Ребенок 2 года фантазирует

Ребенок 2 года фантазирует thumbnail

Русакова Н.В.

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме. Как отличить фантазирование ребёнка в норме от проявлений нарушений аутистического спектра, рассказывает преподаватель УрИПКиП, специальный психолог Русакова Наталия Васильевна.

Каждый родитель и педагог встречался с детским фантазированием. Способность фантазировать развивается к возрасту 2–5 лет. Детские фантазии существенно преобразуют многие стороны жизни, в том числе и интеллектуальные способности, формируют многообразные интересы.

Фантазия как защита детской психики

Помимо познавательно-интеллектуальной функции, фантазирование у детей играет защитную роль, предохраняет ранимую душу ребёнка от травм. Например, мальчик, которого обижают сверстники, может дома рассказывать, как он ловко в драке справился с тремя хулиганами. И тогда родители могут понять, что сын испытывает дискомфорт в общении с некоторыми сверстниками. В такие моменты важно не обвинять ребёнка во лжи, а расспросить его о том, с кем бы он хотел так ловко справиться. Далее можно поговорить о том, как этого добиться в реальности, как ему чувствовать себя более уверенным и защищённым.

Взрослые могут помочь ребёнку справиться с негативными эмоциями при помощи фантазии, направив её в нужное русло. Например, когда пора заканчивать интересную игру и идти спать, а малыш расстроен или зол, можно предложить ему в фантазии завершить прерванное действие. Или если ребёнок очень хочет в магазине получить игрушку, но родитель в данный момент не планирует её покупать, можно вместе помечтать на тему, а что он будет с ней делать, если она у него будет. Подобная фантазия также помогает пережить разочарование, связанное с отказом, тем самым можно предотвратить неприятные публичные истерики детей.

Детские фантазии

Выдумки против скуки

Фантазирование помогает преодолеть скуку, страх или одиночество. Дети, разглядывая узор на ковре или обоях, развлекают себя, придумывая сюжеты, истории, приключения.

В игре дошкольники часто перевоплощаются в разных героев и персонажей. Иногда родители наблюдают маленького фантазёра в образе Бэтмена или Человека-Паука, а может это будет Фея или Принцесса. Ребёнок имитирует движения любимого персонажа, его речь или манеры. Перевоплощения в добрых и злых героев учат социальным нормам и правилам. Благодаря игре-фантазии развиваются мышление, внимание, память, речь, навыки коммуникации, гибкость, спонтанность и креативность, так необходимые для успехов в жизни.

Польза и вред «страшных» фантазий

Но фантазирование несет в себе не только позитив, оно имеет и подводные камни. В связи со слабым уровнем развития самосознания ребёнок может с трудом различать фантазию и реальность. На этой базе часто у детей формируются иррациональные страхи. Например, покрывало, накинутое на стул в полумраке детской спальни, может превратиться в Чудовище, которое хочет причинить малышу вред.

Но в то же время фантазии помогают детям справляться со своими иррациональными страхами. Ярким примером такой самотерапии является детский фольклор, в котором из поколения в поколение передаются страшные истории про «Чёрную руку», «Красное пятно», «Коварную ведьму» и т.д. Эти истории дети от 6 до 12 лет рассказывают друг другу в темноте, перед сном.

Когда фантазии говорят о патологии: 8 признаков

Патологическое фантазирование характерно для нарушений аутистического спектра или иных расстройств психики, бывает следствием психологических травм. Отличить здоровое детское фантазирование от патологического можно по ряду признаков:

  1. Детские фантазии: норма или патологияПроизвольность возникновения. В норме игра возникает и прекращается по воле ребёнка. Если фантазии возникают самопроизвольно и не могут быть прекращены усилием воли – это уже патология.
  2. Связь с реальностью. В норме фантазии имеют непосредственную связь с действительностью, их сюжеты и образы ясны и знакомы, ребёнок отделяет игру от реальности, способен переключиться на другой вид деятельности. Если говорить о патологии, фантазии оторваны от реального мира, причудливы и вычурны. Дошкольник может не считать свои действия игровыми, верить в действительность выдуманного, продолжать свою деятельность в неприемлемых местах и неподходящее время (на уроке, во время приёма пищи).
  3. Гибкость сюжета. Для здоровой игры характерна смена сюжета (с сестрой играем в «Фей», а с подружкой в «Дочки-матери», сегодня спасаем птичек, а завтра котят). При патологическом фантазировании сюжет игры и её герой постоянно повторяется независимо от партнёра, времени и места. Роли жёстко закреплены, правила практически неизменны. Игровые действия однообразны и повторяются.
  4. Длительность. В норме ребенок может прервать свою игру, получив более интересное предложение. В патологическом варианте, как правило, настаивает на её продолжении или игнорирует предложения взрослых или других детей.
  5. Совместная игра. В норме дети с удовольствием принимают в свою игру других участников и совместно развивают фантазийный сюжет, а при патологических состояниях ребёнок не соглашается менять сюжет игры или принимать в игру новых игроков.
  6. Эмоциональная окраска. Фантазии в норме сопровождаются как положительными, так и отрицательными эмоциями, а в патологии могут сопровождаться очень яркими образными страхами, возбуждением, эмоциональной «заряженностью», часто носят агрессивный характер.
  7. Степень оригинальности фантазии. В норме фантазии или игры имеют понятные для окружающих сюжеты и образы. Напоминают героев мультфильмов или книг, игрушки, имеющиеся у детей. Отражают события, которые происходят у жизни ребёнка (поход в поликлинику, детский сад, рождение младшего брата или сестры). При патологическом варианте фантазии причудливы (иногда вычурны) по содержанию. Окружающие с трудом могут понять содержание игры или фантазии.
  8. Двигательная активность. В норме движения и действия, сопровождающие игру, обычно соответствуют сюжету фантазии (игры). Если Фея летает, то это сопровождается движением рук, имитирующим взмах крыльев. При патологических состояниях действия ребёнка могут быть однотипными, в моторике проявляются стереотипные движения, наблюдаются однообразные манипуляции с предметами в течение длительного времени. Движения и действия не всегда соответствуют сюжету.

Если мы имеем дело с патологическим фантазированием, то у ребёнка будут и другие проявления, которые характерны для тех или иных заболеваний. Окончательно ответить на вопрос о норме или патологии может детский врач – психиатр, иногда совместно с семейным или клиническим психологом.

Читайте также:  Полиоксидоний ребенку 2 года

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Источник

Мечты и фантазии свойственны всем детям с самого раннего возраста. Такой интересный способ мышления с годами постепенно сходит на «нет», так как с возрастом человек мыслит рациональнее и уже не дает воли воображению.

fantazii-rebenka

На самом деле, чтобы мышление малыша развивалось нестандартно, появлялись творческие способности и задатки, фантазировать просто необходимо. Ребенок, который умеет выдумывать и мечтать, растет раскрепощенным, открытым, добрым, легко идет на контакт. Развитое мышление – неотъемлемая часть психологического развития ребенка. Вспомните свое детство, когда лежа на траве, вы придумывали образы для проплывающих облаков, или могли устроить настоящее сражение без единой игрушки. Все взрослые тоже когда-то были маленькими выдумщиками.

Но, тем не менее, родителей часто волнует вопрос, где увидеть ту черту детских выдумок, когда они уже граничат с опасностью для психики.

Агрессивные фантазии

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей. Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь. И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

agressivnyie-fanzatii-rebenka

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может  приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра. И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек – Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность. Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Действия родителей при такой проблеме понятны: нужно ограничить ребенка от неподходящих мультфильмов, видеороликов и фильмов, не стоит привлекать чадо к просмотру взрослых фильмов, казалось бы, самого безобидного содержания, не зря существует возрастной ценз.

Если воображение вашего малыша стало агрессивным, проявляйте к чаду больше нежности и ласки, играйте в добрые игры (10 игр на преодоление детской агрессии), объясните разницу между хорошими и плохими персонажами, пересмотрите собственную систему наказаний и поощрений. Только любящие родители смогут найти компромисс, научить детей справлять с негативными эмоциями.

Ложь

rebenok-vret

Воображение ребенок может начать использовать в неестественной форме и начать откровенно лгать.  Чаще всего ложь ребенку нужна для личной выгоды и может стать привычкой, поэтому нужно выявить причину лжи. Ребенок может банально бояться наказания, поэтому перекладывать вину за проступок на вымышленного персонажа, животных, родственников. Если ребенок обманывает, приумножая свои реальные заслуги, говорит, что в чем-то победил, что его хвалили или награждали, а этого на самом деле не происходило, то проблема лежит в неуверенности и желании почувствовать поддержку и собственную значимость. Иногда ложью дети пытаются самооправдаться. «Я ушел сам, меня не выгоняли», «Он первый начал» – такие фразы характеризуют неуверенность в себе. Ребенок может начать рассказывать другим неправду о собственной семье, это первый тревожный сигнал о нарушении отношений среди родственников.

Не пытайтесь наказаниями и криками искоренить ложь из ребенка, научите его доверять вам, покажите на личном примере последствия лжи, расскажите, как важно доверие в семье и дружбе. Подходите к ситуации с умом. Сами не проявляйте лжи и осуждайте ее у других.

Читаем также:

  • Детская ложь: почему ребенок врет и как научить его говорить правду
  • Как воспитать честного ребенка

Страхи

Практически все дети подвержены самым различным страхам: замкнутых пространств, одиночества, темноты. Малыши пугаются неестественных звуков и даже слишком ярких предметов.

strahi-rebenka

Если ваш малыш выдумал подкроватное чудище, или монстра в шкафу, это не проявление больной фантазии, а проекция детских страхов. Чтобы состояние не стало патологическим, помогите ребенку преодолеть страхи. Рисуйте монстриков добрыми, придумайте волшебное заклинание или супермеч от всех злодеев, разговаривайте и объясняйте.

Часто детские страхи вызваны незнанием, если малыш не может объяснить себе какое-либо явление, он драматизирует происходящие и выдумывает опасность. Объясняйте детям обычные явления, показывайте, как и что работает, происходит.

Вымышленный друг

Появление нереального товарища – явление частое. С одной стороны такой друг помогает ребенку пережить и принять какую-либо ситуацию, выразить свои эмоции, проявить лидерство, с другой – это показатель недостатка общения. Причем общение здесь измеряется качественными показателями, дело не в общем времени, проводимом с малышом, а в том, какие эмоции ребенок при этом испытывает, может ли он самовыражаться и быть откровенным.

pridumannyiy-drug

[sc name=”rsa” ]

Если фантазия с вымышленным товарищем здорова, то ребенок точно осознает грань с реальностью, понимает и сам говорит, что правда, а что понарошку.

Если же ребенок переходит грань  и не осознает разницы между миром придуманным и реальным, то стоит обратиться к психологу, пока такая форма воображения не повлияла негативным образом на психику.

Читаем также: Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?

Читайте также:  Поздравок с днем рождения ребенку мальчику 2 года

Фантазии нельзя и ненужно искоренять, важно, напротив, помогать ребенку развивать воображение: играть, придумывать, мастерить, не выбрасывать собранные сокровища в виде камушек и палочек, а всячески способствовать развитию творчества и индивидуальности ребенка.

Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему.

Советуем к прочтению: Как бороться с детской скукой?

Как работает детская фантазия

Источник

  1. Главная
  2. Архив

Время: 10:45  
Дата: 12 окт 2007

Ребенку 2,2 почти.
Разговаривает относительно нормально. Во
всяком случае я понимаю его суржик
периодически выдает какие-то инетерсные
факты.
У нас есть какая-то загадочная баба зина,
которую он то бьет, то любит. Сначала я
думала, что баба Зина-воспитатель из
садика. нет, мама моя, просидевшая с сыном
5 месяцев на даче, вспомнила, что там уже
появилась баба зина.
Дите периодически мне говорит, что мащинку
ему дал Л., с которым он на даче общался, а
не Т., с которым в саду играет.
Вспоминает, что у него болит нога, когда
спрашиваю где-показывает, спрашиваю
«падал?»
«нет, Н. бил». Н. тоже на даче :_)
Ладно, могу понять что ребенок живет
прошлым, дачей, к которой привык. Но он
как-то коррелирует реальность с прошлым.
Рассказывает как дела в саду, вдруг
сообщает что его били. по голове. я
спрашиваю кто? Н. (который с дачи). я в
шоке. Н. не мог его бить в саду.
и баба Зина…. она у нас везде. Что это?
фантазии 2хлетки или?

Сообщение 32096356.   Ответ на сообщение
32095523 
Автор: zoa    
Статус: Новичок  

Время: 11:09
  Дата: 12 окт
2007

Нам тоже 2,2.
Летом ездили с ней отдыхать в Турцию.
Через месяц стала всем рассказывать, что
ездила она одна. Летела на красном
самолете, таможеннику дала 100 рублей и
паспорт. Он ей (якобы)сказал:»Лена
красивая, проходи садись». На вопрос а где
же была мама, она отвечает: В Греции.
Ответ особенно порадовал папу :)))
У нас точно фантазирует.

У нас сильно фантазирует.
Рассказывает вчера, что приходил Кириллка и
полопал шарики. Кириллка у нас в гостях был
летом, вчера никак не мог прийти, он вообще
в другом городе живет.
А утром сказала, что папа ей ботиночки
купил белые. Белые ботиночки у нас есть, но
подарены друзьями.

 

ясно, значит не один мой
такой.
интересно, что это за баба Зина у нас??
он ее сначала бил, а потом радостно всем
говорил, что была «бааааааааааба
Зииииииииина!!!» и палец наверх, вроде как
круто!
Спрашиваю » в садике баба зина?»
«Нет», спрашиваю » агде?», хмурится «ну
таааааааааам!» и все. Партизан

Сообщение 32102052.   Ответ на сообщение
32095523 
Автор: pola    
Статус: Корифей  

Время: 13:45
  Дата: 12 окт
2007

фантазирует, скорее всего. Мой
тоже рассказывает 9нам 3 года, то есть
вполне связно), что его в детском саду
обижают, с ним никто не дружит и т.д.
Абсолютно уверена и видела своими глазами,
что это не так)))))

Источник

Представить детство без чудес и фантазий почти невозможно, но причины, почему дети любят фантазировать, в разном возрасте отличаются. Ребенок может придумать себе воображаемых друзей, суперсилы, другой мир. На каком-то этапе развития маленькой личности это даже необходимо. Но когда процесс затягивается, последствия могут быть весьма серьезными.

Почему так происходит, зачем детям фантазии и как выявить причины нездорового воображения вашего чада, разберем подробнее ниже в статье.

Почему ребенок должен уметь фантазировать

Фантазии – неотъемлемая часть детства. С ними ребенок познает окружающий мир, учится творчески мыслить и нестандартно решать проблемы. Без этого дети не могут полноценно развиваться и быть индивидуальностью. Это помогает им с интересом проводить время самим с собой, мечтать и быстрее определиться со своим предназначением в будущем.

Ребенок в раннем возрасте практически не отличает реальный мир от вымышленного. Его фантазии часто дополняют реальные истории из жизни, если детям чего-то не хватает. Через них они учатся взрослой жизни, применяют роли членов семьи, представителей разных профессий, применяют то, что они замечают за взрослыми в игре. Живое и богатое воображение позволяет им без труда придумывать и воплощать свои идеи в играх. У взрослых это умение гораздо менее развито. Поэтому им часто сложно играть с детьми.

До 8 лет ребенок часто не может четко разделить фантазию от реальности. И если эта способность сохраняется и в дальнейшем, это признак того, что в его жизни далеко не все в порядке.

Родителям необходимо найти причину, почему это происходит и как с этим справится. Иначе в будущем у ребенка могут возникнуть серьезные психологические проблемы.

Почему ребенок должен уметь фантазировать

Как и чем фантазии помогают детям

  • Умение фантазировать помогает деткам справиться с множеством их переживаний и проблем. Дети остро ощущают запреты и ограничения. Чем больше взрослые ограничивают свободу своего чада, тем больше он фантазирует. С помощью воображения он может создать себе другой мир, где только он все контролирует.
  • То же касается и травматических ситуаций. Например, переезд в иной город или страну может трудно даваться ребенку. Вместо веселого общения со сверстниками, он будет проводить время в одиночестве с воображаемыми друзьями. Но это не значит что нужно заставлять его быстро приспосабливаться к жизни в других условиях. Ему нужно на это время. Фантазии для него – защитный механизм. И очень важно в такой момент дать ребенку время на адаптацию.
  • С помощью воображения дети учатся понимать, что они чувствуют на самом деле. Например, когда тихий и спокойный малыш постоянно фантазирует о сражениях, войнах, победах над врагом, это может свидетельствовать о внутренних переживаниях. Возможно, ребенка кто-то обижает, и он не знает, как с этим справится. В таком случае подобная защитная фантазия может помощь родителям понять, что не так с их чадом.
  • Когда ребенок фантазирует, он проявляет творческие способности. Он учится мыслить креативно и самостоятельно искать решение проблем. Именно фантазии детей способствуют появлению на свет художников, музыкантов и других творческих личностей. Поэтому, если ваш малыш часто фантазирует и это не причиняет никому вреда, стоит проявить спокойствие и понимание. Возможно, у вас растет будущий гениальный творец.

Но если воображение ребенка заходит слишком далеко, значит нужно искать причину такого проявления. Например, малыш может представлять себя животным, сбегать из дома и вести себя странно и непонятно. При этом раньше вы такого за ним не замечали. Причиной этого поведения может быть его семья.

  • Напряженные отношения между родными, которые ребенок наблюдает каждый день, отражаются на его эмоциональном состоянии. Он может и не понимать, что чувствует. Но фантазия помогает ему справиться с проблемой своим способом. Если ситуацию в семье не менять, малыш может и дальше продолжать жить в своём вымышленном мире. А в результате это чревато психическими расстройствами.
  • В детских играх фантазии также помогают детям познавать мир взрослых и примерять на себя их роли. Так дети учатся общаться между собой, вливаться в общество и формировать свою личность. Конечно, они не могут сыграть во все ситуации и попробовать все роли. Но их воображаемые роли помогут им в будущем во взрослой жизни.
  • Часто дети могут скрывать свои страхи и обиды, поскольку не осознают до конца, что они чувствуют и что с этим делать. И вместо того, чтобы сказать об этом родителям, они фантазируют.
Читайте также:  Рациона питания ребенка в 2 года

Например, ребенок испытывает обиду на своих родителей. Он не знает, как выразить свои чувства, и не может это сдерживать. Малыш фантазирует, что с его родителями случилась беда. Это может ему снится или казаться.

Он не отличает, где реальность, а где вымысел. И тут родителям нужно аккуратно узнать, что же вызвало эти фантазии.

Как и чем фантазии помогают детям

Фантазии детей в разном возрасте

В разном возрасте фантазии детей имеют разные проявления. Если малыши фантазируют о суперспособностях, воображают себя сказочными героями, то детки постарше уже сочиняют вполне правдоподобные рассказы. И отличить их от реальности родителям бывает не просто. Они начинают переживать, что их чадо вырастет обманщиком или так и останется жить в вымышленном мире.

Если в одном возрасте фантазии – помогают гармоничному формированию личности, то в другом – это то, что дает тревожный сигнал о духовном и психическом состоянии ребенка.

Фантазии в 3 года и младше

3 года – это тот возраст, когда фантазия – часть процесса познания окружающего мира ребенком. Дети могут отличить воображаемое от действительности, но не умеют до конца их разделять. До 3-х лет дети активно впитывают и копируют все, что видят вокруг себя. Они дополняют это своим воображением и активно воплощают придуманное в своих играх.

Родители не должны вмешиваться и критиковать игры ребенка. Их задача наблюдать, как дети играют и воспринимают реальный мир. Детское поведение покажет, насколько правильно ребенок реагирует на то, что его окружает. Так родители могут аккуратно направлять своих чад, если видят что-то не то.

Фантазии в 3-5 лет

Этот этап детского развития примечателен тем, что детишки склонные играть с вымышленными друзьями. Иногда это могут быть даже придуманные семьи, большая компания друзей или домашние питомцы. При этом ребенок может применять на себя разные роли. Чаще всего это герои фантастических фильмов, книг, комиксов. Они воображают, что обладают необычными способностями и сверхсилой.

С точки зрения психологии, это вполне нормальное явление. Так ребенок учится проявлять себя и быть самостоятельным.

Фантазии детей в разном возрасте

Что нужно делать, если фантазии у ребенка затянулись

Стоит понимать, что вера в чудо и фантазия – не одно и то же. Если ваш ребенок верит в Санта Клауса, то рассказывать пятилетнему чаду, что это неправда не нужно. В это время ему нужно верить во что-то доброе и светлое. Со временем он сам поймет, что это выдумка.

Но если дети старшего возраста продолжают дружить с вымышленными приятелями, то за ребенком нужно понаблюдать. Скорее всего, он боится выходить из зоны комфорта и ему не хватает чего-то в реальности. Возможно, ребенку не хватает вашего внимания или ему некуда выплеснуть накопившуюся за день энергию.

Нужно понять, чего же именно ему не хватает, и восполнить этот пробел.

Старайтесь качественно проводить время с ребенком. Полчаса времени, когда вы полностью уделяете ему время, будет достаточно для полноценного общения. Это принесет больше пользы, чем когда вы целый день находитесь с ним, но каждый поглощен своим гаджетом.

Если же он придумывает что-то от скуки, то подумайте, чем занять ваше чадо. Возможно, стоит отправить его на танцы, музыку или рисование. И в скором времени все вымышленные персонажи уйдут из его жизни.

Что нужно делать, если фантазии у ребенка затянулись

Заключение

Фантазии – то, без чего ребенок не может полноценно расти и познавать мир. Но в разном возрасте они оказывают разное влияние на ребенка. Для малышей до 3-х лет это необходимая часть их жизни, а детки после 5 уже должны вырасти из дружбы с выдуманными приятелями. Внимательно наблюдайте за развитием вашего ребенка, и у вас не возникнет опасений в правильности его развития.

Источник