Ребенок 2 года повторяет одно слово в предложении
Становление речи у малыша происходит в несколько этапов.
Оно непосредственно связано с психическим и интеллектуальным развитием.
К 3 годам ребенок уже должен разговаривать предложениями и произносить все звуки.
При определенных нарушениях психического развития наблюдаются и отклонения в речевом поведении. К таким патологиям относится эхолалия. Она может быть последствием поражения мозговых структур, но иногда возникает и у здоровых детей.
Кто такой детский нейропсихолог? Узнайте об этом из нашей статьи.
О заболевании
Детской эхолалией называется отклонение формирования речи, при котором ребенок бесконтрольно повторяет слова и выражения из речи других людей.
Иногда по нескольку раз. При этом он может даже не понимать смысл того, что сказано.
Данное явление свойственно ребенку от года до двух, когда он только учится говорить и повторяет за другими слова и фразы.
Также дети 3-4 лет часто копируют поведение взрослых, в том числе и в речи. Это тоже считается вариантом нормы. Таким образом ребенок приобретает навыки коммуникации.
Если эхолалия не проходит после 4 лет, то это уже считается отклонением и требует коррекции.
Зачастую заболевание сочетается с эхопраксией (повторением жестов и мимики). Частота распространения патологии не превышает 0,5%.
Такие дети испытывают трудности в социальной адаптации, невозможность обучаться в общеобразовательной школе. Сложней всего приходится пациентам, у которых эхолалия сочетается с умственной отсталостью.
к содержанию ↑
Классификация патологии
В медицине различают следующие виды отклонения: немедленное и отсроченное.
Немедленное — это отклонение, при котором больной сразу повторяет слова или выражения, услышанные у собеседника или по телевизору.
Физиологическая немедленная эхолалия свойственна детям до 3 лет.
Патологическая немедленная эхолалия выполняет определенные функции:
- Попытка поддержки разговора. Больному не хватает запаса слов, чтобы выразить свои мысли, поэтому при помощи повторения он стремится построить диалог.
- Выражение согласия. Повторение — это замена слова «да». Например: «Петя хочет гулять?». «Петя хочет гулять».
- Стремление понять, что говорит собеседник. Пациент не может осознать смысл сказанного в уме, поэтому пытается это сделать вслух.
Отсроченное отклонение предполагает повторение услышанного через некоторое время, через несколько минут или даже часов.
Это создает определенные трудности в диагностике, так как родители не сразу замечают патологическую речь.
Обычно отсроченный тип свойствен детям с аутизмом. В данном случае повторение выполняет определенные задачи:
- Попытка справиться со стрессом и ощутить положительные эмоции.
- Выразить эмоции. Например, какая-то фраза у ребенка ассоциируется с радостью, он будет повторять ее не к месту, чтобы передать свои положительные эмоции.
- Систематизация информации, которую ребенок получил за день.
Эхолалия бывает полной и частичной. При полной больной автоматически повторяет выражения, не осознавая их смысл. При частичной пациент наполовину понимает, что он говорит.
Что такое сказкотерапия для детей? Читайте об этом здесь.
к содержанию ↑
Симптомы и признаки
Клиническая картина эхолалии зависит от первоначального заболевания. Общими симптомами являются:
- Повтор чужой речи сразу или через определенное время. Часто сказанные фразы бывают не к месту.
- Слишком тихая или громкая речь.
- Нет мимики.
- Нет ответного реагирования на имя.
- Искаженные интонации.
- Галлюцинации.
- При разговоре ребенок смотрит не на собеседника, а по сторонам.
Если эхолалия развилась на фоне аутизма, то у ребенка наблюдается стереотипное поведение.
То есть он повторяет одни и те же ритуалы, не общается со сверстниками, имеет скудный запас слов, зацикливается на одном занятии.
к содержанию ↑
Причины развития
Главная причина эхолалии — это растормаживание подражательного рефлекса.
Это происходит при функциональных или органических поражениях определенных долей мозга. В лобной доле происходит гипервозбуждение нейронов и нарушается баланс между торможением и возбуждением.
Провоцирующими факторами для появления болезни являются определенные психические отклонения:
- аутизм;
- шизофрения;
- синдром Ретта;
- болезнь Пика;
- энцефалопатия;
- олигофрения;
- новообразования в мозге;
- травмы головы;
- нейроинфекции (менингит, энцефалит).
Нередко эхолалия сочетается с дислексией и дисфазией. Ребенок не может овладеть навыками письма и чтения, при этом его интеллектуальное развитие может быть нормальным.
Нарушение формирования речевых навыков может возникнуть вследствие следующих факторов:
- Тяжелая беременность, когда нарушается формирование мозговых структур.
- Родовые травмы, при которых повреждается головной мозг.
- Гипоксия плода.
- Прием лекарств, алкоголя и наркотиков при беременности.
к содержанию ↑
Осложнения и последствия
Эхолалия — это серьезное расстройство, которое при отсутствии коррекции приводит к проблемам во взрослой жизни. Ребенок не может общаться со сверстниками, завести друзей, обучаться в обычной школе.
Позднее пациенты испытывают трудности при устройстве на работу и налаживании личных отношений. Обычно они живут одни, многие нуждаются в помощи родителей на протяжение всей жизни.
Кроме того, у больного прогрессируют и другие нарушения:
- Запоздалое развитие речи.
- Недостаточное формирование когнитивных навыков (памяти, внимания, мышления).
- Отставание эмоционального развития.
к содержанию ↑
Диагностика
Если родители заметили у детей признаки эхолалии после 3 лет, то следует немедленно обратиться к специалисту.
На начальном этапе патология поддается коррекции.
Для детского психиатра и невролога постановка диагноза не представляет трудностей. Врачу достаточно поговорить с ребенком, провести ряд специфических тестов. Для выявления причин заболевания назначают инструментальные исследования:
- электроэнцефаллограмма. Она обнаруживает очаги возбуждения в мозге;
- МРТ мозга. Диагностирует опухоли, кисты, нарушение мозгового кровообращения, повышение внутричерепного давления.
Также следует получить консультацию отоларинголога, чтобы исключить эхолалию, развившуюся вследствие тугоухости.
Осмотр логопеда необходим для обнаружения дислексии и других речевых расстройств.
ДНК-исследование требуется, если есть подозрения на генетические заболевания (синдром Ретта и синдром Туретта). Если обнаруживаются мутированные гены, то излечить пациента невозможно.
к содержанию ↑
Лечение
Важное значение имеет выявление первопричины эхолалии. Обычно после устранения основного заболевания речь ребенка нормализуется. Функциональная эхолалия в раннем возрасте поддается лечению без лекарственных препаратов.
Родителям следует применять определенные приемы, чтобы малыш находил правильные способы выражения мыслей и эмоций. Что необходимо делать:
- Нормализовать психологическую обстановку в семье. Малыш должен чувствовать себя уверенно и спокойно, не испытывать страхов и негативных эмоций.
- Записать малыша в секции, кружки, где он найдет общение со сверстниками.
- Выстраивать вопросительные выражения так, чтобы на них требовались четкие ответы «Да» или «Нет».
- Разъяснять ребенку, когда можно отвечать вслух, а когда нет. Часто дети повторяют фразы по привычке.
- Требовать, чтобы малыш говорил от первого лица, а не от третьего. Обращаться к нему от второго лица. Часто родители сами виноваты в эхолалии, когда говорят: «Митя хочет кушать?» вместо «Ты хочешь кушать?».
- Пополнять словарный запас ребенка. Это можно делать при помощи чтения книг, просмотра познавательных фильмов, интеллектуальных игр.
В сложной ситуации требуется более серьезная коррекция. Она заключается в слаженной работе логопеда, психолога, невролога, психиатра.
к содержанию ↑
Препараты
Медикаментозная терапия применяется для лечения не самой эхолалии, а для терапии основного заболевания, связанного с органическим поражением мозга. Обычно детям назначают следующие препараты:
Ноотропы. Обычно назначают Пантогам. Он улучшает процессы тканевого обмена в мозговых нейронах, способствует нормализации функционирования мозга. Эффективность применения Пантогама при эхолалии доказана многочисленными исследованиями.
Через 2-3 месяца монотерапии наблюдаются следующие результаты:
- увеличивается речевое внимание;
- многократно вырастает словарный запас;
- улучшается внимание;
- снижается гиперактивность.
Если после первого курса не удается достигнуть желаемых результатов, то назначают повторную терапию после месячного перерыва.
Нейролептики применяют при сопряжении эхолалии с шизофренией. Выбор препаратов и дозировку определяет врач.
Психостимуляторы (Дезоксин, Метелин). Активизируют психическую сферу организма, ускоряют когнитивные процессы. Эффективны для лечения эхолалии, вызванной травмами, нейроинфекциями.
Однако, препараты следует применять осторожно, так как они вызывают привыкание. Запрещено использовать психостимуляторы при синдромах Ретта и Туретта, эти средства усугубляют течение заболеваний.
Успокоительные растительные препараты (Валериана, Глицин) помогают при гиперактивности, нарушениях сна, беспокойном поведении.
Медикаментозная терапия должна сочетаться с логопедическими и психотерапевтическими методиками. На индивидуальных и групповых занятиях дети учатся правильно выражать свои мысли, грамотно строить предложения, взаимодействовать с другими детьми.
к содержанию ↑
Прогноз
На начальном этапе заболевание легко поддается коррекции, когда оно не вызвано серьезными повреждениями мозга.
Если родители будут соблюдать врачебные рекомендации, то к школьному возрасту ребенок не будет отличаться от сверстников.
Сложнее обстоят дела с генетическими заболеваниями (синдром Ретта), которые сопровождаются серьезными психическими отклонениями и умственной отсталостью. Данные болезни являются неизлечимыми, удается лишь обучить ребенка некоторым навыкам самообслуживания.
Также трудно вылечить шизофрению. При помощи длительной терапии болезнь доводят до стадии ремиссии, вместе с этим налаживается речь. Однако, в периоды обострения симптомы могут вернуться.
Успешное обучение, нормальное психическое развитие зависит от своевременности диагностики и правильности лечения. Важно, чтобы воздействие было комплексным и преемственным, то есть должна работать слаженная команда из логопедов, психотерапевтов и родителей.
Родители в общении с малышами должны соблюдать следующие правила:
- Не перебивать ребенка при проговаривании фраз и слов.
- Больше разговаривать, учить малыша выстраивать правильную речь.
- Поощрять эмоции, выраженные правильными способами.
- Не допускать возникновения стрессовых ситуаций.
Эхолалия как самостоятельное нарушение возникает редко. Обычно оно является следствием психических отклонений или органических повреждений мозга.
Функциональное нарушение проходит самостоятельно и не требует лекарственной корректировки. Если диагностированы серьезные заболевания, потребуется длительное лечение и комплексный подход. Большое значение имеет отношение родителей, их готовность помочь своему ребенку.
Убираем эхолалию с помощью творческих рассказов:
Наша интересная группа Вконтакте:
Источник
От природы малыши очень любопытны, наступает период, когда мамы и папы (бабушки и дедушки более терпимы) жалуются, что ребенок спрашивает или повторяет что-то много раз и даже очень спокойные и терпеливые мамы начинают возмущаться: «Он спрашивает одно и тоже много раз!», «Повторение одного и того же (сказка, мультик, слова из мультика) приводят меня в недоумение»…
Попробуем разобраться, почему ребенок от года и до 2,5 или 3 лет так нуждается в повторении и что это значит, когда нужно начинать беспокоится.
Дети любят повторения, потому что для них это лучший из способов научиться чему-либо новому. Прослушивание чего-либо много раз помогает им запоминать информацию на более длительное время. Маленькие дети в возрасте от 12 до 18 месяцев больше нуждаются в повторении, чем более старшие, 2.5-летние дети, чтобы выучить и запомнить новую информацию.
Многие мамы сталкиваются с ситуациями, когда ребенок просит включить любимую серию мультфильма или прочитать одну книжку несколько раз подряд. И взрослым часто это кажется странным — сюжет и диалоги малышу уже давно известны, а некоторые он проговаривает наизусть. «Неужели ему не надоедает?» задаемся мы вполне (как нам кажется) логичным вопросом. Но практически всегда родители получают категорический ответ – «Нет» и настойчивую просьбу – «Включи или почитай!»
Детские психологи определяют роль повторения в жизни ребенка как способ развития.
Повторение развивает память ребенка и формирует способность к анализу, что составляет основу его дальнейшего развития.
После того как кроха выучит что-нибудь, он получает удовольствие от повторения, ведь он может знать, что будет дальше. После множества прочтений любимой сказки, ребенок запоминает ее так хорошо, что может закончить большинство предложений. Это позволяет ему быть более активным, когда мама читает сказку. Именно поэтому простые песни и прибаутки оказывают на маленьких детей большое влияние: они не только тренируются использовать свои речевые навыки и словарный запас, напевая куплет простой песни который раз подряд, но и испытывают чувство удовольствия оттого, что добавили что-то конкретное в свой репертуар.
Когда ребенок приобретает новый навык, его многократное повторение служит напоминанием о приобретенном умении. По такому же принципу в основе жажды повторения одной и той же сюжетной линии может лежать желание напомнить себе о сделанных ранее выводах.
Также это способ напоминания себе.
Для маленького человека такие повторения — это подтверждение надежности мира.
Дети испытывают потребность в определенных ритуалах, это дает им ощущение стабильности и надежности мира вокруг – засыпания, пробуждения, прогулки в понравившемся месте.
Кроме этого ритуал – это понятный, установленный порядок и ощущение стабильности и надежности мира вокруг — засыпания, пробуждения, прогулки в понравившемся месте.
Поскольку дети чувствуют, что контролируют ситуацию (это дает им чувство безопасности и комфорта), когда они могут предсказать дальнейшие события, поэтому следование неизменному ритуалу успокаивает их
Родители могут использовать любовь детей к повторению, чтобы облегчить их отход ко сну, прием пищи и другие действия, когда естественное сопротивление ребенка часто превращается в игру. Если вы будете повторять одну и ту же последовательность действий каждый вечер – ужин, ванна, чистка зубов, чтение сказки и кровать – обыденность событий будет успокаивать ребенка и позволит ему принимать в них участие.
Повторение — это стремление познать что-то полностью
Психологи выяснили, что для того, чтобы ребенок смог полноценно усвоить сюжет, подходящий по возрасту и уровню развития, а также сделать свои собственные выводы из этого, необходимо воспроизвести для него этот сюжет не менее 30 (!) раз. С каждым новым воспроизведением сюжетной линии ребенок открывает для себя все больше деталей, дополняя свою картину мира. Со мной такое тоже часто бывает, особенно в сложные периоды жизни, когда хочется забыть о проблема и отстраниться — я включаю любимый фильм, слушаю музыку, иногда даже несколько раз.
Также же это связано с желанием воспроизводить положительные эмоции.
Произведение, которое так любит ребенок, безусловно, приносит ему индивидуальные положительные эмоции – радость за любимого героя, восстановление справедливости, восприятие смешных событий и др. Главное читать правильные книжки, ставить аудиокниги, предлагать мультфильмы, которые способны вызвать положительные эмоции и научить доброте и справедливости.
Таким образом малыши освобождаются от тревоги
Чувство предсказуемости ситуации, возможность которого дает многократное повторение сюжета, может снимать тревогу, связанную с неизвестностью. В этом возрасте — это хорошо, ведь очень часто детские страхи и ночные кошмары возникают на фоне неопределенности и страха. Малыши бояться не только выдуманных героев, которыми их пугают взрослые, но и неприятного персонажа, которого он увидел на экране телевизора, на картинке в книжке. Мой брат в детстве очень боялся щуку из сказки про Емелю, на картинке она вроде была красочной, но с раскрытым ртом и относительно большими зубами. Этот страх возникал перед засыпанием — ему казалось что она заглядывает в форточку. В этом возрасте нужно быть крайне осторожными — никто не знает какой персонаж покажется вашему крохе злым или опасным.
Привязанность к любимому герою
Этот факт также провоцирует малыша часто смотреть один и тот же мультфильм или слушать сказку. Ребенок выделяет для себя какого-то конкретного персонажа, который затронул его сердце и может идентифицировать себя с ним, восхищаться какими-то важными для себя качествами или просто испытывать к нему личную эмоциональную привязанность. И тогда повторяющихся просьб посмотреть именно этот мультик или почитать ему именно эту сказку не избежать.
Когда нужно беспокоится
В речевом развитие есть период, когда ребенок повторяет слова и фразы по много раз. Он как бы играет со словами и звуками. В норме это до 3-х — 4-х лет.
Если ребенок может повторять одну и ту же фразу, когда он в эмоциональном возбуждении, как бы успокаивая себя.
Часто это наблюдается у детей с различными задержками или нарушениями в развитии, механические повторения услышанных фраз: эхололии.
В большинстве случаев эхолалии является нормальным явлением для детского возраста, так как малыш экспериментирует с навыками произношения слов, построения предложений и учиться общению. Эту стадию речевого развития проходят почти все дети в возрасте до 2 лет.
К 3 годам дети способны выражать свои мысли через предложения, чтобы общаться с окружающими, поэтому эхолалия в их речи практически отсутствует.
Психологи выделяют две основные функции у эхолалий это общение и саморегуляция.
Общение для поддержания разговора, обдумывания ответов, уточнение значения слов, игры и веселья.
Саморегуляция для того, чтобы спланировать собственные действия, привести себя в спокойное состояние, получать удовольствие от произносимых звуков и слов. Дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, когда повторяет услышанные ранее слова, это помогает «поймать» нить разговора и настроиться на дальнейшее общение.
Иногда дети могут ходить и повторять звуки их сочетания, слова или фразы для того, чтобы послушать как они звучат. Они получают удовольствие от самого произношения звуков.
Если же рассматривать эхолалию как проблему, то она появляется у детей с трудностями в развитии.
В каких случаях эхолалия затрудняет общение:
- Когда она мешает усвоению новых учебных навыков.
- Когда она мешает общению.
- Когда эхолалия используется ребенком для самостимуляции.
У детей старше четырех лет эхолалия уже не является нормой и нужно обязательно обратиться к узкому специалисту, чтобы проконсультироваться по поводу предполагаемого заболевания.
Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи:
- повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
- неврологические и психические патологии;
- умственная отсталость;
- проявление аутизма и шизофрении;
- синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
- имбецильность (олигофрения);
- опухоль головного мозга;
- дислексия;
- дисфазия.
Источник