Ребенок 3 года давится

Ребенок 3 года давится thumbnail

Как предотвратить аспирацию у ребенка и что нужно сделать, пока не приехала скорая? О первой помощи малышу рассказывают специалисты.

Аспирация инородным телом — это попадание предмета или куска пищи в гортань или ниже, которое приводит к удушью и невозможности дышать. Это опасное состояние, где правильное поведение оказавшегося рядом взрослого решает всё.

Очень важно, чтобы все взрослые знали, что делать в подобной ситуации, и умели оказать первую помощь подавившемуся ребенку. Мы собрали инструкцию от главных (по мнению «Летидора») врачей Интернета: педиатров Сергей Бутрия, Евгения Олеговича Комаровского и Анны Левадной.

Инструкция от Сергея Бутрия

Аспирация инородного тела в случае полной закупорки дыхательных путей может привести к потере сознания ребенком за 1 минуту и к его смерти в течение 5 минут. За это время к вам не успеет приехать ни одна скорая. Поэтому каждый родитель должен знать основы первой помощи при аспирации.

Прежде всего, нужно стараться ее предотвратить

  • Если у вас маленький ребенок в доме, не разбрасывайте мелкие вещи на полу, тумбочках, столах и так далее. Бисер, пуговицы, семечки подсолнуха, мелкие детали от конструкторов и прочее. Любая мелкая вещь может попасть в рот малыша, а затем в дыхательные пути.
  • Не кормите малыша продуктами, представляющими высокий риск аспирации, подробнее тут.
  • Не позволяйте ребенку бегать/резвиться/смеяться с мелкой вещью во рту, например, с леденцом (леденцы детям до 5-7 лет можно давать ТОЛЬКО на палочке — так их легко можно будет извлечь в случае аспирации). Не позволяйте ребенку смеяться и кричать во время еды, бабушкина поговорка «Когда я ем — я глух и нем» вполне актуальна. Принимайте все другие разумные меры предосторожности.

Но если беду все же не удалось предотвратить и ребенок вдохнул что-то мелкое, закашлялся и начал задыхаться (синеть, паниковать, потерял сознание от удушья и так далее), то действуйте так.

Пошаговый алгоритм действий

При частичной обструкции — то есть ребенок вдохнул инородное тело, но может дышать и в сознании; кашляет, паникует, мечется, глаза слезятся, подкатывает рвота:

Подойдите к ребенку и поощряйте кашель. Скорее всего, он сможет его откашлять. Если нет — вызывайте скорую и госпитализируйтесь в стационар. Ребенку потребуется операция бронхоскопия, чтобы извлечь инородное тело.

Не кладите ребенка, держите его сидя или стоя.

Дело в том, что при изменении положения тела инородный предмет может сместиться и полностью перекрыть дыхательные пути.

При полной обструкции — то есть ребенок не может ни вдохнуть, ни выдохнуть — позовите кого-либо на помощь и начинайте действовать по плану:

1) Захватите челюсть ребенка, встаньте на колени позади него.

2) Наклоните его вперед, нанесите 5 ударов средней силы по спине, затем 5 толчков в живот, используя прием Геймлиха (обхватить ребенка, положить одну руку на живот сжатой в кулак, вторую руку положить на свой кулак, толкающими движениями с помощью оставшегося в легких воздуха постараться вытолкнуть инородное тело обратно в рот ребенка. Метод показан на видео ниже).

Повторите цикл 5 ударов — 5 нажатий несколько раз.

3) Если у вас не получилось, звоните в скорую помощь (а лучше попросите кого-то позвонить, а сами продолжайте оказывать помощь ребенку).

4) Откройте ему рот, запрокиньте голову чуть назад, выдвиньте нижнюю челюсть вперед и удерживайте ее так, зажмите нос.

5) Сделайте 5 вдохов рот в рот.

Логика действий такова: вы 2-3 минуты пробовали вытолкнуть инородное тело из дыхательных путей наружу, у вас не получилось, ребенок потерял сознание, мозг начал страдать от кислородного голодания.

До прибытия скорой еще минимум 10 минут.

Вам надо продержать до них ребенка живым. И вы делаете маневр отчаяния — искусственное дыхание, чтобы протолкнуть инородное тело хотя бы внутрь, раздышать ребенка и дать ему шанс дожить до бронхоскопии.

6) Сделайте 30 нажатий на грудную клетку для непрямого массажа сердца. Потом два вдоха рот в рот и снова 30 нажатий, повторите этот цикл трижды. Будьте внимательны, при непрямом массаже, как и при приеме Геймлиха, инородное тело может выпасть в рот — в этом случае немедленно извлеките его пальцем, пока ребенок снова не подавился.

7) Остановитесь, быстро оцените состояние ребенка. Если самостоятельное дыхание отсутствует, продолжайте цикл 2 вдоха — 30 нажатий, пока не прибудет помощь.

И, пожалуйста, если вы не хирург, то никаких киношных «разрезать шею — вставить трубку»!

Если вы не обучены выполнению коникотомии, то вы просто зарежете ребенка, он истечет кровью до прибытия скорой. Строго придерживайтесь алгоритма.

И пусть вам никогда в жизни не пригодятся эти знания.

Ещё по теме: 7 ошибок оказания первой помощи детям

Инструкция от Олега Евгеньевича Комаровского

Вы понимаете, друзья мои, когда ребенок подавился, то ситуация эта достаточно сложная, на уровне неотложной помощи. И вы должны понимать, наверное, главное, чего делать нельзя. Ну потому что то, что надо делать — это то, что надо обязательно показывать на пациенте или на специальной кукле. Вы должны просто знать, что вам надо пригласить в студию инструктора, который на кукле покажет каждому, что такое прием Геймлиха.

Каждая мама должна знать, как стукнуть ребенка правильно по спине, куда должен быть направлен удар и так далее.

Главное, на что я хотел бы обратить внимание, чего делать нельзя. Потому что когда ребенок подавился, начал кашлять, то тут же возникает куча взрослых, которые готовы ему помочь, которые начинают ему стучать по спине, кричать, трясти и так далее.

Читайте также:  Ребенок капризничает в 3 года как реагировать

Вы должны четко понимать, что кашель, рвота эффективнее любого внешнего воздействия.

Спасать надо ребенка, проводить этот самый прием Геймлиха только тогда, когда человек не дышит вообще, то есть не просто подавился.

Потому что когда ребенок просто подавился или закашлялся, когда еда попала в дыхательные пути, рвотные позывы спасают человека. Так вот, самое главное, если ребенок кашляет, дышит, сипит, не трогайте его! Максимум, что вы можете сделать, открыть окно, чтобы дать доступ свежего воздуха. Все!

Иногда ему надо встать и облокотиться на что-то — так легче кашлять. Но упаси вас боже стучать ему по спине. Я несколько раз был свидетелем того, как родители брали ребенка за ноги и трясли его, чтобы из него что-то выпало.

Поэтому основы неотложной помощи, с моей точки зрения, надо преподавать в школах. Но это надо показывать.

Каждая мама должна владеть приемами неотложной помощи.

Ещё по теме: Ребенок подвернул ногу: первая помощь при растяжении голеностопа

Инструкция от Анны Левадной

Педиатр и неонатолог Анна Левадная в своем блоге также уделила внимание этой важной теме.

Поперхивание — это вдыхание инородного предмета с попаданием его в дыхательные пути.

Варианты проявлений:

  • ребенок не дышит, не говорит или затруднен вдох;
  • кашель и рвота;
  • ребенок «синеет»;
  • свистящее дыхание;
  • потеря сознания.

Возможны три сценария развития событий:

1️. Если ребенок еще дышит (кашляет, подает голос, сипит, свистящее дыхание, затруднен вдох), но пытается откашлять: то ничего не делать, так как кашель гораздо эффективнее любых процедур по оказанию медицинской помощи.

2️. Наиболее частая ситуация: ребенок не дышит, но он в сознании (главный признак — тишина, но ребенок при этом двигается). Нужно:

  • 5 ударов по середине спины с наклоненной вниз головой (направление удара — к голове): ребенка раннего возраста можно положить на руку на живот (лицо лежит на руке взрослого, пальцы между ртом ребенка, важно поддерживать шею и голову), более старшего ребенка — уложить и наклонить вниз головой,
  • перевернуть и проверить рот ребенка,
  • 5 нажатий на середину грудины (голова ниже, чем ноги), в более старшем возрасте делаем как в фильмах: пять раз нажимаем очень сильно на нижнюю часть грудины (прием Геймлиха).

Эти постукивания повторить 3 раза и звонить в скорую, если не помогает! Продолжать делать то же самое до прибытия скорой!

3️. Если ребенок без сознания:

  • положить на горизонтальную поверхность, позвонить в скорую;
  • попытка циклов постукивания по спине и грудине, как при 2 сценарии (по 5 движений) и потом начать сердечно-легочную реанимацию: 30 компрессий на сердце и 2 вдоха;
  • продолжать, пока не приедет скорая помощь.

Источники: группа Сергея Бутрия «Заметки детского врача», сайт доктора Комаровского и блог Анны Левадной.

ПОЛЕЗНОЕ ОТ letidor.ru:

Что должно быть в аптечке, если в доме дети: советы Комаровского

Бывают ли осложнения после прививок: честное мнение педиатра

25 кухонных лайфхаков, которые научат вас правильно хранить продукты

Источник

ребенок ест сыр большим куском

Почти каждой маме, хоть раз в жизни, доводилось наблюдать момент, когда ребенок поперхнулся во время еды или прикорма.

Паника, страх, отчаяние…

И начинаешь думать, что может не стоит давать кусочки, а побыть еще на пюре? Кто-то так и поступает, а затем, в 1–2 года приходят ко мне и жалуются, что ребенок давится едой, не может есть плотную пищу и мама до сих пор все перемалывает.

Как найти золотую середину между обучением ребенка справляться с кусочками и при этом свести к минимуму ситуации, когда малыш ими давится? Вот об этом в статье.

Почему ребенок давится едой?

Представьте себе, какие перемены проходит маленький ребенок за первый год жизни в своем питании.  От жидкой пищи он переходит к пережевыванию плотной пищи, пробует сам себя кормить.

Для грудничка освоить жевание — на самом деле очень большая сложность:

  • Теперь нужно поработать и своими ручками, беря еду и отправляя ее в ротик, да еще и не промахнуться при этом;
  • В работу включается не только язык, как было до этого, но и челюсти;
  • Мозгу теперь приходится согласовывать действия рук, языка, челюстей, губ; поначалу он может не справляться с такой нагрузкой должным образом.
Читайте также:  Капризы ребенка в 3 года как бороться комаровский

В таком напряжении немудрено, что ребенок иногда давится во время еды. И да, почти наверняка, плотной пищи он съест меньше, чем пюреобразной. Ведь жевать для него — большой труд. Это освоение нового навыка, на него понадобится время.

Читайте также о развитии ребенка по месяцам до года>>>

Главные причины трудностей в питании

В большинстве случаев мы сами провоцируем ситуации, при которых ребенок часто давится едой:

  1. Спешка и суета.

Мы всегда спешим, нам катастрофически не хватает времени на все домашние дела. Поэтому пищу малышу мы готовим блендером (и нам удобнее, и ребеночек съест быстрее) или вовсе покупаем магазинные баночки.

Но это удобнее нам, а не маленькому. Мы не учим ребенка жевать, постоянно предлагая пюреобразную пищу.

  1. Раннее введение прикорма.

Можно решить, что 4 месяца — это пора перехода на прикорм (особенно, если первый ранний зубик уже пожаловал — иногда и такое бывает).

Читайте о прикорме для малышей по месяцам при ГВ>>>

Потому что молока стало меньше, ребенку его уже не хватает. Потому что решили выходить на работу и переводить малыша на смеси и более взрослую пищу. Потому что бабушка так сказала.

Важно! До полугода у ребенка существует защитный рефлекс: любой твердый предмет, попавший в ротик, выталкивается языком наружу.

При попытках дать ему даже малюсенький кусочек, ребенок постоянно давится едой.

Природа, в отличие от нас и даже наших бабушек, знает, что сейчас еще рано знакомить маленького человечка с кусочками еды. Он просто не поймет, что с ней делать.

А вот с 6 месяцев этот рефлекс сменяется жевательным, малыш начинает делать жевательные движения с участием челюстей, губ, щек.

Читайте интересную статью Как научить ребенка жевать>>>

  1. Задержка времени знакомства с твердой пищей.

Из-за советов педиатра, который говорил, что при отсутствии зубов малышу бесполезно давать плотную пищу, продолжаем и в 8–10 месяцев давать лишь пюре.

Сначала дождемся зубов, а потом будем покорять «жевательные вершины» — в корне неверная установка.

Все детки разные, и иногда случается, что первый зуб прорезается намного позже полугода. К этому времени естественный жевательный рефлекс, не получив развития, увы, угасает. Не удивляйтесь тогда, что ребенок и в 2 года постоянно давится едой.

Для детей старше года, имеющих проблемы с питанием, смотрите интернет-курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>

  1. Страх.

Вы дали ребенку кусочек еды, а он поперхнулся.  Вы жутко перепугались и бурно выражали это в присутствии малыша. Кроха теперь интуитивно защищает маму от волнений, отказываясь принимать такую еду.

А если ест, то от напряжения снова давится. Потому что мозг получил урок: еда кусочками — это опасно.

Читайте важную статью Что делать, если ребенок подавился>>>

  1. Отдельное кормление ребенка.

Сажаете маленького за отдельный столик, в отдельной комнате, даете ему отдельную пищу, давая понять, какой он уже большой и важный.

На самом деле вы просто лишаете его возможности учиться на примере: видеть, как другие члены семьи берут еду, какая она, как пахнет, как выглядит, как они ее жуют, как им это нравится, подражать им.

Лишаете малыша необходимого опыта, семейной социализации, а потом удивляетесь: и почему это ребенок давится во время еды?

  1. Смешиваем пюреобразную еду и плотные кусочки.

Мы решаем, что самое благоразумное — смешать небольшие кусочки твердой еды с пюре, которое малыш глотает, практически не жуя. Не ожидая подвоха, он пытается проглотить и пюре с кусочком. Но его мозг к этому оказывается не готов. Ребенок давится.

Как  научить ребенка справляться с кусочками?

  • Помните: всему свое время.

Важно! Не спешите с введением «кусочной» пищи, но и не затягивайте позже 9 месяцев.

После этого возраста ребенок начинает бояться новых ощущений, ему становится не интересно учиться жевать.

Он не сможет легко научиться этому даже при наличии зубов. Давайте твердой пищи совсем понемногу, оставляя основной едой грудное молоко.

  • Давайте небольшие мягкие микродозы продуктов.
  • Предлагайте еду кусочками без уговоров, мультиков, прибауток и прочих «отвлекающих маневров».
  • Если ребенок давится едой даже в возрасте 1 год, попробуйте сначала дать ему несколько кусочков пищи, пока он не устанет от процесса жевания, а потом можно перейти к более привычной ему пище.

Но самое основное, что поможет вам без проблем научить маленького правильно жевать твердую еду — это естественный прикорм, о котором я часто говорю. Он закладывает те самые основы, верные и своевременные, которые ненавязчиво и естественно приведут ребенка к жеванию:

  1. У малыша вовремя развивается пищевой интерес: ему любопытно, что кушают папа с мамой, он хочет это попробовать сам.
  2. У него есть возможность чувствовать себя членом семьи, сидя за общим столом, проводя время с родными.
  3. Природа сама подсказывает ребенку, когда пришла пора попробовать что-то со взрослого стола.
Читайте также:  Ребенку 3 года в омске

Читайте также статью по теме: Педагогический прикорм>>>

На самом деле вы сэкономите кучу времени не тем, что покупаете баночки, а тем, что просто не готовите маленькому никаких отдельных блюд — таких не похожих на ваши, а потому таких подозрительных.

Важно! При таком подходе старайтесь сделать так, чтобы ребенок имел представление, что именно за продукт он кушает: конкретно мясо, яйцо, рыбу, яблоко.

И еще — будьте терпеливы. Любой навык требует от вас терпения, а от крохи —усилий и времени на освоение. Давайте ему это время, не торопите события.

Если все же ваш ребенок постоянно давится едой, то стоит заново пересмотреть все принципы  ведения прикорма, провести работу над ошибками и научить ребенка справляться с кусочками.

Подробно, по шагам, все о ведении прикорма смотрите в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>

Кормите малыша правильно!

Читайте также:

  • Таблица прикорма ВОЗ
  • С какого возраста можно давать рыбу ребенку?
  • Как научить ребенка кушать самостоятельно?

Источник

Èíîãäà êàæåòñÿ, ÷òî çíàåøü êàê ïîñòóïèòü â òîé èëè èíîé ñèòóàöèè. Îäíàêî êîãäà ýòà ñàìàÿ ñèòóàöèÿ âäðóã âíåçàïíî ïðîèñõîäèò, òî íà ôîíå ñòðåññà è øîêà î÷åíü ÷àñòî òåðÿåøüñÿ è äåëàåøü âñå íåïðàâèëüíî.

Â÷åðà ýòî ïðîèçîøëî è ñî ìíîé. Ìîé äåñÿòèìåñÿ÷íûé ñûíèøêà ñèäåë íà êóõíÿ è åë ìàíãî.  Íàäî ñêàçàòü, ÷òî â ñâîè äåñÿòü ìåñÿöåâ ó íåãî óæå âîñåìü î÷åíü îñòðûõ ïîëíîöåííûõ çóáîâ è îðóäóåò îí èìè î÷åíü ëîâêî.

Êàðòèíà ñëåäóþùàÿ: æåíà ïîðåçàëà ìàíãî íà êóñî÷êè è äàâàëà ðåáåíêó. Îí îòêóñûâàë îò êóñî÷êîâ ìàëåíüêèå êóñî÷êè è åë.  îäèí ìîìåíò îò îòêóñèë êóñî÷åê äîâîëüíî áîëüøîãî ðàçìåðà è ïðîãëîòèë. ×åðåç ñåêóíäó îí ïîêðàñíåë è íà÷àë êàøëÿòü, çàäûõàòüñÿ. ß òóò æå ïîëîæèë ðåáåíêà íà êîëåíî è íà÷àë õëîïàòü ïî ñïèíå. Ìíå ïîêàçàëîñü, ÷òî ïðîøëà âå÷íîñòü, ïðåæäå ÷åì ðåáåíîê âûïëþíóë ýòîò çëîïîëó÷íûé êóñîê ìàíãî. Ïåðåäàòü íàøå ñ æåíîé ñîñòîÿíèå íå ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì. Ýòî ïðîñòî òàêîé ñòðàõ è øîê, ÷òî ÿ íå çíàþ êàê ïåðåäàòü. Ïîñëå â÷åðàøíåãî äíÿ ÿ ìîãó ñìåëî ñêàçàòü, ÷òî ïî íàñòîÿùåìó ÿ áîÿëñÿ âñåãî îäèí ðàç â æèçíè. È ýòî áûëî èìåííî â÷åðà. Äî ýòîãî ÿ äóìàë, ÷òî ìîé ñàìûé áîëüøîé èñïóã, ýòî êîãäà â ïÿòèëåòíåì âîçðàñòå íà ìåíÿ íàáðîñèëàñü ñîñåäñêàÿ íåìåöêàÿ îâ÷àðêà, ïðîêóñèëà ìíå ðóêó è æèâîò è äîëãî âîçþêàëà ïî çåìëå. Õîðîøî, ÷òî áûëà çèìà è ÿ áûë â øóáå. Åñëè áû áûëî ëåòî, äóìàþ âñå áûëî áû ïå÷àëüíåé. Ïîñëå òîãî ñëó÷àÿ ÿ íà÷àë ñèëüíî çàèêàòüñÿ. Ïîõîäû ê ëîãîïåäàì è âñÿêèì áàáêàì ìíå áûëè îáåñïå÷åíû íà áëèæàéøèå ëåò íàâåðíîå ïÿòü. Äàæå ñåé÷àñ ñïóñòÿ 27 ëåò, çàèêàíèå èíîãäà ïðîñêàêèâàåò â ïåðèîäû ñèëüíîãî äóøåâíîãî âîëíåíèÿ. Òàê âîò ýòîò èñïóã áûë íè÷òî ïî ñðàâíåíèþ ñî ñòðàõîì ïîòåðÿòü ðåáåíêà.

ß äîëãî äóìàë ïðàâèëüíî ëè ÿ âñå ñäåëàë. Ðàññìàòðèâàë ðàçëè÷íûå âàðèàíòû. Ò.å. ÿ â ýòîò ìîìåíò âîîáùå íå áûë óâåðåí ïðàâèëüíî ëè ÿ âñå äåëàë.

Ïîýòîìó îñòàâëþ ýòó ïàìÿòêó. Âäðóã êîìó-òî ïîìîæåò.

Ïåðâàÿ ïîìîùü ðåá¸íêó äî 1 ãîäà:

1.Ïîäàâèâøåãîñÿ ðåá¸íêà ïîëîæèòå íà ñâî¸ ïðåäïëå÷üå, ëèöîì âíèç. Ãîëîâà ãðóäíè÷êà äîëæíà íàõîäèòüñÿ íèæå òóëîâèùà.

2.Ìåæäó ëîïàòêàìè 5 óäàðîâ ïî ñïèíå ñäåëàéòå îñíîâîé ëàäîíè.

3.Ïåðåâåðíèòå ðåá¸íêà íà ñïèíó.

4.Ñäåëàéòå äâóìÿ — òðåìÿ ïàëüöàìè 5 òîë÷êîâ â ñåðåäèíó ãðóäíîé êëåòêè. Òîë÷êè äîëæíû áûòü íà îäèí ñàíòèìåòð íèæå ëèíèè ñîñêîâ.

5.Çàòåì îïóñêàåòå ðåá¸íêó áîëüøèì ïàëüöåì ÿçûê è, äåðæà îñòàëüíûìè ïàëüöàìè íèæíþþ ÷åëþñòü, ïîäíèìàåòå âåðõíþþ ÷åëþñòü, òàêèì îáðàçîì ðàñêðûâ åìó ðîò.

6.Åñëè èíîðîäíîå òåëî îêàçûâàåòñÿ âî ðòó è âû åãî óâèäåëè, óäàëÿéòå åãî, íî íå ïûòàéòåñü âûòàùèòü «âñëåïóþ», ìîæíî òîëüêî óõóäøèòü ñèòóàöèþ.

7.Åñëè óñïåõ íå äîñòèãíóò, ïîâòîðÿåì âñ¸ ñíà÷àëà.

8.Êîãäà ïðåäìåò óäàë¸í, ìîæíî ïðèñòóïàòü ê ñëåäóþùåìó ýòàïó – èñêóññòâåííîìó äûõàíèþ. Íîâîðîæä¸ííûì è ìàëûøàì äî 8 ìåñÿöåâ îäíîâðåìåííî âäûõàåòå â ðîò è â íîñ. Ãîëîâó çàïðîêèäûâàòü íå íàäî, äîñòàòî÷íî ïîäíÿòü ïîäáîðîäîê ðåá¸íêà ââåðõ.

9.Íåò ðåçóëüòàòà – íà÷èíàåòå âåñü öèêë ñíà÷àëà.

Ïåðâàÿ ïîìîùü ðåá¸íêó îò 1 ãîäà äî 8 ëåò Ðåá¸íêó ñòàðøå ãîäîâàëîãî âîçðàñòà ïîìîùü îêàçûâàåòñÿ íåìíîãî ïî-äðóãîìó.

1.Âû óäåðæèâàåòå åãî íà ñâî¸ì áåäðå, æèâîòîì âíèç, ãîëîâà íèæå òóëîâèùà.

2.Íàíîñèòå óäàðû îñíîâàíèåì ëàäîíè (5 ðàç) ìåæäó ëîïàòêàìè.

3.Ïåðåâîðà÷èâàåòå íà ñïèíó è áûñòðî (îäíî íàæàòèå â ñåêóíäó) íàæèìàåòå íà ãðóäèíó ïî ëèíèè, ïðîõîäÿùåé ìåæäó ñîñêàìè, òàêæå 5 ðàç.

4.Ïîñëå ýòîãî îñìàòðèâàåòå ðîòîãëîòêó, åñëè âèäèòå èíîðîäíîå òåëî, ïðîáóåòå åãî óäàëèòü.

5.È â ñëó÷àå óñïåõà íà÷èíàåì äåëàòü ðåá¸íêó èñêóññòâåííîå äûõàíèå. Äëÿ ýòîãî âû ïðîèçâîäèòå  âäîõîâ «ðîò â ðîò» èëè «ðîò â íîñ». Ãîëîâà ðåá¸íêà ïðè ýòîì íå äîëæíà áûòü çàêèíóòà ÷ðåçìåðíî.

6.Ïîâòîðÿåòå âåñü öèêë ñíà÷àëà äî óäàëåíèÿ èíîðîäíîãî òåëà.

Èíñòðóêöèÿ îòñþäà: https://kroha.info/health/lifestyle/chto-delat-esli-rebenok-…

Источник