Ребенок 2 года чтобы заговорил ребенок

Ребенок 2 года чтобы заговорил ребенок thumbnail

«Я сделала всё для запуска речи ребёнка»- так я могу сказать спустя два года. Сейчас Ване почти 2,2 и он говорит фразами. Но, конечно, о полноценной речи говорить рано.

Мой случай доказывает то, что даже если ты занимаешься развитием речи с рождения, то это ещё не значит, что ребёнок будет опережать норму или хотя бы дотягивать до неё.

У нас не уникальная история, не было серьезных родовых травм, страшных диагнозов и прочего. Я тут не для хайпа, а для помощи другим мамам. Я сама всегда в поиске золотой середины в развитии ребёнка-чтобы не вдаваться в панику и придумывать 100500 новых занятий, но в то же время не пускаю развитие на самотёк.

С чего все началось? Не с рождения ребёнка и не с момента, когда я поняла, что у него задержка в речевом развитии. А с рассказов моей мамы.

Моя мама — педагог с тридцатилетним стажем работы. И 20 лет она работает воспитателем в логопедической группе детского сада. Так вот, статистика действительно пугает, мы это видим и по детям друзей и знакомых — то, что 30 лет назад дети умели делать в 1,5 года, сейчас мало кто умеет делать в 2,2. Особенно это заметно по речи. И моя мама, конечно, часто говорит о разнице в отношении родителей к воспитанию детей. В половине случаев с нарушением речевого развития виновата не генетика и особенности родовспоможения, а так называемая педагогическая запущенность, когда родители мало общаются с ребёнком. Наша всеми «любимая» тема гаджетов — мультфильмы и планшеты вместо живой речи. Поэтому я ещё до рождения ребёнка была подкована в вопросах создания речевой среды и развития речи в целом.

Конечно, я много читала и слушала неврологов, логопедов, психологов. И на основе этого составила небольшой список правил для запуска и развития речи ребёнка:

????Телевизор/мультики на компьютере/ телефоне не смотрим. Табу на это нет. Конечно, ребёнок бывает в гостях и общественных местах, где может посмотреть мультфильмы или телевизор.

????Если играет музыка, то стараемся не разговаривать. Либо речь, либо музыка, либо аудиосказка. Никакого фона.

????Много говорим. Стараемся проговаривать все бытовые действия. Но если сил на это нет, не заставляем себя. Никакого напряжения

????Если не хватает фантазии на разговоры-читаем вслух книги. Это обычно вариант для папы

????Потешки, песенки, стишки. Используем во время купания, еды, одевания, массажа.

????Зрительный контакт при разговоре. Эмоционально стимулируем, чтобы ребёнок обращал внимание на лицо говорящего. Для этого и подходят потешки, потому что они эмоционально окрашены. Логопеды также советуют красить губы яркой помадой.

????Игры на развитие мелкой моторики.

????Поощрение подвижных игр. Ведь учеными давно доказано, что физическая активность напрямую влияет на активность работы мозга. И крупная моторика важнее мелкой.

И вот ещё несколько советов от логопедов, которые я выписывала для себя:

  • Режим радио «Что вижу, то пою» — нужно озвучивать свои действия и называть все предметы. Например, когда моем руки ребёнку, говорим: «я открываю кран, течёт вода, я мою руки, левую руку, правую руку и тд.»
  • Стараться избегать сюсюканий. Ребёнок должен слышать пример красивой и грамотной речи.
  • До определенного времени упрощать некоторые слова: машина — би-би, котик — мяу, собака — ав-ав. На первых порах так легче ребёнку повторить слово. Но к 1,5-2 годам эти слова должны уже быть заменены полноценными.
  • Про чтение вслух. Для детского восприятия лучше всего подходят детские стихи Барто, Маршака, Чуковского, а не чтение Достоевского, например. (Слышала от родителей и такие версии)
  • К потешкам и песенкам добавлять пальчиковые и подражательные игры, они очень хорошо развивают пространственную координацию.

И после всего этого к концу первого года у ребёнка было около 10-15 слов в обиходе. В принципе, это соответствует норме.

Но после года изменений в речи практически не происходило. Мне даже казалось, что в 11 месяцев ребёнок говорил больше, чем в 1,5.

И это был урок мне, маме с комплексом отличницы-как ты ни старайся, как ни выстраивай занятия, природа сильнее.

Тем не менее, мы занимались по логопедическим тестам, я старалась больше говорить (ну, насколько мне комфортно), обращалась к знакомым логопедам, которые лишь подтвердили то, что я все делаю правильно. И никакой грубой задержки нет.

К слову, когда ребёнку исполнился год, я стала часто болеть, поэтому понемножку начала включать мультфильмы. На самом деле, от мультиков даже есть положительный эффект-когда он развивающий, короткий и мама комментирует происходящее. Но, конечно, мы чаще всего используем гаджеты, когда нам надо ребёнка нейтрализовать. И я до сих пор считаю, что это крайний случай, но, согласитесь, порой без этого никуда.

Сначала в моей голове было представление о том, что нормально развивающиеся дети должны в 1,5 -1,7 уже говорить предложениями (по Выготскому).

Но сопоставив между собой около пяти источников и проконсультировавшись с логопедами, определила все-таки самую распространённую на сегодня норму: к двум годам ребёнок должен произносить 200-300 слов и говорить фразами, состоящими хотя бы из двух слов.

В 1,10 (как я потом узнала, это самый распространённый возраст для речевых скачков) Ваня стал все больше и больше повторять слова, но, кроме меня, его почти никто не понимал. В итоге я завела дневник речи и выписала где-то 170 слов (записывала несколько раз в неделю все, что вспомню). Некоторые слова состояли из двух букв (слога), но в основном, двусложные, и до двух лет Ваня вообще не произносил трёхсложные слова. И наверное 1/4 часть были слова-заменители (гав-гав вместо собаки, к примеру). И начались фразы типа: «Мама, дай», «Дядя топ-топ». Получилось, что эта норма вполне выполнима. Хотя мне казалось, что мой ребёнок — молчун. Знаю, что есть множество примеров, что дети начинают говорить и в три года, при этом у них нет отклонений в развитии. Но я сейчас исключительно о своей истории.

Смысл в регулярных занятиях такой- я всегда знала, что мой ребёнок развит на пределе своих возможностей. То есть, никогда не могла сказать про него: «Он может сказать, но ленится» (я часто слышу эту фразу про неговорящих детей или «он все понимает»). Нет, если он не говорит, значит, он не может, и дело не в лени. И давить на ребёнка тоже нельзя. Ваня всегда отвечал на вопросы, пусть на своём языке или словом-подражанием, но я видела, как он старался. Поэтому моя совесть спокойна.

Просто действительно у каждого человека (ребёнка) заложен свой собственный потенциал, своя уникальная нервная система, своя генетика (очень часто мальчики начинают говорить так, как начинали говорить их папы), свои особенности родов (у Ивана было двойное обвитие). Я консультировалась с нейрофизиологом, которая посоветовала родителям детей с родовыми травмами (звучит ужасно, но многих было не все идеально в родах) обязательно показываться остеопату или вертебрологу. Мы пока не обращались к этим специалистам. Я не вижу оснований для паники.

Читайте также:  Творожная запеканка ребенку 2 года рецепты

А вот разобраться в вопросе, когда нужна паника и самое главное-какие занятия подходят для развития речи, мне помогли три книги:

  • Елена Янушко «Помогите малышу заговорить»-в ней разложены по полочкам все виды занятий на развитие речи. Мало воды, все по сути.
  • О.А. Новиковская «Малыш учится говорить»-книга, похожая по содержанию на книгу Янушко. Хорошо сказано про причины задержки речи и про нормы развития. Ну и конечно приложен огромный перечень упражнений и занятий для детей.
  • Е.Ершова «Без паники! Мой ребёнок не говорит». Эта книга о том, что очень много упражнений для речи мы неосознанно проводим в быту, а также в ней автор делится примером развития речи своего ребенка. Ссылку на обзор книги можно найти в конце статьи.

Мой вывод один — пускать на самотёк речь ребёнка нельзя. Сенситивный период развития речи от 0 до 3 лет. Поэтому времени мало. Но в то же время, переживать и давить на ребёнка тоже не стоит. Главное, стараться регулярно заниматься, читать книги про развитие речи, не ждать быстрых результатов, но и вовремя обратиться к логопеду. Многие нарушения видны уже до двух-трёх лет.

По теме:

Статья с примерами подражательных потешек

Обзор книги «Без паники! Мой ребенок не говорит»

Источник

Автор vikaredaktor На чтение 11 мин. Просмотров 1.3k. Опубликовано 09.05.2017

Ребенок не хочет разговариватьКогда в нашем доме появился ребенок, всем без исключения не терпелось, когда же он начнет разговаривать. Но вот прошел первый год, подходил к концу второй, а малышка продолжала молчать, издавая лишь подобие слов. Мы с мужем, подогреваемые наставлениями бабушек и дедушек, у которых «дети в полтора года стихи читали», начали выискивать отклонения, болезни ребенка и промахи воспитания. Когда же нужно начинать бить тревогу? Для ответа на этот вопрос следует прислушаться к своему ребенку и собственному сердцу.

Как развивается речь у детей до 2 лет?

Развитие речи происходит поэтапно, и каждый этап присутствует в любом случае, независимо от национальности и языка, на котором говорят окружающие.Мой ребенок не был исключением и прошел все стадии становления речи. Какой-то этап длился дольше, какой-то – короче, но в конечном итоге ребенок полноценно заговорил.

  1. Крик. С первым ребенком я с трудом разбирала, почему кричит моя дочь, но со вторым малышом я безошибочно научилась распознавать, когда он кричит от голода или когда ему просто скучно. С момента рождения на свет единственный способ общения ребенка с мамой и папой – крик. Им он выражает чувство голода и жажды, физический дискомфорт, обращает на себя внимание, если ему жарко или холодно, тесно в одежде или неудобно, а также если у малыша что-то болит. Внимательные родители могут также быстро научиться различать разные виды крика.
  2. Гуление. Примерно с 3 месяцев новорожденные начинают гулит: чаще всего это происходит, когда малыш доволен и выражается таким образом чувство удовлетворения. Однако этот срок не обязательно должен совпадать с началом гуления. Моя первая дочь гулить начала лишь в 4,5 месяца, будучи полностью здоровой и без каких-либо отклонений, а вот сын уже в 2 месяца гулил и пел на все лады. Ребенок учится двигать языком для произношения звуков и всячески тренирует речевой аппарат. Гуление обычно воспроизводится в виде слов «Агу», «Уа», «Гааа», «Гууу».

Нормы развития речи

ИНТЕРЕСНО! У всех народов мира дети гулят абсолютно одинаково.

  1. Произношение слогов и лепет. Примерно к 7-8 месяцам дети могут произносить разные слоги, причем пока они не связаны с определенными образами и словами. Малыш может произносить «Ма-ма-ма-ма-ма», вовсе не имея в виду маму. Тем не менее, это важный этап, на котором ребенок осваивает основную часть звуков.
  2. Первые слова. В год мой первый ребенок умел говорить не так уж и много: «баба», «папа», «ням-ням» и еще пару фразочек из личного репертуара, не переводимых на человеческий язык. К году малыш может знать и произносить до 10 слов. Причем это не всегда могут быть полноценные слова. К примеру, вместо слова «собака», ребенок может пока говорить «Гав-гав», что в его представлении ассоциируется с конкретным образом. Также допустимо произношение усеченных слов, например, «кава» вместо «корова».
  3. Осознанная речь. К двум годам ребенок обычно обладает определенным набором слов, которым худо-бедно может изъясниться со взрослыми. Обычно данного словарного запаса бывает достаточно, чтобы позвать маму, попросить игрушку. Нормой считается, если ребенок говорит о себе в третьем лице: «Маша играет» вместо «Я играю». Именно с этого этапа речь будет стремительно развиваться с каждым днем, а словарный запас наполняться.
Читайте также:  Кашель у ребенка 2 года ларингит

Нормы речи ребенка в 2 года

Так как все дети индивидуальны в своем развитии, то не существует четких нормативов. Однако есть обобщенное представление о том, какой прогресс в речевом развитии происходит. Я собрала воедино всю информацию, которая касалась развития речи.

Вот что может ребенок в 2 года по мнению педиатров, психологов и неврологов:

  • иметь активный словарный запас 100-300 слов;
  • использовать в речи предлоги (обычно «в» и «на») и союзы;
  • в речи может появляться интонация, особенно при задавании вопроса;
  • имеет представление об определенной категории предметов (части тела, животные, фрукты-овощи) и может частично назвать их;
  • правильно указывает на картинку, когда взрослы спрашивает: «Покажи мне…»;
  • строит короткие предложения из 2-3 слов;
  • использует местоимения «Я», «Ты», «Мы»;
  • может задавать вопрос «Что это?».

Данные нормативы не означают, что ровно к 2 годам каждый ребенок должен обязательно уметь все из данного списка. Например, очень многие дети моих подруг в два года имеют достаточно хорошее представление об окружающем мире, но не очень активно пользуются словарным запасом.

Лучшие игры для развития речи ребенка в 2 года

  • Карточки. Классическая игра для всестороннего развития малыша. Для моей дочери эта игра была основным занятием в течение дня на протяжении долгого времени. Основная часть словарного запаса у нас была сформирована словами с карточек. Суть игры заключается в том, что нужно достать карточку наугад, показать ребенку и попросить назвать изображенный предмет. Начинать лучше всего с картинок определенной категории, наиболее знакомой, например, животные или транспорт. Задавая вопрос, необходимо выдержать паузу в несколько секунд: ребенку нужно время, чтобы опознать предмет и вспомнить его название. Если малыш растерялся и не знает, что ответить, то через 10-15 секунд необходимо назвать слово.
  • Ладушки и другие стихи и прибаутки. Знакомая всем игра позволяет не только позабавить, но и поспособствовать развитию речи. Для моей дочери эта игра стала интересна только в 1,5 года, а до этого возраста она не вызывала у нее никакого интереса. Прикосновение к ладоням и кончикам пальцев малыша будут активизировать работу рецепторов речевого центра, а каждую строчку из знакомого стихотворения ребенок может договаривать за взрослым. Такую игру можно провести с любыми детскими стихами, предлагая ребенку завершить знакомую ему фразу.

Игры с ребенком для развития речи

  • Кто как говорит? Увлекательнейшая игра, которую обожают почти все малыши. Даже в 3,5 года мой ребенок с удовольствием вспоминает, как говорят киски и собачки. Показывая на картинку, нужно попросить ребенка воспроизвести звуки животных: «Как говорит собака?» — «Гав-гав». Более сложный вариант, намеренно сделать ошибку, чтобы ребенок мог поправить взрослого: «Как говорит кошка? Ква-ква?» — «Нет, мяу-мяу!». Ребенку будет смешно от того, что взрослый говорит неправильно, а он, малыш, исправляет его.
  • Глупый взрослый. Если ребенок просит подать ему какую-то интересную вещь, взрослый должен намеренно предложить что-то другое, делая вид, что не понимает ребенка, и вынуждая его самостоятельно объяснить и назвать вещь. К примеру, ребенок просит яблоко, а взрослый спрашивает: «Ты хочешь лопатку? Нет? А, быть может, мишку?». Но в данной ситуации главное – не перегнуть палку и не довести ребенка до утомления и обиды. Для моей дочки пределом было 2-3 «неправильных» ответа, после чего она уже расстраивалась и могла расплакаться.
  • Кто спрятался в мешке? В небольшой мешок можно положить несколько игрушек-зверушек и вытаскивать их по одной, показывая только голову, предлагая ребенку назвать животное. Можно также предложить ему самому засунуть руку в мешок и вытащить игрушку – таким образом, помимо игрового момента, ребенок дополнительно будет получать массаж пальцев и развивать мелкую моторику.
  • Как что звучит и разговаривает? Для двух лет абсолютно нормально называть предметы не их именами, а звуками, которые они издают. Это касается не только звукоподражания животных, но и основной массы окружающих предметов. Мы очень долго называли машину «бип-бип», еду – «ням-ням», а любимую лошадку «иго-го». Если ребенок очень плохо говорит, то можно постоянно стимулировать его на озвучивание окружающего мира: «Как капает дождь? – «Кап-кап», «Как топают ножки?» – «Топ-топ», «Как звенит колокольчик?» — «Дзинь-дзинь». К практически любому предмету или действию можно подобрать свой звук.

Упражнения для развития речи

  • Упражнения для развития речи. Известно, что артикуляционная гимнастика способствует развитию речи. Моя попытка объяснить маленькому ребенку, что надо сделать упражнение для развития речи, не увенчалась успехом. Поэтому я предложила просто погримасничать и покривляться перед зеркалом. Также можно надувать мыльные пузыри или воздушные шарики, дуть на перышко или пламя свечи, активно гримасничать: показывать язык, зубы, надувать щеки и вытягивать губы трубочкой, например, изображая льва или обезьяну.
  • Развитие мелкой моторики. На пальчиках имеются рецепторы, которые активизируют в мозгу центр моторики, расположенный рядом с речевым. Именно поэтому говорят, что речь ребенка расположена на кончиках пальцев. Для развития мелкой моторики подойдут любые игры: пересыпание и перекладывание небольших предметов или круп, рисование пальцем, лепка из теста и пластилина, игра в сороку-белобоку и массаж пальцев.

Что делать, если ребенок так и не начал говорить?

В свои 2 года моя дочка упорно отказывалась разговаривать, несмотря на все мои попытки использования комплексного и разнообразного подхода к развитию речевого аппарата. Особенно остро это ощущалось, видя неодобрительные взгляды родственников, считающих, что я просто не занимаюсь с дочкой.

Любой родитель будет обеспокоен молчанием малыша в два года. Как определить, является ли это следствием болезни, какого-то отклонения в развитии, или это индивидуальная особенность ребенка? Существует несколько причин «молчания» и способов их разрешения.

ПричинаРешение
1.НаследственностьЕсли один из родителей ребенка начал поздно говорить, то такая особенность может передаться по наследству. В этой ситуации нужно просто выждать время.
2.Особенность характера и темпераментаНекоторые дети могут быть застенчивыми и робкими даже в 2 года. Если малыш не очень охотно играет с другими детьми, предпочитает одиночество и в целом достаточно спокоен эмоционально, то, возможно, его речевое развитие будет не таким бурным, как у других сверстников.
3.Отсутствие необходимости в речиЕсли по каждому требованию ребенка мама тут же подает ему нужную вещь или выполняет определенное действие, то у малыша не возникает необходимости развивать речь. Следует дать возможность ребенку показать всеми возможными способами свою потребность, играя в «глупого взрослого».
4.Заболевание ЛОР-органов и неврологические дефектыБывает так, что причиной задержки речи являются нарушения ЛОР-органов (дефекты, заболевания) или различные неврологические отклонения. В этом случае необходима консультация отоларинголога и невролога. Также нелишне будет показать малыша психологу и логопеду. Рекомендуется обращаться к нескольким специалистам, чтобы узнать разные мнения. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации.
5.Чрезмерный напор родителейРодители, которые хотят, чтобы их дети начали говорить как можно раньше, порой перегибают палку и буквально силой заставляют ребенка говорить. В таком нежном возрасте психика малыша очень уязвима и под напором родителей он может вовсе замолчать. Следует пересмотреть свои методы развития речи и, возможно, дать ребенку передышку.
6.Отсутствие интересаМалышу могут просто не нравиться игры для развития, в которые играет с ним мама, считающая ту или иную игру наиболее эффективной. Нужно внимательно присмотреться к интересам ребенка и предлагать ему те занятия, которые будут доставлять удовольствие.
7.Отсутствие социумаЕсли все общение ребенка происходит только с мамой или папой, то развитие речи может протекать достаточно медленно. Общение со сверстниками доставит ему массу удовольствия и возбудит интерес к общению с ними. Если малыш не ходит в детский сад, то можно посещать развивающие кружки, где проводятся групповые занятия, соответствующие возрасту, или просто общаться с другими детьми на детской площадке.

Мой опыт развития речи у ребенка

Когда моей дочке исполнилось 1,5 года, я услышала массу возмущения со стороны родственников, почему мой ребенок разговаривает только несколькими словами, а не целыми предложениями, и тем более не декламирует стихи. Как и все заботливые родители, я очень переживала, играла во всевозможные игры, делала массаж пальцев и водила в самые модные кружки, но результата не было. Когда Полине исполнился 1 год и 8 месяцев, в нашей семье появилась возможность отдать дочку в детский сад. На приеме у психолога перед поступлением в садик мне сообщили ужаснейший диагноз – задержка речевого развития. Прописали «умное» лекарство «Пантогам». Поразмыслив, я не стала давать его ребенку, а спокойно отправила в сад.

Развитие речи у ребенка до 2 лет

Через 2 месяца посещения детского сада ребенок научился многим новым вещам: кушать ложкой самостоятельно, проситься своевременно на горшок. Но говорила она все равно очень мало. Через месяц после того, как мы отметили второй день рождения, ребенка буквально «прорвало»: слова и целые предложения сыпались из нее бесконечным потоком. В 2,5 года она рассказывала короткие четверостишия. Сегодня моему ребенку 3,5 года. Ее рот не закрывается ни на минуту, она рассказывает сказки, задает миллиард вопросов, в нашем доме заработало круглосуточное «детское радио», от которого к вечеру болят уши.

Поэтому всем родителям, которые обеспокоены речевым развитием ребенка, можно дать универсальный совет: присматривайтесь к своим детям, наблюдайте за ними и слушайте собственное сердце. Если у малыша нет никаких физиологических и неврологических отклонений, то просто будьте любящими и внимательными родителями, и через некоторое время малыш заговорит так, что просто не остановить.

С уважением, Любовь Созыкина

Источник