Ребенок 2 года 3 месяца развитие не говорит
Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.
В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.
Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.
Развитие речи
Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.
Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:
- В 3 месяца малыши начинают гулить;
- В 6-8 месяцев они могут лепетать;
- Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
- В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
- К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
- К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
- В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
- В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.
Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.
Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.
После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.
Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.
При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.
Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.
К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.
Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.
Задержка речи
Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.
Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.
Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.
О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.
Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.
После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.
Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.
По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.
Причины молчания
Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.
При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.
Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.
Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.
Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.
Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.
Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.
Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.
Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.
Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.
А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.
Опасный возраст
Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):
- 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
- 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
- 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
- 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).
Как научить говорить
Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.
Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.
Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.
О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.
Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.
Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.
Советы психолога
Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.
Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.
Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.
Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.
Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.
Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.
Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.
Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).
Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.
Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.
Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.
Советы доктора
- Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
- Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
- Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
- Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
- Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
- Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Прогноз
Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.
Источник
Вообще ничего не говорит. ВООБЩЕ.
Стоит бить тревогу или до 3 ждать?
В глаза смотрит, если подозвать — идет. Ботинки сам одевает. Речь , вроде понимает, но даже не пытается ничего сказать.
Какие-то звуки произносит?
Слух проверяли?
Ну а почему бы не показать ребенка логопеду, неврологу, психологу и психиатру?
Это все можно сделать в частном порядке. И ни в каких базах это не будет отражено.
Лучше перебдеть, чем недобдеть.
Это ведь ребенок ваш.
да, произносит а-а-а-а
да-да-да
но не специально, а просто так
Слух проверяли, нормальный.
Невролог одна сказала — до 3 ждите
Логопед — до 3
дефектолог — начал орать ребенок в кабинете — ушли
Другая невролог — легкое сдвг — пейте инстенон.
показывали логопеду, неврологу, психолог в дс.
везде говорят — маленький.
А психиатр тоже надо?
В прошлом ответе писала:
да, произносит а-а-а-а
да-да-да
но не специально, а просто так
Слух проверяли, нормальный.
Невролог одна сказала — до 3 ждите
Логопед — до 3
дефектолог — начал орать ребенок в кабинете — ушли
Другая невролог — легкое сдвг — пейте инстенон.
Вроде вы все сделали уже, но до 3 я бы не советовала ждать, учитывая, что у вас вообще нет речи. Начинайте заниматься с дефектологом, ищите такого, который будет приходить к вам домой (чтобы стресс был наименьшим) и в игровой форме стимулировал речь.
Идите в ИКП на тройную консультацию. Там вам вряд ли скажут ждать до трех лет, особенно если ребенок вообще ничего не говорит.
Могу посоветовать обратиться в Институт коррекционной педагогики, и в Центр патологии речи (или институт — точно не помню).
Да -нет кивает? Просьбы выполняет?
Игры по возрасту? Невербальный интеллект (пирамидки,сортировка, картинки разрезные) в норме?
указательный жест?
если ТОЛЬКО активная речь, то можно ждать, можно ноотропы попить.
Если кроме речи еще чтото, то обследоваться.
Спасибо за совет.
А как лучше искать такого дефектолога? По объявлениям? Какой порядок цен?
Просто дефектолог, когда сам приходишь — около 900- 1000 рублей. По вызову — 2500. Для меня это существенная разница.
А ссылочку не дадите? ИКП — это то , что мне выше писали — институт коррекционной педагогики?
да-нет он не кивает, но показывает нравится ему или нет. Например, пойдем домой. А он не хочет. Начинает тянуть руку в другую сторону. То есть четко указывает, что хочет, но без кивков.
Просьбы выполняет самые распространенные. То что делает каждый день. Одень ботинки, залезай в машину. Если показать, что надо поднимать банки, и говорить — поднимай , он поднимает.
Строит только пирамидку. Очень любит. Рисует каля-маля с удовольствием.
Психиатру покажите.
Вам ни разу не советовали его посетить? Невролог или логопед?
Начинает тянуть руку в другую сторону.
Рукой показывает или пальцем?
Если хочет игруку какую, или пить, или еще что, как дает понять?
Свой чужой различает?
берет мою руку и ей показывает.
Когда я беру его руку- он палец выставляет.
Если хочет игрушку — берет сам.
То что хочет есть или пить- никак не показывает.
Свой-чужой различает.
Психиатру ни разу никто не советовал.
Ребенок начал ходит в обычные ясли.
Психиатра никто не рекомендовал.
Невролога посещали двоих.
Один сказал — после 3 приходите.
Другая сказала — попейте инстенон, походите в бассейн, на физиотерапию.
Логопед приходила, сказала, после 3 обращаться.
Посоветовала дефектолога.
Т.е. к чужим на руки не идет?
Если надо куда то пройти, а на пути человек, то обойдет, четко «обозначив» человека, или пройдет «по голове»?
игрушки в ряд выстраивает? колеса у машинок крутит подолгу?
приходила на дом логопед — к ней пошел.
К другим может не пойти. Чужих побаивается.
Людей он видит, и обойдет человека.
В общем и целом неплохо все.
пыталась сейчас собрать с ним пазлы, из 6 частей.
Он вообще не соображает, что от него хотят.
Сразу плакать, кричать начинает.
Сейчас буду записываться в ИКП. Спасибо за советы.
к стыду признаюсь, что нет из 2 частей у нас картинок.
Обязательно куплю и напишу.
На коробке написано с 2 лет. Пазлы очень крупные, большие.
Сложная.. Картинку не обязвтельно покупать, можно вырезать с любой каши или другой коробки и разрезать, наш дефектолог так делает, главное чтобы рисунок был понятен ребенку. Для начала еще и показать можно что Вы от него хотите.. У меня тоже не понимали чего от них хотят, а потом нормально справлялись
он пока не понимает, что хотят от него вообще
этот пазл реально сложный. И картинка сложная.
купите те, что я по ссылке давала.
я распечатала из двух частей
он все равно не понимает.
Плачет, бросает эти картинки
На картинках ОДИН рисунок на белом фоне?
Книжки, картинки вообще ребенок смотрит?
Разложите картинки (опять же, только изображение близкое к реальности, лучше фото на белом фоне) 2-3 и попросите, дай мяч(куклу, чашку) то что хорошо знакомо. Потом разрежте пополам. Положите максимально близко. Давай соберем мяч.. Вот так.. Что получилось? МЯЧ! Какой ты молодец!
Никогда не ориентируйтесь на указанный на коробке/книжке возраст. Сейчас модно раннее развитие. Вот производители и лепят…
Любое пособи «фильтруйте». В книжку обозначенную «для 3-4 лет» запросто могут запихнуть задания из программы для 2 класса СОШ.
А этот пазл даже для 3-хлетки очень сложный.
картинки я распечатала на принтере и вырезала.
Они не цветные. может в этом проблема.
я поняла. Сначала надо чтобы он понял, что это мяч.
То есть предметы, которые он знает?
Вот я б за такие ответы поубивала бы.
то есть надо потерять 9 месяцев, что б придти к логопеду?
попейте то, походите туда
не теряйте время.
Занимайтесь сами.
И вообще — идите на первый уровень дистанционный по АВА терапии, пригодится по любому — там научат КАК учить ребенка, как подсказки давать, как поощрять.
а можно ссылку по АВА терапии
я впервые про это слышу
то есть нам нужно взять курс ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ?
первый дистанционный — базисные принципы
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «БАЗИСНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРИКЛАДНОГО АНАЛИЗА ПОВЕДЕНИЯ (АВА)»
просто знайте, что б вам кто не говорил — ЖДАТЬ НЕЛЬЗЯ
вы лично проходили?
помогло вам?
я это уже поняла. спасибо
мне да.
три модуля уже очно прошла, но начала с заочного первого
ща вот к экзамену готовлюсь по третьему модулю.
Мне это помогло всем.
Но у меня старше гораздо ребенок, тоже все говорили, ждите двух, трех, четырех, а в пять тоже не говорят, а вот петя, вася заговорил в 6….
А пока типа ждали — нежелательное поведение ребенка выросло таким буйным цветом из — за невозможности выразить свою мысль, что то попросить или отказаться или обратить на себя внимание
Щас тока этим и спасаемся.
Причем именно те, кто сначала говорит «Подождите», потом больше всех орут «Все пропало! Время упущено! Куда вы смотрели?!!!»
Мы дефектолога нашли в ближайшем логосаду. А то тоже цены нам называли от 2500, тем более что мы в области. Из сада приходила за 600 руб. Еще в одном саду нашла группу детей с ЗПР и пригласила оттуда психолога, тоже за 600.
К психиатру сходите обязательно. Лично мне понравились в НЦПЗ и ДПБ 6 в стационаре. И не пугайтесь их диагнозов, даже если Вы услышите что-то страшное для себя, у вас еще есть время все скорректировать.
А как дела с артикуляцией? Дуть, целоваться может? Яблоки, мясо жует? Как крупная моторика — бегает, прыгает?
Насчет пазлов, мы играли с пазлами фирмы Дрофа.
Ваша ситуация очень похожа на нашу…
Нам 1год 9мес.Тоже не говорит,глазки,ушки не показывает,»дай и на » не говорит,пить не просит и не понимает когда ему говоришь»на пить»,но когда позазываешь,что у тебя в руках чай-БЕЖИТ сломя голову.Тоже подводит за руку и кладёт например на кнопки телевизора,чтобы я включила мультики.Или если ему нужно что-то со стола берт мою руку и толкает её на стол,чтобя я дала ему эту вещь.На имя не отзывается.
Долго мы думали что это значит.Хотели пойти к неврологу,но сначала решили проверить слух.Записались в СМ-доктор к ЛОРу платно,она направила нас на 3 ДИАГНОСТИКИ СЛУХА(тимпланометрия,Отоакустическая эмиссия и КСВП-коротколатентные слуховые Вибрационные потенциалы).Первые 2 теста показали-«всё отлично»,а вот последний показал,что всё плохо.
А Вы как слух проверяли?
А результаты ваших исследований доктор видел?
вызванные потенциалы могут показывать нарушения не слуха как такового, а нарушения фонематического слуха (ребенок воспринимает речь как шум).
Возможно Вы и правы.Я только вчера после диагностики узнала,что у моего ребёнка есть такая проблема.Сразу пришла сюда-читать вас.И увидев эту тему-не могла не поделиться своим маленьким опытом..т.к. вдруг автор данного топа не настолько заострил внимание на проверке слуха,как мы например.
И что делают обычно в данной ситуации,не подскажете?Мы к сурдологу на субботу записаны-там-то он и прокомментирует рез-ты диагностики…а пока я на иголках….что нас ждёт..к чему готовиться..?
Давайте дождемся вердикта сурдолога, а потом будем думать)
Если слух (физический) плохой это одна тема.
Если фонематический — другая…
Если есть еще какие нарушения, еще в тех направлениях надо будет работать.
В принципе при фонемат. слухе помогает ТОматис. https://www.tomatis-moscow.ru/
Про лекотеку 1733 на метро бауманская — вы выше спрашивали — они принимают с 2х лет. позвоните — там есть 4 места.
Спасибо большое. я туда позвонила.
Но там нам сказали, что надо уйти из нашего обычного сада. Я бы хотела пока из нашего сада не уходить, а дополнительно заниматься с дефектологом пока.
Но будем иметь ввиду. Спасибо
спасибо. Уже, жаль их нет в наличии.
я уже думаю, самой сфотографировать красиво яблоко на столе, кружку. Просто напечатать фотки и разрезать.
И на нас похоже. мы прошли реабилитацию в Логомед Прогнозе, сейчас там же проходим Томатис. Результаты очевидны. Я даже стала склоняться к мысли: может у нас не органика? Но согласна, что сначала — физический слух, а потом — слух на речь (до 4-х лет про фонематический рано говорить).
после 4 может быть поздно. Чем раньше начать лечение, тем лучше и быстрее результат. В идеале до года, если родовая травма была…
начинать надо, несомненно рано, но фонематический слух формируется после 4-х
А у вас какой диагноз?нам сегодня поставили: сенсоневрологическая тугоухость и отправили куда-то на новослободскую…на подтверждение диагноза..пипец-я в шоке.
Почему на Новослободскую? Офиц. контора — детский сурдоцентр на Униврситете (просп. Вернадского, 9). У нас сенсо-невральная глухота. Все бумажки, распределение корр. сады для слабослышек там.
Источник