Ребенок 2 года за ручку

Ребенок 2 года за ручку thumbnail

Содержание:

  • Где взять силы для освоения мира? Что такое психологическая утроба
  • Преодолеть — или смириться и утешиться
  • Контейнирование в действии: в фильмах и в жизни
  • Секрет двухлетнего Терминатора

Наверное, уже никто из современных родителей не боится «приучить к рукам» малыша до года: откликаться на потребности младенца стало обычным делом. Но вот ребенок научился ходить и даже немного говорить — может, теперь ему уже не так нужно «на ручки», в объятия взрослого? Нужно, считает психолог Людмила Петрановская. Во-первых, для успешного познания мира. Во-вторых — для освоения поведения контейнирования, без которого есть риск вырасти не вполне человеком.

Сравним годовалого и трехлетку. Первый — беспомощный малыш. Стоит нетвердо, говорит от силы несколько слов. Сам не может о себе позаботиться практически ни в чем. Без взрослого пропадет сразу.

Проходит всего два года. Перед нами — маленький человек. Может свободно перемещаться в пространстве: ходить, бегать, прыгать, залезать, проползать, протискиваться, практически нет места, куда бы он не мог попасть, если б захотел. Говорит, строит фразы, может внятно объяснить, чего хочет.

Обслуживает себя: сам ест, одевается, пользуется туалетом. Манипулирует с предметами, пользуется карандашом, кистью, ножницами, катается на велосипеде и качелях, строит из песка и из кубиков. Осознает свои потребности, имеет желания и строит планы, проявляет упорство в достижении целей.

В принципе, не будь техногенных опасностей большого города, трехлетка вполне мог бы и целый день проводить, не нуждаясь в помощи взрослых. Сам поест, сам попьет, сам себя займет, а будет что надо — придет и попросит.

Скачок в развитии фантастический — и всего за два года. Так интенсивно, как мы учимся в этот период, мы больше не сможем никогда. И знаний и умений, столь же важных для качества жизни, мы тоже больше никогда не получим.

Проделайте простой мысленный эксперимент. Представьте себе, что вдруг внезапно вы раз — и забыли все свое высшее образование, все, чему учились в институте или университете. Как это отразится на качестве вашей жизни? У кого-то вообще никак, если он работает не по той специальности, по которой учился, а таких людей сейчас много. Кому-то придется сменить работу.
Теперь представим, что нам придется забыть все школьное образование — считать, писать, читать разучимся. Качество жизни, конечно, просядет, многое станет сложно или невозможно. Но с другой стороны, живут же целые страны с неграмотным в большинстве своем населением, и ничего. И наши предки жили. Работали, любили, растили детей — в целом были вполне успешны и счастливы. Если, допустим, пенсию будут платить, то жить можно.
Но если представить, что мы забыли все, чему научились с года до трех: самостоятельно есть, передвигаться, ходить в туалет, одеваться, разговаривать, пользоваться инструментами и предметами? Вот это — настоящая катастрофа. Такое происходит после сильных инсультов, после аварий с черепно-мозговыми травмами, это по-настоящему ужасно, о качестве жизни тут говорить уже сложно. Человек в таком состоянии совсем лишается независимости.

То есть, на самом деле, самые базовые вещи, которые определяют наше качество жизни на 90%, осваиваются с года до трех. Три университета потом — это такой легкий рисунок, штриховка на базовом, основном массиве знаний и умений.

Поэтому все это время ребенок самозабвенно учится, все время что-то пробует, осваивает, совершенствует, проявляя чудеса упорства и целеустремленности. Все время, пока не спит и ест.

Вот он собирает пирамидку, и у него не получается. То колесико укатится, то стерженек в дырку не попадает. Десять раз не получается, сто раз. Если бы у взрослого человека что-то столько раз не получилось, он бы давно уже бросил, решил, что это не для него, что нет у него способностей, что не судьба. А малыш — нет, он пробует снова и снова, не разочаровывается, не бросает. Просто какой-то Терминатор в обучении, которого невозможно сбить с поставленной цели.

Возникает вопрос: а как это ему удается? За счет чего? Где он силы берет, не физические, это понятно, а душевные силы: не сдаваться там, где взрослый давно бы уже махнул рукой?

И это самый подходящий момент, чтобы разобраться еще с одним важнейшим назначением привязанности.

Где взять силы для освоения мира? Что такое психологическая утроба

В 70-е годы чешские психологи под руководством З. Матейчика исследовали привязанность. В том числе они снимали фильмы, в которых показывали наглядно, как привязанность проявляется. В фильме смонтированы один за другим эпизоды из жизни маленьких детей: детей, живущих в семье, с родителями, и детей из дома ребенка.

Вот мы видим мальчика, на вид ему немного больше года. Он дома и исследует комнату, пока мама что-то готовит на кухне.

В какой-то момент малыш подбирается к тумбе с захлопывающейся дверцей, открывает ее, закрывает — и попадает себе по пальцам. Ему больно, он испуган. Но видно, что у него в голове есть четкая стратегия действий на такой случай: он громко плачет и идет прямым ходом в сторону кухни — там мама.

Мама услышала рев и спешит ему навстречу, они встречаются, она берет его на руки, целует, через какое-то время он утешается. Мама опускает его на пол.

Угадайте, что он делает? Немедленно идет к той же тумбе, чтобы выяснить: что это было? Он принял вызов мира и не собирается сдаваться.

Читайте также:  Ребенок в 2 года много пьет и спит

Следом показывают малыша того же примерно возраста, но в доме ребенка. С ним тоже случилась неприятность: пробегали мимо дети, вырвали из рук машину. Он потерял равновесие, плюхнулся на попу и плачет.

При этом видно, что никакой стратегии действий у него нет. Рядом ходят воспитательницы — он к ним не обращается. Не пытается вернуть себе машинку. Он не делает ничего, он просто страдает, его деятельность по освоению мира прекращена надолго.

Что мы видим? Когда усилия ребенка наталкиваются на препятствие, которое оказывается для него чересчур сложным и болезненным, настолько, что даже его терпения не хватает, он идет к маме. Если не получилось, если все рассыпалось, если он ударился или испугался, — у него есть всегда возможность обратиться за утешением к своему взрослому, который в этот момент в доступе — мама, папа, бабушка, няня, кто-то еще.

Он прижимается, залезает на руки, то есть фактически возвращается на стадию донашивания. Словно становится на время опять маленьким, забирается, как в кокон, в объятия родителя, в его любовь.

Психологи употребляют термин психологическая утроба — это успокаивающие, утешающие отношения, в которые можно укрыться от жизненных невзгод.

Объятия — вообще универсальный человеческий способ решения трудных проблем. Люди — социальные существа, наши предки жили в довольно опасном и враждебном мире, в котором надеяться можно было только на соплеменников, и расслабиться, перестать сканировать пространство в поисках потенциальной опасности удавалось только в кругу своих, чувствуя их прикосновения, слыша их дыхание.

Способность одного человека быть для другого психологической утробой, дать ему утешение и успокоение, «принимая» его чувства, называют способностью к контейнированию — от слова «вместилище».

Что вмещает контейнер? Те самые чувства, с которыми человеку не под силу справиться самому. Боль, страх, обиду, разочарование — все то, что мы испытываем в ситуации сильного стресса.

Преодолеть — или смириться и утешиться

Давайте подробнее рассмотрим этот механизм. В жизни бывают ситуации, когда что-то идет не так, как нам хочется. У нас не получается что-то, мы что-то важное теряем, наша потребность не удовлетворяется или мы боимся, что такое произойдет в будущем.

Простейший случай: ребенок увидел на полке что-то красивое и блестящее, хочет достать. И не дотягивается. Слишком высоко. Налицо препятствие в удовлетворении потребности — фрустрация. Очень хочу — и не могу взять.

Первая реакция на фрустрацию — мобилизоваться и преодолеть барьер, вставший на пути. Малыш старается еще раз и еще, встает на цыпочки, тянется изо всех сил. Но никак. Тогда он оглядывается вокруг и тащит к полке стул — пыхтит, старается. Он весь собран, устремлен, мобилизован на преодоление препятствия.

Если стул не помог — еще не все потеряно, можно позвать взрослых и попросить их дать эту штуку, такую желанную и нужную. Не дают сразу — постараться получше, понастойчивей попросить.

То есть сначала включается план А — преодолеть, постараться, выложиться. Для этого в организме выделяются гормоны стресса, они усиливают обмен веществ, заставляют быстрее действовать и думать, помогают выложиться в борьбе с препятствием. И в большинстве случаев это завершается успехом — достал, добыл, получил — ура, победа, торжество, стресс сменяется радостью.

Но случается, что барьер не дается. Полез на стул — и упал, ударился. Потянулся — и все равно не достал. Попросил взрослого дать эту штуку, — а он ни в какую, нельзя и точка. Гормоны стресса уже в крови, мобилизация пошла — а победа сорвалась. Что тут делать?

Переходить к плану Б. Смириться с поражением, по крайней мере на данный момент. Принять ситуацию, пережить фрустрацию и утешиться. То есть перейти от мобилизации к демобилизации, выйти из состояния стресса в другую сторону — не в сторону радости и торжества, а в сторону печали и смирения.

Здесь хороший помощник — слезы (психолог Гордон Ньюфелд поэтично называет их «слезами тщетности»). Плач расслабляет, дает возможность «излить» свои чувства, причем в буквальном смысле: со слезами выделяются продукты распада гормонов стресса — кстати, довольно ядовитые в больших количествах.

В случае столкновения с фрустрацией бывает важно уметь как собраться и прорваться, так и смириться и расслабиться. Как говорится в древней молитве «Боже, дай мне силы изменить то, чего я не могу принять, и принять то, чего я не могу изменить». Чаще всего ребенок так и действует: он пробует сначала план А — прорваться, а уж если не вышло, то план Б — поплакать и смириться.

Контейнирование в действии: в фильмах и в жизни

Вот для перехода от плана А к плану Б, от протеста к печали, и необходимо бывает контейнирование. Переход от мобилизации к демобилизации требует расслабления, в этот момент надо перестать бороться с миром, вообще перестать о нем думать. Нужно погрузиться в себя, отдаться чувствам, утратив на время бдительность, позволив себе «ничего не видеть» от слез, уйти в свои переживания.

Это сложно сделать, если нет защитного кокона вокруг, контейнера, психологической утробы. Если нет кого-то, кто своим поведением даст понять: «Положись на меня, в эти минуты за твою безопасность отвечаю я. Я ограждаю тебя от мира, а ты просто расслабься и позволь стрессу уйти».

Вспомним сюжеты голливудских боевиков: юную девушку похищают злодеи, ее отец или молодой человек ее спасает. Все время, пока длится фильм, девица в плену у злодеев демонстрирует чудеса стойкости: она не теряет присутствия духа, обдумывает планы бегства, дерзит негодяям и дает понять, что ее просто так не сломить. Опасность не позволяет ей «нюни распускать», в ее крови — гормоны стресса, она борется за свою жизнь, отложив страх и слабость на потом.
Наконец, папа или бойфренд, покрошив злодеев на винегрет, сквозь огонь, взрывы и падающие металлоконструкции пробивается к девице и заключает ее в объятия. И что же она делает, наша храбрая и стойкая героиня? Конечно, рыдает, уткнувшись в его могучую грудь и всхлипывая. Она вмиг становится беспомощным ребенком, переходит к демобилизации.
И это очень правильно, это лучшая профилактика постстрессового расстройства. Как только появилось, кому контейнировать, самое лучшее — сразу перестать «держать себя в руках», интенсивно выплакать стресс и размякнуть в надежных объятиях. Мощная теплая волна гормона доверия окситоцина смоет стресс, сосуды и мышцы расслабятся. Завтра девушка будет как новенькая и начнет готовиться к свадьбе.

Читайте также:  Учим ребенка разговаривать 2 года

Конечно, не все стрессы в нашей жизни так же серьезны, как у героев боевиков. Поэтому взрослые часто могут переходить от мобилизации к демобилизации и без помощи других людей.

Уехал из-под носа автобус, а мы-то мобилизовались, бежали — но не успели. Не искать же из-за такой мелочи утешающих объятий, мы чертыхнулись с досады — и утешились. Порвались колготки, сгорел пирог, поцарапалась машина — мы вздохнем и расстроимся, но справимся сами. Потому, что знаем как, умеем себя утешить, в свое время мы научились этому, когда нас контейнировали наши взрослые.

Но если стресс серьезный, обойтись без контейнирования нам будет сложно. Поэтому, будучи включены в человеческие отношения, мы постоянно в большей или меньшей степени становимся для своих близких психологической утробой, даже не всегда замечая это. Поведение контейнирования, как и поведение следования, — это бессознательное, свойственное нашему виду социальное поведение.

Представьте себе, что вы находитесь на работе, и вдруг вашему коллеге звонят из дома с трагическим известием. Он пребывает в состоянии шока. Вы не задумываясь приступите к поведению контейнирования: займете положение в пространстве между страдающим человеком и остальным миром, отгородите его телом, обнимете за плечи, сосредоточите на нем все свое внимание. Вы начнете проявлять базовую заботу: нальете воды, подставите стул.
Если в этот момент в комнату войдет кто-то, кто ничего не знает, и попробует обратиться с вопросом, вы знаком и взглядом остановите его, чтобы он не проник в созданный вами контейнер поддержки и оберегания. Вы не будете планировать эти действия, размышлять, это включится само по себе: ближнему плохо, стресс серьезный, создай ему защитный кокон.
Поведение контейнирования может не включаться только у людей с особенностями (например, с расстройствами аутического спектра) или у тех, кому в детстве никогда не помогали справиться со стрессом.

Секрет двухлетнего Терминатора

Дети более уязвимы перед стрессом, чем взрослые. Их нервная система незрела, их способность к совладанию со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому фрустрацию они переживают очень остро, даже болезненно.

Если ребенок чего-то хочет, или ему что-то не нравится, это захватывает его целиком, не оставляя места сомнениям, другим возможным вариантам, разумным доводам. Стресс захватывает, закручивает в свою воронку, перейти к демобилизации ребенку сложно, без контейнирования он не справится. Но если у ребенка все хорошо с привязанностью, у него в доступе свой взрослый, и этот взрослый всегда готов принять его в объятия, психологическая утроба становится для него волшебным средством возрождения.

Неудивительно, что в этом возрасте детям особенно важен вечерний ритуал отхода ко сну. Им хочется, чтобы родитель подержал на руках, покачал, полежал рядом, обнимая, спел колыбельную. Колыбельная звучит протяжно, как стон или жалоба, словно предлагая погрустить обо всех случившихся за день невзгодах и утешиться. И очень частый сюжет колыбельных — о том, как завтра будет новый день, и малыш вскочит на ножки и побежит к новым свершениями.

Да и потом, когда ребенок станет старше и даже, возможно, уже вырастет выше вас, после стрессовых, тяжелых дней он будет просить: посиди со мной, полежи со мной, ему будет очень важно закончить тяжелую вахту этого дня в ваших объятиях, под ваши ласковые, убаюкивающие слова. Не только дети — и взрослые бы от такого не отказались.

Так что секрет двухлетнего Терминатора прост: вовремя залезть на ручки. И будешь как новенький.

Источник

и мой сынок почти никогда не ходит за ручку,очень самостоятельный,идет куда ему надо.мне кажется просто характер такой ,особо не переучишь.а может с возрастом все изменится

просто мне знакомая сказала, что нужно сразу приучать. потом будет невозможно ходить куда-то с ребенком(( будет вырываться и убегать по своим делам. у нее сыну 3 года, и папа с ребенком даже стесняется по этой причине гулять. потому что тоже ребенок истерит и не дается за руку идти.

даже как-то не думала об этом.мы до места назначения в коляске едим,а потом я его отпускаю и просто за ним хожу,а на далекие расстояния мы пока не ходим

Мика, 1 ребенок18 июля 2010, 21:18

Ой, я была бы рада, если бы у меня хотя бы в коляске ездил. А то у нас на далекие расстояния только на руках, а возле дома-самостоятельно бегает. Тоже не дается за руку водить себя. Да и никогда не давался. Я вот тут думаю как его к коляске приучить.

Читайте также:  Как можно дать парацетамол ребенку 2 года дозировка

вот что касается коляски — у нас проблем не было. обожает в ней ездить и когда устанет, сам бежит и пытается залезть. тут я строго, всегда пристегиваю его и не даю поблажек, а вот моя подруга мучается — дочь в коляске только что на ушах не стоит, и ремни безопасности не дает пристегивать.

У нас наоборот была проблема — пока в руку не вцепится -никуда не пойдет. Мне кажется, просто характер такой. Придется вам за ним бегать(((

я осмеливаюсь его выпускать только когда уверена, что рядом нет машин… он, конечно, бегает недалеко от меня, и когда зову — идет ко мне. но как же ходить по городу без коляски? вот что меня волнует. не до школы же его возить в ней))

Значит придется с коляской до тех пор, пока не перерастет. С другой стороны это и удобнее (на мой взгляд).

знакомая проблемка. тоже страдаем. а сейчас, о чудо! она сама стала предлагать руку, но реже чем нам хотелось бы (((

эх, дождусь ли я такого чуда…

конечно!)))
эх, если б только ребенки потом за ручку шли туда куда нам надо, было бы хорошо)))

нам год почти и я уже сейчас приучаю,говорю давай ручку,пойдем в ванную ручки мыть,или на кухню кушать,или в комнату играть…дает пока что с удовольствием)))

Мика, 1 ребенок18 июля 2010, 21:21

У меня никогда руку не давал, вырывал. И не любит в пальчиковые игры играть.Сразу руку забирает. Эх, будем ждать когда перерастет. Надеюсь, до армии на руках не придется носить!

Я тоже свою начала приучать ходить за ручку сразу как только она пошла. Примерно с 1 года 2 месяцев гуляем без коляски -она категорически отказывалась в нее садиться. На улице я объясняла ей, что когда едет машина, или дорога неровная, или лесенки, нужно обязательно дать маме ручку. Она сейчас так и делает. Более того, когда едет машина, а она находится от меня на расстоянии, сразу бежит ко мне и вцепляется в мои ноги. Но когда опасности никакой нет, я позволяю ей идти самостоятельно. Еще одно НО: вы живете в городе, а мы в поселке. У вас, конечно, опаснее позволять идти ребенку самостоятельно. Я слышала, что есть специальные детские «возжи», которые не позволяют отойти ребенку на большое расстояние.

вряд ли он позволит их надеть на себя)) очень взрывной характер.

Ну это конечно можно понять — моя бы тоже не обрадовалась. Ну, могу только посоветовать каждый день перед выходом на улицу, объяснять ему спокойным уверенным голосом как нужно вести себя на улице. Ведь он уже все понимает. А, кстати, у вас нет подруги с ребенком примерно такого же возраста или старше, с которой вы постоянно гуляете? Если есть, попросите, чтобы дети взялись за ручки (может с ребенком ему это будет интересно), а сами с подругой возьмите детей за руки с другой стороны. Моя любит так ходить со своим другом (старше ее на 8 мес).

совет хороший, спасибо вам. только дочка моей подруги такая же шустрячка, как и мой. и не ходит за руку. ну все равно, попробуем.

Мика, 1 ребенок18 июля 2010, 21:23

А у меня, наоборот, при виде машины, мится ей на встречу кататься! И никакие доводы на него не действуют. Мы тоже живем в небольшом городе, но вот чувство страха есть только перед качелями, лошадкой -качалкой и горшком.

Какие же все-таки дети все разные. А моя наоборот, просто жить не может без качелей. И горшок свой любит, постоянно на нем сидит, или использует его как стульчик — подставку. А лошадки у нас нет.

у моего сына единственный страх — остаться одному, когда я ухожу в ванную или в туалет. устраивает под дверью целую истерику. а так ничего не боится…

Зеленка, 2 ребенка18 июля 2010, 21:23

Мы своего с года тож начали приучать за ручку ходить.Научили.Да так научили,что потом без руки вообще никуда не хотел ходить-или за ручку,или на ручках…Начали отучать от рук,чтобы хоть иногда один куда-нить ходил.Хорошо,он усвоил что без рук больше свобода действий.Теперь носится,как шальной.Вообще не хочет рядом с нами ходить)))

НаТаШеЧкА, 2 ребенка19 июля 2010, 01:12

У нас дочка раньше тоже не очень давала ручку, теперь как то попроще, когда идет сама я ей говорю мы идем в магазин или на дет.площадку, дай маме ручку, а то я одна заблужусь, и она с удовольствием дает! Или объясняю ей, что если не пойдешь за руку сядешь в коляску, на нее это действует. А со своими сверстниками когда играет на площадке сама руку тянет, что бы вместе пойти куда нибудь. Так что правда, дети все разные и на кого то уговоры действуют, а на кого бесполезно, только думаю с возрастом будет послушнее. Удачки.

Ironlady, добрый вечер! Есть у Вас изменения в хождении за ручку? Спрашиваю, потому что картина у меня с сыном (1,5 года) аналогичная Вашей — и в пальчиковые игры играть не можем, и на улице истерика просто, если пытаемся с мужем малыша за руку взять.

Источник