Ребенок 3 года часто просится на горшок

Ребенок 3 года часто просится на горшок thumbnail

Девочки, пост большой, так как описать вопрос кратко не получилось:) Буду благодарна тем, кто дочитает до конца и что-нибудь порекомендует:)

Итак, дочке полных 4 года, из них полтора года она ходит в ДС. В принципе ходит хорошо…я не могу сказать, что она каждое утро бежит туда с неудержимой радостью, но и слез не бывает.

Неделю тому назад стало известно, что теперь их группа будет расположена не на 1-ом, а на 3-м этаже нашего ДС. Маша отреагировала спокойно…сама выбрала себе шкафчик в новой группе. Но буквально несколько дней спустя она начала плакать, что не хочет идти в ДС. В рез-те долгих разговоров с Машей и воспитательницей я поняла, что она стала часто проситься в туалет (и когда они в группе, и когда на прогулке.) И если сходить в туалет из группы не проблема, то вот с улицы отвести ребенка на 3-ий этаж уже сложнее. Короче Маруська стала постоянно проситься, за время тихого часа может просыпать и плакать несколько раз. Сама она говорит, что боится, что ей не разрешат пойти в туалет и, что её просто пугает сам факт, что она может захотеть пописатьL
На вых-х сдали анализ мочи — всё в норме, то есть я исключила для себя вариант простуды, цистита и т.д. Плюс ко всему 2 выходных дома прошли в обычном режиме — во время дневного сна она ни разу не проснулась в туалет.
Таким образом, я делаю вывод, что причина её частого желания — страх. Страх, что ей не разрешат сходить в туалет…страх, что она захочет пописать во время прогулки, а воспитатель не сможет оставить детей без присмотра и т.д.
Конечно, я с ней поговорила, как смогла попыталась до неё донести, что не нужно бояться, что она уже достаточно большая и может самостоятельно ходить в туалет из группы.
Но сегодня утром снова были слезы, и как только подошли к ДС она сказала, что хочет в туалетL
Я поговорила с воспитательницей, изложила ей суть проблемы (всю прошлую неделю была другая воспитательница…с ней тоже буду разговаривать.) В общем, я со своей стороны попросила сделать так, чтобы Маше снова было комфортно, несмотря на их переезд на 3 этаж. Попросила ходить с ней в туалеты, расположенные на 1 этаже, чтобы она поняла, что это несложно и не нужно ничего придумывать, чтобы подняться с ней на 3 этаж. Ну и воспитательница сказала, что Маша может ходить в туалет, не спрашиваясь.

В общем, я огорчена сложившейся ситуацией. Боюсь, что всё может только усугубиться.
Со своей стороны я понимаю, что проблема именно в том, что, скорее всего, пару тройку раз Маше в не очень доброжелательной форме дали понять, что она СЛИШКОМ часто просится и надо бы с этим завязывать, что вызвало у неё ответный страх, и как результат постоянное желание сходить в туалет.
Я понимаю, что очень многое зависит от воспитателей, что они не должны заострять своё внимание на данном факте, а постараться сделать атмосферу как можно непринужденнее. И как только Маша поймет, что она ни для кого не проблема, она просто напросто перестанет часто ходить в туалет.
Но это моё видение…может быть, я в чем-то неправа…может быть, есть ещё какие-то варианты решения данной проблемы.
Буду благодарна Вашим советам и комментариям. Так как я очень хочу помочь своей дочке преодолеть этот страх, и вернуть ей комфортное пребывание в ДС.
Спасибо.

Источник

Можно перепробовать много методов, но так и не посадить малыша на горшок — просто потому, что он к нему еще не готов. Советы по расставанию с подгузниками — как приучить ребенка к горшку, в каком возрасте лучше начинать практиковаться в освоении нового навыка и какой детский горшок лучше — дала врач-педиатр Екатерина Борисовна Булавина.

— Екатерина Борисовна, с какого возраста приучать ребенка к горшку рекомендуют педиатры?

— Современные педиатры во всем мире придерживаются мнения, что приучение к горшку до полутора лет нерационально, так как затрачиваемые усилия и время завершаются весьма скромным результатом: ребенок использует горшок неосознанно, лишь случайно попадая в него. После 1,5 года освоить навык намного проще.
При этом есть дети, которые начинают ходить на горшок в 12 месяцев. А некоторые не садятся на него и после 3 лет.

В каком возрасте приучать ребенка к горшку, зависит от степени его готовности.

Как понять, что малыш готов к горшку

Ребенок готов развивать новую привычку, если он…

  • Проявляет активный интерес к тому, что делают взрослые или старшие дети в туалете, пытается им подражать.
  • Свободно наклоняется, присаживается на корточки, самостоятельно встает из этого положения.
  • Своим поведением, беспокойством реагирует на потребность опорожнить мочевой пузырь или кишечник.
  • Остается сухим в периоды бодрствования в течение двух-трех часов и все чаще после обеденного сна.
  • Понимает речь взрослых, простые просьбы, словами или жестами может сообщить о своих потребностях.
  • Старается стянуть неприятную мокрую одежду.
  • Спокойно сидит, удерживает внимание в течение нескольких минут.
  • Не сопротивляется высаживанию на горшок.

Ребенок пока не готов садиться на горшок, если он…

  • Неуверенно ходит, не может присесть и встать с горшка без помощи взрослого.
  • Не сидит на месте даже минуту, встает при попытке усадить его на горшок или любую другую поверхность.
  • Не остается сухим хотя бы в течение двух часов во время активных игр, всегда просыпается мокрым.
  • Не выполняет простые команды, не выражает свои потребности звуками или жестами.

— Чем может обернуться раннее высаживание на горшок?

— Слишком раннее приучение способно спровоцировать внезапный негатив в отношении горшка. Подобные реакции обусловлены физиологическими изменениями. Совсем маленький ребенок приучался опорожнять мочевой пузырь по команде («пи-пи», интуиция мамы, время подошло), даже иногда еще не наполненный мочевой пузырь или во время игры. Теперь начинает формироваться естественный контроль над процессом. Подобное развитие приводит к необходимости повторного приучения ребенка, но уже с ориентацией на его ощущения, позывы к мочеиспусканию или дефекации.

Побуждать малыша к использованию горшка должны не звуковые раздражители или просьбы родителей, а физиологический процесс переполнения мочевого пузыря или прямой кишки.

— Какой горшок лучше выбрать?

— Успех всего мероприятия во многом зависит от продуманной покупки этого аксессуара. Для начала выбирают самостоятельно три-четыре качественные модели и потом предлагают их на выбор малышу. Иначе в магазине ребенку может понравиться совсем неподходящая модель, а от предложенной он может отказаться.

Какой детский горшок лучше

Материал

  • Качественный пластик не прогибается под детским весом, не издает неприятные запахи.
  • Металлические, керамические модели тяжелы, труднее подвергаются обработке, вызывают неприятные ощущения холода при соприкосновении с кожей.
  • Горшок устойчив, без острых краев, швов, зазубрин, шероховатостей.

Эргономика

  • Размер горшка подбирается по возрасту.
  • Спинка позволяет физиологично сидеть, поддерживать мышцы спины, если процесс затянется.
  • Мальчикам удобнее пользоваться овальным горшком, девочкам подойдет также круглый. Форма в виде седла помогает принять правильное положение.

Музыкальный горшок, горшок со световыми эффектами

  • Не рекомендуются.
  • Ребенок будет воспринимать горшок как игрушку, пугаться резких звуков в неподходящий момент.

Правильная посадка

  • Горшок должен быть таким, чтобы таз не слишком глубоко проваливался в отверстие.
  • Не должно оставаться следов сдавления на коже.
  • Требуется, чтобы содержимое попадало по назначению, не разливалось вокруг.

Горшок подобран правильно

  • Ребенок спокойно, без негативных эмоций садится на него, успешно делает свои дела, легко встает.

Горшок не подходит

  • Ребенок отказывается подходить к горшку, принимает вынужденную позу, излишне напрягается, испытывает трудности с мочеиспусканием, дефекацией.
  • Ребенок застревает, не может встать без посторонней помощи.
  • Горшок часто переворачивается.

Складной горшок для поездок

  • Не предназначен для постоянного использования: не всегда устойчив и имеет складные элементы, что затрудняет санитарную обработку.
  • Покупка оправданна, если предстоит долгое путешествие, а место в багаже ограниченно. Перед поездкой стоит познакомить малыша с новым аксессуаром и объяснить, для чего он нужен. При категорическом отказе лучше взять привычный предмет и не подвергать ребенка стрессу.

— Нельзя допускать, чтобы ребенок играл с горшком, складывал туда игрушки, наливал воду. Это очень сильно затрудняет процесс приучения. Ребенок просто не захочет писать на свою игрушку. Функция у горшка одна, и сажать на него кукол и медведей можно только с обучающей целью.

Читайте также: как устроена пищеварительная система новорожденного и почему возникают кишечные расстройства

— Как подружить ребенка с горшком? Какие правила приучения к горшку можно рекомендовать родителям?

  • Лучшее время

— Начинать тренироваться хорошо летом, когда позволяют температурные условия и на ребенке минимум одежды. Не стоит впервые высаживать малыша, если в его жизни предстоят серьезные события, например, переезд, длительные поездки к морю или к бабушке, где невозможно воссоздать домашнюю обстановку. Горшок должен стать привычным предметом на территории ребенка, располагаться на виду в доступном месте.

  • Как часто высаживать

— Процесс будет более успешным, если заниматься регулярно, а не от случая к случаю. Важно оценить свои возможности, выбрать подходящий момент и полностью сосредоточиться на процессе.

  • Когда снимать подгузник

— Весь день ребенок должен находиться без подгузника, чтобы всегда оценить результат — мокрые штаны и сухой горшок или же наоборот. Когда малыш несколько дней активно учится ходить на горшок, но затем на него снова надевают подгузник, то такие эпизоды его очень путают и процесс приучения затягивается.

  • Как понять, что ребенок просится на горшок

— Жестами, позами или звуками малыш всегда реагирует на позывы сходить в туалет. Важно научиться распознавать эти сигналы вовремя. Также важно выработать распорядок дня. Приемы пищи в одно и то же время позволяют сформировать определенный режим работы выделительных органов.

— Екатерина Борисовна, какой алгоритм действий можно выстроить родителям в приучении ребенка к горшку?

— В среднем ребенку требуется от 14 дней до 1 месяца, чтобы ежедневным повторением закрепить навык опрятности. При этом промахи неизбежны до полного созревания нервной и выделительной систем.

Как быстро приучить ребенка к горшку: пошаговая инструкция

Оптимальное время высаживания — после кормления перед сном, после пробуждения и перед прогулкой.

По ускоренной программе можно пытаться высаживать малыша каждые 20-30 минут, если позволяет время и он не сопротивляется такой настойчивости.

Продолжительность высаживания — в среднем 5-7 минут. Утром снимаем подгузник, высаживаем ребенка на горшок, ожидаем не более десяти минут.

Если все прошло удачно, хвалим малыша. Если горшок пуст, отправляемся завтракать. За завтраком стоит предложить ребенку чай или компот, затем после еды повторить попытку сходить в горшок.

Наблюдаем за поведением ребенка — при первых признаках скорой «аварии» предлагаем ему горшок.

Особенно внимательно следим за ребенком после употребления жидкости. Через 15-20 минут после каждой выпитой чашки обязательно пытаемся высадить его на горшок.

— В зависимости от настойчивости мамы и возраста ребенок вполне быстро может понять, что от него требуется. Но для закрепления навыка нужно время. Якобы приученный за три дня малыш очень быстро вновь начнет писать в штаны, стоит лишь ненадолго сменить обстановку или даже модель горшка. На формирование устойчивого навыка иногда требуется не один месяц.

ТОП-3 советов врача-педиатра на период привыкания к горшку

1. Как можно реже надевать подгузник

— Подгузник вызывает дискомфорт после опорожнения мочевого пузыря, не формирует взаимосвязь между мочеиспусканием и мокрыми штанишками — страдает мотивация. Если продолжать использовать подгузник, малыш запутается, когда можно писать не в горшок, а когда нельзя.

На прогулку вместо подгузника удобно надевать трусики-непромокашки. Их тканевый вкладыш намокает, впитывает влагу и не дает ей вытечь наружу через непромокаемый внешний слой. Ребенок чувствует, что внутри намокло, а одежда остается сухой. Достаточно заменить вкладыш, и можно гулять дальше.

2. На начальном этапе не требуйте от мальчиков писать стоя

— В раннем возрасте дети не могут изолированно воспринимать акт дефекации и акт мочеиспускания. Нередко это происходит одномоментно даже при небольшом натуживании. Приучившись писать стоя, мальчики часто отказываются сидя опорожнять кишечник. Кроме того, координация движений развита недостаточно хорошо, чтобы удержать и направить струю в нужном направлении, поэтому лужи вокруг горшка неизбежны, что приведет к чувству неудовлетворенности: ребенок вроде бы старался, донес «сокровище», все сделал правильно, но все равно мимо.

3. Окружите малыша только позитивными эмоциями

— Любой стресс, скандал в семье — это скачок назад. Ребенок направляет весь свой ресурс на освоение нового навыка, а напряженная обстановка истощает нервную систему. Внимания и сосредоточенности в этом случае уже не хватит на контроль мочеиспускания. Как результат — отказ от горшка.

Не ругайте за неудачи, какими бы частыми они ни были. Ребенок с удовольствием делает только то, что приносит ему радость. И чем больше он будет бояться быть наказанным, тем чаще будет ходить мокрым. Редкие удачные моменты нужно обязательно поощрять, но не сладостями и игрушками, а ласковым словом, объятиями, поглаживанием по голове.

— Нужно ли будить ребенка на горшок ночью?

— Ночное пробуждение для высаживания на горшок имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Применять или не применять этот метод, подскажет детское поведение.

Ночные высаживания

Положительный эффект

  • ранний отказ от подгузника в ночное время
  • экономия семейного бюджета

Отрицательный эффект

  • нарушение сна, сонливость, капризы
  • высаживания в полудреме грозят развитием энуреза
  • привычка ходить ночью в туалет может закрепиться на долгие годы

Как приучать к ночному горшку

  • Важно добиться полного пробуждения и установить контакт с малышом до высаживания.
  • Ребенок с наполненным мочевым пузырем спит беспокойно, ворочается, хнычет примерно в одно и то же время. Но не нужно будить крепко спящего, даже если время использования горшка подошло. Возможно, мочевой пузырь еще не наполнился, и малыш проспит до утра.
  • Чтобы уменьшить наполняемость мочевого пузыря в ночное время, последний прием жидкости должен быть минимум за полтора-два часа до сна. Ночные кормления, если в них ребенок еще нуждается, сохраняются.
  • Непосредственно перед сном обязательно нужно сходить на горшок.
  • Сухая постель утром — это повод для похвалы.

— Если ребенок стал бояться горшка, отказываться от него, как действовать родителям?

— Если ребенок успешно освоил горшок в рекомендованные сроки, а потом вдруг внезапно отказался его использовать, с причинами нужно разбираться.

  • Часто малыш капризничает, когда у него плохое настроение, его что-то беспокоит. Возможно, он вырос из своего первого горшка и ему неудобно на нем сидеть. Нужно постараться отвлечь его, успокоить и ненавязчиво предложить горшок через некоторое время или присмотреть новый.
  • Важно оценить обстановку в семье, поскольку сопротивлением дети могут привлекать к себе внимание или протестовать против чего-то. Отказ от горшка бывает одним из проявлений ревности к появлению в доме второго ребенка.
  • Смена обстановки, приезд большого количества родственников, смена климата и даже несоблюдение распорядка дня часто нарушают недостаточно закрепленные рефлекторные связи, и ребенок теряет, казалось бы, уже освоенный навык.

Если ребенок активно против горшка, не стоит его принуждать, чтобы не закрепить негативные эмоции, ассоциирующиеся с этим предметом. Сделайте паузу на несколько дней и терпеливо начинайте все заново.

— Что мешает плавно, без сбоев пройти период знакомства с горшком?

— Все чаще встречается слишком навязчивое желание приучить малыша к горшку в короткий срок. Маниакальное высаживание через каждые пятнадцать-двадцать минут, высмеивание или манипуляции по принципу «не получишь игрушку, пока не сделаешь свои дела в горшок» не дадут желаемого результата. Хаотичность, бессистемность высаживаний также вряд ли приведет к заметным успехам.

Важно установить взаимосвязь между поведением ребенка, приемами пищи, сном и необходимостью сходить в туалет, а также регулярно придерживаться намеченного режима — тогда малышу будет легче закрепить новый навык.

Кроме того, важно, чтобы ребенок учился пользоваться горшком без посторонней помощи. Доверьте ему право выбора горшка и места, где ему будет удобно им пользоваться, и не перемещайте этот предмет по квартире. Привыкнув бежать в определенное место, ребенок, который вдруг не обнаружит там горшка, наверняка сделает свои дела в штаны.

И еще один важный момент, который упускают родители. Ни в коем случае нельзя преподносить ребенку поход в туалет как нечто постыдное или демонстрировать, что вам неприятно мыть горшок, очищать кожу после дефекации. Дети всегда боятся расстроить родителей и будут стараться удерживать стул или бояться идти в туалет. Так формируются психогенные запоры, которые с трудом поддаются лечению. Нужно относиться к процессу естественно и непринужденно. Можно позволить малышу рассмотреть содержимое горшка, похвалить его за успех и вместе вынести результат в унитаз.

Знакомство с горшком начинается тогда, когда это позволяет уровень психоэмоционального и физического развития малыша. Оптимальный период приучения — от полутора до двух лет. Методику семья выбирает самостоятельно в зависимости от темперамента ребенка, его положительного настроя, удобства для всех домочадцев, наличия свободного времени и благоприятной атмосферы. Малышу важно объяснить, что он уже большой и обязательно научится ходить на горшок сам. Главный помощник в этом его готовность, а также терпение, внимание и похвала родителей. Все обязательно получится!

Врач-педиатр
Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник