Ребенок 2 года иногда зависает

Ребенок 2 года иногда зависает thumbnail

Нередко родители и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда ребенок на время выпадает из реальности, «зависает». Как определить, что это — возрастная норма, особенности личности или нарушения в работе мозга и нервной системы? Как понять, что ребенку необходима помощь специалиста? Журналист «Литтлвана» Ира Форд поговорила об этом с психотерапевтом Аглаей Датешидзе.

Аглая Датешидзе — психотерапевт, танцевально-двигательный терапевт, организатор мероприятий и семейных лагерей, писатель, мама Теи (8,5 лет).

«Зависание» — это особенность детской психики

— В чем причины условного «зависания» у ребенка? С ним разговариваешь — не слышит. Шел и забыл, куда шел. Будто стучишься в дверь, а она не открывается. И не знаешь, что делать: то ли тихонько отойти в сторону, то ли облить ребенка водой, то ли бежать к врачу…

— Полное погружение в процесс — это особенность детской психики. Она так устроена: когда ребенок сосредотачивается на чем-то, у него нет возможности обращать внимание на иные объекты. Фокус внимания нацелен так глубоко на предмет, что он может не видеть и не слышать все, что вокруг. Это нормально.

Также нормально, что ребенок чего-то хотел, куда-то шел и забыл, что и зачем. Его внимание может быстро переключаться. Классический вариант — ребенок забывает в садике или в школе что-то важное. Форму для физкультуры, например. Родителям придется смириться: к данному моменту он еще не может держать в голове несколько задач и обращать фокус внимания на каждую. Надел куртку и сапоги? Уже плюс!

— С чем еще надо смириться, о чем помнить родителям?

— Детская психика очень пластична и восприимчива. И часто ребенку нужно довольно много времени, чтобы обработать информацию. Один из способов это сделать — направить внимание внутрь себя. Это происходит автоматически. И тут представьте: он обрабатывает огромный файл, а вы вламываетесь в его мир со стуком. Подождите конца обработки. И ваш ребенок сам вынырнет из своего мира в ваш общий.

Вообще, наш мир — это то, с чем ребенку приходится психологически справляться. И абсолютно точно, что сосредоточенность на чем-то, «зависание» — это способ ребенка адаптации к миру вокруг. Часто дети таким способом берегут себя от чего-то.

Расслабляться не стоит

— Все ситуации, которые вы описали, выглядят абсолютно здоровыми. Или рано успокаиваться и есть моменты, когда зависание — это более опасный симптом?

— Да, совсем расслабляться не стоит! Бывает, что «зависание» является аварийным механизмом, который говорит о сложности отношений ребенка с внешним миром. О том, что детская психика не может с чем-то справиться, не имеет возможности, ресурсов: о травматической ситуации, большом стрессе или ситуации, напоминающей ситуацию большого стресса, который ребенок пережил раньше.

А еще бывают психические особенности, отклонения, диагнозы, которые ставят неврологи и психиатры. При этом вовсе не обязательно ребенок, который «зависает», может иметь в анамнезе, например, аутизм. Но дети с психическими особенностями вполне могут быть похожи «на дома с закрытыми ставнями, за которыми совершаются пиры».

— Может ли родитель сам определить, что, например, здесь «зависание» — это возраст, тут — перенапряжение, а вот в этом случае уже нужно сходить к детскому психиатру?

— Первое, на что нужно положиться — родительское чутье. Хотя, если родитель тревожен, то в этот момент чутье и интуиция перестают работать.

— И что же делать?

— Попробуйте проанализировать «зависание» ребенка. Важна связь с внешними событиями, контекст и частота, с которой это происходит. Часто родители понимают, что он «зависает» по итогам ситуации, когда произошло что-то непростое, из ряда вон выходящее.

Оцените контакт ребенка с внешним миром. Когда он есть, и ребенок находится в контакте с собой и с родителями, то даже в ситуации «зависания» он может сказать: «Я устал». И это повод дать ему время на восстановление. Здоровые дети в стрессовых ситуациях часто просто засыпают, и все.

Другое дело, если ребенок ни на что не реагирует, находится абсолютно в своем мире. Либо реагирует неадекватно. Когда у него есть какие-то мульти-моторные явления (например, он раскачивается), начинает что-то говорить, ориентироваться как будто в параллельной реальности. Это должно насторожить родителя.

Возраст «зависания»: что норма, а что нет

— Есть ли возрастные особенности для такого «выпадения из реальности»? Например, малыши до 3 лет «уходят в астрал», наблюдая, как вертится барабан стиральной машинки? Или могут час крутить педали велосипеда, стоящего на руле и седле.

— Ребенок в этом возрасте (от года до трех) большей частью направлен на изучение внешнего мира, и его внимание по определению очень переключаемо. «Зависание» на педалях — это невозможность контролировать себя, переключить внимание. Это меня насторожило бы, я пошла бы к неврологу или психиатру, потому что такое проявление характерно для ранних психиатрических симптомов, которые могут сопровождать простую форму шизофрении. Я знаю, родители напрягаются при словах «детский психиатр», но нет ничего страшного в том, чтобы сходить к нему с ребенком этого возраста — малыша не поставят на учет только из-за того, что вы обратились с вопросом. И вообще сейчас нет института учета как такового. Все обращения анонимны.

Читайте также:  Насморк у ребенка 2 года изофра

При этом важно показать ребенка нескольким врачам, чтобы составить свое мнение прежде, чем выполнять какие-либо предписания. Может быть, не только психиатру и неврологу, но и другим специалистам новой медицины — например, остеопату.

— Другая ситуация: ребенок 7–10 лет садится делать домашнее задание и через 3 часа обнаруживает себя за тем же столом с пустой тетрадью?

— Ребенок 7–10 лет, который где-то «завис» — это частая история. Если он хорошо учится, социально адаптирован и во время выходных, праздников и каникул не «выключается», то такая реакция может быть просто особенностью его адаптации к обучению и сигналом переутомления. Кто из взрослых не ловил себя в состоянии «смотришь в книгу, видишь фигу» — ты утомлен, и у тебя нет ни желания, ни интереса что-то узнать прямо сейчас. И для младшеклассника нормально хотеть что-то приятное, а неприятное, пусть и полезное, не хотеть. Но я настаиваю на том, чтобы оценивать ситуацию в контексте! Если ребенок социально не адаптирован, у него есть странные эмоциональные реакции, он регулярно находится в какой-то параллельной реальности — это причина для консультации с врачом.

— Еще пример: парень 12–14 лет не слышит ничего из того, что говорят родители, хотя может кивать и даже поддакивать. Оказывается, что он не снимал воображаемые наушники и находился в своем мире. Это норма?

— Ситуация с подростками особая. Если ребенок проживает подростковый кризис, то «зависание» — это, вероятно, одна из стадий его созревания. И если он адекватен, контактен и демонстрирует хорошие реакции, я бы не стала думать про психиатрию. Но есть нюанс: именно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, могут проявиться дремавшие доселе психические заболевания, особенно, если есть генетические предпосылки. Поэтому я бы рекомендовала родителям, у которых есть в роду люди с психическими заболеваниями, быть особенно внимательными к детям подросткового возраста.

У каждого свой путь

— Мой сын часто погружался в свой мир, и я не знала, где найти точку опоры, чтобы отыскать его уникальность. Вопрос решился, когда ребенок пошел в кружок робототехники в 5 лет…

— Мне очень понятна эта история. У моей дочери есть друг, который очень одарен в плане информации, математики, очень эрудирован. На семилетие ему, по его же просьбе, подарили поездку на орнитологическую станцию. И при этом он систематически писается, а иногда и какается. Я вижу связь между тем, насколько этот мальчик умеет сосредотачиваться в научных областях и насколько он беспомощен в других. Но верю, что с возрастом все выравнивается.

У каждого свой путь. И, чтобы помогать ребенку, нужно быть рядом, принимать происходящее, как есть, не сравнивать и не ранжировать: «У Пети с пятого этажа все круто, а вот у тебя не очень. Все уже давно не писаются, а ты все еще да». В этом месте помогает такой подход: «Хорошо, что тебе нравятся динозавры, ты считаешь до нескольких тысяч, умножаешь трехзначные числа. А то, что ты забываешь сходить в туалет, — это тоже твоя особенность». Подходите к ребенку как к целому феномену без попытки его исправить, дополнить или улучшить. Часто люди, которые могут сосредотачиваться, «зависать» на чем-то одном, очень уязвимы и ранимы. Старайтесь не ранить ребенка словами и научитесь взаимодействовать с его особенностями. При грамотном подходе при помощи медицины с возрастом большинство вопросов решится!

— Часто «зависание» связано с синдромом дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности?

— СДВГ — достаточно спорный диагноз. Я думаю, что это комплекс симптомов, образующихся в силу разных причин. При этом они вовсе не обязательно связаны с симптомами, они могут находиться вообще в другой плоскости. Поэтому, если вам педиатр или еще кто-то говорит: «Это похоже на СДВГ», хорошо бы обратиться к детскому неврологу, и уже он проанализирует ситуацию детально.

«Зависание» — это симптом, что ребенку не хватает ресурса, чтобы затормозиться. Значит, возникло перенапряжение психики, после которого он «затормаживается» гораздо глубже, чем в нормальном состоянии.

Допустим, ребенок пришел с прогулки. Ему достаточно посидеть 5 минут, чтобы действовать дальше. Но если ребенок перегулял и сильно перевозбудился (это будет понятно мамам младенцев), то торможение происходит на гораздо более глубоком уровне. Потому что малыш «тормозит» не из ресурса, а из истощения, из недостатка, психика «падает» гораздо глубже.

Читайте также:  Баранина ребенку 2 года

Советы учителям

— А что делать учителю, если он видит, что у него на уроке ребенок опять «витает в облаках» и не может оттуда спуститься?

— Важно понимать причину «витания». Например, такой симптом часто проявляется у детей, переживших травму. Травма — это момент, когда психике не хватило ресурса, чтобы справиться с определенным событием. В этом месте нужен психолог. И работа с травмой: реагирование, поиск новых способов справиться с этим, притягивание новых ресурсов, например, другого взрослого или нового взгляда на это событие. Важно встречать из травмы ребенка с таким опытом.

— Что это значит «встречать из травмы»?

— Смотреть любящими глазами, быть рядом, переживать чувства рядом с ним, давать ему возможность говорить, рассказывать, давать сочувственный контакт. Есть известное исследование, которое проводилось в военной Германии. В нем принимали участие две категории детей: одних отправили в эвакуацию без родителей, а другие переживали в городах бомбежку вместе с мамами и папами. И те, которые были в эвакуации, на молоке и хорошей еде без бомбежки, травмировались психологически гораздо сильнее, чем вторые. Потому что родители встречали детей из травмы. Поэтому, если учитель видит, что ребенок травмирован, стоит обратиться к детскому психологу. Но поскольку дети живут в семейной системе и очень зависимы от нее, мамам и папам, прежде всего, стоит решить свои вопросы. Вообще, лучший вклад в психическое здоровье детей — это личная психотерапия родителей.

— А если у ребенка нет травмы, а «зависание» есть, что делать учителю?

— Учителю сложно что-то сделать с этим, когда он каждый день ведет пять уроков и у него в классе 30 человек. Это прямой путь к выгоранию, к ситуации, когда он не может помочь каждому — у него физически нет для этого терпения и эмоциональных сил. Поэтому помочь могут превентивные меры. Он не может сократить нагрузку, она регулируется ставкой, поэтому нужно заниматься гигиеной собственной психики: помогать себе психологическими, физическими методами, общаясь с психологом, с родными, с кем угодно. Когда учитель не в ресурсе, ему очень сложно принимать ученика, который выпадает из стандарта. Я могу пожелать такому педагогу найти контакт с родителями, обеспечить взаимную поддержку, отыскать индивидуальный подход к ребенку, научиться включать чувство юмора. Все это даст невероятные результаты. Ребенок шагнет навстречу такому учителю — просто потому, что психически здоровые дети стремятся к контакту и готовы принимать помощь взрослого, чтобы достичь результатов в учебе и выстроить отношения.

Больше интересных статей — на портале для родителей Littleone

Источник

Киша Кикиша

Моей тоже 2.4 сейчас , тоже замечала за ней такое несколько раз. Сидит разговаривает со мной, а потом ,я смотрю, зависла,хоть болтать при этом не прекратила,смотрит в одну точку. Длится буквально несколько секунд. Но я не придавала значения,а теперь тоже послушаю.

Бегущая

У меня такое иногда бывает. Я думала это нормально, нет?

Киша Кикиша

Только что, Бегущая сказал(а):

У меня такое иногда бывает. Я думала это нормально, нет?

У меня тоже,я думаю у многих взрослых такое есть,а вот для детей норма ли это?

1 минуту назад, Бегущая сказал(а):

У меня такое иногда бывает. Я думала это нормально, нет?

да, я бывает тож подвисаю, но когда параллельно думу думаю.

за детьми раньше не замечала.

где-то краем уха слышала, что при эпи бывает такое. может кто сталкивался, на что внимание обратить нужно.

Шелена//

Я тоже зависаю. Может быть и норма, а могут быть абсансы. Механические действия при этом могут не прекращаться, например, хотьба. Запишите видео и покажите неврологу.

  • Нравится

    1

он весь замирал. то есть смеялся, руками махал, потом замер, глядя в одну точку. и снова, как будто включили его, смеется-веселится.

Mult noroc

Сыну 2,3. Тоже стала недавно за ним такое замечать. Это плохо?

3 минуты назад, Ryboly сказал(а):

Сыну 2,3. Тоже стала недавно за ним такое замечать. Это плохо?

а х.з. может это норма для такого возраста — получается мой не один такой. а может, как выше написали, абсансы.

за старшим просто не замечала.

Alena187

Обратите внимание на глаза,  если нет не произвольных движений типа моргания,  или глаза скосил и пр., то скорее всего ничего страшного.  Если будет часто повторяться,  то придется задать этот вопрос врачу.  

  • Нравится

    3

понаблюдаю, удастся поймать, сниму, покажу неврологу, как раз скоро на прием нужно будет идти.

1 минуту назад, Alena187 сказал(а):

Обратите внимание на глаза,  если нет не произвольных движений типа моргания,  или глаза скосил и пр., то скорее всего ничего страшного.  Если будет часто повторяться,  то придется задать этот вопрос врачу.  

о, спасибо.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка 2 года

 нет просто застывший взгляд в сторону был.

Оляньк@

Не замечала за Ари такого, возраст у нас одинаковый, как ты помнишь.

  • Нравится

    1

3 минуты назад, Оляньк@ сказал(а):

Не замечала за Ари такого, возраст у нас одинаковый, как ты помнишь.

привет)

как дела у вас?

Оляньк@

Только что, Злая сестра Айболита сказал(а):

Переболела очень тяжело с темпой под 40. 5 суток температурила. А так всё норм, спасибо! Болтает очень много, предложения такие уже выдаёт длинные. Чётко о себе говорит «я». На горшок с 1,6 ходит. Сейчас уже без промахов.

В ноябре муж вернулся, в январе купили двухэтажный домик. Переезд планируем на июнь, ждём выпускной в саду у Андрюши)))

  • Нравится

    3

2 минуты назад, Оляньк@ сказал(а):

Переболела очень тяжело с темпой под 40. 5 суток температурила. А так всё норм, спасибо! Болтает очень много, предложения такие уже выдаёт длинные. Чётко о себе говорит «я». На горшок с 1,6 ходит. Сейчас уже без промахов.

В ноябре муж вернулся, в январе купили двухэтажный домик. Переезд планируем на июнь, ждём выпускной в саду у Андрюши)))

вот это новости))) вагон целый))) здорово, что с домом все получилось. какая Арина умница)

выпускной в этом году? а дальше школа?

свадьба не намечается?

Оляньк@

6 минут назад, Злая сестра Айболита сказал(а):

вот это новости))) вагон целый))) здорово, что с домом все получилось. какая Арина умница)

выпускной в этом году? а дальше школа?

свадьба не намечается?

Дальше ещё раз в старшую группу пойдём, но уже в другом саду. Дом в другом районе, далеко от нас. В нашем с экологией совсем плохо. Свадьбы, вроде пока не будет, но кавалер уже больше года имеется))) Даша с нами переезжать не будет, остаётся здесь жить. Мы оставляем ей практически всю мебель и технику. Ей ещё год учится.

  • Нравится

    1

1katerina

Дочка 1.4 зависает иногда, буквально вчера зависла с едой за щекой , вот именно похоже как взрослые зависают. Я зависала раньше часто, сейчас редко. 

Коот

Есть такая форма эпи. Она выглядит именно так. Ребёнок играет, ест или ещё что-то делает, потом как будто его выключили. Зависает, ни на что не реагирует. Когда отвисает, ничего не помнит. У девочки знакомой сын. Проявилось до года. Три года на лекарстве. Сейчас отменили. Всё нормально. Страшно, что ребёнок при этом получает в голове импульс, который может откинуть назад в развитии. Ещё страшно, что может упасть на что-то при зависании, травмоопасно. Снимайте на видео. Показывайте неврологу. Если это эпи, то этот момент надо поймать на ЭЭГ. Но всё можно вылечить. Возможно у вас просто задумался, а не завис. 

  • Нравится

    3

Юлямба!

Моей 2.5 тоже зависает, я даже хотела вопрос создавать. Звонила и посылала видео нашему педиатру ибо начиталась в интернете… врач сказала что если ребенок при разговоре к нему отвисает, то все хорошо.

  • Нравится

    3

Bита

Сыну 2 года. Иногда задумается о чем-то своём, потом продолжает играть. Я так и спрашиваю у него: «завис?» Он мне: «завис». И на этом все) 

Я ещё до этого читала где-то что в нашем возрасте такое бывает, тк мозг не успевает переварить всю информацию и берет паузы. Что это нормально. Я чет  и не думала переживать. Но у меня в остальном вопросов нет к развитию.

Думаю, стОит бить тревогу, есди вас ещё что-то настораживает. 

  • Нравится

    2

Nanny Plum

В 1,5 было такое. Но при этом на разговор реагировала, улыбалась и костила глазами, просто не поворачивалась и не отвечала. Недели 2 длилось. Делала видео, сказали, что при реакции на разговор нет поводов для беспокойства 

вообще, эпи в таком виде чаще всего проявляется после 4 лет. Но видео снять и показать нужно 

  • Нравится

    1

Bита

Девочки, эпи — эпилепсия? 

Rinadgie

Ребёнок очень сильно эмоционально вовлекается в игру, и ему иногда нужна минутная  «перезагрузка».  Дети не всегда могут осознать, что они переутомлены эмоционально, поэтому случается иногда так. У вас же тоже бывают периоды, когда вы хотите побыть одни, и что бы вас никто не трогал, но вам как взрослому человеку нужно больше времени, детям достаточно минуты-две.

  • Нравится

    1

Nanny Plum

2 часа назад, Bита сказал(а):

Девочки, эпи — эпилепсия? 

Да

спасибо, девочки). буду наблюдать

Времечко

Может быть, просто играет так? Мой (2,7) стал внезапно останавливаться на лестнице и стоять неподвижно, глаза в одну точку смотрят, на мои слова не реагировал. Потом смеется и говорит: мама, я завис! Игра у него это теперь такая, услышал в саду новое слово)

Источник