Ребенок 3 года боится детей в саду

Ребенок 3 года боится детей в саду thumbnail

Каждый ребенок индивидуален. Одни любят шумные и веселые компании, другие же предпочитают сидеть в тихом уголке и играть. Довольно часто родители приходят к врачу с проблемой: ребенок боится детей. Особенно часто такая ситуация возникает в детском саду. О методах коррекции данной проблемы и пойдет речь далее. Вы узнаете, что нужно делать, когда ребенок боится детей в садике. Также стоит сказать о возможных причинах такой проблемы.

ребенок боится детей

Почему ребенок боится детей?

Причиной такой ситуации может быть что угодно. Подумайте, может, вашего малыша кто-то обидел? Это необязательно должно произойти в саду. Быть может, у крохи забрали игрушку на детской площадке или толкнули. Это могли быть не только ровесники, но и более старшие детки.

Также часто ребенок боится чужих детей. Это возникает по той причине, что малыш растет один. В возрасте 2-3 лет он чувствует себя центром вселенной. Все должно крутиться вокруг него. Малыш еще не понимает и не принимает посторонних детей как самостоятельных личностей. Ребенок думает, что все должны заботиться о нем.

Иногда ребенок боится других детей из-за различных патологий нервной системы. Однако в этом случае присоединяются дополнительные симптомы проблемы.

почему ребенок боится

Как бороться с проблемой?

Что делать, если ребенок боится детей в детском саду? Способов решить эту проблему несколько. На каждого малыша может подействовать определенный метод. Тогда как другому ребенку он категорически не подойдет. Итак, выясним, что нужно делать, когда ребенок боится детей в садике.

Поговорите с малышом

Начните дружелюбную беседу. Попробуйте наводящими вопросами выяснить, почему ребенок боится других детишек. Никогда не спрашивайте в лоб, кто обидел кроху. Возможно, ребенок не пойдет на контакт и не захочет с вами всем делиться.

Расспросите, чем малыш занимается в садике и что ему больше там нравится. После этого мягко подведите к тому, чем ребенок недоволен. Спросите, что бы он хотел изменить. Возможно, кроха пожелает поменять воспитательницу или не сидеть за одним столом с Машей (Мишей, Сашей). Исполнив прихоть ребенка, вы исправите ситуацию, и он больше не будет бояться ходить в детский сад.

как найти с ребенком общий язык

Защищайте ребенка

Пока ваш малыш еще очень мал, ему нужна надежная защита родителей. Не пускайте на самотек все, что происходит между малышами на детской площадке. Будьте справедливы. Если у ребенка кто-то забрал игрушку или обидел его, то вступитесь за кроху. Не нужно наказывать обидчика. Просто поинтересуйтесь, а спросил ли он мнение вашего ребенка, когда отбирал игрушку. Скажите, что эта вещь принадлежит именно вашему малышу и попросите вернуть ее обратно.

Почувствовав вашу опеку и защиту, ребенок будет чувствовать себя увереннее и перестанет всего опасаться. Аналогичным образом попросите поступать и воспитателей в детском саду. Восстановите справедливость.

ребенок боится людей

Предоставьте ребенку компанию

Если в вашей семье живет маленькое количество человек, то малыш может бояться детей из-за того, что просто не привык к их обществу. В этом случае стоит подготовить его к садику. Предоставьте ему компанию. Если у вас есть друзья с детками, то старайтесь чаще с ними видеться. Когда же таких знакомых нет, посещайте людные места. Ходите с ребенком на выставки, детские площадки и парк. Пусть ребенок постепенно учится общаться со своими сверстниками и более старшими ребятишками.

ребенок не хочет идти в садик

Расскажите, как вы любите ребенка

Часто ребенок боится детей младшего возраста, когда у него есть брат или сестра. В этом случае кроха видит ваше отношение к младенцу и считает, что вы его любите больше. Именно поэтому малыш старается не общаться с малышами и своими сверстниками. Решить эту проблему довольно просто.

Расскажите крохе, как он вам дорог и насколько сильно вы его любите. Хвалите малыша чаще и уделяйте ему время. Попробуйте провести весь день вместе с ребенком, оставив младшего папе или бабушкам. Пусть ребенок почувствует, что он для вас не менее дорог, чем его братик или сестричка.

ребенок боится чужих детей

Расскажите, что ходить в садик – это очень весело

Поговорите со своим малышом и расскажите ему, что детский сад – это лучшее, что может быть в его жизни. Возможно, у вас есть увлекательная история о том, как вы посещали это детское учреждение. Расскажите крохе, что придет время, и нужно будет прощаться с садиком.

Также стоит объяснить ребенку, что вы сейчас тоже с удовольствием пошли бы в детский сад. Однако из-за своего возраста и обязанностей, к сожалению, не можете сделать этого. Пусть ребенок почувствует себя счастливчиком.

Обратитесь к воспитателю

Если ребенок боится деток в садике и не хочет вам рассказывать причину этого, то есть смысл поговорить с воспитателем. У педагога вы можете напрямую спросить о причинах возникшей проблемы. Быть может, что все не так серьезно, как вам кажется.

ребенок боится детей в садике

Посетите врача

Если ваш ребенок боится людей, то, возможно, есть смысл обратиться к медику. Также этим способом стоит воспользоваться тогда, когда ваши силы не помогли решить возникшую проблему.

Для начала посетите педиатра. Расскажите врачу о ваших проблемах и страхах крохи. Специалист здраво оценит ситуацию и назначит вам определенное обследование. Возможно, врач порекомендует посетить невролога или психолога. Эти врачи имеют определенные навыки общения с детками. Врачу не составит труда наводящими вопросами или в ходе игры выяснить, что же именно стало причиной страха. После этого медик может назначить соответствующую коррекцию. Большинству деток достаточно нескольких сеансов, чтобы побороть свои страхи. В остальных же случаях врач назначает определенные препараты, которые помогают справиться со стрессом.

Читайте также:  Ребенок все время просится на руки 3 года

как избавить ребенка от страха перед детьми

Альтернативный способ

Если ваш ребенок боится детей в саду, но нормально контактирует с ребятишками во дворе, то есть смысл подумать о смене образовательного учреждения. Помните, что никогда нельзя ругать малыша и игнорировать его страхи.

Если у вас есть такая возможность, то смените детский сад и посмотрите, как малыш будет вести себя в другом месте. Если ситуация исправится, и ребенок перестанет бояться, то можете считать, что вы смогли побороть эту проблему.

Стоит отметить, что в некоторых случаях капризы являются банальной прихотью малыша. При этом не стоит идти на поводу у ребенка.

Заключение

Здоровье малыша, в том числе и психологическое, является очень важным пунктом в воспитании и развитии. Всегда обращайте внимание на состояние ребенка. Не игнорируйте возникающие проблемы. В противном случае патология может приобрести более серьезные формы и осложнения.

Воспитывайте детишек правильно! Успехов вам!

Источник

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Добрый день! У нас есть чудесное сокровище — сын трех лет Максим. Хотели бы с сентября пойти в детский сад. Так как у нас сильная пищевая аллергия, практически на все основные компоненты стандартного детского сада, подбираем или частный, или группу кратковременного пребывания. Но у нас есть большая проблема в общении с прочими детьми: ребенок не просто не играет с ними, он даже отказывается заходить на площадку, если там есть уже прочие дети. Говорит: «Уже занято», — и идет в другом направлении.

Если же уже играли с ним на площадке, и он был на какой-нибудь горке или карусели, и другой ребенок хочет тоже туда забраться, Максим тут же с пронзительным криком, резко, даже панически, пытается оттуда слезть. Если кто-то хочет с ним войти в контакт, то это тоже или сопровождается криком или бегством.

Дома, на » своей территории», мы еще может потерпеть. Присутствие кого-то из детей, если приходят в гости, но опять без особых контактов.

Взрослых любит, гости у нас бывают часто, с ними играет охотно. У нас есть еще два ребенка: 13 и 17 лет, с друзьями которых он тоже с удовольствием проводит время. В музеи, театры ходим. Ходили на развивающие занятия, но только с мамой рядом. Год назад, прошлым летом, мы не были, конечно же, безумно общительными, но по крайней мере мог находится с кем-то параллельно на каких-то детских объектах, но это как-то прогрессирует у нас где-то с осени.

Кроме того, остаться где-то без мамы — это тоже проблема. Дома он готов оставаться с кем угодно (с няней, бабушкой, даже кем-то незнакомым, если тот готов с ним играть), но это только дома. В ноябре у нас была проба пойти в детский сад кратковременного пребывания, но так как Максим, оставшись без меня, может кричать час, то через несколько дней мы прекратили эксперимент «привыкания к коллективу». Мне кажется, что после этого наша проблема необщения несколько усугубилась.

Мой вопрос заключается в том, что бы нам такое поделать с ребенком, чтобы побороть этот комплекс перед другими детьми и более-менее подготовиться к походам в детский сад?

Спасибо. С уважением, Анна Рустамова

Отвечает Анастасия Комарова, психолог Монтессори-сада СЕМИЦВЕТИК:

Здравствуйте, Анна. Читая Ваше письмо, чувствуется Ваша любовь и забота о Максиме, огромное желание помочь ему. Конечно, сложно говорить, не видя ребенка, не общаясь с ним.

Давайте посмотрим, что можно делать.

По поводу общения:

Потребность именно в общении с другими детьми, в совместных играх с ними у детей появляется около 4-х лет. До этого возраста ребенок больше ориентирован на общение с взрослым, от которого он учится правилам поведения с другими людьми, манипулированию различными предметами и многому другому. Совместная игра с другими детьми выступает на первый план после кризиса 3-х лет, когда ребенок начинает проигрывать весь окружающий опыт, информацию в сюжетно-ролевых играх. Вот тогда и появляется потребность в партнере по играм. Вполне возможно, что Максим еще не «дорос» до этого этапа. Ведь темп развития у каждого ребенка строго индивидуален.

То, что Максим стал так резко реагировать на детей, может говорить о многих процессах:

К сожалению, я могу только предполагать, опираясь на Ваши слова.

  • это может быть связано с развитием самосознания ребенка. У детей около 3-х лет идет развитие своего «Я» (с этим и связан кризис 3-х лет). Он начинает понимать – это Я, игрушка МОЯ, МОЕ отражение в зеркале. Конечно, этот процесс начинается с рождения, но в этом возрасте очень ярко проявляется. Достаточно часто, именно в этом возрасте, дети перестают делиться игрушками с другими детьми на площадке, начинают проявлять СВОИ желания. Таким образом они охраняют СВОИ границы, границы своего тела и своего «Я», своей личности.
Читайте также:  Короткий стишок на новый год ребенку 3 года

Я могу предположить, что у Максима сейчас похожий процесс. Просто в незнакомой обстановке ему сложно определить границы «своего» пространства, так как эти границы еще только в стадии формирования. Помогите ему: будьте рядом, чтобы ребенок чувствовал себя защищенно в Вашем присутствии, чтобы Вы могли прийти на помощь, когда она ему потребуется. Можно словами объяснять, что на площадке обычно играют много детишек. Можно рассказать, а лучше показать, как познакомиться с другими, как договориться с ними об обмене игрушками, о правилах игры и другое. Но только при желании самого Максима! Если он уже убежал, то не стоит возвращать его на площадку и «насильно» заставлять общаться. Со временем, когда границы малыша утвердятся, он станет спокойнее реагировать на других детей.

  • это может быть связано с личностными особенностями (застенчивость, тревожность, наличие страхов и другое), но чтобы сказать точно, необходима консультация специалиста.

Из описания поведения вашего сына, я могу предположить наличие у него, такой черты, как застенчивость. Но это лучше смотреть на очной консультации, тогда можно об этом говорить определенно, сейчас я могу только предполагать!

Относительно походов в детский сад:

Судя по вашему рассказу, Максим пока не готов оставаться в детском саду. Вообще, многие психологи сходятся во мнении, что оптимальный возраст похода в детский сад около 4-х. В этом возрасте ребенок нуждается в общении со сверстниками, ориентирован на общение в группе. Но, если в вашей ситуации поход в детский сад необходим, то объясните себе, по каким причинам Вам необходимо отдать сына в детский сад. Это будет для Вас поддержкой в трудные минуты, если адаптация у сына будет сложной.

Если же такой необходимости нет, то лучше посещать вместе с сыном развивающие занятия. Но такие, чтобы они были направлены не на интеллектуальное развитие, а больше на эмоциональное. Это могут быть группы Монтессори, мягкая школа, беби-контакт , орф-музыка и другие. На таких занятиях развитие происходит гармонично, в присутствии мамы. В безопасной обстановке детишки учатся взаимодействовать друг с другом и другими взрослыми.

Я очень рекомендую посетить психолога, чтобы он смог подобрать Вам индивидуальную программу коррекции поведения. Я бы также рекомендовала коллективные или индивидуальные психологические занятия, это может быть песочная терапия, сказкотерапия, игротерапия, арт-терапия. Конкретные методы зависят от того специалиста, к которому Вы обратитесь.

Вполне возможно, что Вам просто необходимо немного подождать, принять особенности Вашего сына, помочь ему адаптироваться в этом мире, быть рядом, когда ему это требуется, поддерживать в трудные моменты (а сейчас у вашего сына именно такой момент).

Ваша любовь и квалифицированная помощь профессионалов поможет Максиму преодолеть все проблемы. Удачи!

_______________________

Читать также:

  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Как избавить ребенка от застенчивости? >>>
  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Не хочу в детский сад! >>>
  • ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: «Боюсь, что психология ребенка поломается после детского сада» >>>

Источник

Малыши 3-4 лет чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающий мир наполнен опасностями. Также в этом возрасте формируются такие чувства, как любовь, нежность, сочувствие.

Страх – это реакция человека на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Это чувство свойственно каждому человеку и вполне нормально. Страх — это составляющая инстинкта самосохранения.

Чувство страха для малыша 3-4 лет является очень негативным и травмирующим. Поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя распознать и искоренить это чувство.

Откуда берутся страхи

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

— Большое количество запретов.

— Предоставление полной свободы.

— Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.

— Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.

— Одиночество, нехватка общения с родителями.

— Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.

— Боль.

— Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.

— Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.

— Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.

— Плохие взаимоотношения со сверстниками.

— Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.

Виды страхов

Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».

«Немые» — это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.

Читайте также:  У ребенка 3 года моча с осадком

«Невидимки» — это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.

Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период. Для детей 3-4 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.

Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.

Диагностика страхов

Если ребёнок не говорит о страхе, это ещё не значит, что его вовсе и нет. Детский страх может протекать и бессимптомно, негативных последствий для психики будет больше, т.к. ребёнку вовремя не помогли его преодолеть. Но всё же, как правило, определить, что ребёнок чего-то боится очень легко, это видно родителям. В поведении появляется настороженность, беспокойство, ребёнок пытается избежать то, чего боится.

Для выявления страха детей 3-4 лет в домашних условиях можно воспользоваться следующими методиками:

1. «Страхи в домиках». Данная методика подходит, если ребёнок плохо рисует или вовсе не любит рисовать. Взрослый рисует контуры двух домов: чёрный и красный. Потом просит ребёнка расселить в домики страхи, в чёрном — живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Взрослый называет страхи и записывает себе те, которые малыш поселил в чёрный домик. Это значит, что он их боится. После выполнения задания ребенку предлагают закрыть на замок чёрный дом, а ключ выбросить.

Ты боишься:

1. Когда остаешься один;

2. Нападения;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких-то детей;

7. Каких-то людей;

8. Мамы или папы;

9. Того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов (каких именно);

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страх высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. Воды;

21. Огня;

22. Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови (когда идет кровь);

27. Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. Сделать что-либо не так, неправильно (плохо — у дошкольников);

31. Опоздать в сад (школу);

2. Рисование. Попросить нарисовать малыша то, что тревожит его.

3. Лепка. Смысл данной методики такой же, но только рисование заменяется лепкой.

4. Беседа. Разговор должен быть спокойным, непринуждённым и, если малыш не идёт на контакт, принуждать ни в коем случае нельзя.

Для выбора методики необходимо учитывать возраст малыша и индивидуальные особенности.

Как преодолеть страхи

Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.

Способы преодоления страха.

— Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.

— Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.

— Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.

— Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).

— Общение со сверстниками на тему общего страха.

— Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.

— Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.

— Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.

Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.

Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.

Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.

Автор: Иванова Юлия Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР- №50» (г. Воронеж).

Источник