Ребенок 2 года линии развития

Ребенок 2 года линии развития thumbnail

Материалы, присланные пользователями

Екатерина Бурмистрова, специально для проекта «Семья растет» sonya005Основные линии развития второго года: формальные навыки (освоение тела, освоение языка, освоение произвольности исследование окружающего мира и освоение «границ»), социальные навыки («мамин возраст»)

Специалисты по детскому развитию на каждом этапе жизни ребенка выделяют относительные нормативы — что и когда ребенок начинает осваивать. Рассмотрим эти нормы для второго когда жизни, помня об их относительности и индивидуальности каждого ребенка.

Формальные навыки.

На втором году жизни ребенок должен в достаточной мере овладеть своим телом и координировать его настолько хорошо, чтобы ходить, бегать, прыгать, не падая, и не сшибая предметы, то есть, соотнося свои движения с тем, что находится вокруг него. Это способность, конечно, зависит и от темперамента, есть очень подвижные дети, которые как маленький тайфун все сметают на своем пути. Тем не менее, в среднем к двум годам ребенок должен научиться двигаться, соизмеряя движения с существующими препятствиями и сохраняя равновесие.

К концу второго года жизни ребенок осваивает родной язык в определенном объеме.

По темпу развития речи существует очень большой разброс нормальных вариантов развития. Кто-то в год и 10 месяцев болтает без умолку, а кто-то в два молчит, что тоже может быть вариантом нормы.

В среднем к двум годам должна появиться активная фразовая речь в объеме хотя бы двухсловных фраз. Пассивный же словарь к концу второго года жизни ребенка фактически равняется пассивному словарному запасу взрослого, за исключением абстрактных понятий. Абстрактные понятия в этом возрасте ребенок не понимает, но что касается слов, связанных с конкретными действиями, предметами, названиями, он должен их понимать.

Это две основные линии развития второго года жизни — освоение тела и освоение языка.

Третья ведущая линия этого периода — освоение произвольности, то есть умение делать что-то не просто хаотически. В начале второго года жизни малыш — это такая броуновскя молекула: он бежит, не зная, куда бежит, играет непоследовательно, быстро отвлекается. К концу второго года ребенок может осуществить сложный задуманный план: придвинуть стульчик, залезть на пианино, с пианино перелезть еще куда-нибудь, взять нужный предмет, ради которого было проделано столько предварительных действий. Иными словами, ребенок действует, имея внутренний план, который не всегда конструктивный, но имеющий четкую структуру. Кроме того, произвольность, это, конечно, овладение сфинкторами. В среднем к двум годам ребенок научается распознавать позывы к мочеиспусканию и дефекации, терпеть какое-то время и проситься на горшок в дневное время.

Следующая линия развития — это исследование окружающего мира, начинающаяся с полугодовалого возраста, когда ребенок начинает ползать. Весь второй год ребенок самым активным образом стремиться исследовать все вокруг. В первую очередь он досконально изучает все пространство своего дома, сначала нижний ярус, а примерно с полутора лет, когда научается придвигать стульчик, осваивает другие ярусы. С момента, когда ребенок научился придвигать стульчик от него уже почти не возможно что-то укрыть ни на какой высоте. Кроме того, ребенок начинает исследовать внешний мир во время прогулок: падая в лужи, подбирая и беря в рот то, что смог найти на дороге, убегая от мамы.

sonya002«Невыносимые» поступки детей этого возраста требуют огромного терпения взрослых: то ложки полетели в унитаз, то целый рулон туалетной бумаги размотан по всему дому, то в вашем ботинке лежит чайный пакетик, мука рассыпана по полу, а вода из крана льется мимо раковины. Все эти замечательные истории, которые стоят родителям немалых сил и переживаний — это все очень серьезные исследования ребенка, которые суть предвестник интеллектуальной активности. Понимание этого может хоть как-то облегчить каждодневный труд родителей по устранению последствий таких детских экспериментов.

Тем не менее, предполагается, что к концу второго года жизни ребенок освоит определенное, довольно значительное количество запретов или границ. Слова «запрет, граница» нравится не всем современным родителям, но, тем не менее, усвоение их — очень важный этап в развитие ребенка. К концу второго года жизни ребенок должен чувствовать границы того, что и каким образом можно делать, исследовать, а что исследовать и делать нельзя. Для того чтобы эти границы были усвоены, ребенок должен получить огромное количество непосредственного опыта, в котором существуют границы, поскольку слова в этом возрасте еще не работают в качестве регулятора. Ребенок понимает слова взрослого, но они пока не являются достаточным основанием, чтобы он прекратил, либо изменил свое поведение.

«Пульт управления» ребенка голосом включается между двумя и двумя с половиной годами, в зависимости от того, какой темперамент у вашего малыша. До этого момента для того, чтобы ребенок послушался вас, вам нужно не только сказать, но и подкрепить свое слово действием. Чем более активный темперамент у ребенка, тем больший опыт исследования и его границ он накапливает, но при этом тем большее противодействие включению «пульта» он оказывает. Активные дети в возрасте от года до двух — это маленький невыносимый тайфун, стихийное бедствие в отдельно взятой квартире: они все сносят на своем пути, открывают все шкафчики, коробки, заглядывают во все уголки, добираются до всего и приносят массу проблем взрослым, но при этом очень активно развиваются.

Есть дети, которые в этом возрасте никогда не открывают дверцы шкафчиков на кухне, не пытаются заглянуть в закрытые коробки или попробовать на вкус папины ботинки. Их поведение, несомненно, очень удобно взрослым, они доставляют гораздо меньше проблем, но и опыт, который они при этом получают, тоже несколько меньше, соответственно. Это темперамент.

Читайте также:  Этапы развития ребенка кризисы

Один малыш, даже если вы ему откроете шкафчики, он не станет туда лезть, а другой, хоть замотайте шкафчик пленкой, повесьте крючки и резинки — все равно найдет возможность открыть дверцу и добраться до содержимого. И если вы скажете «нельзя» он поймет, но не остановиться.

Это исследовательская активность — то, что важно понять и принять. Хорошая новость для уставших родителей заключается в том, что обычно активный ребенок, обойдя всю квартиру вдоль и поперек и исследовав ее от пола до потолка, теряет интерес, потому, что его притягивает что-то новенькое, а то, что исследовано и знакомо не так манит. К чему-то интерес повторяется. Некоторые дети бесконечно любят рассыпать крупу или выливать воду, или разбивать яйца, но обычно дети, получив определенный опыт и понимая, что из него следует, не стремятся его повторить, потому что у них очень сильный рефлекс на новизну, на незнакомое и ранее неизведанное.

Принимая познавательную активность ребенка, и позволяя ему исследовать мир, важно помнить об объяснении границ допустимого. И это одна из основных, достаточно энергоемкая для родителей задача — выставление границ. Если вы с ней справляетесь, ребенок к концу второго года понимает основную часть социальных запретов, знает, что бьется, что намокает, что ломается, от чего орет кошка или злиться мама. Иными словами, ребенок должен четко знать, что можно, а чего нельзя делать, какие могут быть физические последствия его поступка (сломалось, разбилось) и реакцию взрослых.

Но! Знать — это одно, а следовать этому — совсем другое. Ребенок, даже зная норму, в этом возрасте еще не может ее четко соблюдать. Тем не менее, по его поведению должно быть ясно, что она ему понятна, то есть если он делает что-то из того, что «нельзя», по глазам ребенка должно быть видно, что он понимает, что в этот момент нарушает установленную границу: ребенок провоцирующе смотрит в глаза взрослому и с виноватым видом продолжает делать то, что делает.

На следующем возрастном этапе — примерно к двум с половиной годам эта граница уже должна начать работать при условии, что ребенок в двум годам сумел ее освоить. Конечно, есть дети очень послушные, которые любят следовать правилам и этим очень радуют родителей. Но такие дети скорее всего не будут решать нестандартных задач в школе и в жизни, потому что им удобнее стандартные пути. Дети, которые склонны к эвристике, к нестандартным ходам в действиях, склонны к таким же нестандартным ходам в развитии вообще. Поэтому, как с активными есть свои проблемы и свои выгоды, так и с более спокойными — больше удобства, возникают проблемы другого рода. Обычно все дополняется.

sonya037Социальные навыки.

В этот период ровесники воспринимаются ребенком как интересные предметы, интересные явления, но между ними нет общения как такового, нет дружбы, взаимодействия «человек-человек»

Поэтому сверстники ребенку не так интересны в игре, они могут играть рядом, но редко играют вместе.

Типичная картина для возраста от года до двух и даже двух с половиной лет, когда два ребенка играют рядом, каждый говорит что-то, но это два монолога. У них еще нет речи, нет ролевой игры, разделения ролей. В этом возрасте ровесники нужны, для того, чтобы знать, как он выглядят, как себя ведут, как реагируют в ответ на те или иные действия, но социальный возраст для ребенка начнется позже.

Этот же возрастной период — абсолютно мамин, для ребенка полезно, чтобы большую часть времени бодрствования в этом возрасте рядом с ним была именно мама. Поясним почему.

Ребенок этого возраста — провокатор. Он провоцирует по разным статьям и редкий другой взрослый, кроме папы, может дать адекватную реакцию на поведение этого маленького провокатора и нарушителя границ. Реакция бабушки априори мягкая, достаточно вспомнить народную мудрость о том, что «родители, чтобы воспитывать, а бабушки и дедушки — баловать».

Реакция же наемных работников — нянь, гувернанток не может быть естественной, они всегда будут смягчены. Редкая няня будет вести себя в этих ситуациях естественно и, к сожалению, чаще всего только мама может выдать реакцию той степени жесткости, которая позволит ребенку понять, что можно, а чего нельзя, то есть поможет почувствовать границы.

Второй год жизни для родителей в этом плане очень утомителен. В первый год жизни, ребенок выдает определенные реакции (не может заснуть, болит животик, режутся зубки, просит грудь), но при этом не разделяет свою волю от вашей и, по сути, во всем с вами согласен

. На втором же году жизни, примерно с 14 месяцев, а при ускоренном развитии даже раньше, основное занятие ребенка — активная демонстрация своей воли.

Воля эта абсолютно незрелая, говоря простым языком — глупая, но при этом очень сильная (степень силы зависит от темперамента соответственно). И вся суть взаимодействия ребенка и взрослого — это столкновение двух воль. И средняя нормальная мама к вечеру от такого постоянного противостояния один на один бывает выжата как лимон.

Немного легче становится, когда ребенка начинают интересовать другие люди, кроме мамы. Если ему исполнилось три года или два с половиной, он социально активен и начинает ходить в детский сад, то часть времени он свою волю оттачивает во взаимодействии с другими. Если же социально активного ребенка не отдали в детский сад, то после трех лет эти «бодания» обостряются еще больше.

Читайте также:  Методы и приемы коррекции развития ребенка

На консультации к детским психологам приходит достаточное количество родителей с такими детьми: ребенок старше трех лет всю силу своего характера сводит на противостояние маме по разным поводам.

Здесь тонкая грань — раньше окончания «маминого возраста» ребенка отдавать в детский сад не стоит, потому, что результат формирования воля будет гораздо хуже, так как что никакая реакция другого взрослого не будет на столько же естественной и здоровой, как реакция мамы. Но при том, что ребенку большую часть времени необходимо проводить с мамой, очень важно на втором году жизни ребенка организовать систематические отлучки мамы, два раза в неделю на полдня, минимум на 3-4 часа. Потому, что если мама будет постоянно находиться рядом с ребенком, то, во-первых, у нее совершенно точно «замылится глаз» и она не будет видеть и чувствовать ребенка, а во-вторых, средняя нормальная мама от постоянного нахождения один на один с ребенком доходит до «кондиции» совершенно и ее реакции становятся неадекватными. Это абсолютно естественно и ни в коем случае не означает, что она ужасная мать, просто это действительно очень тяжелая работа.

Часто папы, приходя с работы, задают вопрос «Что вы тут целый день делали?», который может вызывать у мам нервный смешок или бурную реакцию, в зависимости от ее темперамента. Лучшее, что можно сделать, если у папы возникает такой вопрос — наглядно продемонстрировать, то есть оставить папу один на один с ребенком и дать ему возможность пережить полный цикл взаимодействия с ним: раздеть, уложить, одеть, накормить, погулять, поиграть. «Что вы тут делали целый день» нельзя просто объяснить, понять это можно только испытав на себе и прочувствовав.
Это нормально, что до двух и даже двух с половиной лет каждый режимный момент с ребенком может вызывать затруднение. Хотя может и не вызывать, может быть вам повезло и у вас сейчас гладкий период в развитии или же ваш ребенок в целом очень спокойный и стабильный.

Подписаться на новости проекта «Онлайн школа Екатерины Бурмистровой»

Нам очень важно знать Ваше мнение. Пожалуйста, напишите что вы думаете об этом.

Top

Я хочу знать, что люди говорят об этом

Теги: ребенок  малыш  развитие 

Источник

Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.

Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»

Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:

  • Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
  • Стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • Прыгать;
  • Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
  • Открывать двери;
  • Откручивать и закручивать крышки;
  • Нанизывать на шнурок крупные бусины;
  • Строить башни из кубиков;
  • Бросать и катать мяч;
  • Называть животных;
  • Называть части тела;
  • Сортировать по цвету, размеру и форме;
  • Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
  • Петь песенки;
  • Говорить короткими фразами;
  • Играть со сверстниками;

Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.

Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»

Физическое развитие ребенка в 2 года

Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.

  • Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
  • Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
  • Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.

  • Подъем по лестнице. Часто на детских площадках излюбленным место детей становятся лестницы. Малышам 2 лет очень нравится преодолевать преграды и покорять вершины.
  • Езда на самокате, беговеле, трехколесном велосипеде. К 2 годам многие родители покупают своим детям самокат или беговел. Эти приобретения не только вызывают бурную радость у ребенка, но и способствуют его физическому развитию. За велосипед дети садятся позже, ближе к 3 годам, так как малышу крутить педали совсем не просто.
Читайте также:  Карта развития ребенка с овз образец

Физическое развитие ребенка в 2 года

Развитие мелкой моторики в 2 года

Известно, что совершенствование мелкой моторики тесно связано с интеллектуальным и речевым развитием малыша. В возрасте 2 лет детям особенно интересно играть с мелкими предметами, перекладывать их, сортировать, нанизывать бусы. Чаще всего именно в этом возрасте определяется ведущая рука ребенка, однако полезно делать все упражнения двумя руками (по очереди и одновременно). Идеи для развития мелкой моторики вашего малыша вы можете почерпнуть из этого видео:

Развитие восприятия у двухлетних детей

Если в процессе движения малыш исследует возможности своего тела, то при помощи восприятия (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) ребенок познает окружающий его мир.

  • Зрение. Именно при помощи зрения дети, как и взрослые, получают большинство информации о мире. Дети в 2 года уже неплохо владеют зрительной координацией и способны следить взглядом за передвигающимся объектом, различают горизонтальные и вертикальные линии. Однако они еще не могут одновременно воспринимать целое и части, поэтому, если малыш находится в толпе, ему будет сложно быстро обнаружить своего взрослого.

Развитие восприятия у двухлетних детей

  • Слух. Стоит обратить внимание на слуховое восприятие ребенка, так как при проблемах со слухом малыш, скорее всего, будет испытывать трудности речевого развития. В 2 года ребенок должен уметь хорошо различать интонацию и понимать простые просьбы.
  • Вкус и обоняние. В нашей культуре почему-то практически не уделяют внимания роли этих анализаторов в исследовании мира малышом. В то же время во Франции развитие вкусовых рецепторов рассматривается как важная ступень психоэмоционального развития ребенка.
  • Осязание. Тактильный контакт со значимыми взрослыми очень важен для психического и физического здоровья малыша. Именно благодаря ему у детей зарождается доверие к миру, чувства защищенности и любви. В раннем детстве тактильное восприятие предметов стоит в одном ряду со зрительным восприятием. Малыши получает представления о таких понятиях, как холодное/горячее, твердое/мягкое, гладкое/шершавое именно благодаря тактильной чувствительности.

Для развития ребенка 2 лет очень важно, чтобы малыш получал как можно больше впечатлений. При этом желательно, чтобы информация была получена из разных источников. В детском центре «Созвездие» для гармоничного развития детей организована Монтессори-среда, из которой каждый малыш может почерпнуть именно то, что нужно ему в данный момент.

Развитие восприятия у двухлетних детей

Развитие речи в 2 года

Какими речевыми навыками должен обладать ребенок 2 лет? В чем особенность речевого развития малышей в этом возрасте?

  • Говорит простыми предложениями;
  • В основном, называет имена существительные;
  • Употребляет в речи глаголы не часто;
  • Произносит просьбы и озвучивает свои потребности (хочу, дай, пожалуйста, спасибо и т.д.)
  • Имеет большой пассивный словарь;
  • Речь эмоционально окрашено, сопровождается жестами и мимикой;
  • Умеют произносить около 200 слов;
  • Задает вопросы (что? где? когда?).

К 2 годам речь ребенка приобретает функцию общения. Кроме этого малыши часто озвучивают любые свои действия. Чем больше времени вы будете проводить с ребенком и разговаривать с ним, тем интенсивнее будет развиваться его речь.

Развитие речи в 2 года

Навыки личной гигиены

Двухлетний ребенок уже довольно самостоятельный, и многие родители стремятся привить своему малышу навыки самообслуживания и личной гигиены. Если с умом подойти к этому вопросу, то в 2 года ребенок будет уметь самостоятельно:

  • Умываться;
  • Мыть руки;
  • Чистить зубы;
  • Ходить на горшок.

Приучение к горшку для многих является проблемой. Кто-то пытается насильно сажать ребенка на горшок, а кто-то не придает этому навыку особого значения. Ученые выяснили, что дети начинают сами стремиться ходить на горшок в возрасте 1,5 — 2,5 лет. До этого времени малыши только учатся управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Поэтому ни к коем случае не стоит ругать ребенка за «мокрые дела». Если малыш сам захотел пойти на горшок, обязательно поощрите это, хвалите любую попытку ребенка проконтролировать свой организм и потерпеть. Кто-то приучается к горшку быстро, а кто-то в 2 года постоянно писает в штаны, но это не является отклонением от нормы. Проявите терпение, и Ваш малыш обязательно научится ходить на горшок.

Навыки личной гигиены

Выводы

Итак, двухлетний ребенок – это уже самостоятельная личность со своим характером. В этом возрасте малыш приобретает много новых навыков самообслуживания, совершенствуется его физическое, интеллектуальное, речевое, эмоциональное развитие. Основное достижения в двигательное сфере – это уверенная ходьба. Теперь ребенок может воспринимать мир еще более полно и ярко.

Заключение

2 года – это возраст, когда малыш постоянно стремится узнавать что-то новое, его все увлекает. Очень важно поддерживать инициативы ребенка и создавать благоприятные условия для его развития. В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть всё для гармоничного развития Вашего малыша. В нашем клубе для детей 2 лет проводятся занятия по следующим направлениям: общеразвивающие занятия, логопедические занятия, фитнес для малышей, занятия музыкой, английский, ритмика и танцы, творческие мастерские. Ждем Вас в нашем детском центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

Источник