Ребенок 2 года рисует кружки

/О детях/Воспитание и психология

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

  • У детей какого возраста можно анализировать рисунки
  • Анализируем рисунок семьи

    • Расположение фигур на рисунке
    • Изображение себя
    • Страх и агрессия на детских рисунках
  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям

Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи – шарлатаны!» — решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

У детей какого возраста можно анализировать рисунки

До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» — рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» — два овала с конечностями-палочками.

В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

” Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

Анализируем рисунок семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

Изображение себя

Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие – опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя – поменьше, младшего брата и сестренку – совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности – «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Страх и агрессия на детских рисунках

Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

Четко прорисованные яркие зрачки – признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти – самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

Секс и детские рисунки

Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик – с бородой и усами – это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

Читайте также:  Выкройка тапочек ребенку 2 года

Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

Детский рисунок и цвет

Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр — обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

  • темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

  • красный – сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

  • желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто — отрицательные эмоции;

  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

  • если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок – безразличие, отстраненность, желание закрыться.

Анализ детских рисунков. Признаки неблагополучия на детском рисунке: как маленькие дети выражают агрессию. страх, насилие в своих рисунках. Мнение психолога о детском рисунке. Как маленькие дети рисуют свою семью.

Рекомендации родителям

Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

Обратите внимание на следующие факторы.

  1. Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

  2. Какие цвета использует ребенок.

  3. Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

  4. Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

  5. Как ребенок изображает себя, каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

22.03.2018

Автор: Анна Первушина

Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников

  

LK1

О, Боже!!! Гнать взашей таких «специалистов»! Нет слов…

Андрей Борисович (Гость)

Вы фанаты,LG)))Не заморачивайтесь.

Я психолог,по образованию

Пересыпание Валентина (Гость)

В 8 классе раньше люди в ПТУ шли учиться и на завод, а не рисовали будущие профессии… это 8-летки могут и то, для привлечения внимания

Даже если человек нарисует два совершенно разных рисунка результат будет одинаковым. Анализируется огромное количество деталей. Простому человеку не понять этого. Нужно образование, специалист должен быть высококвалифицированный.

Ребёнок 3 месяца рисует только эмблему LG и эти буквы на каждом листе в альбоме. Что это означает?

Здравствуйте, ребенок часто закрашивает лица ручкой, и свое в том числе. Ей 4 года, что это значит?

А у нас все нарисованы,всё хорошо,но у всех всегда очень длинные ноги ( .Что это значит?

Подскажите, пожалуйста, ребенка (только пошел в первый класс) попросили нарисовать маму и папу. Он нарисовал только пару и дом. Нарисовал голубым карандашом. Он ему нарисовал грудь. До 5,5 лет я его воспитывала одна, а уже 10 месяцев как вышла замуж. Но отношения с отчимом, как бы правильно сказать, никакие. Подскажите, что это рисунок может обозначать.

LK1
(04/09/2020)

У меня есть забавная история про психолога. Моему сыну было 3 года. Мы были молодые и довольно ответственные родители, что-то в его поведении его нас беспокоило (вот не помню, что именно. Вряд ли что-то страшное). Мы стали искать детского психолога для консультации. Интернет тогда был еще не распространен, найти было сложно. Нашли по рекомендации, именно детского. Правда, работала она со школьниками. Но мы решили, что если она детский психолог, то всяко особенности развития в определенном возрасте знать должна. Психолог знала заранее, что консультировать будет 3-хлетку.

Приходим.

На столе листы бумаги и цветные карандаши.

Психолог знакомится с ребенком, видит, что парень контактный. И спрашивает у него, какой карандаш ему больше нравится. Ребенок какой-то выбирает. Психолог убирает его. Потом снова… Как выяснилось, это был тест Люшера. На карандашах с бог знает какими оттенками. С 3-хлеткой, который не вполне понимает, чего от него хотят, и только видит, как исчезают именно те карандаши, которые ему нравятся….

Ну да ладно.

Потом карандаши возвращаются на базу, и ребенку предлагают нарисовать дом, дерево и себя. 3-хлетний парень выполняет задание.

Потом ребенка уводят из комнаты (тут ничего такого, с хорошо знакомым и любимым другом семьи). И мы начинаем слушать неутешительные вердикты.

Ребенок потерян, не осознает себя, не видит перспектив, одинок, близок к депресии, как-то так. И одним из определяющих критериев оказалось отсутствие 5 пальцев на руках в автопортрете))).

Может, я чего-то не понимаю, но 3-хлетка вряд ли должен уметь рисовать столь подробно. Да и до пяти он не факт, что умеет считать.

Правда, то, что мы услышали дальше, удивило еще сильнее. Психолог узнала, что ребенок спит в отдельной комнате. И очень настойчиво велела прекратить безобразие: ребенок должен спать с мамой! «А до какого возраста?» — спросила я. «Чем дольше, тем лучше. У моей знакомой мальчику 13 (13!!!!!!!) лет. Он до сих пор спит с мамой. И, знаете, очень хороший ребенок»

На мой вопрос о сексе в семейной паре при соблюдении таких обычаев, психолог почему-то нервно захихикала, а потом ответила что-то по смыслу «так вам секс или воспитание ребенка дороже»…

Вот так занимательно мы проконсультировались)))

Читайте также:  Признаки лямблиоза у ребенка 2 года

Яна (Гость)

Значит вы не замечаете ребёнка в семье и ребенок считает себя не нужным

Лара.Ru писал(а):
Да, ребенок нарисовал себя в одном наряде, на следующем рисунке в другом! Он пробует, развивается.

А эту трактовку ведь психолог отправила как сопровождение с документами в школу. И грустно и смешно.


Бывает и так. Грустно.

А что если ребёнок нарисовал семью в виде животных? Лошади. Что это значит?

А если ребенок не ртсует себя вовсе?

Руслан (Гость) писал(а):
Не согласен с мнением, что психологи «вытягивают за уши» анализ состояния ребенка. Другое дело, что для полного анализа один метод никогда не используется. И ТОЛЬКО по рисунку конечно нельзя объективно определить, как ребенок себя в семье чувствует и ведет.


Полность согласна с этим высказыванием. Ребенок рисует под настроение. И через некоторый промежуток времени рисунок может быть совершенно противоположным первому.

Не согласен с мнением, что психологи «вытягивают за уши» анализ состояния ребенка. Другое дело, что для полного анализа один метод никогда не используется. И ТОЛЬКО по рисунку конечно нельзя объективно определить, как ребенок себя в семье чувствует и ведет.

Источник

Информация из книги «О детском рисовании», автор Марина Озерова.

Примерно в 2 года дети увлекаются изображением окружностей (обычно, когда овладевают умением кружиться и бегать по кругу), затем начинают вдруг видеть в окружности «голову» и называет ее «Человечком», а потом рисуют от неё две линии вниз — «ножки». И в возрасте около 3-х лет практически все дети проходят в рисовании «стадию головоногов».

Нередко, увидев первого головонога, родители сразу же указывают на недостающие части. Но такой образ — великое достижение первооткрывателя! Не стоит спешить и советовать ребёнку, как и где изображать остальные части тела. Позже он сам это заметит, а пока он нарисовал все, на что обращает внимание.
Головоногами могут быть не только люди, но и животные.

⁣Количество деталей (ног и глаз) может варьироваться по усмотрению художника.


Примерные изменения в детском рисунке по возрастам.

Четыре года: туловище чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена с туловищем. Руки и ноги в виде линий, связаны с туловищем. Пропорции неправильные.

⁣⁣Пять лет: появляются детали — уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по-разному.

К шестому году ребёнок усваивает понятия о горизонтали и вертикали, и его человечки уже стоят на «земле» — внизу рисунка.

⁣Постепенно сюжет усложняется, при этом ребёнок может повторять один и тот же шаблон лиц и фигур.

⁣Шесть лет: прорисовываются все части тела (по две руки и ноги, голова и туловище), пропорции более правдоподобные (руки на уровне плеч, есть шея, ноги прорисованы двойными линиями, ладони оканчиваются пальцами); в одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы); позы более разнообразные.

Семь лет: пробуют рисовать профиль, а не только анфас; формы и пропорции правдоподобные.

Восемь лет: шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.

Девять лет: ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т. п.

Десять-одиннадцать лет: рисунок становится более реалистическим, а не схематичным, как раньше, появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени, прорисовывать множество дополнительных деталей. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется. Рисунок взрослого мало отличается от подросткового, если автор специально не развивает художественные навыки.

Изображение человека очень хорошо отражает развитие и психическое состояние ребёнка. Родителям стоит посоветоваться со специалистом, если:

— ребёнок старше 4-х лет вообще не рисует человека;

— ребёнок 5-ти лет все еще рисует «головоногов»;

— на лице нарисованного человека постоянно отсутствуют важные детали (особенно глаза) или глаза изображаются закрытыми и невидящими;

— лица у персонажей всегда грустные;

— ребёнок, который рисовал человечков, вдруг перестал это делать и регулярно отвечает отказом на просьбу изобразить кого-нибудь.

Разбор некоторых типичных ситуаций.

Родители сразу научили ребёнка рисовать человечка со всеми частями тела, ребёнок не прошёл «стадию головоногов» и теперь рисует этого человечка без изменений, никаких деталей не вводит, а если кто-то рисует по-другому – говорит, что «так рисовать неправильно» и т.п.

1) Обсудите головоногов каких-то других авторов, покажите, что любые варианты имеют право на существование. 2) Проиллюстрируйте вместе любимые сказки, поговорите о персонажах, придумайте вместе, что будут держать в руках персонажи, во что они будут одеты и так далее (ведь он не станет одинаково рисовать царевича и Кощея). Только сами при этом ничего не рисуйте!

Читайте также:  Что говорит ребенок в 2 года недоношенный

Ребёнку уже 4 г, до сих пор рисует только каракули.

Если ребёнок хорошо развивается, во всем соответствует своему возрасту, рассказывает, чтó рисует, изображает нечто похожее на круг, пытается интерпретировать каракули, то всё нормально, возрастные рамки примерные, нужно просто подождать.

Ребёнок-дошкольник никогда не рисует человека, потому что у него не получается похоже, как он хочет.

Не самый хороший показатель. Понаблюдайте, почему он так переживает. Дошкольный возраст — период всемогущества. И если ребёнок не уверен в своих силах, то обычно это результат воспитания. Лучше всего отойти от образных рисунков, эталонов «похоже — не похоже», и поиграть с материалами: порисовать различные абстракции, побаловаться с красками, кисточками, карандашами и мелками от души. Когда напряжение исчезнет, попытайтесь вернуться к образам (человеку, в частности).

Ребёнок рисует постоянно одного и того же человека, с одинаковыми деталями.

Всё нормально и даже очень хорошо, если он САМ придумал этот образ, а не срисовал его или не скопировал у родителей. Ребёнку нравится делать то, что у него получается, и он повторяет удачное действие. Если это повторение, по-вашему, слишком затянулось, посоветуйте ему нарисовать для человечка друга. И еще: обычно дети «штампуют» понравившийся образ, и если он рисует близкого человека или любимого персонажа, то пусть любуется им снова и снова!

● Ребёнок рисует одно заученное «шаблонное» изображение, никакими другими образцами не сдвинуть, не желает рисовать ничего, даже абстракции.

Очень хорошие и действенные способы снять «застрявший» шаблон — либо совершенно необычное задание, либо необычные материалы для рисования. Совсем хорошо, если оба вместе. 99% аудитории моих семинаров на моё задание «нарисовать ёлку» неизменно изображает три поставленных друг на друга разновеликих треугольника. После обсуждения шаблона люди недоумевают, как нарисовать «свою» елку, боятся отойти от привычного канона, делают «похоже», срисовывают друг у друга. Тогда я прошу отложить кисточки и нарисовать запах елки пальцами. Атмосфера сразу разряжается, становится свободной и веселой, появляются шутки, а вместе с ними яркие и своеобразные работы. Необычное задание влечет за собой необычное и свободное исполнение. Попробуйте придумать для ребёнка задание, которое будет направлено не на изображение предмета, а на передачу личного впечатления.

И — второй метод — выполните «заученный» образ в самой неподходящей технике. Ребёнок постоянно рисует один и тот же домик? Предложите ему выложить картинку из пуговиц, фасолин, насыпать струйкой песка… Чем больше интересных способов вы придумаете, тем легче пройдет страх перед творчеством.

● Ребёнок рисует только мультяшных персонажей, и никогда — настоящих людей или что-то еще. Рисунки какие-то отталкивающие: вампиры и тому подобное.

Такие образы замусоривают воображение, ребёнок уже не хочет и не может придумать что-то еще. Если вы пока ещё контролируете его телепрограмму, то стоит отказаться от постоянного просмотра мультфильмов и других передач. Поиграйте с ребёнком, порисуйте вместе, чтобы он сам придумывал персонажей, проиллюстрируйте сказку, создайте фантастическое животное… Если малыш постоянно изображает агрессивных персонажей, на это нужно обратить внимание и показать рисунки специалисту.

● Ребёнок рисует одно и то же выражение лица у всех человеческих фигур, «положительные»и «отрицательные» персонажи выходят похожими.

Предложите ребёнку нарисовать его радость — скорее всего, это будет абстрактная работа. Затем предложите нарисовать радостного человека, чтобы его радость была видна всем окружающим. Спросите, как передать свою радость? Например, можно прыгать от радости и громко кричать. А как передать радость только краской? После этого сделайте те же самые упражнения с какой-нибудь негативной эмоцией — от передачи ее всем телом (позой, жестами, мимикой, голосом) к рисунку.

● Вы не рекомендуете показывать ребёнку, как рисовать человека. А если ему показывают друзья в садике?

Дошкольный возраст — это время некритического подражания. Но в отличие от авторитета взрослых (особенно родителей), авторитет ровесников в этом возрасте ребёнку переступить легко. Усвоенный от них шаблон не блокирует его воображение и способности генерировать свои образы. В любом случае обязательно хвалите его рисунки и оригинальные изображения, которые придуманы САМОСТОЯТЕЛЬНО.

● Я не могу заниматься с ребёнком, а няни-бабушки учат «как надо». Будет ли толк от свободного рисования со мной?

Толк будет в любом случае. Для ребёнка главный авторитет — родители, даже если с няней он проводит больше времени. Постарайтесь использовать ваше общее время для эмоционального развития — просите ребёнка рисовать переживания, впечатления и тому подобное. Это и снимет установленные шаблоны «правильного» рисования, и поможет выплеснуть накопившиеся эмоции, и обеспечит вам прекрасную совместную деятельность. Когда ребёнок редко бывает с родителями, особенно важно найти сближающие занятия. Хорошо было бы и вам порисовать свой день в абстракции: как вы ждете встречи с ребёнком, думаете о нем и так далее. Такие рисунки можно повесить дома, это будет хорошей эмоциональной подпиткой для малыша в отсутствие мамы.

Подборка других статей о детском рисовании по книге М. Озеровой

https://www.baby.ru/blogs/post/485683873-181805786/

Источник