удовольствием
    контактируют с другими. Такие дети
    словно созданы для коллектива.
  • Дети-холерики очень шумные, любят
    подвижные игры и нуждаются в зрителях.
    Поэтому садик для них — идеальное место
    для реализации своей потребности во
    внимании.
  • Дети-меланхолики и флегматики
    не очень нуждаются в коллективе и тяжело
    привыкают к смене обстановки, новым
    правилам и нормам поведения. Меланхолики
    капризны и очень нуждаются в похвале,
    им необходимо внимание взрослых.
  • А
    флегматики могут отгораживаться от
    коллектива, садик, как правило, для него
    чужой.

По характеру детей можно
разделить на «зрителей», «деятелей», а
также «слушателей» и «ораторов». Обычно
«оратор» и «деятель» быстрее всего
привыкают к новому. «Ораторам» нужна
публика, а «деятели» очень любят
коллектив, где можно взаимодействовать
с другими. «Зрители» и «слушатели», как
правило, лучше всего адаптируются к 5
годам. У них появляется интерес к
подготовительным занятиям.

Определение готовности к
садику

Чтобы понять, насколько
ребенок готов к пребыванию в коллективе,
необходимо знать, может ли малыш
справиться с некоторыми заданиями.

  • Ребенок должен
    понимать, что воспитателя нужно слушаться.
    Дети, которые привыкли быть дома в центре
    внимания, сложно привыкают к этому
    правилу. Для того, чтобы ребенок смог
    быстрее привыкнуть, нужно ненадолго
    оставлять его с другими взрослыми —
    няней или родственниками. Так ребенок
    быстрее поймет, что взрослый — это
    авторитет.
  • Малыш должен знать назначение
    предметов быта. Подготовка сводится к
    обучению использования ложки, умению
    правильно садиться на стул. Малыш должен
    понимать, для чего нужен стол, тарелка,
    чашка и другие предметы.
  • Ребенок должен уверенно
    проситься в туалет, уметь пользоваться
    горшком. Важно также приучить кроху
    одеваться самостоятельно. Приучайте
    ребенка умываться, чистить зубки и мыть
    руки. Соблюдение гигиены необходимо.
  • Обязательно гуляйте с ребенком
    на детских площадках. Это важно для
    обучения взаимодействию с другими
    детьми. Малыш, умеющий общаться, быстро
    заводит друзей и легче привыкает к
    садику.

Даже если кроха не знает всего
необходимого, не переживайте. Обычно
ребенок быстро осваивает перечисленные
навыки. Для этого хватает двух месяцев,
но, чтобы малыш смог легко их понять и
применить, нужно активно заниматься
с ним. Помните, ваш позитивный настой
передается ребенку. Расскажите, как ему
будет весело в садике и сколько новых
приключений его ждет.

А по каким признакам вы определяете, готов ли ваш малыш к детскому саду?

Как выбрать детский сад для ребенка?

Чтобы оставить комментарий необходимо

Войти

Источник

Содержание:

  • Вопрос здоровья перед детским садом
  • Социальные навыки ребенка
  • Психологический портрет
  • Как подготовить ребенка к саду?

Мамы, которым предстоит отвести малыша в сад, всегда волнуются. Быстро ли адаптируется ребенок в новой обстановке? Не совершают ли родители ошибку, отдавая малыша в коллектив в столь раннем возрасте? Разбираться с этим вопросом нужно индивидуально: есть малыши, которые легко адаптируются и в ясельной группе. А есть такие, кому и в 4 года вне семьи и дома будет некомфортно.

Говоря о готовности к саду, нужно рассмотреть все аспекты развития малыша: его здоровье, психологическое развитие, особенности личности и восприятия мира. А также ресурсы семьи: насколько она готова подстроиться под индивидуальные потребности ребенка в связи с этой стрессовой для большинства детей ситуацией. Итак, по порядку.

Вопрос здоровья перед детским садом

Иммунитет

Какой образ жизни ведет малыш? В саду проще адаптироваться тем, кто уже не раз сталкивался с бактериями и вирусами и успешно их поборол. К примеру, если ребенок живет в большой семье, где старшие дети ходят в школу и периодически «тащат в дом» вирусы, если он ездит в общественном транспорте и бывает в людных местах, но его иммунитет натренирован к трем годам. А вот домашнему малышу, которого растят в тепличных условиях, может быть первый год нелегко. Велика вероятность того, что первый год он будет болеть больше обычного.

Аллергии

Тяжело придется детям-аллергикам. Даже если воспитатели настроены доброжелательно, они просто не имеют права кормить ребенка домашней едой. В некоторых регионах нашей страны есть возможность заказывать питание в зависимости от состояния здоровья ребенка, но все равно выбор вариантов невелик. Максимум, на что можно рассчитывать, это выполнение просьб типа «не давать мандарины, ограничить хлеб» и т.п.

Желудочно-кишечный тракт

Диета, разработанная для детских садов, отвечает нормам, принятым «наверху» и, как правило, безопасна с точки зрения бактериологической составляющей. Однако многие педиатры считают, что объем порций и продукты, включенные в рацион, являются «неподъемными» для многих детей особенно в ясельной группе. К примеру, манная каша, в которой ложка стоит, слишком тяжелая углеводистая пища. А солянка с сосиской — удар по печени. Если у ребенка есть проблемы с пищеварением, он может страдать от садовской еды. Исключения составляют специализированные сады, но их довольно мало.

Читайте также:  Что можно дать ребенку от нервов 3 года

При незначительных проблемах с ЖКТ можно попробовать поводить ребенка в сад, но договориться с воспитателями об ограничении имеющегося рациона: в садах с утра уже есть информация о меню на весь день, поэтому такая возможность есть.

Хронические заболевания

Ребенку, который часто болеет и без сада или имеет хронические заболевания, будет значительно сложнее, даже если он пойдет в садик «по профилю». Его организм вообще слаб.

Психосоматические реакции

Довольно часто в саду начинают болеть дети, склонные выдавать яркую соматическую реакцию на психологический дискомфорт. Если ребенок был гипервозбудим в младенчестве, если «на нервной почве» у него случается расстройство желудка и скачок температуры, если он страдает от головных болей, если ему свойственно перевозбуждаться под вечер до слез и скандалов — он в группе риска. Такие малыши устойчиво попадают в число «болезненных», как только их отправляют в сад.

Вопрос здоровья — один из ключевых. Ослабленные дети могут «сорваться» и начать болеть так, что восстановить здоровье будет сложнее, чем подержать дома лишний год. Посоветуйтесь с педиатром, который ведет вашего ребенка, и прислушайтесь к его рекомендациям.

Социальные навыки ребенка

Все дети — уникальны. И каждый малыш готов к воспитанию коллективом в свой срок. В детском саду лучше адаптируются крепкие и активные малыши, которые с удовольствием участвуют в играх на детской площадке и спокойно отходят от мамы, чтобы пообщаться с другими детьми.

На что стоит обратить особое внимание, оценивая социальные навыки своего малыша?

Имеет ли ребенок опыт общения со сверстниками? Обычно дети до 3-х а то и 4-х лет не горят желанием «общаться с мелюзгой», предпочитая старших детей или взрослых. А их контакты со сверстниками сводятся к отбиранию игрушек и громким крикам. Им просто не интересно с себе подобными, у которых особо нечему научиться. Так называемая «референтная группа» — круг людей, чье мнение ребенка интересует, контакты с которыми для него важны — формируется в более старшем возрасте. Однако ребенку будет проще адаптироваться в саду, если он уже сталкивался с другими детьми на площадке, на развивающих занятиях и т.п., если он знает, чего можно ожидать, какую стратегию поведения применить.

Насколько он готов к контакту с новыми взрослыми? Намного проще детям, которые имели успешный опыт пребывания под руководством взрослого вдали от мамы. Например, с няней, с педагогом в группе раннего развития. «Успешный» — имеется в виду, что малыш уже перенес горечь разлуки и усвоил главное: мама обязательно вернется, а посторонние взрослые не враждебны.

Способен ли ребенок сообщить о своих проблемах, выразить недовольство, высказать просьбу? В саду проще ребенку, который может контактировать с окружающими по поводу своих желаний и дискомфорта, а не замыкается в себе, страдая от неприятностей.

Дисциплина и режим. Какими бы доброжелательными ни были воспитатели, они не могут обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. В саду есть довольно жесткий режим и дисциплинарные требования. Насколько ваш ребенок готов принять их? Сформировать режим дня до поступления в сад — задача родителей. Как можно раньше приучайте ребенка к раннему подъему, дневному сну в 12-30 и регулярному питанию. Тем более, что это полезно для самого малыша.

А вот вопрос дисциплины — более тонкий. С одной стороны, послушный ребенок, который с удовольствием действует по принципу «все пошли, и я пошел» легче адаптируется к саду. С другой — это зависит не только от воспитания, но и от устройства его личности, от индивидуального психологического портрета.

Психологический портрет

Можно написать целый трактат о том, какие все дети разные, но мы остановимся лишь на ключевых моментах, которые важны для жизни в коллективе детского сада.

Довольно успешно в саду адаптируются дети, которые могут найти себе занятие. А вот те, кто и пяти минут не может поиграть самостоятельно и требует внимания, будут испытывать затруднения. Впрочем, есть такие малыши, которые так ведут себя исключительно с мамой, которая болезненно реагирует на чувства крохи. Оцените поведение малыша в разных ситуациях: когда он находится с няней, на развивающих занятиях, на больших семейных праздниках и т.п.

Не менее важна реакция на стресс, типичная для ребенка. Отходчивым детям, которых легко отвлечь чем-то интересным, в садике проще. А вот те, кто склонен долго и тяжело переживать даже малейшие обиды, в коллективе сложно.

Посмотрите, как ребенок привык привлекать к себе внимание. В саду дети, особенно если они единственные в семье, испытывают стресс из-за того, что перестали быть «центром мира». Большинство из них быстро понимают, что криками делу не поможешь, однако демонстративные детки с хорошим интеллектом могут изобрести что-нибудь поинтересней. Забрасывание трусов на люстру и отбирание чужих ложек — это еще цветочки. Сам ребенок будет весьма доволен произведенным эффектом, однако хватит ли мудрости у воспитателей, чтобы грамотно себя вести и не вступать в «силовую борьбу» с таким «артистом»?

Как подготовить ребенка к саду?

Прежде всего, нужно подготовить к этому важному шагу родителей. Те, кто спокойно воспринимает разлуку с малышом, не испытывает чувства страха и вины, транслируют свою уверенность детям. Родительскую тревогу дети перенимают довольно быстро, ведь если мама волнуется, значит, дело плохо, кругом опасность.

Затем необходимо установить режим дня и нормальные дисциплинарные рамки. Это работа не на один день, но она того стоит, если вы не готовы обеспечить ребенку среду, в которой все проявления его индивидуальности будут восприниматься на ура.

Читайте также:  Влажный кашель у ребенка 3 года таблетки

Желательно посещать детские коллективы, чтобы ребенок получил опыт общения со сверстниками. Это может быть центр раннего развития, группа дневного пребывания, специализированные занятия для подготовки к детскому саду.

В целом, большинство детей готовы к саду в возрасте 3,5-4,5 лет. Однако все же имеет смысл показать ребенка психологу, чтобы получить индивидуальные рекомендации.

Анна Никитина

Источник

Для большинства родителей вопрос о том, отдавать ли ребенка в детский сад, даже не стоит. Это решение естественное и рациональное. Чем раньше малыш социализируется и научится взаимодействию в коллективе, тем легче ему будет в дальнейшей жизни. Кроме того, для современных молодых мам рождение ребенка не означает отказ от карьеры и возможности самореализации. После того как малышу исполнится 3 года, они готовы вновь выйти на работу.

Но посещение детского сада − все же новый этап в жизни как ребенка, так и его родителей. Им необходимо подготовить ребенка к детскому саду заранее, чтобы ускорить и облегчить процесс его дальнейшей адаптации.

Когда начинать подготовку ребенка к детскому садику

Уже к 2 годам ребенок приобретает некоторую независимость от мамы и других взрослых. Он интенсивно развивается и готов к тому, чтобы самостоятельно удовлетворить некоторые свои потребности. К этому времени дети начинают отказываться от помощи во время еды, умывания, делают попытки самостоятельно одеваться. 

Учитывая, что маме придется выйти на работу сразу после того как ребенку исполнится 3 года, отдать его в детский сад лучше за 3-4 месяца до этого события. Поэтому подготовка к детскому саду должна начаться заранее, хотя бы с 2-х лет. 

В это время родители, как правило, уже точно знают, отдадут ли они ребенка в детский сад. Поэтому подготовка малыша будет вестись систематически и планомерно. За счет этого разлука с мамой и необходимость выполнять требования дисциплины, установленные в группе, не станут для него стрессом.

Родителям нужно четко понимать, с какими проблемами столкнется «домашний» ребенок, впервые расстающийся с мамой и отправляющийся в детский садик:

  • Он будет находиться среди незнакомых людей и рядом не будет никого из родных.
  • Многое ему предстоит делать самостоятельно, хоть воспитатели и будут готовы прийти на помощь.
  • Если дома малыш находился в центре внимания, в детском садике он окажется одним из многих.
  • Расширяется круг общения, ребенок становится членом коллектива, и ему потребуется умение взаимодействовать с другими людьми.
  • Незнакомая ранее женщина – воспитатель – становится тем человеком, которого нужно будет слушаться и чьи указания нужно будет исполнять.
  • Теперь ребенку потребуется строго соблюдать режим дня: играть, заниматься, гулять, есть и спать по установленному для всех расписанию.

Каждая из перечисленных проблем – направление подготовки ребенка к детскому садику. Чтобы минимизировать неизбежный стресс, перед тем как отдать малыша в детский сад, ему нужно будет привить: 

  • начальные понятия о дисциплине и режиме дня;
  • умение бесконфликтного общения с другими детьми;
  • навыки самообслуживания;
  • умение внятно рассказать о своих потребностях.

Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Прежде всего сами родители должны воспринимать посещение детского садика не как неизбежное зло и повод для тревоги, а как следующий этап развития малыша. Если есть возможность выбора дошкольного учреждения, воспользуйтесь ею, посетив несколько садиков и почитав отзывы родителей. Это поможет и вам избавиться от неизбежных страхов, снизить чувство тревоги, вселит уверенность, что вы выбрали для малыша самый лучший и подходящий вариант.

Поэтому, когда вы начнете рассказывать крохе о том, что настанет день, и он будет ходить в детский сад, ваши слова будут искренними и убедительными. И даже если какие-то сомнения и тревоги у вас остались, делиться ими в присутствии ребенка не следует. 

Рассказывайте малышу о том новом и интересном, что ждет его. Поскольку потребность в общении с подобными себе заложена в природе человека, возможность играть с другими детьми станет для ребенка хорошим стимулом. Рассказывайте о том, как вместе с другими ребятами они будут гулять, есть, спать, заниматься с воспитателем, как это будет весело и интересно. При этом подчеркивайте, что расписание дня едино для всех детей и ему нужно будет подчиняться, выполняя просьбы и указания воспитателя.

Подчеркивайте, что ходить в детский сад малыш будет только днем, а вечером его будут забирать мама или папа. Говорите с ним о том, что он растет и постепенно взрослеет. Что у взрослых есть обязанность ходить на работу, а у детей – ходить в детский сад, чтобы не оставаться дома одним, а ждать родителей вместе с другими ребятами в детском саду.

В беседах с другими взрослыми в присутствии ребенка упоминайте о том, что скоро ему уже предстоит пойти в детский сад. Пусть он воспринимает это как повод для гордости и похвалу. Подчеркивайте, что вы вместе с малышом готовитесь к этому событию, – учитесь самостоятельности, следуете режиму дня.

Как правило, даже если в семье не принято придерживаться определенного режима, для малыша его устанавливают с первых дней жизни. Но если дневной сон проблемой не является, то просыпается и ложится ребенок в семье обычно позже, чем это предусмотрено режимом дня, установленным в детских садах. Приведите его дневное расписание в соответствие с тем, которого он будет придерживаться в группе. Это поможет избежать нервных срывов и позволит малышу легче воспринимать смену обстановки.

Приучайте ребенка к тому, что мама не всегда должна быть рядом. Постепенно увеличивайте время, выделяемое для самостоятельных занятий. К трем годам он должен уметь оставаться, хоть и под присмотром, но один. Выделите ему специальный столик, за которым он будет рисовать, лепить, раскрашивать картинки. 

Читайте также:  Ребенок 3 года чешет десна

Засыпать ребенок тоже должен сам, не нужно его убаюкивать и укачивать – в детском садике воспитатели этим заниматься не будут.  

Поможет малышу быстрее адаптироваться и игра в детский сад. К ней можно привлекать и других детей, например, соседских или тех, что пришли к вам в гости со своими родителями. При этом воспитателем можно назначить самого малыша или кого-то из ребят, а родители, пожелавшие принять участие в игре, будут исполнять роли детей.

Как научить ребенка общению со сверстниками и воспитателем

Если у вас много родственников и друзей, которые часто бывают в доме, проблем с общением у ребенка будет меньше. Но в любом случае научиться взаимодействовать с другими детьми малыш сможет, посещая детские площадки, специальные развивающие занятия и даже оставаясь под присмотром воспитателей детских комнат в торговых центрах.

Используйте все возможности, чтобы он постепенно привыкал оставаться без мамы и не паниковал, когда ее заменяет другой взрослый. Для этого можно договориться с подругой и на некоторое время оставлять малыша у нее. Еще лучше, если это будет ваша знакомая, у которой тоже есть маленькие дети.

Научите ребенка своевременно обращаться за помощью к взрослым, если у него возникли трудности. Он не должен стесняться сообщать о своих потребностях, в том числе физиологических. Но он должен понимать, что не каждый раз воспитатель сможет сразу же среагировать на его просьбу, ведь остальные дети в группе тоже требуют внимания. 

Приучайте кроху чувствовать себя членом коллектива, даже если этот коллектив – ваша семья. Пусть он принимает участие в распределении обязанностей по дому, например, поручите ему поливать цветы или насыпать корм кошке. Не лишайте его удовольствия посидеть со всеми за столом во время обеда, играйте вместе с ним в командные игры, привлекая к этому и гостей.

Что ребенок должен уметь до того, как пойти в детский сад

К тому моменту, когда малыш начнет ходить в детский сад, он должен иметь представление о дисциплине, знать и реагировать на слова «можно», «нельзя», «надо». Не лишним будет научить его и словам «спасибо», «пожалуйста» – это облегчит ему взаимодействие с другими детьми и воспитателями.

Научите его аккуратно пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашек и стаканов, не обливаясь. Он должен уметь пользоваться бумажными салфетками и носовым платком, вытирать руки и лицо, запачканные во время еды.

Подготовка ребенка к садику предполагает и владение основными навыками личной гигиены. Ребенок должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы. Выработайте у него полезную привычку мыть руки перед каждым приемом пищи. Важное умение – пользоваться горшком. Этому малыша нужно учить уже после того, как ему исполнится 1 год. 

Позаботьтесь о том, чтобы, когда он пойдет в детский сад, у него была одежда и обувь на липучках, молниях и резинках, которую удобно надевать самому. Научите его самостоятельно снимать и надевать штанишки перед и после пользования горшком или унитазом со специальным детским сиденьем.

Интеллектуальное развитие ребенка перед детским садиком

Подготовка к детскому садику заключается и в том, чтобы малыш был подготовлен интеллектуально к общению со сверстниками и воспитателями. Если он будет отставать в развитии, ему будет просто неинтересно посещать свою группу. 

Уже в 2-3 года дети способны воспринимать сюжет сказки или стихотворения, пересказывать его своими словами. Даже если у мамы нет много времени на то, чтобы читать крохе книжки, ему всегда можно проставить для прослушивания аудиоспектакль или сказку, соответствующие его возрасту.

Развивайте память малыша, разучивайте с ним наизусть песенки и стихи, учите новым словам, объясняйте их значение. Приучайте его излагать свои мысли и просьбы предложениями. Учите разговаривать, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста». Но не перегружайте ребенка – от процесса познания нового он должен получать удовольствие. Это поможет ему и в детском саду с энтузиазмом принимать участие в занятиях с воспитателем.

Закаляйте ребенка перед детским садом

В большинстве случаев малыш, после того как пойдет в садик, начинает чаще болеть. Как правило, это простудные или инфекционные заболевания. Поэтому те несколько месяцев, что есть у родителей на подготовку к садику, стоит посвятить укреплению здоровья и иммунитета ребенка.

С этой целью позаботьтесь о том, чтобы все необходимые прививки малышу были сделаны как минимум за 2-3 месяца до того, как он начнет ходить в садик. После прививок иммунитет ребенок снижается, и это позволит восстановить его заблаговременно.

Обеспечьте ему полноценное и здоровое питание, исключите из рациона сладости, фаст-фуд, чипсы и пр. В меню малыша должны присутствовать натуральные каши, мясо, рыба и большое количество овощей. Блюда всегда должны быть свежеприготовленными. Избегайте давать ребенку жареную пищу – только отварные продукты или приготовленные на пару.

По утрам делайте с ним зарядку, вечером обливайте холодной водой, постепенно понижая ее температуру. Спать, даже в холодную погоду, ребенок должен при открытой форточке – просто контролируйте, чтобы он не раскрывался. Гулять с ним тоже нужно каждый день, не менее часа. И не слишком укутывайте его, чтобы на прогулке он смог нормально двигаться и не перегревался.

Выводы

Если ребенка с первых лет жизни родители приучают к самостоятельности и если для него в семье установлен распорядок дня, подготовка к детскому саду не вызовет никаких особых затруднений, да и адаптация малыша к новым условиям пройдет быстрее.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник