Ребенок 2 года боится оставаться один

Ребенок 2 года боится оставаться один thumbnail

Ребенок 2 года боится оставаться один

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего «я», понимание различий между девочками и мальчиками, отношений «взрослый — ребенок — родитель».

Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.

Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.

В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии — следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.

Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.

Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его «я». В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.

Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно «срабатывает» лучше всего — стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.

Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.

Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, «прилипают» к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность — желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.

Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.

Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.

В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.

Осознавая свое «я», отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.

Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже «неопасных опасностей», рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, «забит» дома и агрессивен со сверстниками или дома «тиран», а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

Читайте также:  Кишечная палочка в моче у ребенка 2 года

Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, «нет» произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.

И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все «пробовать на язык» естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.

Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе «плохих» детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.

Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем — голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.

Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.

Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.

Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.

В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.

Читайте также:  У ребенка вокруг пупка красное 2 года

Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я».

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Источник

Ребенок 2 года боится оставаться один

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают …

1
12299
7 Марта 2018 в 11:42

Автор публикации:
Татьяна Сосновская, педагог, психолог

Многие родители сталкиваются с такой проблемой. Ребенок боится оставаться один дома даже на несколько минут. Если рядом нет папы или бабушки, бедная мама не может даже выскочить за хлебом.

Страх оставаться одному может сопровождать ребенка с самого раннего возраста, а может возникнуть внезапно после какого-то события. Разберемся с причинами возникновения таких страхов у детей и определим пути решения этой проблемы.

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две. Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов.

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают — самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы — маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности — база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в статье.

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один — может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!», то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью . Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.

Картинка ребенок боится оставаться один

Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?

Зрительный вектор: коктейль из страха и любви

В школьном лагере ребята любят рассказывать друг другу на ночь страшные истории, провоцируя друг друга на совместное переживание эмоций. Почему же некоторые даже относительно взрослые 9-10-летние дети после подобных развлечений начинают бояться засыпать без света или среди белого дня оставаться одни в городской квартире?

Как правило, это дети со зрительным вектором. Природа наградила их особой чувствительностью. Их страх «сидит» ближе, чем у всех остальных людей, поэтому именно они способны научиться тонко чувствовать другого человека, распознавать его эмоции и состояния.

Читайте также:  Алпизарин ребенок 2 года

Их эмоции сильны и глубоки, гораздо сильнее, чем у других детей. И только от воспитания зависит, станет ли зрительный ребенок развитым, умным, тонко чувствующим и понимающим человеком или будет тревожиться, бояться или истерить по любому поводу.

Если природа наградила вас таким восторженно-пугливым зрительным чудом, обязательно прочтите, как его правильно воспитывать.

Основные рекомендации:

  • Не ругать и не стыдить ребенка за его страхи, не сравнивать с другими, более «смелыми» детьми. Лучшее, что вы можете сделать, — это дать вашему малышу поддержку и вселить уверенность.

  • Не пугать Бабой Ягой, Бармалеем, чужим дядей, Волан-де-Мортом и прочей нечистью. Подобные дети и так боятся больше всех.

  • Не читать страшных сказок и сказок, где присутствует каннибализм. Это такие сказки, как «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др. Ребенок представляет себя на месте съеденного героя. Как вы думаете, каково это — быть съеденным?

  • Развивать в ребенке сострадание и сопереживание, умение разбираться в чувствах других людей. Для этого читать сказки на сострадание, классическую литературу. Учить жалеть животных, а главное — людей. Учась переживать за героев художественных произведений, зрительный ребенок учится думать о других, понимать их чувства, то есть сопереживать. На месте страха внутри постепенно поселяется любовь, в которой, как системно известно, страха нет.

Ребенок боится фото

Как помочь ребенку оставаться одному дома без страха

Вы, наверное, уже поняли, что заставлять насильно ребенка оставаться одному дома ни в коем случае нельзя. Это только усугубит его страхи и еще больше пошатнет его и так непрочное чувство защищенности и безопасности.

Поэтому самое главное — создайте благоприятный эмоциональный фон. Поймите, он не притворяется, ему на самом деле страшно оставаться одному. Не стоит на страхе акцентировать внимание, вашим грамотным поведением и действиями можно добиться того, что страх уйдет сам бесследно.

Самое главное — разберитесь со своим внутренним состоянием. У тревожной мамы тревожное дитя. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» помогает взрослым полностью и навсегда избавиться от собственных страхов и других психологических проблем. А когда мама чувствует себя хорошо, нормализуется и состояние детей. Послушайте один из отзывов мамы, прошедшей тренинг.

Больше играйте с ребенком. Дети, которые не играют в обычные, некомпьютерные, детские игры, в общем и целом испытывают больше проблем в социализации, и страхов у них намного больше. Для деток, которые боятся оставаться дома одни, боятся заходить в темную комнату будет полезна игра в дочки-матери: незаметно вплетите в игру сюжет о том, как «маме нужно уйти, а ребеночек остается дома один и спокойно занимается своими делами». Постройте сюжет дальше, как мама возвращается и счастливая жизнь продолжается дальше.

Если он боится заходить в темную комнату, придумайте игру с фонариком. Например, зайти в комнату, взять на столе фонарик и прочитать тайное послание. Фантазируйте! Играя с ребенком, вы не только боретесь с его страхами, а еще и укрепляете доверие между вами, строите фундамент ваших счастливых семейных отношений.

Расскажите свою «историю успеха», героическую или юмористическую, — о том, как вы в детстве боялись чего-то и как вы победили этот страх. Вселите уверенность в малыша, что у него тоже получится победить свой страх.

И самое главное — читайте ребенку книги!  Хорошие, правильные книги. Книги должны развивать душу ребенка, учить его сочувствовать, сопереживать. Не бойтесь книг, где в конце героев жалко так, что хочется плакать. Это очищающие душу слезы, как воздух необходимые для развития ребенка со зрительным вектором. У многих слушателей тренинга «Системно-векторная психология» после прочитывания детям грустной сказки Андерсена «Девочка со спичками» страх у детей проходил сам собой:

«Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала ………… как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать так, как будто тебя режут, ночью спать только при свете (я так уставала от непонимания и капризов, что просто валилась с ног или засыпала в любых позах и что происходило дальше с моей дочерью я не представляла….

Так не бывает, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили. С тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости…»

Аида Б., учитель специального образования, Ришон-ле-Цион, Израиль

Чем больше вы разовьете ребенка со зрительным вектором чувственно и эмоционально, чем тоньше он научится чувствовать состояния других людей, чем отзывчивее и добрее он будет, тем меньше в его сердце останется места страхам.

Хотите, чтобы ребенок спокойно и с пользой оставался дома один и вы сами были уверены, что с ним ничего не случится? Чтобы и вы, и он адекватно могли реагировать на стрессовую ситуацию? Чтобы и вы, и ваш ребенок ориентировались в окружающем мире и с первого взгляда могли определить, кому из окружающих можно доверять, а кому нет?

Приходите на бесплатный вводный онлайн-тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», результат гарантирован более чем 21 тысячами отзывов.

Автор публикации:
Татьяна Сосновская, педагог, психолог

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник