Ребенок 2 года в реанимации

Ребенок 2 года в реанимации thumbnail

Давайте начистоту: «не паниковать», «держать себя в руках» и «сохранять спокойствие» — все эти советы легко давать, но им невозможно следовать. Тем более — когда твой ребенок попал в реанимацию. Так что в этой статье обойдемся без них.

ДМИТРИЙ ДЕМЕНТИЙ

четыре года работал медбратом в реанимации

Детей забирают в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) при неотложных состояниях: при ударе током, сильных травмах, судорогах, отравлениях. Реанимация означает, что ситуация серьезная, жизнь и здоровье ребенка в опасности.

В реанимации тяжело. Малыш может быть без сознания, странного цвета, из него могут торчать трубки и провода. Все это непривычно для родителей и может вызвать эмоциональную реакцию. Она по-человечески понятна примерно всем, но для ситуации неадекватна: врачам нужно работать, а истерика этому только мешает. Удержаться от нее — та еще задачка.

Вас могут не пустить внутрь. Вход в отделение реанимации обычно закрыт на замок. Если дверь случайно оказалась открытой, не входите в отделение без разрешения. Сотрудники реанимации еще не привыкли к посетителям. Раньше родственников часто вообще не пускали в реанимацию. Позвоните, постучите в дверь или привлеките к себе внимание доступным способом. Дождитесь, пока к вам выйдет медработник.

Врач может выйти не сразу. В реанимации спасают жизни, а значит доктора проводят много времени возле больных и не всегда могут выйти к родственникам. Будьте готовы подождать. Возможно — 5 минут, возможно — 2 часа. Это так же нормально, как и муки от ожидания. Врач в любом случае поговорит с родителями ребенка, который недавно попал в отделение. Он должен выяснить информацию, которая нужна для лечения малыша.

Если ребенок оказался в реанимации без вас — перед поездкой в больницу постарайтесь немного подготовиться. Вот, что стоит взять с собой.

Документы. В первую очередь имеет смысл поискать амбулаторную карту, выписки из истории болезни — любые медицинские документы, которые у вас на руках. В них может быть ценная информация для врачей.

Чтобы оформить историю болезни, могут понадобиться ваш паспорт и свидетельство о рождении или паспорт ребенка. Но если этих документов нет под рукой, не беспокойтесь. Ребенка будут лечить и без бумаг, а паспорт и свидетельство о рождении можно привезти позже.

Полис ОМС или ДМС не нужны: по закону, экстренную и неотложную помощь оказывают гражданам бесплатно. Платить за нее не нужно.

Лекарства. Если малыш страдает хроническим заболеванием и постоянно принимает какие-то лекарства, возьмите их с собой. Но не давайте ребенку, а покажите доктору.

Блокнот и диктофон. Скорее всего, во время разговора с врачом придется что-то записать. Положите в карман ручку и лист бумаги или блокнот. Не забывайте, что в смартфонах есть диктофоны.

Одежду. Чтобы пройти в отделение, понадобятся халат, бахилы, шапочка и маска. Их выдают не в каждой больнице, поэтому, возможно, придется сходить в ближайшую аптеку.

⛔️ В реанимацию не пускают в шерстяной одежде и с распущенными волосами.

Они легко собирают на себе микробы, поэтому шерсть попросят снять, а волосы — убрать. Так меньше шансов, что вы принесете с собой в отделение новые бактерии.

Двери в отделение реанимации обычно открывают санитарки, медсестры или лаборанты. Им нет смысла задавать вопросы о состоянии малыша — они не имеют права на них отвечать. Дождитесь врача.

Лечат детей в реанимации анестезиологи или реаниматологи. Это разные названия одной врачебной специальности. Еще за каждым пациентом в ОРИТ закреплен врач из профильного отделения. Анестезиологи-реаниматологи находятся с ребенком круглосуточно. Врачи из профильного отделения посещают малыша периодически: один или несколько раз в сутки.

Пока ребенок лежит в реанимации, общайтесь с врачами из этого отделения. В рабочее время это может быть заведующий отделением или лечащий анестезиолог. В выходные и праздники на вопросы ответит дежурный анестезиолог. Врачи в ОРИТ присутствуют круглосуточно.

Простой способ отличить врача от медсестры или санитара — по бейджу на груди. Да, кажется, очевидным, но в ОРИТ легко забыть вообще обо всем.

Врач — единственный человек, который обладает полной информацией о состоянии детей в реанимации и может обсудить его с родителями. Обычно доктора стараются говорить с родственниками без сложных терминов. Но если во время беседы вам будет что-то непонятно, обязательно переспрашивайте и просите объяснить.

Во время разговора врач может оценить состояние пациента по степени тяжести. Вот, что это значит.

Состояние удовлетворительное. Важные органы работают без нарушений. В таком состоянии детей в реанимацию госпитализируют в исключительных случаях — для перестраховки. Например, когда ребенка ударило током, его могут оставить в реанимации на несколько часов или суток, даже если он чувствует себя нормально.

Состояние средней тяжести. Работа важных органов нарушена, но прямо сейчас угрозы жизни ребенка нет. Он останется в реанимации, пока ему не станет лучше.

Тяжелое состояние. Работа важных органов нарушена. Есть угроза жизни ребенка.

Стабильно тяжелое состояние. Состояние пациента существенно не меняется. То есть улучшений или ухудшений нет.

Крайне тяжелое состояние. Работа важных органов резко нарушена, есть острая угроза жизни ребенка. Ему нужна интенсивная терапия.

Агональное или терминальное состояние. Все очень плохо. Пациент рискует погибнуть в течение нескольких минут или часов. Так же иногда обозначают состояние умирающего человека, которому врачи уже не могут помочь.

Читайте также:  Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет

Врач фиксирует состояние пациента по состоянию на текущий момент. Ситуация может меняться в лучшую или в худшую сторону в считанные минуты и часы. Бывает, что после процедур состояние малыша меняется с крайне тяжелого на тяжелое или среднетяжелое. К сожалению, бывает и наоборот.

Из-за этого многие врачи не любят давать прогнозы и отвечают дежурными фразами на вопросы, которые больше всего волнуют родителей. Страшное исключение из этого правила: если шансов на благополучный исход нет, врачи прямо говорят об этом родственникам больного.

Типичный разговор в отделении реанимации

Когда врач расскажет о состоянии ребенка — узнайте, чем вы можете помочь. Чтобы получить четкие инструкции, задавайте конкретный вопрос: «Что в данный момент требуется от нас?»

Если вы действительно что-то можете сделать, врач об этом скажет. Например:

Купить или доставить лекарства. Да, по закону экстренная и неотложная помощь оказывается бесплатно. Но в ОРИТ может не оказаться редких или специфических медикаментов, которые нужны малышу.

Сдать кровь. Практически все пациенты в отделении реанимации получают препараты крови. Поэтому доктора просят родственников больных сдавать кровь.

Передать молоко, если в реанимацию попал младенец. Мама может сцеживать молоко и передавать сотрудникам отделения.

Помочь с уходом за ребенком. Подробнее об этом поговорим ниже.

педиатр DOC+, детский онколог отделения интенсивной терапии и реанимации

ВИДМАНТЕ ВИДМАНТО ДАЙЛИДИТЕ

Если ребенок в отделении, значит, его состояние тяжелое. Не набрасывайтесь на врачей с вопросами сразу после госпитализации малыша. Дайте докторам время. Оно нужно, чтобы осмотреть и обследовать пациента, выбрать тактику лечения, провести экстренные процедуры.

Задавайте все интересующие вопросы, когда доктор сам выйдет к вам. Но тут не бойтесь казаться глупым, спрашивайте все. Лучше заранее запишите список вопросов, чтобы не растеряться во время беседы.

Это помогает ребенку. Речь и прикосновения близких успокаивают, даже если ребенок без сознания. Поэтому в руководствах по уходу за больными без сознания рекомендуется разговаривать с ними и прикасаться так, как обычно разговаривают и касаются людей в нормальном состоянии.

Так легче родителям. Некоторым проще быть рядом с ребенком и делать для него хоть что-то, чем ждать дома или у дверей реанимации. Однако если вы очень впечатлительны, посещение ребенка в ОРИТ может стать для вас эмоциональным ударом.

Родители могут помочь персоналу. Медсестры и санитарки в реанимации одновременно работают с несколькими больными. Они не всегда физически успевают вовремя накормить ребенка, поменять подгузник, перевернуть малыша или очистить трубу, через которую аппарат искусственной вентиляции легких подает воздух. По разрешению доктора родственники ребенка могут частично ухаживать за пациентом: менять подгузники, постельное белье или умывать малыша.

Это стресс для родителей. Если ребенок попадает в реанимацию, это в любом случае стрессовая ситуация для близких. Конкретный родитель должен понять, что для него тяжелее: остаться за дверью и ждать или зайти в отделение и увидеть малыша в тяжелом состоянии.

Сильные эмоции могут навредить ребенку. Дети даже в бессознательном состоянии нуждаются в поддержке и ободрении. Слезы и истерика родителей не ободряют и не поддерживают малыша.

В реанимации нет места для родителей. Близкий может рассчитывать только на стул возле кровати. В отделении негде умыться и поесть. А чтобы поспать, придется идти в палату профильного отделения. Там обычно закрепляют место за больным, попавшим в реанимацию. И им может воспользоваться его родитель по договоренности с врачом.

В 2006 году американские специалисты изучили 64 случая присутствия родителей в ОРИТ, опросили 92 доктора и 22 родителя.

Ключевые результаты:

Во всех случаях присутствие родителей не помешало лечебному процессу.

Все опрошенные родители чувствовали, что делают что-то важное и имеют право присутствовать в отделении.

Все близкие считали, что их присутствие помогает ребенку и уменьшает его страх.

Спустя три месяца после события ни один из родителей не назвал присутствие в реанимации психотравмирующим фактором. То есть совместное пребывание не усилило стресс, связанный с госпитализацией ребенка.

Есть 3 случая, когда это полностью легально. Их определяют правила, описанные в Письме Минздрава РФ «О правилах посещения родственниками пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии» № 15-1/10/1-2853 от 30 мая 2016 года.

1. Ребенка прямо сейчас реанимируют.

2. Родитель болен (даже простудой) или нетрезв.

3. Родитель не надел халат, бахилы, шапочку и маску, не выключил мобильный.

В остальном, быть с ребенком в реанимации — ваше законное право. Его обеспечивают:

Статья 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 — определяет право пациента на встречи с законными представителями, адвокатами и даже священнослужителями.

Статья 51 того же закона — разрешает одному из родителей или другому законному представителю находиться рядом с ребенком в больнице бесплатно.

Приказ Департамента здравоохранения Москвы № 451 — официально разрешает родственникам пациентов круглосуточно находиться в реанимации.

Читайте также:  Ребенок быстро потеет 2 года

На практике решение о том, допускать ли родителей к ребенку, принимает заведующий реанимационным отделением. Поэтому если лечащий врач не разрешает вам увидеться с ребенком — не спорьте, а обратитесь к его непосредственному начальнику.

Если заведующий также отговаривает от посещения ребенка, постарайтесь понять, в чем причина. Врач может указать на конкретные обстоятельства, в которых ваше присутствие в ОРИТ действительно нецелесообразно.

Если вы чувствуете, что заведующий отговаривает от посещения ребенка без объективных причин, твердо сообщите, что хотите попасть в отделение. Объясните врачу, что хотите поддержать малыша и даже помочь персоналу. Убедите докторов, что контролируете эмоции. Сошлитесь на закон и письмо министерства здравоохранения, которые определяют возможность посещать детей в реанимации.

Заведующий отказывается пустить вас в отделение, спокойно сообщите, что обратитесь в администрацию больницы. Идите к главному врачу и попросите разрешить вам посетить ребенка в ОРИТ. Если во время разговора главврач не соглашается помочь, напишите заявление и попросите секретаря официально его зарегистрировать.

Заявление на имя главврача пишите в произвольной форме. Обязательно сошлитесь на закон и письмо Минздрава.

Все родители имеют право посещать ребенка в реанимации. Если лечащий врач против — говорите с заведующим или главным врачом. Закон на вашей стороне.

Перед поездкой в больницу захватите медкарту ребенка, его лекарства и блокнот с ручкой.

Реанимация — это испытание для родителей. Не уверены, что справитесь с эмоциями — отправьте в отделение уравновешенного родственника. Ваши слезы только расстроят ребенка и помешают медикам выполнять свою работу.

С простудой или в нетрезвом виде в отделение не пустят.

Находясь с ребенком, разговаривайте с ним, прикасайтесь к нему, читайте сказки, пойте колыбельные. Ваше присутствие и прикосновения успокоят его.

Не стесняйтесь прямо спросить лечащего врача, чем вы можете помочь.

Не пропустите

Как искать здоровье в интернете

Мы используем файлы cookie.
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь 
нам улучшить работу нашего сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Подробнее…

Источник

Тот, кто спас одну жизнь, спас целый мир  Mishnah Sanhedrin 

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей разных возрастов, рекомендованные Европейским советом по реанимации, были опубликованы в ноябре 2005 года в трех зарубежных журналах: Resuscitation, Circulation и Pediatrics. 

Последовательность реанимационных мероприятий у детей в общих чертах сходна с таковой у взрослых, но при проведении мероприятий по поддержанию жизни у детей (ABC) особое внимание уделяется пунктам А и В. Если реанимация взрослых основана на факте первичности сердечной недостаточности, то у ребенка остановка сердца это финал процесса постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Первичная остановка сердца очень редка, фибрилляция желудочков и тахикардия являются ее причинами менее чем в 15% случаев. Многие дети имеют относительно длинную фазу предостановки, что и определяет необходимость ранней диагностики данной фазы. 

Педиатрическая реанимация слагается из двух этапов, которые представлены в виде схем-алгоритмов (рис. 1, 2). 

Восстановление проходимости дыхательных путей (ДП) у пациентов с потерей сознания направлено на уменьшение обструкции, частой причиной которой является западение языка. Если тонус мышц нижней челюсти достаточный, то запрокидывание головы вызовет движение нижней челюсти вперед и откроет дыхательные пути (рис. 3). 

При отсутствии достаточного тонуса, запрокидывание головы нужно сочетать с выдвижением вперед нижней челюсти (рис. 4). 

Однако у детей грудного возраста существуют особенности выполнения этих манипуляций: 

  • не следует чрезмерно запрокидывать голову ребенка; 
  • не следует сжимать мягкие ткани подбородка, так как это может вызвать обструкцию дыхательных путей. 

После освобождения дыхательных путей необходимо проверить, насколько эффективно дышит пациент: нужно присматриваться, прислушиваться, наблюдать за движениями его грудной клетки и живота. Часто восстановления проходимости дыхательных путей и ее поддержания бывает достаточно для того, чтобы пациент в последующем дышал эффективно. 

Особенность проведения искусственной вентиляции легких у детей раннего возраста определяется тем, что маленький диаметр дыхательных путей ребенка обеспечивает большое сопротивление потоку вдыхаемого воздуха. Для минимизации повышения давления в воздухоносных путях и предупреждения перерастяжения желудка вдохи должны быть медленными, а частота дыхательных циклов определяется возрастом (табл. 1). 

  Достаточный объем каждого вдоха – это объем, обеспечивающий адекватные движения грудной клетки.  Убедиться в адекватности дыхания, наличии кашля, движений, пульса. Если присутствуют признаки циркуляции – продолжить дыхательную поддержку, если циркуляции нет – начать непрямой массаж сердца.  У детей до года, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис. 5) 

Читайте также:  Как можно поздравить ребенка которому 2 года

у старших детей реанимирующий предварительно двумя пальцами зажимает нос пациента и своим ртом накрывает его рот (рис. 6). 

В детской практике остановка сердца обычно вторична по отношению к обструкции дыхательных путей, которую чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процесс, приводящие к отеку дыхательных путей. Очень важна дифференциальная диагностика между обструкцией дыхательных путей, вызванной инородным телом, и инфекцией. На фоне инфекции действия по удалению инородного тела опасны, так как могут привести к ненужной задержке в транспортировке и лечении пациента. У пациентов без цианоза, с адекватной вентиляцией следует стимулировать кашель, нецелесообразно использовать искусственное дыхание.   Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не рекомендуют использовать, так как в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Надавливание на живот не рекомендуют применять у детей до года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени. Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища (рис. 7). 

Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладони. Затем ребенка укладывают на спину так, чтобы голова пострадавшего была ниже туловища в течение всего приема и выполняют четыре надавливания на грудную клетку. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась ниже туловища. После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной проходимости при отсутствии спонтанного дыхания начинают искусственную вентиляцию легких. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха – серию субдиафрагмальных надавливаний (рис. 8). 

Неотложная крикотиреотомия – один из вариантов поддержания проходимости дыхательных путей у больных, которым не удается интубировать трахею.  Как только дыхательные пути освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца – определяют пульс на крупных артериях.  У детей до года пульс оценивается на плечевой артерии (рис. 9) 

, т. к. короткая и широкая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии.  У детей старшего возраста, как и у взрослых, пульс оценивается на сонной артерии (рис. 10). 

  Когда у ребенка определяется пульс, но нет эффективной вентиляции, проводится только искусственное дыхание. Отсутствие пульса является показанием к проведению искусственного кровообращения с помощью закрытого массажа сердца. Закрытый массаж сердца никогда не должен выполняться без искусственной вентиляции.  Рекомендуемая область сдавления грудной клетки у новорожденных и грудных детей – на ширину пальца ниже пересечения межсосковой линии и грудины. У детей до года используют две методики выполнения закрытого массажа сердца:  – расположение двух или трех пальцев на груди (рис. 11); 

  – охватывание грудной клетки ребенка с формированием ригидной поверхности из четырех пальцев на спине и использование больших пальцев для выполнения компрессий.  Амплитуда компрессий составляет примерно 1/3-1/2 от переднезаднего размера грудной клетки ребенка (табл. 2). 

Если ребенок большой и три пальца не создают адекватной компрессии, то для проведения закрытого массажа сердца нужно использовать проксимальную часть ладонной поверхности кисти одной или двух рук (рис. 12). 

  Скорость компрессий и соотношение их к дыханию зависит от возраста ребенка (см. табл. 2).  Механические приборы для компрессии грудной клетки интенсивно использовались у взрослых, но не у детей в связи с очень большим количеством осложнений. 

Прекардиальный удар никогда не следует применять в педиатрической практике. У старших детей и взрослых его рассматривают как необязательный прием, когда у пациента отсутствует пульс, а дефибриллятор быстро использовать невозможно. 

Читайте другие статьи по оказанию помощи детям в различных ситуациях

Источник