Ребенок 2 года не понимает речь и не говорит

Ребенок 2 года не понимает речь и не говорит thumbnail

У моей понимание речи есть, не говорит полноценно, но может объяснить, что ей нужно или что-то рассказать по-своему, некоторые слова скажет полностью, некоторые слогами, указательный жест есть, отвечает да/нет, отвечает на вопросы, например «где ты сегодня купалась?»-«сейн»(бассейн). Я очень переживаю, что нормальная речь формируется медленно, но вижу, что она очень смышлёная и всё понимает, хоть бывает и игнорирует «нельзя». У сестры мальчику 2 и тоже самое, что и у вас, всё что вы описали, между ними разница как будто в год, но она не особо переживает. Вам надо задавать много вопросов, стимулировать на речь. Я свою задалбываю каждый день «а что это? а кто это? А как говорит? А где живёте? Куда пойдет? Что купим? Маленький? Большой? Какого цвета?» и т.д. Больше читать, больше объяснять, подогревать интерес «ооой, смотри какой жук по дорожке бежит», садитесь вместе на корточки и разглядывайте «жук черный, с длинными усиками, у него 8 лапок, он наверное бежит домой к своим деткам» и дальше пошли «а ты мамина и папина детка, маму как зовут? Папу как зовут? А бабушку, а дедушку?» и т.д, даже если не отвечает, дайте возможность подумать, а потом говорите по слогам.
Я вас не хочу пугать, но я бы уже очень давно переживала и искала бы хорошего врача. Для меня очень настораживающее, когда с ребенком в 2 и больше нельзя пообщаться, когда он на простые вопросы не может ответить, хоть да/нет, хоть слогами, и отсутствие указательного жеста тоже насторожило бы.
Постарайтесь больше общаться с ровесниками или с детками постарше, выходите на площадку, пусть учится сам забираться на горку, сам спускаться, учите раскачиваться на качеле, я прочитала, что крупная моторика у вас не так развита как мелкая. Разучивайте танцы под музыку, логоритмика называется, под тех же малышариков или кукутиков. Мы очень любим с дочкой вместе танцевать, она уже давно за ними повторяет движения.
Пойте простые песенки «жили у бабуси», «гуси, гуси гагага», стишки Барто и делайте паузу перед последним словом в строчке «Наша Таня громко… плачет», это тоже стимулирует на речь.
А ещё поищите в интернете чистоговорки, распечатайте и изучайте каждый день «ки-ки-ки, сожму руки в кулаКИ» и при этом кулаками стучите друг об друга, а сына просите, чтоб повторял. В общем, больше взаимодействия друг с другом)
Всё будет хорошо ????
А как говорят животные повторяет?

ОтветитьНравится 

Светланка

Спасибо большое) нет животных не повторяет (и не показывает, мне иногда качется что он смотрит в сторону животного которого я говорю, но незнаю ( мне ему сложно чтото в пространстве показать он не смотрит за моим пальцем рукой,

ОтветитьНравится 

Кейт

А вы были у невролога?

ОтветитьНравится 

Светланка

Не попасть ????надеюсь в июле будет принимать ????

ОтветитьНравится 

Смотрите мультфильмы? Чем занят ребёнок днем с вами? Как гуляли на прогулке, о чем говорили до 2 лет? На ваши вопросы любые отвечал, даже кивком? Или вы ничего не спрашивали его, думая чтт он ещё маленький и ничего не понимает?.

ОтветитьНравится 

Ирина

Я всегда с ним разговариваю, все проговариваю… Когда гуляем то он в основном спал раньше сейчас уже спит редко, с детьми особо он не играет, он их видит подбежит и убежит! Когда что-то раньше не хотел мотал головой, когда я например просила что-то сказать, но теперь он так не делает он просто будто не слышит☹️но когда я типа чихаю или кашляю сразу повторяет за мной и балуется! Ещё ничего не показывает пальцем, показывает моей рукой

ОтветитьНравится 

Мультики смотрит,,, но как фоном и играет когда я например кушать готовлю, ко мне приходит бегает по балкону,, когда с ним занимаемся я мультики выключаю всегда… Ну если просто играем в мячик например то могу не выключить (

ОтветитьНравится 

Кейт

Мультики убирайте особенно фоном, у него каша в голове, впм нужно срочно заняться, не правильно продаёте ему информацию, идите на развивашки, смотрите как говорят, что говорят, что делают преподаватели, месяц точно отходите посмотрите если какой сдвиг ( прям пишете до / через месяц). Если что то не понравится идите в другие рпзвивашки.
Быт в доме делайте с ним., пойдем стирку запускать придвмывайте игру, в какие игры играете вместе? Летаете в самолёты? К примеру, надо чтобы смотрел вам в лицо, и вы на своем примере губами заводили мотор самолёта и взлетали — у-у…, всё делать вместе. И ещё как у вас с физическим развитием?.. Очень рекомендую смотреть канал паевская Валентина на канале ютубе.

ОтветитьНравится 

Ирина

Спасибо большое) как только откроют развивашки сразу пойдём, ждём звонка), но тут беда куда не придём сразу на выход тянет (в машинки играем в мячик в прятки! Спасибо! Мелкая моторика отлично, кушает самостоятельно, мелкие детали в развивашках игрушках все соберёт и в отверстия вставит отлично,,, а вот с крупной моторикой не очень, на самокате велосипеде например не катается не получается и не объяснить ему он сразу уходит (

ОтветитьНравится 

Ирина

Дома кушать пойдём говорю, сразу идёт за ложкой,, мыться знает, зубы чистить, все знает, мусор выкидывает,, бытовое только понимание и все (

ОтветитьНравится 

Кейт

Развиввйте вистибулярный аппарат, балансир

ОтветитьНравится 

Внизу полугруг — можно чтоб муж сам сделал.

ОтветитьНравится 

Ирина

Ого) спасибо)
Почему у нас в детстве таких проблем не было ♀️мама говорит что она со мной не занималась и не играла почти, да и у кого не спрошу так же мультики виноваты? ???????? А я смотрю на своего и в отличии от сверстников просто пропасть в год наверно, но у всех у них сад и общение, а мы не социализированны (

ОтветитьНравится 

Ирина

Жесть спасибо я уже об этом думала что может я не так что делаю, но сравниваю себя с другими и я не хуже, может даже лучше и в этом тоже беда, многие детей тетям бабушкам отдают на няньки…, а я все одна все с ним, все за него считай делаю уже по привычке,, в этом и запущенность, мной он командует (

ОтветитьНравится 

Ирина

Спасибо вам огромное ???? ???? ???? я буду стараться!

ОтветитьНравится 

Кейт

Очень много не нужных гаджетов для детей, начиная, шезлонги, стульчики фильдипнрсовые и. Тд. Коляски крутые, удобные маме, а ребёнку надо не спать уже а нс турнике аисеть по лазилкам и. Т. Д.
Ребёнку не нужно напрягаться, а это искусственная задержка развития.
Гаджеты нужно маме, робот пылесос, посудомойка, и. Т. Д.
Ребёнку надо читать много,
2 предложения прочитали — задали вопрос и. Т. Д.

ОтветитьНравится 

Кейт

Да, читайте и слушайте паевскую

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

Источник

В возрасте двух лет речь ребенка постепенно развивается. Активный словарь наполнен существительными, глаголами, местоимениями, предлогами и наречиями. Малыш не всегда грамотно и правильно выбирает связки слов и окончания, но пытается оперировать всевозможными фразами и модулями. Но что делать, если ребенок в этом возрасте совсем не разговаривает?

Нормы речевого развития

Ориентировочно, в словаре двухлетки насчитывается 100-300 слов. Всё чаще встречаются обобщенные слова, такие как обувь, посуда, фрукты, игрушки и реже слова-подражания (му-му, би-би). Конечно, ребёнок может путать понятия внутри обобщенных групп, называя босоножки – тапками или ботинками, а свитер – майкой или кофтой. Но по мере расширения словаря слова займут свои места. Малышу сложно произносить длинные, насыщенные трудными звуками конструкции, так как речевой аппарат к этому недостаточно готов.

В этом возрасте речь может быть не понятна, но с каждым месяцем в процессе практики она совершенствуется, наполняется большим смыслом. Ребенок произносит предложения, состоящие из двух и более слов, заменяя некоторые мимикой и жестами. Речь эмоциональна, ярко окрашена. Понять малыша уже гораздо проще не только родителям, но и другим людям. Также пополняется новым запасом и пассивный словарь (внутренний словарный запас ребенка, состоящий из тех слов, которые он понимает.) Ближе к трём годам речь наполнена активным словотворчеством, выстраиванием новых слов из существующих. Меняется осознание собственного “я”, и выражения “Аня сама пойдёт” меняются на “Я пойду сама”. Звуковое наполнение терпит изменения в течение третьего года жизни.

Нормы развитие речи в 2 года

Примерное распределение речевых способностей приведено в таблице.

ВозрастРечевые способности
2 года 2 месяцаМалыш пользуется прилагательными, местоимениями, предлогами
2 года 3 месяцаСоставление трёхсложных предложений
2 года 4 месяцаПоявление более 5 распространенных предложений
2.5 года – 2.9г.Увеличение словарного запаса, сложность трудно артикулируемых звуков сохраняется (свистящие, шипящие, сонорные группы)
2,9 -3 годаАктивный словарь до 1000 слов

Развитие речи у девочек происходит более спешно, чем у мальчиков. По статистике, девочки раньше начинают строить предложения, уходить от слов-подражаний. Исследователи зарубежных стран установили закономерность более раннего речевого развития именно у девочек. Как известно, в 2 года активный словарь у женского пола значительно превышает мужской. И, как следствие, речевой опыт делает своё дело. Легче строить предложения, выбирать слова. Даже произношение слов и определенных звуков девочкам даётся легче.

Двухлетние молчуны

Случается, что дети, перешагнув рубеж в 24 месяца, так и не начинают радовать своих близких потешными разговорами. Остаются лишь звукоподражания, обрывки слов, либо «мычание», мимика и жесты. В чём причина и являются ли данные обстоятельства патологией? Ведь все дети абсолютно разные в своём развитии. Всё же существующие нормы не целесообразно игнорировать.

Если в семье возникла такая проблема, родители должны выявить причину, так как два года наиболее сенситивный период для формирования и становления познавательных способностей малыша. Возможно, ребёнок развивается по индивидуальному маршруту, и вскоре догонит сверстников. Но причины задержки речевого развития могут быть разными, а время для принятия будет упущено.

Ребенок не разговаривает в два годика

Следует понять, что имеют ввиду родители под понятием «ребёнок не разговаривает»:

  • совсем не произносит ничего;
  • говорит невнятно, не произнося определённых звуков;
  • говорит меньше, чем хотелось бы родителям (либо в сравнении родителей с собой в детстве или с предыдущими детьми в этой семье);
  • произносит малоразличимые звуки, не похожие на слова;
  • не способен соединять слова в предложениях;
  • не говорит, но может показать на предмет, понимая о чём речь;
  • не разговаривает совсем, не воспринимает собеседника, не находит коммуникации.

В каждом индивидуальном случае коррекционная деятельность будет строиться по-разному. Возможно, она совершенно неуместна, но первоисточник проблем необходимо обязательно выяснить. Существует множество факторов, влияющих на развитие речи ребенка.

Рассмотрим два варианта.

Ребенок не говорит, но всё понимает

Здесь имеет место расстройство экспрессивной речи. Распространённая в современном мире проблема: «Всё понимает, но говорить не хочет». Сравнивая со сверстниками своего ребенка, родители невольно понимают, что-то не так, но начинают искать выход из ситуации ближе к трём годам. Возможно, у ребенка присутствует дизартрия (проблема артикуляционного аппарата), в следствии которой малыш не накапливает словарный запас. Может быть, имеет место быть какая-либо психологическая подоплёка. Важно отметить другие признаки:

  • сохранность слуха и интеллекта;
  • психофизиологическое развитие соответствует норме;
  • в наличии общение мимикой и жестами, адекватное эмоциональное проявление;
  • нет признаков расстройств аутистического спектра, проявления которых можно заметить уже с 2 лет.
Читайте также:  У ребенка 2 года повышенный аппетит

Малыш в 2 года не разговаривает, но понимает

Не разговаривает и не понимает обращенную речь

Одновременное расстройство импрессивной и экспрессивной речи. Такая проблема гораздо сложнее предыдущей. Необходимо обратиться к специалистам и провести дифференциальную диагностику с различными нарушениями: дефекты слуха, нарушения интеллектуальной сферы, эмоционально-волевой. В случае, если не выявлено посторонних, сопутствующих речевым, патологий имеет место сенсомоторная алалия. Такой диагноз может поставить лишь невролог, имея на это соответствующие основания. И коррекционная работа будет строится под тщательным контролем логопеда-дефектолога. Проблема требует незамедлительной коррекции, так как со временем речь малыша не будет меняться, ему необходима логопедическая помощь.

Факторы, влияющие на формирование речи и что делать

Экзогенные (внешние) факторы

Проблемы, не связанные с интеллектуальными возможностями ребенка.

  1. Речевая атмосфера в семье. Дефицит общения может привести к тому, что у малыша не возникнет предрасположенности к подражанию. Если родители практически не разговаривают с ребенком, ссылаясь на занятость или усталость, ему просто будет не у кого учиться говорить. Поэтому с первых дней жизни необходимо уделять время общению с крохой.
  2. Особенный психотип ребенка. Малыш знакомится с миром, наблюдает за ним, формирует пассивный словарный запас и осмысливает увиденное.
  3. Искажение речи взрослыми, подражая ребенку. Родители, сами того не понимая, могут серьёзно навредить правильному восприятию речи крохи, искажая слова, излишне применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы.
  4. Педагогическая запущенность. Ситуация, свойственная неблагополучным семьям, в которых ребенку не уделяется должного внимания. При этом часто случаются конфликты, травмирующие детскую психику, драки, ругань.
  5. Гиперопека. Чрезмерная забота родителей о своём чаде, при которой у ребенка нет никакой мотивации к самостоятельной деятельности, в том числе и речи. Крохе незачем проявлять речевую активность, близкие и так с полуслова понимают и выполняют его желания, договаривают фразы, заканчивают предложения.
  6. Психологические травмы. Они могут быть связаны с ранней разлукой с матерью, в следствие различных факторов.

Что делать, чтобы ребенок заговорил в 2 года

Эндогенные (внутренние) факторы

К ним относятся физиологические особенности организма ребенка, влияющие на речевое формирование.

  1. Проблемы внутриутробного развития (гипоксия беременных, токсикозы, родовые травмы, инфекционные заболевания матери) так или иначе могут сказаться на речевых центрах коры головного мозга малютки и впоследствии повлиять на становление речи.
  2. Нарушение физического слуха. Понижение слухового восприятия влечет за собой недоразвитие речи детей. Бывает, что ребенок реагирует на многие звуки окружающего мира, а частота человеческой речи для него малодоступна.
  3. Органические поражения речевых зон коры головного мозга вследствие родовой травмы или аномалий пренатального периода вызывают полное отсутствие или частичное недоразвитие речи (алалия). Гораздо чаще встречается у мальчиков. В этом случае проявления выглядят различно. В зависимости от локализации поражения. У детей такое осложнение может проявляться либо в полном отказе от вербального общения, либо в непонимании, что от него хотят взрослые.
  4. Недостаточность созревания центральной нервной системы, тормозящее речевое развитие (недоношенные детки).
  5. Дефекты артикуляционного аппарата: подвижность языка, подъязычной связки, тонус мышц губ, лица (помогут в этом вопросе такие специалисты, как логопед и невролог).

Более сложные по структуре патологии, носящие стойкий характер, также могут быть причиной задержки речевого развития:

  1. Интеллектуальные нарушения, представленные первичным дефектом, а нарушение речи, как вторичное проявление.
  2. Расстройства аутистического спектра. При данной аномалии развития, как и во всех других дефектах, речь не является единственным признаком, указывающим на эту проблему. Поэтому ни в коем случае не стоит примерять всё на своего ребенка.

Что может быть тревожным сигналом для родителей?

Как было сказано ранее, все дети развиваются по индивидуальному сценарию. Но некоторые процессы в развитии позволяют отследить намечающуюся проблему и принять необходимые мер, так как речевое развитие оставляет след на умственном и познавательном. Если возникают вопросы, не лишним будет визит к профессиональному неврологу, специализирующемуся на речевой практике.

На что обращать внимание родителям, если малыш не говорит в 2 года

На что стоит обратить внимание:

  • вспомнить, как развивалась речь малыша изначально. Прошла ли она все стадии: гуление, лепет, первые слова. Не прерывалось ли речевое развитие;
  • понимает ли ребенок обращенную к нему речь, реагирует ли на неё;
  • ребенок не выполняет простых просьб (подай, положи, принеси), не смотрит на взрослого, не откликается на своё имя;
  • малыш не умеет просить, подходить к нужному предмету, громко кричит, устраивает истерику;
  • к двум годам у крохи совсем мало слов, он мычит, не произносит привычных слов, а также плохо воспринимает речь окружающих;
  • либо, наоборот, повторяет сложные слова бессмысленно, бесцельно, не используя их в качестве общения или коммуникации;
  • неврологические проявления в комплексе с речевым недоразвитием, такие как: ходьба на носочках, тремор (дрожание) подбородка, рук, слабая моторика;
  • стереотипные (похожие) движения, не применяемые для игры – хождение по кругу, открывание или закрывание двери, выстраивание игрушек в ряд.

Эти симптомы могут представлять опасность, если встречаются в комплексе. В противном случае, паника неуместна.

Какие специалисты помогут?

Если у ребенка обнаружены подобные проявления, главное, не упустить сроки. Современная медицина и педагогика наполнена методами развития речи и устранения проблем. Необходимо пройти комплексное обследование. Сначала посетить педиатра, который поможет с направлениями к нужным специалистам:

  1. Отоларинголог (лор). Исключит дефекты органов слуха, артикуляции. В случае выявления проблемы направит на дополнительные исследования, посоветует посетить сурдолога.
  2. Невролог. Поможет разобраться с проблемами развития нервной системы ребенка, с отклонениями в психических процессах. Назначит комплекс всевозможных исследований, одни из них аудиограмма, эхограмму, энцефалограмма. Выпишет медикаментозные препараты, способствующие развитию мозговой деятельности.
  3. Логопед-дефектолог. Проверит возможные аномалии артикуляционного аппарата, уровень развития речи. Порекомендует родителям различные упражнения для язычка, а также тактику вызывания речи у деток.
Читайте также:  Можно ли делать флюорографию ребенку 2 года

Посещение врачей, если малыш не говорит в 2 годика

Специалисты помогут собрать общую картину формирования ребенка и разобраться, действительно ли присутствуют отклонения.

Как развивать речевые способности двухлеток

Даже если ребенку показаны занятия с логопедом-дефектологом (порой дорогостоящие), в возрасте двух лет они краткосрочные по времени. Малыш занимается такой деятельностью 10-15 минут. Упражнения организуются только в виде игры и могут успешно выполняться родителями самостоятельно. Нужно помнить, что крохе потребуется повышенная активность от взрослых. Необходимо проговаривать каждое своё действие, спрашивать, вызывать на разговор, отвечать на вопросы, мотивировать, проговаривать вместе слова.

Упражнения проводятся лишь при положительных эмоциях, так как в этом случае будет результат. Для того чтобы закрепить навык, необходимы многократные повторения. В играх обязательно использовать наглядный материал, яркие игрушки, картинки, заинтересующие внимание малыша. Также не лишним будет учитывать опыт познания окружающего мира ребенком, не произносить непонятных слов, и не строить длинных предложений. Сокращать слова, показывая на предметы. Материал для игр подбирается по принципу от простого к сложному. Занятия должны включать в себя различные виды деятельности, направленные на развития определенных навыков.

Занятия с ребенком в 2 года, чтобы заговорил

За малейшие достижения крохи обнимайте, целуйте, проявляйте эмоции, так как ребенок даже в этом возрасте уже способен устанавливать причинно-следственные связи. Если мама радуется, значит нужно «это повторить»! Малыш познаёт мир с помощью подражаний за взрослыми, и поэтому в игре следует максимально заинтересовать своего молчуна.

Выбираем игры

Главная задача взрослого – научить малыша подражанию. Основной принцип обучения – постепенность, неторопливость.

  • «Делаем зарядку». Смысл игры в том, что взрослый придумывает упражнения, которые кроха бы повторил и выполнил вместе с ним: хлопки, прыжки, шаги, взмахи руками, ногами. Сначала движения выполняются по отдельности, затем материал усложняется и добавляются попутные, например, хлопаем в ладоши и шагаем на месте.
  • Весёлая логоритмика. Это музыкальные игры для развития ритма и чувства музыки, а также использование простых слов, обозначающих движения: «Хлоп-хлоп, топ-топ». Взрослый обязательно проговаривает все действия под музыку. Такие занятия благоприятно сказываются на речевом и моторном развитии ребенка, позволяют быстро достичь положительного эффекта и эмоционального отклика, особенно, если выполняются вместе с любимой мамой.
  • «Игры с предметами». Например, купаем куклу Катю. Мама проговаривает каждое действие: «Давай возьмём куколку, разденем её, а затем положим в ванночку. Нальём водички, тёпленькой, чтобы куколке было приятно…» Максимально оречевляем процесс, а необходимые атрибуты для игры, такие как ванночка, вода, помогут сделать процесс интересным и захватывающим внимание ребенка. Ваш малыш обязательно начнёт подражать действиям, а впоследствии и пытаться проговаривать слова вместе с вами.
  • Игры потешки. Недаром ещё наши прабабушки знали всевозможные прибаутки, наполненные фольклорным творчеством. Такие присказки просты для запоминания и повторения, наиболее понятны деткам своими незатейливыми ритмами. В развитии речи двухлетних детей используют именно их. «Ладушки-ладушки», «Гули-гули» и многое другое.
  • Игры с мелкими предметами. Тренировка тонкой моторики, напрямую связанной с речевыми зонами коры головного мозга. Предложите крохе порвать вместе лист цветной бумаги на мелкие частички, а затем из них соберите какую-либо композицию, обязательно похвалив своего маленького помощника. Во время совместной деятельности проговаривайте каждое действие, например, «кап-кап, дождик пошёл, фух-фух, снег полетел, шур-шур, ветер подул».
  • Можно соорудить пальчиковый бассейн из различного безопасного мелкого наполнителя, и под пристальным контролем «искупать» маленькие пальчики, проговаривая что происходит.
  • Приучайте кроху к совместному чтению детских книжек. Для начала нужны книги без текста, с яркими крупными красочными картинками, наилучшим образом здесь помогают музыкальные книжки. Показывая картинки, описываем нарисованное своими словами, обращаем внимание на детали, останавливаемся, рассматриваем, проговариваем. Затем можно использовать иллюстрированные книги с небольшими стихотворными изложениями, написанными большими буквами для того, чтобы малыш привыкал, что книги можно читать и слушать.
  • «Звуки животных и предметов». Можно использовать игрушки-макеты животных, а можно картинный материал. «Кто это? Курочка! Как говорит курочка? Ко-ко-ко». «Что это? Самолёт! Как гудит самолёт? У-у-у.» Такие упражнения значительно развивают артикуляцию ребенка, можно и подуть как ветерок «Ш-ш-ш», и позвенеть как комарик «С-с-с». Развитие получает не только артикуляционный аппарат, но и фонематический слух, отвечающий за различение речевых и неречевых звуков. Мы фокусируем внимание ребенка на том, что можно произносить отдельные звуки.
  • Развитие общей моторики. Координации движений тела. Помогут игры с мячом, большим и маленьким. Также способствуют положительной динамике игры на фитболе. Существует комплекс упражнений, направленных на формирование физических способностей малютки. А, как известно, психофизическое развитие работает в комплексе с психоречевым.


Занимаясь с неговорящими детьми необходимо понимать, что должна быть правильно организована речевая среда и создана мотивация к совместной деятельности. Нужно быть готовым к тому, что всё получится не сразу, какое-то время займёт поиск контакта с малышом. В некоторых случаях совместная работа с неврологом поможет добиться положительных результатов. Вероятно, два года для родителей неговорящего ребенка совершенно не повод для паники, но в любом случае совместная работа по развитию речи не будет лишней, а только поможет малышу сформировать правильное и своевременное представление об окружающем мире.

Загрузка…

Источник