Как заставить ребенка заниматься 3 года

Как заставить ребенка заниматься 3 года thumbnail

Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Одна из распространенных причин обращения на консультацию — отказ ребенка от занятий дома или в детском образовательном учреждении. «Ребенок не хочет заниматься, хоть как его уговаривай!». Родителей беспокоит, если ребенок не может сконцентрировать внимание, отказывается от заданий и игр, которые легко даются его сверстникам. На мой взгляд, это обоснованное беспокойство, поскольку далеко не всегда выжидательная позиция дает нужный результат. Мнение, что «надо отпустить ситуацию» во многих случаях оправдано, но нередко за отказами лежат причины, которые наоборот надо выявлять как можно раньше и создавать условия для развития.

Мнение 1 «Не хочет, значит рано»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит еще рано, не пришло время» Одно из распространенных мнений в определенном понимании верно. Ребенок психологически не готов делать то, что ему предлагается и так, как ему это предлагается. В три, четыре года не каждый ребенок с удовольствием играет в карточки или учит буквы. Эта деятельность еще не соответствует возрастным потребностям. Если настаивать и принуждать к тому, что ребенку сложно и не интересно в этом возраста — то действительно можно сформировать негативную установку по отношениям к занятиям.

Другое дело, если ребенок отказывается от заданий, которые могут выполнять большинство его сверстников, то причиной отказа нередко являются задержка созревания необходимых для дальнейшего обучения функций. В этом случае надо более внимательно изучить причины и искать доступные для ребенка подходы к занятиям, когда то, что будет предлагать взрослый, легко примется ребенком.

Мнение 2. «Не хочет, значит не интересно»

«Если ребенок оказывается от занятий, значит ему это не интересно» С этим мнением можно согласиться, волевые процессы у дошкольника обычно развиты слабо, и он с радостью делает то, что получается и доставляет удовольствие. В дошкольном возрасте «не хочу, не интересно» зачастую равносильно «Не могу». Причины могут быть самые разные: от последствий гипоксии до отсутствия желания что-то делать, потому что мама с папой ссорятся. Личностные особенности, особенности детско-родительских отношений также могут быть причиной подавленности познавательного интереса у детей.

Мнение 3 «Если не хочет- значит это не его»

«Не надо мучить ребенка, пусть играет и занимается тем, что ему нравиться. Если не хочет — значит это не его». Вполне самодостаточная точка зрения. Разумеется, все дети разные. То, что интересно для одного малыша — оставляет равнодушным другого. На этом можно было бы и остановиться, если бы не одно Но. Есть вещи, которые дети просто могут делать. С удовольствием, потому что нравиться или потому что об этом просят взрослые — они просто могут. Могут держать карандаш в руке и рисовать простые линии. Радости большой может не получают, и предпочитают бегать с мячом, но МОГУТ. А другое дело, когда ребенок отказывается именно потому, что просто не может. И именно это «НЕ МОЖЕТ» должно заставлять родителей задуматься и начать искать решения.

Чтобы ребенок захотел заниматься важно совпадение нескольких условий.

Интересно — Хочу — Могу.

Что нужно, чтобы ребенку было ИНТЕРЕСНО?

1. Подбор игр, пособий, заданий должен соответствовать возрасту и потребностям. Лучше всего консультироваться со специалистами, выбирая игры и пособия. Стоит читать рекомендации и описания, интересоваться тем, как в эти игры играют другие дети. Просто купить и положить на полку, обозначив, что ребенок «не хочет» — это досадно. Чтобы этого не происходило — поинтересуйтесь, что лучше покупать для развития своего сына или дочери. Послушайте рекомендации. Понаблюдайте за своим сыном или дочерью. Многие игры, сделанные своими руками да еще вместе с ребенком взывают гораздо больший интерес. Тем более, что это не сложно и для многих развивающих игр достаточно использовать материалы, которые Вас окружают.

2. Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки. Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту.

3. Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки — она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку. Часто родители говорят, что испробовали уже все возможные методы, а ребенок по-прежнему все разбрасывает и отказывается от игры. В этих случаях надо более внимательно разбираться в причинах.

3. Чтобы было интересно, надо побуждать к активной деятельности, разжигать интерес. Например, создавать условия, чтобы ребенок поискал или доставал новую игру. Интерес стимулирует, когда родители сами увлеченно начинают играть в разные игры ребенка. В этом случае важно своего малыша чувствовать и понимать, в какой момент надо передать инициативу, как вы можете помогать, чтобы инициатива не угасла.

4. Приучите себя выделять время на подготовку занятия заранее. По опыту работы со многими родителями, я знаю, что подготовка занимает не очень много времени, надо лишь себя приучить к этому. Подготавливая занятие можно подумать о том, что может увлекать и быть интересным.

Что нужно, чтобы ребенок ХОТЕЛ заниматься?

1. Регулярность и привычка заниматься. Когда родители вводят занятия в режим своего дня и ребенок начинает привыкать к тому, что сейчас его ждет интересная игра с родителями — он лучше начинает идти на контакт и с большей охотой вступает в занятия. Выбирая время для занятий нужно понять, когда у ребенка выше работоспособность. В некоторых случаях, когда дошкольник быстро устает и пресыщается, нужно настроить себя таким образом, чтобы Вы могли предлагать задания в течение дня в любой благоприятный и удобный момент времени.

Читайте также:  Ацц дозировка ребенку 3 года

2. Удобная, располагающая обстановка также помогает сформировать желание заниматься. Удобный стол без отвлекающих картинок, стул подобранный по высоте, правильно организованные полки с играми и пособиями — это то, что организует внимание ребенка.

3. Ритуал занятий, определенные привычные действия дают возможность организовать внимание дошкольника. Например, любимая песенка, которая настраивает на начало занятий.

4. Поощрения (радость родителей, выраженная в чем-нибудь вкусном) в конце занятия. Наклейки, штампики, поход на горку после занятия — это все, что поддерживает мотивацию.

5. Разумеется, ребенка важно хвалить и поддерживать. Теплые слова, умение замечать старание и усилия — самые сильные мотиваторы. Базовое отношение «Ты — молодец», положительное отношение к самой деятельности. Не стоит бояться перехвалить, поддерживая малыша вдохновляющими словами.

6. Проводите занятия на улице, используйте все окружающие предметы, чтобы закрепить с ребенком какие-то понятия. Непринужденная естественная обстановка, в  которой Вы играете с ребенком помогает ребенку воспринимать занятие, как увлекательную игру.

Что нужно, чтобы ребенок МОГ справляться заданиями.

1. Понаблюдайте за ребенком и попробуйте разобраться в причинах, которые могут затруднять выполнение заданий. Обычно это все-таки легче сделать вместе со специалистом.

2. Задания и игры нужно подбирать с учетом особенностей Вашего ребенка. Задачи надо усложнять постепенно.

3. Важно уметь правильно оказывать помощь при выполнении заданий.

4. Учите ребенка обращаться за помощью и побуждайте к инициативе в занятиях.

5. Зачастую необходимо скорректировать возможности нервной системы, используя специальные методы, например, нейропсихологическую гимнастику.

Рекомендации для того, чтобы занятия дома проходили интересно и с удовольствием можно почитать здесь.

Но главное, всегда помните, что Ваш ребенок — самый лучший. Он должен чувствовать и понимать, что Вы на его стороне. Слушайте себя, свою интуицию, постоянно работайте с собой, узнавайте новое, стараясь сделать занятие с ребенком лучше и интереснее.

Автор: медицинский психолог Попкова Светлана.

Источник

Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.

Как вызвать у малыша желание заниматься.

1. Не пытайтесь усадить ребёнка за стол, если он этого не хочет. Лучше удобно устроиться с ним на коврике или на диване.

11 советов как заниматься с ребёнком 2-3 лет

2. Занятия лучше проводить в форме игры. Не забывайте, что главный вид деятельности детей — игра.

Обыграть занятие можно по-разному: собраться в сказочное путешествие, пойти в гости к Лунтику или к Маше и Медведю. Вашим голосом рассказать что-нибудь может любимый зайка или кукла.

3. Не удерживайте долгое время на одном месте кроху.

Редко случается, что ребёнок сидит на одном месте и внимательно слушает. Готовьтесь к тому, что вы будете вынуждены ходить следом за ребёнком по квартире, рассказывать ему что-то или показывать картинки, пока он лазит по полу или катает машинку.

Не раздражайтесь. Ваши усилия не будут напрасны, польза от занятий непременно будет.

4. Не усердствуйте в желании дать побольше информации ребёнку.

Первые занятия должны продолжаться около 3-5 минут в день, затем можно постепенно увеличивать их.

Максимальная продолжительность занятия без перерыва должна быть не более 15-20 минут.

Если заниматься дольше, то малыш начнёт отвлекаться, ему сложно будет воспринимать информацию.

Некоторые детишки не могут усидеть и такой промежуток времени. Если вы заметили, что малыш почти не слышит, что вы ему говорите, хотя вы пытаетесь заинтересовать его, значит, пора прекратить заниматься или нужно сделать перерыв.

5. Откладывайте занятия, если малышу нездоровится.

6. Используйте для занятий наглядность.

Малышу сложно воспринимать слова, которые оторваны от реального предмета или его изображения.

Например, если вы рассказываете об овощах, покажите их в натуральном виде или используйте картинки.

7. Покажите малышу артикуляцию.

Говорите чётко, не торопясь, глядя в лицо ребёнку. Пусть он видит ваши артикуляционные движения и запоминает их.

8. Поддерживайте малыша, отмечайте его даже минимальные успехи.

Не просите ребёнка сразу правильно произнести слово. Если он сказал на машину «би-би», согласитесь с ним: «Да, это машина, би-би». Упор сделайте на слове машина.

11 советов как заниматься с ребёнком 2-3 лет

9. Если ребёнок ещё не говорит, просите его показать.

Например, если вы говорите об одежде, предложите малышу показать майку, куртку, колготки и т.д. На куртке пусть покажет, где карманы, кнопки, капюшон.

Пассивный словарный запас (то, что кроха пока не использует в речи) будет пополняться. Вскоре накопленные слова появятся в активной речи.

10. Обязательно поощряйте ребёнка.

Можно придумать какую-нибудь систему поощрения. Например, улыбающийся смайлик вы даёте, когда ребёнок очень старался. Смайлик с обычным выражением лица означает, что ребёнок не очень старался. А смайлик с грустным лицом значит, что малыш мог заниматься лучше. Можно их вклеивать в какой-нибудь красивый блокнотик. Когда у малыша наберётся, например, 5 весёлых смайликов, он может получить приз – игрушку или любимую вкусняшку.

Читайте также:  Нервный ребенок 3 года что делать

11. Отслеживайте успехи и неудачи.

Заведите блокнот, в котором будете отмечать достижения малыша. Там можно отмечать, сколько слов насчитывается в активном словаре ребёнка, например, один раз в месяц. Можно также записать те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребёнка. Такие сложные задания лучше повторить ещё раз на следующем занятии.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

От автора: Вы столкнулись с тем, что ребенку не нравится заниматься или ему сложно, Вы можете действовать разными путями, представленными в статье.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься?

В предыдущей статье «Как заниматься с ребенком 3-4 лет» мы обсудили как выбирать время и место, как сделать занятия для ребенка «предметом гордости». В статье «Почему ребенку 3-4 лет не нравится заниматься» я также предположила несколько причин, которые мешают ребенку и маме проводить вместе время, посвященное развивающим занятиям.

Итак, если Вы столкнулись с тем, что ребенку не нравится заниматься или ему сложно, Вы можете действовать разными путями.

1) Временно отказаться от занятий с ребенком, «отпустить ситуацию». Многие родители поступают так в ожидании, что у ребенка самого проснется мотивация к занятиям, что рано или поздно он сам потянется к свету знаний.

Плюсы этой позиции. Безусловно, отпуская ситуацию, Вы испытываете больше комфорта и спокойствия, так как снимаете напряжение и с себя, и с ребенка. Вы даете себе время на переосмысление ситуации, а ребенку – забыть о старых неудачах. В некоторых случаях, когда трудности в занятиях связаны со случайными обстоятельствами, неподходящей атмосферой, напряженностью мамы или ребенка, такой подход может вполне оправдать себя.

Минусы этой позиции. Само по себе время не устраняет причины, которые лежат в основе неудач в занятиях. У детей, которым не нравится заниматься, как правило, что-то не получается или дается с трудом. Например, им сложно сконцентрировать внимание, выполнить какое-то задание или выдержать неудачи, когда колбаска не лепится, палочки не чертятся или рисунок не выходит. Поэтому откладывание занятий «на потом» само по себе не дает ребенку инструментов, как со всем этим справиться. В связи с этим ожидание того, когда ребенок сам захочет участвовать в развивающих играх, может затянуться надолго, ведь дети часто предпочитают то, что легче и приятнее, чем то, что тяжело и не получается. Именно поэтому так важно не откладывать «на потом» и показать ребенку, что заниматься на самом деле легко, приятно и интересно!

2) Начать заниматься с ребенком, чтобы преодолеть те трудности, которые мешают ему. Если необходимо, подобрать развивающую программу, которая подойдет именно для Вашего малыша, и ввести занятия в обычную жизнь.

Минусы этой позиции. Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в занятиях, понадобится Ваше время, терпение и внимание. Иногда даже потребуется обратиться к специалисту – логопеду, педагогу или психологу. Все это создает некоторые неудобства и дополнительные хлопоты, которые могут показаться не столь важными, учитывая то, что «до школы еще далеко».

Плюсы этой позиции очевидны – решение проблемы может избавить от нее. Шаг за шагом помогая ребенку справляться с трудностями, Вы помогаете ему расти счастливым, компетентным (конечно же, по возрасту) и общительным. Более того, дети, которые получили хороший и приятный опыт занятий до школы, потом легче справляются со всеми испытаниями настоящей учебы.

Вероятно, теперь Вы уже определились, как Вам действовать – заниматься с ребенком или отложить это на время, начать помогать ему уже сейчас или довериться спонтанному течению ситуации.

Теперь же перейдем к самому ядру темы, которая ставит перед нами главный вопрос:

как помочь ребенку, если он не хочет заниматься?

  • В прошлой статье я немного рассказывала о том, как организовывать время и пространство занятий, а также о том, как их начинать. В двух словах напомню, что желательно с самого начала создать такое отношение к занятиям, как к любой другой обязательной части дня – прогулкам, еде или сну. Выделите постоянное время и с гордостью предложите ребенку поиграть вместе, ведь «сегодня Вы покажете малышу, как сделать что-то новое и важное».
  • Создайте пространство для занятий. Важно, чтобы место, где Вы занимаетесь, способствовало концентрации ребенка на игре и не провоцировало его отвлекаться на посторонние предметы. Желательно, чтобы в поле зрения была только та игра, в которую Вы будете играть сейчас. Все остальное – пластилин, бумагу, игрушки, если они Вам сейчас не нужны, отложите так, чтобы ребенок их не видел. 
  • Контролируйте временной лимит. Если ребенок не любит или не привык к занятиям, то первые из них должны длиться недолго – около 10-15 минут, в зависимости от возраста ребенка. Впоследствии увеличивайте время до 20-30 минут, опять-таки по возрастным возможностям ребенка.
  • Постарайтесь подготовиться к занятию. Пусть это будет для начала две или три недлинных игры или вида деятельности. Для успеха занятий очень важно, чтобы то, чем Вы занимаетесь с ребенком, было интересно и Вам самим. Мамы, которые скучают во время занятий, навеют тоску и на малыша. Поэтому при выборе игр, опирайтесь не только на интерес малыша, но и на свой собственный!
  • Начинайте с самого любимого для ребенка занятия. Понаблюдайте за сыном или дочкой: во что он или она любит играть больше всего. Возможно, это домино, рисование солнышек или лепка снеговика. Начните с того, что ребенок будет делать охотно, ведь настрой ребенка во время занятия подчас намного более важен, чем качество результата. 
  • Используйте наглядные материалы. Не секрет, что все игры и занятия должны быть подобраны с учетом возраста и возможностей ребенка. А поскольку Ваш ребенок дошкольник, то все материалы должны быть красочными, четкими и понятными. Для более маленьких детей предпочтительны более крупные картинки и материалы, для детей постарше – можно использовать более мелкие и стилизованные изображения.
  • Оказывайте ребенку посильную помощь. Если ребенку что-то дается с трудом, он не знает, с чего начать или берется за дело не с того конца, тогда попробуйте помочь ему. Для этого часто достаточно разбивать задачу на самые простые действия и инструкции. Следите за ручками и глазами ребенка. Если он не может сконцентрироваться, попросите его посмотреть на рисунок, держать пальчик на странице. Если ребенок крутится, напомните ему, чтобы он сел «красиво». Если он берет сразу несколько карандашей, попросите его взять только один, а остальные положить, и так далее. Ведь часто порядок действий и «внутренний план» задачи у ребенка не сформирован, и только Ваши терпеливые и спокойные подсказки смогут направить ребенка в нужное русло. 
  • Не бойтесь повторения инструкции. Часто мамы смущаются повторять ребенку одно и то же, считая, что если он не делает, значит, не хочет. С другой стороны, посмотрите на Вашего ребенка непредвзято: действительно ли он не хочет сидеть, смотреть или подражать Вам? Или ему сложно удержаться и проконтролировать свои импульсы? Часто дети охотно делают то, что говорит мама. НО недолго! Подвижный и активный ребенок удерживает инструкцию в течение 1-2 минут, а затем снова перестает смотреть, сидеть или повторять. Не сердитесь на него и не опускайте руки – просто повторите просьбу еще раз: «Посмотри сюда и покажи мне пальчиком». Так ребенок учится тому, каково это – концентрировать внимание на задании
  • Подбадривайте ребенка! Во время игры малыш может столкнуться с неудачей – пазлы не складываются, штрихи выходят за контуры, а аппликация никуда не годится. Очень важно, чтобы в этот момент Вы были спокойны и не пугались вместе с ребенком. Покажите ему своим терпеливым видом, что ошибаться – это нормально, что в этом нет ничего страшного. Попросите ребенка попробовать еще или подскажите, как можно начать с другого места. Подбодрите его – ведь все получится, и он уже сделал много красивого и хорошего! Однако важно не переборщить, ведь успокаивая ребенка, Вы можете научить его, что «психуя», можно получить порцию Вашего тепла и ласки и отвлечь таким образом от дела. 
  • Ставьте низкую планку. Начиная систематические занятия, не ждите, что ребенок создаст аккуратную картинку или слепит идеальный цилиндр. Наоборот, его работы могут быть неаккуратными, а действия – ошибочными (если Вы, например, учите ребенка цифрам). Начинайте с простого и хвалите уже за элементарное – за внимание, старание и подражание. Если качество и количество страдают, тогда особенно важно привить ребенку любовь к занятиям, а не зациклить его внимание на неудачах. Если игры и занятия покажутся ребенку слишком простыми и скучными – он обязательно даст Вам об этом знать. Вы всегда сможете повысить или усложнить требования. 
  • Если ребенок не хочет повторять за вами или не воспринимает Ваши просьбы и инструкции – введите в игру любимую игрушку. Бывает, что слова мамы по тем или иным причинам воспринимаются ребенком в штыки. В таком случае можно предложить ребенку играть не с мамой, а с каким-то персонажем – это может быть сова, зайчик или клоун. Познакомьте игрушку с ребенком, и пусть уже она расскажет ребенку, во что они будут играть. Вы можете заинтриговать ребенка, спрятав игру в волшебный мешочек, который принесет сова и покажет малышу «секрет».
  • Если же ребенок не хочет повторять и за игрушкой — побуждайте его просто наблюдать. На первых порах важно сформировать само желание заниматься. Поэтому если ребенок никак не хочет повторять за совой или клоуном, тогда попросите его просто посмотреть, что игрушка будет делать. Играйте от имени игрушки и проговаривайте каждое действие. Возможно, в какой-то момент ребенок сам захочет присоединиться. Чем качественнее ребенок наблюдает за игрой, тем больше шансов подготовиться к самому подражанию.
Читайте также:  Платье ребенку 3 года своими руками

Надеюсь, что эти несложные идеи помогут Вам наладить радость совместных занятий и игр с ребенком.

Однако это лишь общие рекомендации.

Если они не работают в Вашей конкретной ситуации, возможно, понадобится проконсультироваться у специалиста, чтобы определить причины Ваших трудностей и способ их преодоления.

Читайте также:

  • Случай из практики «Ребенок не хочет заниматься ни в садике, ни дома!»
  • Как заниматься с ребенком 3-4 лет
  • Почему ребенку 3-4 лет не нравится заниматься
  • Що має знати та вміти дитинка 3 років
     
    Оригинальная статья «Что делать, если ребенок не хочет заниматься?» находится на сайте psycomfort.com.ua

Источник