Ребенок 1 года берет то что нельзя как быть

Ребенок 1 года берет то что нельзя как быть thumbnail

Воспитывая ребенка, которому больше года и меньше трех лет, помните, что обойтись без слова «нельзя» вам не удастся. Да и пробовать не стоит. Человеку в этом возрасте для нормального развития просто необходимы ограничения.

Первые запреты для малыша

Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Делать больно нельзя — данную истину нужно объяснять не только словами, но и действиями примерно с шести-семи месяцев, когда у ребенка прорезаются первые зубки. И он этими зубками пробует кусать то, что больше всего любит, то есть материнскую грудь.

Задача мамы вовсе не в том, чтобы стоически сносить боль, а в том, чтобы установить границы дозволенного: до трех лет малыш делает много такого, что не следует терпеть. Золотое правило для родителей — постараться предугадать те ситуации, в которых ребенок будет вести себя неправильно. Например, стоит понаблюдать за выражением лица вашего ребенка перед тем, как он собирается прикусить грудь. И убирать ее изо рта малыша до укуса. Наблюдательность — ценнейшее качество для родителей маленького проказника. Многие вещи проще предугадать и предотвратить, чем потом иметь дело с их последствиями.

Примерно в шесть-восемь месяцев малыш изо всех сил лупит маму по щекам, желая показать, как сильно он ее любит. В данном случае задача мамы (а такое поведение чаще всего адресовано именно маме, а не папе) показать, что люди так себя не ведут. Нужно не избыточное терпение, а простое разграничение, что люди делают, а что нет. Ведь малыш неумело вступает в физический контакт, пытаясь выразить свой восторг и симпатию. А умение проявлять свои чувства очень пригодится ему в жизни.

Продемонстрируйте ребенку, как дотрагиваться до мамы так, чтобы ей было приятно. В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания «гладить», «прикасаться одним пальчиком», «осторожно трогать». Хорошая тренировка — гладить домашних животных или старших братьев и сестер. Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.

Сначала «нельзя», потом «можно»

Малыши отличаются большой исследовательской активностью, но малый жизненный опыт не позволяет им предугадывать последствия собственных действий, которые часто небезопасны. Поэтому запреты должны защитить ребенка от него самого. Помните, что правила проникают в сознание извне: то, что сначала было внешним запретом, со временем становится запретом внутренним.

Сначала — почти весь второй год жизни — роль ограничителя выполняет мама или другой взрослый, который смотрит за малышом. Ребенок, желая делать то, что нельзя, смотрит на мамину реакцию и часто поступает вопреки. Потом постепенно научается говорить себе «нельзя», а затем спрашивать: «Можно?». Так что сначала появляются «нельзя», а потом уже «можно».

Плохо, если запретов слишком много. Чересчур много «нет» или «да» наносит вред самодисциплине ребенка. Важно создать позитивную обстановку. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко. Если малыш постоянно слышит одни «нельзя» (этим иногда грешат тревожные люди, особенно бабушки и неквалифицированные няни), он просто не будет на них реагировать.

Избыточные запреты становятся своеобразным звуковым фоном — такова особенность человеческого восприятия. Как соль добавляется в пищу — ровно столько, сколько нужно, чтобы было вкусно, — так и «нельзя» в небольших количествах дополняет жизнь.

Запреты в идеале не ограничивают свободу действий, а развивают личность. Ограничения должны защищать маленького исследователя, позволяя ему эффективнее действовать внутри отведенных рамок. Границы придают ребенку ощущение надежности и уверенности в себе. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными. Границы становятся препятствием к осуществлению задуманного, но для начала лучше столкнуться с ними дома, а потом уже вывести их вовне. Годовалые и особенно двухлетние дети хотят ограничений, так как окружающий мир страшит их.

До определенного возраста младенец согласен со всем, что бы вы ему ни предложили. Поэтому не думайте, что запрещать придется постоянно. Если запреты будут грамотно и вовремя введены, то ребенок быстро осознает и запомнит их, ведь дети очень обучаемы.

Если же ваша совместная жизнь напоминает позиционную войну, то стоит задуматься, почему так происходит. Ведь стойкое сопротивление любому маминому запрету нормально только в кризисные периоды, а они длятся недолго. Скорее всего, вы слишком часто говорите «нет», поэтому и в ответ слышите то же.

Как вводить запреты и ограничения

Первые девять месяцев не вводите никаких ограничений. Только с девяти месяцев до одиннадцати начните переключать внимание ребенка, постепенно подводя его к нарушению его планов и введению запретов.

Почти никакие запреты малыш не может усвоить с первого раза. Их смысл часто превосходит возможности его понимания. Он не понимает, поэтому активно сопротивляется. Задача мамы через ежедневное, а иногда и ежечасное повторение схожих ситуаций показать, к каким последствиям приводит нарушение запрета.

Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится. Поскольку маленькие дети очень активны, возможностей что-то испробовать на собственном опыте предостаточно. Пусть дети совершают ошибки (например, проливают сок или роняют еду).

Помните, что любое слово теряет свой смысл при частом употреблении. Поэтому надо подбирать синонимы слову «нет»: например, «это не для Маши» (и описание безопасной альтернативы), «остановись», «так не делают».

Дети тоже иногда говорят «нет». Не принимайте это «нет» на свой счет: это не открытое неповиновение или непризнание вашего родительского авторитета, а незрелое проявление самостоятельности и желание подражать маме. Редкий ребенок в два с половиной — три года не попробует сказать: «А я тебе тоже не разрешаю! А я тебя тоже накажу!».

Родительский ответ в таком случае должен быть очень спокойным и правильным. Примерно таким: «Вот вырастешь большой, родятся у тебя дети, и ты станешь им что-то запрещать или даже наказывать. Но я твоя мама, а ты мой ребенок. Дети не могут наказывать родителей». И произнесено это должно быть очень уверенно, с большой внутренней силой. Не как личное мнение, а как закон, который существует в мире.

Очень важно, запрещая, не озлобляться. Запрещать, так же как и наказывать, можно только со спокойным сердцем. Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета.

Источник

Обнаружив в игрушках своего ребенка не принадлежащую ему вещь, не торопитесь браться за ремень.

Читайте также:  Рецепт картофельной запеканки для ребенка 1 год

Едва придя с улицы, Аня вынула из кармана куртки куколку в ярком платье, и, вступив с ней в разговор, двинулась в детскую. Ни мать, ни отец этой красавицы ей не покупали. «Чья это кукла?» — «Моя!» — не отвлекаясь от игры, ответила дочка.

Почему нельзя?

Даже самых спокойных родителей потрясает, когда вдруг обнаруживается, что их малыш что-то взял без спросу в гостях или унес из садика. За этим сразу следует скандал, слезы, праведный гнев, мрачные размышления о будущем ребенка. Подумать тут и вправду есть о чем, но без излишнего трагизма.

Я уже говорила, что маленькие дети в игре могут обмениваться игрушками друг с другом так, словно это общие игрушки и в то же время принадлежат каждому из них. Ребенок ведь не сомневается, что если вещь находится перед его глазами и до нее можно дотянуться, тем более еще и поиграть, то она — его. Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у маленького человека, как правило, после трех лет. А до тех пор детское воровство по сути и не воровство вовсе.

Ну, скажите, вор ли четырехлетний мальчик, который в искреннем дружеском порыве отдал своему товарищу самый красивый диск из вашей, папа, аудиоколлекции? А малыш, спокойно положивший в свой карман оброненного соседом по песочнице пластмассового солдатика? Он всего-то хочет иметь то, что принадлежит другому и искренне не понимает, почему решать эту проблему так нельзя и почему его ругают за это.

Ребенок пока просто незнаком с общепринятыми правилами и нормами поведения, родители, к сожалению, не нашли пока что времени ему сказать, что взять не свое — означает украсть, что очень плохо. Если объяснить все это вовремя, в самый первый замеченный вами раз, то велика вероятность того, что с этого раза он начнет хотя бы спрашивать, можно ли ему взять понравившуюся игрушку. Так вам, возможно, удастся покончить с проблемой в ее зародыше.

Внимание любой ценой

Но, случается, ребенок (как правило, это уже ребенок, вышедший из младенческого возраста), кладя себе в карман без спроса чужую вещь, осознает, что он делает что-то плохое. Главное, что нужно предпринять родителям, это постараться понять причины происшедшего и действовать в соответствии с понятым. Ведь психология детского «воровства» проста: таким образом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот чего именно, и предстоит выяснить родителям.

Главным побудительным моментом взять чужое является, конечно же, сильнейшее, непобедимое желание иметь понравившуюся вещь, порой вопреки голосу совести. Ребенок может понимать, что поступает плохо, но сила искушения велика, и он не может устоять. Он осознает, что наносит вред другому, но находит самые разные оправдания своему поступку — «у Сережки и так много всего», «мне завтра купят, и я ему верну», «да они и не заметят ничего», и т.д.

Вы и вправду, случается, не замечаете, как из вашего кошелька пропадают монеты разного достоинства, со стеллажа — отдельные книжки, а с полки — диски. У вас масса дел, вы приносите домой деньги, вам не до мелочей. А замечаете ли вы при этом в принципе, как растет ваш ребенок, способны ли сами увидеть, что из купленного еще в прошлом году свитерка руки торчат чуть ли не по локоть? Замечаете ли, как он завистливым взглядом провожает сверстников с мороженым в руках?

Но стоит вам заметить пропажу, вы превращаетесь в беспощадный карающий меч. Так этого ребенок и добивался! Ведь ему просто не хватает вас, вашего внимания, вашего реального участия в его жизни. Да, усердно работая, вы печетесь и о нем тоже, но это происходит далеко от него, он этого не видит. И чем сильнее будет ваш гнев, тем чаще ему будет хотеться хоть такого, зримого, вашего внимания. Имущественная выгода его поступка интересует ребенка, может быть, меньше всего. И взятые у вас деньги, купленные на них сладости для него просто символ замещения родительской любви.

И еще. Если у ребенка не все благополучно дома, он будет искать утешения вне его, среди сверстников. А чтобы завоевать их уважение, будет готов на многое, в том числе — брать у вас без спросу деньги с тем, чтобы «подкупать» ровесников, которые согласны общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. А вы были в курсе, что он одинок во дворе и в школе, что он не умеет общаться, не умеет дружить? И кто его этому должен был научить?

Вы вместе!

И вот вы вне себя, вы в панике — ребенок взял чужое!

Прежде чем начать разбираться, вспомните, пожалуйста, что перед вами не вор-рецидивист, а ваш сын или дочь. Значит, вам нужно быть предельно осторожными в словах, в чем бы вы его ни подозревали! Психологи считают, что родители должны всегда исходить из железного правила — никогда не обвинять ребенка в воровстве, даже если, кроме него, «украсть» было больше некому. Исключение, как пишет психолог Марина Кравцова, составляют случаи, когда вы застали его на месте преступления, но и в этом случае надо выбирать выражения, ведь иногда даже одного излишне жесткого разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

Читайте также:  Алгоритм промывание желудка ребенку 1 год

Но и в этом случае не стоит раздувать случившееся до масштабов катастрофы, равно как и делать вид, что ничего не произошло.

Да, вы расстроены, рассержены, но все-таки старайтесь держаться спокойно. Обвинения, а тем более рукоприкладство никогда не решат проблему (равно, как и вопрос: «Почему ты это сделал?», не получит внятного ответа), а ребенок будет и дальше заниматься своим делом, а вас обманывать, чтобы избегать наказания. После должной оценки происшедшего поговорите с ним спокойно и доверительно.

Маленький человек редко задумывается о последствиях воровства. Постарайтесь поставить его на место жертвы, пусть вспомнит, как ему было обидно, когда без спросу брали его вещи. Ребенка постарше можно спросить: «Представь, ты обнаружил, что из твоего кошелька украли деньги. Что бы ты сказал этому человеку?» Со школьниками одного разговора о честности, боюсь, будет уже недостаточно. Скажите им о таких последствиях их поступка, как потеря друзей, дурная репутация и возможные в будущем приводы в полицию.

Что касается возврата «украденного», то некоторые психологи советуют родителям настаивать на том, чтобы ребенок делал это сам и открыто: извинения, разбирательства с возможным участием родителей потерпевшего, -все эти неприятные процедуры ему запомнятся и предупредят повторение происшедшего. Я за менее шоковую терапию: стоит попробовать незаметно (оказавшись в тех же гостях) положить вещь на место или пойти возвращать ее вместе с ребенком и помочь ему в объяснениях: родители «вора», я считаю, должны делить с ним ответственность за случившееся. Ребенок оценит это, уверяю вас!

И вообще поменьше теории, поменьше нравоучений. Случилось ЧП, разбирайтесь в нем, вы — родитель и должны быть со своим ребенком вместе, и душой, и мыслями! Причем не только в моменты катарсисов, а постоянно, катарсисы предупреждая. Ребенка, не получающего в семье навыка доверительного, любящего общения, вряд ли ждет благополучная судьба.

Кстати

Любовь против воровства

Тенденция к воровству у детей НЕ ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ с помощью наказания. Это верно, что общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам. Но также верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста: согласно закону он еще не способен отвечать за свои поступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию. И будут считать проявления воровства у ребенка поступком БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ. Воровство «излечивается» не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он захотел вас понять и согласиться с вашим мнением.

Только в том случае, когда ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, только тогда он хочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний не воздействуют на него. Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях.

Возвратим владельцу то, что ребенок унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, сделаем все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.

Э.Фромм, «Азбука для родителей»

Источник

ребенок лежит на животе с игрушкой во рту

После рождения ребенок каждым своим шагом и движением начинает знакомиться с окружающим миром.

Многих мамочек волнует вопрос, как отучить ребенка брать все в рот, ведь с полугода это явление стабильное и постоянное. Не стоит паниковать и действовать без анализа ситуации.

Давайте обсудим этот вопрос подробнее.

Причины: почему ребенок тянет все в рот?

Большинство мам очень четко видят, что в районе 5–6 месяцев ребенок постоянно тянет все в рот. Для этого возраста — это нормально и естественно.

Читайте актуальную статью Что должен уметь ребенок в 6 месяцев>>>

У человека, в том числе и малыша, во рту находится огромное скопление нервных окончаний. Именно с помощью этой чувствительной зоны малыш пытается познавать окружающий его мир на вкус.

Даже, если ребенку год, и он все тянет в рот, расстраиваться не стоит. До 2–3 лет такой способ знакомиться с окружением может остаться самым главным.

На заметку! Поводом для паники и беспокойства, наоборот, должно стать то, что кроха не пытается исследовать окружающие его предметы, не делает попыток облизать игрушки.

Читайте также Когда ребенок начинает держать игрушку в руках>>>

Еще одной не менее распространенной причиной, почему дети все тянут в рот, является физиологическая особенность детского организма в этом возрасте.

С 4–5 месяцев начинаются процессы прорезывания зубов. Десна чешутся и болят, а с помощью посторонних предметов ребенок попросту их чешет, облегчая свое состояние. Подробнее о прорезывании зубов у детей>>>

Психологический аспект

Кроме физиологических особенностей детского организма, есть еще и психологическая сторона. Дети могут тянуть руки и различные предметы в рот из-за нехватки внимания со стороны взрослых.

Отправляя в рот свои пальчики и руки, кроха пытается удовлетворить свой сосательный рефлекс. Именно с ним ассоциируется любовь и внимание мамы. Когда этого не хватает, в ротик попадают разные предметы.

Особенно часто такой момент ощущается у детей старше 3 лет.

Поэтому стоит присмотреться к своему ребенку, и понять истинную причину. Ведь любовь и забота — это главные потребности ребенка, без которых он чувствует себя покинутым и одиноким. Изменить ситуацию могут только родители.

Стоит быть осторожным с народными методами, которые использовались ранее для того, чтобы отучить ребенка тянуть пальцы и предметы в рот.

Читайте также:  Рецепт фасоли ребенку 1 год

Многие пробуют мазать руки горчицей, перцем. Конечно, избавиться от внешних проявлений может и получится, но проблема останется внутри у малыша.

Этапы познания мира на вкус

Процесс познания окружающего мира у младенца происходит постепенно. После того, как он начинает осознанно двигать ручками, то первыми в ротик попадают именно пальчики.

Затем кроха стремится попробовать на вкус всю свою руку.  В этом случае родители видят ребенка, насасывающего кулак. Иногда дети так глубоко засовывают всю ладонь, что может произойти рвота.

Более подробно об этапах познания своего тела, развитии и воспитании смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Но наибольшая активность в сфере изучения мира на вкус начинается с полугода, когда ребенок садится и может самостоятельно брать посторонние предметы.

Отправляя попавшую в руки вещь в рот, ребенок составляет о ней определенное впечатление. Причем не только о ее вкусе, но и о форме и структуре.

Читайте о развитии ребенка по месяцам до года>>>

Стоит запастись терпением, так как чаще всего этот период познания продолжается приблизительно до 2 лет. Некоторые дети отвыкают быстрее.

Важно! Для детей до 2–3 лет привычка брать все в рот вполне естественная, поэтому бороться с ней не то что бессмысленно и бесполезно, но даже вредно.

Но все же важно знать, как отучить ребенка брать руки в рот, ведь в дальнейшем это может перерасти во вредную привычку.

Как отучить малыша совать все в рот

Как уже было отмечено, к особенности малыша в раннем возрасте стоит относиться снисходительно. Но многих родителей беспокоит больше вопрос гигиены и безопасности.

Чтобы малыш не навредил себе, пока будет исследовать окружающий мир на вкус, следует придерживаться простых правил. И вопроса, как отучить ребенка тащить все в рот, возникать не будет.

Не стоит ругаться

Основным двигателем детей в развитии является их огромное любопытство. Не стоит отбирать у ребенка предметы, которые он берет, а тем более, ругать его за это.

Если постоянно запрещать ему изучать окружающий мир, то постепенно у малыша пропадет желание к обучению. Бороться с этим, когда ребенок пойдет в школу, будет очень сложно.

Читайте интересную статью Как не кричать на ребенка>>>

В первую очередь безопасность

После того как стало понятно, почему ребенок все тянет в рот, важно обеспечить ему полную безопасность и гигиену. Это самый правильный и основной момент.

Из окружения малыша следует исключить все опасные предметы. Ему должны быть доступны только безопасные игрушки и предметы. Естественно, в пределах доступности не должно быть мелких частей игрушек, которые можно проглотить.

Не стоит говорить о том, что все игрушки и предметы, которые могут попасться исследователю на пути должны быть чистыми. А так, пусть изучает и знакомится.

Читайте важную статью Безопасный дом для малыша>>>

Время обучения

Период, когда малыш с интересом берет все в ротик, можно использовать в воспитательных целях.

Это прекрасное время, чтобы познакомить его с таким важным словом, как «нет». Если во рту малыша оказывается что-то непозволительное, то забирать стоит с четкими словами: «Нет, опасно». И предложить то, с чем можно поиграть.

Важно! Это не значит, что с первого раза ребенок будет слушать и поймет значение этой фразы, но постепенно он поймет, что от него родители добиваются запретом.

Для годовалых детей вопрос постановки границ является первостепенным. Ведь ребенок уже не находится у вас на руках, он свободно перемещается по квартире и у вас должна быть выработана система правил и запретов, обеспечивающая безопасность ребенка.

О границах, запретах и обучении ребенка слушаться маму, смотрите интернет-семинар Мама — главная! – курс о том, как повысить свой авторитет и распрощаться с детскими капризами.

Приобретение прорезывателя

Если причиной того, что в рот попадают все предметы без разбора, а малыш их грызет, стало прорезывание зубов, то просто «нет» тут не поможет.

Облегчить боль и зуд малышу, могут помочь специальные прорезыватели. Это резиновые игрушки, которыми малыш чешет десны. Они ускорят процесс роста новых зубов.

Читайте статью по теме: Прорезыватели для зубов>>>

Рекомендации

За долгие годы практики, сформировались основные способы, которые помогают большинству мам, справиться с познавательным интересом ребенка.

Вот, что вы можете предпринять:

  1. Если в комнате есть предмет, который реально нельзя брать в рот, то его стоит вообще убрать из поля зрения ребенка.
  2. Облегчить боль и зуд десен помогут не только специальные игрушки, но и гели (читайте подробнее о гелях при прорезывании>>>)
  3. Игрушки, которыми постоянно пользуется малыш, следует каждый день мыть, а мягкие — периодически стирать.
  4. В запретах и разрешениях нужно быть последовательным, если один из взрослых что-то запрещает, то второй это разрешать не должен. Если «нет», то всегда «нет». И наоборот.

Получается, что задаваться вопросом, как отучить ребенка совать все в рот лет до 2 даже не имеет смысла. Ваша задача – обеспечить познавательную и интересную среду для ребенка. А также следить за безопасностью, вовремя  пресекая  засовывание в рот опасных предметов.

Счастливого материнства!

Читайте также:

  • Как приучить ребенка к горшку: 5 ошибок, которые нельзя совершать родителям!
  • Как отучить ребенка сосать палец?
  • Кризис 1 года

Источник