Ребенок 2 года меня не понимает слов

Ребенок 2 года меня не понимает слов thumbnail

Понимание речи – это одна из основных ступеней развития ребёнка. В норме человек должен уметь сопоставлять звучание слова с тем, что оно обозначает. Например, если вам говорят «кровать», то вы прекрасно понимаете, что это не просто набор звуков, а конкретный предмет мебели. В воображении рисуется определённая картинка: ножки, матрас, спинка. Это происходит неосознанно. Но как научить ребёнка понимать слова?

В каком возрасте ребёнок начинает понимать речь?

Многих волнует вопрос: в каком возрасте малыш начинает понимать речь? Это необходимо знать, чтобы следить за его развитием. Ребёнок начинает понимать окружающих людей ещё до года. Однако не стоит ждать от него в этом возрасте многого. Ребёнок до полутора лет понимает речь своеобразно. Он осознаёт не значение конкретных слов, а оценивает ситуацию. Например, кроха может показать маме глаза или нос по её просьбе. Но когда ребёнка просят другие люди – он ничего не делает, потому что не понимает. Это связано с тем, что к выполнению просьбы его побуждают не слова мамы, а выражение лица, действия и интонация. Ребёнок реагирует на взаимосвязи, воспринимая ситуацию в целом.

Со временем малыш начинает понимать речь независимо от того, кто её и как произносит. Фразы начинают приобретать конкретный смысл. Пассивный словарь ребёнка существенно расширяется, когда малыш достигает 2 лет. Сначала он запоминает названия окружающих предметов, потом узнаёт, как зовут родных и друзей, знакомится с игрушками и частями тела. Ребёнок, которому 2 года, знает названия практически всех окружающих предметов.

Если ребенок от 2 лет не понимает слова (самые простые, например, кушать, вода и так далее), то это повод для беспокойства. Родители должны уделить особое внимание развитию малыша. Ребенок должен в 2 года понимать, что от него хотят. Задержки часто вызывают волнение. Что делать, если ребенок не понимает речь? В первую очередь необходимо показать его специалисту. Многие родители стараются избежать проблем. Поэтому всё больше людей интересуются, как научить ребенка словам.

Как научить ребёнка понимать речь?

Как научить ребёнка понимать слова? Это самый распространённый вопрос, который слышат педиатры и логопеды. Родители хотят знать, что нужно делать и в каком возрасте. Помните, что ребёнок всё запоминает. Не нужно постоянно «сюсюкать» с малышом. Вы уже знаете, в каком возрасте кроха начинает понимать речь. Поэтому начинайте с ним активно говорить с 4-6 месяцев, а лучше – с первых дней его жизни.

Не знаете, как научить ребёнка словам? Воспользуйтесь следующими правилами.

  1. Говорите и визуализируйте. Как маленький ребёнок поймёт, кто такой медведь, если он никогда его не видел? Если вы говорите малышу о животных, то покажите ему их.
  2. Используйте простые фразы. Возраст развивающегося ребёнка имеет большое значение. Если крохе всего пару лет, то лучше отказаться от использования сложносочиненных предложений.
  3. Поднимайте интересные темы. Какого маленького ребёнка может заинтересовать политика или устройство автомобиля? С детьми лучше обсуждать окружающие вещи, людей и игрушки. Старайтесь делать это чаще.
  4. Говорите чётко и медленно. Чем внятнее и спокойнее вы произнесёте слово, тем понятнее оно будет для ребёнка. Не торопитесь. Ребёнок понимает значение слов, которые проговаривают максимально понятно.
  5. Описывайте свои действия. Если вы убираете или готовите, то сопровождайте это рассказом. Описывайте, что вы делаете и зачем. Думаете, в каком возрасте нужно начать этим заниматься? Можно с первых месяцев. Сначала малыш ничего не поймёт, но словосочетания отложатся у него на подкорке.
  6. Сопровождайте «лепетные» слова полными формами. Лепет является важной частью развития. Это первое, что ребёнок начинает понимать и повторять. Однако общение не должно ограничиваться лепетом. Иначе как ребёнок поймёт, что его домашний питомец не только «ава», то и «собака».
  7. Рассказывайте сказки и читайте книги. Подойдут как иллюстрированные, так и обычные издания. Важно научить ребёнка воспринимать речь независимо от картинок и жестов.
  8. Развивайте ребёнка постепенно. Учите малыша сначала существительным. Потом вводите глаголы и прилагательные. Нужно постепенно научить маленького ребёнка восприятию предметов. Например, играя с машинкой, сначала скажите: «Смотри, машинка!», потом «Машинка катится!», а затем «Посмотри, красная машинка катится!». Так малыш начнёт понимать разные слова, ассоциируя их с конкретными предметами и действиями.

Ребёнок до 2 лет не понимает многих слов. Как его научить речи? Проводите занятия ежедневно. Тогда вы сможете научить ребёнка всему, что ему необходимо. Малыш будет нормально развиваться. Но что делать, если ребёнок не понимает речь, хотя вы занимаетесь с ним? Причины могут быть разные.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

1..jpg

В каком возрасте малыш начнёт понимать речь? Этим вопросом задаются все волнительные родители. Но не нужно паниковать раньше времени. Стоит отметить, что нормы развития отличаются гибкостью. Если ваш ребёнок не понимает значение слов, то помните, что допустимы колебания в пределах трёх месяцев. При этом мальчики могут отставать от девочек на 5 месяцев. Поэтому не переживайте, если ваш малыш понимает слов 7, а другие дети его возраста 12.

Большинство родителей думают, что за формирование понимания речи отвечает конкретная зона мозга. Однако ребёнок начинает понимать слова при нормальном функционировании обоих полушарий. У мальчиков хуже развивается речь из-за более тонкого пучка нервных волокон. Если у ребёнка отсутствуют неврологические, психические и мозговые заболевания, то небольшие отставания легко корректируются. Главное вовремя обратиться к специалистам, если вы заметили, что ребёнок не понимает слов. Помните, что ситуацию нельзя пускать на самотёк. Если ребёнок не понимает значение слов в 2-3 года, то есть повод для волнения. Профессионал заметит задержку в психическом развитии (ЗПР) или умственную отсталость даже на ранней стадии. Поэтому, если вы не знаете, что делать, если ребенок плохо понимает и говорит, то обращайтесь за помощью.

Читайте также:  Успокаивающие чаи ребенку 2 года

ЗПР и умственная отсталость: признаки существенной задержки речевого развития

Если ребёнок не понимает смысл слов после 2-2,5 лет, то можно говорить о наличии ЗПР (или задержки речевого развития – ЗРР). Серьёзная степень задержки характеризуется следующими признаками:

  • дети четырёхмесячного возраста начинают реагировать на мимику и жесты родителей. Ребёнок с ЗПР не делает этого;
  • в норме в восьмимесячном возрасте ребёнок начинает лепетать (ба-ба, та-та и пр.), а при ЗРР и умственной отсталости этого часто не происходит;
  • в год ребёнок воспринимает многие слова, издаёт разнообразные звуки и пытается говорить с родителями. Дети с ЗРР ведут себя очень тихо;
  • в полтора года ребёнок должен понимать своё имя и названия знакомых предметов, говорить «мама», «папа», «дай», а также выполнять простые просьбы «покажи», «ляг», «иди ко мне»;
  • у ребёнка присутствуют сложности с пережёвыванием пищи и сосанием, например, в полтора года малыш не может съесть даже нарезанную морковку;
  • при ЗРР двухлетний малыш пользуется только отдельными знакомыми словами и не запоминает новые фразы;
  • кроха знает значение до двадцати слов в 2,5 года, не разбирается в окружающих предметах и частях тела, не выполняет несложные просьбы, не составляет простые фразы («дай кушать», «хочу спать»);
  • речь трёхлетнего ребёнка настолько неразборчива, что его трудно понять даже маме с папой, малыш не составляет простые предложения (существительное + глагол + прилагательное), не может вникнуть в смысл рассказа в прошедшем или будущем времени;
  • малыш говорит, используя заученные фразы из книг и мультфильмов, не составляя свои предложения и не понимая значение всех слов, или зеркально повторяет за родителями. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к психиатру;
  • приоткрытый рот с повышенным слюноотделением, отсутствие способности делать простые задания и ЗРР могут свидетельствовать об умственной отсталости.

Если ребёнок не понимает значение слов, то внимательно понаблюдайте за ним. Присутствие вышеперечисленных признаков требует срочного обращения к специалисту.

Причины возникновения ЗРР

Перед тем как решать, что делать, если ребёнок не может освоить речь, необходимо установить причину отставания. Она может быть связана:

  • перенесёнными детскими заболеваниями в тяжёлой форме;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • снижением слуха;
  • поражениями головного мозга;
  • наследственностью и пр.

Если вы не знаете, что делать, если ребёнок не понимает слова, то посетите невролога, психиатра, дефектолога, сурдопедагога и нейропсихолога.

При возникновении отклонений у малыша важно научить понимать его смысл слов. Для этого существуют различные программы коррекции. Например, вы можете проконсультироваться со специалистами центра «НЕАПЛ». Они назначат малышу занятия. Регулярно посещая их, любой ребенок начитает воспринимать слова и освоит речь.

Источник

Простейший тест на понимание речи для маленьких

Нарушение понимания речи, или сенсорная аллалия, — частый спутник аутизма. В 2 года мой ребенок практически не понимал речь, был неуправляем, часто впадал в истерики, не хотел слушать книжки.

Сейчас в 4,5 года он понимает речь, любит, когда ему читают, понимает простые истории в книжках, говорит. И у нас гораздо меньше истерик. Как мы этого добились? Могу дать несколько советов.

Диагностика при нарушении понимания речи:

— пройти диагностику у логопеда или/ и в ABA-центре;

— пройти диагностику у невролога;

— проверить слух ребенка.

Реабилитация:

— начать пить витамины,

— попробовать ноотропы, если их назначили (но у нас с ними не сложилось);

гулять не менее 2-х часов день;

— начать занятия по ABA-программе или у логопеда (ABA мне нравится больше);

— читать очень простые сказки и стихи с картинками (пальцами показывать героев);

каждый день заниматься дома;

— разговаривать с ребенком на том речевом уровне, который ему доступен, говорить «много, но мало», например: «Чашка», «Дверь», вместо: «Чашка стоит на столе… Давай откроем дверь..» ;

— попробовать «Томатис»;

— съездить на море;

— выкинуть телевизор (мультики подавляют работу центров, ответственных за понимание речи).

Мне кажется, что самым оптимальным для развития понимания речи будут занятия с ABA-логопедом. Но только после тестирования и написания индивидуальной программы развития (о том, какие элементы в нее обычно входят, читайте в этом материале).

Почему я так думаю? Проблем в развитии ребенка может быть больше, чем одна. В ABA все эти нюансы учитываются.

Тестирование на понимание речи

1.Маленького ребенка (1,5-3 года) просят принести или показать какой-нибудь предмет (мишку, куклу,машинку, яблоко).

Если ребенок отказывается это делать, то просто наблюдают, посмотрел ли он на тот предмет, который назвали.

2. Ребенка в районе 3-х лет попросят:

— показать картинки с глаголами: «покажи, кто спит», «покажи кто играет»;

— выполнить двухкомпонентную инструкцию: «возьми яблоко, положи в корзину».

Такая проверка обычно не достаточна для диагноза «сенсорная алалия» и вот, почему:

Читайте также:  Аптечка ребенка 2 года

— ребенок может полностью отказаться от сотрудничества со взрослым;

— ребенок может понимать ограниченный набор слов, как раз такой, который был в тесте.

Что делать? Заниматься! Диагноз: сенсорная алалия не ставят за одно занятие.

Нормы понимания речи

Как заниматься с ребенком?

1. Привлекать внимание к звукам и словам в игре. Играем с предметами и картинками: «Часы. Тик-так», «Волк: у-у-у», «Кошка: мяу».

2. Учить ребенка давать или показывать пальцем предметы первой необходимости. Протокол обучения есть в другом блоге.

3. Учить ребенка выполнять простые инструкции, вроде: «Иди сюда», «Вымой руки», «Вытри рот», «Сядь», «Встань» и т.п.

4. Учить ребенка откликаться на свое имя.

5. Если есть эхолалии — механические повторения слов — пытайтесь использовать их для обучения просьбам.

Эти занятия можно совмещать с упражнениями по развитию активной речи, но не переборщите. В норме понимание речи опережает говорение, а не наоборот. Если у вас ребенок понимает 10 слов, не учите с ним наизусть стихи и не пытайтесь вести диалог. Не сработает.

Когда ребенок наберет минимальный словарный запас существительных, мы учим его различать глаголы, а потом переходим к другим частям речи.

Даже если вы освоили первые слова дома, ребенок с СА должен учить русский язык, как иностранный, под руководством опытного логопеда. Мама с папой вряд ли поймут, в каком порядке и как нужно давать грамматику русского языка, как развивать диалог.

Материал по теме:

Сенсорная алалия или аутизм: как их различать?

Почему он не говорит? Запуск речи у ребенка-аутиста

Загадочный интравербал: диалог для ребенка с РАС

Сенсорная алалия: как слышит вас ребенок

Источник

Надя пупкина
Консультация для родителей «Как научить ребёнка 1–2 года правильно реагировать на слово «нельзя»

Год лучший возраст, чтобы научить ребёнка слову «нельзя». С одной стороны в этом возрасте малыш становится настолько активным и самостоятельным, что родителям волей-неволей приходится использовать различные запретительные слово, чтобы вносить коррективы в его поведение. С другой стороны, годовалый ребёнок уже способен понять значение этих слов и правильно на них среагировать. Но зачастую родительские ошибки приводят к тому, что ребёнок вообще перестаёт реагировать на словесные запреты, продолжает выполнять неугодное родителям действие. О том, в чем заключаются основные ошибки политики запретов, а также том, как, когда и в каких ситуациях лучше говорить «нельзя» я сегодня и расскажу.

Ошибка №1 Слишком много нельзя

Нельзя драться, кричать, отбирать чужие игрушки, бегать по дому,прикасаться к плите, утюгу, розеткам, ломать вещи и игрушки, лезть в холодильник, шкаф и духовку брать ножи, ножницы, мусорить крошить хлеб…. Это – только малая часть «нельзя» которые среднестатистический родитель говорит своему ребёнку ежедневно.В итоге в головке малыша появляется мысль: «А что же тогда можно?» и начинается бунт…. Тем более родители делают большинство тех вещей, которые запрещают своему ребёнку.

Обилие запретов — самая частая причина, по которой ребёнок перестаёт реагировать на слова «нельзя» «нет». А если не перестаёт, то, по мнению некоторых психологов, став послушным и удобным для родителей, теряет возможности для полноценного развития, уверенности в себе и своём праве принимать решения.

Список запретов можно сократить до минимума. И тогда редкое, произносимое только в крайних опасных ситуациях, слово нельзя приобретёт для ребёнка значительный смысл.

Количество запретов, по мнению психологов не должно превышать 4-5.

А дети до года вообще не воспринимают слово нельзя. Детей данного возраста лучше отвлекать и переключать внимание.

Ошибка № 2 запреты без объяснения причины.

Типичная ситуация: папа строго говорит «нельзя», мама грозит пальчиком «ай яй яй», малыш перестаёт хулиганить, а как только родители отворачиваются или выходят из комнаты, ребёнок спокойно возвращается к выполнению запрещаемого действия. Он понимание, что родителям не нравится то, что он делает, но не понимает, почему он должен перестать это делать. Лучший способ запретить-объяснить и показать, почему «нельзя» При этом объяснять и показывать нужно начиная с самого юного возраста, но на понятном ребёнку языке, используя понятные малышу слова «как, горячо, чужое — и опираясь на его опыт.

Ошибка №3 Не последовательные запреты.

Пусть поиграет утюгом, пока он холодный, а когда я буду гладить, то скажу нельзя – рассуждает папа. «Ребёнок так плачет, надо ему разрешить» – жалеет мама. «Пусть родители говорят «нельзя», а бабушки будет можно» — рассуждает добрая бабушка.

Если сегодня – нельзя, а завтра можно, если обычно – нельзя, а когда поплачешь можно, если у мамы с папой – нельзя, а у бабушки – можно, значит можно всегда – примерно так рассуждает маленький ребёнок, встречая непоследовательность действий своих родственников.

Поэтому запрещать ВСЕМ и ВСЕГДА и даже в ответ на крик и слёзы ребёнка – лучший способ дать понять ребёнку, что нельзя – это значит нельзя, а не можно если настоять на своём.

Ошибка №4 Запрет без альтернативы.

Чтобы ребёнок не чувствовал разочарования от того, что ему что-то не разрешили, лучше сразу предложить ему достойную замену. Отвлечь внимание можно новой игрушкой, интересным занятием, просто переходом в другую комнату. А ещё лучше купить или создать для ребёнка детский аналог взрослых вещей, объяснив при этом, что это мамино, это папино, а это – Катино.

Читайте также:  Меню правильное питание для ребенка 2 года

Ещё выделила одну ошибку с которой столкнулась наблюдая на прогулке за поведением некоторых родителей…

Ошибка №5 Агрессивное поведение родителей. «бьют ребёнка по рукам

Что же происходит, когда родители бьют малыша по рукам? Они вносят разрушения в эмоционально – познавательный процесс ребёнка, нарушают основной в этом возрасте интерес исследования. Вполне естественно, что ребёнок злится, ведёт себя агрессивно. Постоянно повторяющиеся наказания могут, наконец,достичь своей цели: ребёнок перестанет трогать руками предметы, но нереализованный интерес и вызванная этим злость никуда не денутся. Если запретов слишком много и они жестоки, то гнев уйдёт внутрь и, будет разрушать ребёнку а, скажется на его психическом и физическом здоровье. Либо он проявится в других ситуациях,вроде бы не располагающих к агрессии: игра, отношения с родителями, другими взрослыми, детьми. Но самое страшное, чего могут добиться родители битьём детей по рукам, — они закрепят боязнь изучения нового, проявления инициативы. И тогда не надо жаловаться, что ребёнок не любознательный.

Что же делать родителям, если они хотят, чтобы дети не трогали их вещи? С вещами всёпросто: убирайте их или помогайте ребёнку правильно и безопасно изучить их. Это потребует времени и терпения, но интерес малыша по мере удовлетворения переключится на что-то другое, а вам в последующем не потребуется усиленный контроль за тем, чему вы его сами обучили. А чтобы ребёнок вас не бил – не бейте его сами и учитесь объяснять ему, почему это делать нельзя. Не надо бояться, что дети маленькие и не поймут взрослых. Ждать, что они вырастут, и тогда им можно всё объяснить, — бесполезное занятие.

Вывод: Таким образом, сократив список запретов до минимума, но сделав их обязательными во всех ситуациях, объяснив малышу причины запретов и придумав достойные альтернативы запрещаемых действий, вместо упрямства и желания сделать назло можно встретить у ребёнка понимание и послушание.

А сейчас мы с вами разберём ситуацию, попытаемся выделить ошибки и наметим пути решения данной проблемы.

Как справиться с упрямым ребенком, игнорирующим слово «нельзя»? (1год 7 месяцев). Например, ситуация во дворе — дочка увидела у девочки яркую игрушку, и побежала, чтобы взять ее и посмотреть. Девочка, явно не хотела делиться игрушкой, они с мамой встали и пошли. Даша бежит за ними. Я ее беру за руку говорю — пошли Дашенька, это игрушка девочки, идем покатаемся на качельках, идем мама даст тебе другую игрушку. А она даже не слышит меня, вырывается, начинает кричать. Совершенно не реагирует на мои просьбы. Бежит за ними, я даже на руках не могу удержать ее, она вырывается, кричит. Начинаю строже — говорю сейчас домой пойдем, больше не будем гулять — а ей все равно на мои слова — вот ей захотелось что-то и все! Я взяла ее через силу понесла домой, она еще час в истерике ревела — хотела на улицу. И так изо дня в день все повторяется. Как научить ее слушаться, не игнорировать слово «нельзя»?

Ошибки:

1. Большое количество запретов (более 5 в течение дня). «Не трогай», «Не лезь!», «Нельзя пачкать» и т. д. И такой ребенок, постоянно одергиваемый, в конце просто перестает реагировать на ваши окрики. Слово «нельзя» потеряло значение и поэтому малыш его игнорирует.

1.Непоследовательность в воспитании: «Сегодня нельзя, а завтра можно». В этом случае малыш просто не понимает смысла противоречивых указаний. Слово «нельзя» также утрачивает силу, а кроха начинает «шантажировать» вас своим поведением, провоцируя вас на всплеск негативных эмоций и проверяя, в каком случае его упрямство сработает.

Что делать?

1. Продумайте стиль воспитания, постарайтесь ограничить число запретов до минимума (5 самых основных в течение дня, касающихся здоровья и безопасности ребенка, учитесь находить привлекательные альтернативы в спорных моментах («это нельзя, а вот так — можно»). Старайтесь не ругать там,где можно потерпеть: пролила сок, к примеру,спокойно говорите: «Не страшно, вот мы с тобой возьмем тряпочку и вытрем», т. е. показываете приемлемое поведение, учите ее отвечать за свои действия и устранять последствия. Это важно для ребенка.

2. Если поведение становится неуправляемым — единственный способ, схватить ее в охапку и пойти в уединенное место. Дождаться молча, пока она успокоится, не предпринимая ничего. Просто будьте рядом. Как только она успокоится, скажите ровным голосом, что «отнимать игрушку было нельзя, девочка уходила домой с мамой», «бежать к раскачивающимся качелям опасно – они могут ударить и будет больно» и предложите погулять. Такое объяснение в спокойном состоянии дочки воспринимается гораздо доходчивей, чем в состоянии ее аффекта. Это эффективно работает. Она поймет, что ее поведение – просто не приемлемо и тогда отнимание игрушек и многие аналогичные ситуации перестанут быть такой проблемой.

Спасибо за внимание!

Источник