Ребенок 2 года постоянные травмы

Ребенок 2 года постоянные травмы thumbnail

: Время прочтения:

Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.

Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:

  • порезы
  • вывихи
  • переломы и трещины
  • ушибы, синяки
  • сотрясения мозга
  • сильные ранения

Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.

Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.

Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.

Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.

Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.

Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.

Особенности физиологического и нейропсихологического развития

В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:

  • неуклюжесть, неповоротливость
  • плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
  • недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
  • сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
  • недостаточность внимания
  • двигательная расторможенность
  • неспособность прогнозировать последствия своих поступков
  • стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения

За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.

В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.

Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.

Телесная память травмы

Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.

Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?

В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.

В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.

Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность

Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.

Читайте также:  Ребенку 2 года начал драться

В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».

Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».

Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.

Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.

Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.

Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.

Родительские послания

Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:

  • «Забота о себе — не к лицу мужчине»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо перетерпеть»
  • «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»

Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.

Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).

В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.

Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:

  • «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»

Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.

Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма

За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.

  1. Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
  2. Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
  3. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
  4. Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
  5. Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
  6. Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
  7. Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.

Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.

Источник

Дети не умеют рассчитывать последствия своих действий, любопытны и не понимают когда надо остановиться в исследовании мира. Рассказываем, как уменьшить вероятность травмы и что делать, если такое произошло.

Читайте также:  Можно ли ребенка в 2 года отдать в садик

Как это происходит 

Ежегодно в мире из-за случайной травмы умирают 830 тысяч детей. Половина случаев в нашей стране, по данным Росстата приходится на бытовые травмы, 34% на травмы на улице. У мальчиков травмы случаются чаще и последствия серьезнее. Обычно это связано с более высоким уровнем активности и социальным одобрением, родители реже ограничивают их исследовательские действия. Большая часть детских травм — поверхностные, около 15% приходится на вывихи и переломы рук и совсем незначительная часть на переломы ног и головы. 

На первом месте по причинам — родительский недосмотр. Когда кажется, что ничего с ребенком не произойдет или взрослые недооценили опасность ситуации. Это подтверждают и наши эксперты.

«Детский травматизм и его предупреждение – серьезная проблема, — рассказывает детский травматолог-ортопед, хирург клиники “Фэнтези” Илья Зеленкин, — особенно в период школьных каникул, когда дети больше располагают​ свободным временем, чаще находятся на улице и остаются ​ без присмотра взрослых. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности».

В младенчестве чаще всего случаются падения с кровати или пеленального стола, на втором месте синдром «встряхнутого ребенка», когда потерявший самообладание родитель, трясет ребенка при сильном плаче. В обоих случаях главная опасность — повреждение головного мозга и шеи.

Когда ребенок начинает ползать, то часто травмирует пальцы рук. Чтобы этого избежать, нужны стопоры в дверях и защита на ящиках. Стоит ребенку начать учиться вставать, то добавляются ушибы головы от неудачных попыток и мелкие травмы от встречи с внешним миром.

Как только ребенок начинает ходить, он может добраться до опасных предметов, поэтому после года дети могут проглотить взрослые таблетки, бытовую химию или забраться на шкаф. Также часто случаются ожоги.

Подросший ребенок чаще сталкивается с другими детьми на горке или падает с карусели на площадке. Также у многих появляются самокаты и беговелы, поэтому ребенка нужно сразу приучить кататься в шлеме и защите на коленях. 

В школьном возрасте травматизм снижается, у детей появляется чувство опасности и нужные знания о мире, которые позволяют ребенку избежать травмы. Но при этом у ребенка часто появляется более скоростной транспорт: гироскутеры, мопеды и ролики, которые без защиты могут сильно травмировать подростка. 

Как помочь при травме

При поверхностной ссадине:

–  промыть ранку водой из-под крана или из бутылки, если это случилось на улице.

–  обработать антисептиком, для этого подойдет перекись водорода, хлоргексидин или мирамистин. 

–  если ребенок гуляет на улице, то после обработки лучше заклеить ранку пластырем, чтобы уменьшить риск нагноения из-за попадания грязи. В домашних условиях лучше не заклеивать, так ссадина подсохнет на воздухе и заживет быстрее.

–  если в рану могла попасть земля, а ребенок не привит от столбняка, то нужно срочно обратиться к педиатру или в травмпункт для экстренной профилактики.

–  ранка требует наблюдения в течение нескольких дней. Если вокруг появилась краснота, место ссадины увеличилось или сочится гной, то скорее всего внутрь попала инфекция и нужно обратиться к хирургу.

«При любом ушибе, не лишним будет холодный компресс, — объясняет Илья Зеленкин, — он частично снимет болезненность и отечность. Обратитесь к врачу, если у ребенка долго не проходит боль или отек после ушиба.​ Если из раны идет кровь, то наложите давящую повязку из бинта/марли на область кровотечения и оказывайте на нее дополнительное давление в течение 1–2 минут. Если кровотечение все еще продолжается, добавьте еще марлю и продолжайте давить на рану еще около 5 минут. Также можно сделать повязку из эластичного бинта, наложив его на марлю, и дополнительно сдавить рану».

При сильном ушибе и подозрении на перелом, нужно обратиться за медицинской помощью, чтобы сделать рентген и убедиться, что кости целы.

«Если место повреждения очень болезненно, опухло или деформировано, оберните его полотенцем или мягкой тканью и сделайте шину из картона, фанеры или другого подходящего материала, чтобы зафиксировать конечность, — советует Илья Зеленкин. — Рука или нога не должна двигаться в суставах. Не пытайтесь выпрямить​ поврежденную конечность. На место травмы можно приложить лед, завернутый в полиэтилен и тонкую ткань, или сделать холодный компресс, но не более чем на 20 минут. Если кожа возле места травмы повреждена или вы видите торчащую кость, то прикройте рану чистой повязкой, сделайте шину и немедленно обратитесь за помощью. Если видимых повреждений нет, но конечность в области травмы холодная или обесцвеченная (синяя или бледная), вызывайте «скорую» не мешкая».

Читайте также:  Признаки дисбактериоза у ребенка 2 года

В каких случаях нужно обратиться в больницу, рассказывает педиатр GMS Сlinic Дарья Захарова:

–  при травме головы (ребенок упал и ударился головой/ребенка ударили по голове или он сам ударился о какой-то предмет) – важно исключить наличие черепно-мозговой травмы. Срочно обратиться к врачу необходимо, если после травмы была кратковременная потеря сознания, а также, если в течение трех дней после травмы появились головная боль,  тошнота/рвота, слабость и сонливость. В таком случае ребенка должны осмотреть невролог и офтальмолог, также может понадобиться рентген или компьютерная томография головы. Если после травмы ребенок чувствует себя хорошо, ему, всё равно, необходимо обеспечить спокойный режим, без физических  нагрузок в первые 3 дня после травмы.

–  при травмах конечностей стоит обратиться к травматологу, если ребенок жалуется на сильную боль, в месте травмы появился отек, изменился цвет кожных покровов, отмечается резкая боль при движении.

–  при ушибах передней брюшной стенки (это может быть, например, удар футбольного мяча) важно обратить внимание на то, не появилась ли у ребенка слабость, бледность кожных покровов. В таком случае обращение к врачу и проведение УЗИ органов брюшной полости должно быть незамедлительным.

У маленьких детей заметить проблему сложнее, поэтому поводом для обращения к врачу будет любое изменение поведения ребенка после возможной травмы. Плохой или наоборот, слишком долгий сон, сильный плач без видимой причины, отказ от еды или рвота.

«Вызовите службу экстренной помощи сразу же, — рекомендует Илья Зеленкин, — если ребенок потерял сознание, бьется в судорогах, с трудом может поднять руку/ногу или улыбнуться, из ушей или носа выделяется кровь или водянистая жидкость, заговаривается и ведет себя неадекватно».

Чтобы ребенок меньше травмировался

В первую очередь, нужно его защищать. В маленьком возрасте следить, чтобы он не упал с высоты, поставить стопоры на двери и защиту на ящики, где хранятся опасные предметы. Оставлять ребенка одного можно только убедившись, что пространство вокруг него безопасно. 

Но при этом стоит учить малыша последствиям действий. Аккуратно показывать, что плита горячая, а ящиком можно прищемить пальцы. Так образуются причинно-следственные связи и понятия об опасности.После нескольких повторений ребенок станет осторожнее. 

Поэтому вредно постоянно держать ребенка в манеже или другом закрытом пространстве, а также надевать на здорового малыша пробковые шлемы для защиты затылка от падений. В дальнейшем это может привести к неосторожному поведению и увеличению травм. 

Как говорит Илья Зеленкин, взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Но при этом важно не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя ​ правильно. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему​ правила техники безопасности:

–  находиться рядом с ребенком на территории игровой​ площадки и в транспорте.

–  ожидая транспорт, стоять на хорошо освещенном месте рядом с людьми и всегда держать ребенка за руку.

–  на остановках не поворачиваться спиной к дороге и не вставать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком.

–  при входе в транспорт, детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

–  очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

–  обязательно нужно использовать средства защиты: шлем, налокотники, наколенники при катании на роликах, велосипеде,​ на катке.

Неуемную детскую энергию лучше направлять в нужное русло, заниматься спортом или танцами. Так ребенок научится управлять своим телом и группироваться при падениях — это уменьшает риски, несмотря на возможные спортивные травмы. 

Также важно соблюдать режим сна и отдыха, невыспавшиеся дети хуже координируют свои действия и чаще травмируются. 

«Активные прогулки и спорт помогают детям, у которых энергия бьёт через край, — рассказывает Дарья Захарова. Им сложно усидеть на одном месте, а когда это замкнутое пространство квартиры с множеством предметов, о которые ребенок может травмироваться, риск возрастает. Спорт и активные прогулки помогают ребенку избавиться от этого “избытка” энергии».

  • Риск травмы младенца снижают постоянный присмотр и обеспечение безопасного пространства.
  • Малыша нужно учить управлять своим телом, поэтому излишняя защита и ограничение движений только мешают.
  • Когда у малыша появляется первый транспорт, ему обязательно нужен шлем и защита на колени. 
  • Подросшему ребенку нужен спорт, режим сна и отдыха и активные прогулки для уменьшения риска травмы. 

Подпишитесь на рассылку новых статей и полезных материалов

Источник