Ребенок 3 года готов ли к саду
Статья
«Несадиковский» ребенок: как помочь справиться с проблемой?
Для того, чтобы чувствовать
себя комфортно в садике, необходимо,
чтобы малыш немного изменился. Ему
придется менять некоторые привычки, а
также поведение, привыкать к тому, что
нужно считаться с другими. Чтобы адаптация
прошла спокойно, ребенку недостаточно
научиться кушать
ложкой, говорить и ходить на горшок.
Готов ли ребенок к детскому
саду
Безусловно, садик ребенку
необходим. Там он научится общаться,
дружить, поймет, что такое дисциплина.
Но нельзя отдавать малыша только потому,
что ему исполнилось три года и маме пора
идти на работу.
Готовность к детскому саду соткана из многих составляющих:
характера малыша, его темперамента,
основ родительского воспитания и уклада
жизни семьи, а также опыта общения со
сверстниками и взрослыми.
Чтобы определить, готов ли
ваш ребенок к детскому саду, внимательно
понаблюдайте за ним.
Это готовность
по характеру и темпераменту.
Быстрее
всего адаптируются дети-сангвиники и
холерики, их можно отдавать
уже в 2,5-3 года.
- Сангвиники любознательны
и открыты к общению, они с удовольствием
познают новое, не боятся и с удовольствием
контактируют с другими. Такие дети
словно созданы для коллектива. - Дети-холерики очень шумные, любят
подвижные игры и нуждаются в зрителях.
Поэтому садик для них — идеальное место
для реализации своей потребности во
внимании. - Дети-меланхолики и флегматики
не очень нуждаются в коллективе и тяжело
привыкают к смене обстановки, новым
правилам и нормам поведения. Меланхолики
капризны и очень нуждаются в похвале,
им необходимо внимание взрослых. - А
флегматики могут отгораживаться от
коллектива, садик, как правило, для него
чужой.
По характеру детей можно
разделить на «зрителей», «деятелей», а
также «слушателей» и «ораторов». Обычно
«оратор» и «деятель» быстрее всего
привыкают к новому. «Ораторам» нужна
публика, а «деятели» очень любят
коллектив, где можно взаимодействовать
с другими. «Зрители» и «слушатели», как
правило, лучше всего адаптируются к 5
годам. У них появляется интерес к
подготовительным занятиям.
Определение готовности к
садику
Чтобы понять, насколько
ребенок готов к пребыванию в коллективе,
необходимо знать, может ли малыш
справиться с некоторыми заданиями.
- Ребенок должен
понимать, что воспитателя нужно слушаться.
Дети, которые привыкли быть дома в центре
внимания, сложно привыкают к этому
правилу. Для того, чтобы ребенок смог
быстрее привыкнуть, нужно ненадолго
оставлять его с другими взрослыми —
няней или родственниками. Так ребенок
быстрее поймет, что взрослый — это
авторитет. - Малыш должен знать назначение
предметов быта. Подготовка сводится к
обучению использования ложки, умению
правильно садиться на стул. Малыш должен
понимать, для чего нужен стол, тарелка,
чашка и другие предметы. - Ребенок должен уверенно
проситься в туалет, уметь пользоваться
горшком. Важно также приучить кроху
одеваться самостоятельно. Приучайте
ребенка умываться, чистить зубки и мыть
руки. Соблюдение гигиены необходимо. - Обязательно гуляйте с ребенком
на детских площадках. Это важно для
обучения взаимодействию с другими
детьми. Малыш, умеющий общаться, быстро
заводит друзей и легче привыкает к
садику.
Даже если кроха не знает всего
необходимого, не переживайте. Обычно
ребенок быстро осваивает перечисленные
навыки. Для этого хватает двух месяцев,
но, чтобы малыш смог легко их понять и
применить, нужно активно заниматься
с ним. Помните, ваш позитивный настой
передается ребенку. Расскажите, как ему
будет весело в садике и сколько новых
приключений его ждет.
А по каким признакам вы определяете, готов ли ваш малыш к детскому саду?
Как выбрать детский сад для ребенка?
Чтобы оставить комментарий необходимо
Войти
Источник
Содержание:
- Вопрос здоровья перед детским садом
- Социальные навыки ребенка
- Психологический портрет
- Как подготовить ребенка к саду?
Мамы, которым предстоит отвести малыша в сад, всегда волнуются. Быстро ли адаптируется ребенок в новой обстановке? Не совершают ли родители ошибку, отдавая малыша в коллектив в столь раннем возрасте? Разбираться с этим вопросом нужно индивидуально: есть малыши, которые легко адаптируются и в ясельной группе. А есть такие, кому и в 4 года вне семьи и дома будет некомфортно.
Говоря о готовности к саду, нужно рассмотреть все аспекты развития малыша: его здоровье, психологическое развитие, особенности личности и восприятия мира. А также ресурсы семьи: насколько она готова подстроиться под индивидуальные потребности ребенка в связи с этой стрессовой для большинства детей ситуацией. Итак, по порядку.
Вопрос здоровья перед детским садом
Иммунитет
Какой образ жизни ведет малыш? В саду проще адаптироваться тем, кто уже не раз сталкивался с бактериями и вирусами и успешно их поборол. К примеру, если ребенок живет в большой семье, где старшие дети ходят в школу и периодически «тащат в дом» вирусы, если он ездит в общественном транспорте и бывает в людных местах, но его иммунитет натренирован к трем годам. А вот домашнему малышу, которого растят в тепличных условиях, может быть первый год нелегко. Велика вероятность того, что первый год он будет болеть больше обычного.
Аллергии
Тяжело придется детям-аллергикам. Даже если воспитатели настроены доброжелательно, они просто не имеют права кормить ребенка домашней едой. В некоторых регионах нашей страны есть возможность заказывать питание в зависимости от состояния здоровья ребенка, но все равно выбор вариантов невелик. Максимум, на что можно рассчитывать, это выполнение просьб типа «не давать мандарины, ограничить хлеб» и т.п.
Желудочно-кишечный тракт
Диета, разработанная для детских садов, отвечает нормам, принятым «наверху» и, как правило, безопасна с точки зрения бактериологической составляющей. Однако многие педиатры считают, что объем порций и продукты, включенные в рацион, являются «неподъемными» для многих детей особенно в ясельной группе. К примеру, манная каша, в которой ложка стоит, слишком тяжелая углеводистая пища. А солянка с сосиской — удар по печени. Если у ребенка есть проблемы с пищеварением, он может страдать от садовской еды. Исключения составляют специализированные сады, но их довольно мало.
При незначительных проблемах с ЖКТ можно попробовать поводить ребенка в сад, но договориться с воспитателями об ограничении имеющегося рациона: в садах с утра уже есть информация о меню на весь день, поэтому такая возможность есть.
Хронические заболевания
Ребенку, который часто болеет и без сада или имеет хронические заболевания, будет значительно сложнее, даже если он пойдет в садик «по профилю». Его организм вообще слаб.
Психосоматические реакции
Довольно часто в саду начинают болеть дети, склонные выдавать яркую соматическую реакцию на психологический дискомфорт. Если ребенок был гипервозбудим в младенчестве, если «на нервной почве» у него случается расстройство желудка и скачок температуры, если он страдает от головных болей, если ему свойственно перевозбуждаться под вечер до слез и скандалов — он в группе риска. Такие малыши устойчиво попадают в число «болезненных», как только их отправляют в сад.
Вопрос здоровья — один из ключевых. Ослабленные дети могут «сорваться» и начать болеть так, что восстановить здоровье будет сложнее, чем подержать дома лишний год. Посоветуйтесь с педиатром, который ведет вашего ребенка, и прислушайтесь к его рекомендациям.
Социальные навыки ребенка
Все дети — уникальны. И каждый малыш готов к воспитанию коллективом в свой срок. В детском саду лучше адаптируются крепкие и активные малыши, которые с удовольствием участвуют в играх на детской площадке и спокойно отходят от мамы, чтобы пообщаться с другими детьми.
На что стоит обратить особое внимание, оценивая социальные навыки своего малыша?
Имеет ли ребенок опыт общения со сверстниками? Обычно дети до 3-х а то и 4-х лет не горят желанием «общаться с мелюзгой», предпочитая старших детей или взрослых. А их контакты со сверстниками сводятся к отбиранию игрушек и громким крикам. Им просто не интересно с себе подобными, у которых особо нечему научиться. Так называемая «референтная группа» — круг людей, чье мнение ребенка интересует, контакты с которыми для него важны — формируется в более старшем возрасте. Однако ребенку будет проще адаптироваться в саду, если он уже сталкивался с другими детьми на площадке, на развивающих занятиях и т.п., если он знает, чего можно ожидать, какую стратегию поведения применить.
Насколько он готов к контакту с новыми взрослыми? Намного проще детям, которые имели успешный опыт пребывания под руководством взрослого вдали от мамы. Например, с няней, с педагогом в группе раннего развития. «Успешный» — имеется в виду, что малыш уже перенес горечь разлуки и усвоил главное: мама обязательно вернется, а посторонние взрослые не враждебны.
Способен ли ребенок сообщить о своих проблемах, выразить недовольство, высказать просьбу? В саду проще ребенку, который может контактировать с окружающими по поводу своих желаний и дискомфорта, а не замыкается в себе, страдая от неприятностей.
Дисциплина и режим. Какими бы доброжелательными ни были воспитатели, они не могут обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. В саду есть довольно жесткий режим и дисциплинарные требования. Насколько ваш ребенок готов принять их? Сформировать режим дня до поступления в сад — задача родителей. Как можно раньше приучайте ребенка к раннему подъему, дневному сну в 12-30 и регулярному питанию. Тем более, что это полезно для самого малыша.
А вот вопрос дисциплины — более тонкий. С одной стороны, послушный ребенок, который с удовольствием действует по принципу «все пошли, и я пошел» легче адаптируется к саду. С другой — это зависит не только от воспитания, но и от устройства его личности, от индивидуального психологического портрета.
Психологический портрет
Можно написать целый трактат о том, какие все дети разные, но мы остановимся лишь на ключевых моментах, которые важны для жизни в коллективе детского сада.
Довольно успешно в саду адаптируются дети, которые могут найти себе занятие. А вот те, кто и пяти минут не может поиграть самостоятельно и требует внимания, будут испытывать затруднения. Впрочем, есть такие малыши, которые так ведут себя исключительно с мамой, которая болезненно реагирует на чувства крохи. Оцените поведение малыша в разных ситуациях: когда он находится с няней, на развивающих занятиях, на больших семейных праздниках и т.п.
Не менее важна реакция на стресс, типичная для ребенка. Отходчивым детям, которых легко отвлечь чем-то интересным, в садике проще. А вот те, кто склонен долго и тяжело переживать даже малейшие обиды, в коллективе сложно.
Посмотрите, как ребенок привык привлекать к себе внимание. В саду дети, особенно если они единственные в семье, испытывают стресс из-за того, что перестали быть «центром мира». Большинство из них быстро понимают, что криками делу не поможешь, однако демонстративные детки с хорошим интеллектом могут изобрести что-нибудь поинтересней. Забрасывание трусов на люстру и отбирание чужих ложек — это еще цветочки. Сам ребенок будет весьма доволен произведенным эффектом, однако хватит ли мудрости у воспитателей, чтобы грамотно себя вести и не вступать в «силовую борьбу» с таким «артистом»?
Как подготовить ребенка к саду?
Прежде всего, нужно подготовить к этому важному шагу родителей. Те, кто спокойно воспринимает разлуку с малышом, не испытывает чувства страха и вины, транслируют свою уверенность детям. Родительскую тревогу дети перенимают довольно быстро, ведь если мама волнуется, значит, дело плохо, кругом опасность.
Затем необходимо установить режим дня и нормальные дисциплинарные рамки. Это работа не на один день, но она того стоит, если вы не готовы обеспечить ребенку среду, в которой все проявления его индивидуальности будут восприниматься на ура.
Желательно посещать детские коллективы, чтобы ребенок получил опыт общения со сверстниками. Это может быть центр раннего развития, группа дневного пребывания, специализированные занятия для подготовки к детскому саду.
В целом, большинство детей готовы к саду в возрасте 3,5-4,5 лет. Однако все же имеет смысл показать ребенка психологу, чтобы получить индивидуальные рекомендации.
Анна Никитина
Источник
Для большинства родителей вопрос о том, отдавать ли ребенка в детский сад, даже не стоит. Это решение естественное и рациональное. Чем раньше малыш социализируется и научится взаимодействию в коллективе, тем легче ему будет в дальнейшей жизни. Кроме того, для современных молодых мам рождение ребенка не означает отказ от карьеры и возможности самореализации. После того как малышу исполнится 3 года, они готовы вновь выйти на работу.
Но посещение детского сада − все же новый этап в жизни как ребенка, так и его родителей. Им необходимо подготовить ребенка к детскому саду заранее, чтобы ускорить и облегчить процесс его дальнейшей адаптации.
Когда начинать подготовку ребенка к детскому садику
Уже к 2 годам ребенок приобретает некоторую независимость от мамы и других взрослых. Он интенсивно развивается и готов к тому, чтобы самостоятельно удовлетворить некоторые свои потребности. К этому времени дети начинают отказываться от помощи во время еды, умывания, делают попытки самостоятельно одеваться.
Учитывая, что маме придется выйти на работу сразу после того как ребенку исполнится 3 года, отдать его в детский сад лучше за 3-4 месяца до этого события. Поэтому подготовка к детскому саду должна начаться заранее, хотя бы с 2-х лет.
В это время родители, как правило, уже точно знают, отдадут ли они ребенка в детский сад. Поэтому подготовка малыша будет вестись систематически и планомерно. За счет этого разлука с мамой и необходимость выполнять требования дисциплины, установленные в группе, не станут для него стрессом.
Родителям нужно четко понимать, с какими проблемами столкнется «домашний» ребенок, впервые расстающийся с мамой и отправляющийся в детский садик:
- Он будет находиться среди незнакомых людей и рядом не будет никого из родных.
- Многое ему предстоит делать самостоятельно, хоть воспитатели и будут готовы прийти на помощь.
- Если дома малыш находился в центре внимания, в детском садике он окажется одним из многих.
- Расширяется круг общения, ребенок становится членом коллектива, и ему потребуется умение взаимодействовать с другими людьми.
- Незнакомая ранее женщина – воспитатель – становится тем человеком, которого нужно будет слушаться и чьи указания нужно будет исполнять.
- Теперь ребенку потребуется строго соблюдать режим дня: играть, заниматься, гулять, есть и спать по установленному для всех расписанию.
Каждая из перечисленных проблем – направление подготовки ребенка к детскому садику. Чтобы минимизировать неизбежный стресс, перед тем как отдать малыша в детский сад, ему нужно будет привить:
- начальные понятия о дисциплине и режиме дня;
- умение бесконфликтного общения с другими детьми;
- навыки самообслуживания;
- умение внятно рассказать о своих потребностях.
Психологическая подготовка ребенка к детскому саду
Прежде всего сами родители должны воспринимать посещение детского садика не как неизбежное зло и повод для тревоги, а как следующий этап развития малыша. Если есть возможность выбора дошкольного учреждения, воспользуйтесь ею, посетив несколько садиков и почитав отзывы родителей. Это поможет и вам избавиться от неизбежных страхов, снизить чувство тревоги, вселит уверенность, что вы выбрали для малыша самый лучший и подходящий вариант.
Поэтому, когда вы начнете рассказывать крохе о том, что настанет день, и он будет ходить в детский сад, ваши слова будут искренними и убедительными. И даже если какие-то сомнения и тревоги у вас остались, делиться ими в присутствии ребенка не следует.
Рассказывайте малышу о том новом и интересном, что ждет его. Поскольку потребность в общении с подобными себе заложена в природе человека, возможность играть с другими детьми станет для ребенка хорошим стимулом. Рассказывайте о том, как вместе с другими ребятами они будут гулять, есть, спать, заниматься с воспитателем, как это будет весело и интересно. При этом подчеркивайте, что расписание дня едино для всех детей и ему нужно будет подчиняться, выполняя просьбы и указания воспитателя.
Подчеркивайте, что ходить в детский сад малыш будет только днем, а вечером его будут забирать мама или папа. Говорите с ним о том, что он растет и постепенно взрослеет. Что у взрослых есть обязанность ходить на работу, а у детей – ходить в детский сад, чтобы не оставаться дома одним, а ждать родителей вместе с другими ребятами в детском саду.
В беседах с другими взрослыми в присутствии ребенка упоминайте о том, что скоро ему уже предстоит пойти в детский сад. Пусть он воспринимает это как повод для гордости и похвалу. Подчеркивайте, что вы вместе с малышом готовитесь к этому событию, – учитесь самостоятельности, следуете режиму дня.
Как правило, даже если в семье не принято придерживаться определенного режима, для малыша его устанавливают с первых дней жизни. Но если дневной сон проблемой не является, то просыпается и ложится ребенок в семье обычно позже, чем это предусмотрено режимом дня, установленным в детских садах. Приведите его дневное расписание в соответствие с тем, которого он будет придерживаться в группе. Это поможет избежать нервных срывов и позволит малышу легче воспринимать смену обстановки.
Приучайте ребенка к тому, что мама не всегда должна быть рядом. Постепенно увеличивайте время, выделяемое для самостоятельных занятий. К трем годам он должен уметь оставаться, хоть и под присмотром, но один. Выделите ему специальный столик, за которым он будет рисовать, лепить, раскрашивать картинки.
Засыпать ребенок тоже должен сам, не нужно его убаюкивать и укачивать – в детском садике воспитатели этим заниматься не будут.
Поможет малышу быстрее адаптироваться и игра в детский сад. К ней можно привлекать и других детей, например, соседских или тех, что пришли к вам в гости со своими родителями. При этом воспитателем можно назначить самого малыша или кого-то из ребят, а родители, пожелавшие принять участие в игре, будут исполнять роли детей.
Как научить ребенка общению со сверстниками и воспитателем
Если у вас много родственников и друзей, которые часто бывают в доме, проблем с общением у ребенка будет меньше. Но в любом случае научиться взаимодействовать с другими детьми малыш сможет, посещая детские площадки, специальные развивающие занятия и даже оставаясь под присмотром воспитателей детских комнат в торговых центрах.
Используйте все возможности, чтобы он постепенно привыкал оставаться без мамы и не паниковал, когда ее заменяет другой взрослый. Для этого можно договориться с подругой и на некоторое время оставлять малыша у нее. Еще лучше, если это будет ваша знакомая, у которой тоже есть маленькие дети.
Научите ребенка своевременно обращаться за помощью к взрослым, если у него возникли трудности. Он не должен стесняться сообщать о своих потребностях, в том числе физиологических. Но он должен понимать, что не каждый раз воспитатель сможет сразу же среагировать на его просьбу, ведь остальные дети в группе тоже требуют внимания.
Приучайте кроху чувствовать себя членом коллектива, даже если этот коллектив – ваша семья. Пусть он принимает участие в распределении обязанностей по дому, например, поручите ему поливать цветы или насыпать корм кошке. Не лишайте его удовольствия посидеть со всеми за столом во время обеда, играйте вместе с ним в командные игры, привлекая к этому и гостей.
Что ребенок должен уметь до того, как пойти в детский сад
К тому моменту, когда малыш начнет ходить в детский сад, он должен иметь представление о дисциплине, знать и реагировать на слова «можно», «нельзя», «надо». Не лишним будет научить его и словам «спасибо», «пожалуйста» – это облегчит ему взаимодействие с другими детьми и воспитателями.
Научите его аккуратно пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашек и стаканов, не обливаясь. Он должен уметь пользоваться бумажными салфетками и носовым платком, вытирать руки и лицо, запачканные во время еды.
Подготовка ребенка к садику предполагает и владение основными навыками личной гигиены. Ребенок должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы. Выработайте у него полезную привычку мыть руки перед каждым приемом пищи. Важное умение – пользоваться горшком. Этому малыша нужно учить уже после того, как ему исполнится 1 год.
Позаботьтесь о том, чтобы, когда он пойдет в детский сад, у него была одежда и обувь на липучках, молниях и резинках, которую удобно надевать самому. Научите его самостоятельно снимать и надевать штанишки перед и после пользования горшком или унитазом со специальным детским сиденьем.
Интеллектуальное развитие ребенка перед детским садиком
Подготовка к детскому садику заключается и в том, чтобы малыш был подготовлен интеллектуально к общению со сверстниками и воспитателями. Если он будет отставать в развитии, ему будет просто неинтересно посещать свою группу.
Уже в 2-3 года дети способны воспринимать сюжет сказки или стихотворения, пересказывать его своими словами. Даже если у мамы нет много времени на то, чтобы читать крохе книжки, ему всегда можно проставить для прослушивания аудиоспектакль или сказку, соответствующие его возрасту.
Развивайте память малыша, разучивайте с ним наизусть песенки и стихи, учите новым словам, объясняйте их значение. Приучайте его излагать свои мысли и просьбы предложениями. Учите разговаривать, употребляя вежливые слова «спасибо», «пожалуйста». Но не перегружайте ребенка – от процесса познания нового он должен получать удовольствие. Это поможет ему и в детском саду с энтузиазмом принимать участие в занятиях с воспитателем.
Закаляйте ребенка перед детским садом
В большинстве случаев малыш, после того как пойдет в садик, начинает чаще болеть. Как правило, это простудные или инфекционные заболевания. Поэтому те несколько месяцев, что есть у родителей на подготовку к садику, стоит посвятить укреплению здоровья и иммунитета ребенка.
С этой целью позаботьтесь о том, чтобы все необходимые прививки малышу были сделаны как минимум за 2-3 месяца до того, как он начнет ходить в садик. После прививок иммунитет ребенок снижается, и это позволит восстановить его заблаговременно.
Обеспечьте ему полноценное и здоровое питание, исключите из рациона сладости, фаст-фуд, чипсы и пр. В меню малыша должны присутствовать натуральные каши, мясо, рыба и большое количество овощей. Блюда всегда должны быть свежеприготовленными. Избегайте давать ребенку жареную пищу – только отварные продукты или приготовленные на пару.
По утрам делайте с ним зарядку, вечером обливайте холодной водой, постепенно понижая ее температуру. Спать, даже в холодную погоду, ребенок должен при открытой форточке – просто контролируйте, чтобы он не раскрывался. Гулять с ним тоже нужно каждый день, не менее часа. И не слишком укутывайте его, чтобы на прогулке он смог нормально двигаться и не перегревался.
Выводы
Если ребенка с первых лет жизни родители приучают к самостоятельности и если для него в семье установлен распорядок дня, подготовка к детскому саду не вызовет никаких особых затруднений, да и адаптация малыша к новым условиям пройдет быстрее.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник