Ребенок 2 года стал бояться
В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего «я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребенок — родитель».
Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.
Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.
В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии — следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.
Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.
Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.
До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его «я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.
Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно «срабатывает» лучше всего — стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.
Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.
Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.
Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.
Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.
Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.
В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.
Осознавая свое «я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.
Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.
Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками или дома «тиран», а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.
Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.
И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все «пробовать на язык» естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.
В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.
Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе «плохих» детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.
Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.
Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.
Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.
Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем — голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.
Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.
Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.
Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.
Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).
К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.
Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.
Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я».
Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.
Источник
Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 35 лет. Замужем 9,5 лет. Живем хорошо, скандалов и драк нет. Почти два года назад (точнее 1 год и 11 месяцев) родился наш долгожданный сынишка. Растет очень активным, любознательным ребенком. Всем улыбался, никого не боялся. Полтора месяца назад мы поехали в гости к моим родителям (они живут в другом городе и видимся мы раз 5 в год). Мы гостили 6 дней и за это время ребенок полностью изменился. Он боялся всех, постоянно плакал, находился большую часть времени у меня на руках. По дому тоже не ходил (в предыдущий наш приезд-за 6 месяцев до этого, сын очень комфортно чувствовал себя: бегал по дому, прыгал, играл, шел ко всем на руки). Очень плохо стал есть. По приезду домой ребенок стал бояться и своего дома. Признает безопасным для себя только зал и постоянно находится в нем. Хотя даже чаще сидит на диване, может раскачиваться и биться спиной о спинку дивана. На пол слазит, поиграет и назад на диван. В другие комнаты не заходит совсем: станет перед порогом, выгибается и орет, потом падает на пол. Заносила на руках его в другие комнаты, показывала, что ничего и никого нет. Играли с ним в этих комнатах. Но один не остается нигде, кроме зала и перейти в другие комнаты сам не может. Что его останавливает перед порогом-непонятно. Стал бояться людей-и взрослых, и детей. Кричит сразу и выгибается, если ему кто-то что-то скажет. Мы живем в частном доме и улица для него теперь тоже зона боязни. Раньше очень любил песочницу, качели, а теперь все те же крики и выгибания. На крайний случай может сесть на попу и передвигаться сидя. За полтора месяца ребенок стал полной противоположностью себя прежнего-всего и всех боится, кричит, истерит и выгибается. Хочется, чтобы он был как и раньше веселым, активным мальчиком, чтобы бегал, прыгал, ходил за ручку. Можно ли как-то исправить ситуацию?
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 35
На вопрос отвечает психолог Пак Юлия Леонидовна.
Добрый день, Анна.
Очень мало информации, как вы провели время У ваших родителей. И конкретнрного вопроса я тоже не увидела.
Если вас интересует вопрос, почему ребенок так реагирует, и в чем видит опасность, то по Вашему письму тяжело ответить, недостаточно информации. Можно предположить следующее:
1. Дети до 2 лет отражают эмоции мамы.
2. На лицо явное изменение поведения ребенка, и дело не только в том, что он чего то боится, но и в том, что отстаивает свое недовольство. То, что ребенок выгибается если чего то делать не хочет, это нормально, другой вопрос почему такие резкие изменения.
3. Необходимо внимательно следить в каких именно ситуациях меняется поведение, а для этого маме самой нужно находиться в балансе.
4. Если ребенок умеет хоть что то рисовать, нужно попросить нарисовать несколько дней подряд, затем обратиться к специалисту
5. Когда ребенку было 6 месяцев, реакции были другие, потому что и ребенок многое не понимал. Может быть его кто то нечаянно напугал… что то типа, там бабушка
6. Возможно были какие то конфликты или разногласия среди членов семьи и ребенок испугался
7. Возможно он привык что с ним разговаривают тихо, а кто то в гостях говорил громко.
Факторов повлиявших на изменение поведение ребенка множество.
Я бы вам рекомендовала обратиться к психологу очно, т.е. в кабинет
Оцените ответ психолога:
2019-05-19
Источник
Воспитание детей требует много сил и времени. Каждая мама и папа мечтают, чтобы их чадо росло здоровым, сильным и умным. В идеале они желают воспитать социально активных детей, которые будут идти на контакт со сверстниками и уметь излагать свое недовольство. Но не у всех деток это получается. А что делать, если малыш плохо говорит, боится других детей и животных? Где гулять с ребенком, как развивать его способности? Попробуем разобраться.
Возможные причины
Если ваш малыш не любит находиться в людных местах, не терпит шума и компаний, то это не значит, что он не такой, как все. Иногда дети хотят играть сами, но и родители должны повлиять на своё чадо. Придать его мыслям и поступкам нужное направление.
Если ребенок (2 года) боится детей, это еще не значит, что он аутист либо ненормальный. Это может говорить о том, что малыша обидели другие дети. Он мог просто не понять, что произошло, но помнить об этом и не хотеть, чтобы эта ситуация повторилась. Почти все дети хорошо запоминают ошибки первого неудачного опыта. Нет ничего удивительного, что они не желают испытать снова негативные эмоции. Навряд ли ваше чадо просто так, без видимой на то причины ограждает себя от других детей.
Все поступки ребенка говорят о ситуациях, в которых он побывал. Дети, которые редко идут на контакт со сверстниками, могут быть сильно привязаны к маме и редко выходить в общество. Из-за этих моментов малыш не знает, как себя вести, и не дружит с детьми.
Нормы для детей в 2 года
Изначально стоит разобраться со стандартами для детей в возрасте 2 лет. Если ваш малыш выполняет не все действия, которые описаны, либо говорит не все слова, не надо отчаиваться. Возможно, вы попросту не пробовали беседовать с ним на его языке, и помощь детского психолога совершенно не пригодится. Просто уделите больше времени своему ребёнку.
Моторика и физическое развитие:
- ходит по лестнице вверх и вниз. Может опираться на перила или просит руку взрослого;
- перешагивает через препятствия;
- бегает;
- встает на подставку;
- ловит и бросает мяч;
- играет в детские подвижные игры;
- рисует линии и круги/овалы;
- способен нагнуться, чтобы поднять предмет;
- управляет мимикой лица: сворачивает губы в трубочку, втягивает скулы;
- пинает мяч.
Общение и слова:
- изучает детей на площадке, пытается взаимодействовать с ними,
- может говорить отдельные слова и задавать вопросы,
- играет в прятки,
- копирует взрослых,
- просит помощи,
- понимает некоторые бытовые понятия,
- показывает сколько лет, называет имя.
Гигиена и быт:
- самостоятельно кушает и пьёт,
- сам чистит зубы,
- ходит на горшок,
- снимает и надевает трусы,
- способен снять и надеть обувь на лёгкой застёжке.
Этот небольшой перечень относится к стандартам развития детей в 2 года. Каждый малыш индивидуален, некоторые выполняют всё из вышеперечисленного и даже больше, а некоторые нет. Смотрите на развитие своего малыша и не упустите момент, когда можете его заинтересовать. Некоторые родители приучают ко всем этим процедурам, чтобы ребенок пошел в детский сад. Детей 2 лет обычно ведут в сад, если нет других условий воспитания.
Зачем детям быть социальными?
Современные родители в век новейших технологий совершенно забывают о простых истинах. Еще наши предки передавали свой опыт и знания о развитии детей не только в обучающих мероприятиях, но в основном через игры. Знаменитая «Сорока-белобока», «Ладушки», «Гуси-гуси» и прочие игры незаслуженно забыты. Хотя благодаря им можно развить не только мелкую моторику, но и мышление, память и усидчивость.
Многие дети не знают, как правильно контактировать со сверстниками. Проблема идёт из детства, такие люди даже в преклонном возрасте часто не могут нормально выразить свои желания.
Взрослые устанавливают рамки общения и хотят, чтобы дети соответствовали этим действиям. Но стоит понять, что познание мира у каждого ребенка своё, каждый малыш самостоятельно способен научиться контактировать с другими детьми, общаться, играть и даже решать конфликты. Поэтому не стоит пытаться высказывать свою точку зрения, когда она неуместна. Детская площадка во дворе — отличное место для общения малышей.
Узкий круг общения
На самом деле сама мать больше зависит от ребенка, чем он от неё. Эта психологическая ловушка зачастую ставит в тупик и вводит в заблуждение. Если ребенок постоянно проводит время только с мамой, папой или бабушкой, то возникает иллюзия, что нет нужды в других людях. Поэтому, появляясь на улице, ребенок (2 года) боится детей либо сторонится, не идет на контакт.
Бытует мнение, что если малыш видит ограниченный круг людей, то в обществе он может вести себя агрессивно. Это не потому, что он имеет такой характер, все происходит оттого, что он не имеет понятия, как общаться в расширенном кругу. Благодаря тому что ребенок постоянно проводит время со взрослыми, ему легче контактировать с ними, чем со сверстниками. Устраивая детские мероприятия, вы (и ваш малыш) получите удовольствие от процесса.
Действия родителей
- Расширьте круг общения, не только свой, но и ребенка.
- Меняйте обстановку.
- Дружите семьями — чем больше людей, тем лучше.
- Больше играйте в детские подвижные игры в компании сверстников малыша.
- Сами проявляйте интерес к занятиям с детьми.
- Чаще хвалите ребенка.
- Сначала давайте легкие задания, потом более сложные. После того как малыш справится с первыми, говорите, что он сможет, надо только подумать.
- Сначала научите ребенка игре, потом просите поиграть.
Ежовые рукавицы
У детей, которых воспитывают в строгости, больше проблем в общении, чем у детей, которых хвалят. Такой ребенок будет всегда иметь рамки, стараться угодить. Хотя почти во всех случаях такие требования к детям слишком завышены. Из-за этого ребёнок уходит в себя, потому что проще остаться наедине со своими мыслями, где тебя не будут ругать, не будут требовать и ты не будешь постоянно не такой хороший, как надо.
Ведь недаром считается, что дети всё чувствуют, и, соответственно, если ваш ребенок (2 года) боится детей, значит он просто не уверен в себе и тревожен. С таким малышом дети будут вести себя холодно либо грубо, на что ребенок не станет отвечать, потому что дома это нормальная реакция на его действия.
С низкой самооценкой ребенка повышается его тревожность и неуверенность в себе. Такие дети часто говорят, что не могут что-либо сделать. Это значит, что ребенок боится других детей и ему нужна ваша помощь. Он не знает, как попросить вас и не получить отказ. Он не уверен в своих силах, хотя очень хотел бы попробовать.
Ранний аутизм
Самым сложным случаем неконтактного ребенка является детский аутизм. Детская площадка во дворе не вызывает радости, ребенок замкнут в себе и очень удобен родителям. Такие дети могут передвигать предметы, сидя на одном месте по часу. Современная медицина диагностирует такие случаи уже на первом году жизни малыша.
Признаки раннего аутизма
- Начиная с младенчества ребенок не испытывает радости от общения с родными и мамой.
- Когда его берут на руки, он не стремится потрогать взрослого или обнять.
- Не смотрит в глаза.
- Повторяет по много раз одну и ту же фразу, движение, действие. У таких детей поздно развивается речь.
- Дети-аутисты ходят на цыпочках либо вприпрыжку с задумчивым и отрешенным выражением лица.
Если у вас есть подозрения на то, что ребенок может быть болен, то обратитесь к специалисту. Своевременное выявление заболевания — половина работы над ним. После исследований врач скажет, здоров малыш либо болен.
Если всё-таки ваш малыш страдает аутизмом, то начните с мелких домашних поручений, которые он способен выполнить самостоятельно. Детские подвижные игры помогут вам в развитии интереса к общению. Заведите домашних животных, они очень хорошо помогают ребенку осознавать ответственность и приспосабливаться к миру вокруг.
Общение в кругу детей
Многие дети показывают свою первую реакцию на сверстников в виде агрессии. Это не является тревожным показателем, а является своеобразным методом изучения других детей и мира. В таких играх они могут осознать, где «моё», а где «чужое». Агрессия — это примитивный способ взаимодействия с другими детьми. Можно назвать его первым уровнем знакомства.
Дети очень чувствительны, они способны уловить эмоции и отношение к себе. Но чтобы ребенок привык к общению и перерос боязнь и агрессию, он должен чувствовать постоянную поддержку мамы. Со временем его поведение поменяется, а пока мама должна предупреждать конфликты, посещать детские мероприятия.
Например, ребенок (2 года) боится детей, потому что у него забрали игрушку в песочнице. Когда у вашего малыша пытаются забрать его игрушку, а он против, то вы должны спросить у обидчика: «А моя дочка не против, чтобы ты поиграл?» — или: «Сначала спроси у Кати, потом бери.» Это нужно для того, чтобы ребенок чувствовал защиту с вашей стороны и мог отстаивать свои желания. Ведь он тоже личность, и необходимо уважать его желания и протесты. Пройдёт время, ваш малыш самостоятельно станет объяснять детям свои права.
Если же вы видите, что вашего малыша попросту обижают на пустом месте, не стойте в стороне. Скажите обидчику строгим тоном, что так делать нельзя. Это плохо! Навряд ли он захочет продолжать, но если и это не подействует, то отведите в сторону плохого ребенка. До достижения малышом возраста 3 лет вы должны полностью оберегать его, если он сам не может справиться. В возрасте постарше дети понимают, что можно, а что нельзя, они прекрасно помнят, как мама их поддерживала, и самостоятельно отстаивают свою точку зрения.
Источник